Психологическое сопровождение старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Психологическое сопровождение старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями»
по дисциплине: «Психология семьи»
2018
251.00 BYN
Психологическое сопровождение старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология семьи
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сценарии занятий из программы психологического сопровождения старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИЯХ НАРУШЕННОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С РОДИТЕЛЯМИ
1.1 Понятие и сущность психологического сопровождения
1.2 Технологии психологического сопровождения
1.3 Характеристика детско-родительских отношений
1.4 Факторы нарушений взаимопонимания и эмоционального контакта старшеклассника с родителями
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИЯХ НАРУШЕННОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С РОДИТЕЛЯМИ
2.1 Диагностика взаимоотношений старшеклассников и родителей
2.2 Программа психологического сопровождения старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологического сопровождения на сегодняшний день является весьма актуальной в современной психологической науке и практике. С целью создания социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения старшеклассников в ситуациях социально-педагогических взаимодействий в рамках образовательного учреждения психологом организуется психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение личности в системе образования связано с реализацией в педагогической практике личностно-ориентированного подхода. Этот процесс направлен не только на выбор и освоение старшеклассником путей личностного становления, но гармонизации его межличностных отношений, в том числе и с родителями.
Юношеский возраст, представляет собой сенситивный период для развития основных социогенных потенций человека. Главная задача развития в юношеском возрасте заключается в самоопределении в сфере общечеловеческих ценностей. В этот возрастной период активно формируются основы нравственности, социальные установки, ценностные ориентации, мировоззрение, отношение к себе, людям и обществу в целом. В этом возрасте определяющее значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.
Жизнедеятельность в этот период усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. В связи со стремлением юноши к самостоятельности и независимости его отношения с родителями претерпевают значительные изменения.
Развитие самосознание способствует возникновению стремления к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, что в свою очередь, предполагает глубокое самораскрытие. Однако, в последние годы отмечается тенденцию к установлению отчужденных и конфликтных отношениях с родителями, в основе которых лежит отсутствие взаимопонимании и эмоционального контакта между ними.
Восстановление позитивное отношений между старшеклассниками и родителями возможно в ходе психологического просвещения. В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Психологическое сопровождение предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития личности и адаптации в обществе.
Мировая практика психологической помощи родителям и их детям показывает, что даже самые трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль взаимоотношений в семье. Психологическое сопровождение, осуществляемое специалистами психологической службы, может послужить основой для восстановления продуктивных взаимоотношений между старшеклассниками и родителями.
Потому актуальным становится изучение психологического сопровождения старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями.
Значительный вклад в разработку проблемы психологического сопровождения внесли И.А. Баева, М.Р. Битянова, И.В. Бельский, Г.Д. Горбунов, Т.Т. Джамгаров, И.В. Дубровина, С.Н. Костромина, С.В. Петров, В.В. Смирнова, Н.Б. Стамбулова, С.Н. Шихвердиев, Б.П. Яковлев и другие.
Психологическое сопровождение старшеклассников преимущественно направлено на создание условий профессионального и личностного самоопределения, формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии.
Однако, проблема изучения психологического сопровождения старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями, остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: разработать программу психологического сопровождения старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями.
Объект исследования – психологическое сопровождение старшеклассников.
Предмет исследования – психологическое сопровождение старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИЯХ НАРУШЕННОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С РОДИТЕЛЯМИ
1.1 Понятие и сущность психологического сопровождения
Сопровождение в современной литературе рассматривается в широком и узком смысле. Как отмечает Л.В. Мардахаева, в широком смысле сопровождение представляет собой обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле – это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации [23, с.69].
Сопровождение является сложным процессом взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, который протекает в уникальной ситуации, требующей определенного решения. В работе белорусского автора О.С. Поповой сопровождение определяется как помощь субъекту в таких сторонах как:
– формирование ориентационной основы собственного развития;
– структурное преобразование себя;
– актуализация личностного потенциала;
– формирование ответственности за себя и результаты деятельности;
– формирование способности человека становиться и выступать на всей дистанции развития подлинным субъектом собственной жизни [33, с. 5].
По мнению Ю. Слюсарева, термин «сопровождение» должен употребляться для обозначения недирективной формы оказания здоровому человеку психологической помощи, направленной не только на укрепление, но и на развитие (саморазвитие) самосознания личности, помощи, запускающей механизмы саморазвития, активизирующей собственные ресурсы личности [42, с. 6].
Итак, сопровождение предполагает:
– создание условий, способствующих успешному протеканию сопровождаемого процесса;
– конструктивное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
– наличие проблемной ситуации, в которой сопровождаемый должен принять самостоятельное решение.
На основе анализа целого ряда научных работ С.А. Ускова выделила подходы, позволяющие уточнить понятие сопровождения.
Первый подход обозначен как сопровождение самоопределения и творческой деятельности индивидуальности человека (Е.А. Александрова). Его сущность состоит в процессе научения субъекта самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации и в готовности адекватно реагировать на эмоциональный дискомфорт.
Второй подход – компетентностный – направлен на помощь в решении проблем сопровождаемого. В таком случае сопровождение является методом, обеспечивающим создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных сложных ситуациях жизненного выбора (Е.И. Казакова).
Третий подход связан с личностным развитием. Сопровождение является процессом, способствующего ценностно-смысловой ориентации, определения системы отношений к себе, людям, миру и межличностному взаимодействию в соответствии с социальными и педагогическими требованиями [5, с. 52]. Сущность сопровождения заключается в создании социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (М.Р. Битянова).
Четвертый подход обозначается как сопровождение социальной адаптации индивида и самостоятельного выполнения им социальных норм и требований [47, с. 76].
Таким образом, сопровождение способствует процессам самоопределения, становления и развития личности субъектов образовательного процесса; повышению качества самостоятельной деятельности субъектов образовательного процесса; решению педагогических задач по совершенствованию личности субъектов образовательного процесса; решению жизненных и профессиональных проблем субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИЯХ НАРУШЕННОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С РОДИТЕЛЯМИ
2.1 Диагностика взаимоотношений старшеклассников и родителей
Цель диагностической работы – определение условий психологического сопровождения старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 4 г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 11-х классов, из них 30 юношей и 30 девушек. Возраст испытуемых 16-17 лет.
Методы: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математической и статистической обработки.
Для достижения цели и решения задач исследования были использованы следующие методики:
1 Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (вариант для подростков) [24].
Назначение методики: выявление особенностей взаимодействия родителей и подростков.
Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны – с позиции подростка. С помощью опросника можно выявить такие особенности взаимодействия родителей и подростков как:
– требовательность-требовательность родителя;
– мягкость-строгость родителя;
– автономность-контроль по отношению к подростку;
– эмоциональную дистанцию и эмоциональную близость подростка к родителю;
– отвержение-принятие подростка родителем;
– отсутствие сотрудничества-сотрудничество;
– несогласие-согласие между подростком и родителем;
– непоследовательность-последовательность родителя;
– авторитетность родителя;
– удовлетворенность отношениями подростка с родителем.
Опросник содержит 60 утверждений, которые необходимо оценить по 5-балльной шкале по степени согласия с каждым из них. В нашем исследовании принялся подростковый вариант опросника.
Обработка данных осуществляется с помощью ключа методики. Необходимо подсчитать общее количество баллов по каждой шкале. Полученный результат указывает на степень выраженности особенностей взаимодействия родителей и подростков.
2. Методика измерения психологической дистанции Е.И. Медведской [39].
Цель методики: определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам большой семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами большой семьи.
Выполнение диагностической процедуры каждым членом семьи позволяет получить представление о структуре психологического пространства каждого члена семьи и оценить сплоченность семьи в целом.
Одним из способов организации психологического пространства является психологическая дистанция. Она фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить существование данных устойчивых границ, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве другого человека.
Психологическая дистанция является сложным личностным образованием, в структуру которого входят:
• Обобщенное представление о себе, о своих возможностях и ограничениях во взаимодействии с другим человеком;
• Обобщенное понятие о другом, о его свойствах;
• Принятие решения о степени собственного влияния на другого и открытости (закрытости) своей психологической реальности для воздействия этого другого.
Стимульный материал: игровое поле 7×7 клеточек и фигуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями, а также результаты проведенного эмпирического исследования, свидетельствуют о решении поставленных задач:
Раскрыто понятие, сущность и технологии психологического сопровождения. Понятие «психологическое сопровождение» рассматривается как создание психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения детей в ситуациях социально-педагогического взаимодействия, которое организуется в пределах образовательного заведения. Психологическое сопровождение является видом комплексной системы психологической помощи и социальной поддержки, которые осуществляются в рамках деятельности психологической службы. В качестве основных технологий психологического сопровождение выступают: технологии диагностики, психопрофилактики, психопросвещения, психокоррекции, психологического консультирования и психотерапии. Основным способом психологического просвещения старшеклассников является разработка и организация комплексных программ. Разработка и реализация индивидуальной коррекционной программы может быть направлена на изменение отношений родителей к самому ребенку, к методам воспитательного воздействия, к его личностному и нравственному развитию с учетом его возрастных и характерологических особенностей.
Определены факторы нарушений взаимопонимания и эмоционального контакта старшеклассника с родителями: стремление к автономии и самостоятельности старшеклассника, нежелание родителей признавать, что их ребенок стал взрослым, родительская неподготовленность, непонимание особенностей юношеского возраста, не подтверждение родительских ожиданий, неразвитость родительских чувств, отсутствие доверительных отношений и неумение понимать внутренний мир, проблемы друг друга. Особенностями взаимоотношений юношей с родителями являются: процесс избавления от родительской опеки подходит к концу, авторитет родительской власти перестает быть значимым, возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми.
Выявлен характер взаимоотношений старшеклассников и родителей. Взаимоотношения родителей и старшеклассников характеризуется повышенной требовательностью, низким контролем, отсутствием согласия в различных жизненных ситуациях, средним уровнем отвержения, отсутствием сотрудничества между родителями и старшеклассниками, иногда непоследовательными требованиями; низкой авторитетностью родителей, низкой удовлетворенностью старшеклассников отношениями с родителями в целом. Родители в отношении юношей проявляют более высокую требовательность; родители в отношении девушек проявляют более высокую степень согласия с ними, принятие их личностных качеств и поведенческих характеристик, сотрудничество. Потому удовлетворенность отношениями с родителями выше у девушек, чему у юношей. Существуют различия между группой юношей и группой девушек по степени близости (отдаленности) в отношениях с родителями. Для девушек в отношениях с родителями более характерны плодотворные отношения – при таких отношениях существует возможность для движения, для переструктурирования психологического пространства в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями развития, и человек оказывается способным переживать изменения собственной психической реальности как результат воздействия или самовоздействия. Для юношей в отношениях с родителями более характерны отчужденные отношения – нет ощущения связи с родителями, создаются различные барьеры для взаимовлияния, что замыкает Я на самом себе, и, естественно, также является препятствием для личностного развития.
Разработана программа психологического сопровождения старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями. Цель программы: способствовать восстановлению взаимопонимания и развитию эмоционального контакта старшеклассников с родителями. Основными задачами программы являются: способствовать формированию взаимопонимания между старшеклассниками и родителями; способствовать установлению эмоционального контакта между родителями и старшеклассниками; способствовать развитию у родителей и старшеклассников эмпатии по отношению друг к другу; оказать индивидуальную психологическую помощь старшеклассникам по вопросам, связанным с трудностями установления и развития позитивных отношений с родителями.
1. Александрова, Е.А. Педагогические поддержка и сопровождение культурного самоопределения // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности: всероссийская научно-практическая конференция. – Ульяновск: УлГПУ, 2005. – С. 201-205.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников / под ред. Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 c.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
4. Антонова, Е.Е. Сущность и структура психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в общеобразовательной школе / Е.Е. Антонова // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 1. – С. 25-29.
5. Битянова, Р.М. Организация психологической работы в школе / Р.М. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
6. Бондарчук, Е. В. Психологическое сопровождение студентов-педагогов в процессе профессиональной социализации / Е.В. Бондарчук // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (14-15 декабря 2017 г.) / под общ. ред. А.В. Черновой. – Ростов-на-Дону, 2017. – С. 512-517.
7. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
8. Бурменская, Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери / Г.В. Бурменская // Вестник МГУ. – 2011. – № 2. – С. 21-35.
9. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
10. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
11. Гуров, В.Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми. Воспитание школьников / В.Н. Гуров, Н. Шинкаренко. – 1994. – № 2. – С. 45-47.
12. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В.А. Дубанова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2012. – № 5. – С. 64–67.
13. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
14. Забродина, Л.А. Психологическое сопровождение родителей во взаимоотношениях с детьми / Л.А. Забродина // Известия Самарскоог научного центра РАН. – 2009. – № 2. – С. 103-107.
15. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова. – СПб.: Питер, 1998. – 364 с.
16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
17. Ковалева, Т.Н. Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Беларуси / Т.Н. Ковалева // Псiхалогия. – 2004. – № 2. – C. 4-8.
18. Козлова, Е.В. Родительская позиция в системе взаимоотношений «родитель-ребенок» / Е.В. Козлова // Сибирский пед. журнал. – 2007. – № 13. – С. 345–349.
19. Козырева, Е.А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей / Е.А. Козырева // Школьный психолог. – 2001. – № 33. – С. 64-67.
20. Косова, О.А. Многоаспектность феномена отчуждения / О.А. Косова // Вестник ИГЛУ. – 2013. – № 2. – С. 94-98.
21. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
22. Мантрова М.С. К вопросу детско-родительских отношений в семьях разного типа / М.С. Мантрова, В.С. Печёркина // European Conference on Education and Applied Psychology 13th International scientific conference. – 2016. – № 1. – С. 35-37.
23. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
24. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
25. Москаленко, М.С. Психолого-педагогические условия эффективного преодоления детско-родительских конфликтов в семье подростка / М.С. Москаленко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – № 3. – С. 15-17.
26. Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1990. – 532 с.
27. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского ун-та. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
28. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
29. Олифирович, Н.И. Психологическая служба вуза в Беларуси на современном этапе / Н.И. Олифирович // Псiхалогiя. – 2008. – № 4. – С. 11-14.
30. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкин, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.
31. Полевая, М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Полевая. – Москва, 1988. – 18 с.
32. Попова, О.А. Преодоление социального отчуждения как условие снижения делинквентности в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.А. Попова. – Тамбов, 2010. – 18 с.
33. Попова, О.С. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в процессе профессионально-технического и среднего специального образования: автореф. дис. ... канд. психол наук: 19.00.07 / О.С. Попова. – Минск, 2013. – 20 с.
34. Психологическое сопровождение образовательного процесса: сборник научных статей / отв. Ред. О.С. Попова. – Минск: РИПО, 2011. – 200 с.
35. Пуговкина, А.С. Особенности конфликтов в детско-родительских отношениях / А.С. Пуговкина, Е.А. Леванова // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 2 (5). – С. 158-160.
36. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
37. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. – 319 с.
38. Рудакова, О.А. Психологическое сопровождение в высших образовательных учреждениях / О.А. Рудакова // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 4. – С. 18-25.
39. Слепкова, В.И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Минск: БГПУ, 2003. – 339 с.
40. Слепкова, В.И. Психология семьи. Супружеские отношения / В.И. Слепкова, И.И. Кранц. – Минск: БГПУ, 2009. – 108 с.
41. Слепцова, СА. Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми / С.А. Слепцова // Молодой ученый. – 2010. – № 5. –С. 143-145.
42. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю.В. Слюсарев. – СПб., 1992. –16 с.
43. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57–68.
44. Соколова, В.Г. Особенности поведения подростков в конфликтах с родителями / В.Г. Соколова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 6-3 (22). – С. 113-114.
45. Стибикина, Т.В. В центре внимания семья / Т.В. Стибилкина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 2. – С. 54-55.
46. Топильская, О.А. Психологический анализ отчуждения подростков в контексте делинквентного поведения / О.А. Топильская // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 2. – С. 54-59.
47. Ускова, С. А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование / С.А. Ускова // Человек и образование. – 2013. – № 2 . – С. 84-89.
48. Федоров, И.Э. Родители и дети: особенности взаимоотношений в современном обществе / И.Э. Федоров // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 1. – С. 96-97.
49. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. – М.: ACT, 2001. – 224 с.
50. Чебанов, В.Ю. Детско-родительские отношения в семье / В.Ю. Чебанов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 246-248.
51. Черненко, И.А. Дисфункциональные детско-родительские отношения как индикатор созависимости личности / И.А. Черненко // Научные исследования и разработки молодых ученых: сборник материалов ХХ Междунар. научн.-практ. конференции. – Тула, 2017. – С. 11-19.
52. Швецова, М.Н. Понятие и сущность социально-психологического сопровождения / М.Н. Швецова // Вестник МПГУ. – 2012. – № 12. – С. 1-8.
53. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб.: Речь, 2003. – 976 с.
54. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сценарии занятий из программы психологического сопровождения старшеклассников в ситуациях нарушенного взаимопонимания и эмоционального контакта с родителями.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты