Организация и деятельность Организации Варшавского Договора
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Организация и деятельность Организации Варшавского Договора»
по дисциплине: «История»
2018
251.00 BYN
Организация и деятельность Организации Варшавского Договора
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА
1.1 Предпосылки создания Организации Варшавского Договора
1.2 Организация Варшавского договора в оценках отечественных историков
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА
2.1 Организация Варшавского Договора в системе международных отношений
2.2 Деятельность Организации Варшавского Договора по обеспечению европейской безопасности
ГЛАВА 3 РАСПАД ОРГАНИЗАЦИИ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА
3.1 Причины распада Организации Варшавского Договора
3.2 Последствия распада Организации Варшавского Договора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Организация Варшавского договора (ОВД) - военно-политический союз социалистических стран Европы, созданный на основе и в соответствии с Варшавским Договором 1955 года. Данный договор известен так же как Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Главной целью договора стало обеспечение безопасности стран участниц и поддержание мира в Европе. 14 мая 1955 года в Варшаве данный договор подписали представители Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. 5 июня 1955 года Договор официально вступил в силу.
Подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи стало необходимой мерой для сохранения баланса сил после создания Организации Североатлантического договора (НАТО).
Положения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи предусматривали оказание странами-участницами взаимопомощи в случае нападения на одну из них, взаимные консультации в кризисных обстоятельствах и создание Объединённого командования вооруженными силами.
Договор включал в себя преамбулу и 11 статей. В соответствии с уставом данного договора и Уставом ООН, государства-участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил.
Политический консультативный комитет (ПКК) стал высшим органом новой организации. В его совещаниях, как правило, принимали участие руководители правящих партий, а также главы правительств государств, входящих в ОВД. Так же в рамках Организации Варшавского договора состоялось создание Объединенного командования вооруженными силами, которое осуществляло руководство совместно с Военным советом и штабом деятельностью Объединенных вооруженных сил.
Создание ОВД дало возможность законного размещения советских войск в странах Центральной Европы. В середине 1980-х годов в ГДР была размещена группировка советских войск в 380 тысяч человек, в Польше - 40 тысяч, в Чехословакии - 80 тысяч, в Венгрии - около 70 тысяч военнослужащих Советской армии. В конце 1950-х годов готовилось открытие военно-морской базы на Адриатическом море (Албания).
В рамках Организации ВД осуществлялись многообразные формы и методы военного сотрудничества, в том числе совместные учения и маневры.
Несколько десятилетий Варшавский договор обеспечивал нерушимость границ стран-участниц, выступая с инициативами, направленными на разрядку и разоружение. Вместе с тем, иногда он использовался для силового вмешательства во внутренние дела союзных государств (советская военная акция в Венгрии в 1956 году, акция войск стран-участниц Варшавского Договора в Чехословакии в 1968 году).
ОВД не была лишена внутренних противоречий и проблем. В 1961 году из-за политико-идеологических разногласий между Москвой и Тираной Албания прекратила свое участие в деятельности ОВД, а в 1968 году оформила выход из организации. В 1990 году из Договора вышла ГДР после объединения с ФРГ. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, Варшавский договор был продлен государствами-участниками на 20 лет с последующей пролонгацией его еще на 10 лет.
В феврале 1990 года государства-участники ОВД упразднили ее военные структуры. 1 июля 1991 года в Праге представители СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии подписали протокол о прекращении действия Договора.
Цель исследования: раскрыть особенности организации и деятельности Организации Варшавского Договора (1955-1991 гг.).
Задачи: изучить историю создания Организации Варшавского Договора; рассмотреть деятельность Организации Варшавского Договора; изучить причины и последствия распада Организации Варшавского Договора.
Объект исследования: международные организации.
Предмет исследования: Организации Варшавского Договора (1955-1991 гг.).
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, научных публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям создания и деятельности Организации Варшавского Договора; метод сравнительно-исторического анализа при изучении деятельности ОВД и НАТО.
Структура дипломной работы: работа включает в себя 52 страницы, включает в себя 3 главы, количество использованных источников 52 единицы.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА
1.1 Предпосылки создания Организации Варшавского Договора
Международные события первых послевоенных лет подтвердили, что выиграть войну еще не значило обеспечить прочный мир и надежную безопасность в будущем.
Среди важнейших факторов нарастания противоречий между СССР и западными странами особое место заняла ситуация в Восточной Европе. В 1944-1945 гг. при ликвидации гитлеровского господства там образовалась сфера советского контроля, были установлены режимы народной демократии, из которых и начал формироваться блок во главе с СССР. Распространение коммунистической власти в странах Восточной Европы было для советского руководства как фактором усиления безопасности СССР, так одновременно и расширением «сферы социализма». Обе цели были неотделимы друг от друга.
На Западе построение безопасного мирового порядка видели в едином англо-американском союзе, на Востоке - в союзе славянских народов. Это приводило к дальнейшему противостоянию в случае отказа о сотрудничестве.
В докладе, основанном на широком круге источников, прежде всего Архива внешней политики (АВП) РФ, а также на документах, как уже ставших доступными исследователям, так и рассекреченных лишь недавно, сосредоточено внимание на роли Советского Союза в кодификации восточного блока, в создании его военно-политической организации. Основное внимание в докладе уделено событиям 1954 - начала 1955 г., однако затронуты вопросы и рубежа 40-50-х годов [7].
К 1949 г. на Западе был создан новый военно-политический блок Североатлантический союз. Восточный блок, не имея ни экономической, ни политической, ни военной основы настолько развитой, чтобы создать свой военно-политический союз, создал экономическую блоковую структуру - Совет Экономической Взаимопомощи. Ответить на вопрос, почему военно-политическая организация восточного блока не была создана в 1949 г., в определенной степени помогает письмо Л.П. Берии, составленное на основе сообщения советника МВД СССР в Чехословакии А.Д. Бесчастнова в Президиум Совета Министров СССР Г.М. Маленкову о том, что «существующий в Москве Совет Экономической Взаимопомощи работает из рук вон плохо и никакой роли в координации экономики стран народной демократии эта организация не играет». В письме отмечалось, что и «по другим странам народной демократии мы недостаточно информированы о действительном политическом и экономическом положении». Письмо было написано в июне 1953 г. СЭВ все еще оставался слабой и неэффективно действующей организацией [8].
На рубеже 40-х и 50-х годов отношения между странами Центральной и Восточной Европы развивались прежде всего на двусторонней основе. Происходило зарождение механизмов сотрудничества как в экономической, так и военно-политической областях.
В 1949 г. не существовало необходимых условий для создания военно-политической организации в Восточной Европе. Так же существовали сомнения в итогах деятельности только что созданного западного военного блока и необходимости противопоставить ему создание аналогичного восточного. Объективно обстоятельства сложились так, что для создания восточного блока не хватало ни экономического потенциала, ни технических средств, ни надежных военных кадров: большую часть командного состава братских армий составляли представители старого офицерского корпуса, не проявлявшие стремления к перестройке своих армий и не вызывавшие доверия ни руководителей своей страны, ни Кремля. К серьезному развитию армий приступили только в начале 1950-х годов.
Также на сроки создания военно-политической организации стран восточного блока повлиял германский вопрос. К 1949 г. возможности его решения не были полностью исчерпаны, хотя создание ФРГ, а затем и ГДР в 1949 г., юридически зафиксировав раздел государства и способствовали ускорению сроков организации блока [9].
Как показали дальнейшие события, создание Североатлантического союза в 1949 г. было расценено советским руководством как подтверждение правильности советской политики, вытекавшей из взглядов на природу взаимоотношений с Западом и традиционно содержавшей опасения создания враждебных СССР блоков западных держав.
В 1949-1950 гг. СССР решил усилить собственную мощь, противостоящую Западной Европе, и интегрировать восточноевропейские войска в советские боевые порядки, реорганизовывая их по советскому образцу. В 1950 г. в Чехословакию было послано 1000 советников из СССР для организации ее вооруженных сил, группу новых советников приняла и венгерская армия. Советские военные советники фактически выполняли подготовительную работу к объединению армий восточноевропейских стран в военно-политический блок.
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА
2.1 Организация Варшавского Договора в системе международных отношений
Создание и развитие военных блоков стало важнейшим направлением той политики, которую СССР и США стали проводить в первые послевоенные годы и которая вошла в историю международных отношений как «холодная война». США стали инициатором создания Североатлантического союза, военно-политические предпосылки которого были представлены в «доктрине Трумэна». В своем послании Конгрессу 12 марта 1947 г. американский президент Г. Трумэн выступил с идеей «антикоммунизма» и предложил распространить американский образ жизни на весь мир. В поддержку президента, сенатор Вандерберг прямо заявил, что помощь Греции и Турции открывает «новую эру» в сфере международных отношений и означает переход к новой американской политике во всем мире [46].
Экономические основы для создания НАТО были заложены в «плане Маршалла», который советские исследователи называли первым шагом в строительстве Североатлантического сообщества. В соответствии с планом США предлагали свое содействие в экономическом восстановлении стран Европы, которое должно было осуществляться под их контролем. Североатлантический союз – НАТО, ведущая роль в котором принадлежала США, был создан в 1949 г. 18 марта 1949 г. был опубликован текст Североатлантического договора (НАТО), а 4 апреля он был подписан в Вашингтоне 12-ю государствами: США, Канадой, Англией, Францией, Италией, Бельгией, Голландией, Люксембургом, Норвегией, Данией, Исландией и Португалией. Вступивший в силу 24 августа 1949 г. Договор выступал в качестве учредительного документа Организации Североатлантического договора (НАТО) и содержал преамбулу и 14 статей [47].
В тексте Договора присутствует множество ссылок, подчеркивающих его «оборонительный характер» и соответствие принципам коллективной безопасности, с помощью которых организаторы блока стремились замаскировать, как считало советское правительство, агрессивную сущность Североатлантического пакта. Участники НАТО обязывались «объединять свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности», соблюдая верность Уставу ООН, развивать экономическое сотрудничество, охранять, «свободу, общее население и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности» (преамбула).
Отмечая опасность Североатлантического пакта для судеб мира и руководствуясь стремлением не допустить возникновения новой мировой войны, советское правительство в конце января выступило с инициативой подписания Пакта Мира между СССР и США и осуществления всех необходимых мер по разоружению. Реализация данных мер могла стать основой созданию системы коллективной безопасности в Европе, но США отклонили предложения СССР. 29 января 1949 г. в Заявлении МИД СССР и в Меморандуме правительства СССР от 31 марта о Североатлантическом пакте подчеркивалось, что, исключив возможность участия в пакте СССР и стран народной демократии, инициаторы Североатлантического договора дали понять, что эти государства не только не могут стать участниками Договора, но что Североатлантический пакт направлен против СССР и стран новой демократии. Что основными целями создаваемого военного блока являются планы насильственного установления мирового англо-американского господства под эгидой США и в Западной Европе, и в Северной Атлантике, и в Южной Америке, и в Средиземном море, и в Азии, и в Африке – «всюду, куда дотянутся руки» [46].
Позиция СССР в отношении планов создания НАТО была официально доведена до будущих участников этого блока. В своих обращениях к правительствам Норвегии, Дании и Швеции правительство СССР обратило внимание на агрессивные и враждебные Советскому Союзу цели НАТО и запросило информацию о том, берут ли эти государства на себя какие-либо обязательства относительно создания на своих территориях военных баз Североатлантического блока. В своих ответах советскому правительству, государства заверили, что не присоединятся к политике, имеющей агрессивные цели и не вступят с другими странами ни в какие соглашения, направленные против СССР [47].
В своих документах о Североатлантическом блоке СССР неоднократно отмечал несоответствие НАТО Уставу ООН. Так, ст. 52 Устава ООН допускает подписание между государствами, членами ООН, региональных соглашений (то есть между странами, расположенными в одном географическом районе и имеющими общие интересы).
ГЛАВА 3 РАСПАД ОРГАНИЗАЦИИ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА
3.1 Причины распада Организации Варшавского Договора
В 1985 г. действие Варшавского договора продлили еще на 20 лет. В это же время в СССР начинается период кардинальных изменений, получивший название «перестройки». Руководство страны заявляло о приверженности принципам коллективной безопасности и разоружения. СССР также провозгласил политику невмешательства во внутренние дела социалистических стран, которые развивались в неблагоприятную для Советского Союза и ОВД сторону.
В 1988-1989 гг. в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии и Чехословакии стали отмечаться массовые антиправительственные выступления. Они положили начало процессу смены власти во всех государствах ОВД. 9 ноября 1989 г. пала Берлинская стена, после чего начался процесс объединения Германии. Советский Союз ему не препятствовал, и в результате 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать. Будучи единой территорией с входившей в НАТО ФРГ, территория Восточной Германии автоматически вышла из ОВД и стала частью Североатлантического договора [52].
В 1989 г. в результате многомесячных переговоров и ряда политических реформ власть в Венгрии и Польше перешла к антикоммунистическим силам. В Чехословакии Коммунистическая партия потеряла власть в декабре 1989 г. в результате мирных массовых протестов, получивших название «Бархатная революция». В Румынии власть коммунистов пала в результате кровавой революции декабря 1989 г. В Болгарии новое, некоммунистическое руководство пришло к власти в 1990 г. Советский Союз переживал трудные времена, в нем начались центробежные тенденции, и он никак не вмешивался в процесс перехода власти в государствах ОВД [26].
Страны Варшавского договора приняли активное участие в Парижском совещании государств-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 19-21 ноября 1990 г. На нем приняли Парижскую хартию для новой Европы, где говорилось об окончании Холодной войны. В ходе совещания был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), ограничивающий численность войск для стран ОВД и НАТО. Кроме того, 22 государства НАТО и ОВД приняли специальную совместную декларацию.
Пришедшие к власти в странах Восточной Европы силы заявили о крутом развороте внешней политики страны в пользу сотрудничество с США и странами Западной Европы и отказа от тесного взаимодействия с СССР. В 1991 г. Венгрия, Польша и Чехословакия создали свое собственное объединение («Вышеградская группа»), целью которого стало облегчение интеграции этих государств в евроатлантические структуры. О том же заявили и новые власти Болгарии и Румынии.
В новых условиях ОВД перестала выполнять прежние функции и утратила прежнее значение. 25 февраля 1991 г. было принято решение о роспуске военной организации Варшавского договора. 1 июля 1991 г. представителями СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехии и Словакии был подписан Протокол о прекращении Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. его участники приняли решение о роспуске Варшавского договора. В документе указывалось следующее: «Принимая во внимание глубокие изменения, происходящие в Европе, которые означают окончание конфронтации и раскола континента, намереваясь с учетом новой обстановки активно развивать отношения между собой на двусторонней и по мере заинтересованности на многосторонней основе, отмечая значение Совместных деклараций 22 государств, подписавших Договор об обычных вооруженных силах в Европе и заявивших, что они больше не являются противниками и будут строить новые отношения партнёрства и сотрудничества, решив способствовать постепенному переходу к общеевропейским структурам безопасности, исходя из соглашений, достигнутых на парижской встрече СБСЕ в верхах в ноябре 1990 года, договорились о следующем:
• Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный в Варшаве 14 мая 1955 года, и Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 26 апреля1985 года в Варшаве, прекращает свое действие в день вступления в силу настоящего Протокола» [42].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание Организации Варшавского Договора завершило раскол Европы на два военно-политических блока и подвело черту под оформлением биполярной структуры международных отношений.
Ухудшение советско-американских отношений в начале 1960-х гг. привело к росту гонки вооружения, последствиями которой стал Карибский кризис 1962 г., убедивший СССР и США в том, что отсутствие реальных мер по предотвращению угрозы ядерной войны может привести к необратимым последствиям и стать причиной глобальной катастрофы.
Достигнутый к концу 1960-х гг. примерный паритет в военно-техническом оснащении двух противоборствующих держав способствовал изменению политической стратегии и началу политики разрядки напряженности в системе международных отношений. Советский Союз стремился к улучшению отношений с западными государствами, подтверждением чему являются более 50 мирных предложений и инициатив, с которыми СССР выступил в данный период. В то же время и Запад выступил с инициативой наладить отношения с СССР по вопросам разрядки и обеспечения безопасности.
В конце 1970-х гг., после введения советских войск в Афганистан, стало очевидным, что политика разрядки претерпевает кризис, наступает новый виток гонки вооружений. О необходимости обороноспособности своих блоков заявляется и на сессиях Совета НАТО, и на заседаниях министров обороны стран – участников ОВД.
К середине 1980-х гг. стало очевидно, что прежние подходы к решению проблемы государственной безопасности и обороны страны не являются эффективными и требуют серьезной корректировки с точки зрения развития мирного сотрудничества и стабилизации мировой системы европейской безопасности. Военно-политические блоки ОВД и НАТО сохранили свое существование, что предопределило продолжение процесса противостояния Востока и Запада до конца 1980-х гг.
После распада СССР и прекращением существования с 1 июля 1991 г. Организации Варшавского договора (ОВД) руководство Российской Федерации оказалось перед проблемами обеспечения военной безопасности государства, выбором военных союзников.
1. 1954. 13 ноября. Ноты СССР европейским странам и США с предложением о созыве Общеевропейского совещания о коллективной безопасности в Европе // История внешней политики СССР: В 2-х т. Том 2. — 4-е изд., перераб. и доп. Под ред. А. А. Громыко, Б. Н. Пономарева. — М.: Наука, 1981. – С. 678
2. 50 лет борьбы СССР за разоружение: Сб. документов. Отв. ред. К. В. Новиков. - Москва : Наука, 1967. - 691 с.
3. Алешин, В.А. Обеспечение военной безопасности России на геополитическом пространстве бывшего СССР: исторический аспект (1991–2004 гг.). Диссерт. канд. ист. наук. – М.: ИВИ МО РФ. 2010.
4. Бахов, А.С. 30 лет Организации Варшавского договора / А.С. Бахов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 1985. – № 4. – С. 31-40.
5. Бруз, В.В. - Организация Варшавского договора как фактор обеспечения европейской безопасности /В.В. Бруз // Военно-исторический журнал. – 2009. – №05. – С.40-41
6. Бруз, В.В. Деятельность организации Варшавского Договора по обеспечению европейской безопасности. Историографическое исследование: диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.09 / Бруз Владимир Виленович; Место защиты: Военный университет. – Москва, 2008. – 428 с.
7. Быстрова, Н.Е. К истории создания Организации Варшавского Договора / Н.Е. Быстрова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2005. – № 1. – С. 214-224.
8. Быстрова, Н.Е. Формирование военно-блокового противостояния в Европе (1949-1955 гг.) / Н.Е. Быстрова // Труды Института российской истории РАН. – 2006. – № 6. – С. 276-304.
9. Быстрова, П.E. образование Восточного блока / П.Е. Быстрова // Отечественная история. – 2005. – №3. – С. 29-41.
10. Варшавский Договор: история и современность / Под общ. ред. П. Г. Лушева. - М.: Воениздат, 1990. - 255 с.
11. Вахрамеев, А.В. Очерк истории советской внешней политики (1917-1991)/ А.В. Вахрамеев. – М., 2007. – 313 с.
12. Везуина, М.А. Переход Румынии от ОВД к НАТО и ЕС. Прозападный и пронатовский курс Румынии / М.А. Везуина // Научный альманах. – 2017. – № 6-1 (32). – С. 246-257.
13. Выстраивая добрососедство: Россия на пространствах Европы / под ред. А.А. Громыко, Е.В. Ананьева. – М.: Весь мир, 2013. — 230 с.
14. Генеральный штаб Российской армии: история и современность. – М.: Академический Проект, 2006. – 480 с.
15. Горбачёв-фонд. Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. – М.: Весь Мир, 2010. — 944 с.
16. Декларация государств — участников Варшавского Договора, принятая Политическим консультативным комитетом государств — участников Варшавского Договора на совещании в Москве 24 марта 1955 г.
17. Декларация государств — участников Варшавского Договора, принятая Политическим консультативным комитетом государств — участников Варшавского Договора в Москве 4 февраля 1960 г.
18. Джантаев, Х.М. Международно-правовые аспекты противостояния ОВД и НАТО / Х.М. Джантаев // Аспирант и соискатель. – 2016. – № 3 (93). – С. 34-37.
19. Добычина Е.В. Роль организации Варшавского договора в обеспечении безопасности в Европе / Военно-исторический журнал 2008 №01
20. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой 14 мая 1955 г.
21. Егорова, Н.И. Военно-политическая интеграция стран Запада и реакция СССР (1947-1953 гг.) / Н.И. Егорова // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 640 с.
22. Егорова, Н.И. Европейская безопасность и «угроза» НАТО в оценках сталинского руководства / Н.И. Егорова // Сталинское десятилетие холодной войны: Факты и гипотезы. – М., 1999. – С. 72.
23. Жеглов, м. Варшавский Договор и безопасность Европы // Красная Звезда. – 1991. – 22 февраля. – С. 4-28
24. Загорский, А.В. Россия в системе европейской безопасности / А.В. Загорский. – М.: Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, 2017. – 139 с.
25. Заключительное коммюнике Варшавского совещания европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе 14 мая 1955 г.
26. Иванов, Р.Ф. Крушение Организации Варшавского Договора и Советского Союза. Американская версия / Р.Ф. Иванов // Новая и новейшая история. – 2000. – №01. – С. 12-14
27. Иноземцев, Н.Н. Международные отношения после Второй мировой войны. В трех томах. Том 2. (1950-1955 гг.) / Н.Н. Иноземцев. — М.: политиздат, 1963 — 744 с.
28. История внешней политики СССР. 1945-1985. – М.: Наука, 1980. — 496 с.
29. История международных отношений и внешней политики СССР: В 3-х томах Том 3. / под ред. И.А. Кирилина. – М.: Международные отношения, 1987. - 514 с.
30. Кадырова, Л.А. Сотрудничество стран-участников Организации Варшавского Договора в оценках отечественных историков постсоветского периода // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2011. – № 3. – С. 103-106.
31. Ковалев, С.Н. О мерах по обеспечению военной безопасности России после распада Организации Варшавского Договора /С.Н. Ковалев // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2016. – № 2-2 (14). – С. 84-87.
32. Коммюнике о заседании Политического консультативного комитета государств — участников Варшавского Договора в Варшаве 20 января 1965 г.
33. Коммюнике совещания Политического консультативного комитета государств — участников Варшавского Договора в Будапеште 17 марта 1969 г.
34. Коммюнике совещания Политического консультативного комитета государств — участников Варшавского Договора в Варшаве 18 апреля 1974 г.
35. Кривенко, А.М. Опыт и уроки поддержания глобальной стратегической стабильности ( к 60-летию подписания Варшавского Договора) / А.М. Кривенко // Военный академический журнал. – 2015. – № 4 (8). – С. 100-105.
36. Кудрявцев, В.Б. Подход стран НАТО к проблеме сокращения вооруженных сил и обычных вооружений ОВД и НАТО в Европе 1985-1989 гг. – Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01000083602#?page=1 Дата доступа:
37. Лукьянов, П.Г. История организации Варшавского Договора / П.Г. Лукьянов. – Могилев, 2006. – 211 с.
38. Меморандум совещания министров иностранных дел государств — участников Варшавского Договора в Будапеште 22 июня 1970 г.
39. Организация Варшавского договора 1955-1975. Документы и материалы / М.: Издательство политической литературы, 1975. – 178 с.
40. Организация Варшавского договора, 1955 - 1985. Документы и материалы. – М.: Политиздат, 1986. – 422 с.
41. Противостояние: Очерки военно-политической конфронтации первой половины XX века. – М., 1995. – 230 с.
42. Протокол о прекращении действий Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 года, и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 года в Варшаве от 1 июля 1991 г.
43. Решение о создании Объединенного командования вооруженными силами государств-участников Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, принятое на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе от 14 мая 1955 г.
44. Сборник основных документов и материалов Организации Варшавского договора. – М.: МИД СССР, 1967. – 120 с.
45. Советско-американские отношения: Документы: 1954 г. (январь-июнь) – М., 1955. – 156 с.
46. Стрелец, М.В. Организация Варшавского Договора в системе международных отношений 1955-1991 гг.: ключевые аспекты современного осмысления / М.В. Стрелец // Международные отношения в ХХ веке Сборник научных статей. Под редакцией В.Т. Юнгблюда. – 2016. – С. 61-75.
47. Туманов, С.Н. Противодействие СССР расширению НАТО в 1950-х – 1980-х гг. как составная часть реализации функции обороны страны / С.Н. Туманов // Юридическая мысль. – 2013. – № 6 (80). –С. 121-129.
48. Хвостов, В.М. Проблемы истории внешней политики СССР и международных отношений. Избранные труды / В.М. Хвостов. – М.: Наука, 1976. — 543 с.
49. Хойзер, Б. Военные учения и риски взаимного недопонимания: кризис в отношениях между востоком и западом в начале 1980-х гг. / Б. Хойзер // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Т. 16. – 2016. – № 3. – С. 391-404.
50. Хрущев Никита. Время. Люди. Власть. (Воспоминания). Книга 1. – Москва: Вече, 2016. – 662 с.
51. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX в. Т. 1: Становление “реального социализма”. 1945-1965. – М., 2000. – 450 с.
52. Чекан, Г.А. Взаимоотношения СССР с НАТО В 1985-1991 гг. / Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002727277#?page=1 Дата доступа:
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты