Правовые аспекты органов владельческого надзора в деятельности акционерных обществ
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовые аспекты органов владельческого надзора в деятельности акционерных обществ»
по дисциплине: «Правоведение»
2018
251.00 BYN
Правовые аспекты органов владельческого надзора в деятельности акционерных обществ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Поделиться
Введение
1 Общая характеристика участия государства в управлении хозяйственным обществом
1.1 Историко-правовые аспекты участия государства в предпринимательской деятельности
1.2 Разгосударствление и приватизация в области осуществления предпринимательской деятельности
1.3 Правовые аспекты участия государства в хозяйственных обществах, созданных в процессе разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
2 Правовой статус органа, осуществляющего владельческий надзор и представителей государства
2.1 Орган владельческого надзора
2.2 Порядок назначения и отзыва представителей государства в органы управления открытых акционерных обществ
2.3 Участие и роль представителей государства в органах управления открытых акционерных обществ
3 Холдинг как форма организации участия государства в управлении акционерными обществами
3.1 Историко-правовые аспекты формирование холдингов в Республике Беларусь
3.2 Понятие и сущность холдингов
3.3 Типология холдингов и структурные характеристики
3.4 Роль холдингов в системе осуществления государством владельческого надзора
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государство участвует не только как регулирующий и контролирующий орган при осуществлении деятельности субъектов хозяйствования, но также является равноправным участником при осуществлении деятельности организаций, в которых имеет принадлежащую ей собственность или иное установленное законом право. Так, государство является владельцам долей и акций в ряде социально и стратегически важных организаций, вследствие чего эффективное управление данными организациями государством позволяет положительно влиять на стратегически важные экономические ресурсы и экономику страны в целом.
С каждым годом увеличивается приоритетность направления в Республике Беларусь в сфере увеличения влияния при управлении акционерными обществами, доли уставного фонда, которых находятся в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц. Однако, устанавливается постепенная тенденция по минимизированию доли участия государства в управлении обществами. Вследствие чего, становиться актуальным изучение правового положения акционерных обществ с государственным участием, анализ их места и роли государства по управлению для современной экономики Республики Беларусь.
В настоящий момент имеется ряд проблем, связанных с участием государства в управлении акционерных обществах. Большинство проблем связано с не упорядочиванием нормативно-правового регулирования по вопросам управления государственного имущества. Отмечаются недостатки управления акционерными обществами с участием представителей государства в составе органов управления данных обществ. В том числе, механизм выражения воли государства в отношении конкретных вопросов в части управления государственным имуществом сложен и требует больших временных затрат, что негативно отражается на функционировании акционерных обществ с участием государства.
Исходя из вышеизложенного, проведя анализ, выявления особенности владельческого надзора в деятельности акционерных обществ является актуальной темой, влияющее не только на конкретные организации, но влияющие на состояние экономики в целом, так как участие государства в управлении осуществляется на социальные и стратегические важные организации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением владельческого надзора в деятельности открытых акционерных обществ Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература белорусских и зарубежных исследователей, связанная с осуществлением владельческого надзора в деятельности открытых акционерных обществ Республики Беларусь.
Цель работы – анализ правовых аспектов владельческого надзора в деятельности акционерных обществ в Республике Беларусь.
- рассмотреть общую характеристику участия государства в управлении хозяйственным обществом;
- исследовать правовой статус органа, осуществляющего владельческий надзор и представителей государства;
- установить особенности и роль холдингов в системе осуществления государством владельческого надзора;
- выявить пробелы в действующем законодательстве по регулировании деятельности владельческого надзора, и предложить пути их устранения.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды белорусских и российских ученых: Моисейчик Г, Веселов Ю.А., Лемешевский И.М., Ракова Е.Ю., Лобкович Э.И., Боресевич В.И. и другие.
При написании дипломной работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: анализ, синтез, системный, функциональный, исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных в работе источников.
Дипломная работа включает 70 страниц, 50 источников.
1 Общая характеристика участия государства в управлении хозяйственным обществом
1.1 Историко-правовые аспекты участия государства в предпринимательской деятельности
В правовой литературе до революции 1917 года в Российской империи вопрос об участии государства в капиталах акционерных обществ (далее – АО) практически не исследовался. Правовое регулирование по осуществлению обязанностей первых АО в законодательстве не устанавливалось. Осуществлялась хозяйственная деятельность при помощи иных организаций (заведений) – казенных заводов, фабрик и мануфактур. Для данного исторического периода характерна концессионная (разрешительная) система учреждения АО. Она тормозила развитие АО, так как процесс получения определенного разрешения осуществлялся предельно формально. Уставы первых АО (были основными источниками акционерного права в то время) принимались и утверждались по согласованию с высшей властью. Например, получив резолюцию императора устав АО получал публичность посредством публикаций. Устав каждой компании опубликовывался в «Собрании изданий и распоряжений Правительства», а так же «Полном собрании законодательства» (осуществлялся по данной процедуре до 1917 года).
Император Николай I 06.12.1836 утвердил Положение «О компаниях на акциях», которое было основой акционерного законодательства вплоть до 1917 года. Имея недостатки, оно положило первостепенное значение для развития АО, в виду того, что на тот период времени достаточно детально регламентировало деятельность АО. Учредители создавали акционерные предприятия, деятельность которых осуществлялась в сферах наиболее необходимых для государства [1, с.2].
В 1870 году государственный совет поднял вопрос о подготовке нового законопроекта, который был подготовлен к 1872 году. В проекте появились новшества в отношениях по регистрации создаваемых АО: устанавливался переход от разрешительной к регистрационной системе. Для создания АО необходима было осуществить регистрацию устава в явочном отделе Департамента торговли и мануфактуры, который располагался в Санкт-Петербурге при министерстве финансов.
Необходимо отметить, что в дореволюционный период государство имело в отношении отдельных АО специальные полномочия (например, надзор и участие в управлении компанией). Пышкин И.И. отмечает, что нераспространенность участия государства в АО в дореволюционный период, в частности вызвана тем, что в дореволюционном гражданском праве не утвердился принцип равенства государства и иных участников гражданско-правовых отношений [2, с.101].
Интерес государства к АО существенно усилился во время I Мировой войны. Государство монополизировало в то время целые отрасли хозяйственной деятельности, связанные с необходимостью поддержания военной деятельности. В период Октябрьской революции на территории Российской империи начался процесс национализации основных средств производства.
Только в период «Новой экономической политики» в 1920 годах, ввиду объективной необходимости, государство допустило частнокапиталистический элемент в промышленности и торговле. В законодательных источниках, оформившихся в период 1920 годов, выделялось 3 формы АО: частные, смешанные и государственные АО. В свою очередь, смешанные общества, делились на две разновидности: одна из них основывались на различных формах отечественных капиталов (частном, кооперативном, государственном), другая же — составляла отечественный и иностранный капиталы. Советское государство осуществляло участие в смешанных обществах, создаваемых за рубежом для организации внешней торговли и обслуживания советских консульских представительств. На определенных этапах проведения новой экономической политики, преобладала одна из вышеназванных форм. Государство посредством своих официальных органов всегда осуществляла усилия на поддержку «своих» обществ, чья деятельность отвечала интересам власти. В отношении таких смешанных обществ Молотников А.Е. указывает, что их участниками были как государственные учреждения и предприятия, так и частные предприниматели. Постепенно акционерное предпринимательство распространилось на сферы торговли, транспорта и строительства. Эти сферы преимущественно «заполняли» государственные и смешанные акционерные компании.
Согласно Положению «Об акционерных обществах» от 17 августа 1927 года, акционерное общество признавалось государственным, если его уставом предусмотрено, что все акции общества должны принадлежать исключительно государственным учреждениям или предприятиям. Если в ранее указанный период базовой была форма смешанного АО, то сейчас, те общества, все акции которого принадлежали исключительно государственным учреждениям и предприятиям — признавались государственными АО. Следует заметить, что для государственных АО создавался режим работы, фактически, приравнивавший их к государственным предприятиям.
В целом государство сохраняло свои позиции в стратегических и важных областях промышленности. В виду чего, в отношении данного периода можно сделать вывод о ведущей роли государства в экономике.
2 Правовой статус органа, осуществляющего владельческий надзор и представителей государства
2.1 Орган владельческого надзора
Государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет права участника в хозяйственных обществах через институт своих представителей. В соответствии с частью 1 подпункта 1.1 Указа Президента Республики Беларусь №100 «О некоторых вопросах владельческого надзора» (далее - Указ № 100), представителями государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, могут являться работники, в том числе государственные служащие, государственных органов и иных государственных организаций, уполномоченных управлять акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ (осуществляющих владельческий надзор), и иные граждане Республики Беларусь, заключившие гражданско-правовые договоры с такими органами и организациями [18].
В законодательстве Республики Беларусь отсутствует легальное определение владельческого надзора. На сайте Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, осуществляющего контроль за эффективностью управления акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ, содержится следующее определение владельческого надзора, которым руководствуются национальные правоприменительные органы: это система мер по участию государства в управлении хозяйственными обществами, часть акций (долей в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь, в целях повышения эффективности деятельности этих обществ и защиты экономических интересов государства [19].
Из этого определения формально можно сделать следующие выводы:
- владельческий надзор - это система мер по участию государства в управлении хозяйственными обществами;
- для осуществления владельческого надзора не имеет значения, какой процент акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ находится в собственности Республики Беларусь;
- речь идет об акциях (долях в уставных фондах), находящихся только в собственности Республики Беларусь, то есть республиканской собственности;
- целью участия государства в управлении хозяйственными обществами через назначение представителей государства в органы управления таких обществ является повышение эффективности их деятельности и защита экономических интересов государства.
В соответствии с частью первой статьи 26 Закона Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (далее - Госкомимущество) владеет и распоряжается акциями, принадлежащими Республике Беларусь, передает их в управление другим республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные органы владеют и распоряжаются принадлежащими административно-территориальным единицам акциями открытых акционерных обществ в порядке, определенном местными Советами депутатов [20].
Осуществлять владельческий надзор может республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Управление делами и Администрация Президента Республики Беларусь, другой государственный орган или иная государственная организация, подчиненная Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, а также исполкомы (далее - органы владельческого надзора).
Принадлежащие Республике Беларусь акции акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных предприятий, передаются в управление по отраслевому принципу. Акциями управляют министерства, концерны, государственные комитеты, в ведении которых находились преобразованные государственные предприятия.
Госкомимущество обеспечивает методическое руководство деятельностью представителей государства, контролирует выполнение органами владельческого надзора возложенных на них обязанностей.
Государство, владея долями (акциями) в уставных фондах хозяйственных обществ, в целях защиты и продвижения своих интересов должно управлять такими долями (акциями). Непосредственное управление долями (акциями) в уставных фондах хозяйственных обществ осуществляется через институт представителей государства.
1. Правовой основой для существования и деятельности таких представителей является следующие нормативно правовые акты:
- Указ Президента Республики Беларусь №100 «О некоторых вопросах владельческого надзора»;
- постановление Совета Министров Республики Беларусь №694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам» и утвержденное им Положение «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам» (далее – постановление №694) [21].
3 Холдинг как форма организации участия государства в управлении акционерными обществами
3.1 Историко-правовые аспекты формирование холдингов в Республике Беларусь
В мире существует более 40 тысяч крупных производственно-хозяйственных объединений более чем в 150 странах. Такого рода компании начали появляться в Европе и США в 19 веке. Первый холдинг в Европе – бельгийско-нидерландское общество «Societe Generale». В Республике Беларусь холдинги появились в 1990 годах и первым белорусским холдингом был холдинг на базе ОАО «Амкодор». Отдельным предприятиям в современных условиях достаточно трудно сохранить свою финансовую самостоятельность, поэтому необходимо объединение субъектов хозяйствования по экономическим интересам. Создание подобного рода структур позволяет сформировать необходимые финансовые средства за счет эффекта масштаба, диверсификации хозяйственной деятельности, создания товаропроводящей сети и направить полученные ресурсы на формирование и обновление производственного потенциала. Так, при создании холдингов ставятся актуальные задачи, которые, как правило, направлены на формирование достаточного для удовлетворения производственных, материальных и иных потребностей объема прибыли за счет диверсификации производства и роста производительности труда. Для достижения поставленных задач вырабатываются конкретные механизмы, позволяющие оптимизировать расходы.
Холдинговая модель построения бизнеса дает ряд преимуществ, в частности, возможность оптимизировать налоговое планирование, повысить эффективность инвестиционных процессов, улучшить финансово-экономическое состояние организаций, повысить рентабельность и увеличить прибыль, что способствует увеличению налогооблагаемой базы. Несмотря на то, что ей присущ также ряд недостатков, в целом создание и деятельность холдингов благоприятно влияет на экономику страны и отвечает интересам государства при условии соблюдения норм антимонопольного законодательства.
Основной причиной создания холдинга можно выделить стремление повышения доходности при наименьших затратах, которое помогает достигнуть холдинг.
Иными словами, холдинг является наиболее эффективным способом объединений хозяйствующих субъектов для повышения доходности.
В мире, как правило, холдинги создаются с несколькими целями.
В первую очередь, данное образование позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса получить налоговые, кредитные и иные преимущества, развить деловые связи, расширить сферу деятельности.
Для более крупных субъектов хозяйствования вступление в холдинг позволяет укрепить инвестиционный потенциал, уровень технологии производства, повысить рентабельность. В данном случае дочерние, зависимые компании будут обеспечивать внутрифирменные операции и тогда общая политика производства, инвестиций и сбыта создаст преимущества в конкуренции и будет способствовать освоению внутренних и внешних рынков.
При этом очевиден факт, что в процессе расширения списка коммерческих операций в крупной компании часто расширяется и номенклатура продукции и услуг. В данном случае ресурсы компании перегруппировываются и создаются специализированные дочерние организации по наиболее перспективным направлениям.
При создании холдинга можно наблюдать процесс рационализации управления, так как часть функций головная компания перекладывает на дочерние, рутинные операции передаются подчиненным, что освобождает персонал материнской компании и позволяет сосредоточится на планирование развития холдинга, распределении ресурсов. При этом материнская компания осуществляет контроль за дочерними обществами, управление ими через соответствующие инструменты [27, с. 45].
Несомненным достоинством холдинга также является то, что в рамках его деятельности могут создаваться различные корпоративные схемы, направленные на снижение финансовых и налоговых потерь. В первую очередь, это операции, которые обычно относятся к категории внутрихозяйственных.
Возможности холдинга при создании корпоративных схем заключаются в:
- перераспределении издержек и доходов между компаниями холдинга;
- создании «вспомогательных» центров прибыли;
- переводе доходов через компании, которые зарегистрированы в льготных регионах;
- оптимизирование внутрифирменного финансирования и обеспечение привлечения внешних источников финансовых ресурсов;
- координирование инвестиции и консолидировании финансового потенциала холдинга, координирование фондовых операций [28, с. 85].
Дочерние компании позволяют маневрировать материальными и финансовыми ресурсами. На их базе можно применять такие удобные формы бизнеса, как совместная деятельность, раздел продукции, лизинг.
При помощи дочерних субъектов хозяйствования могут проводиться операции с принадлежащими ими капиталоемкими объектами. Такие дочерние компании нередко создаются с разовыми целями, а затем ликвидируются или переводятся в пассивное состояние.
Заключение
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Государство является не только регулятором и контролером при осуществлении деятельности организаций и иных обществ, но также является равноправным участником при осуществлении деятельности организаций, в которых имеет по законодательству право участия. Государство является владельцам долей и акций в ряде социально и стратегически важных организаций, вследствие чего эффективное управление данными организациями государством позволяет положительно влиять на стратегически важные экономические ресурсы и экономику страны в целом.
2. Необходимость осуществления разгосударствления и приватизации обусловлена переходом к рыночной экономике, в виду множество субъектов и форм собственности в ней. Рыночная экономика требует, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты своей деятельности и их движущим мотивом являлись экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. Целями разгосударствления заключается в преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики.
3. Владельческий надзор - это система мер по участию государства в управлении хозяйственными обществами. Представителями государства в органах управления хозяйственных обществ могут быть: работники государственных органов (госслужащие); работники государственных организаций, уполномоченных управлять акциями хозяйственных обществ; граждане Республики Беларусь, заключившие гражданско-правовые договоры с владельческим органом; заместители Премьер-министра Республики Беларусь; руководители республиканских органов государственного управления; руководители государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. Органы владельческого надзора, как и представители государства в акционерных обществах несут главную функцию в защите интересов государства посредством своих обязанностей. В том числе реализует меры по предупреждению несостоятельности, и контролируют порядок выплаты дивидендов и сроков по обязательствам.
4. Под понятием «холдинг» в узком смысле понимают основную, головную компанию, а в широком смысле – всю совокупность материнской и дочерних компаний. В белорусском законодательстве под холдингом понимают как совокупность взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, которые осуществляют совместную деятельность и одно из которых (холдинговая компания) имеет возможность оказывать влияние на решения остальных участников холдинга (дочерних компаний). Выделяют следующие основные виды холдингов: чистый и смешанный; государственный, частный и смешанный; национальный и международный; горизонтальный, вертикальный и смешанный; финансовый (владение акциями (долями) осуществляется лишь в инвестиционных целях), классический (управляющий) и распределенный; основной и промежуточный.
Проведя исследование установлена необходимость в урегулировании в законодательстве Республики Беларусь следующих вопросов:
1. Закрепить в законодательстве Республики Беларусь (например, в Указе Президента Республики Беларусь №100 «О некоторых вопросах владельческого надзора») понятие владельческого надзора в следующей редакции. Владельческий надзор – это специфическая деятельность уполномоченных органов, осуществляемая от имени Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, содержанием которой является участие в работе органов управления хозяйственных обществ (общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета)), а при ликвидации обществ - в работе ликвидационной комиссии, а также осуществление контроля за сроками и полнотой перечисления в бюджет дивидендов, начисленных на принадлежащие государству акции (доли в уставном фонде) хозяйственных обществ, а так же иная деятельность, установленная в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
2. Внести изменения в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», так как он не содержит четких критериев для принятия антимонопольным органом мотивированного решения об отказе в создании холдинга, в связи с чем, необходимо конкретизировать критерии принятия решения о согласии либо об отказе.
3. Внести изменение в часть 1 пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», изъяв упоминание о необходимости заверения копий документов (например, изъяв слова «заверенная копия документов»), подтверждающих государственную регистрацию участников холдинга, руководителями организаций.
4. Внести изменения в часть 1 пункт 7 Указа Президента Республики Беларусь № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», изложив ее в следующей редакции: «Включение юридического лица в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании (исключение дочерней компании холдинга из состава его участников) осуществляется на основании решения управляющей компании холдинга, принятого в порядке, определенном ее уставом (учредительным договором), или собственника, за исключением случаев, предусмотренных в части пятой настоящего пункта. До подачи документов для включения юридического лица в состав участников холдинга управляющей компанией холдинга (собственником или уполномоченным им лицом) должно быть получено согласие антимонопольного органа».
1. Вешрот, В. Сценарий белорусской приватизации: науч. пособие / В. Вешрот. – М .: Оникс, 2003. – 210 с.
2. Дадалко, В.А. Проблемы, опыт, перспективы реформирования экономики и общества: сборник статей, лекций и аналитический обзор / В.А. Дадалко. –Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999. - 218 с.
3. Жерносек, Н. Извлечение из приватизации наибольшей пользы: науч. пособие / Н. Жерносек. – М., 2003. – С.5-55.
4. Дадалко, В.А. Арифметика приватизации: учеб. пособие / В.А. Дадалко. – М.: Оникс, 2004. – С.3-35.
5. Зарубежный опыт приватизации: участие иностранного капитала – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.nns.ru/archive/banks/ 1996/12/18/previos/23.html – Дата доступа : 03.03.2018.
6. Ракова, Е.Ю. Приватизация в Республике Беларусь: учеб. пособие/ Е.Ю. Ракова. – Минск: БЭЖ, 2001. – С.34-37
7. Базылева, Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И. Базылева. - Минск: БГЭУ, 2002. -752с.
8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб. пособие / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУА-информ», 2004. – 356 с.
9. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: текст по состоянию на 01.01.2018 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Лобкович, Э.И. Экономическая теория: учеб. пособие / Э.И. Лобковича. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 345 с.
12. Боресевич, В.И. Прогнозирование и планирование экономики: учеб.пособие / В.И. Боресевич. – Минск: Экоперспектива, 2001. – 380с.
13. Клюня, В.Л. Экономическая теория: учеб. пособие / В.Л. Клюня. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 341 с.
14. Олиневич, В.М. Приватизация государственной собственности: опыт некоторых стран: учеб. пособие / В.М. Олиневич. - 2002. - С.62-68.
15. О ходе реформирования государственной собственности в Республике Беларусь в 2005 году (Сайт Министерства Экономики) – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://194.158.197.134/ministry/economy.nsf/ – Дата доступа :
16. Кузнецов, В.И. Оценка стоимости государственных и муниципальных предприятий для целей приватизации – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.mrsa.ru/9conf/tez_9_11.html – Дата доступа:
17 Праневич, А.А. Приватизация: учеб. пособие/ А.А. Праневич. – М., 2012. -С.13-27.
18. О некоторых вопросах владельческого надзора: Указ Президента Республики Беларусь №100 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. Сайт Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://goscomim.by/dfs23d.html. – Дата доступа:
20. О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Республики Беларусь // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам: Постановление Совета Министров Республики Беларусь №694 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам: Положение Совета Министров Республики Беларусь // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Об аттестации лиц на право осуществления полномочий представителя государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам: Положение Совета Министров Республики Беларусь // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
24. О порядке согласования Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь предложений государственных органов и иных государственных организаций, уполномоченных управлять принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ, о назначении представителей государства в органы управления хозяйственных обществ и позиции представителей государства по вопросам, требующим согласования с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь: Инструкция Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. Об утверждении примерной формы договора: Приказ Госкомимущества от 31.12.2014 № 347 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. Короткевич, М.П. Совершенствование правового регулирования создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь: учеб. пособие / М.П. Короткевич. – Барановичи: РИО БарГУ, 2012. – С. 25-28.
27. Медведева, Ю. Интеграция: формы и содержание: учеб. пособие / Ю. Медведева. – Минск, 2012. – С. 68-72.
28. The Oxford Encyclopedic English Dictionary. - Oxford, 1999. – 1267 с.
29. Янушкевич, А.С. История создания холдингов в Республике Беларусь и перспективы развития: учеб. пособие / А.С. Янушкевич. – Минск, 2014. – 391 с.
30. Гусаков, Е.В. Организационно-экономический инструментарий создания компаний холдингового типа в АПК / Е.В. Гусаков // Весцi Нацыянальнай акадэмii навук. – Серыя аграрных навук. – 2012. – № 1. – С. 22-43.
31. Ермолик, А.В. Холдинг как форма предпринимательских объединений / А.В. Ермолик // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – Том 10. – 304 с.
32. Ермолик, А.В. Холдинг как форма предпринимательских объединений / А.В. Ермолик // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – Том 10. – С. 303-304.
33. Министерство экономики Республики Беларусь. Официальный сайт. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.economy.gov.by/ru/ holdingi_v_osn-ru/. – Дата доступа :
34. Сулакшин, С.С. Правовая модель холдинга для России / С.С. Сулакшин. – М. : Научный эксперт, 2012. – 280 с.
35. Щебельский, В.И. Холдинги: правовой и управленческий аспекты: учею. пособие / В.И. Щебельский. – СПб : Питер, 2014. – 286 с.
36. Щебельский, В.И. Виды холдинговых структур: учеб. пособие / В.И. Щебельский // Гражданское право. – 2016. – № 5. – С. 26-29.
37. Артемьев, Н.Г. Правовой статус холдинга: сравнительно-правовой анализ / Н.Г. Артемьев // Материалы Белорусского государственного университета. – 2012. – С. 34-35.
38. Кравченко, Е.Н. Такие разные холдинги / Е.Н. Кравченко // Учет. Налоги. Право. – 2000. – № 17. – Электронный ресурс. – Режим доступа : www.jurisconsult.ru. – Дата доступа:
39. О холдинговых компаниях в Украине: Закон Украины от 24.07.2009 № 1617-VI: в ред. Закона от 13.03.2012 № 4498-VI. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://uazakon.ru/zakon/zakon-o-holdingovih-kompaniyah.html. – Дата доступа:
40. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. Федерального закона от 28 марта 2017 г. № 43-ФЗ // Система ГАРАНТ. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/ document/10164072/entry/0:2. – Дата доступа :
41. Шиткина, И.С. Холдинги: правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний / И.С. Шиткина. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 560 с.
42. Романова, Н.А. Холдинговые структуры: учеб. пособие / Н.А. Романова // Хозяйство и право. – 2010. – № 5. – С. 43-45.
43. Псарева, Н.Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты: учеб. пособие / Н.Ю. Псарева. – М.: Высшее Образование и Наука, 2003. – 304 с.
44. Семенова, А.В. Холдинги. Вертикальная интеграция / А.В. Семенова; научн. рук. А.Б. Бахмат // Актуальные проблемы экономики строительства: материалы 71-й студенческой научно-технической конференции / Белорусский национальный технический университет, Строительный факультет. – Минск : БНТУ, 2015. – С. 119-122.
45. Веселов, Ю.А. Базисные институты и технологии инновационного развития / Ю.А. Веселов // Белорусский экономический журнал. – 2012. – № 3. – С. 64-77.
46. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
47. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
48. Моисейчик, Г. Развитие финансовых холдингов в Республике Беларусь / Г. Моисейчик // Банковский вестник. – 2006. – № 5. – С. 100 с.
49. Кулижский, А. Эффективность холдинга зависит от его структуры / А. Кулижский // Директор. – 2011. – № 12. – С. 26-28.
50. О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты