Взаимосвязь акцентуации характера и агрессии подростка
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь акцентуации характера и агрессии подростка»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Взаимосвязь акцентуации характера и агрессии подростка
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Корреляционный анализ по шкалам методики Басса - Дарки.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретический анализ акцентуации характера и агрессии в подростковом возрасте
1.1 Понятие агрессии в современной психологии
1.2 Понятие акцентуации характера в психологии
1.3 Психологические особенности подросткового периода
1.4 Характеристика агрессии и акцентуации характера в подростковом периоде
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи акцентуации характера и агрессии подростка
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Исследование агрессии подростков
2.3 Анализ результатов изучения
2.4 Особенности взаимосвязи акцентуации характера и агрессии подростка
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Проблема агрессивности в современном обществе - едва ли не самая актуальная на сегодняшний день. Как двадцатый, так и начало двадцать первого века ознаменовались большим количеством преступлений человека против человека. Помимо этого, сложная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. При этом тревожит факт увеличения числа преступности среди подростков. Также участились случаи групповых драк, носящих ожесточенный характер, и число их стремительно растёт.
На сегодняшний день существует много работ, в которых представлена проблема агрессии и агрессивности (А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Налчаджян, Д. Ричардсон, З. Фрейд, И.А. Фурманов и др.). Но, не смотря на значительный вклад всех авторов и исследователей, изучающих данный феномен, обнаруживается явный недостаток, как теоретических наработок, так и собственно эмпирических исследований проблемы индивидуально-личностных особенностей агрессииподростков и ее связи с различными особенностями личности. А еще меньше исследований, которые бы показывали характерные особенности подростков, которые имеют высокий уровень агрессивности.
Сейчас серьезные опасения вызывает то, что «акцентуация характера человека становится все более устойчивым образованием в структуре подростковых характеров. То, что раньше считалось отклонением сейчас вошло в критерий нормы, 90% подростков имеют определенный тип акцентуации характера. Поэтому изучение данного явления в подростковом возрасте является актуальной проблемой современности» [15].
Актуальность изучения феномена агрессии и акцентуации характера подростков определяется тем, что помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных действий, наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся не рациональными решениями и степенью причиненного жертве ущерба. А также, увеличение числа агрессивно-насильственных действий, направленных на самого себя (аутоагрессия). Агрессивная модель поведения в социальной сфере отражает одну из глобальных психологических и социальных проблем современного общества. Проблема агрессивности - одна из наиболее острых психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, как сферу проявления агрессивного поведения. Для некоторых зарубежных исследователей (А. Басс., А. Бандура., С. Берковиц и другие) агрессия и агрессивность были предметом многих экспериментов и исследований [5; 36; 37].
Основная проблема изучения феномена агрессивности заключается в том, что усилия направлены на диагностику, профилактику и предотвращение агрессивного поведения, а не на формирование нефрустрируемой личности, способной адекватно проявлять свою эмоциональную реакцию. А также не направлять свои внутренние переживания на причинение вреда самому себе.Исходя из этого и необходимо углубленное изучение данной проблематики.
Объект исследования: акцентуации характера и агрессия.
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуации характера и агрессии подростка.
Цель исследования: выявить взаимосвязь акцентуации характера и агрессии подростка.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблемам акцентуации характера и агрессии в подростковом возрасте.
2. Исследовать возрастные характеристики личности в период подростничества.
3. Осуществить диагностическое исследование взаимосвязи акцентуации характера и агрессии подростка.
Для проведения исследования использовались следующие методики: «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Е. Личко, «Опросник агрессивности» Басса – Дарки, а также методику «личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв).
Данные подвергались статистической обработке с помощью программы IBMSPSSStatistics 20. На основе введенных данных производился частотный анализ. Для выявления различий между группами респондентов применялся критерий U – Манна-Уитни. Для выявления связи между акцентуациями характера и агрессией подростков проводился корреляционный анализ с помощью критерия корреляции Спирмена.
Глава 1 Теоретический анализ акцентуации характера и агрессии в подростковом возрасте
1.1 Понятие агрессии в современной психологии
Для того чтобы разобраться в том, что такое агрессия, нам необходимо рассмотреть понятие агрессивности, которое тесно с ним связано.
В психологии существуют различные взгляды относительно трактовки агрессивности. И на сегодняшний день насчитывается большое количество определений данного феномена. Многозначность понятия агрессивности связана и с тем, что данный термин часто рассматривают как синоним понятия агрессии.
Так, агрессивность в работах А.А. Реана, Е.П. Ильина, А.Р. Ратинова, рассматривается как комплексное свойство всей системы личности, которая обусловливает определённые модели проявления личности; объясняет последовательность и постоянство поведения, также раскрывает личностные особенности в деятельности, общении, образе жизни [24]. Также данные авторы говорят, что агрессивность формируется под воздействием социальной среды и проявляется в стеничном переживании гнева с потерей самоконтроля, в сильных эмоциональных взрывах, раздражительности, возбудимости.
В свою очередь С. Колосова, Э. Фромм, Л.Н. Собчик, Е.О. Смирнова, И.Б. Бойко, А. Налчаджян представляют агрессивность как основную характерологическую, типологическую особенность, черту, обобщенную характеристику поведения личности [25]. И в отличие от предыдущей трактовки агрессивности, здесь авторы указывают на то, что она формируется в детстве и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни. Проявляется агрессивность в целенаправленном нанесении физического или психического ущерба другому лицу.
В работах Р. Бэрона, Д. Ричардсона, Н.М. Платоновой, О.Л. Кочетковой агрессивность определяется как склонность или избирательная направленность личности на определённую деятельность [4]. В этом подходе к определению феномена, агрессивность детерминируется особенностями индивидуального развития личности и проявляется в стремлении причинить другим морального или физического ущерба, в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей.
Тогда как в работах Ю.М. Антонян, Т.Г. Румянцевой понятие агрессивности отражает, прежде всего, особенности реагирования личности на изменения во внутренней или внешней среде [23]. Здесь, факторами, запускающими агрессивность, являются: необходимость защиты территории, стремление к господству, враждебная для человека окружающая действительность, и направлена на полное или частичное подавление волидругого человека, ограничение их действий, управление ими, на причинение им ущерба или страданий [25].
Еще один подход к определению агрессивности представляют А. Басс, Д.Н. Левитов которые рассматривали агрессивность как характеристику личностных состояний, отражающих всё своеобразие протекания психических процессов в их тесной связи с особенностями личности [33; 24]. Особенность такой трактовки заключается в том, что агрессивность связывают авторы с определенными действиями и агрессивность определяется стеническими переживаниям гнева с потерей самоконтроля.
Таким образом, из приведенных выше определений видно, что разные авторы по-разному трактуют природу агрессивности. Но в общем, можно заметить, что агрессивность формируется под воздействием социальной среды.
Понятие агрессии, также как и агрессивность, трактуют по-разному. Так, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Э. Фромм, А. Налчаджян, Б. Крэйхи определяют агрессию как специфическую форму поведения, которая направлена на непосредственно объект агрессии или на замещающий его объект и противоречит нормам и правилам, принятым в обществе [4]. А.А. Реан, А. Бандура понимают под агрессией действие, которое нацелено на причинение ущерба, боли, страдания другому, на использования другого в своих целях [2]. И такое действие мотивировано страхом, фрустрацией, желанием вызвать у других страх, стремлением добиться достижения какой-либо цели. Помимо перечисленных определений Б.Э. Мур, Д.Б. Файн говорят о том, что агрессию нужно трактовать как тенденцию или стремление, которая проявляется в реальном поведении или фантазировании и нацелена на подчинении себе других, доминирование, на нанесение ущерба и уничтожения объекта наступления [10]. В свою очередь, В.М. Блейхер, М.Ю. Шульгина, А. Басс определяют агрессию как неспецифическую защитную реакцию, которая имеет свой источник – фрустрирующее воздействие внешней среды, характер –применение различных форм принуждения в отношении других индивидов и результат –другой субъект получает болевые стимулы [18].
Как видно из перечисленных определений, агрессия, в широком смысле, это особая форма взаимодействия со средой, которое направленно на достижение осознаваемой цели.
В целом, можно отметить, что для многих ученых агрессия и агрессивность тождественны и взаимозаменяемы [17]. Но есть авторы, которые не признают их тождественности. Так, Ф.С. Сафуанов говорил о необходимости различать данные понятия, поскольку он считал, что не за всяким агрессивным действием субъекта стоит агрессивность личности [24].
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи акцентуации характера и агрессии подростка
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на подростках 9-11 классов ГУО СШ №19 г. Гомеля. В исследовании приняли участие 70 подростков, из них 33 мальчика и 37 девочек.
В соответствии с поставленной целью были использованы три методики:
1) Патохарактерологический диагностический опросник А.Е Личко.«Предназначен для определения типов акцентуации характера и вариантов конституционных психопатий, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14-18 лет). С помощью опросника можно выявить следующие типы:Г–гипертимный;Ц– циклоидный;Л–лабильный (эмоционально-лабильный);А–астено-невротический;С –сентизивный;П –психастенический;Ш –шизоидный;Э– эпилептоидный;И–истероидный;Н –неустойчивый;К–конформный».
2) Опросник агрессивности Басса - Дарки.Методика Басса - Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий детей агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.Описание шкал опросника Басса - Дарки:
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
2. Вербальная агрессия –выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
3. Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлен на другое лицо, – злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются неправильностью, ненаправленностью и неупорядоченностью.
4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; такое поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Склонность к раздражению (коротко - раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости и грубости.
6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям,основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
7. Обида – чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружающим, обусловленное горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания.
8. Чувство вины или аутоагрессия– выражает возможное убеждение обследуемого в том, что тот является плохим человеком, поступает злобно.
3) Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв).Ответы испытуемых на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность». За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Способ обработки полученных данных.
Данные подвергались статистической обработке с помощью программы IBMSPSSStatistics 20. На основе введенных данных производился частотный анализ. Для выявления различий между группами респондентов применялся критерий U – Манна-Уитни. Для выявления связи между акцентуациями характера и агрессией подростков проводился корреляционный анализ с помощью критерия корреляции Спирмена.
Заключение
На сегодняшний день в психологии насчитывается большое количество определений агрессии и агрессивности. Так, агрессивность в работах А.А. Реана,Е.П. Ильина, А.Р. Ратинова рассматривается как комплексное свойство всей системы личности, которая обусловливает определенные модели проявления личности, объясняет последовательность и постоянство поведения. С. Колосова, Э. Фромм, Л.Н. Собчик, Е.О. Смирнова, И.Б. Бойко, А. Налчаджян представляют агрессивность как основную характерологическую, типологическую особенность, черту, обобщенную характеристику поведения личности.
В каждом возрасте существует особенности агрессивного поведения. В подростковом возрасте такое поведение носит специфический характер. Его специфичность заключается в большем проявлении своей агрессивности на сверстников, чем на взрослых. Подростки стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Агрессивное поведение у подростков становится более организованным, чем у младших школьников, за счет формирования группировок. Также сами агрессоры подросткового возраста отличаются от дошкольного. Так, у подростков инициаторами проявления агрессивности являются не отдельные дети, а группировки, соответственно, также лидеры этих группировок и отверженные.
Акцентуация характера –это своеобразное проявление характерологических черт, особая выраженность некоторых из них. Многие авторы рассматривали понятие акцентуации характера, однако наиболее известными типологиями являются концепции А.Е. Личко и К. Леонгарда, которые внесли значительный клад в изучение данной сферы психологии.
Касательно акцентуаций характера было отмечено, что в подростковом возрасте чрезмерно усиливаются отдельные черты характера, в силу физиологических и личностных изменений подростка. Подросток с явной акцентуацией может быть как чрезмерно чувствителен, так и чрезмерно агрессивен в своих реакциях.
Подводя итоги эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте общий уровень агрессивности и агрессии находится на повышенном уровне. Подростки склонны к проявлению негативизма, физической и косвенной агрессии, раздражительности.
Среди акцентуаций характера в данный возрастной период преобладает гипертимный тип. Полученные результаты можно объяснить особенностями подросткового возраста. В данный возрастной период происходят гормональные изменения, а также становление личности подростка, что накладывает отпечаток на его поведение. Раздражительность, стремление к самостоятельности, подвижность, конфликтность –все это является особенностями рассматриваемого нами возрастного периода.
Обнаружена в ходе исследования и взаимосвязь акцентуаций характера и агрессии подростков. Обнаружена положительная умеренная взаимосвязь на высоком уровне статистической значимости между уровнем агрессивности и гипертимным типом акцентуации характера. Подростки, которые имеют гипертимные черты имеют и более высокий уровень агрессивности. Также были обнаружены результаты на высоком уровне статистической значимости: положительная умеренная взаимосвязь между истероидной акцентуацией личности подростка и уровнем агрессивности. Чем более у подростка выражены черты истероидной акцентуации, тем более высокий уровень агрессивности он имеет, и наоборот.
Также в ходе исследования удалось установить, что чем больше у подростка выражены черты истероидной акцентуации, тем большей неуступчивостью он обладает и наоборот. Если же у подростка больше выражены сензитивные черты, то тем меньшей наступательностью характера он обладает, и наоборот. А также чем больше у подростка выражены черты конформной акцентуации, тем менее мстительным он является. Данные результаты объясняются как особенностями рассматриваемого возрастного периода, так и особенностями каждой акцентуации характера.
В ходе исследования также было обнаружено, что существует положительная взаимосвязь между выраженностью лабильных черт характера и раздражением у подростка. Подростки, в характере которых чем больше проявляются лабильные черты, тем большей раздражительностью они отличаются. Данный результат получен на высоком уровне статистической значимости. Это может быть связано с тем, что лабильные подростки подвержены частой смене настроения, они довольно эмоциональны, малейших фактор может вывести их из себя, что и проявляется в высокой раздражительности даже по мелким вопросам.
1. Аммон, Г. Динамическая психиатрия / Г. Аммон. – СПб. : 1996. – 197 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб. : Евразия, 2000. – 318 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. -СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
4. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 336 с.
5. Голенищева, Е.Л. Психологические детерминанты агрессивного поведения младших школьников / Е.Л. Голенищева. – Санкт-Петербург :СПбАППО, 2005. – 153 с.
6. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия / А. Гуггенбюль. – 2-е изд. – Москва :Когита-Центр, 2006. – 173 с.
7. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 688 с.
8. Исаева, М.А. Гендерные и этнические различия в проявлениях агрессивности подростков :автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / М.А. Исаева. – Москва, 2008. – 18 с.
9. Исаева, М.А Гендерные различия в агрессивном поведении / М.А. Исаева // Вестник Государственного университета управления. – 2006. – № 10(26). – с. 86-89.
10. Ковальский, В.С. Антиобщественная направленность личности и преступное поведение: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.0 / В.С. Ковальский – Киев, 1983. – 18 с.
11.Кон, И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ / И.С. Кон. – Дубна : «Феникс+», 2001. – 208 с.
12. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб. : Питер : Питер принт, 2003. – 333 с.
13. Курбатова, Т.Н. Проективная методика исследования личности «Hand-test». Методическое руководство / Т.Н. Курбатова, О.И. Муляр. – СПб. : ГМНППП «ИМАТОН», 2001. – 64 с.
14. Лоренц, К. Агрессия так называемое «зло» / Пер. с нем. Г.Ф. Швейника. – М. : Прогресс Универс, 1994. – 271 с.
15. Малейчук, Г.И. Детская агрессия / Г.И. Малейчук. – Брест :БрГУ, 2012. – 101 с.
16. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков / Ю.Б. Можгинский. – Изд. 2-е, стереотипное. – Москва :Когито-Центр, 2008. – 179 с.
17. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М. : НПО МОДЭК, 1998. – 368 с.
18. Налчаджян, А.А. Агрессивность человека / А.А. Налчаджян. – Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2007. – 736 с.
19. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте :автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / А.В. Никитин. – Москва, 2006. – 29 с.
20. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М. :Академия. – 1986. – 256 с. 21.Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М. : Прогресс, 1987. – 420 с.
22. Реан, A.A. Агрессия и агрессивность личности / A.A. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 3 – 18.
23. Румянцева, Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – №1. – С.81–87.
24. Сафуанов, Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии /Ф.С. Сафуанов // Психологический журнал. – 1999. – № 6. – С. 24–35.
25. Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии / Ф.С. Сафуанов. – М. : Смысл, 2003. – 299 с.
26. Тупицын, Ю.Я. Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей / Ю.Я. Тупицын, В.В. Бочаров, Т.В. Алхазова. – СПб., 1998. – 70 с.
27. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. – М. : НПО «МОДЭК», 2002. – 432 с.
28. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие / И.А. Фурманов. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 479 с.
29. Фурманов, И.А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях / И.А. Фурманов. – Брест :БрГУ, 2014. – 261 с.
30. Ammon, G. Die Unerreichten - ZurBehandlungs - problematik des Urnarzissmus / G. Ammon // Verlag fur humanistischePsychiatrie und Philosophie. – 1988. – Vol. 14, №3. – P. 302-320.
31. Bandura, A. Psychological mechanisms of aggression / A. Bandura // Aggression: Theoretical and empirical reviews. Theoretical and methodological issues. – 1983. – Vol. 11, №1. – P. 1 – 40.
32. Berkowitz, L. Pain and aggression: some findings and implications / L. Berkowitz //Motivation and Emotion. – 1993. – Vol. 17, №3. – P. 277 – 293.
33. Buss, A.H. Physical aggression in relation to different frustrations / A.H. Buss // Journal of Abnormal and Social Psychology. – 1963. – Vol. 67, № 1. – P. 1 – 7.
34. Dollard J. Frustration and Aggression / J. Dollard, L. Doob, N.E. Miller, H.O. Mowrer, R.R. Sears. – New Haven, 2002. – 287 р.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Корреляционный анализ по шкалам методики Басса - Дарки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты