Особенности психологического здоровья подростков из неполных семей с разным уровнем доверия к себе и к миру
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности психологического здоровья подростков из неполных семей с разным уровнем доверия к себе и к миру»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Особенности психологического здоровья подростков из неполных семей с разным уровнем доверия к себе и к миру
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе.
Приложение Б Методика исследования самоотношения.
Приложение В Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии».
Приложение Г Методика «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни».
Приложение Д Опросник «Отношение к здоровью».
Приложение Е Протокол опросника А.Б. Купрейченко детей из неполных семей.
Приложение Ж Результаты исследования самоотношения у подростков из неполных семей.
Поделиться
Введение
1 Теоретический анализ современных подходов к изучению проблемы психологического здоровья подростков из неполных семей
1.1 Понятие психологического здоровья
1.2 Факторы риска нарушения психологического здоровья подростков
1.3 Развитие личности подростков в неполных семьях
2 Теоретический анализ современных психологических подходов к исследованию проблемы развития доверия к себе и к миру у подростков из неполных семей
2.1 Доверие как социально-психологическое явление
2.2 Основы развития базового доверия к миру у подростков
2.3 Особенности развития доверия к миру у подростков из неполных семей
3 Эмпирическое исследование особенностей психологического здоровья подростков из неполных семей с разным уровнем доверия к себе и к миру
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Анализ результатов исследования
3.3 Психологические рекомендации по повышению уровня особенности психологического здоровья подростков из неполных семей и развитию доверия к себе и к миру
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема изучения доверия к миру у детей-сирот актуальна как для научных знаний, так и для оказания помощи на практике. Доверие как психическое явление играет одну из важнейших ролей в общении людей. Именно это чувство позволяет нам определить степень близости между нами и окружающими. На доверии, как правило, строятся самые прочные отношения. Поэтому так остро на сегодняшний день стоит проблема формирования базового доверия у детей, попадающих в детские дома, больницы, закрытые центры, а также у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Доверять – это важное умение для всех, но особенно доверие важно для детей, так как у ребенка оно является основой в его контактах с взрослыми, со сверстниками и с воспитателями. Доверие у ребенка впервые годы жизни формируется на основе тесного эмоционального и физического контакта с матерью. У детей лишенных материнской заботы, находящихся в условиях материнской и социальной депривации наблюдаются трудности с формированием базового доверия к миру. Эти трудности приводят к образованию у ребенка внутренней напряженности, тревожности, агрессивности, конфликтности, ощущению неполноценности, ненужности.
По этой причине социализация детей-сирот в новых условиях и последующая интеграция в общество протекают с ещё большими трудностями, чем у их сверстников из благополучных семей. Учёные отмечают, что дети-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.
Актуальность изучения доверия у подростков из неполных семей определяется необходимостью правильно строить отношения с ребенком, понимать и направлять ребенка. Ведь у детей, в отличие от взрослых, у которых превалирует глубокое недоверие, наоборот – полная открытость миру и вера во всё, что их окружает.
Доверие принадлежит к числу важнейших психических состояний человека. Оно, в огромной своей части, относится к эмоциональной, то есть плохо рационализируемой сфере психики и способно порождать многие другие чувства, состояния, социальные установки. Поэтому психологическая культура доверия теснейшим образом связана с культурой личности и межличностных отношений. А значит, актуальной проблема доверия будет оставаться до тех пор, пока будет существовать социум и системы отношений в нем. Чувство доверия, появляется очень рано, в том нежном детском возрасте, о котором человек ничего не помнит и впоследствии накладывает печать на всю нашу жизнь.
Проблемам исследования вопросов, связанных с психическим состоянием детей, воспитывающихся в неполных семьях, посвящалось большое количество работа, таких авторов, как: Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, М.И. Лисиной, Ю.Ф. Поляковой, Т.М. Землянухиной и др. К изучению проблемы развития доверия к миру у обычных подростков и подростков из неполных семей обращались в своих трудах выдающиеся отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Т.П. Скрипкина, Е.П. Ильин, В.П. Зинченко, Д. Винникотт, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, К. Коффка, Г. Гетцер, С.Л. Рубинштейн и др.
Цель дипломной работы – исследовать особенности психологического здоровья подростков из неполных семей с разным уровнем доверия к себе и к миру.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
1. Исследовать сущность понятия психологического здоровья личности.
2. Изучить доверие как социально-психологическое явление.
3. Провести теоретический анализ современных научных подходов к исследованию проблемы развития доверия к миру.
4. Провести теоретический анализ современных научных подходов к исследованию особенностей развития доверия к миру у подростков из неполных семей.
5. Провести эмпирическое исследование особенностей психологического здоровья подростков из неполных семей с разным уровнем доверия к себе и к миру. Сделать выводы исходя из результатов исследования.
6. Разработать психологические рекомендации, по повышению уровня особенности психологического здоровья подростков из неполных семей и развитию доверия к себе и к миру.
Объект исследования: личность подростков из неполных семей.
Предмет исследования: особенности психологического здоровья подростков из неполных семей.
Гипотеза исследования: существуют достоверные различия в компонентах психологического здоровья у подростков из неполных и полных семей, подтвердилась.
1 Теоретический анализ современных подходов к изучению проблемы психологического здоровья подростков из неполных семей
1.1 Понятие психологического здоровья
Проблема психологического здоровья человека находит свое отражение в работах отечественных (И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, В.Э. Пахальяна, А.А. Селезнева, В.И. Слободчикова, О.В. Хухлаевой, А.В. Шувалова) и зарубежных психологов (А. Маслоу, А. Эллис).
Термин «психологическое здоровье» вошел в научный оборот благодаря И.В. Дубровиной, согласно которой психологическое здоровье определяется как совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками успешной реализации способностей, социальной адаптации, стрессоустойчивости [1 с. 18]. Согласно определению ВОЗ, здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие [2, с. 5].
Психологическое здоровье представляет собой многоуровневый феномен. По мнению И.В. Дубровиной выделяются следующие уровни психологического здоровья:
– высший уровень психологического здоровья – креативный (ребенок – творец), к которому относят детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции;
– средний уровень – адаптивный, к которому относятся дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность;
– низкий уровень – дезадаптивный или ассимилятивно-аккомодативный (дети с нарушением баланса «ребенок-общество»), к которому относятся дети, не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеющие системой, механизмами защиты [1, с. 19].
Следует отметить, что наряду с понятием «психологическое здоровье» в литературе широко употребляется понятие «психическое здоровье», введенное Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, вносить вклад в жизнь своего сообщества [2, с. 6].
Психическое здоровье, по мнению А. Маслоу, наполняет человека субъективным ощущением благополучия. Устойчивое ощущение благополучия определяет успешное поведение, поддерживающее психическое здоровье. Переживание субъективного благополучия является одним из основных критериев психологического здоровья [3, с. 136].
Психологическое здоровье от психического здоровья отличается тем, что оно имеет отношение к личности в целом, а психическое здоровье говорит о состоянии отдельных психических процессов, являющихся предпосылкой для психологического здоровья. Следовательно, при рассмотрении психологического здоровья необходимо рассматривать и критерии психического здоровья.
В.Э. Пахальян при разграничении психического и психологического здоровья отмечает, что психическое здоровье – это, в первую очередь, баланс психических свойств и процессов, психологическое здоровье же является состоянием субъективного внутреннего благополучия личности и определяется высокой степень самоактуализации [4, с. 124].
А. Шувалов считает, понятие «психологическое здоровье» по своей сути представляет собой научный эквивалент духовного здоровья. В основе психологического здоровья лежит нормальное развитие субъективности человека, нормальность развития и характер актуализации личностного потенциала являются при этом основными его критериями. Под «субъективностью» (или «самостью») А. Шувалов понимает форму существования и способ организации человеческой реальности, сутью которой является самостоятельность духовной жизни [5, с. 94].
Согласно определению М.Н. Коркоценко, психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, совокупность личностных характеристик, которые являются предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации [2, с. 12].
Таким образом, о состоянии психологического здоровья свидетельствует личностная устремленность человека (А.В. Шувалов), степень стремления к самоактуализации (В.Э. Пахальян).
Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека. Т.Н. Метелкина отмечает, что психологическое здоровье, в свою очередь, является определенным уровнем развития и совершенства форм и способов взаимодействия человека с внешней средой. Психологическое здоровье – это и определенный уровень личностного развития, который позволяет успешно реализовывать это взаимодействие; процесс и результат развития личности в его субъективной реальности в рамках своей индивидуальной истории. Понятие «развитие» представляет собой не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к цели, определяющее последовательное накопление человеком позитивных новообразований [6, с. 52].
2 Теоретический анализ современных психологических подходов к исследованию проблемы развития доверия к себе и к миру у подростков из неполных семей
2.1 Доверие как социально-психологическое явление
В исследовании Скрипкиной Т.П. доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, а с другой – с той частью мира, с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие классифицируют как социально – психологическое явление, психологическим механизмом которого является социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в самого себя. Доверие существует во внутриличностном пространстве, но проявляет себя в околоиндивидном и в межиндивидном пространстве, именно там оно осуществляет функцию связи человека с миром [32, c. 51].
Доверие является многоуровневым образованием. Оно складывается из:
– первичных установок (возникают на ранних стадиях онтогенеза из потребности в безопасности);
– вторичных установок («вторичное доверие» направленное на мир и на себя самого). Интериоризируясь, данные установки становятся личностными [33, c. 53].
В каждой конкретной ситуации эти установки начинают взаимодействовать между собой, на основе чего индивид и вырабатывает новую актуальную установку, отвечающую ситуации, в которую включен индивид. Другими словами, уже на уровне восприятия происходит наделение объектов мира значимостью, то есть ценностями и смыслами. Человек как бы «выносит» часть себя, своей сущности, своей субъективности за пределы самого себя в мир, то есть «продлевает» себя в мир. Но для осуществления акта взаимодействия с миром необходимым условием является удовлетворение потребности в безопасности. Объекты окружающего мира должны быть не только значимыми, но и относительно безопасными, потому что только такой мир может вызвать у человека доверие [34, c. 35].
Доверие – есть свойство человека наделять явления и объекты окружающего мира, других людей, их будущие действия и свои собственные предполагаемые действия свойствами ситуативной значимости и безопасности. Доверие определяют как условие взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимодействию, то есть активности. Первоначально возникая в субъективном, внутреннем мире личности, доверие может проявляться, корректироваться лишь посредством активности человека: в момент взаимодействия оно как бы «выносится» в сам акт взаимодействия и потому оно существует в человеке, а проявляется как бы между человеком и объектом в момент взаимодействия [25, c. 21].
Доверие – это вид установки, которая состоит из трех компонентов:
– когнитивный компонент включает прогноз предполагаемого поступка, основанный на знаниях и представлениях о мире, людях, типах отношений, о социальных нормах и нормах поведения, а также на знаниях о себе и предположениях о своих возможностях, основанных на пошлом опыте;
– эмоционально-оценочный компонент включает, с одной стороны, предположение об уровне безопасности объекта, с которым субъект собирается вступить во взаимодействие, и оценку значимости ситуации взаимодействия в целом, а с другой - оценку собственных возможностей в данной ситуации и последствий намечаемого поведения для личности;
– поведенческий компонент, в котором проявляются формально-динамические стороны доверия: мера и избирательность. В результате каждой ситуации взаимодействия человек получает новый опыт, который может влиять на изменение прошлых установок [35, c. 201].
Понять смысл и сущность доверия как самостоятельной формы веры, можно лишь рассматривая систему «человек и мир» как единую систему. Доверие как самостоятельная форма веры представляет акт одновременного отношения человека к миру и к самому себе предшествующий взаимодействию с миром [36, c. 33].
Функции, выполняемые доверием, относятся не только к процессу взаимодействия людей друг с другом, но и человека с миром в целом и его отдельными частями. Доверие позволяет полнее осмыслить то культурное пространство, внутри которого человек только может обрести свою человеческую сущность и в то же время оставаться истинным «субъектом жизни» (С.Л.Рубинштейн), а не субъектом «отчужденной активности» (Э. Фромм). Функции, выполняемые доверием:
– выступает условием целостного взаимодействия человека с миром;
– осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему;
– способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в целостный акт жизнедеятельности;
– создает эффект целостности бытия человека;
– способствует возникновению эффекта целостности личности;
– устанавливает меру соответствия поведения человека, принятого решения, целей, поставленных задач как миру, так и самому себе [37, c. 77].
3 Эмпирическое исследование особенностей психологического здоровья подростков из неполных семей с разным уровнем доверия к себе и к миру
3.1 Организация и методы исследования
Целью дипломной работы является исследовать особенности психологического здоровья подростков из неполных семей с разным уровнем доверия к себе и к миру.
Гипотеза исследования: существуют достоверные различия в компонентах психологического здоровья у подростков из неполных и полных семей, подтвердилась.
Эмпирическое исследование происходило в несколько этапов. На подготовительном этапе, мы провели обзор литературы, исследований, а также тематически близких к нашему исследованию, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать свои задачи, подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений об особенностях была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, они были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: исследование осуществлялось на базе государственного учреждения образования «Рогачевский государственный педагогический колледж ». В исследовании приняли участие 90 подростков в возрасте 15-17 лет. Были сформированы две группы:
– экспериментальная группа – 45 подростков из неполных семей;
– контрольная группа – 45 подростков, воспитывающихся в обычных полных семьях.
Для проведения исследования нами были применены следующие методики:
– Методика доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе А.Б. Купрейченко;
– методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева;
– методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» Н.Ф. Фетискина;
– методика «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» Н.Е. Водопьяновой;
– опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской.
Методика доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе А.Б. Купрейченко [34] Цель методики: выявить степень выраженности доверия/недоверия недоверие к миру, другим людям и себе. Испытуемому предлагается оценить степень согласия/несогласия с каждым из 15 утверждений, используя следующую шкалу:
1 – не верно;
2 – скорее не верно;
3 – частично не верно;
4 – скорее верно;
5 – верно.
Обработка результатов. Подсчитывается алгебраическая сумма набранных баллов с учетом того, что за утверждения 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14 баллы даются со знаком плюс, а за утверждения 2, 5, 7, 10, 12, 15 – со знаком минус. Чем больше итоговая сумма с плюсом, тем больше доверие, и наоборот, чем больше итоговая сумма со знаком минус, тем больше выражено недоверие к миру, другим людям и себе. Можно выделить отдельно шкалы: доверие к миру (п. 2. 5, 11, 15); доверие к другим людям (п. 3, 7, 8, 10, 12); доверие к себе (п. 1, 4, 6, 9, 13, 14). Текст опросника представлен в приложении А.
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева [28] Назначение методики: исследование самоотношения – эмоционально-ценностного компонента самосознания. Шкалы методики: открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение. Опросник включает 110 утверждений по 9 шкалам, которые необходимо оценить согласием «+» или несогласием «-» с ними. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Текст методики представлен в приложении Б.
Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» Н.Ф. Фетискина [29] Назначение методики: диагностика реализации потребностей в саморазвитии. Шкалы методики:
1) активно реализует свои потребности в саморазвитии;
2) отсутствует сложившаяся система саморазвития;
3) саморазвитие на данный момент остановилось.
Опросник включает 15 утверждений, которые необходимо оценить по 5-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Подсчитывается общее количество баллов.
Текст опросника представлен в приложении В.
Методика «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» Н.Е. Водопьяновой [52]. Назначение методики: оценка уровня удовлетворенности качеством жизни. Методика включает в себя вопросы, характеризующие степень удовлетворенности человека 36 аспектами его жизни. Методика включает 9 шкал: работа, личные достижения, здоровье», общение, поддержка, оптимистичность, напряженность, самоконтроль, отсутствие сильных негативных переживаний. Каждая шкала оценивается от 4 до 40 баллов. Чем меньше величина баллов, тем ниже удовлетворенность качеством жизни в данной области.
Заключение
Психологическое здоровье представляет собой совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками успешной реализации способностей, социальной адаптации, стрессоустойчивости. Психологическое здоровье основано на психическом здоровье и складывается в процессе интеграции, адаптации и регуляции личности, основным показателем которого является психологическое благополучие личности Психологическое здоровье представляет собой сложное образование, включающее аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. Критериями психологического здоровья являются позитивное самоощущение, сохранение устойчивого эмоционально-положительного отношения к самому себе и окружающему миру; потребность в саморазвитии, развитая рефлексия, способность личности преодолевать трудности, конструктивно выходить из конфликтной ситуации, справляться с внутриличностными конфликтами, адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Факторы риска нарушения психологического здоровья подростков условно можно разделить на две группы: объективные, или факторы среды – это семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями; субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. К школьным факторам риска нарушения психологического здоровья относятся: стрессовая тактика педагогических воздействий (неадекватные требования, речевые атаки, грубость); несоответствие методик и технологий обучения; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками. К факторам семейного риска, негативно влияющих на психологическое здоровье подростков, относятся: нарушения психического здоровья родителей; антисоциальное поведение родителей; конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений; неадекватные требования, неадекватные меры воспитания, эмоциональные перегрузки; неэффективное взаимодействие с педагогами.
Развитие личности подростка в неполной семье обусловлено негативным влиянием структуры и особенностей такого вида семьи. Неполная семья отличается психологической нагрузкой на одного из родителей по реализации родительских функций, бедностью коммуникативных контактов в семье. Подростки из неполных семей часто имеют ряд трудностей психологического характера, среди которых: затруднения полоролевой идентификации, повышенный риск дезадаптации личности, нарушения поведения. Для них характерны такие психологические особенности как личностная незрелость, пониженный уровень притязаний, заниженная самооценка, повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность. Подростки из неполных семей проявляют более высокую самостоятельность в хозяйственно-бытовых вопросах по сравнению с подростками и полных семей.
Доверие и недоверие выполняют функцию поддержания моральных основ и социальных норм. И, наконец, доверие как проявление спонтанной социабельности выполняет функцию обеспечения самоорганизации общества. Условия возникновения, закономерности функционирования и характеристики проявления доверия как социально-психологического явления позволяют полнее осмыслить способы связи человека с миром. А так же понять механизмы взаимопроникновения человека в мир и мира в человека, что могло бы стать основанием для значительной перестройки способов, средств и методов педагогического воздействия и влияния взрослых (учителя, родителя, воспитателя) на воспитуемых с точки зрения подлинно гуманистических позиций.
Успешность процесса развития доверия к себе и к миру у детей из неполных, будет во многом зависеть от психолого-педагогического сопровождения, включающего: формирование отношения сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействии с взрослыми; воспитание чувства долга, отношения к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимания личной и общественной необходимости труда; организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей-сирот, в ходе которой осуществляется развитие доверия к себе и к миру. Учитывая все вышеизложенное, приходим к выводу, что развитие доверия к миру, открытость к восприятию нового у детей из неполных семей возможны только при ощущении постоянной заботы и внимании любящего его взрослого.
В работе нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей психологического здоровья подростков из неполных семей с разным уровнем доверия к себе и к миру. Была формулирована гипотеза исследования: существуют достоверные различия в компонентах психологического здоровья у подростков из неполных и полных семей. База исследования: исследование осуществлялось на базе государственного учреждения образования «Рогачевский государственный педагогический колледж». В исследовании приняли участие 90 подростков в возрасте 15-17 лет. Были сформированы две группы: экспериментальная группа – 45 подростков из неполных семей; контрольная группа – 45 подростков, воспитывающихся в обычных полных семьях.
1 Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. − 2009. − № 3. − С. 17-21.
2 Коркоценко, М.Н. Педагогические условия сохранения психологического здоровья учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Н. Коркоценко. – Шуя: Шуйский ГПУ, 2007. – 16 с.
3 Маслоу, А. Мотивация и личность / Перевод с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
4 Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье / В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
5 Шувалов, А.В. Психологическое здоровье человека / А.В. Шувалов // Вестник ПСТГУ. − 2009. − Вып. 4 (15). − С. 87–101.
6 Метелкина, Т.Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя / Т.Н. Метелкина // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 1. – С. 50–53.
7 Шувалов, А.В. Психологическое здоровье и образование человека / А.В. Шувалова // Известия Саратовского ун-та. – 2012. – № 3. – Т. 1. – С. 11–19.
8 Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 302 с.
9 Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия Южного фед. ун-та. – 2006. – № 13. – Т. 68. – С. 95–99.
10 Эллис, А. Практика рационально-эмотивной терапии / А. Эллис, В. Драйтен // Вопросы психологии. – 1987. − № 4. – С. 18-20.
11 Коломинский, Я.Л. Взаимосвязь психологической культуры и психологического здоровья личности как научно-практическая проблема / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнев // Психиатрия. Психотерапия и клиническая психология. – 2011. – № 4. – С. 120–130.
12 Ананьев, В.А. Психология здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
13 Хухлаева, О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Хухлаева. – М.: МПГУ, 2001. – 20 с.
14 Идобаева, О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.017 / О.А. Идобаева. – М.: МГЛУ, 2013. – 20 с.
15 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.
16 Безруких, М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей / М.М. Безруких // События. – 2011. − № 1 (26). – С. 16−21.
17 Иванченко, В.А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / В.А. Иванченко. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 24 с
18 Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
19 Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социс. – 2001. – № 11. – С. 25-29.
20 Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
21 Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 215-217.
22 Юлусова, О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье / О.В. Юлусова // Вестник МГОУ. – 2012. – № 1. – С. 64-69.
23 Ган, М.П. Я сама: В помощь неполной семье / М.П. Ган, М.Э. Черепанова. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
24 Психология семьи / Авт.-сост. В.И. Слепкова. – Минск: Харвест, 2006. – 496 с.
25 Джиоева, О.Ф. Влияние неполной семьи на личностное развитие ребенка / О.Ф. Джиоева, М.Р. Калабекова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 5-3. – С. 76-79.
26 Курагина, Г.С. Особенности социализации детей из неполных семей / Г.С. Курагина // Академия профессионального образования. – 2015. – № 7. – С. 47-52.
27 Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев // Вестник ТГУ. – 2009. – № 324. – С. 54-58.
28 Митина, Л.Л. Особенности психического развития личности ребенка в полной и неполной семье / Л.Л. Митина // Академический журнал Западной Сибири. – 2012. – № 5. – С. 6-7.
29 Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 542 с.
30 Кон, И. Современное отцовство: мифы и проблемы / И. Кон // Семья и школа. – 2003. – №4. – С. 17 – 20.
31 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
32 Борздыко, Ю.Е. Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков / Ю.Е. Борздыко // Вестник Московского университета. Психология. – 2007. – № 2. – С. 123-127.
33 Антоненко, И.В. Обзор исследований по проблеме доверия / И.В. Антоненко // Социальный психолог, 2003. – №1. – С. 26-35.
34 Гужавина, Т.А. Социальное доверие в гражданском обществе / Т.А. Гужавина // Проблемы развития территории, 2012. – №6. – С. 115-122.
35 Антоненко, И.В. Доверие: социально-психологический феномен / И.В. Антоненко. – М.: Социум; ГУУ, 2004. – 210 с.
36 Зинченко, В.П. Психология доверия / В.П. Зинченко. – Самара: Издательство СИОКПП, 2001. – 104 с.
37 Скрипкина, Т.П. Психология доверия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. за¬ведений / Т.П. Скрипкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
38 Клочко, В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза / В.Е. Клочко // Сибирский психологический журнал, 1998. – № 8-9. – С. 34-39.
39 Матвиенко, И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье: дисс. … кандидат педагогических наук: 21.00.05 / И.В. Матвиенко. – М., 2006. – 320 с.
40 Скрипкина, Т.П. Доверие как социально-психологическое явление: дисс. … доктор психологических наук: 19.00.05 / Т.П. Скрипкина. – Ростов-н/Д., 1998. – 392 с.
41 Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столина. – М.: «Просвещение», 2003. – 218 с.
42 Скрипкина, Т.П. Доверие людей в процессе общения / Т.П. Скрипкина // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. – Ростов- н/ Д., 1990. – 280 с.
43 Скрипкина, Т.В. Доверие и онтогенетическое развитие в детском возрасте / Т.В. Скрипкина, А.В. Полина // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: коллективная монография. – Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 2006. – С. 181-208.
44 Ильин, Е.П. Психология доверия / Е.П. Ильин // Мастера психологии. – М.: Питер, 2013. – 290 с.
45 Радина, Н.К. Некоторые особенности формирования «Я» концепции у детей в условиях депривации детско-родительских отношений / Н.К. Радина // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. – Нижний Новгород, 1993. – 329 с.
46 Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейко // Институт психологии Российской академии наук. – М., 2008. – 661 с.
47 Полина, А.В. Особенности социально-доверительных отношений у детей с депривацией психического развития / А.В. Полина // Социальная психология XXI столетия. Т. 2 / Под. ред. В.В. Козлова. – Ярославль, МАПН, 2004. – С. 149-153.
48 Прихожан, A.M. Развитие личности в условиях психической депривации / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Формирование личности в онтогенезе. – М., 1991. – С 78-79, 99-104.
49 Практическая психодиагностика / под редакцией И.Т. Райгородского. – М.: «Просвещение», 2000. – 490 с.
50 Скрипкина, Т.В. Доверие и онтогенетическое развитие в детском возрасте / Т.В. Скрипкина, А.В. Полина // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: коллективная монография. – Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 2006. – С. 181-208.
51 Комарова, И.А. Особенности взаимодействия в системе «подросток-взрослый» в условиях социальной депривации: когнитивный конструкт / И.А. Комарова // Вестник Нижегородского ун-та. – 2011. - № 1. – С. 200-201.
52 Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2005. – 177 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе.
Приложение Б Методика исследования самоотношения.
Приложение В Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии».
Приложение Г Методика «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни».
Приложение Д Опросник «Отношение к здоровью».
Приложение Е Протокол опросника А.Б. Купрейченко детей из неполных семей.
Приложение Ж Результаты исследования самоотношения у подростков из неполных семей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты