Анализ проблем наркомании в Республике Беларусь
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Анализ проблем наркомании в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Политология»
2018
251.00 BYN
Анализ проблем наркомании в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Политология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРКОМАНИИ
1.1. Понятие и основные характеристики наркомании
1.2. Причины и условия распространения наркомании
1.3. Наркомания в Республике Беларусь: социально-политический и статистический анализ
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1. Опыт противодействия наркомании в зарубежных странах
2.2. Правовое регулирование противодействия и профилактики наркомании в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Человечество знакомо с наркотиками уже несколько тысяч лет. Люди разных культур и с разными целями потребляли их: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. В наше время наркотики стали реальной угрозой международного масштаба. В средствах массовой информации афишируют факты незаконной торговли ими и употребления, встречаются сообщения о смертельных случаях от передозировки наркотиками.
Наркомания распространяется во все сферы жизни общества. Она наносит ущерб демографической и социальной безопасности – ведет к деградации и вырождению нации, уничтожению здорового генофонда нашего народа. В сфере военной безопасности – уменьшается количество молодых людей и так немногочисленного призывного возраста. В случае призыва в Вооруженные Силы ежегодно увеличивается число лиц, имеющих опыт распространения и потребления наркотиков. В сфере экономической безопасности – уменьшается доля экономически активного населения, государство затрачивает на противодействие распространению наркотиков, медицинское обслуживание наркоманов значительные ресурсы, отвлекая средства от решения других социальных проблем. Это объясняет актуальность данной проблемы.
Объектом исследования является феномен наркомании в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают политико-правовые аспекты проблемы наркомании в Республике Беларусь.
Цели и задачи исследования. Основной целью работы является проведение политико-правового анализа проблем наркомании в Республике Беларусь.
Для достижения вышеуказанных целей поставлены следующие задачи:
1) проанализировать существующие в науке подходы и интерпретации понятий «наркомания», «наркотик», «наркотическое вещество»;
2) выявить исторические предпосылки наркотизации населения в условиях глобализации;
3) выявить проблему наркотизации молодежи в Республике Беларусь;
4) проанализировать особенности противодействия наркотизации в зарубежных странах;
5) выявить аспекты правового регулирования вопросов противодействия и профилактики наркомании;
6) определить основные направления совершенствования законодательства в рамках противодействия наркотизации.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования широко применялись общенаучные (диалектический, логический) и частно-научные методы (формально-юридический метод, прогностический, статистический, конкретно-социальный и т.д.) Особо следует отметить системно-структурный метод и метод сравнительно-правового анализа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРКОМАНИИ
1.1. Понятие и основные характеристики наркомании
В настоящее время широко распространено употребление терминов: «наркотики», «наркотические средства и психотропные вещества», «сильнодействующие вещества», «психоактивные вещества», «одурманивающие вещества», «токсические и токсикоманические средства», «токсикомания», «наркомания», «наркотизм».
Ключевым является термин «наркотики» (от греч. narkotikos – одурманивающий и narke – оцепенение). Применяется преимущественно в публицистической и научно-популярной литературе, агитационных антинаркотических материалах и т. п. Считается, что термин "наркотик" впервые употребил греческий целитель Гиппократ для описания веществ, вызывающих потерю чувствительности или паралич.
В обобщенном значении под наркотиками понимаются различные вещества растительного или синтетического происхождения, оказывающие на организм человека, его центральную нервную систему интенсивное одурманивающее (возбуждающее или угнетающее) воздействие и способные порождать привыкание к ним и влечение к их дальнейшему употреблению. Указанный термин также использовался в названиях международных и национальных органов, осуществляющих антинаркотическую деятельность (Международный комитет по контролю над наркотиками, учрежденный на основании Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.
Наркотическими средствами признаются вещества, оказывающие стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное воздействие на центральную нервную систему человека. Под психотропными понимаются природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, включенные в списки международных конвенций: Венскую конвенцию о психотропных веществах 1971 года и Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года [11].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения наркотик - это химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли [11].
В ст. 327‒333 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) под наркотическими средствами понимаются средства и вещества, а также препараты, их содержащие, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, находящихся под контролем в Республике Беларусь [28].
В конце прошлого века значение термина расширилось, что связано с отнесением к наркотикам веществ, ранее не обозначавшихся этим словом (продукты конопли, псилоцибиновые грибы и т.д.). В настоящее время термин "наркотик" иногда используется в медицине и юриспруденции в расширенном значении, обозначая им все запрещенные психоактивные вещества вне зависимости от их фармакологии.
В соответствии с научным определением термином "наркотическое средство (наркотик)" называют вещества, отвечающие трем критериям:
медицинскому - вещество, лекарственное средство, которое оказывает специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное) действие на центральную нервную систему, что является причиной его немедицинского потребления;
социальному - немедицинское потребление рассматриваемого вещества принимает большие масштабы, а наносимый вред приобретает социальную значимость;
юридическому - средство официально признано наркотическим и включено в перечень наркотических средств [11].
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1. Опыт противодействия наркомании в зарубежных странах
В зарубежных странах накоплен богатый опыт по противодействию наркомании. Модели поведения государств в борьбе с незаконным распространением и употреблением наркотиков существенно различаются. По мнению исследователей, причиной является «разное соотношение сил в конфликте государства и наркорынка на внутренней арене». Е.Е. Тонковым проводится подробная классификация основных моделей антинаркотической политики. Он выделяет три ее вида: линия «жесткой политики», «жесткого контроля» и либеральная [25, с. 31].
К линии «жесткой политики» исследователь относит страны, в которых борьба с наркоугрозой ведется самыми суровыми репрессивными средствами, вплоть до смертной казни. Это государства Азии и Африки, где предусмотрены длительные сроки тюремного заключения, применяемые к производителям и распространителям наркотиков: в Индии – до 20 лет, в Шри-Ланке и Кении – до 10, в Японии, Таиланде, Египте, Нигерии – до пожизненного заключения. Законодательством ряда стран – Бангладеш, Индонезии, Ирана, Малайзии и др., за производство и распространение наркотиков предусмотрена даже смертная казнь.
К числу государств, придерживающихся линии «жесткого контроля», Е.Е. Тонков относит те, которые осуществляют строгий контроль за всеми видами наркотиков, активно противостоят наркомафии, но не идут на крайние меры. Так, в Австрии, Франции, Швейцарии и Италии за распространение и производство наркотиков грозит срок лишения свободы до 20 лет, в Дании и Германии – до 15, в Швеции – до 10, Венгрии – до 8, Великобритании, Греции, Австралии – пожизненное заключение.
Законодательство ряда стран предусматривает наказание и за употребление наркотиков. Например, во Франции – лишение свободы на срок от 2 месяцев до года и штраф от 500 до 5000 франков, Греции – от 2 до 5 лет, Австралии – 2 года и/или штраф в 2000 долларов, Швейцарии – от 1 дня до 3 месяцев или штраф [25, с. 31].
Третья модель антинаркотической политики названа либеральной. Проводящие ее страны руководствуются принципом «уменьшения вреда» от наркотиков посредством вывода некоторых (так называемых «легких») видов наркотических средств из нелегального оборота.
К таковым следует отнести Голландию, Швейцарию. Частью стратегии этих государств является снисходительное отношение полиции к хранению и употреблению наркотика, за которым закрепилось название «легкий». Так, в Амстердаме передвижные станции распространяют наркотики с тем, чтобы наркоманы «были сыты» и не совершали противоправных действий. Несмотря на запрет, продают легкий наркотик и в кофейнях. Все это обеспечило Голландии название «наркотической ямы» Европы.
Власти Швейцарии с 1 октября 2013 года значительно смягчили наказание за хранение и употребление марихуаны. Теперь правонарушителям грозит всего лишь штраф в размере 100 швейцарских франков. Между тем, согласно данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Швейцария занимает второе место по употреблению марихуаны среди несовершеннолетних в наиболее развитых странах мира.
Международный опыт свидетельствует, что больные наркоманией лица, которым предоставлена альтернатива (добровольное прохождение курса лечения либо лишение свободы), как правило, выбирают лечение, а излечивается не более 50% таких лиц. Применение данного правового института соответствует нескольким международным правовым актам: Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года, Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние благополучия жизни любого общества во многом связано с уровнем пораженности населения преступностью, усугубляющей кризисные явления в социально-экономической сфере, снижающейся в периоды еѐ стабильности. На сегодняшний день наибольшую опасность не только для отдельно взятого государства, но и всего мирового сообщества в целом представляют немедицинское потребление наркотиков и их незаконный оборот. Нельзя сказать, что это относительно новая проблема, однако те масштабы, которые она приняла в последние двадцать-тридцать лет не только во всем мире, но и нашей стране достигли уровня, когда следует считать данное явление уже не заболеванием, а пандемией.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Наркотическими средствами признаются вещества, оказывающие стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное воздействие на центральную нервную систему человека. В настоящее время широко распространено употребление терминов: «наркотики», «наркотические средства и психотропные вещества», «сильнодействующие вещества», «психоактивные вещества», «одурманивающие вещества», «токсические и токсикоманические средства», «токсикомания», «наркомания», «наркотизм».
Наиболее широко в Республике Беларусь используются такие наркотики, как марихуана, героин, кокаин, опийный раствор, эфедрин, гашиш, ЛСД, метадон, "экстази" и другие.
Исторические свидетельства об изготовлении и употреблении наркотических веществ насчитывают более семи тысяч лет. Еще с ХVI–ХVII вв. борьба с наркотиками становится делом государственным.
Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, приобретают все большую актуальность, поскольку распространение наркотиков создает реальную угрозу населению, подрывает экономический потенциал и негативно влияет на демографическую ситуацию.
Статистические данные показывают, что общее количество лиц, совершающих преступления в состоянии наркотического опьянения, и наркозависимых лиц, увеличивается. Особо актуальной проблема наркотизации в Республике Беларусь является для подростков и молодежи. Наблюдается тенденция омоложения лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Свидетельством тому является увеличение более, чем в 1,2 раза количества выявленных наркопреступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, средний возраст которых составляет 14-15 лет. Потребители наркотиков составляют определенный резерв для пополнения числа наркопреступников, а зачастую и сами участвуют в незаконном приобретении, хранении, перевозке и даже в сбыте наркотических средств. Чаще всего это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.
На территории Республики Беларусь профилактическая работа в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов ведется активно, в частности со стороны органов внутренних дел. Она осуществляется путем выступления в учебных заведениях, трудовых коллективах на данную тематику; размещения материалов в средствах массовой информации; отработки увеселительных заведений, проведении ряда профилактических акций.
Законодательство многих зарубежных стран предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, страдающих наркоманией. Многие страны Европы предусмотрели в законодательстве различие между преступлениями, совершенными наркозависимыми лицами из корыстных побуждений и в связи с заболеванием наркоманией. В связи с этим отдельными государствами установлены ограничения на освобождение в связи с заболеванием наркоманией по указанному критерию.
1. Баландин, Р.К. Наркоцивилизация / Р.К. Баландин. – М. : ЭКСМО, 2003. – С. 448.
2. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 690 с.
3. Виницкая А.Г., Региональные особенности опийной наркомании в Республике Беларусь / А.Г. Винницкая // Медицинские новости. – 2014. – № 10 (241). – С. 20-23.
4. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений / Я.И. Гилинский. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2007. – 528 с.
5. Голякова, И.В. Наркомания и наркопреступность / И.В. Голякова. – Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2003. – 367 с.
6. Гришко, А.Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов / А.Я. Гришко. – Рязань, 1993. – 120 с.
7. Долгополов, Д.В. Актуальные вопросы теории и практики применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к осужденным, страдающим наркотической зависимостью / Д.В.Долгополов // Российский судья. - 2011. - № 5. - С. 11 - 14.
8. Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 408-З (ред. от 18.07.2016) "О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах" // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Звонов, А.В. Влияние зарубежного законодательства на формирование института отсрочки отбывания наказания больным наркоманией в России / А.В.Звонов // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2014. - № 1. - С. 11 - 13.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Косович, М.В. Наркозависимость и наркопреступность: две стороны одной проблемы / М.В. Косович, Н.И.Лимож [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BECMA/1352. – Дата доступа:
12. Левшук О.И., Проблемы наркомании на территории Республики Беларусь / О.И. Левшук, Е.В.Костючук // Наука. Мысль. – 2017. – № 3-1. – С. 75-78.
13. Левшук, О.И. Наркомания и меры борьбы с ней на территории Республики Беларусь / О.И. Левшук // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2017.– № 4 (40). – С. 320(2).
14. Министерство Внутренних Дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mvd. gov.by/mai№.aspx?guid=12931. – Дата доступа:
15. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменко и др.; под общ. ред. В. М. Хомича. – Минск : ГИУСТ БГУ. – 2012. – 696 с.
16. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа:
17. О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака: Декрет Президента Республики Беларусь, 14 янв. 2014 г., № 1 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков: Декрет Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 №6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-10535. – Дата доступа:
19. Панов, С.Л. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних: автореф. …дис. канд. юр. наук: 12.00.08. / С. Л. Панов. – Омск, 1998. – 29 с.
20. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.07.2002 № 53 (ред. от 18.12.2008) "О некоторых вопросах признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией" / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 № 497 (ред. от 26.02.2016) "Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ" / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Прохорова, М. Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование / М. Л. Прохорова. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. – 210 с.
23. Сугак, И.А Правовые нормы противодействия наркомании в системе регуляторов социально-экономических отношений в Республике Беларусь / И.А. Сугак // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития. – Минск, 2013. – С. 327-331.
24. Сугак, И.А. Новеллы уголовного и административного законодательства Республики Беларусь в сфере противодействия наркомании / И.А. Сугак // Общество, право, личность: вопросы взаимодействия в современном мире. – Минск : Международный университет "МИТСО", 2016. – С. 66-69.
25. Тонков, Е. Е. Государственная политика противодействия наркотизации российского общества / Е. Е. Тонков. – М.: Юридический центр Пресс, 2004. – 285 с.
26. Тришина, А.А. Современное состояние мер борьбы с наркоманией в Республике Беларусь / А.А. Тришина // Современные вопросы государства, права, юридического образования : сборник научных трудов по материалам XII Международной научно-практической конференции. – Минск, 2016. – с. 631-636.
27. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 г. : одобр. Советом Респ. 22 декабря 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ.
24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. Хомич, В. М. К вопросу о состоянии и совершенствовании правового регулирования социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы / В.М. Хомич // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции : сб. науч.. тр./ редкол.: В.М. Хомич [и др.] ; Науч.-практ. Центр проблем укрепления законности и правопорядка Генер. Прокуратуры Респ. Беларусь. – Минск: РИПО, 2015. – Вып. 8. – С. 9-26.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты