ФАНДРАЙЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «ФАНДРАЙЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
по дисциплине: «Менеджмент международных культурных связей»
2018
251.00 BYN
ФАНДРАЙЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Менеджмент международных культурных связей
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Письмо, адресованное волонтерам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Письмо, адресованное партнерам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Письмо, адресованное спонсору.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА
1.1 Понятие и виды фандрайзинга
1.2 Принципы и технологии фандрайзинга
1.3 Специфика фандрайзинга в сфере культуры
ГЛАВА 2 ФАНДРАЙЗИНГ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Развитие фандрайзинга в Республике Беларусь
2.2 Современное состояние меценатства и спонсорства как основных форм фандрайзинга в реализации социокультурных проектов Беларусь
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
Международный хореографический конкурс по спортивным танцам на колясках среди молодёжи «Танцы объединяют нас»
3.1 Концепция проекта
3.2 Этапы реализации и бюджет проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблемам культуры уделяется много внимания. Более того, на самом высшем уровне подчеркивается важность использования стратегического ресурса культуры в контексте формирования инновационной экономики. Так, если в начале девяностых годов, организации в культурной сфере находились на полном государственном обеспечении, то сейчас финансирование со стороны государства в процентном соотношении уменьшилось в несколько раз. В связи с этим актуальной проблемой становится поиск альтернативных источников финансирования, фандрайзинг [48].
Современное общество характеризуется все большим проявлением интереса к социокультурной сфере, с целью возрождения культурных традиций, формирования духовных идеалов, сохранения культурной самобытности народа.
Проблема поиска и привлечения средств для учреждений культуры является одной из основных, определяющих дальнейшее существование. В настоящее время процессы, происходящие в социально-экономической сфере Беларуси, актуализируют проблему привлечения спонсоров к реализации социально-значимых программ и проектов.
Организации, которые осуществляют социокультурную деятельность, подвержены законам и принципам рыночных отношений, а в условиях жесткой конкуренции процесс привлечения средств – фандрайзинга носит основополагающих характер.
Организация помощи и поддержки социокультурной деятельности, то есть осуществление фандрайзинга, способствует не только развитию и конкурентоспособности отдельных организаций, но и формирует нравственно-интеллектуальный потенциал, мировоззрение, нравственные принципы, социальные ценности социума в целом [48].
Актуальностью темы дипломной работы определяется тем, что государственные организации и учреждения в сфере культуры в Республике Беларусь находятся на бюджетном финансировании. И поскольку их основной целью является не получение прибыли, а создание культурного продукта и удовлетворение эстетических потребностей людей, этих средств недостаточно. Следовательно, организации вынуждены находить внебюджетные источники финансирования, что зачастую не проводит к ожидаемому результату. Знание стратегии и тактики поиска внебюджетных источников финансирования актуально в связи с тем, что в последнее время появилось достаточное количество фондов, ассоциаций, коммерческих фирм, готовых принять участие в финансировании проектов в сфере культуры, искусства и досуга. Поэтому, в дипломной работе, будет рассмотрен фандрайзинг как наиболее эффективный механизм реализации социокультурных проектов в Республике Беларусь.
Цель работы: раскрыть роль фандрайзинга как эффективного механизма в процессе совершенствования международной проектной деятельности учреждений культуры Республики Беларусь.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие и виды фандрайзинга.
2. Охарактеризовать принципы и технологии фандрайзинга.
3. Проанализировать специфику фандрайзинга в сфере культуры.
4. Рассмотреть развитие фандрайзинга в Республике Беларусь.
5. Изучить современное состояние меценатства и спонсорства как основных форм фандрайзинга в реализации социокультурных проектов Беларуси.
6. Разработать авторский социокультурный проект: «Международный хореографический конкурс по спортивным танцам на колясках среди молодёжи «танцы объединяют нас»».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА
1.1 Понятие и виды фандрайзинга
«Фандрайзинг можно представить в качестве перспективного научного направления, специфической деятельности по привлечению средств и ресурсов (в широком смысле) для поддержания деятельности организации (независимо от цели ее деятельности) или реализации проектов (мероприятий).
В современной науке, в том числе юридической, на сегодняшний день отсутствует единство подходов в определении термина «фандрайзинг». Необходимо провести комплексный теоретический анализ основ научного знания о фандрайзинге, существующих в экономической, юридической, социологической, педагогической и иных науках. Подобное исследование поможет выявить сущность и основные характеристики фандрайзинга» [33].
Термин «фандрaйзинг» был заимствован из США, где он используется уже многие десятилетия преимущественно в области привлечения финансирования в так называемый третий сектор. Третий сектор США, развивающийся с конца XIX – начала XX вв. и функционирующий наряду с частным и государственным сектором, объединяет некоммерческие негосударственные организации, для которых основной целью деятельности является не получение прибыли, а решение различных социальных задач, игнорируемых частным и государственным сектором. К началу 1980-х гг. финансовый кризис в США привел к существенному снижению государственного финансирования социально-культурных проектов. Вот почему именно с этого времени фандрайзинг, который изначально не ориентировался на привлечение государственных средств, начал охватывать все больше сфер деятельности. Вместе с этим произошла диверсификация источников финансирования некоммерческих проектов, появились новые виды и формы фандрайзинга, среди которых были и те, что не подлежали налогообложению [20].
В целом, фандрайзинг наиболее часто понимается в трёх основных аспектах: 1) как комплекс различных методов и процедур добывания средств для некоммерческих организаций и отдельных индивидов; 2) как добровольная и бескорыстная деятельность, направленная на привлечение ресурсов, направленных на осуществление миссии организации и решения социальных и иных проблем; 3) как научное направление об изыскании средств, т.е. успешном убеждении других людей в том, что определенная деятельность является перспективной для вложения средств.
Рассматривая этимологию слова «фандрайзинг» (также употребляется варианты «фандрейзинг» и др.), отметим, что само оно имеет английское происхождение (fundraising) и структурно состоит из двух частей: «fund» – ресурсы и «raising» – поднятие, привлечение. Таким образом, дословный перевод данного понятия – «привлечение ресурсов».
«Фандрайзинг – процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций» [20].
Российский ученый-экономист Н. Н. Жилина определяет фандрайзинг как «комплекс управленческих мероприятий по планированию, организации, проведению и контролю процесса привлечения средств в некоммерческую организацию» [13].
ГЛАВА 2 ФАНДРАЙЗИНГ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Развитие фандрайзинга в Республике Беларусь
Фандрайзинг в Беларуси явление относительно новое. Профессиональным поиском средств для социально значимых проектов или поддержки некоммерческих организаций сегодня занимаются единицы.
Оказание спонсорской помощи юридическими лицами в Беларуси регулирует Указ Президента № 300 от 1 июля 2005 года [3]. В соответствии с документом, юридические лица могут оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь организациям на территории Республики Беларусь. Чтобы предоставить такую помощь, юридическому лицу необходимо заключить с организацией договор, соответствующий Указу.
В прошлом году Минске в рамках программы ОДБ Брюссель "Дом взаимопонимания" прошёл семинар "Фандрайзинг: как найти средства на развитие культуры?". Организатор мероприятия - Инбелкульт. Представители общественных организаций в сфере культуры, преподаватели музыкальных школ, работники музеев и одного из центров культуры и народного творчества Гродненской области познакомились с планированием и управлением проектами, финансируемыми в рамках програм Европейского союза, а также международными фондами.
Консультант программы ОДБ Брюссель "Дом взаимопонимания" Юлия Станкевичпредставила рекомендации по разработке проектных предложений для организаций в сфере культуры, обратив внимание участников на логико-структурный подход при планировании и реализации международных проектов.
Юлия Станкевич, говорила о том, что «очень часто неопытные организации, в первую очередь, озабочены планированием бюджета. Но ключ к успешному планированию, на её взгляд, в полноценном анализе проблемной ситуации и определении "логики" проекта. Использование логико-структурного подхода даёт возможность шаг за шагом спланировать проект и потом отлеживать его реализацию. Используя данный подход, вы сможете поступательно проанализировать ситуацию: определить другие заинтересованные организации, их отношение к ситуации, сформулировать ключевую проблему, её причины и следствия, проанализировать возможные стратегии её решения» [40].
Участники семинара поделились идеями международных культурных проектов, к примеру в сфере молодёжного музыкального образования, продвижения уникальных техник народных ремёсел, популяризации белорусско-литовского культурно-исторического наследия (в частности, средневековых замков ХVI века), а также улучшения инфраструктуры для туристов, приезжающих посмотреть на Августовский канал.
Представители организаций сферы культуры изучили возможности финансирования новых проектов международными фондами, в рамках белорусских государственных программ, а также с привлечением местных ресурсов. Особый интерес у участников встречи вызвала Программа трансграничного сотрудничества «Латвия - Литва - Беларусь», финансируемая Европейским союзом». В частности, одна из участниц семинара, представитель Гродненской областной научной библиотеки Cветлана Рапецкая , поделилась успешным опытом реализации проекта трансграничного сотрудничества (Гродненской области и двух регионов Латвии и Литвы) по созданию виртуального музея. Данный проект был поддержан в рамках Программы трансграничного сотрудничества "Латвия-Литва-Беларусь" (2007-2013) и является примером инноваций в культурной сфере. Светлана Рапецкая подробно рассказала участникам о составлении заявки проекта для Программы трансграничного сотрудничества и дала свли советы и рекомендации по планированию новых проектов и налаживанию партнёрства между организациями разных стран [40].
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
3.1 Концепция проекта
Название проекта
Международный хореографический конкурс по спортивным танцам на колясках среди молодёжи «Танцы объединяют нас».
Краткое описание проекта
Хореографический конкурс по спортивным танцам на колясках – значимая инициатива, дающая возможность для преодоления социальной изоляции молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. Конкурс хореографического танца для молодёжи является примером искреннего и бескорыстного стремления сделать этот мир более открытым и дружественным. Международный конкурс по спортивным танцам на колясках среди молодёжи является социокультурным проектом, организуемый Белорусским молодежным общественным объединением «МЫ ЕДИНЫ И РАВНЫ», при финансовой поддержке Белагропромбанка и Российского посольства в Минске. Конкурс объединит 8 танцевальных коллективов - участников из Беларуси, Украины, Казахстана и России.
Место реализации проекта: Республика Беларусь, г. Минск, Государственное культурно-спортивное учреждение «Чижовка-арена».
Адрес: 220077, г. Минск, ул. Ташкентская,19-2
Почтовый адрес: 220077, г. Минск, ул. Ташкентская,19-2
Е-mail: 2014arena@gmail.com
Дата проведения: Международный хореографический конкурс по спортивным танцам на колясках среди молодёжи «Танцы объединяют нас» будет проходить 18 марта 2018 года.
Срок подачи заявок до 18 февраля 2018 года.
Актуальность проекта
Хореографический конкурс по спортивным танцам на колясках среди молодёжи – способ преодоления социальной изоляции молодежи с ограниченными возможностями здоровья. «Танцы на колясках» могут быть рассмотрены как одно из самых эффективных средств адаптации и молодёжи с ограниченными возможностями. Кроме того, «танцы на колясках» позволяют решить проблему общения, преодолеть замкнутость и наполнить жизнь общением с новыми людьми. Тесное взаимодействие между условно здоровым танцором и танцором на коляске способствует интеграции молодёжи с ограниченными возможностями в общество и толерантному отношению к ним. Молодёжь вовлекается социально-культурную жизни общества, а хореография становится одним из механизмов социокультурной адаптации, обеспечивающих включение личности в культуру.
Кроме того, актуальность данного проекта является одним из основных направлений государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь №73 от 30 января 2016 года, в частности таким программам как: «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан», «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов», «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» [1].
Таким образом, освещение вопросов социальной интеграции людей с ограниченными возможностями (танцевальный конкурс, как способ ее реализации) входит в число приоритетных задач нашего государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе диплома были рассмотрены теоретические аспекты фандрайзинга, а именно, дано определение понятия фандрайзинг, а также история его происхождения. Понятие пришло к нам из США и структурно состоит из двух частей: «fund» – ресурсы и «raising» – поднятие, привлечение.
Фандрайзинг – процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.
Также были определены виды и принципы фандрайзинга. Различают два вида фандрайзинга: проектный и оперативный. Проектный задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов. Оперативный - поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете.
Фандрайзинг также может быть «внутренним» и «внешним» по способу осуществления. Внутренний фандрайзинг - это когда разработкой и реализацией поиска финансирования осуществляют сотрудники организации самостоятельно. Внешний фандрайзинг - это поиск финансирования, осуществленный посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу.
Основными принципами фандрайзинга являются:
1. Не попросишь – не дадут! – это, пожалуй, главный закон фандрайзинга.
2. Деньги к деньгам – простое правило: деньги дают не тем, у кого их нет, а тем, кто умеет сними обращаться.
3. Благодарность – произнесение слова «спасибо» занимает доли секунды.
4. Этика.
5. Никогда не сдавайтесь! – будьте готовы к тому, что многое не будет получаться сразу.
Отличительной особенностью фандрайзинга вообще, а в сфере культуры, в частности, является то, что средства привлекаются под некоммерческие проекты, которыми призваны заниматься различные виды некоммерческих организаций. Вопрос извлечения прибыли для них отходит на второй план. И основной целью является не формирование основных фондов, а обеспечение деятельности. И, прежде всего, деятельности в сфере культуры.
Специфика фандрайзинга заключается в том, что социокультурные организации не могут развиваться исключительно за счет бюджетных средств, но и только на коммерческой основе они не могут существовать. Сфера культуры должна развиваться путем привлечения средств и ресурсов из других отраслей, при участии самых разнообразных общественных институтов.
Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязка с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.
Во второй главе рассмотрели развитие фандрайзинга в Республике Беларусь, а также изучили спонсорство и меценатство как одни из форм фандрайзинга, наиболее развивающиеся в стране. Понятие фандрайзинг пришло в Беларусь сравнительно недавно, но уже хорошо используется на практике.
1. Кодекс Республики Беларусь о культуре. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: htp://www.pravo.by. – Дата доступа:
2. О некоторых вопросах налогооблажения в сферах культуры и информации: Указ Президента Республики Беларусь от 14 апр. 2011 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2017. – 1/16963.
3. О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи: Закон Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:
4. Албегова, И. Ф. Инновационные технологии в социальной работе /-И. Ф. Албегова, Г. Л. Шаматонова А. В. Попова. – Ярославль : Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2011.-68 с.
5. Артемьева, Т. В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: учеб. пособие / Т. В. Артемьева,-Г. Л. Тульчинский. – СПб. : Лань, 2010.-286 с.
6. Артемьева, Т. В. Основы академического фандрейзинга в социальной сфере: привлечение средств на реализацию научно-образовательных и социально-культурных проектов и программ / Т. В. Артемьева,-Г. Л.Тульчинский. – СПб. : РГПУ, 2007. - 219с.
7. Барежев, В. А. Фандрайзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность / В.А. Барежев // Монография. – СПб : ГУКИ, 2005.- 384 с.
8. Басов, Д. События, которые помогают продавать / Д. Басов // Бизнес Скайнет.- 2002.- № 7. – С. 34-38.
9. Векслер, А. Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность /- А. Ф. Векслер, Г. Л. Тульчинский.-М. : Вершина, 2006.-С.70-72.
10. Гарбарук, И. Фандрайзинг- ключевые этапы, или «Искусство воплощения идеи в жизнь» / Игорь Гарбарук // Маркетинг и реклама.-2010.- № 11.- C. 28-36.
11. Данилова, С. Алло, мы ищем спонсора! / С. Данилова // Менеджер кино. -2009.-№ 4. – С. 38-45.
12. Дуглас, А. Д. Основные принципы фандрейзинга: Секреты привлечения денежных средств для неприбыльных организаций / Дж. Дуглас Александер, Кристина Дж. Карлсон ; пер. с англ. О. В. Теплых.-Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2007.- 217 с.
13. Дымникова, А. Фандрайзинг как особый вид предпринимательской деятельности в культуре /А. Дымникова // Монография. – СПб. : Питер, 2007.- С.236-240.
14. Жилина, Н. Н. Фандрайзинг как механизм привлечения внебюджетных источников финансирования автономных образовательных учреждений /Н. Н. Жилина // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. – № 1. – С. 34-46.
15. Киселева, Т. Г. Основы социокультурной деятельности: учеб. пособие / Т. Г. Киселева. – М. : МГУК, 2005. – 186 с.
16. Ковалев, В. Н. Элементарные основы фандрайзинга : учеб.-метод. пособие / В. Н. Ковалев. – Севастополь: Севастопольский центр переподготовки и повышения квалификации, 2012. – 30 с.
17. Комлев, Ю. Э. Особенности менеджмента фандрейзинга в учреждениях культуры / Ю.Э. Комлев // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007.- № 6. – С. 8-12.
18. Коробова, Т. Фандрайзинг в благотоворительных организациях как механизм социальбно ответственного взаимодействия: исследование зарубежных концептуальных подходов / Т. Коробова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2014. – № 6. – С. 47-48.
19. Кошкина, М. В. О государственном финансировании некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства / М. В. Кошкина // Некоммерческие организации в России. – 2006. – № 6. – С. 49-58.
20. Куликова, Ю. П. Фандрайзинг в сфере культуры / Ю. П. Куликова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение : науч. журн. – 2012. – № 4(8). – С. 47-58.
21. Куликова, Ю. Фандрайзинг в сфере культуры / Юлия Куликова. – 2012. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://klauzura.ru/2012/03/yuliya-kulikova-fandrajzing-v-sfere-kultury/.- Дата доступа:
22. Кучерносов, В. Фандрайзинг: мифы и реальность. – 2002. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://test.eurekanet.ru/ewww2007/info/609.- Дата доступа:
23. Лавренова, Н. Н. Мероприятия за счет спонсоров / Н. Н. Лавренова // Учет в сфере образования.- 2004.-№ 1. – С. 34-38.
24. Литовских, А. М. Финансы, денежное обращение и кредит / А. М. Литовских, И. К. Шевченко. – Таганрог: изд-во ТРТУ, 2003. – 135 с.
25. Лозовану, В. Фандрайзинг для неправительственных организаций / Валентин Лозовану, Олга Маноле. - Кишенев, 2011. – 55 с.
26. Мак-Илрой Э. Путеводитель по фандрайзингу / Э. Мак-Илрой.- М : Классика-ХХI, 2005.-156 с.
27. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. – СПб. : СПГУП, 1997. – 262 с.
28. Международный фонд «Возрождение» (официальный сайт) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.irf.ua/. – Дата доступа:
29. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере /Н. А. Михеева, Л. Н. Галенская. – СПб. : Издательство Михайлова, 2000. – 168 с.
30. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства /М. П. Переверзев. – М. : Инфра, 2010. – 192 с.
31. Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/411945.html.- Дата доступа:
32. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/gp_ku-ru/.- Дата доступа:
33. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://by.odb-office.eu/razviccio-patencyjalu-arhanizacyj / treninhi-i-infadni/dom-vzaimoponimaniya-seminar-o-fandrayzinge-v-sfere-kultury.- Дата доступа:
34. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbt-consult.by/archives/126.- Дата доступа:
35. Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://m.belta.by/onlineconferenc.- Дата доступа:
36. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dancingwheels.by.- Дата доступа:
37. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naviny.by.- Дата доступа:
38. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Объединение «Белорусское товарищество инвалидов». – Режим доступа: https://beloi.by.- Дата доступа:
39. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zviazda.by.- Дата доступа:
40. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psibook.com/religion/fandrayzing-v-sfere-kultury.- Дата доступа:
41. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева.- 5-е изд., перераб. и доп.- М. : ИНФРА-М, 2007.- 495 с.
42. Рутковская, М. Спонсоринг и фандрайзинг как PR-технологии [Текст] / М. Рутковская // PR-менеджер.2010. № 5. – С. 32-38.
43. Рутковская, М. PR-технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг / М. Рутковская // Технологии современного фандрайзинга в социальной сфере – 2007, № 3. – С. 64-68.
44. Слейтер, Р. Сорос : Жизнь, деятельность и деловые секреты величайшего в мире инвестора / Р.Слейтер. Х. : Фолио, 1996.– 382 с.
45. Тарасов, А. Б. Фандрайзинг в гуманитарных науках / А. Б. Тарасов // Аналитика и научное проектирование. – 2006. – № 1. – С. 167.
46. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л.Тульчинский, Е.Л.Тульчинский.– СПб. : Лань, 2000. – 215с.
47. Тульчинский, Г. Л. Фандрейзинг в социально-культурной сфере /Г. Л. Тульчинский. – СПб. : Лань, 1999. – 185 с.
48. Тульчинский, Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность / Г. Л. Тульчинский. – СПб. : Лань, 2002 314 с.
49. Тульчинский, Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Т. В. Артемьева. – СПб. : Лань, 2010 – 288 с.
50. Шекова, Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: Опыт России и США / Е. Л. Шекова. – СПб. : СПбГУКИ, 2003. – 136 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Письмо, адресованное волонтерам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Письмо, адресованное партнерам.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Письмо, адресованное спонсору.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты