Социально-психологическое сопровождение профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Социально-психологическое сопровождение профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Социально-психологическое сопровождение профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Т.И. Шамовой «Потребность в саморазвитии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика О.Н. Бачарова диагностики педагогических способностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник Н.В. Немовой «Факторы профессионального развития».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные данные по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рекомендуемая литература и фильмы.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основания социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов
1.1 Психологические особенности профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования
1.2 Сопровождение как форма социально-психологической помощи педагогам
1.3 Содержание социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов
Глава 2 Эмпирическое исследование социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Особенности уровня профессионального развития педагогов
2.3 Особенности сформированности способностей у педагогов
2.4 Особенности эмоционального выгорания педагогов
2.5 Представления педагогов о факторах профессионального развития
Глава 3 Программа социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования
3.1 Общая характеристика программы
3.2 План реализации программы социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая деятельность традиционно рассматривается как особый вариант профессиональной деятельности, который связан с необходимостью постоянного развития и самосовершенствования. Особенно актуально это утверждение для современного этапа развития системы образования, которая ориентирована на реформирование, обновление и внедрение идей непрерывного образования. Можно резюмировать, что современное общество выдвигает особые требования, такие как готовность жить и работать в условиях нестабильности, инициативность, креативность, активность реализации своих возможностей. Все это изменяет требования к профессии педагогов, в задачу которых входит не просто воспитание подрастающего поколения, но личностей, готовых к активной творческой деятельности и быстрой адаптации к новым, часто меняющимся условиям.
Эти тенденции апеллируют к пристальному вниманию, к разработке и внедрению социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов, в том числе учреждений дошкольного образования.
Проблемы профессионального развития педагогов освещали такие ученые, как Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Е.О. Голубева, А.Н. Матюшкин, В.Е. Чудновский, В.Д. Шадриков, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, В.М. Дружинин, Л.В. Черемошкин, М.К. Кабардов, Н.В. Кузьмина, Н.А. Аминов, Б.Ф. Баев, В.А. Сластенин, Е.С. Михайлова, Ф.Н. Гоноболин, Э.А. Гришин, М.И. Станкин, А.И. Щербаков, С.В. Кондратьева, O.A. Абдуллина, Е.И. Рогов и др.
Изучая условия успешной профессиональной деятельности, исследователи обращались к различным аспектам профессионального развития: мотивации, способностям, компетенциям и т.д. Однако накопленная информация в своем большинстве собрана в советский период, а также в основном касается школьных педагогов. Содержание социально-психологического сопровождения педагогов учреждений дошкольного образования остается недостаточно изученным, что и определило актуальность нашего исследования.
Объект исследования: социально-психологическое сопровождение профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования.
Предмет исследования: содержание и методы социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования.
Цель исследования: на основе теоретического и эмпирического исследования разработать и частично апробировать программу социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования.
Задачи исследования:
- на основе теоретического анализа описать особенности профессиональной деятельности педагогов учреждений дошкольного образования;
- на основе теоретического анализа систематизировать представления о профессиональном развитии педагогов учреждений дошкольного образования;
- на основе теоретического анализа выделить содержание и методы социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования;
- эмпирически выявить выраженность потребности в саморазвитии у педагогов учреждений дошкольного образования;
- эмпирически установить сформированность педагогических способностей у педагогов учреждений дошкольного образования;
- эмпирически изучить особенности эмоционального выгорания педагогов учреждений дошкольного образования;
- эмпирически установить представления педагогов о факторах, способствующих и препятствующих профессиональному саморазвитию;
- разработать и частично апробировать программу социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад» д. Клейники и ГУО «Ясли-сад № 72» города Бреста.
Глава 1 Теоретические основания социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов
1.1 Психологические особенности профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования
Педагогическая деятельность рассматривается специалистами как профессиональная деятельность, с одной стороны, связанная с высоким риском эмоционального выгорания и профессиональной деформации, а с другой – как связанная с возможностью и необходимостью постоянного профессионального и личностного развития и самосовершенствования. Исследователи солидарны (Т.В. Кротова, Э.Ф Зеер, В.Д. Шадриков и др.), что только при условии профессионального развития педагог может эффективно осуществлять образовательный процесс и взаимодействие с детьми [21, с. 178].
Педагогическая деятельность может быть рассмотрена с разных точек зрения: содержательной и формально-структурной.
Согласно теории А.Н. Леонтьева, в структуре педагогической деятельности, как любой другой деятельности особое значение занимает мотивационная составляющая.
Традиционно различают внешние (страх наказания) и внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат своей деятельности).
Н.А. Аминов, основываясь на взглядах американского психолога Г.А. Мюррея, поднял проблему мотивов власти в структуре профессиональной мотивации педагогов. Г.А. Мюррей выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. Это желания:
- контролировать свое социальное окружение;
- воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или приказания;
- побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
- добиваться их сотрудничества;
- убеждать других в своей правоте.
Н.А. Аминов отмечает также соответствие этим желаниям определенных действий, которые образуют определенные группы:
- склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;
- подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения;
- запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы;
- очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду
Н.А. Аминов приводит следующие виды мотива власти, соотносимые с действиями педагогов:
1. Власть вознаграждения. Определяется ожиданием, в какой мере учитель может удовлетворить один из мотивов ученика и насколько учитель поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения ученика.
2. Власть наказания. Определяется ожиданием ученика, во-первых, той меры, в какой учитель способен наказать его за нежелательные для учителя действия фрустрацией того или иного мотива, и, во-вторых, насколько учитель сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения ученика.
3. Нормативная власть (возможность влиять на нормы поведения, присваиваемые учениками, т.е. правила, через которые учитель имеет право контролировать соблюдение поведение учеников)
4. Власть эталона. Она основана на идентификации ученика и желании ученика быть похожим на педагога.
5. Власть знатока. Определяется приписываемыми учителю со стороны ученика особыми знаниями по изучаемому предмету, интуиции или навыков обучения в рамках предмета.
6. Информационная власть. Она имеет место в тех случаях, когда учитель владеет информацией, способной заставить ученика увидеть последствия своего поведения в школе или дома в новом свете [5, с. 27-28].
Еще один подход к анализу педагогической мотивации предложил российский психолог А.Б. Орлов. Он использовал понятие центрации, как отражение содержания педагогической деятельности, на котором сосредоточены интересы педагога.
Адекватной педагогической деятельности является личностная центрация. Она понимается в гуманистической психологии как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения».
Глава 2 Эмпирическое исследование социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования
2.1 Методики и организация исследования
Для реализации цели исследования был подобран комплекс из четырех методик.
Методика 1. – Т.И. Шамовой «Потребность в развитии» (Приложение А) позволила определить уровень мотивации к профессиональному развитию педагогов дошкольного учреждения образования. Респондентам предлагалось ответить на предложенные в анкете вопросы. Ответ представлял собой выставление оценки по каждому утверждению. Система оценивания была следующей:
5 – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 – скорее да, чем нет;
3 – не могу определиться;
2 – скорее всего не соответствует,
1 – полностью не соответствует.
Обработка результатов исследования проводилась путем подсчета общей суммы баллов за тест. Количественные результаты теста интерпретировались в соответствии со следующим ключом:
55 баллов и более – свидетельствуют о процессе активного профессионального развития личности, при котором респондент в полной мере реализует свои потребности в саморазвитии и познании;
- от 36 до 54 баллов – педагог пытается осуществить процесс саморазвития, но сталкивается с трудностями. Основной трудностью выступает отсутствие четкой системы саморазвития;
- диапазон от 15 до 36 баллов означает, что респондент не находится в состоянии развития, более того, не имеет никакого желания осуществлять данный процесс.
Методика 2. – Опросник профессиональных способностей О.Н. Бачарова, позволяющий определить преобладание тех или иных способностей у педагогов (Приложение Б).
Предлагаемая методика включает 30 утверждений. Каждый тип педагогических способностей в методике задается пятью утверждениями. В анкете респондентам предлагалось каждое утверждение оценить одним из четырех вариантов:
- «это неверно» – 0 баллов;
- «это не совсем так» – 1 балл;
- «в общем, это верно» – 2 балла;
- «полностью согласен» – 3 балла.
В итоге выраженность каждого типа способностей определяется следующим образом:
- низкий уровень – от 0 до 5 баллов,
- средний уровень – от 6 до 9 баллов,
- высокий уровень – от 10 до 15 баллов.
Методика 3. – Тест-опросник уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (Приложение В).
Тест-опросник включает в себя 84 вопроса. В процессе прохождения теста испытуемый должен ответить на предложенные вопросы, выразив к ним свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Данный тест позволял выявить, на какой из фаз («напряжение», «резистенция» и «истощение») находятся респонденты, у которых обнаружено эмоциональное выгорание. Для каждой стадии характерен свой набор симптомов, а также методика количественного определения степени выраженности каждой стадии стресса. Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.
Фаза напряжения – является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов:
- симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» – проявляется в виде осознания факторов профессиональной деятельности травмирующих психику, которые тяжело поддаются устранению. В ходе работы формируется негодование, отчаяние, неудовлетворение.
- симптом неудовлетворенности собой – развивается чувство неудовлетворенности собой и своей деятельностью, профессией, обязанностями. Осуществляется механизм переноса эмоций не во внешнюю среду, а на собственную личность.
- симптомы «загнанности в клетку» – возникает в продолжение развития стресса и депрессии и является логическим их продолжением. Человек испытывает чувство беспомощности, подавленное состояние. Он не в силах справиться с психотравмирующими обстоятельствами, при решении который он задействует все свои внутренние ресурсы. В случае, если выход из ситуации не найден возникает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.
Глава 3 Программа социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях учреждения дошкольного образования
3.1 Планирование и организация социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях учреждения дошкольного образования
Основываясь на результатах проведенного эмпирического исследования, можно составить рекомендации, которые будут способствовать профессиональному развитию педагога в дошкольном учреждении образования.
Работу по данному направлению можно разделить на несколько этапов.
Первый этап. Работа по усилению личностного смысла в профессиональном развитии. Значительных результатов в этой сфере можно достичь благодаря приданию притягательного смысла и социальной значимости профессии педагога. В рамках данного этапа целесообразно изменить отношение педагогов к труду, сконцентрировать внимание на том, что педагогический труд является социальной и личностно значимой потребностью. Профилактическая работа по формированию способности получать удовлетворение от качества выполняемой работы и исполнения должностных обязанностей увеличит самооценку учителя, что, в свою очередь, также является стимулом для усиления личностного смысла профессионального развития. В рамках данного этапа рекомендуется проводить работу с педагогами по приобретению уверенности в реализации собственных способностей и умений, при этом учет индивидуально-личностных особенностей и ведущего вида деятельности будет способствовать раскрытию профессионального потенциала педагога. При проведении работы по данному направлению будет целесообразно основываться на интересы каждого конкретного педагога при составлении плана его профессионального развития. Зачастую планирование профессионального развития происходит без участия самого педагога, что приводит к отсутствию мотивации в самореализации и саморазвитии. Внедрение соревновательного компонента на данном этапе должно проводиться очень осторожно, так как открытое противостояние может снизить мотивацию педагога к профессиональному развитию. Соревновательный компонент лучше представлять как возможность мобилизировать собственные ресурсы.
Второй этап. Проведение работ по поиску и внедрению новых механизмов мотивации профессионального развития педагогов. Работа на данном этапе может осуществляться путем отказа от сложившейся системы управления, так как в большинстве своем, в учреждениях образования присутствует авторитарная система управления, и любая инициатива, которая отличается от желаемой, пресекается. На данном этапе целесообразно обучить педагога навыкам лидерской компетенции. Педагог в первую очередь лидер, который должен уметь повести за собой учащихся. В рамках учреждений образования мы говорим о способности педагога заинтересовать учащегося до такой степени, чтобы он с радостью принимал новые знания, овладевал умениями и навыками, при этом самостоятельно доводя их до совершенства. Более того, педагог должен обладать умением вызывать доверие у учащихся, что значит, в рамках дошкольного учреждения образования обращаться к методу наглядности в процессе обучения. Администрация учреждения образования должна проводить работу по оказанию помощи педагогу в решении профессиональных задач, при том инициатива должна исходить от администрации учреждения. В противном случае, педагог может обратиться за помощью, когда крайне сложно найти подходящее решение. В рамках работы администрации учреждения образования целесообразно выделить следующие направления: подчеркивать значимость и уникальность каждого сотрудника, формировать позитивный настрой и подавать личный пример, минимизировать риски при внедрении новых механизмов организации работы в учреждении образования, оказывать моральную и материальную поддержку трудовому коллективу.
Третий этап. Снижение уровня стресса в ходе выполнения должностных обязанностей. Работа по данному направлению основана на высоком уровне эмоционального выгорания. Исходя из результатов проведенного нами эмпирического исследования, наблюдается тенденция к увеличению уровня эмоционального выгорания педагога. Таким образом, чем больше стаж работы, тем выше уровень эмоционального выгорания. Высокий уровень эмоционального выгорания приводит к снижению уровня трудоспособности педагога, снижению производительности труда, ухудшению общего состояния здоровья. Более того, высокий уровень эмоционального выгорания приводит к деформации индивидуально-личностных качеств. Например, педагог с большим стажем в глазах учащихся является более злым и строгим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая деятельность по своей специфике предполагает, что специалисты постоянно обновляют свои знания, совершенствуют умения, осваивают новые компетенции. Особенно актуальным это требование становится в контексте внедрения идей непрерывного образования. Эффективная реализация педагогами профессиональной деятельности невозможна без создания условий для их профессионального и личностного саморазвития. В свою очередь социально-психологическое сопровождение профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования может быть эффективно только при условии научной обоснованности, планомерности, систематичности и продолжительности. Также значимыми факторами успешности реализации целей социально-психологического сопровождения выступают учет специфики деятельности учреждений дошкольного образования, а также индивидуальных особенностей педагогов конкретного учреждения образования. Это указывает на необходимость проведения в рамках сопровождения мероприятий диагностической и обучающей, развивающей направленности в комплексе.
В качестве системообразующей задачи профессионального сопровождения педагогов может рассматриваться актуализация мотивации профессионального самопознания и саморазвития. Проведенное исследование показало, что далеко не все педагоги характеризуются выраженным желанием повышать собственный профессиональный уровень.
В структуре педагогических способностей педагогов учреждений дошкольного образования особое внимание следует уделять коммуникативным, организаторским, проектировочным, диагностическим способностям, а также рефлексии. Как показало наше исследование, на фоне организаторских, конструктивных и проектировочных способностей они сформированы в наименьшей степени. Это соответствует и выводам.
Системным проявлением проблем в профессиональном развитии педагогов учреждений дошкольного образования является эмоциональное выгорание. Как показало исследование, наибольшее количество педагогов находится в первой фазе эмоционального выгорания, в фазе «напряжения». В фазе «истощения» 62,5% испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания.
Апробация разработанной программы позволяет предположить, что при условии полной и последовательной реализации она может выступать действенным средством социально-психологического сопровождения профессионального развития педагогов учреждений дошкольного образования.
1. Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова. – М, 2005. – 218 с.
2. Айрапетова, В. А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: автореф. дис.докт. пед. наук / Айрапетова В. А. – СПб, 2005. – 50 с.
3. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис.докт. пед. наук / Е. А. Александрова; Тюменский государственный университет. – Тюмень,
2006. – 40 с.
4. Алехина, И. В. Мониторинг становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения: содержательный аспект / И. В. Алехина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. [Электронный ресурс]. – 2010. – №1. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-stanovleniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-soderzhatelnyy-aspekt. – Дата доступа:
5. Аминов, Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. – М., 1988. - №5 – С. 21-33.
6. Афонькина, Ю. А. Повышение квалификации педагогов-психологов в современных условиях развития дошкольного образования / Ю. А. Афонькина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. [Электронный ресурс]. – 2012. –№1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-pedagogov-psihologov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya. – Дата доступа:
7. Барабаш, Е. Ю. Развитие профессионализма воспитателя дошкольного образовательного учреждения: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. Ю. Барабаш. – Ставрополь, 2003. – 207 с.
8. Бережнова Л. Н. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития / Л. Н. Бережнова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – СПб., 2005. – №5. – С. 109–121.
9. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.
10. Битянова, М. Р. Практическая психология в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 296 с.
11. Бичева, И. Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Б. Бичева – Н. Новгород, 2003. – 196 с.
12. Бойко, В. В. Эмоциональное выгорание / В. В. Бойко. – М., 1995. – 248 с.
13. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – М., 2005. – № 2.
– С. 23-28.
14. Власова, О. А. Валеолого-педагогическое сопровождение учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности : автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Власова О. А.; Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования. – Санкт-Петербург, 2012. – 24 с.
15. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – М.: Инноватор, 1995. – №3. – С. 58-64.
16. Гершунский, Б. С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Б. С. Гершунский. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 432 с.
17. Гоноболин, Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей / Ф.Н.Гоноболин // Психология способностей: учеб. пособие / Ф. Н. Гоноболин. – М,
1962. – 255 с.
18. Гутман, Е. В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Гутман Е. В.; Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО. – Казань, 2013. – 221 с.
19. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
20. Захарова, Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Г. И. Захарова. – Челябинск, 1999. – 24 с.
21. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с.
22. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
23. Исакова, Е. К., Лазаренко Д. В. К определению понятия педагогическое сопровождение / Е. К. Исакова // Архив научных публикаций [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа https://sibac.info/conf/innovation/xl/40498. – Дата доступа:
24. Истомина, Н. Б. Формирование профессиональных умений в процессе решения методических задач / Н. Б. Истомина // Начальная школа. – 1986. – №10. – С. 69-72.
25. Казакова, Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): автореф. дис. … пед. наук / Е. И. Казакова. – СПб., 1995. – 32 с.
26. Карпов, А. В. Психология рефлексии / А. В. Карпов, И. М. Скитяева. – М.: Аверс Пресс, 2002. – 448 с.
27. Кротова, Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: дис. . канд. пед. наук: 13.00.07 / Т. В. Кротова. – М., 2005. –254 с.
28. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. – 345 с.
29. Кухарев, Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества / Н. В. Кухарев. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 1996. – 104 с.
30. Лезова, Л. В. Тренинг как метод активизации профессионального самоопределения студентов / Л. В. Лезова // Профориентация, профессиональная карьера и рынок труда в новых социально-экономических условиях. Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 2001. – №4. – С. 21-34.
31. Лукьянова, М. И. Развитие компетентности учителя в личностно ориентированной педагогической деятельности: учебное пособие / М. И. Лукьянова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 264 с.
32. Майер, A. A. Рефлексивный мониторинг формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / A.A.Майер. – Барнаул, 2002. – 220 с.
33. Малышев, А. В. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве: автореферат дис. доктора психологических наук: 19.00.07 / Малышев А. В.; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2013. – 59 с.
34. Мальтиникова, Н. П. Психолого-педагогическое сопровождение в учреждениях среднего профессионального образования: методическое пособие для психологов и социальных педагогов / Н. П. Мальтиникова. – Курган, 2005. – 218 с.
35. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
36. Милованова, Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н.Г.Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2013. – 365 с.
37. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
38. Родионов, В. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе : метод. рекомендации / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая. – Ярославль: Акад. развития, 2001. – 159 с.
39. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2000. – 200 с.
40. Некрасова, Н. В. Компетентностный подход и его значимость для современного высшего образования в России (обзор современных научных взглядов) / Н. В. Некрасова // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 20. – С. 130-136.
41. Новицкая, В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: дис. . канд. пед. наук: 13.00.07 / В. А. Новицкая. – СПб., 2007. – 281 с.
42. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / А. Б. Орлов. - М.: Академия, 2002. – 272 с.
43. Панько, Е. А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: пос. для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений / Е. А. Панько. – М.: Изд-во Университетское, 2002. – 207 с.
44. Попова, Е. В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Попова. – Ростов н/Д., 1996. – 17 с.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688с.
46. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. – 2-е изд., доп. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
47. Сергеева, О. А. Система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.01 / Сергеева О. А.; Моск. гор. пед. ун-т. – Москва, 2013. – 48 с.
48. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2010. – 207 с.
49. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
50. Степанов, С. Ю., Проблемы рефлексивно-творческой педагогики / С. Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. – Казань, 1990. – №4. – С. 48-56.
51. Столярова С. С. Самореализация личности в трудовой деятельности / С.С.Столярова // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2010». – Одесса: Черноморье, 2010. – 104с.
52. Терегулов, Ф. Ш. Образование как смысл человеческой жизни / Ф. Ш. Терегулов // Народное образование. – 2001. – № 1. – С. 6-10.
53. Ховов, О. Б. Преемственность в непрерывном образовании / О. Б. Ховов // Мир образования, образование в мире : Научнометодический журнал. – 2008. – № 1. – С. 103-112.
54. Хухлаева, О. В. Психология развития. Молодость. Зрелость. Старость. / О.В.Хухлаева. – М.:ВЛАДОС, 2006. – 208 с.
55. Шадриков, В. Д. Проблемы профессиональных способностей / В. Д. Шадриков // Психол. журнал. – 1982. – № 5. – С. 13-46.
56. Шишова, А. В. Формирование здоровья детей 7-11 лет и дифференцированная система их медико-педагогического сопровождения при различных программах обучения: автореферат дис. докт. мед. наук: 14.01.08 / А. В. Шишова. – Иваново, 2010. – 51 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Т.И. Шамовой «Потребность в саморазвитии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика О.Н. Бачарова диагностики педагогических способностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Опросник Н.В. Немовой «Факторы профессионального развития».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные данные по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рекомендуемая литература и фильмы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты