Роль геопалитических факторов в региональных конфликтах современном мире
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Роль геопалитических факторов в региональных конфликтах современном мире»
по дисциплине: «Геополитика»
2018
251.00 BYN
Роль геопалитических факторов в региональных конфликтах современном мире
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Геополитика
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В УСЛОВИЯХ НАРУШЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
1.1 Причины возникновения и обострения региональных и локальных конфликтов
1.2 Провоцирование конфликтных ситуаций в мире США и их союзниками
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
2.1 Евро-американские и евразийские стратегии разрешения региональных конфликтов
2.2 Роль международных организаций, России и Белоруссии в урегулировании региональных конфликтов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Постбиполярный мир, который значительно отличается от мира второй половины XX в. с позиции природы и значения конфликтов в мировой политике.
Биполярный мир (мир во время холодной войны) представлял собой мир затянутого глобального конфликта. Сущность мировой политики в тот период проявлялась в глобальном конфликте двух общественно-политических систем (капитализма и социализма, или, с точки зрения западных идеологов, свободного мира и тоталитаризма). Этот конфликт действовал в широком диапазоне международных отношений: от мирного сосуществования до региональных и локальных вооруженных конфликтов, от идеологической борьбы до поддержки антисистемной, оппозиционной силы внутри этих систем, но суть этих отношений заключалась в глубокой, непримиримой конфронтации. Он представлял собой мировой конфликт альтернативных общественных систем, которые претендовали на универсальный, общемировой характер, на широкое распространение и утверждение своих институтов и ценностей в качестве единственно верных и справедливых.
В современном постбиполярном мире глобального конфликта альтернативные общественные позиции больше не существуют. Этот конфликт закончился вследствие краха одной из конфликтующих сторон (социалистической системы) и утверждения в странах, которые к ней принадлежали, ценностей и институтов западной цивилизации. От прежней мировой системы социализма в начале ХХІ в. остались лишь осколки: Северная Корея и Куба. Китай, хоть и остается с позиции политического устройства страной социалистической, в экономической сфере все в большей степени применяет механизмы и способы рыночной экономики капитализма. Тоже самое касается социалистического Вьетнама.
На сегодняшний день по-прежнему остается много других государств, внутри которых общественно-политическое устройство представляется далеким от либерально-демократических ценностей. В частности, существуют традиционалистские восточные и другие авторитарные режимы.
Тем не менее, во-первых, даже эти страны в результате догоняющей модернизации (добровольной или навязанной) в той или иной степени утвердили определенные институты современного типа. Это касается, в первую очередь, экономической сферы (частная собственность, рынок). В итоге даже эти страны оказались в большой или меньшей степени задействованными в процессы глобализации, интегрировались в мировой экономической системе.
Во-вторых, эти восточные государства не претендуют на универсализм своих институтов и ценностей, на роль представителей глобальной альтернативы либерально-демократической системе. В более проявленной и агрессивной форме подобные амбиции (борьба с западной цивилизацией) на сегодняшний день показывает радикальный исламский фундаментализм, который выступает за воссоздание единства исламской нации и единого исламского государства (Халифата), который будет основываться на исламских нормах, декларируя определенную исламскую альтернативу западной.
При этом, влияние исламского радикализма даже в мусульманских странах представляется ограниченным. Более того, политические власти некоторых исламских стран решительно сопротивляются радикальным исламистам в своих государствах. Еще более ограниченными являются возможности исламизма в мировом рассмотрении: радикальный исламизм ведет террористическую деятельность в международном масштабе. Его ресурсные возможности, тем более в условиях усиления борьбы международных сообществ с международными терроризмом и экстремизмом, не позволяют ему осуществить свой глобальный политический проект.
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В УСЛОВИЯХ НАРУШЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
1.1 Причины возникновения и обострения региональных и локальных конфликтов
Социологи отмечают, что современный мир не является абсолютно бесконфликтным. Это обусловлен тем, что на данный момент нет возможности разрешить многие региональные конфликты, которые остались современному миру от предыдущей эпохи. Кроме того, появились новые конфликты, которые называют конфликтами постбиполярной эпохи.
В ряду самых крупных и острых региональных конфликтов, которые истоками уходят в эпоху биполярного мира, исследователи отмечают следующие:
- арабо-израильский;
- индо-пакистанский;
- корейский;
- тайваньский;
- сирийский;
- ближневосточный;
- африканский.
Перечисленные конфликты являются результатом сложных политических процессов в мировой политике, которые произошли после завершения Второй мировой войны и начала холодной войны. К данным процессам исследователи относят образование новых государств (Израиль, Индия и Пакистан), внутриполитическую борьбу (в Китае и Корее), соперничество СССР и США [14, с. 13].
Особенность перечисленных конфликтов в прошлую эпоху заключается в том, что руководили участниками конфликитов две сверхдержавы. В качестве наиболее яркого примера можно привести арабо-израильский конфликт, в котором главным союзником арабов являлся СССР, а Израиля, в свою очередь, – США. Участие в какой-либо степени этих сверхдержав в конфликтах еще более обостряло их, придавало им характер непримиримости, делало более затруднительным процесс урегулирования. Принципиально новым моментом в приведенных конфликтах на сегодняшний день представляется то, что они больше не связаны с глобальной конфронтацией сверхдержав и перестали быть составной частью их глобального соперничества. В рамках этих конфликтов на современном этапе уже не сталкиваются непримиримые интересы глобальных держав, что предоставляет возможность создания более благоприятных условий для их урегулирования.
К новым региональным конфликтам постбиполярной современной эпохи исследователи относят две группы конфликтов:
1) постсоциалистические конфликты, которые являются результатом политических трансформаций, произошедших в Центральной и Восточной Европе, и распада социалистических федеративных государств. Сюда относятся постсоветские и постюгославские конфликты.
2) новейшие конфликты XXI в. – конфликты США с «государствами-изгоями»: Афганистан, Ирак [39].
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
2.1 Евро-американские и евразийские стратегии разрешения региональных конфликтов
Зб. Бжезинский, анализируя политику США в конфликтах в Ираке и Афганистане, называет ошибкой упование Вашингтона на превосходящую военную силу как «единственно надежное средство для решения конфликтов и навязывания прочного урегулирования». Он пишет о «пределах американской военной мощи», о том, что иракская война «превратилась в бедствие», наконец, о необходимости «обновления» американской политики [3].
Политическое урегулирование конфликтов, т.е. нахождение взаимоприемлемого согласия между участниками конфликта политическим путем, при помощи переговоров, политических технологий и процедур, сегодня является важнейшей проблемой современной конфликтологии [40] и политической науки вообще. Как указывает М.М. Лебедева, «технологии мирного урегулирования конфликтов приобретают особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и развития человеческой цивилизации» [26]. Следует отметить важную роль современных технологий информационно-психологического воздействия в стабилизации и управлении конфликтами. Нельзя не признать тот факт, что разрешение этнополитических «конфликтов ценностей» не может быть найдено исключительно в материальной плоскости. Во многих районах совместного проживания межэтнические противоречия формировались, накапливались и сохранялись в сознании населения веками, и настолько глубоко проникли в коллективную память, что их политическая активация у людей нередко проявляется в форме неосознанных, ментально-архетипных, интуитивно-подсознательных реакций, не подверженных воздействию разума и логики. В этих условиях обычные методы социально-политического воздействия на конфликтную ситуацию малоэффективны: этническое подсознание их плохо воспринимает. Решение этой проблемы требует поиска новых инструментов, способных оказывать стабилизирующее воздействие на сознание и подсознание населения, проживающих в зонах конфликтов. Речь идет о новых, информационно-психологических, технологий управления политическими процессами, конфликтами в условиях кризисов.
Между тем международная деятельность по урегулированию внешнеполитических конфликтов сегодня сама переживает системный кризис. Неслучайно в этой связи многие исследователи указывают на необходимость обновления методологии общественно-научных исследований, создания «новой методологической парадигмы», в которой достойное место должна занять социальная психология [44] и «управление процессами восприятия человеком жизненной реальности, управление рефлексией» [34]. Многократно повышается значимость информационно-психологических технологий в управлении современными конфликтами как реальной альтернативы силовым методам «принуждения к миру» и «гуманитарных интервенций».
Кроме того, сегодня, в результате стремительного развития новых политических технологий, основанных на парадигме информационного превосходства, в современных политических конфликтах возникла и оформилась новая форма противостояния – информационно-психологическая война (ИПВ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иран и Саудовская Аравия вовлечены в сложное и многоуровневое противостояние в регионе Персидского залива, которое имеет политические, идеологические и экономические измерения. Это противостояние является одним из главных сюжетов в ближневосточном комплексе безопасности. Афганский кризис не может быть урегулирован за счет сотрудничества региональных и глобальных игроков на территории Афганистана. Для его урегулирования обязательным является разрешение региональных противоречий.
Россия сегодня стоит перед проблемой выработки модели мирного разрешения конфликтов, основанной на проведении многосторонней геополитики. В настоящее время современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности в мире. Они имеют тенденцию к разрастанию, включая все большее число участников и создавая серьезную угрозу не только тем странам, которые непосредственно вовлечены в них, но и другим государствам, особенно сопредельным.
Деятельность ООН в области мироподдержания заключается в действии ограниченных военных контингентов по поддержке одного или более тех гражданских компонентов, которые могут включать меры по усилению демократических институтов, подкреплению политического участия, защите прав человека, проведению честных выборов, обеспечению экономического и социального развития. В случае наличия такого взаимодействия миротворчество расценивается как удачное.
Относительно участия российских миротворцев в операциях за пределами СНГ следует признать, что оно продолжается. В 2003 году российские миротворческие подразделения были полностью выведены с территории бывшей Югославии. В настоящее время небольшие группы российских военных наблюдателей находятся в составе миссий ООН в регионах с нестабильной политической ситуацией.
Уже в первое пятилетие независимости Республики Беларусь были заложены долгосрочные основы белорусской позиции в миротворческой деятельности и обеспечения безопасности. Формирование имиджа Республики Беларусь на данном этапе характеризовалось стихийностью и отсутствием целенаправленного создания «образа» белорусского государства как государства «миротворца». Данный процесс активизировался лишь с избранием 5 марта 1995 года Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и выработкой новой стратегии национальной безопасности. И сегодня уделяется большое внимание повышению авторитета и имиджа республики во внешнеполитической деятельности.
Формирование «образа» государства «миротворца» органично связано с проводимой поливекторной внешней политикой Республики Беларусь, направленной на налаживание многосторонних международных отношений и укрепление позиций государства на мировой арене. В последние годы имидж Республики Беларусь в глазах мирового сообщества претерпел значительные изменения, что связано не только с участием в переговорном процессе по проблеме Украины, но и развитием диалога между Республикой Беларусь и Западом.
1. Бажанов, Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы ХХI века / Е.П. Бажанов. – М.: Стратегия, 2007. – 211 с.
2. Бжезинский, Зб. Великая шахматная доска / Зб. Бжезинский. – М.: Академия, 1999. – 247 с.
3. Бжезинский, Зб. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы / Зб. Бжезинский. – М.: Академия, 2007. – 216 с.
4. Беларусь и ООН: цели и задачи. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mfa.gov.by/foreign_ policy/. – Дата доступа:
5. Беларусь могла бы стать модератором диалога по Украине – немецкий эксперт // БелТА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/politics/view/belarusmogla-by-stat-moderatorom-dialoga-po-ukraine-nemetskij-ekspert-181188-2016/. – Дата доступа:
6. Бикетова, Е.А. Эволюция имиджа Республики Беларусь в СМИ Западной Европы в 1991–2015 гг. / Е.А. Бикетова // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 407. – С. 36–43.
7. Бородкин, Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 123 с.
8. Бьюкенен, А. Сецессия: право на отделение, права человека и территориальная целостность государства / А. Бьюкенен. – М.: Рудомино, 2001. – 238 с.
9. Варламова, Н.В., Пахоменко, Н.Б. Между единогласием и волей большинства / Н.В. Варламова, Н.Б. Пахоменко // Центр конституционных исследований. МОНФ. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 65 с.
10. Война и мир Сирии. Восстановлению страны мешает раскол между двумя «антитеррористическими коалициями» // «Коммерсантъ», 29.12.2017.
11. Володин, А.Г., Широков, Г.К. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы / А.Г. Володин, Г.К. Широков // Полис. – 1999. - № 5. – С. 255–271.
12. Волова, Л.И. Нерушимость границ – новый принцип международного права / Л.И. Волова. – Ростов н/Д.: Издание КаИС, 1987. – 165 с..
13. Внешняя политика Республики Беларусь // Министерство иностранных дел Республики Беларусь (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mfa. gov.by/foreign_policy/. – Дата доступа:
14. Галумов, Э. А. Структура имиджа страны // Международный имидж современной России (политологический анализ): дис. … д-ра полит. наук: 23.00.04 / Э. А. Галумов. – М.: Гардарики, 2004. – С. 98–120.
15. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml. – Дата доступа:
16. Доленко, Д.В. Региональные конфликты в современном мире и проблемы их урегулирования / Д.В. Доленко // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. – 2008. № 7. – С. 12-18.
17. Доклад Президента Беларуси на пятом Всебелорусском народном собрании 22 июня 2016 г. // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/ru/news_ru/view/ uchastie-v-pjatom-vsebelorusskom-narodnom-sobranii-13867/. – Дата доступа:
18. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.icrc.org/rus/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf. – Дата доступа:
19. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II) от 8 июня 1977 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540378/. – Дата доступа:
20. Дугин, А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России / А.Г. Дугин. – М.: «Арктогея», 1997. – 323 с.
21. Женевские конвенции от 12.08.1949. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml. – Дата доступа:
22. Китай: Традиции и современность. Сборник статей. – М.: Наука, 1976. – 235 с.
23. Косолапов, Н.А. О месте геополитики в эпоху глобализации / Н.А. Косолапов // Восток (Oriens). – 2003. – № 4. – С. 143–156.
24. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-cultural-properties-140554.htm. – Дата доступа:
25. Кудашов, В.И. Кризис политики в процессе глобализации и локализации / В.И. Кудашов // Теория и история. – 2004. – № 3. – С. 168–176.
26. Лебедева, М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии / М.М. Лебедева. – М.: «Аспект Пресс», 1999. – 178 с.
27. Лебедева, М.М. Мировая политика / М.М. Лебедева. – М.: Изд-во Весь мир, 2003. – 203 с.
28. Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопросы философии. – 2003. – № 1. – С. 76–88.
29. Манойло, А. Мирное разрешение международных конфликтов: национальные концепции, модели, технологии / А. Манойло // Власть. – 2008. – № 8. – С. 79-83.
30. Медведев: России не нужно добиваться дружбы с мусульманским миром [Электронный ресурс] // Аргументы и факты [Офиц. сайт]. 24.06.2009 г. URL: http://www.aif.ru/politic/article/27674. Дата обращения:
31. Международное право в документах. – М.: Аспект Пресс, 1982. – 278 с.
32. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. – М.: Радикс, 1999. – 214 с.
33. Миядзакские инициативы «Группы восьми» по предупреждению конфликтов // Внешняя политика и безопасность современной России. Т. 4. – М.: Наука, 2001. – 423 с.
34. Молчанов, М. Истоки российского кризиса: глобализация или внутренние проблемы? / М. Молчанов // Полис. – 1999. – № 3. – С. 89–98.
35. Панарин, А.С. «Конец либеральной эпохи» или культуроцентризм как постиндустриальная социокультурная «фаза ретро»? Цивилизационная модель международных отношений и ее импликация: научная дискуссия в редакции «Полиса» / А.С. Панарин // Полис. – 1994. – № 1. – С. 34–42.
36. Савиных, А.В. Имидж государства / А.В. Савиных // Беларуская думка. – 2011. – № 11. – С. 3–7.
37. Титаренко, М.А. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений / М.А. Титаренко. – М.: Айрис Пресс, 1994. – 146 с.
38. Тихомиров, А.В. Взаимодействие Республики Беларусь с ООН (1991–2015 гг.) / А.В. Тихомиров // Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития. – 2015. – Вып. 3. – С. 261–276.
39. Торкунов, А.В. Международные отношения после косовского кризиса / А.В. Торкунов // Внешняя политика и безопасность современной России. – Т. 1. – С. 60–62.
40. Тренин, Д. Россия и кризис в Сирии / Д. Тренин // Рабочие материалы Карнеги: сборник. — М.: Пресс Клуб Сервис, 2013. — С. 56-61.
41. Тренин, Д. Портрет сирийской войны / Д. Тренин // Россия в глобальной политике. – 2017. - № 3. – С. 16-19.
42. Улахович, В.Е. Становление и особенности внешней политики Республики Беларусь (1991–2005 гг.): автореф. дисс. … канд. ист. наук: 07.00.15 / В.Е. Улахович. – Минск, 2012. – 28 с.
43. Фельдман, Д.М. Политология конфликта. – М.: Стратегия, 1998. – 198 с.
44. Фукуяма, Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния (отрывки из книги) // Новая постиндустриальная волна на Западе / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 191– 209.
45. Цыганков, П.А., Фельдман, Д.М. Социология и международные отношения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология. – 1999. – № 3. – С. 40–51.
46. Шадурский, В.Г. Формирование концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь (1991–2011) / В.Г. Шадурский // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3: Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 2011. – № 3. – С. 31–36.
47. Ясносокирский, Ю.А. Политико-правовые механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов в рамках ОБСЕ // Полис. 1999. – № 5. – С. 165–169.
48. Яценко, М.П., Малинин, А.В. Проблема совершенства в концепциях русского космизма / М.П. Яценко, А.В. Малинин // Научное мнение: научный журнал. – СПб.: Речь, 2012. – № 12. – С. 21–26.
49. Яценко, М.П. Глобализация как форма исторического процесса и аксиология истории / М.П. Яценко // Научные проблемы гуманитарных исследований. Научно-теоретический журнал. – Пятигорск, 2010. – Вып. 9. – С. 228–233.
50. Study on Security Cooperation in the Heart of Asia Region. Kabul, 2016.
51. Rubin, B.R., Armstrong, A., Nttegeye G. Draft Discussion paper I: Conceptual overview of the origin, structure, and dynamics of regional Conflict Formations. N. Y.: Center on International Cooperation. N. Y. University. 2001.
52. Kristian, B. Harpviken, Shahrbanou Tadjbakhsh. A Rock Between Hard Places. Afghanistan as an Arena of Regional Insecurity. London: C. Hurst & Co., 2016.
53. Starr, S. Frederick, C. Kuchins Andrew. The Key to Success in Afghanistan. A Modern Silk Road Strategy // Silk Road Paper. 2010. May.
54. Butt, Khalid Manzoor, Siddqi Azhar Javed. Pakistan-Afghanistan Relations from 1978 to 2001: An Analysis // South Asian Studies. 2016. Vol. 31, № 2 (July – December). Р. 723–744.
55. Ishtiaq, Sabah, ShahIndia Kriti. Afghanistan: Old Friends, New Dialogue. ORF Special Report, New-Delhi, 2016.
56. Keohane, R., Wye D., Power and Interdependence. World politices in Transition. NY 2000
57. Tabatabai, Ariane. Saudi Arabia and Iran Face Off in Afghanistan. The Threat of a Proxy War // Foreign Affairs. – 2016. – October 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты