Раскрытие механизмов формирования эффективной государственной экологической политики в Республике Беларусь
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Раскрытие механизмов формирования эффективной государственной экологической политики в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Экономическое право»
2018
251.00 BYN
Раскрытие механизмов формирования эффективной государственной экологической политики в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономическое право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Понятие, сущность и система национальной экологической безопасности
2.2 Мониторинг окружающей среды
2.3 Правовое регулирование экологической безопасности на национальном уровне
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Понятие и содержание экологических прав граждан
2.2 Право граждан на экологическую информацию
2.3 Содержание иных прав граждан в области охраны окружающей среды
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. РАЗРЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
3.1 Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
3.2 Конвенция о контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления и ее значение в разрешении экологических проблем транснационального характера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение безопасности, в широком понимании этого слова, является одной из основных функций государства. Для того чтобы обеспечить безопасность человека в различных сферах его деятельности, государством должна быть создана система защиты от рисков природного, техногенного, социального и политического характера. Безопасность может быть достигнута проведением единой государственной политики в области защиты населения, системой мер правового, экономического, политического, экологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов личности и общества.
В настоящее время экологическая безопасность является составляющей международных отношений, рассматриваемая как в рамках интеграционных объединений, так и в рамках ООН. Экологические проблемы носят характер глобального явления, так как создающиеся неблагоприятные условия в одних странах, оказывают непосредственное влияние на изменение экологических показателей в других. Следовательно, сотрудничество в данном направлении должно осуществляться на международном уровне.
Развитие экономики и производств в настоящее время достигло критической точки. Проблемы загрязнения окружающей среды, негативное воздействие на водные ресурсы, стало настолько серьезным, что заставляет задуматься о благополучии в дальнейшем развитии всей планеты. В некоторых случаях решение экологических проблем методом инженерно-технического вмешательства уже не представляется возможным. В таких случаях необходимыми являются политические преобразования.
Актуальность избранной темы исследования обусловлена непосредственным влиянием современных экологических проблем на экологическую ситуацию в Беларуси. Повышение эффективности осуществления экологической функции государства имеет принципиальную значимость для предупреждения системных кризисных явлений в экологической и иных связанных с ней сферах жизнедеятельности общества. Научная проблематика реализации экологической функции государства раскрывает цели, задачи, принципы, направления, формы и методы преобразований в системе «природа – общество – человек», позволяет сформулировать и теоретически обосновать стратегию деятельности Белорусского государства по решению экологических проблем, в том числе ее необходимого организационно-правового обеспечения.
Основные принципы и направления реализации экологической политики в стране определены Законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» [1], Законом Республики Беларусь № 1982-XІІ от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» [2], Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 года № 575 [3], Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [4], а также международными договорами Республики Беларусь.
Таким образом, актуальность избранной темы исследования заключается, прежде всего, в необходимости научного и практического анализа состояния правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности на территории Республики Беларусь.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких ученых как Колбасов О.С., А.С. Тимощенко, Н.Ф. Ремерс, Т.Г. Авдеева, А.И. Алиев, Р.Р. Амирова, М.Н. Бринчук, А.С. Шипко и другие ученые.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Понятие, сущность и система национальной экологической безопасности
Понятие «экологическая безопасность» в отечественной науке было введено в оборот ещё в советский период.
Основоположником теории экологической безопасности является советский ученый О.С. Колбасов, которым была создана концепция экологической безопасности. Колбасов О.С. дал определение понятия экологическая безопасность, раскрыл связь между экологическим развитием и экологической безопасностью, обосновал стратегию обеспечения экологической безопасности. Его исследования внесли серьезный вклад в правовую науку.
Согласно Колбасову О.С. экологическая безопасность это «…система мер, устраняющая угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишится возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественные физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счёт окружающего материального мира» [5, с. 47].
В своей статье «Концепция экологической безопасности (юридический аспект)» О.С. Колбасов предлагал создать такую систему отношений, при которой каждый участник сознательно и в силу воспитанной привычки должен заботиться о сохранении окружающей природной среды, о поддержании её благоприятного состояния на основе экологических требований, базирующихся на знаниях объективных законов материального мира [5, с. 49].
На наш взгляд, система мер должна быть направлена не только на устранение угрозы массовой гибели людей, но также и на устранение угрозы для окружающей среды в целом.
Другой советский ученый А.С. Тимошенко, в работе «Глобальная экологическая безопасность – международно-правовой аспект», отмечает, что «экологическая безопасность – это логический результат эволюции проблемы охраны окружающей среды» [6, с. 91].
По мнению, А.С. Тимошенко, «охрана окружающей среды» и «экологическая безопасность» – родственные понятия, что подтверждается выделением и определением одного понятия через другое.
Весомый вклад в изучение проблем экологической безопасности внёс советский учёный Н.Ф. Реймерс. Он считал, что экологическая безопасность состоит из двух составляющих:
1) во-первых, как прямое или косвенное воздействие не приводящее к жизненно важному ущербу или угрозам таких ущербов, которые наносятся окружающей среде и человеку;
2) во-вторых, как совокупность воздействий, сохраняющих экологический баланс на определенном уровне как в отдельных регионах, так и на планете в целом. К этому уровню человечество должно быть готово адаптироваться без серьезных ущербов.
Н.Ф. Реймерс считал, что проблема экологической безопасности основывается на осознании взаимозависимости человечества и природы; на признании необходимости выработки превентивных экологических запретов на загрязнение природных объектов; на понимании обязательности создания социально-экономического механизма при взаимодействии общества и природы: «природа – товар – деньги – природа»; на признании приоритета экологической безопасности при организации любых видов деятельности [7, с. 112].
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Понятие и содержание экологических прав граждан
Право на благоприятную (здоровую) окружающую среду закрепляется в преамбуле Орхусской Конвенции «каждый человек имеет право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния», где также устанавливается и обязанность «как индивидуально, так и совместно с другими охранять и улучшать окружающую среду на благо нынешнего и будущего поколений».
Российский ученый М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает «признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой» и подразделяет экологические права на основные и иные права в области окружающей среды [45, c. 32].
К основным экологическим правам он, в частности, относит конституционные права и права, закрепленные международно-правовыми документами по правам человека: право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
К иным экологическим правам – права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах: право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, право на радиационную безопасность, право на пребывание в лесах и др. [6, с. 131].
Отечественные исследователи конституционных прав граждан Л.Н. Буркова и Н.М. Чепурнова полагают, что более полным и соответствующим форме и сущности экологических прав будет уточнение определения экологических прав человека как установленных государством и закрепленных в законодательстве прав индивида, обеспечивающих устойчивое качество его жизни и развития при взаимодействии с окружающей средой, подкрепленных силой государственного принуждения, и подразделяют их по уровню правового регулирования на основные — закрепленные в Конституции и отраслевые — в области окружающей среды [].
Буркова Л.Н. и Чепурнова Л.Н. подчеркивают также, что для реализации и эффективной защиты основных экологических прав чрезмерно важны и иные конституционные права, хотя не имеющие прямого отношения к обеспечению экологической безопасности, но тесно связанные с обеспечением их реализации: право на получение информации, касающееся его прав и свобод, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право на объединение для защиты своих интересов, право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на судебную защиту прав и свобод [46, с. 53].
В статье 46 Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду [17]. Эта конституционная норма лишь декларирует, т.е. провозглашает это право. В Конституции Республики Беларусь закреплены и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется, в том числе, и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34) [17].
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. РАЗРЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
3.1. Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей.
В Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» отражена позиция государства в сфере международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды. Статья 104 определяет, что это сотрудничество осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Беларусь. При этом статьей 105 Закона подчеркивается приоритет применения норм охраны окружающей среды, зафиксированных в международных договорах и вступивших в силу на территории Беларуси, что подразумевает обязательность гармонизации национального экологического законодательства с международным [2].
Следуя рекомендациям и принципам основных документов, принятых на конференциях ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро и в 2002 г. в Йоханнесбурге, Республика Беларусь постепенно переходит на принципы устойчивого развития. Программные документы, принятые в стране, такие, как Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2006 - 2010 годы и Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года (НСУР - 2020), выделяют международное сотрудничество как один из путей эффективного решения экологических проблем.
В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.
Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния [65];
- Венская конвенция об охране озонового слоя [66];
- Рамочная Конвенция ООН об изменении климата [67];
- Конвенция ООН о биологическом разнообразии [68];
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения [69];
- Конвенция о контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления [70];
- Конвенция о доступе к информации, об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [71];
- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием/деградацией земель и др [72].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенного исследования, нами были сделаны следующие выводы:
1. На сегодняшний день в науке Республики Беларусь отсутствует единое смысловое наполнение понятия «экологическая безопасность», хотя оно и закреплено в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В целях совершенствования эколого-правового регулирования обеспечения экологической безопасности, мы предлагаем своё определение упомянутого понятия: экологическая безопасность – один из элементов национальной и международной безопасности, характеризующий сохранение качества окружающей среды на уровне, при котором не происходит деградация либо уничтожение как отдельных компонентов, так и окружающей среды в целом, вызванное негативным воздействием хозяйственной деятельности. Из этого следует, что обеспечение экологической безопасности – это реализация мероприятий по сохранению того качества окружающей среды, на котором не происходит деградация либо уничтожение как отдельных компонентов, так и окружающей среды в целом. Вместе с тем предлагается определение понятия качество окружающей среды, под которым нами понимается: определенное состояние, которое принимается за основу при выработке государственной политики в области экологии и при котором не происходит деградация и/или уничтожение как отдельных компонентов, так и окружающей среды в целом.
2. Экологическая безопасность представляет собой сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему международных экологических норм, направленных на обеспечение безопасности всех жизненно важных для человечества экологических компонентов планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса.
3. Основная цель государственной политики в области экологической безопастности - обеспечение охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности страны и перехода к ”зеленой“ экономике, а также выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Благодаря совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды, реализации целого ряда государственных и отраслевых программ эффективность природоохранных мер значительно повысилась, что обеспечило положительные тенденции в состоянии окружающей среды по контролируемым параметрам загрязнения, а также позволило активизировать использование природных ресурсов.
4. Среди основных задач внешней политики Республики Беларусь указаны расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций охраны окружающей среды. При этом основными направлениями определены развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, разрешение экологических проблем транснационального характера; привлечение помощи международного сообщества по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
5. Происходит формирование комплексного принципа международного права - принципа экологической безопасности. Его становление является не только результатом взаимозависимости двух глобальных проблем современности - разоружения и зашиты окружающей среди, но и итогом создания значительного числа международно-правовых норм, направленных на решение этой проблемы.
1. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 нояб. 2005 г., № 60–З : в ред. закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 нояб. 2005 г., № 60–З : в ред. закона Респ. Беларусь от 17.07.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Об утверждении Концепции национальной безопастности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Об утверждении национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] : протокол заседания Президиума Совета Министров Респ. Беларусь, 2 мая 2017 г., № 10 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Колбасов, О.С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) / О.С. Колбасов // Государство и право. – 2001. – № 12. – С. 47 - 55.
6. Тимошенко, А.С. Экологическая безопасность и международное право / А.С. Тимошенко // Ежегодник международного права. – М. – 1998. – С. 32.
7. Реймерс, Н.Ф. Концептуальная экология / Н.Ф. Ремейс // Надежды на выживание человечества. – М. – 2002. – С. 46
8. Рогов, А.С. Понятие экологической безопасности Российской Федерации / А.С. Рогов, Ю.Г. Федотова // Экологическое право. – 2014. – № 3. – С. 9
9. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник для вузов / М. М. Бринчук. – М., 1998. – 369 с.
10. Шипко, А.С. Предупреждение трансграничного загрязнения / А.С. Бринчук // Международно-правовые проблемы. – Киев. – 2000. – С. 4.
11. Серов, Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности / Г.П. Серов. – М. – 2004. – С. 33.
12. Голиченков, А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.06 / А.К. Голиченков ; М. – 1992. – С. 22.
13. Злотникова, Т.В. Проект Конвенции об экологической безопасности / Т.В. Злотникова // Зеленый мир. – 2008. – № 30. – С. 12.
14. Лагунова, А.И. Структура экологической безопасности России / А.И. Лагунова // Красноярск. – М. – 2003.
15. Петрова, В.В. Охрана окружающей природной среды / В.В. Петрова, В.П. Ворфоломеева. – М.: Республика. – 1993. – С. 11.
16. Русаков М.И. Экологическая безопасность современной России (Общеправовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / М.И. Русаков. – Н. Новгород, 2006. – 204 с.
17. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
18. О гидрометеорологической деятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 53–З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. Положение о Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июл. 2003 г., № 949 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. Положение о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь радиационного мониторинга и использования его данных [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 17 мая 2004 г., № 576 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. Положение о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и подземных вод и использования их данных [Электронный ресурс] : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 28 апр. 2004 г., № 482 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Ключенович, В.И. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты и перспективы. / В.И. Ключенович, М.Г. Гермечук, А.В. Бобко, М.А. Ересько, С.И. Кузьмин. – Минск, «Бел НИЦ «Экология», 2013. – 36 с.
23. О национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июл. 2003 г., № 949 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
24. Бресткий областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.priroda.brest.by. – Дата доступа:
25. Главный информационно-аналитический центр Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nsmos.by. – Дата доступа:
26. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minpriroda.gov.by. – Дата доступа:
27. Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 марта 2016 г., № 205 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 17.10.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. Кодекс об административных правонарушения Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июля 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
30. О государственной экологической экспертизе [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 нояб. 2009 г., № 54–З : в ред. закона Респ. Беларусь от 21.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
31. О радиационной безопасности населения [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 1998 г., № 122–З : в ред. закона Респ. Беларусь от 21.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
32. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 нояб. 2005 г., № 60–З : в ред. закона Респ. Беларусь от 17.07.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
33. О некоторых вопросах охраны окружающей среды и природопользования [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 июня 2013 г., № 504 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 17.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
34. О создании межведомственного совета по проблеме научно-технологического обеспечения экологически безопасной калийной отрасли [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 апр. 1999 г., № 601 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 12.07.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
35. Об утверждении Государственной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2013—2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 июня 2013 г., № 601 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 08.05.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
36. Об утверждении положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 апр. 2004 г., № 482 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
37. Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды [Электронный ресурс] : постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 17 марта 2004 г., № 4 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
38. Об обращении с отходами [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., № 271-XІІ : в ред. закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
39. Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 1994 г., № 3335-XІІ : в ред. закона Респ. Беларусь от 09.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
40. Об охране атмосферного воздуха [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З : в ред. закона Респ. Беларусь от 14.07.2011 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
41. Об охране озонового слоя [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 2011 г., № 56-З : в ред. закона Респ. Беларусь от 16.06.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
42. О гидрометеорологической деятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 93-З : в ред. закона Респ. Беларусь от 12.12.2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
43. О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 26 мая 2012 г., № 285-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
44. О безопасности генно-инженерной деятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 96-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
45. Бринчук, М. М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория / М. М. Бринчук // Государство и право. – 2008. – № 9. – С. 30–42
46. Буркова, Л. Н. Экологические права человека в Российской Федерации (конституционно-правовые вопросы) / Л.Н. Буркова, Н. М. Чепурнова. – М., 2006. – 52 с.
47. Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
48. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 7 янв. 2013 г., № 240-З : в ред. закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
49. Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
50. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 141-З : в ред. закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
51. О государственных секретах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 19 июля 2010 г., № 170-З : в ред. закона Респ. Беларусь от 23.10.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
52. Об информатизации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З : в ред. закона Респ. Беларусь от 11.05.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
53. О здравоохранении [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 июля 1993 г., № 2435–XII : в ред. закона Респ. Беларусь от 21.10.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
54. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс] : 23 июля 2008 г., № 425-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.10.2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
55. Кодекс Республики Беларусь о недрах [Электронный ресурс] : 14 июля 2008 г., № 406-З : принят Палатой представителей 10 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 20 июня 2008 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
56. Водный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 30 апр. 2014 г., № 149-З : принят Палатой представителей 2 апреля 2014 г. : одобр. Советом Респ. 11 апр. 2014 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.06.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
57. Лесной кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 24 дек. 2015 г., № 332-З : принят Палатой представителей 3 дек. 2015 г. : одобр. Советом Респ. 9 дек. 2015 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
58. Орухская конвенция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
59. Лаевская, Е. В. Доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды / Е. В. Лаевская // Минск. – 2002. – С 94-113.
60. Инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельность [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 янв. 2017 г., № 47 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
61. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 янв. 2017 г., № 47 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
62. О мерах по защите конституционных прав и законных интересов граждан в области охраны окружающей среды [Электронный ресурс] // Решение Конституционного суда от 26 августа 2005 г. - Режим доступа: http://www.kc.gov.by. – Дата доступа:
63. Об основах городского планирования и территориального устройства [Электронный ресурс] : Закон Респ. Молдова, 18 июня 1997 г., № 1–2 : в ред. закона Респ. Беларусь от 14.07.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
64. О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 дек. 2002 г., № 609 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 12.04.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
65. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
66. Венская конвенция об охране озонового слоя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
67. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
68. Конвенция ООН о биологическом разнообразии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
69. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
70. Конвенция о контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
71. Конвенция о доступе к информации, об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
72. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием/деградацией земель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
73. Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
74. О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 2 сент. 1998 г., № 430 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 30.12.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
75. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
76. Карпович, Н. А. Теоретические проблемы реализации экологической функции государства: автореф. дис. …д-ра юрид. наук: 12.00.06 / Н. А. Карпович. – Минск, 2012. – 48 с.
77. Официальный сайт Белорусской экологической ассоциации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://beleco.by. – Дата доступа:
78. Базельская конвенция о контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org. – Дата доступа:
79. О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397 [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 окт. 2008 г., № 1397 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 26.02.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
80. О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 сент. 2008 г., № 1397 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 26.02.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты