Государство, Церковь и общество в БССР
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Государство, Церковь и общество в БССР»
по дисциплине: «История»
2018
251.00 BYN
Государство, Церковь и общество в БССР
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НАКАНУНЕ ОСТРОЙ КОНФРОНТАЦИИ С ГОСУДАРСТВОМ (1954 – 1957 гг.)
ГЛАВА 2 ПЕРЕМЕНЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА (1958 – 1960 гг.)
ГЛАВА 3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОНФРОНТАЦИИ (1961 – 1964 гг.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. За последние два десятилетия конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни белорусского общества, религиозные ценности стали важной составляющей, как образа жизни, так и образа мыслей многих людей. Роль церкви в обществе, ее авторитет и влияние существенно возросли. Кардинально изменилась и политика государства в отношении религии и церкви. Придерживаясь традиций толерантности в межконфессиональных отношениях, государство учитывает, что православие является генетически первичной христианской конфессией (около 80 % верующих относят себя к православным), было и остается ведущим вероисповеданием в республике. Исходя из этого, государство выстраивает партнерские отношения с Русской православной церковью, о чем свидетельствуют, в частности, неоднократные визиты патриарха Московского и всея Руси в Республику Беларусь, совместные мероприятия РПЦ и государства в сфере образования, социальных проблемах. В этих условиях представляется целесообразным изучить историю взаимоотношения церкви и государства на территории Беларуси, в частности, в период, когда государством был выбран путь конфронтации по отношению к церкви, что нанесло значительный урон духовному, культурному, социальному развитию Беларуси. В период, когда генеральным секретарем ЦК КПСС являлся И.В.Сталин, положение православной церкви было достаточно стабильным, не наблюдалось острого противостояния церкви и государства. Происходило это, вероятно, потому, что личная позиция вождя по отношению к церкви не была непримиримой; необходимо было создание привлекательного образа социалистического государства в глазах мировой общественности; не последней причиной являлась Великая Отечественная война, в которой церковь сыграла важную духовную роль. Период обострения взаимоотношений церкви и государства начинается с 1954 г. и продолжается до 1964 г., в то время, когда генеральным секретарем ЦК КПСС являлся Н.С.Хрущёв. Представляется, что изучение опыта противостояния государства и церкви весьма актуально, чтобы избегать повторения ошибок прошлого и, в то же время, не допускать перекосов в церковно-государственных отношениях. В белорусской историографии этот период не рассматривался и требует подробного и комплексного изучения.
Выбор хронологических рамок работы (1954 – 1964 гг.) объясняется необходимостью выделить важный период в истории православной церкви в БССР. Начальной точкой является 1954 г, т.е. время, когда было принято первое постановление, направленное на резкое изменение в государственно-церковных отношениях в сторону конфронтации. Заключительным этапом стал 1964 г., когда Н.С.Хрущев, с которым персонифицировалась острая антирелигиозная политика, был снят с поста генерального секретаря ЦК КПСС, что привело к прекращению открытых антирелигиозных кампаний и угасанию интереса к РПЦ со стороны высшего руководства страны.
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является выявление сущности, основных направлений, динамики и результатов политики советского государства по отношению к православной церкви на территории БССР. В рамках сформулированной цели определены следующие задачи: 1) рассмотреть положение православной церкви БССР в преддверии обострения взаимоотношений церкви и государства; 2) охарактеризовать радикальные перемены в политике государства по отношению к церкви в 1958 – 1960 гг.; 3) проанализировать перемены в антирелигиозной политике государства в 1961 – 1964 гг., выявить масштабы и последствия данной политики.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассматривается положение православной церкви в БССР в довольно противоречивый период взаимоотношений с государством (1954 – 1957 гг.), т.к. принимались первые постановления антирелигиозного характера, но ситуация еще не успела обернуться острым противостоянием. Во второй главе анализируется период поворота курса государственной политики в сторону конфронтации с церковью (1958 – 1960 гг.). Третья глава посвящена изучению перемен, которые произошли в антирелигиозной политике государства в 1961 – 1964 гг., выявляются ее последствия и итоги.
Объем дипломной работы составляет 52 страницы без библиографического списка, библиографический список 5 страниц.
Историография. В течение длительного времени антирелигиозная политика государства относилась к числу тем, которые были закрыты для критического изучения. Документы и материалы, которые касались данной проблемы, не публиковались, на принимаемых постановлениях неизменно стоял гриф «секретно». Завеса «хрущевской либерализации» позволила долгое время держать в заблуждении мировую общественность. Издававшаяся вплоть до конца 80-х гг. литература раскрывала религиозную проблематику с атеистических позиций, авторы трудов неизменно опирались на марксистско-ленинские положения о реакционной сущности религии. Именно поэтому советская историография представлена в основном некими пропагандистскими работами, такими как книга П.К. Грекулова «Православная церковь – враг просвещения» [5], Л.А. Друянова «Наука против религии» [6].
ГЛАВА 1 ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НАКАНУНЕ ОСТРОЙ КОНФРОНТАЦИИ С ГОСУДАРСТВОМ (1954 – 1957 гг.)
Послевоенное время характеризовалось улучшением церковно-государственных отношений. Существует несколько точек зрения, объясняющих эти изменения. Во-первых, создание более привлекательного образа социалистического государства в глазах мировой общественности; во-вторых, озабоченность И.В. Сталина огромными политическими и экономическими проблемами, возникшими после окончания Великой Отечественной войны, когда лидеру нужно было решать целый комплекс вопросов и проблема религии не являлась ключевой и нетерпящей отлагательств; и в-третьих, возможно, это было связано с какими-либо личными взглядами И.В. Сталина. Так или иначе, гонения на церковь в эти годы прекратились, никаких серьезных решений руководство Коммунистической партии не принимало, было приостановлено печатание антирелигиозной литературы, начало расти число приходов [60, с. 333].
В период, когда генеральным секретарем ЦК КПСС являлся Н. С. Хрущев (1953 – 1964 гг.), предполагалось, что Беларусь может стать первой полностью безрелигиозной республикой СССР. Это могло быть, вероятно, потому, что советские идеологи считали религиозный фактор здесь преодолимым легче, чем в иных частях СССР, поскольку к началу Великой Отечественной войны во всей восточной части БССР не оставалось ни одного официально действующего православного храма [47, с. 363].
Взаимоотношения между атеистическим государством и православной церковью носили тогда крайне противоречивый характер. Предоставив церкви определенные права, зафиксированные в «Положении об управлении Русской Православной Церковью», принятом 31 января на Поместном Соборе 1945 года, государство сохраняло не только жесткий контроль над всеми проявлениями церковной жизнедеятельности, но исподволь неуклонно стремилось к тому, чтобы парализовать внутренний рост церкви [10, с. 130].
Практически сразу после избрания Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС в стране появились признаки возможного изменения положения религии в худшую сторону. На инструктивном совещании уполномоченных по делам РПЦ в г. Минске 13 – 14 августа 1953 г. отмечалось, что еще довольно много верующих посещают церкви [18, л. 44]. Подчеркивалась активность «духовенства западников», выражавшаяся в сплочении общин, в сборе средств на производство ремонта храмов, а также то, что духовенство западных областей не только имеет хорошее духовное образование, но и разбирается в советском законодательстве и политике партии и государства. Подчеркивалось, что в некоторых церквях произошло расширение штата духовенства.
Начавшееся оживление в религиозной жизни вызывало сильную тревогу у многих партийных руководителей. Заведующие отделами пропаганды и науки ЦК представили Н.С. Хрущёву в конце марта 1954 г. совместную докладную об угрожающем росте влияния Церкви и развале атеистической работы [60, с. 349].
Следует сказать об одной заметной метаморфозе государственной власти. Наряду с процессами либерализации в обществе именуемыми “оттепелью” наблюдалось тотальное наступление на права верующих. В рассматриваемый период борьбы с религией преследовались в основном идеологические цели, в отличие от физического уничтожения, как было ранее, это повлияло и на методы борьбы. Стала активно использоваться агитация, дошедшая до небывалого размаха. В это время контроль над церковью достигает максимальной величины, но органы госбезопасности отходят в этой деятельности на задний план, действуют более опосредованно и с меньшей силой, вперед выдвигаются партийные аппаратчики, которые старались не допустить на международную арену просачивания информации об антицерковной политике, что долгое время удавалось благодаря камуфляжу хрущевской либерализации общества [18, c. 345].
Одним из приемов атеистической борьбы был поиск ренегатов среди священнической среды. Священнослужителей пытались подкупить, шантажировали их и их родственников, принуждали отрекаться от сана и выступать с атеистическими заявлениями. Показательно, что, несмотря на такое давление, за все пять лет «хрущевских гонений» из приблизительно тринадцати тысяч священнослужителей нашлось только двести предателей (то есть процент составил 1,5%) [58, с. 182].
Какие причины вызвали этот новый курс правительства? Мы можем говорить о следующих основных причинах. Значительная часть руководства во главе с Н.С. Хрущевым добросовестно верила, что Советское общество, отрешившись от негативного наследия И.В. Сталина, сможет построить новое коммунистическое общество. Коммунистическая идеология считалась жизнеспособной, не терпящей никаких религиозных альтернатив [18, 344]. Эти иллюзии разделяло не только идеологическое руководство, но и так называемые “шестидесятники” демократически настроенные интеллигенты. Значительная часть общества равнодушно относилась к религии. Спокойное отношение к церкви в СМИ преподносилось как наследие сталинизма, требовавшее изменения.
ГЛАВА 2 ПЕРЕМЕНЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА (1958 – 1960 гг.)
С 1958 г. церковно-государственные отношения стали резко обостряться. Назревала радикальная смена прежнего курса государственной религиозной политики. Очень тяжелым оказалось положение Русской православной церкви в Беларуси. Из 1250 православных церквей, действовавших в 1945 г., к концу 1964 г. осталось чуть больше 400 храмов [47, с. 306].
Новый курс государственно-церковной политики был вызван целым комплексом причин. Н.С. Хрущев оставался верен своим принципам непримиримого отношения к религии. Известно, какое огромное рвение в борьбе с религией и духовенством проявил Н.С. Хрущев во времена руководство Московской, Украинской партийными организациями. Немало сил приложил он к уничтожению церквей и культурных зданий в Москве, перестраивая столицу в 30-х гг. в «образцовый пролетарский народ» [1, с. 209]. Лидер полагал, что высокая религиозность людей не объективная реальность, а результат слабой антирелигиозной пропаганды, пассивности в этом вопросе. Н.С. Хрущев верил в возможность построения нового коммунистического общества, в котором нет и не может быть места для религии. Атеистическая работа в стране признавалась запущенной. Сыграли свою роль значительные кадровые изменения в партийном руководстве. Ситуация в стране в 1958 г. радикально изменилась по сравнению с 1954 г. Оппозиция «старых сталинистов» была разгромлена, победу одержала линия Н.С. Хрущева и его ближайшего окружения, отличающихся религиозной непримиримостью. Идеологов партии были убеждены в полной несовместимости коммунистической и религиозной идей. Важной причиной была тревога высших органов власти в связи с начавшимся религиозным возрождением. Почти все данные статистики свидетельствовали о росте религиозного сознания. Несомненно, материальные средства церкви привлекали государственные структуры, расходы которого возросли, для обеспечения материальной базы строительства коммунизма.
Одним из необходимых условий широкомасштабной конфронтации является индифферентность к ней части населения страны. И это условие в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в СССР было. Оппозиционно настроенные «шестидесятники» разделяли необходимость последнего «романтического» натиска коммунистической идеологии [60, с. 360].
Важнейшим звеном начала атаки на религию оказалось секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» [48, с. 430]. В этом постановлении всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось развернуть наступление на «религиозные пережитки» советских людей. По тотальности намеченных мер эта акция не имела прецедента [60, с. 363]. В соответствии с указаниями ЦК и лично Н.С. Хрущева война с церковью началась с ее фактического ограбления, как в финансовом, так и имущественном плане. Постановление Совета Министров СССР вновь вводились, отмененные ранее, налоги со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков. Из постановления Совета Министров БССР от 29 ноября 1958 года: «Установить с 1 октября 1958 года ставку с.-х. налога для исчисления подоходного налога с земельных участков, находящихся в пользовании монастырей, в размере 15 рублей с 0, 01 га. Признать утратившим силу с 1 октября 1958 года постановление СНК от 16 октября 1945 г. №1589 «Об освобождении монастырей от уплаты налога со строений и земельной ренты» [21, л. 145]. Можно обратить внимание на то, что в документе от 29 ноября новый налог устанавливается с 1 октября, и за это время монастыри должны единовременно внести внушительную сумму, составляющую разность с предыдущим размером налога.
В 1958 году прошла кампания, направленная против продажи в храмах свечей. Вследствие нее был повышен налог на доход свечных мастерских, было запрещено продавать свечи выше их закупочной цены под тем предлогом, будто «такая прибыль равноценна «взиманию обязательных пожертвований» церковью, что запрещено законом» [47, с. 307]. Такие административные нормы вынуждали церкви продавать свечи себе в ущерб, что естественно наносило ощутимый удар по их материальному положению. В многих храмах для покрытия расходов начали распускать платные хоры, снижать доходы священнослужителей, многие свечные мастерские вынуждены были закрыться [8, с. 267].
Значительно увеличивалось налогообложение духовенства, доходы которого и до этого были не особо велики. «Согласно новому закону священнослужители будут облагаться налогами как некооперированные кустари: с годового дохода в 70 тыс. рублей налог будет в размере 55%, свыше 70 тыс. – 81%» [26, л. 79]. Было необходимо составлять справки о денежном доходе и совершении треб определенной церкви, где расписывался доход от продажи свечей, крестиков, икон, а также количество крещений, венчаний, погребений, доход по каждому празднику и указывалось даже количество израсходованной святой воды. Такая бумага отправлялась уполномоченному по делам РПЦ [27, л. 5]. Духовенство буквально разорилось.
ГЛАВА 3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОНФРОНТАЦИИ (1961 – 1964 гг.)
1961 год – переломный рубеж в истории государственно церковных отношений, когда многие формы и методы антицерковной политики получили свое нормативное оформление. Был принят ряд документов и постановлений, которые проводились в жизнь под лозунгом борьбы со сталинским наследием и восстановления» ленинской социалистической законности».
В 1961 г. со стороны властей руководству РПЦ была навязана «реформа приходского управления», согласно которой духовенство полностью отстранялось от финансово-хозяйственной стороны приходской жизни, а все церковные институты ставились под жесточайший контроль государственных органов. Собрания приходского совета созывались по необходимости, с разрешения местного исполкома, без согласования со священником. Священнослужители на приходские собрания не допускались. Таким образом, была совершена попытка уничтожить церковные структуры изнутри [60, с. 379].
Задолго до самой реформы уполномоченные в БССР ставили перед Советом по делам РПЦ при Совете Министров СССР вопрос о несоответствии приходского устройства РПЦ советскому законодательству о культах 1929 г. Таким образом, с начала 1961 г. антирелигиозная кампания входит в свою высшую фазу. 9 января 1961 г. В.А. Куроедов в информационном письме уполномоченному СМ БСССР Г.В. Ковалеву требовал: усилить контроль над деятельностью правящего архиерея; обеспечить систематическое изучение проповеднической деятельности духовенства; всесторонне изучать состояние религиозных общин и их исполнительных органов, знать во всех деталях церковную обстановку; принять необходимые меры по сокращению церквей [42, л. 4].
Под жестким давлением 18 апреля 1961 г. священный Синод принял постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни», которое сразу же вошло в церковную жизнь как обязательный документ [10, с. 144]. Право управления должно было быть передано от настоятеля приходскому совету, которому передавалась под начало вся финансово-хозяйственная деятельность прихода. Священнослужители отделялись о приходской жизни и должны были наниматься общиной по договору только для «исполнения религиозных потребностей». Священник оставался вне церковно-приходского собрания. Представители гражданской администрации положение священника рассматривать как положение подчиненное, в отношении к исполнительному органу общины и его председателю-старосте.
В качестве объяснения того, почему навязанная государством приходская реформа была принята архиереями без сопротивления, Д.В. Поспеловский приводит обстоятельства того времени. Поскольку предлогом для устранения неугодного священника были различные финансовые и налоговые обвинения, епископы надеялись, что изъятие финансовых вопросов из-под ведения духовенства лишит власти этого повода для преследования священнослужителей. Кроме того, на Соборе присутствовали представители Совета по делам РПЦ, при которых слишком открытая дискуссия и разногласия были опасны. В 1961 г. некоторые архиереи также надеялись, что передача финансово-хозяйственных дел исполнительному органу будет способствовать улучшению пастырской деятельности духовенства, но эти надежды не оправдались. Однако такие мнения были единичными, большинство духовенства и верующих восприняли реформу отрицательно [47, с. 384].
Совет по делам РПЦ предписывал уполномоченному уделять самое серьезное внимание «перестройке управления церковью»: обеспечить передачу финансовых и хозяйственных дел выборным исполнительным органам во всех церквах и впредь не допускать, чтобы священнослужители «вмешивались в управление приходами», подобные случаи следовало рассматривать как противоречащее духу советского законодательства о культах» [14, с. 124].
Реформа 1961 г. вскоре неблагоприятно сказалась на приходах. Реформа позволяла местным органам власти удалить из приходов тех священнослужителей, которые наиболее активно сопротивлялись антицерковным мероприятиям властей. Проведенная реформа сказалась и на проповеднической деятельности духовенства. Уполномоченный по Гродненской области в отчете записал, что духовенство 1961 г. стало мало обращаться с проповедями к верующим, поскольку по их мнению, «проведенная перестройка» в управлении церковью подорвала авторитет священника, а также есть опасения с их стороны, что пришедшие в церковные советы могут неправильно истолковать их проповеди» [27, л. 67].
Такая система приходского управления была изменена только в 1988 г., когда на посвященном празднованию 1000-летия Крещения Руси Поместном Соборе был принят новый «Устав об управлении русской православной церковью», в котором духовенству возвращались прежние права в управлении приходами [14, с. 125].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период, когда первым секретарем ЦК КПСС являлся Н.С. Хрущёв (1954 – 1964 гг.) вошел в историю как один из самых тяжелых и трагичных в истории Русской православной церкви XX века. В это время было сделано все, чтобы искоренить религию в стране во всех ее проявлениях. Период войны с церковью говорит не только о борьбе с церковью как институтом, но и означает войну с многочисленными верующими. Именно поэтому воспоминания о данном периоде с огромной болью сохраняются в памяти людей, на чьи судьбы эта война оказала немаловажное значение. Реализация основной задачи советского государства – строительство коммунистического общества – не оставляла другого идеала – религиозного. Эпиграфом ко всей политической и руководящей деятельности Н.С. Хрущева можно взять его же слова: «Мирного сосуществования в вопросах идеологии не будет!».
В результате работы нам удалось сделать следующие выводы. Период 1954 – 1957 гг. являлся довольно противоречивым этапом. Несомненно, предпринимались попытки ужесточить курс религиозной политики в СССР, но в основном позиция была еще довольно шаткой, еще не успев обернуться острой конфронтацией между Советским государством и православной церковью. Радикальные перемены в политике государства по отношению к церкви в 1958 – 1960 гг. привели к печальным результатам: количество храмов на территории БССР сократилось с 967 до 729, многие из которых являлись ценными архитектурными памятниками. В данный период были закрыты два из трех действующих монастырей: Полоцкий – Спасо-Евфросиньевский и Гродненский – Рождества Пресвятой Богородицы. В ходе заключительного этапа в антирелигиозной политики государства (1960 – 1964 гг.) мы можем говорить о том, что размах антирелигиозной политики в этот период достиг своего пика. 2/3 храмов перестали существовать, были полностью пересмотрены и изменены вузовские и школьные программы, ужесточилась политика по отношению к верующим, была закрыта Минская духовная семинария. Все это очень сильно сказалось на международной репутации Советского Союза, внутри страны многомиллионные массы верующих, духовенство с осуждением встречали каждый шаг советского партийного руководства. Несомненно, не стоит забывать про психологический аспект, тяжелые испытания, которые пришлось перенести огромному количеству верующих людей, многим пришлось пострадать от данной политики не только в моральном плане.
Опасаясь протестов верующих, коммунистические власти старались не допустить открытого противостояния государства и Церкви. Слишком сильна еще была вера людей одержавших победу в кровопролитнейшей войне в свои силы, слишком сильна еще была память о скорби и тяжком бремени военных лет, когда лишь Церковь смогла заполнить возникший в сердцах людей духовный вакуум
Государственно-церковные отношения на протяжении всего времени были существенной частью политической истории любого государства. В СССР же эти отношения приобрели особый драматизм и остроту, оказывая значительное влияние на общую ситуацию внутри страны и международное положение СССР. Мы прекрасно понимаем, что, несмотря на огромные усилия целых ведомств, отделов различных государственных структур религию в СССР не удалось сломить в полном смысле этого слова. Люди боялись афишировать свою веру, боялись посещать храмы, но при этом продолжали бережно хранить у себя в доме иконы и тайно крестить детей. Можно что-то запретить, сломить, но нельзя вырвать из душ людей насильно. Разумеется, существовали люди свято верующие в светлое социалистическое будущее, своими руками строящие коммунизм. Это нельзя сбрасывать со счетов, так же как нельзя зарисовать черной краской советский период нашей истории, период, имевший, несомненно, положительные и отрицательные стороны, период, ставший жизненным отрезком людей, родившихся и умерших в СССР.
Когда мы говорим о более полутысячи закрытых храмов, мы говорим не о зданиях, на которые были повешены замки или которые были просто разрушены, мы говорим о судьбах десятков людей – священнослужителей, простых граждан, для которых отобрали кусочек их веры. Это не цифры статистики, это «цифры на сердце».
В конце 50-х гг. были проведены социологические исследования верующих и разных аспектов религии, учений, их практики и эффективности в СССР. Пусть они были предвзяты, запрограммированы на заданные результаты, но они все-таки впервые дали какую-то наукообразную картину духовной жизни советского общества. Выкладки этих исследований уже в брежневское время привели идеологов ЦК к убеждению, что физической силой религию не убьешь. И уже в дальнейшем, в 70-е гг. начали выдвигать уже новую модель – не физического уничтожения религии, а ее приспособления к коммунизму. Но и здесь идеологи просчитались в наивных попытках в течение нескольких лет и десятилетий пытаясь уничтожить то, что крепко стояло в течение веков.
1. Алексеев, В. А. «Штурм небес» отменяется? / В. А. Алекссев. – М. : Россия
молодая, 1992. – 299 с.
2. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы / В. А. Алексеев. – М. : Россия молодая, 1991. – 254 с.
3. Бабинов, Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность / Ю .А. Бабинов. – Симферополь, 1991. – 124 с.
4. Воспоминания бывшего иподиакона митрополита Гурия (Егорова) Кононовича Б. Н. / Архив священника Феодора Кривоноса // Кривонос, Ф Белорусская православная церковь в ХХ столетии / Священник Ф. Кривонос. – Минск : «Врата», 2008. – С. 122 – 133.
5. Грекулов, П. К. Православная церковь – враг просвещения / П. К. Грекулов. – М., 1962. – 36 с.
6. Друянов, Л. А. Наука против религии / Л. А. Друянов. Минск, 1960. – 32 с.
7. Ильичев, Л. Ф. Очередные задачи идеологической работы партии / Л. Ф. Ильичев. – М., 1963. – 78 с.
8. Канфесіі на Беларусі (кан. XVIII – XX ст.) / У. І. Навіцкі [і інш.]; пад агул. рэд. У. І. Навіцкага. – Мінск : ВП Экаперспектыва, 1998. – 339 с.
9. Крахмальникова, З. В поисках обещанного рая / З. Крахмальникова. – М., 1993. – 274 с.
10. Кривонос, Ф Белорусская православная церковь в ХХ столетии / Священник Ф. Кривонос. – Минск : Врата, 2008. – 255 с.
11. Кривонос, Ф. Лекции по истории Православной Церкви Беларуси / Ф. Кривонос. – Минск : ВРАТА, 2012. – 240 с.
12. Куроедов, В.А. Религия и закон / В. А. Куроедов. – М., 1964. – 61 с.
13. Лещинский, А. М. Время новых подходов: о советских государственно-церковных отношениях / А. М. Лещинский. – М. : Знание, 1990. – 62 с.
14. Лобазов, П. К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви / П. К. Лобазов. – Москва, 1973. – 237с.
15. Мандрик, С. В. Приходская реформа 1961 г. и ее последствия для церковной жизни в БССР / С. В. Мандрик // Беларусь: государство, религия, общество. – Минск : Белорусская наука, 2008. – 397 с.
16. «Монастырский дневник» архимандрита Антония (Мельников) /Архив священника Феодора Кривоноса // Кривонос, Ф Белорусская православная церковь в ХХ столетии / Священник Ф. Кривонос. – Минск: Врата, 2008. – C. 201 – 252.
17. Мосс, В. Православная церковь на перепутье (1917 – 1999) / В. Мосс. – СПб. : Алтея, 2001. – 415 с.
18. Навіцкі, У. Працяг канфрантацыі з рэлігіяй / У. Навіцкі // Гісторыя Беларусі. У 6 т. Т. 6. Беларусь у 1946-2009 гг. / Л. Лыч [і інш.] ; рэд. Калегія: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск : Современная школа, Экоперспектива, 2011. – С. 344-357.
19. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 2. – Д. 11. Переписка с СМ БССР и уполномоченными о работе уполномоченных и деятельности церквей и молитвенных домов (3 января 1947 – 31 декабря 1947 г.)
20. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 2. – Д. 39. Материалы совещаний уполномоченных Совета (протоколы, доклады, справки) (14 июля – 17августа 1953 г.)
21. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 2. – Д. 45. Инструктивные письма и протоколы заседаний Совета, переписка с Советом по делам РПЦ (30 дек.1953 – 25 декабря 1954 гг.)
22. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 1. Материалы о регистрации и снятии с учета церквей, молитвенных домов, монастырей, духовенства /справки, сведения, анкеты, списки, переписка (30 декабря – 5 сентября 1956 г.)
23. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 5. Переписка с Советом по делам РПЦ, с епархиальными управлениями и другими учреждениями о деятельности церкви (20 декабря 1955 – 19 сентября 1956 г.)
24. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 33. Письма. Жалобы и заявления верующих и духовенства и переписка по их расследованию (3января – 28 ноября 1959 г.)
25. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 40. Переписка с Советом по делам РПЦ, с епархиальными управлениями и другими учреждениями о деятельности церкви (3 января– 11 мая 1960 г.)
26. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 48. Материалы о работе Минской духовной семинарии /отчеты, протоколы, анкеты, списки (7 января – 4 июля 1961 г.)
27. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 49. Материалы о деятельности монастырей /отчеты, анкеты, списки, переписка (10 марта – 10 июня 1961 г.)
28. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 50. Переписка с Советом по делам РПЦ, с епархиальными управлениями и другими учреждениями о деятельности церкви (2 января – 30 декабря 1961 г.)
29. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 51. Переписка с Советом по делам РПЦ по областям о деятельности церкви в республике (1 января – 30 декабря 1961 г.)
30. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 52. Переписка с Советом по делам РПЦ по областям о деятельности церкви в республике (5 января – 19 декабря 1962 г.)
31. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 63. Переписка с Советом по делам РПЦ, с епархиальными управлениями и другими учреждениями о деятельности церкви (7 января – 30 декабря 1963 г.)
32. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 66. Материалы о регистрации и снятии с учета церквей, молитвенных домов, монастырей, духовенства /справки, сведения, анкеты, списки, переписка (28 ноября. 1963 – 31 августа 1964 г .)
33. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 70. Письма. Жалобы и заявления верующих и духовенства и переписка по их расследованию (10янв. – 28 дек. 1964 г.)
34. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 3. – Д. 73. Переписка с Советом по делам РПЦ, с епархиальными управлениями и другими учреждениями о деятельности церкви (4 января. – 4 ноября. 1965 г.)
35. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 6 Инструктивные материалы Совета по делам РПЦ (5 июля- 1 августа 1957 г.)
36. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 11. Докладные записки и информации уполномоченных Совета по делам РПЦ по республике и областям (5 января – 5 ноября 1957 г)
37. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 13 Материалы о деятельности РПЦ (протоколы, докладные записки, информации, справки, переписка) (19 ноября 1957 – 20 декабря 1958 г)
38. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 14 Доклады уполномоченного Совета по делам РПЦ по республике и областям и замечания к ним ( 19 ноября 1957 – 20 декабря 1958 г.)
39. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 19 Материалы о деятельности РПЦ (протоколы, докладные записки, информации, справки, переписка ( 6 января – 16 июля 1959 г.)
40. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 20 Материалы о деятельности РПЦ (протоколы, докладные записки, информации, справки, переписка) том 2 (10 июня – 16 ноября 1959 г.)
41. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 22 Планы работы уполномоченных Совета по делам РПЦ по областям и переписка с ними (3 января – 12 ноября 1959 г.)
42. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д.24 Материалы о деятельности РПЦ (постановления, доклады, докладные записки, справки, сведения, переписка) ( 25 марта – 28 декабря 1960 г.)
43. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 26 Докладные записки и информации уполномоченного Совета по делам РПЦ по республике и областям (18 января – 13 ноября 1960 г.)
44. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 28 Материалы о деятельности РПЦ (постановления, докладные записки, переписка) (9 января – 23 декабря 1961 г.)
45. Национальный архив Республики Беларусь. – Фонд 951. – Оп. 4. – Д. 32 Доклады уполномоченных Совета по делам РПЦ по республике и областям и замечания к ним (10 марта – 9 апреля 1962 г.)
46. Одинцов, М. И. Государство и церковь в России, ХХ в. / М. И. Одинцов. – М. : Луч, 1994. 225 с.
47. Одинцов, М. И. Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы (1939 – 1958) / М. И. Одинцов. – М. : Луч, 1996. – 246 с.
48. Поспеловский, Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР / Д. В. Поспеловский. – М. : Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея , 1996. – 408 с.
49. Поспеловский, Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке / Д. В. Поспеловский. – М. : Республика, 1995. – 430 с.
50. Постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1956 – 1960. М., 1985. – 8 т.
51. Постановление ЦК КПСС об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1956 – 1960. Москва, 1985. – 8 т.
52. Профессор Антоник, В. К. Воспоминания / В. К.Антоник // Ступени. – 2001. №3. – С. 20
53. Православная энциклопедия / под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.4 Беларусь. – М. : Церковно-научный центр, 2002. – 751 с.
54. Православная церковь на Витебщине (1918 – 1991). Документы и материалы. – Минск : НАРБ, 2006. – 365 с.
55. Розенбаум, Ю. А. Советское государство и церковь / Ю. А.Розенбаум. – М: Наука, 1985. – 187 с.
56. Русская православная церковь в советское время (1917 – 1991 )/ сост. Г. Штриккер. – М., 1998. – Т.1 – 399 с.
57. Степанов (Русак), В. А. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе / В. А. Степанов (Русак) – М., 1998. – 186 с.
58. Усилить научно-атеистическую пропаганду // Коммунист. – 1958. №17. – С. 7.
59. Федоров В. Церковные чудеса и химия // Пинская правда. 1961. №86. – С. 4.
60. Цыпин, В. И. История Русской православной церкви, 1917 – 1990 гг. / Протоирей В. И. Цыпин. – М. : Хроника, 1994 – 253 с.
61. Чумаченко, Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941 – 1961 гг. – М. : Аиро XX, 1999. – 247 с.
62. Шкаровский, М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве / М. В. Шкаровский. – М. : Крутиц. Патриаршее подворье: о-во любителей церковной истории, 2000. – 399с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты