Органы внешних сношений: международно-правовой статус и функции
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Органы внешних сношений: международно-правовой статус и функции»
по дисциплине: «Международное право»
2018
251.00 BYN
Органы внешних сношений: международно-правовой статус и функции
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Международное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ И ИХ СТАТУС
1.1 Общая характеристика права внешних сношений
1.2 Классификация органов внешних сношений
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
2.1 Правовая основа деятельности органов внешних сношений и их международный правовой статус
2.2 Функции органов внешних сношений
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНОВ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Современное состояние органов внешних сношений Республики Беларусь
3.2 Проблемы органов внешних сношений Республики Беларусь и способы их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В момент создания правовой формы в виде государства, сразу стали складываться отдельные обычаи и устои, между суверенными государствами, которые были выражены в договорах и иных официальных документах. Для установления и регулирования данных отношений назначались лица (послы) и закреплялись их обязанности. В дальнейшем создавались органы внешних сношений, правовое положение которых было закреплено в нормативно-правовых актах государств. Создаваемые органы внешних сношения являлись внешнем представительством государства в другой стране и выражали волю своей страны в политических и экономических отношениях, могли вступать в дипломатические отношения от имени своего государства.
В настоящее время, тенденция развития международных отношений между государствами с каждым годом все усиливается. Это объясняется необходимостью сохранения не только мирного сосуществования между государствами, но также увеличением количества международных и экономических отношений в разных отраслях (например, наука, культура и другие). Регулирование деятельности органов внешних сношений государства является важным не только для данного государства в определенной отрасли, но и для всего государства в целом. Так как, в современном международном обществе существование независимого, правового, экономически состоятельного, демократического государства не возможно без международных отношений. А пробелы в урегулирование деятельности органов внешних сношений, могут повлечь негативные ситуации по разрыву международных отношений, и повлиять не только на определенную сферу жизни общества и отрасли государства, а на все общество и государство в целом. Право внешних сношений устанавливает круг функций и деятельности органов внешних сношений государства, на основании которых они осуществляют свою деятельность.
Исходя из вышеизложенного, проведя анализ, определение международно-правового статуса и функций органов внешних сношений является актуальной темой, которая влияет не только на какую либо часть общества и государства, а на все государство и общество в целом. Так как, в случае пробелов осуществления деятельности внешних сношений при осуществлении данной деятельности, осуществлять эффективную внешнюю политику в современном международном правовом пространстве не возможно. И от чего, наступят негативные последствия для всего государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с регулированием деятельности и правового статуса органов внешних сношений Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым обеспечением деятельности и правового статуса органов внешних сношений Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть нормы права и научную литературу, связанную с правовым обеспечением деятельности и правового статуса органов внешних сношений Республики Беларусь.
Цель работы образуют задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- рассмотреть правовой статус органов внешних сношений;
- установить функции органов внешних сношений;
- определить современное состояние органов внешних сношений Республики Беларусь;
- установить проблемы органов внешних сношений Республики Беларусь и способы их решения.
ГЛАВА 1 ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ И ИХ СТАТУС
1.1. Общая характеристика права и органов внешних сношений
В современном мире каждое государство является суверенным, вследствие, чего между всеми государствами возникают равные суверенные права и обязанности, и каждый из данных государств является участником международного сообщества. В виду того, что в современности невозможно построить правовое и демократическое государство с достойным уровнем жизни и обеспечением прав человека без вступления в различные международные отношения. Каждое государство как член международного сообщества, может вступать в различные международные организации, заключать или принимать международные договоры и устанавливать иные международные отношения. Однако, вступая в такие отношения, каждое государство обязано уважать права и суверенитет других государств, исполнять принятые на себя обязательства и соответствовать принятым нормам международного права с целью обеспечения принципа взаимности.
Это усматривается в принятии и закреплении большим количеством государств принципа приоритета международного права над национальным (например, в Республики Беларусь, Российской Федерации). Соблюдения данных принципов являются основополагающими положения, в виду того, что государства как независимые субъекты не могут быть понуждены к выполнению международных обязательств, но в случае, неисполнения обязательств имеются последствия. Так хоть, согласно принципу невмешательства, государства не имеет право вмешиваться во внутренние и внешние дела другого государства, однако не исполнение обязательств влечет аналогичное права и расторжения обязательств у других государств и вследствие чего, институт международных отношений для данного государства действовать не будет.
Стоит также отметить, что в настоящий момент большинство государств являются членами Организации Объединенных Наций (далее – ООН), которая устанавливает и закрепляет основные принципы международных отношений, и то, что государство не может осуществлять экономическое или политическое влияние на другое государство с целью его подчинения и нарушения суверенитета, однако, также и устанавливает, что государство-участник обязано сотрудничать и исполнять обязательства и правила установленные в организации для достижения целей ООН (например, защита мира и безопасности).
Вопросы по заключению и установлению международных отношений, их урегулирование между государствами и другими международными субъектами осуществляют органы внешних сношений государства. Право внешних сношений регулируют отношения между государствами, которое осуществляется органами внешних сношений. Право внешних сношений основывается на общепризнанных нормах международного права и общепризнанных государством принципов. Многосторонние договоры и иные международные договоры уточняют, и регулирую правовое положение органов внешних сношений. Основные органы внешних сношений во всех государствах делятся на две основные группы: внешние и внутренние. Внутренними органами внешних сношений государства являются в основном во всех странах главы стран в тех или иных органах (главой может быть не один человек, а орган), внешним органом внешних сношений государства в большинстве стран являются дипломатическое представительство или консульское учреждение. Деятельность вышеуказанных органов регулируют в частности, внутренними нормативно-правовые актами государства, вследствие чего данные нормативно-правовые акты также являются источником права внешних сношений [1, с.45].
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
2.1. Правовая основа деятельности органов внешних сношений и их международный правовой статус
Согласно статье 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Согласно нормам международного права Беларусь может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат ее Конституции Республики Беларусь.
Обеспечение соответствия национального законодательства общепризнанным принципам международного права реализуется, прежде всего, в рамках законотворческого процесса путем подготовки новых актов, внесения в акты действующего законодательства соответствующих изменений, дополнений и так далее.
Согласно статье 18 Конституции Республики Беларусь в своей внешней политике Республика Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Беларусь объявила свою территорию безъядерной зоной и ставит своей целью сделать государство нейтральным. Таким образом, данная статья закрепляет некоторые общепризнанные принципы международных взаимоотношений, нашедшие свое отражение в Уставе Организации Объединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека, в Хельсинских соглашениях, Парижской хартии для Новой Европы, Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, Хартии свободы Европы и других международных документах. В своей внешней политике Республика Беларусь предпринимает активные шаги по реализации этих принципов.
Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям — один из важнейших признаков демократического правового государства. Настоящей статьей государство обязывается принимать установленные законами и подзаконными актами меры, направленные на создание условий для полного осуществления прав и свобод своих граждан. Важнейшим условием для этого является внутренний и международный порядок.
В разделе 4 «Президент, Парламент, Правительство, Суд» Конституция Республики Беларусь определяет: «Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [16, с.128].
Конституция предусматривает также модель «сильной президентской власти», при которой он уже не является главой исполнительной власти; президентская власть доминирует над всеми другими властными структурами. Ни к одной из ветвей власти президентская власть как бы не относится. Она конституируется как совершенно особая власть, стоящая над любой другой властью. Практически отсутствуют все противовесы, которыми бы сдерживалась и уравновешивалась власть Президента Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНОВ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1. Современное состояние органов внешних сношений Республики Беларусь
В международной правовой среде органы внешних сношений государства строят дипломатические отношения на принципах и в интересах своего государства. В современном международном праве под дипломатией понимают совокупность приёмов, форм и методов, с помощью которых приводится в жизнь внешняя политика государства. С помощью органов внешнего сношения дипломатическая деятельность каждого государства должна осуществляться с учётом требований общепринятых принципов и норм современного международного права.
Первый министр иностранных дел Республики Беларусь, кандидат исторических наук Кравченко П.К. отметил: «Наиболее плодотворным в истории нашей дипломатии стал период, охватывающий 1991—1994 годы. На него приходится так называемая полоса дипломатических признаний, открытия наших посольств в ряде столиц мира, создание двусторонней международной договорно-правовой базы, интеграция в международные политические и финансовые структуры, получение первых иностранных кредитов. В 1992 году Республику Беларусь признало более 100 стран мира, с 74 из них были подписаны договоры, соглашения и протоколы об установлении дипломатических отношений. В этих целях только в течение года были осуществлены 52 зарубежные командировки.» [19, c. 15]
Трудно представить, что только в 1992 году наша страна подписала более 200 международно-правовых договоров и соглашений, в том числе с Российской Федерацией — 23, Украиной — 20, Польшей — 16, США — 14, Казахстаном — 10, Австрией — 5. К 1994 году Республику Беларусь признало более 130 государств. Международные отношения были установлены более чем со 100 из них. За рубежом в это время действовало 24 белорусских посольства и консульства, в которых работало около 200 белорусских дипломатов [18, с. 20].
Республика Беларусь в 2010 году установила основные национальные интересы и принципы своей деятельности (векторы развития). Например, прагматичное взаимодействие с мировыми центрами силы, основанное на эффективной многосторонней и многовекторной дипломатии, стратегическом партнерстве и особых отношениях с дружественными государствами [8, с.8]. Вследствие чего, в дальнейшем увеличилось количество заключенных Республикой Беларусь международных договоров.
В том числе, нельзя не согласиться со следующим выводом белорусского историка международных отношений Тихомирова А.В.: «В целом же за двадцать лет существования в условиях независимости Республика Беларусь, закрепила статус суверенного государства. Её внешняя политика, сориентированная на защиту безопасности и свободы действий на мировой арене, стала более прагматичной, а деятельность белорусской дипломатии — более профессиональной» [32, с. 229]. Таким образом, один секретов успехов белорусских международных отношений в 1991—2015 годах состоял в проведении в основном многовекторной внешней политики, которая способствовала укреплению государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь.
Современные международные отношения реализуется в условиях динамичной международной системы. То есть, экономическая глобализация, интеграция, информационная «прозрачность» мира, «размывание» государства в его вестфальском понимании, новые угрозы и вызовы трансграничного плана поставили перед классической дипломатией новые задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное дипломное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы.
Право внешних сношений – это отношения между государствами, которое осуществляется органами внешних сношений. Право внешних сношений руководствуется общепризнанными принципами международных отношений.
Выделяют две группы органов внешних сношений: внутренние органы (исполняют основную функцию на территории своего государства) и внешние органы (исполняют основную функцию находясь на территории иностранного государства). К органам внешних сношений относят: Президента Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь (премьер-министр, министр иностранных дел), Парламент Республикой Беларусь (Палата представителей, Совет Республики).
Органы внешних сношений имею следующие функции: представительская (представляет интересы государства); защитная (защита прав и интересов); отраслевая (торговая, экономическая, культурная, научная), информативная (сбор информации), исполнительная (выдача документов и проведение процедур) и другие.
Правовое положение органов внешних сношений регулируется Конституцией Республики Беларусь, международными договорами ратифицированными Республикой Беларусь и нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.
Одной из главных структур является Министерство иностранных дел Республики Беларусь, которое прошло сложный путь эволюционного развития, начиная фактически с небольшого департамента союзного внешнеполитического ведомства и заканчивая сформировавшимся многоуровневым механизмом, регулирующим и направляющим международную деятельность независимого белорусского государства. От эффективности и функциональности данной структуры в значительной мере зависит успех реализации внешнеполитической стратегии Беларуси на международной арене.
Выделены аспекты, которые влияют на качество внешних сношений на современном этапе:
1. Отсутствие четкой стратегии развития белорусской государственности в контексте усложнения реалий мировой политики.
2. Нехватка финансовых и материальных средств, следствием чего является малочисленность персонала зарубежных дипломатических миссий.
3. Отсутствие четко отлаженного механизма взаимодействия МИД с белорусскими субъектами хозяйствования, экспертными группами, учреждениями науки и образования.
4. Недостаточная информационная открытость внешнеполитического ведомства.
5. Неотлаженность механизма взаимодействия МИД с образовательными учреждениями Беларуси в области подготовки и использования дипломатических кадров.
В том числе, выявлены моменты, негативно влияющие на осуществление внешних сношений:
1. Право внешних сношений является более «широким» относительно включающихся в его структуру других отраслей права. Решение данной проблемы, возможно, посредством включение в методику изучения университетов комплексной отрасли «право внешних сношений».
2. Установлена проблема в защищенности органов внешних сношений на зарубежной территории. Решение данной проблемы, возможно, посредством заключения двухсторонних международных договоров для урегулирования данного вопроса.
1 Абашидзе, А.Х. Дипломатическая и консульская защита: история и современность: учеб.пособие / А.Х.Абашидзе. - М.: Изд-во РУДН, 2001. – 217 с.
2 Аваков, М.М. Венская конференция по консульским сношениям: учеб.пособие / М.М.Аваков. – М., 1963- 265 с.
3 Авилов, В.И. Официальные контакты дипломатов: учеб.пособие / В.И.Авилов. - М., 1997. – 267 с.
4 Аджаров, К.А. Государственные органы внешних сношений : учеб.пособие / К.А.Аджаров. - М.: Изд-во «Юридическая литература», 1964. – 234 с.
5 Александров, В. Вопросы юрисдикции дипломатических агентов в советском законодательстве и судебной практике : учеб.пособие / В.Александров. – М.: Изд-во «Международная жизнь», 1994 . – 312 с.
6 Александров, В. Юрисдикция дипломатических представителей при Лиге Наций и ее агентов: учеб.пособие / В.Александров . - М.: Изд-во «Международная жизнь», 1998. – 301 с.
7 Аскеров, А. Консульские конвенции с иностранными государствами и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. : учеб.пособие / А.Аскеров. – М., 2005. - 95 с.
8 Ахтамзян, А.А. Эволюция основных понятий и терминов дипломатий: учеб.пособие. / А.А.Ахтамзян. - М., 2001. – 233 с.
9 Блищенко, И.П. Дипломатическое право: учеб.пособие / И.П.Блищенко. - М., 1972. – 256 с.
10 Блищенко, И.П. Дипломатическое право: учеб.пособие / И.П.Блищенко. - М., 1990. – 245 с.
11 Бобылев, Г.В. Консульское право: учеб.пособие / Г.В.Бобылев. -М., МГИМО (У) МИД РФ. 2003. – 198 с.
12 Бобылев, Г.В. Основы консульской службы: учеб.пособие / Г.В.Бобылев. - М., 1986. – 259 с.
13 Виноградов, В.М. Эпизоды из дипломатической практики: учеб.пособие / В.М.Виноградов. - М., 1993. – 256 с.
14 Ганюшкин, Б.В. Неприкосновенность личности работников консульских учреждений: учеб.пособие / Б.В.Ганюшкин. – М.: МЖМП, №4, 2000. – 45 с.
15 Венской конвенции 1961»: текст по состоянию на 01.01.2018 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16 Жан Пикте. Развитие и принципы международного гуманитарного права: учеб.пособие / Жан Пикте. – М.:МККК, 2001. – 256 с.
17 Захарова, Л.М. Основы дипломатической и консульской службы: учеб.пособие / Л.М.Захарова Л.М. - Минск, 2001.
18 Зонова, Т.В. Дипломатическая служба: учеб.пособие / Т.В.Зонова. - М.,1995. – 455 с.
19 Зонова, Т.В. Дипломатия в контексте эволюции европейской политической системы: учеб.пособие / Т.В.Зонова. - М., 2000. – 289 с.
20 Исаченко, И.Л. Что необходимо знать о легализации документов: учеб.пособие / И.Л.Исаченко. –М.: Дип. вестник, №3, 1999. – 22 с.
21 Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
22 Казанцев, Б.А. Дипломатическая школа: учеб.пособие / Б.А.Казанцев. - М., 1984. – 256 с.
23 Капица, М.С. Международное право: учеб.пособие / М.С.Купица. - М., 1996. – 341 с.
24 Карягин, В.В. Дипломатическая жизнь за кулисами и на сцене: учеб.пособие / В.В.Карягин. - М., 1994. – 341 с.
25 Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики государств: учеб.пособие. М., 1986.
26 Кравченко, П. К. Беларусь на распутье, или Правда о Беловежском соглашении: учеб.пособие / П. К. Кравченко. — М. : Время, 2006. — 456 с.
27 Кравченко, П. К. Беларусь на переломе: дипломатический прорыв в мир. Выступления, стать, интервью, беседы, дипломатические документы и переписка: учеб.пособие / П. К. Кравченко. — Минск : БИП-С Плюс, 2009. — 636 с.
28 Лапин, Г.Э. Курс международного права: учеб.пособие / Г.Э.Лапин. - М.,1990 – 341 с.
29 Лапин, Г.Э. Консульская служба: учеб.пособие / Г.Э.Лапин. -М., 2004. – 275 с.
30 Лебедева, М.М. Дипломатия на пороге XXI века: новые вызовы и измерения: учеб.пособие / М.М.Лебедева. - М., 2001. – 121 с.
31 Леонов, Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях: учеб.пособие / Н.С. Леонов. - М., 1996. – 294 с.
32 Лойко, Л. В. Основы дипломатии. Дипломатическая служба: учеб. пособие / Л. В. Лойко. — Минск : БГУ, 2008. — 171 с.
33 Макиавелли, Н. Международное право : учеб.пособие / Н.Макиавелли. - М., 1982. – 245 с.
34 Кузнецов, В.И. Международное право: учеб.пособие / В.И.Кузнецов. –М., 2001. – 448 с.
35 Кривчиков, Э.С. Международное право: учеб.пособие / Э.С.Кривчиков. - М., 1999. – 314 с.
36 Озеров, О.Б. Дипломатия в эпоху информационных технологий: учеб.пособие. М.,1997.
37 Панов, А. Японская дипломатическая служба: учеб.пособие / А.Панов. - М., 1988. – 278 с.
38 Положения «О Министерстве иностранных дел Республики Беларусь»: текст по состоянию на 01.01.2018 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
39 Попов, В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Дипломатия -наука и искусство: курс лекций. / В.И.Попов.— М., Изд-во «Международные отношения», 2004.- 56 с.
40 Сафронова, Е.В. Становление и развитие консульской службы Российской империи в ХУШ-ХХ вв. : учеб.пособие / Е.В.Сафронова. - СПб., 2002.- 312 с.
41 Селянинов, О.П. Дипломатические беседы, их организация и проведение: учеб.пособие / О.П.Селянинов. - М., 1993. – 234 с.
42 Селянинов, О.П. Дипломатические отношения государств: Принципы, формы и методы: учеб.пособие / О.П.Селянинов. - М., 2004. – 245 с.
43 Селянинов, О.П. Тетради по дипломатической службе: учеб.пособие / О.П.Селянинов. - М., 1998. – 256 с.
44 Синелина, И.А. Проблема дипломатического искусства переговоров: учеб. пособие. - М.: ДА МИД РФ, 1994. – 267 с.
45 Смирнов, Ю.М. Вопросы въезда и пребывания российских граждан за границей : учеб. пособие / Ю.М.Смирнов. - М., Дип. академия МИД РФ, 1999. – 254 с.
46 Смирнов, Ю.М. Консульская помощь российским гражданам за границей: учеб. пособие / Ю.М. Смирнов. – С., 1999. – 215 с.
47 Смирнов, Ю.М. Консульское право: учеб. пособие/ Ю.М.Смирнов. - М., 2001. – 245 с.
48 Положением «О дипломатической службе» : текст по состоянию на 01.01.2018 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
49 Тихомиров, А. В. Внешняя политика Республики Беларусь в 1991—2011 гг: учеб.пособие. / А.В.Тихомиров . - Минск: право и экономика, 2014. — 278 c.
50 Толстых, В.Л. Международное право: практика применения. Консультативные заключения Международного Суда ООН: учеб.пособие / В.Л.Толстых. - М., 2004. – 341 с.
51 Торкунов, А.В. Дипломатическая служба: учеб.пособие / А.В. Торкунова. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 351 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты