Теоретические и прикладные аспекты получения образцов для сравнительного исследования
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Теоретические и прикладные аспекты получения образцов для сравнительного исследования»
по дисциплине: «Криминалистика»
2018
251.00 BYN
Теоретические и прикладные аспекты получения образцов для сравнительного исследования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Криминалистика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы получения образцов для сравнительного исследования
1.1 Понятие и сущность получения образцов для сравнительного исследования и её значение для предварительного расследования преступлений
1.2 Современное состояние получения образцов для сравнительного исследования
1.3 Классификация образцов для сравнительного исследования
Глава 2 Общие тактические вопросы, специальные познания и их применения при получении образцов для сравнительного исследования
2.1 Тактика получения образцов для сравнительного исследования
2.2 Особенности получения образцов для сравнительного исследования
Глава 3 Пути совершенствования получения образцов для сравнительного исследования, правовое регулирование и практика
Заключение
Список использованных источников
Введение
Республика Беларусь является демократическим и социально-правовым государством, в виду чего её развитие должно неразрывно быть связано с соблюдением прав и свобод человека. В статье 2 Конституции Республики Беларусь установлено, что защита прав и свобод человека, в том числе их реализация являются высшей ценностью общества и государства. Угрозой для соблюдения гарантированных государством прав и свобод человека является рост преступности и увеличения многообразия способов совершения преступления. Государство должно следить за уровнем преступности и соответственно реагировать посредством принятия изменений по совершенствованию законодательства [1].
С целью осуществления борьбы с преступлениями и для предотвращения их роста, реализуется целый комплекс политических, правовых, экономических мероприятий, направленных на снижение уровня преступности. При раскрытии преступлений важными факторами является «гибкость» и «мобильность», которая выражается в способности оперативно выявлять как уже известные преступления, так и новые, изучать их суть. Вышеуказанное свидетельствует о важности данных факторов для раскрытия преступлений при осуществлении предварительного следствия. Одним из важных аспектов влияющим на вышеуказанные факторы по оперативности выявления и раскрытия преступлений в ходе предварительного следствии является получение образцов для сравнительного исследования.
Получение образцов для сравнительного исследования позволяет установить информацию как о преступлении в целом, так и выявить конкретные обстоятельства по его совершению, установить, круг лиц причастных к совершению преступлению. Осуществление всех мер по получению образцов для сравнительного исследования позволяет устанавливать доказательства по уголовному делу. Информация, полученная в ходе проведения экспертизы, позволяет установить обстоятельства произошедшего и изучить всесторонне материалы уголовного дела. Выявление основных теоретических и практических аспектов получения образцов для сравнительного исследования позволяет в полной мере выявить проблемы данного процессуального действия и способы их решения для эффективности осуществления предварительного следствия. Вследствие всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что, данное процессуальное действия является важнейшим по раскрытию и расследованию преступлений.
Исходя из вышеизложенного и проведя анализ, можно сделать вывод, что изучение особенностей теоретических и прикладных аспектов получения образцов для сравнительного исследования является актуальной темой, влияющая не только на конкретные преступления, и их выявление, раскрытие, но и всех противоправных отношений в целом, так как в случае пробелов при осуществлении данного процессуального действия, выявление той или иной группы преступлений, личности их совершившей станет практически не возможным.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, связанные с получением образцов для сравнительного исследования в Республике Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым обеспечением получения образцов для сравнительного исследования в Республике Беларусь.
Целью работы - рассмотреть нормы права и научную литературу, связанную с получения образцов для сравнительного исследования в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы и современное состояние получения образцов для сравнительного исследования;
- исследовать тактику получения образцов для сравнительного исследования;
- установить особенности получения образцов для сравнительного исследования;
- выявить пути совершенствования правового регулирования получения образцов для сравнительного исследования.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь и иные нормативно-правовые акты Республики Беларусь.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды следующих белорусских и отечественных ученых: Аленин А.П., Винницкий Л.В., Грамович Г.И., Селиванов Н.А., Ищенко Е.П. и другие.
При написании дипломной работы использовались следующие общенаучные и специальные методы исследования: анализ, синтез, системный, функциональный, исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой метод.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных в работе источников.
Дипломная работа включает 50 страниц, 50 источников.
Глава 1 Теоретические основы получения образцов для сравнительного исследования
1.1 Понятие и сущность получения образцов для сравнительного исследования и её значение для предварительного расследования преступлений
Любое преступление является материальным и оставляет на окружающих объектах следы противоправного деяния. Однако, в правоприменительной деятельности имеются проблемы по обнаружению и изъятию следов, которые необходимы для дальнейшего сравнительного исследования. Сравнительное исследование является одним из главных способов по доказыванию в уголовном деле. Оно заключается в сравнение следов, которые были обнаружены и изъяты на месте совершения преступления (других следов), образовавшихся в ходе подготовки, совершения или сокрытия преступления со сравнительными образцами, которые в дальнейшем изымаются в ходе расследования преступления. Основной целью изучения данных образцов является установление наличия или отсутствия связи с совершенным преступлением.
Согласно частей 1,2 статьи 234 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК Республики Беларусь), следователь или лицо, производящее дознание, вправе получить образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у подозреваемого или обвиняемого, а также у потерпевшего и свидетеля с их согласия в случаях, когда возникла необходимость проверить, не оставлены ли ими следы на месте происшествия или на вещественных доказательствах [2, ст.234].
Из этого следует вывод, что в случаях, когда у следователя имеются следы неизвестного происхождения для их идентификации следователь (лицо, производящее дознание) получает образцы для сравнительного исследования от известного источника и проверяет причастность данного известного источника к совершенному преступлению. Стоит отметить, что большое значение имеет количество и качество сравнительных образцов при проведении сложных исследований. Например, недостаточное количество сравнительного материала или плохое его качество не позволит выделить необходимую информацию для выявления идентификационных признаков и осуществить сравнительное исследование должным образом.
В научной литературе по праву выделяются два основания по получению образцов для сравнительного исследования:
- фактическое;
Фактическое основание получения образцов для сравнительного исследования заключается в доказательстве и полном исследовании обстоятельств только в случае наличия образцов.
- юридическое.
Выражается в достаточности вынесения постановления о получении образцов для сравнительного исследования уполномоченным на то лицом.
Для определения понятия и сущности получения образцов для сравнительного исследования необходимо выявить теоретические аспекты и регулируемые данным понятием отношения, в том числе смысловое значение каждого из вышеуказанных определений.
Согласно исследованиям, Кудрявцевой А.В. под «образцом» понимается:
- часть вещества, продукта, товара, дающая представление о нем;
- предмет, по которому можно судить о других подобных;
- экземпляр какого-либо изделия, по которому изготавливаются другие подобные предметы;
- образчик, стандарт, эталон.
В криминалистической литературе под образцом понимают материальный объект естественного происхождения, который является частью целого, либо объектом, полученным экспериментальным путем (например, моделирование, эталон), изъятый и зафиксированный в установленном законодательстве порядке в целях дальнейшего его исследования [4, с.215].
В СССР криминалистическая наука устанавливала следующее понятие образцов для сравнительного исследования. Образцом являлись идентифицирующие объекты, происходящие от объекта, подлежащего идентификации и отражающие его определенные признаки.
Согласно исследованиям, Исютин-Федотков Д.В. устанавливал, что в отдельных определениях образцов для сравнительного исследования упоминаются категории «стандарт» и «эталон». Под стандартом понимается образец, эталон, модель, принимаемая за исходный для сопоставления с ним других подобных объектов. Под эталоном понимали образцовую меру (измерительный прибор), служащую для воспроизведения, хранения и передачи единиц измерения с наивысшей достижимой при данном состоянии науки и техники точностью; мерило, образец для сравнения с чем-либо; точный образец установленной единицы измерения [5, с.3].
Глава 2 Общие тактические вопросы, специальные познания и их применения при получении образцов для сравнительного исследования
2.1 Тактика получения образцов для сравнительного исследования
Получение образцов для сравнительного исследования осуществляется на основании постановления следователя и последующего составления протокола. При необходимости, получение образцов производится с участием эксперта.
При осуществлении тактических действий при получении образцов для сравнительного исследования, выделяются общие структурные элементы.
С точки зрения Долженко Н.И., тактика при осуществлении получения образцов для сравнительного исследования является двухступенчатой. Первая ступень включает общие положения тактики при проведении любых следственных действий, общие положения, которых должны соблюдаться при получении образцов для сравнительного исследования. Вторая ступень представлена особенностями тактики получения образцов для сравнительного исследования [21, с.115].
К основным положениям тактики проведения следственных действий относятся:
1. Законность следственного действия.
Указанное положение устанавливает, что получение образцов для сравнительного исследования всегда обязано проводиться по мотивированному постановлению следователя. При получении образцов для сравнительного исследования, обязательно должны соблюдаться нормы УПК Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь, устанавливающее порядок проведения следственных действий и фиксации результатов.
Под законностью подразумевается недопустимость действий, которые в соответствии с законодательством направлены на унижение чести и достоинства человека, угрозы его жизни и здоровью.
2. Единство руководства при проведении следственного действия.
Смысл данного понятия заключается в том, что получение образцов для сравнительного исследования осуществляется и назначается по постановлению следователя, который несет ответственность при несоблюдении законодательства и иных ситуаций по неправомерному, противоречащему УПК Республики Беларусь порядку получения образцов для сравнительного исследования. Лишь следователь имеет право составлять протокол о получении образцов для сравнительного исследования (кроме поручений следователя органу дознания). Следователь руководит как действиями непосредственных участников данного процессуального действия, так и иными привлеченными участниками (понятыми, специалистом). Следователь осуществляет контроль, фиксирует результаты посредством составления протокола.
3. Активность и целеустремленность следователя.
Под активностью понимают руководящую роль следователя по отношению к действиям всех участников. Без его участия и проявления активности невозможно получить образцы для сравнительного исследования. Под целеустремленностью понимается заинтересованность следователя в достижении поставленных задач по получению необходимых образцов для сравнительного исследования, выявлении того, что не относиться к обстоятельствам уголовного дела.
4. Стадийность получения образцов для сравнительного исследования.
Данное положение указывает на соблюдение определенных этапов при получении образцов для сравнительного исследования. При осуществлении процессуального действия осуществляется стадия подготовки, рабочий этап и заключительный этап.
5. Ситуационность получения образцов для сравнительного исследования.
Под ситуационностью понимают положения, согласно которых следователь должен быть готов к изменяющейся обстановке и новым условиям при получении образца. Например, следователь при осуществлении получения образцов для сравнительного исследования должен учитывать погодные условия, которые могут повлиять на образец.
6. Необходимость применения соответствующих технико-криминалистических средств.
Суть данного положения заключается в том, что без определенных специальных предметов невозможно должным образом изъять образец. Например, для получения образцов крови необходимо использовать медицинский стерилизованный шприц, каким-либо иным способом получить кровь для сравнительного исследования просто невозможно. Применение специальных средств положительно влияет на качество образцов для сравнительного исследования.
Глава 3 Пути совершенствования получения образцов для сравнительного исследования, правовое регулирование и практика
В настоящий момент в Республике Беларусь отсутствует единство при употреблении в теории исследуемого процессуального действия, данное обстоятельство способствует не правильному или разобщенному пониманию его содержания. При анализе терминов, которые употребляются в законодательстве Республики Беларусь, в том числе в уголовно-процессуальном праве и криминалистической литературе, касающегося рассматриваемого процессуального понятия, усматривается употребление терминов «получение», «отобрание», «изъятие» образцов. Например, Зуйков Г.Г. и Жбанков В.А. исследуют понятие «получение образцов для сравнительного исследования» [41, с.154]. Волкова И.К. рассматривает понятие «о получении образцов для экспертного исследования». Дулов Л.В. определяет данное процессуальное действие как «отбор образцов, проб и сравнительного материала для экспертизы» [с.42, с.231].
Стоит отметить уголовно-процессуальный опыт стран СНГ, при рассматривании данного процессуального действия, которые различаются в названии. Например:
- в УПК Украины «Получение образцов для экспертного исследования»;
- в УПК Эстонии «Взятие сравнительного материала» [43, с.112].
Однако, при подробном рассмотрении каждого понятия, имеются в них расхождения при понимании, поскольку данное процессуальное действие содержательно разделяются.
В основном в качестве образцов изымаются предметы или документы, которые существовали самостоятельно и известны следователю. Например, свободные образцы почерка определенного лица на разных документах. Данные образцы изымаются как в ходе осмотра, обыска или выемки, так и изымаются образцы от сырья до готовой продукции.
Понятие отобрание образцов выражается в иных действиях. Так, это целенаправленное действие на получение каких-либо для экспертного исследования предметов и материалов свойства и признаки, которых заранее определены при соблюдении выработанных правил по их отбору. Например, в штуках, метрах и иное [44, с.211].
Под определении «получения» образцов для сравнительного исследования, данное понятие понимается шире, чем «изъятие» и «истребование», так как оно охватывает действия следователя, как по истребованию и изъятию образцов, вследствие чего выступает по отношению к ним родовым понятием.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование понятие «получение» образцов является правильным и необходимо придерживаться смысла, вкладываемого в данное понятие, а не к иным.
Стоит отметить, практику стран ранее находившихся в составе СССР о рассматриваемом процессуальном действии. Например, в Литве, Узбекистане, Эстонии аналогичная статья по получению образцов для сравнительного исследования включена в главу «Осмотр и освидетельствование», а в Республике Беларусь, Российской Федерации, Латвии, Украине – в главу «Производство экспертизы» [45, с.255].
Стоит указать, что как отмечалось выше УПК Республики Беларусь, в основном устанавливает получение личностных образцов, но при расследовании уголовного дела имеется необходимость о получении предметов, образцов которые не связаны с личностью. Поэтому к данным образцам для сравнительного исследования в части статьи 234 УПК Республики Беларусь, необходимо отличать и другие объекты, которые в практике, в том числе именуются образцами. Например, образцы-пробы (недоброкачественной продукции, сырья и иное). Процессуальное действия по изъятию данных образцов обычно выступает в форме выемки, но выемка прямо не приспособлена по своему назначению целью получения данных образцов для сравнительного исследования.
При установлении законодательного расширения круга образцов для сравнительного исследования, позволяло бы обеспечивать гарантии прав личности и достоверности доказательств. При анализе опыта других стран, например, в Украине наиболее полно это регулируется в статье 199 УПК Украины, в которой устанавливается не ограниченный круг источников, от которых могут изыматься образцы для сравнительного исследования.
Заключение
На основании всего вышеизложенного необходимо подвести итог дипломного исследования по данной теме.
Под образцами для сравнительного исследования понимают объекты материального мира, которые изымаются с целью сравнения их с вещественными доказательствами, для идентификации и установления родовой и групповой принадлежности с вещественными доказательствами или по установлению иных обстоятельств, которые имеют значение для расследования уголовного дела. Выделяют фактическое и юридическое основание по получению образцов для сравнительного исследования. Фактическое основание выражается в обоснованности и необходимости данного действия для расследования дела. Юридическое основание выражается в его процессуальной форме по осуществлению данного процессуального действия по делу. Способы получения образцов для осуществления сравнительного исследования подразделяются на: контактное получение образцов и на получение образцов с помощью отделения на части или разделения на части.
Выделяют множество классификаций образцов для сравнительного исследования, и они подразделяются на категории в зависимости от: вида судебной экспертизы, для которой изымают; времени, условия, при которых возникают; процессуальной природы экспериментальных образцов; способа получения; свойств оригинального объекта; процессуального статусу лица, у которого получают образцы; агрегатного состояния. Данное множество классификаций позволяет выявлять определенные закономерности образцов для сравнительного исследования и упрощается как процесс изъятия с сохранением свойств, так и оперативность проверки иной значимой информации при проведении расследования.
Процесс по получению образцов выражается в соблюдении тактических приемов аналогичных при проведении следственных и иных процессуальных действий, с соблюдением специальных тактических приемов основанных на специфики получения образцов для сравнительного исследования. Процесс получение образцов для сравнительного исследования подразделяется на три этапа: подготовка, рабочий этап (изъятие), завершающий этап. При подготовке осуществляется совокупность действий, которые необходимы для осуществления и проведения изъятия образцов для сравнительного исследования (оканчивается в момент непосредственного осуществления изъятия образцов). В рабочем этапе осуществляются действия направленные на непосредственное получение образцов и сохранения их свойств. В заключительном этапе осуществляется подведение итогов, фиксация хода и результатов по получение образцов, фиксирование замечаний участников процессуального действия и иных особенностей при его проведении. В виду того, что развитие современной науки и техники приводит к расширению видов объектов, которые могут служить предметом экспертного исследования в законодательстве предусмотрена возможность использование специальных познаний путем привлечения специалиста при получении образцов для сравнительного исследования.
Выявлены особенности при получении образцов для сравнительного исследования, такие как: не обязательное участие понятых; запрет на методы по изъятию, которые опасны для жизни и здоровья, унижают честь и достоинство человека; особый порядок процессуальных действий; применение при изъятии специальных предметов и методов. Установлены типичные ошибки при практическом использовании образцов: поздно осуществляется назначение экспертизы или исследования; длительный срок по получению экспертами образцов; не целесообразное предоставление в экспертное учреждение множество объектов.
Улучшить эффективность получения образцов для сравнительного исследования возможно, при улучшении следующих аспектов:
1. Хранение образцов, должно осуществляться в строгом соответствии с внутриведомственными правилами по изъятию соответствующих образцов с целью недопущения их негодности и увеличение процессуальных сроков следствия.
Лучшее решение данной проблемы является привлечение специалиста, который осуществит получение образцов без нарушения целостности информации и укажет на наилучший вариант хранения того или иного образца. В том числе, необходимо исключить затягивание сроков по получению экспертом образцов, так как некоторые из них портятся в течении небольшого промежутка времени.
1 Конституция Республики Беларусь: текст по состоянию на 01.01.2018 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: текст по состоянию на 01.01.2018 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь: текст по состоянию на 01.01.2018 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4 Кудрявцева, А.А. Судебная экспертиза в уголовном процессе: учеб. пособие / А.А.Кудрявцева. - Челябинск: ЮУрГУ, 2001. - 156 с.
5 Исютин-Федотков, Д.В. Понятие и сущность образцов для сравнительного исследования: статья / Д.В. Исютин-Федотков. – М.: журнал «Юрист онлайн», 2003. - С.2-6.
6 Дулов, А.В. Процессуальные проблемы судебной экспертизы: учеб. пособие / А.В.Дулов. – М., 1963. – 314 с.
7 Мандрик, Л.И. Процессуальные и криминалистические аспекты получения образцов для сравнительного исследования: учеб. пособие / Л.И.Мандрик. - Минск, 1991. 278 с.
8 Долженко, Н.И. Образцы для сравнительного исследования и тактика их получения: учеб. пособие / Н.И. Долженко. - М., 2000. - 289 с.
9 Жбанков, В.А. Образцы для сравнительного исследования в судопроизводстве: учеб.пособие / В.А.Жбанков. - М., ВШ МВД СССР, 1969. – 256 с.
10 Белкин, Р.С. Криминалистика. Криминалистические средства: учеб. пособие / Р.С.Белкин. - М.: Юрист, 1997. – 215 с.
11 Винберг, А.И. Криминалистическая экспертиза в советском уголовном процессе: учеб пособие / А.И.Винберг - М.: Гоюриздат. 1956.- 315 с.
12 Селиванов, Н.А. О методологии криминалистической техники: учеб. пособие / Н.А.Селиванов. - Киев, 1969. – 221 с.
13 Белкин, Р.С. Криминалистическая энциклопедия: науч. пособие / Р.С.Белкин. - М, 2000. – 233 с.
14 Долженко, Н.И. Образцы для сравнительного исследования и тактика получения, экспериментальных образцов: учеб. пособие / Н.И.Долженко. – М.: Изд. "Юрлитинформ", 2003. – 266 с.
15 Яблоков, Н.П. Криминалистика: учеб. пособие / Н.П. Яблоков.- М.: Юрист, 2005. – 312 с.
16 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: текст по состоянию на 01.01.2018 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17 Комментарий к Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях: текст по состоянию на 01.01.2018// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18 Постановление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 15.05.2014 «О некоторых вопросах осуществления судебно-экспертной деятельности»: текст по состоянию на 01.01.2018// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19 Ищенко, П.П. Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты: учеб. пособие / П.П.Ищенко. – М., 1990. – 245 с.
20 Белкин, Р.С. Криминалистика: учебн. пособие / Р.С.Белкин. – М., 2008. – 278 с.
21 Маликова, С.В. Криминалистика: учеб. пособие / С. В. Маликова. - М., 2009. – 311 с.
22 Махов, В.Н. Участие специалиста в следственных действиях: учеб. пособие / В.Н. Махов. - М., 1975. – 213 с.
23 Волкова, И.К. Об участии специалиста в получении образцов для экспертного исследования: учеб.пособие / И.К.Волкова. - Харьков, 1992. – 230 с.
24 Баянов, А.И. Планирование следственных действий и построение информационных моделей : учеб.пособие / А.И.Баянов. - М, 1978. – 134 с.
25 Кисляк, С.Е. Криминалистическое исследование биологических следов человека в расследовании преступлений против личности: учеб. пособие / С.Е.Кисляк. - Волгоград, 1999. – 145 с.
26 Тоцкий, В.В. Получение образцов для сравнительного исследования как средство процессуального доказывания: учеб. пособие / В.В.Тоцкий. – М., 2009. - 214 с.
27 Савельева, М.В. Криминалистика: учеб. пособие / М.В. Савельев. – М.: Изд. «Дашков и К», 2009. – 156 с.
28 Грамович, Г.И. Вопросы применения научно-технических средств при расследовании преступлений: учеб. пособие / Г.И.Грамович. -Минск, 1970. – 214 с.
29 Лупинская, П. Уголовно процессуальное право : учеб. пособие / П.Лупинская. - М., 2003.- 340 с.
30 Лапин, А.В. Использование специальных познаний при расследовании экологических преступлений: учеб. пособие / А.В.Лапин. – Минск, 1989. – 244 с.
31 Россинская, Е.Р. Криминалистика: учеб. пособие / Е.Р.Россинская. – М., 1999. – 314 с.
32 Кудрявцева, А.В. Получение образцов для сравнительного исследования как следственное и экспертное действие: учеб. пособие / А.В.Кудрявцева. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 265 с.
33 Махов, В.Г. Получение образцов для сравнительного исследования: учеб. пособие / В.Г. Махов. – М.: Юрайт, 1978. – 312 с.
34 Терзиев, Н.В. Идентификация и определение родовой (групповой) принадлежности: учеб. пособие / Н.В.Терзиев. – М., 1961. – 216 с.
35 Зинин, А.М. Судебная экспертиза : учеб.пособие / А.М.Зинин. - М.: Юрайт, 2002. – 278 с.
36 Аленин, А.П. Образцы описания отдельных объектов в процессуальных документах: учеб. пособие / А.П.Аленин. — Омск, 2005. – 214 с.
37 Винницкий, Л.В. Актуальные вопросы использования микроследов в доказывании: учеб. пособие / Л.В.Винницкий. — Челябинск, 2006.- 267 с.
38 Грамович, Г.И. Основы криминалистической техники: учеб.пособие / Г.И.Грамович. – Минск, 1991.- 305 с.
39 Селиванов, Н.А. Вещественные доказательства: учеб.пособие / Н.А.Селиванов. - М., 1971. – 216 с.
40 Ищенко, Е.П. Криминалистика: учеб. пособие / Е. П. Ищенко. - М., 2008. – 356 с.
41 Ищенко, Е.П. Словарь основных терминов судебных экспертиз: науч. пособие / Е.П.Ищенко. - М., 2008. – 501 с.
42 Поташкин, С.И. Криминалистическая экспертиза замков: учеб. пособие / С.И.Поташкин. - М., 1969. – 315 с.
43 Калиновский, К.Б. Следственные действия в российском уголовном процессе: учеб. пособие / К.Б.Калиновский. - Санкт-Петербург, 2004. – 213 с.
44 Винницкий, Л.В. Значение экспертизы в расследовании преступлений: учеб. пособие / Л.В. Винницкого. – Караганда: КВШ МВД СССР, 1991. – 356 с.
45 Калинин, В.Н. Обеспечение прав и законных интересов личности при получении образцов для сравнительного исследования: учеб. пособие / В.Н. Калинин. – М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2004. – 106 с.
46 Калинин, В.Н. Обеспечение прав и законных интересов личности при получении образцов для сравнительного исследования: учеб. пособие - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2008 – 109 с.
47 Клименко, А.А. Современные возможности специалиста-криминалиста по установлению относительной давности образования потожировых следов рук: науч. пособие / А.А.Клименко. — Калининград, 2005. – 217 с.
48 Правкин, И.В. Особенности тактики получения образцов для сравнительного исследования на стадии предварительного расследования преступления: учеб.пособие / И.В.Правкин. - Рязань: Изд-во Рязан. филиала Моск. ун-та МВД России, 2015. – 314 с.
49 Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь «О судебной экспертизе по уголовным делам» : текст по состоянию на 01.01.2018 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
50 Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь «О выполнении судами Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь «О судебной экспертизе по уголовным делам» : текст по состоянию на 01.01.2018 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты