2 Эмпирическое исследование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна
2.1 Организация, методы и методики исследования
Цель исследования: проследить реакции детей дошкольного возраста с синдромом Дауна на игровые технологии в работе с ними.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с синдромом Дауна.
Предмет исследования: игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна.
База проведения исследования: государственное учреждение образования «Ясли-сад № 74 г. Бобруйска».
Характеристика выборки: группа детей дошкольного возраста с синдромом Дауна из 6-и человек в возрасте от 3 до 6 лет.
С детьми проводились социальные, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, развивающие, подвижные игры:
Слово спряталось, давай найдём его!
Как говорят животные?
Чаепитие со зверятами.
Пора спать.
Лови-бросай.
Зарядка-угадайка (см. приложение).
Исследование проводилось на анонимной основе, по причине чего настоящие имена детей заменены вымышленными.
Информация о детях: Марина (5 лет), Кристина (3 года), Влад (3 года), Юля (5 лет), Андрей (6 лет), Максим (4 года). Особенности детей с синдромом Дауна:
- низкий объём и слабая концентрация внимания;
- мышечная гипотония;
- поверхностное восприятие предмета, трудности с анализом воспринимаемого материала;
- недостаточно развитое образное мышление;
- снижение уровня интеллектуальных способностей с возрастом.
- импульсивное, гиперактивное поведение, которое может сопровождаться дефицитом внимания;
- тревожность.
2.2 Результаты эмпирического исследования
Выводы по работе с Мариной (5 лет).
Игра «Слово спряталось, давай найдём его!». Девочка поняла инструкцию с третьего раза. Первое слово «мама» смогла найти после подсказки, что вторая карточка такая же. Слова «папа» и «мыло» смогла найти самостоятельно, оставшиеся только с помощью психолога. Во время игры иногда отвлекалась, но по просьбе психолога возвращалась к заданию.
Игра «Чаепитие со зверятами». Легко поняла инструкцию, но не сильно хотела именно таким способом взаимодействовать с игрушками. Брала игрушки в руки, на посуду обращала мало внимания. Один раз забыла «налить» чай в чашку, прежде чем поставить её к игрушке.
Игра «Зарядка-угадайка». Марина сперва не поняла инструкцию, не понимала, что от неё требуется. После того, как психолог показал, как прыгает зайчик, поняла. Остальные инструкции, кроме последней понимала, но не сильно хотела выполнять, постоянно отвлекалась, подбегала к психологу, дёргала за руку, бегала вокруг. Последнюю инструкцию поняла только после примера психолога.
Игра «Как говорят животные». Девочка поняла, что от неё требуется. Не смогла назвать всех животных. Ей было легче угадывать, если психолог произносил звук и ей надо было найти карточку с соответствующим животным, но когда ей надо было самой сказать, какой звук произносит животное на карточке, она тушевалась и не могла назвать подходящий звук (с мышью и свиньёй). Звуки произносила довольно хорошо. Отвлекалась на рассматривание карточек, не хотела давать их психологу. Также отвлекалась на окружающую обстановку, на игрушек.
Игра «Лови-бросай». У Марины плохо получалось ловить мяч, смогла поймать только один раз. Кинуть мяч психологу тоже не очень получалось, т.к. направляла бросок в пол. Из-за того, что не получалось, начала уже специально кидать мяч в пол, выказывая недовольство. Но после того, как психолог показал несколько раз, как надо кидать, взяв её руки в свои и управляя ими, у неё стало больше получаться и настроение улучшилось. Когда стало получаться, начала выполнять с большим энтузиазмом и более сосредоточено, а до этого много отвлекалась
Игра «Пора спать». Девочка не сразу поняла инструкцию, сперва просто укладывала игрушки, показывая, что они спят. Не понимала, что надо показать, что им надо сделать перед сном, как подготовиться ко сну. Когда психолог сказал, что надо почистить зубки, поняла. Сама могла сказать, что надо помыться. Когда психолог спросил, а что надо делать с кроватью (расстелить), не поняла, показала, что просто надо ложиться спать. Когда психолог спросил, что ещё надо сделать в ванной кроме того, как почистить зубки, поняла, что речь идёт о том, что надо помыться. Во время игры часто отвлекалась, подходила к психологу, дёргала за руку.
Вывод: девочка хорошо идёт на контакт, гиперактивная, внимание неустойчивое, много отвлекается, свою активность направляет на посторонние действия. Проблемы с координацией движений и с тем, чтобы проследить за движущимся предметом, что было ясно по игре в мяч. Можно говорить о дефиците внимания, т.к. часто во время игр стремилась как-то взаимодействовать напрямую с психологом, обнималась, брала за руку. Интеллектуальная сфера развита довольно хорошо. Акцент следует сделать на гиперактивность девочки и на плохую концентрацию внимания.
Выводы по работе с Кристиной (3 года).
Игра «Слово спряталось, давай найдём его!». Девочка поняла по инструкции, что надо искать слова, но не понимала, как сопоставлять слоги и целые слова, сама справиться с заданием не смогла. Совместно с психологом сравнивали карточки со слогами с карточками, на которых были полные слова. Кристина очень много отвлекалась, порывалась уйти, раскидывала карточки.
Игра «Чаепитие со зверятами». Кристина поняла инструкцию, но после прошлой игры была сильно взволнована, поэтому сперва отказывалась играть. Когда немного успокоилась, справилась с игрой довольно неплохо: практически не отвлекалась, даже пыталась «поить» игрушек, а не просто ставить им чашки. Но забыла три первых раза «налить чай» в чашки, однако после после прямой подсказки психолога в следующие разы на вопрос психолога, не забыла ли она что-то сделать, быстро понимала, что забыла «налить чай». В четвёртый раз не забыла. Взаимодействовать с игрушками ей нравилось, практически не отвлекалась.
Игра «Зарядка-угадайка». Инструкцию не понимала, выполняла только после примера психолога. Отвлекалась, приходилось показывать несколько раз. Повторяла с неохотой, быстро прекращала делать упражнение.
Игра «Как говорят животные». Инструкцию поняла не сразу. Сама не могла отгадать, какой звук произносит животное, также произносила звуки довольно плохо, неразборчиво, иногда говорила звук предыдущего животного, а не того, что на карточке, даже после того, как психолог показывал, какой звук оно издаёт. Выполнять задания не хотела, очень много отвлекалась, вставала со стульчика, бегала, отказывалась продолжать.
Игра «Лови-бросай». Отказалась выполнять задание, просьбы психолога не помогали – она убегала, бегала вокруг психолога, явно хотела играть, но не хотела играть в мяч.