Источники и факторы конкурентоспособности фирмы
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Источники и факторы конкурентоспособности фирмы»
по дисциплине: «Экономическая теория»
2018
84.00 BYN
Источники и факторы конкурентоспособности фирмы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономическая теория
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе только первая глава.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Формы конкуренции и их характеристики.
Приложение Б Уровни конкурентоспособности.
Поделиться
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.
1.1 Определение понятия «конкуренция».
1.2 Конкурентоспособность предприятия.
1.3 Формирование конкурентных преимуществ предприятия.
Список использованных источников.
1. Теоретические основы конкурентоспособности пред-приятия.
1.1 Определение понятия «конкуренция».
На сегодняшний день современный рынок богат различными видами товаров и услуг, и мы можем увидеть, как в этих условиях конкурируют между собой участники хозяйственной деятельности. За последнее время конкуренция набрала большие обороты и поглотила весь рынок. Каждый знает, что конкуренция встречается везде, где возникают различные интересы и где происходит борьба за различные блага, из чего и складываются конкурентные отношения. Многообразие товаров и услуг, которые предоставляют монополистические конкурентные рынки, в основном отвечает склонностям и желаниям современного покупателя максимально широко. Появление понятия конкуренции можно связывать с появлением экономических субъектов, которые осуществляли похожую экономическую деятельность, что повлекло за собой борьбу за «клиентов».
Конкуренцию можно рассматривать с разных точек зрения:
• как величину соперничества на рынке;
• как элемент регулирования рыночных отношений;
• как фактор определения типа отраслевого рынка.
Конкуренция - это динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества, осуществляемый между экономически независимыми (обособленными) товаропроизводителями в условиях ограниченных ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей (подразумеваются потребительские свойства) по приемлемой для них цене. Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. С точки зрения развития общества, конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: это - новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации и т.д. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и со-здания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Многие выдающиеся ученые-экономисты посвятили свои признанные мировым экономическим сообществом труды различным аспектам теории конкуренции; при этом каждый из них придерживался своих взглядов на понятие «конкуренция».
Истоки теоретического осмысления конкуренции принято связывать с именем А. Смита. Выдающийся экономист сформулировал идею «невидимой руки рынка», утверждая, что индивид, руководствуясь собственными интересами, «часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [1, с. 332]. Он рассматривал конкуренцию как не¬что самостоятельно развивающееся и функционирующее, не требующее вмешательства государства, уделяя внимание только ценовой конкуренции. Однако для обоснования теории конкуренции идея «невидимой руки рынка» не дает нам ответа на постав-ленный вопрос о цели конкуренции, поскольку «экономический человек» А. Смита это своего рода формализованная экономическая модель, по-скольку он действует в изоляции от внешнего мира, сам по себе, исходя только из собственных целей и задач. Перед ним не стоит задачи участия в конкурентной борьбе в принципе, поскольку единственная цель деятельности такого субъекта – это реализация собственного, субъективного интереса
На начальном этапе исследования конкуренции А. Смит сформировал поведенческую трактовку конкурентной борьбы, поскольку связывал конкуренцию с честным, без сговора, соперничеством между индивидуальными продавцами и покупателями за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Смит рассматривал конкуренцию с двух точек зрения. С одной стороны, свобода хозяйственной деятельности в виде свободы вкладывать капитал туда, где он принесет наивысшую прибыль, а также изымать капитал оттуда, где он приносит меньшую прибыль, трактуется Смитом в качестве условия формирования естественной цены — цены свободной конкуренции, центра, вокруг которого разворачиваются все возможные перипетии экономической активности страны. С другой стороны, конкуренция возникает вследствие недостатка платежеспособного спроса либо предложения товара на рынке. В первом случае наблюдается борьба продавцов за предпочтения покупателей, во втором — покупателей за товар. И то и другое ведет к отклонению рыночной цены от ее естественного уровня. Различные обстоятельства могут держать цены на значительно более высоком уровне или, напротив, несколько понижать их по сравнению с этим уровнем [1, с. 335].
1.2 Конкурентоспособность предприятия.
В современных рыночных условиях нельзя достигнуть постоянного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное развитие, не изучать свои собственные перспективы и возможности. Также необходимо объективно оценивать свою конкурентоспособность и положение конкурентов на целевых рынках. Нужно повышать как конкурентоспособность на уровне продукции и предприятия, так и отрасли и региона в целом. Конкурентоспособным может быть признано только то предприятие, которое способно производить конкурентоспособную продукцию (услуги) и создавать все условия для их успешной реализации. Для конкурентоспособного предприятия конкуренция является стимулом для повышения эффективности своего бизнеса. Конечно, ни одна организация не стремится к высокой конкуренции. Однако при разумном поведении предпринимателей, фирма может занять доминирующее положение на отраслевом рынке
Конкурентоспособность - это сложная многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на различных уровнях. Это обусловливает разнообразие смыслов, вкладываемых в данный тер-мин, и его интерпретаций, применяемых к различным субъектам хозяйствования и условиям. Данное обстоятельство объясняет отсутствие унифицированного понимания категории «конкурентоспособность»: семантическое и сущностное наполнение категории варьируется в зависимости от целей и объекта исследования. В ходе анализа научных публикаций по проблемам конкурентоспособности было выявлено, что каждый автор дает свое определение конкурентоспособности в зависимости от целей и задач своего исследования, аспектов конкретного объекта, а также основываясь на требованиях субъектов рыночных отношений.
В работе В. Томилова конкурентоспособность рассматривается как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией [10, с.15]. Т. Горькова и Г. Шаповалов отмечают, что «конкурентоспособность представляет собой относительную оценку преимуществ фирм, предприятий..., которая позволяет им с большей эффективностью удовлетворять потребности потребителей. Конкурентоспособной является та фирма, которая занимает наиболее устойчивые позиции на внутреннем рынке, проникает и на внешние рынки, проводит эффективную конкурентную стратегию» [19]. По мнению авторов, конкурентоспособность определяется рядом таких внешних и внутренних факторов как наличие нормативных актов, проектно-конструкторские документы, технология производства, технический уровень продукта или услуги, качества специалистов и менеджеров, ликвидность ценных бумаг на рынке, инфраструктура окружающей среды, уровень информации. Мне близка точка зрения П. Завьялова, согласно которой конкурентоспособность — кон-центрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам на внутреннем, так и на внешнем рынке [11]. Один из авторов международных оценок конкурентоспособности С. Гарелли пишет, «конкурентоспособность стала в экономике тем, чем гравитация в физике, — это одна из важнейших сил, которые, оказывая влияние, формируют современность нашего мира, это сила, которую нельзя не учитывать. Эти силы, одинаково воздействуют на фирмы и на отдельные личности, так как гарантируют им трудовую занятость, на народы, которые хотят сохранить непрерывность в повышении их жизненного уровня. Понимание механизмов конкурентоспособности является потребностью всех» [12].
1.3 Формирование конкурентных преимуществ пред-приятия.
Конкурентные преимущества - это позитивные позиции специалиста или фирмы, подтверждённые фактами и цифрами, которые доказывают разницу между выбранными фирмой (или продавцом) конкретными характеристиками и параметрами в сравнении с другими объектами. Эти факты можно всегда проверить.
В качестве первого признака классификации конкурентных преимуществ рассматривается признак, отражающий время их реализации (срок действия). К данной группе относятся преимущества тактические (решение оперативных задач) и стратегические (построение планов на перспективу, необходимых для реализации поставленных целей) [17, с.152].
В связи с постоянными изменениями конъюнктуры рынка и факто-ров, влияющих на деятельность организации каждое конкурентное преимущество переживает свой жизненный цикл. Все конкурентные преимущества отличаются по стадиям жизненного цикла (зарождение, рост, зрелость, разрушение).
Конкурентные преимущества могут быть устойчивыми и неустойчивыми, уникальными и имитируемыми, наследственными и приобретенными, иметь разный уровень иерархии (на уровне товара, вида деятельности, организации) и сферу проявления (в производстве, в торговле, в маркетинге, в оказании услуг, в эксплуатации и т.д.) [17, с.153].
По фактору формирования конкурентные преимущества делятся на внешние и внутренние. Конкурентное преимущество называется внешним, если оно основано на тех свойствах фирмы в целом или свойствах ее компонентов, которые тем или иным образом влияют на внешнюю среду. Внешнее конкурентное преимущество определяется конкурентоспособностью факторов внешней среды. Конкурентное преимущество называется внутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении:
- высокого качества управления различными процессами;
- сокращения издержек производства или потребления;
- высокого качества товара;
- высокого качества сервиса для потребителей товара) [17, с.154].
Эти два типа конкурентного преимущества, имеющие разное происхождение и различную природу, часто оказываются несовместимыми, по-скольку требуют существенно различающихся навыков и культуры. Конкурентные преимущества также следует классифицировать по уровню устойчивости: конкурентные преимущества высокого и низкого порядков. Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых ресурсов: рабочей силы, материалов (сырья), энергии, масштабов производства. Низкий порядок конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать (или перекупить) конкуренты. Таким образом, преимущества низкого порядка неспособны обеспечить лидерство над конкурентами надолго. Очевидно, что имея в своем арсенале лишь преимущества низкого порядка, фирма вряд ли произведет качественный товар, кроме того, товар точно такого же качества может быть произведен конкурентами. К преимуществам высокого порядка принято относить: дифференциацию на основе уникальных товаров и услуг, уникальную запатентованную технологию, ноу-хау и высокий профессионализм специалистов - все эти преимущества трудно воспроизвести [17, с.155].
1. Смит А.. Исследования о природе и причинах богатства народов / Сб. Антология экономической классики. Т.1.- М.: Бизнес-Пресс, 2003, - 684 с.
2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. Т.1. – М.: Издательство политической литературы, 1955,- 360 с.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. –Т. 1. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –2-е изд. –Т. 23. –568 с.
4. Хейне Пол. Экономический образ мышления: Пер. с англ. — М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», — 704 с.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1982. — 456 с.
6. Хайек Ф.А. Познание, конкуренция и свобода: Пер. с англ. — СПб.: Пневма, 1999. — 487 с.
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-т. Т. 2: Пер. с англ. — М.: Республика,— 400 с.
8. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособие. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. — 495 с.
9. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Центр, 2007. 698 с.
10. Томилов В. Менеджмент: учеб. пособие / В. Томилов, Л. Бабкина [и др.]. — М.: Юрайт. — 2003. – 315 с.
11. Завьялов П. Конкурентоспособность туристической фирмы / П. Завьялов // Российский экономический журнал. — 2003. — № 12.-21 С.
12. Garelli S. The Four Fundamental Forces of Competitiveness // The World Competitiveness Report, 1997, IMD. Internet.
13. Гельвановский М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М. Гельвановский // Российский журнал. — 2008. — № 3.-12 С.
14. Зборина И. М. Сущность категории «конкурентоспособность предприятия» // Проблемы управления. - 2013. - № 2 (39) - С. 123.
15. Метелев И. С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 1 (37). - С. 117.
16. Вагапов С. Ю. Аналитический инструментарий управления конкурентоспособностью строительной организации // Экономические науки. - 2014. -№ 3 (64). - С. 161.
17. Ламбен Жан-Жак, Чумпитас Рубен, Шулинг Изабель. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг. - СПб.: Питер, 2008.- 368 с.
18. Химич Ю. С. Повышение конкурентоспособности предприятия с помощью программ лояльности // Российское предпринимательство. - 2015. - № 8 Вып. 2 (190). - С. 55.
19. ГорьковаТ.Г. Шаповалов. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве // Экономист. - 2009. - №6. - С. 44.
20. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П., Мюльбрандт Г., Молнар П., Темичев А.М. Устойчивое развитие малого бизнеса: проблемы и решения / Под ред. Н.К. Моисеевой. Минск: ВУЗ–ЮНИТИ, 2004, с. 390
21. Хейс Р., Уилрайт С., Кларк К. Динамичное производство / В кн. Как добиться успеха. -М.: Политиздат, 1991. - 459 с.
22. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. –Минск: Юнипак, 2004
23. Операционный менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Бизнес-администрирование", "Экономика и управление на предприятии", "Менеджмент" / В. И. Тележников, Т. П. Тихоненко, Н.Г. Шебеко, Т. Л. Бородко ; под ред. В. И. Тележникова. - Минск : Амалфея, Минск: Мисанта,2016.-460с.
24. Зборина, И.М. Развитие системы управления конкурентоспособностью предприятий по производству мебели /И.М. Зборина. – Минск: НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь, 2014.- 115 с
25. Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage. // Stuck in the Region? Changing scales for regional identity / Edited by E. Dirven, J. Groenewegen and S. van Hoof. Utrecht, 1993. –pp. 87-102
26. Раменский Л. Г. «Проблемы и методы изучения растительного покрова», изд-во «Наука, Ленинградское отделение», Ленинград, 1971 г.-550 с.
27. Dunning J. H. 'Capital Movements in the Twentieth Century' in * Lloyd's Bank Review, April 1964, No. 72, pp. 17-42.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе только первая глава.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Формы конкуренции и их характеристики.
Приложение Б Уровни конкурентоспособности.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты