Административная и уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность по законодательству Республики Беларусь
ГГТУ им.П.О.Сухого (Гомельский государственный технический университет)
Диплом
на тему: «Административная и уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность по законодательству Республики Беларусь»
по дисциплине: «Гражданское право»
2018
251.00 BYN
Административная и уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность по законодательству Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности
1.2 Понятие и признаки незаконной предпринимательской деятельности
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ НАСТУПЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВИДЫ
2.1 Административная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность
2.2 Уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность
ГЛАВА 3 ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основным видом экономической деятельности является предпринимательская деятельность.
С самого начала 1990-х годов в Республике Беларусь активно развивается предпринимательство. На сегодняшний день предпринимательство занимает значительное место в экономике страны, а в некоторых отраслях, таких как торговля, автомобильные перевозки, сфера услуг и другие, практически полностью вытеснило государственный сектор.
Республика Беларусь в опубликованном рейтинге Всемирного банка Doing Business-2017 по ведению бизнеса заняла 37-е место среди 190 стран мира.
В докладе Всемирного банка приводится рейтинг стран по ключевым аспектам нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности для национальных компаний. За основу взяты 10 индикаторов, из которых сформированы страновые рейтинги Doing Business. У Беларуси сложились следующие позиции:
- «Сложность регистрации нового бизнеса» ‒ 31-е место;
- «Получение разрешений на строительство» ‒ 28-е место;
- «Подключение к системе электроснабжения» ‒ 24-е место;
- «Регистрация собственности» ‒ 5-е место;
- «Доступность получения кредитов» ‒ 101-е место;
- «Защита миноритарных акционеров» ‒ 42-е место;
- «Налогообложение» ‒ 99-е место;
- «Наличие барьеров при внешней торговле» ‒ 30-е место;
- «Обеспечение исполнения контрактов» ‒ 27-е место;
- «Разрешение проблем неплатежеспособности предприятий» ‒ 69-е место.
Страна с самыми благоприятными условиями для ведения бизнеса в 2016 году – Новая Зеландия, 2-е место занял Сингапур. В сравнении с 2015 г. данные страны поменялись местами. 3-е место сохранила Дания.Беларусь в рейтинге соседствует с партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Казахстан занимает 35-е место, Армения ‒ 38-е, Россия ‒ 40-е. Другие соседи Беларуси занимают более высокие места: Латвия ‒ 14-е, Литва ‒ 21-е, Польша ‒ 24-е [26].
Власти Беларуси придают большое значение этому рейтингу. Так, перед правительством поставлена задача в течение ближайших лет войти в число тридцати стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса.
Правонарушения в сфере предпринимательской деятельности влекут за собой ответственность и для предпринимателей. Вместе с увеличенной гражданской ответственностью, предприниматель имеет право выступать и субъектом иного из видов ответственности – и уголовной, и административной.
По итогам судебной практики можно сказать, что правонарушения в области экономической деятельности предпринимателями в настоящее время являют собой довольно общераспространенным явлением.
Явственным видеться тот факт, что установка единых правил деятельности для участников предпринимательских отношений не представляется возможным выполнять лишь на основании саморегулирования и самоорганизации. Следовательно, актуальной представляется задача по формированию научно-практического подхода к формированию цивилизованной правовой организации механизма управления в области предпринимательской деятельности, что включает и предпринимательскую деятельность, и деятельность субъектов инфраструктуры, что обслуживают её.
Согласно вышеизложенному, важным значением обладают вопросы в формировании, развитии и закреплении нового юридического мышления, чьим одним из аспектов представляется проблема юридической ответственности в предпринимательской деятельности. Проблема ответственности в предпринимательской деятельности признается одной из главных проблем гражданского оборота, что влияет и на экономическое положение хозяйствующих субъектов, и на благосостояние общества в целом.
Объект исследования дипломной работы – система общественных отношений в сфере применения норм, регулирующих уголовную и административную ответственность в осуществлении предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности
Центральное ключевое понятие в хозяйственном праве является понятие «хозяйственная деятельность». Параллельно в правовых нормах (экономической и юридической литературе) используются также такие понятия как «экономическая деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность», «торговая деятельность». Объединены все они термином «деятельность», под которым следует понимать «специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям».
Каждый вид деятельности человека заключается в максимальном возможном удовлетворении потребностей человека, которые могут быть использованы для достижения конкретной цели. Круг подобных потребностей весьма широк – потребности индивидуального характера, что связаны с обеспечением необходимых условий жизни, потребности, что связаны с общественной безопасностью, обороной и т.д.
Под хозяйственной деятельностью следует понимать деятельность субъектов хозяйствования (физических лиц и организаций со статусом юридического лица), направленных, в частности, на пополнение запаса материальных благ и обеспечение возможной совокупности удовлетворения потребностей, которым они призваны служить. Важно отметить, что цель хозяйственной деятельности – такие материальные блага (товары, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначены для реализации другим лицам.
Основной вид хозяйственной деятельности – предпринимательская деятельность, которая заключается в самостоятельной деятельности субъектов хозяйствования, осуществляемой ими на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [21, с. 28].
Предпринимательская и хозяйственная деятельность выступают как перекрещивающиеся понятия. Однако не всякая хозяйственная деятельность может быть признана предпринимательской.
Для понимания значения и сущности предпринимательской деятельности следует рассмотреть исторические этапы формирования данного явления.
В средние века предпринимателем был организатор парадов и музыкальных представлений; а в 17 веке – лицо, которое заключило с государством контракт с ранее оговоренной стоимостью. Подобный человек берет на себя всю ответственность за выполнение условий контракта, однако если же он мог уложиться в согласованную сумму, то всю оставшуюся разницу он присваивал себе.
Первым теоретиком бизнеса по праву считается Р. Кантильон, который ввел в научный оборот термин «предприниматель». Было это в 1725 г. Кантильон предпринимателя охарактеризовал как человека, который за конкретную цену приобретает средства производства, с тем, чтобы продать их с целью получения доходов. Одновременно предприниматель принимал на себя обязательство по издержкам, однако не знает, по каким ценам может быть осуществлена реализация.
Ж. Бодо дал следующее определению предпринимателю: это лицо, которое несет ответственность за предпринимательское дело, планирует, контролирует, организует и владеет предприятием [42].
К. Маркс считал, что предпринимательский доход исходит из эксплуатации труда капиталом, т.е. капиталистом.
Вторая половина 19 века была отмечена, что между капиталистом и предпринимателем-менеджером были проведены различия.
Различия между простым управлением ресурсами и использованием ресурсов в созидательных целях были особым образом подчеркнуты Йозефом Шумпетером. В своей книге, изданной в 1934 г., им была выдвинута концепция созидательного разрушения. По его мнению, экономический кризис в нормальной экономике есть переход к новому качеству через модернизацию управления, технологии, инновации. Это понятие Шумпетер использовал для отражения изменчивости, динамичной природы экономических процессов. Таким образом, он дает впервые определение инновационной деятельности.
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ НАСТУПЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
2.1 Административная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность
В предпринимательской деятельности помимо предпринимательских отношений, которые наделены горизонтальным характером, регулируемым ГК, существуют и административные правоотношения, в которых обязательной стороной выступают органы исполнительной власти, что реализуют в них свои исполнительно-распорядительные функции.
Управленческие отношения в области предпринимательской деятельности, в свою очередь, также наделены неоднородным характером. С одной стороны, это отношения, в которых органы исполнительной власти организуют предпринимательскую деятельность субъектов, осуществляющих ее через совершение установленных законодательством действий (проведение экспертиз, сертификация, стандартизация, регистрация, лицензирование и других). С другой стороны, самостоятельная группа представлена управленческими отношениями, в которых органы исполнительной власти оперативно следят за соблюдением предпринимателями установленных законодательством общих правил поведения, направленных на обеспечение безопасности, защиту нравственности, жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан, охрану природы и культурных ценностей.
В области предпринимательской деятельности привлечение к административной ответственности происходит в рамках административно-деликтного права и реализации институтов административного принуждения и административной ответственности. Указанный подход применяется в белорусской науке административного права, его поддерживали С. Н. Братусь, Д. Н. Бахрах, А. Н. Крамник, А. П. Шергин.
В системе юридической ответственности институт административной ответственности наделен своими специфичными признаками, своим специфическим составом и, вместе с тем, он имеет общие черты с иными видами ответственности. Российский ученый А. П. Алехин отметил, что административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, выраженной в применении уполномоченным органом либо должностным лицом административного взыскания к лицу, которое совершило правонарушение [10, с.224]. По мнению белорусского ученого А. Н. Крамника административная ответственность выражена в осуждении по постановлению (решению) суда, иного органа, ведущего административный процесс, виновного лица, назначении ему административного взыскания и исполнения его, пребывании этого лица в состоянии судимости за совершенное правонарушение в целях частной и общей превенции правонарушения [31, с.140].
Дела об административных правонарушениях вызывают большой интерес, поскольку многие субъекты хозяйствования привлекаются к административной ответственности за совершение административных правонарушений, как правило, в области предпринимательской деятельности, и, кроме того, – за административные правонарушения против порядка управления [43, с.45].
Таким образом, можно сделать обобщенный вывод, что административная ответственность представляет собой реализацию административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, что совершили правонарушение. Как и для любого вида юридической ответственности, основанием для привлечения к административной ответственности будет являться правонарушение, а именно административное правонарушение [23, с.54].
Белорусский законодатель вовсе не формулирует понятие «административное правонарушение в сфере предпринимательской деятельности», используя лишь общее понятие – административное правонарушение. В соответствии со ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками деяние, за которое установлена административная ответственность [3].
ГЛАВА 3 ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Правовое регулирование ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность на сегодняшний день в Республике Беларусь нельзя назвать совершенным.
Так, относительно административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность можно отметить следующее.
Вопрос об административной ответственности юридических лиц продолжает оставаться актуальным. Важность его определяется рядом причин. Во-первых, он не получил надлежащей разработки в научной литературе по административно-деликтному праву. Во-вторых, не совсем четко урегулирован административно-деликтным законодательством. В-третьих, на юридическое лицо предусмотрено наложение повышенного размера штрафа. В-четвертых, административная ответственность юридического лица наступает по существу за «чужую» вину. В-пятых, юридическое лицо как хозяйствующий субъект включен в систему публичного административно-деликтного права [32].
В соответствии со ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению [3]. То есть законодатель указал два условия, позволяющих признать в случае совершения административного правонарушения вину юридического лица:
- наличие у него возможности выполнить соответствующие нормы (правила);
- непринятие от юридического лица всех мер по их соблюдению.
Только совокупность этих условий может свидетельствовать о виновности юридического лица.
В указанном определении виновности юридического лица законодатель учитывает гражданско-правовую конструкцию вины: согласно ч. 2 п. 1 ст. 372 ГК лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства [2].
В ч. 1 ст. 372 ГК законодатель устанавливает вину юридического лица в форме умысла или неосторожности при неисполнении обязательства: лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла и неосторожности), кроме случаев, когда законодательством или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В п. 2 ст. 372 ГК подтверждено ранее действовавшее правило гражданского законодательства о презумпции вины должника, нарушившего обязательство: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это правило имеет большое практическое значение и облегчает положение потерпевшего кредитора при возникновении споров.
Согласно п. 3 ст. 372 ГК должник вправе ссылаться на то, что надлежащее исполнение стало невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств [2].
КоАП содержит некоторые исключения, когда возможна ответственность юридического лица без вины. Это, прежде всего, указанные в ч. 3–6 ст. 4.8 КоАП случаи административной ответственности юридических лиц при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) [3].
Часть 3 ст. 7.1 КоАП содержит следующее правило наложения административного взыскания: при наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается характер административного правонарушения, характер и размеры причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.
Согласно ч. 7 ст. 4.8 КоАП наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию гражданского законодательства в сфере регулирования гражданско-правового договора и практики его применения.
1. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, которая осуществляется ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направлена на систематическое получение прибыли.
В качестве особенностей осуществления предпринимательской деятельности назовем следующие:
- законодательство предусматривает множество форм и видов предпринимательской деятельности;
- цель – получение прибыли;
- для осуществления предпринимательской деятельности требуется государственная регистрация. Прекращение осуществления предпринимательской деятельности субъектом хозяйствования также предусматривает определенный порядок;
- деятельность субъектов предпринимательства урегулирована нормами законодательства (ГК, декреты, указы Президента Республики Беларусь и др.).
2. Незаконность предпринимательской деятельности – это осуществление деятельности, обладающей всеми признаками предпринимательской, за исключением формального признака, относящегося к, установленному законом или иным нормативным актом, порядку осуществления такой деятельности, а также за исключением тех видов незаконной предпринимательской деятельности (в узком значении этого понятия), за занятие которыми установлена юридическая ответственность.
Данное положение имеет важное значение при уяснении вопроса о том, к какому виду ответственности будет привлечен хозяйствующий субъект.
3. Незаконная предпринимательская деятельность характеризуется непосредственно только в виде умышленный вины, что выражена прямым умыслом. Сообразно, ответственность за такое правонарушение возникает не только в случае неимения лицензии, а и когда действие такого разрешения просрочено, приостановлено или когда предприниматель лишен её, равно как и при осуществлении деятельности, что не указана лицензии.
4. КоАП устанавливает, что государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности является административное взыскание, которое используется для предупреждения свершения новых правонарушений и нарушителем, и другими лицами.
Административное взыскание не имеет своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных взысканий, налагаемых на юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, определяется судом, полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, характера и размера причиненного вреда, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств (как смягчающих, так и отягчающих).
5. Наиболее распространенным среди иных преступлений в сфере экономической деятельности является незаконная предпринимательская деятельность. Уголовная ответственность за данное преступление установлена ст. 233 УК. Данная статья содержит, на мой взгляд, несколько проблем. Одна из них состоит в необходимости декриминализации уголовной ответственность за осуществление предпринимательской деятельности, что запрещена законом. Связано это с тем, что до сегодняшнего дня законодательство не содержит понятия «предпринимательская деятельность, запрещенная законом», что на практике вызывает большие трудности. Также еще одной проблемой, по моему мнению, является тот факт, что диспозиция ч. 1 ст. 233 УК изложена законодателем неверно, она не согласуется с нормами гражданского законодательства о регистрации деятельности в качестве предпринимательской.
В системе правового регулирования ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность законодательство Республики Беларусь содержит некоторые пробелы.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в Кодекс с 9 января 2017 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : НЦПИ РБ, 2017. – 656 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. : текст Кодекса по состоянию на 8 января 2018 г. – Минск : Академия МВД, 2018. – 239 с.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : в Кодекс с 18 июля 2018 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : Регистр, 2018. – 392 с.
5. О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : Закон Рэсп. Беларусь, 5 янв. 2015 г., № 241-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – 2015. – 22239.
6. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 : в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 23.11.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 1 сент. 2010 г., № 450 // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Об утверждении Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 7 дек. 2012 г., № 640 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=B21326795. – Дата доступа:
9. О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 28 июн. 2001 г., № 6 // Верховный Суд Республики Беларусь. – Режим доступа: http://court.gov.by/jurisprudence/Post_plen/criminal/vsprop/ad0c00cd5028f04c.html. – Дата доступа:
10. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. – М. : Зерцало, 2006. – 608 с.
11. Архив Верховного Суда Республики Беларусь за 2017 г. – Постановление о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении № 58-16Ап/2017/297Жн.
12. Бабосов, Е. М. Экономическая социология. Вопросы и ответы / Е. М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 224 с.
13. Бандык, О. Незаконная предпринимательская деятельность карается законом / Олег Бандык // Юридический мир. – 2016. – № 11. – С. 90-92.
14. Банковское право : учебно-методический комплекс / С. Н. Знак [и др.] ; под ред. С. Н. Знака. – Минск : Изд-во МИУ, 2004. – 184 с.
15. Бахрах, Д. Н. Административная ответственность / Д. Н. Бахрах. – М. : Юридическая литература, 2004. – 360 с.
16. Бачило, А. Л. Сравнительное административное право : краткий курс лекций / А. Л. Бачило, Н. Е. Сокол. – Минск : НО ООО «БИП-С», 2003. – 282 с.
17. Болотников, В. Т. Административное право (в схемах, дефенициях, комментариях и выводах) / В. Т Болотников, Н. Е. Сокол. – Минск : НО ООО «БИП-С», 2002. – 168 с.
18. В Могилевской области выявили 245 случаев незаконной предпринимательской деятельности в 2017 году [Электронный ресурс] / Новости Беларуси. – Режим доступа: http://www.belta.by/regions/view/v-mogilevskoj-oblasti-vyjavili-245-sluchaev-nezakonnoj-predprinimatelskoj-dejatelnosti-v-2017-godu-286733-2018/. – Дата доступа:
19. Вабищевич, С. С. Хозяйственное право / С. С. Вабищевич, И. А. Маньковский. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск : Молодежное, 2011. – 304 с.
20. Врублевская, В. Л. Незаконная предпринимательская деятельность: некоторые вопросы либерализации уголовного законодательства / В. Л. Врублевская // Молодежная инициатива в решении современных проблем юриспруденции: материалы междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 25–26 октября 2013 г. – Минск, 2013. – C. 173-174.
21. Годунин, О. Р. Хозяйственное право : учебное пособие для студентов вузов юридических специальностей / О. Р. Годунов. – Минск : БГУ, 2000. – 114 с.
22. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментариями и обзором практики хозяйственных судов / Д. П. Александров [и др.] ; под общ. ред. В. С. Каменкова. – Минск : Дикта, 2004. – 1136 с.
23. Данисевич, А. Н. Некоторые вопросы совершенствования законодательства об уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность / А. Н. Денисевич // Проблемы укрепления законности и правопорядка : наука, практика, тенденции. – 2014. – № 7. – С. 56–62.
24. Декриминализация отдельных преступлений в экономической сфере возможна в Беларуси [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2017/april/23848/. – Дата доступа:
25. Денисюк, М. Е. Отдельные вопросы объективной стороны незаконной предпринимательской деятельности как преступления / М. Е. Денисюк // Промышленно-торговое право. – 2014. – № 3. – С. 92–96.
26. Доклад Всемирного банка [Электронный ресурс] / Tut.by. – Режим доступа: https://news.tut.by/economics/517437.html. – Дата доступа:
27. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) : учебник для вузов / С. Э. Жилинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2007. – 944 с.
28. Забелов П. С. Административная ответственность за правонарушение в сфере предпринимательской деятельности : пособие по административному праву Республики Беларусь / П. С. Забелов. – Минск : Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 171 с.
29. Климов, Л. М. Терминология рыночной экономики / Л. М. Климов, Н. А. Климова. – М. : Знание, 1994. – 600 с.
30. Кравченко, Л. В. Ограничения предпринимательской деятельности: Особенности Российского законодательства / Л. В. Кравченко // Вестник Университета. – 2014. – № 20. – С. 311–313.
31. Крамник, А. Н. Административно-правовое принуждение / А. Н. Крамник. – Минск :Тесей, 2005 – 206 с.
32. Крамник, А. Н. Некоторые вопросы административной ответственности юридических лиц / А. Н. Крамник // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 9.
33. Краткий конспект лекций по хозяйственному праву [Электронный ресурс] / Институт повышения квалификации и переподготовки МГУ имени А.А. Кулешова. – Режим доступа: http://ipkmog.by/docs/logist/konsprct_xoz.pdf. – Дата доступа:
34. Кулак, С. Административная ответственность юридических лиц / С. Кулак // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2008. – № 11. – С. 52–59.
35. Куликова, Т. В. Лицензирование как форма реализации исполнительной власти : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.14 / Т. В. Куликова ; Рост. юрид. ин-т МВД России. – Ростов н/Дону, 2007. – 26 с.
36. Лопашенко, Н. А. Преступления в сфере экономики : авторский комментарий к уголовному закону (раздел 8 УК РФ) (постатейный) / Н. А. Лопашенко. – М. : Волтерс Клувер, 2006. – 968 с.
37. Мазур, О. А. К вопросу о совершенствовании законодательства в сфере лицензирования / О. А. Мазур // Правовое государство : теория, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Барановичи, 2-3 нояб. 2006 г. / редкол. : В.И. Кочурко (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи : БарГУ, 2006. – 492 с.
38. Медведева, И. В. Беларусь в цифрах : статистический справочник / И. В. Медведева. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 72 с.
39. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменко [и др.] ; под общ. ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2007. – 1007 с.
40. Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью [Электронный ресурс] / PravoBY.info. – Режим доступа: http://www.pravoby.info/sud/02/119.htm. – Дата доступа:
41. Почти 900 фактов незаконной предпринимательской деятельности выявлены в Брестской области [Электронный ресурс] / Виртуальный Брест. – Режим доступа: http://virtualbrest.by/news51716.php. – Дата доступа:
42. Сидорчук, И. П. Гражданское право : учеб. пособие / И. П. Сидорчук. – Минск : ООО «БИП-С», 2004. – 264 с.
43. Скоблик, Н. В. Главные условия административной ответственности юридических лиц / Н. В. Скоблик, Л. Г. Байдан // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2009. – № 22. – С. 45–53.
44. Службу такси проверили налоговики [Электронный ресурс] / Инспекция МНС РБ по Могилевской области. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/m_publr_mogilev_ru/view/sluzhbu-taksi-proverili-nalogoviki-25981/. – Дата доступа:
45. Топ поблажек по экономическим преступлениям, которые готовит генпрокуратура Беларуси [Электронный ресурс] / Kurjer.info. – Режим доступа: http://kurjer.info/2018/01/18/economic-crime/. – Дата доступа:
46. Трубчик, А. И. Юридическое лицо как субъект административной ответственности / А. И. Трубчик // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2007. – № 21. – С. 56–65.
47. Яковцова, И. В. Незаконное предпринимательство : уголовно-правовой анализ и проблемы квалификации / И. В. Яковцова. – Домодедово : ВИПК МВД России, 2007. – 50 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты