Развитие социально значимых инициатив студенчеств в волонтерской деятельности
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие социально значимых инициатив студенчеств в волонтерской деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2018
128.00 BYN
Развитие социально значимых инициатив студенчеств в волонтерской деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе только первая глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Социально значимые инициативы студенческой молодежи в волонтерской деятельности
1.1. Волонтёрство - как социально значимая деятельность студенческой молодежи
1.2. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности
1.3. Социально значимые инициативы студенчества в волонтерской деятельности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Волонтерская деятельность, иначе говоря волонтерство, как общественное явление происходит во всем мире, вне зависимости от культурных и государственных специфик. Принципы коллективизма и взаимопомощи присущи почти всем культурам, в том числе и белорусской. Основными принципами волонтерства считаются бескорыстность, необязательность и социальная ценность.
По отношению к возрастным группам волонтерская деятельность более сформирована среди молодых людей. Молодежные волонтерские проекты в Республике Беларусь реализуются в различных областях существования общества (социальная сфера, спорт, образование и прочие), в следствии чего выделяются отдельные тенденции волонтерской работы, определяемые приоритетными интересами молодого поколения, а также потребностями общества. Особенно важным направлением волонтерской деятельности молодежи выступает социальное волонтерство, направленное на поддержку социально уязвимым группам населения.
Поддержка формированию и деятельности молодежных общественно значимых инициатив считается одним из существенных направлений общегосударственной молодежной политики Республики Беларусь. В связи с этим формирование молодежной волонтерской работы, выступающей в качестве проявления гражданской активности молодого поколения посредством исполнения работы бесплатно, на основе индивидуальной инициативы, становится особенно важным.
Несмотря на расширение молодежной волонтерской деятельности в Республике Беларусь, выражающееся в увеличении количества волонтеров и возникновении новых форм и направлений волонтерства, на сегодняшний день буквально отсутствует нормативно-правовая основа, регулирующая общественные взаимоотношения, связанные с реализацией волонтерских планов, проектов и мероприятий. Научное понимание феномена волонтерства представлено незначительным числом исследований согласно проблемам волонтерской деятельности, осуществляемых учеными из различных сфер социально-гуманитарного знания: педагогики, психологии, социологии. При этом на теоретическом уровне до сих пор не имеется научно аргументированной, общепризнанной формулировки определения «волонтерская деятельность». Это, в свою очередность, оказывает большое влияние на разработку методологии изучения феномена и вероятность выполнения сравнительного анализа данных различных исследований с целью раскрытия тенденций формирования молодежной волонтерской деятельности. На эмпирическом уровне сегодняшнее положение молодежной волонтерской деятельности в Республике Беларусь, а также возможности для её последующего формирования как в целом, так и на уровне единичных течений изучены не достаточно.
Актуальность выбранной темы обосновывается, с одной стороны, развитием молодежной волонтерской работы и потребностью, во взаимосвязи с этим, исследования мотивации, системы поощрения и отличительных особенностей работы волонтеров, а, с другой стороны, недостаточной изученностью состояния, возможностей формирования молодежного волонтерства, кроме того малой степенью разработанности теоретико-методологических аспектов социологического исследования волонтерского труда. Наше исследование направлено на формирование целостного понятия о феномене волонтерства, обнаружение отличительных черт развития волонтерской работы в молодежной сфере и установление приоритетных направлений в области формирования добровольного труда молодого поколения в Республике Беларусь.
Цель исследования – определить степень развития социально значимых инициатив студенчеств в волонтерской деятельности
Предмет исследования –социально значимые инициативы студенчеств в волонтерской деятельности
Объект исследования – инициативность студенческой молодежи в волонтерской деятельности
Задачи изучения:
1.Охарактеризовать волонтерскую деятельность как объект исследования социально значимых инициатив студенчеств;
2. Изучить возрастные особенности и уровень сформированности социально-психологической готовности к волонтерской деятельности у современной молодежи;
3. Изложить сущностные характеристики социально значимых инициатив студентов.
ГЛАВА 1. Социально значимые инициативы студенческой молодежи в волонтерской деятельности
1.1. Волонтёрство - как социально значимая деятельность студенческой молодежи
Термин «волонтёр» – аналог французского «volontaire», что, в свою очередь, произошло от латинского «voluntarius» и в буквальном переводе значит «доброволец», «поступающий по собственной воле». В волонтерское движение с каждым годом вовлекается все больше людей. Оно развито в обществе и считается массовым движением организации людей, устремляющихся привнести вклад в процветание своей страны и мирового общества. [1; С. 210-212]
Волонтеры оценивают собственную деятельность как механизм социо-культурного, финансового и природоохранного развития (Всеобщая декларации добровольцев 1990 года, принятая в XI Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев). Слово «волонтерство» у нас стало обширно применяться в последнее десятилетие прошлого столетия, несмотря на то, смысл добровольчества был присущ образу жизни людей в течении всей истории. Концепция добровольной поддержки содержит в себе действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и интернациональном уровнях. [1; С. 15-19]
Волонтерство как социальный феномен в современном его представлении появилось во второй середине XIX столетия, что связано с активным формированием общественных объединений в Западной Европе и США. Одни из первых проектов по оказанию поддержки нуждающимся в ней людям были сопряжены с активной работой отдельных персон, в частности А. Дюнана и П. Церезоля, ставших позже инициаторами и руководителями крупнейших международных общественных организаций. Таких как, Красный Крест и Международная гражданская служба (Service Civil International), которые занимаются формированием волонтерского движения по всему миру и в наше время. В XX в. в ходе институционализации феномена волонтерства отдельные инициативы, обладающие существенной социальной значимостью, находят помощь у населения и обретают форму социальных организаций и общественных движений.
Объектом научного исследования волонтерская работа стала в XX столетии, что сопряжено с возникновением волонтерских объединений, формированием международного волонтерского движения, а также с развитием эмпирической социологии. Вплоть до этого времени можно сказать только о формировании теоретических предпосылок с целью предстоящего исследования феномена волонтерства. В качестве подобных предпосылок выступают изучение явления взаимопомощи в человеческом сообществе П. Кропоткиным. Исследование мотивации человеческого действия на основе теории социального обмена Дж. Хоманса и концепции дара М. Мосса. Анализ социальных движений П. Штомпки, функциональный анализ социального действия Р. Мертона. Исследование роли ценностей в обществе Н. Смелзера, рассмотрение структуры социального действия в структурном функционализме Т. Парсонса.
В наше время волонтерство считается предметом исследования целого ряда социальных наук, для каждой из которых свойственно изучение конкретного нюанса волонтерской работы.
В наше время изучение волонтерства в рамках социальных исследований осуществляется в трех ключевых направлениях: социологическом, психологическом и педагогическом.
Социологическое направление исследования молодежной волонтерской работы в наше время пребывает на стадии развития и формирования. В качестве теоретико-методологической основы для исследования молодежной волонтерской работы в рамках социологического подхода выступают исследования ценностных ориентаций молодого поколения.
В рамках социологического направления исследования волонтерской деятельности изучается процесс институционализации феномена волонтерства в структуру украинского (И.В. Юрченко) и российского общества (И.О. Холина). Российскими учеными разрабатывается социально-экономический подход к исследованию волонтерства с методологических позиций экономической социологии (Л.А. Кудринская, Е.Л. Шекова). Систематизируются исследовательские подходы к определению волонтерства как общественного феномена (М.В. Певная). В рамках социологического направления в Республике Беларусь непосредственным исследованием отдельных качеств волонтерской работы молодого поколения занимаются С.А. Кулеш, исследующая работу волонтеров в социальной среде, В.А. Янчук, рассматривающий гендерные специфики волонтерской деятельности молодого поколения.
1.2. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности
В зависимости от подхода к определению понятия «психологическая готовность», различными авторами выделяются ее структура, ключевые элементы, строятся пути её развития. Исследование этой проблемы началось в 50-е года в связи с потребностью профессионального обучения людей разным видам труда. Однако, вопреки на широкую популярность и уже определившееся значение определения «психологическая готовность», его объем, и сущность остаются дискуссионными. Обычно под психологической готовностью подразумевают психический феномен, при помощи которого поясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве (Л.И. Захарова, М.А. Котенок, К.К. Платонов, Р.Д. Санжаева, В.А. Сосновский и прочие).
В социальной психологии психологическая готовность рассматривается как вид готовности во взаимосвязи с установкой. Установка появляется в следствии конкретного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, показывая их итог в состоянии динамического покоя и посыл, климат, в котором они в последующем развиваются. Формируясь в процессе развития личности и регулярно перестраиваясь в ходе её деятельности, установка равно как точка зрения личности, из которой исходят её действия, содержит в себе полный диапазон компонентов, начиная с простых нужд и желаний и заканчивая мировоззренческими взглядами либо позициями личности. Установка играет существенную значимость во всей деятельности личности. Сначала термин «установка» применялся в психологии с целью обозначения психофизиологической готовности организма отвечать на те или другие стимулы. Непосредственно этот термин в первый раз зародился в экспериментальной психологии: в конце XIX столетия немецкие психологи Л. Ланге, а позже, Г. Мюллер и Т. Шуман выявили, что в ходе повторения одних и тех же операций у человека вырабатывается конкретная склонность, стремление к восприятию и реагированию на определенную внешнюю обстановку. Это-то явление и приобрело название «установка». Затем, уже Г. Эббингауз сравнил установку с теми или иными психическими состояниями индивидуума, появляющимися в ходе совершения обычного действия.
Ключевые теоретические и эмпирические изучения психологической установки велись в грузинской психологической школе (Т.Т. Иосебадзе, Т.Ш. Иосебадзе, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе). Тут ученые рассматривают готовность как установку к совершению определённой работы, устремленной на удовлетворение актуальной потребности. Установку нужно, безусловно, понимать не как отдельный психологический феномен в ряду иных таких же частичных феноменов, а как состояние самого целостного субъекта. Это означает, что установка порождает психическую динамичность, которая появляется в следствии влияния объективных факторов и предполагает собою такое состояние, в котором отображены сами вызывающие ее объективные обстоятельства. Таким образом, установка - не целиком субъективное состояние, а перенос в субъект объективной ситуации. Она, так сказать, «перешедшее в субъект объективное положение вещей» (Немов Р.С.).
Потребность определяется Д.Н. Узнадзе как психофизическое состояние организма, выражающее потребность в чем-либо, лежащем вне его. В случае если б у организма не появлялось нужд, то он бы сохранился недвижим. Необходимость дает импульсы к активности, вносит в установку тенденцию перехода к активности, обусловливая этим одну из главных отличительных черт первичной установки - динамичность. Узнадзе, описывая вклад потребности в появление установки, подмечает: «Среда сама по себе не дает субъекту практически никакого стимула действия, если он абсолютно лишен необходимости, удовлетворение которой стало бы допустимо в условиях этой среды. Среда преобразуется в ситуацию того либо другого нашего воздействия только согласно тому, какой мы владеем потребностью, устанавливая с ней отношения». Вплоть до тех пор, пока в среде не обнаружены ресурсы удовлетворения необходимости, потребность «неиндивидуализированна», никак не заполнена, и у субъекта отсутствует установки. А это значит, что первоначально субъект никогда не подступает к действительности с уже готовой, сформировавшейся установкой. «Установка появляется у него в самом процессе воздействия данной реальности и может дать вероятность беспокоиться и реализовывать поведение в соответствии с ей». Установку формирует не только лишь необходимость и не только объективная обстановка, однако объединение их, в таком случае есть встреча актуальной потребности и объективной ситуации. В теории деятельности акт встречи потребности с ее предметом рассматривается как единственный из наиболее значимых факторов в становлении поведения. Столкновение необходимости с предметом есть акт исключительный, акт опредмечивания потребности - «наполнения» ее содержанием, которое черпается из находящегося вокруг общества. Это и переводит потребность в психологический уровень. [11; С. 58-59].
1.3. Социально значимые инициативы студенческой молодежи
Деятельность того или иного волонтерского объединения имеет необходимость не только лишь в помощи и привлечении волонтеров, однако и в оптимальной модели организации его труда. Такая модель может быть разработана и применена в разных вариациях в зависимости от следующих условий: вид работы, численность волонтеров, особенность системы управления, связь с социальными и другими организациями, наличие подчинения вышестоящим органам исполнительной власти.
Начиная говорить о волонтерской работе в рамках добровольнического центра, в первую очередь необходимо отметить её элементы. Пневная М.В. отмечает следующие из них: «При рассмотрении внутренней структуры волонтерства можно выделить её ключевые элементы: субъект, объект, деятельность и её цель» [1; С. 50-53]. Согласно суждению автора, в роли субъекта деятельности может быть как определенный человек – доброволец, трудящийся в некоммерческой организации, социальной работе, или человек, оказывающий по своему желанию, без заинтересованности, конкретные услуги либо поддержку нуждающимся, так и группа волонтеров.[1; С. 49-51].
Представленный автором объект волонтерской работы способен быть «природным объектом» либо какой-нибудь средой, к примеру, окружающей средой, памятниками культуры либо социальными институтами: семьей, системой социальной защиты, здравоохранением, образованием. В отношении этих объектов в мире действуют разнообразные виды волонтерства [1; С. 54-57].
Следующим элементом модели выступает деятельность. По суждению Пневной М.В., деятельность выражается в наиболее разных конфигурациях и типах. По своему содержанию волонтерство может осуществляться равно как педагогическая, психологическая, правозащитная, информационная деятельность, а так же деятельность в сфере общественной работы. Основными её чертами считаются осмысленность и целеустремленность [1; С. 25-27].
Переходя к заключительной составляющей модели волонтерской работы – цели – подчеркнем, что Пневная М.В. говорит о анализировании двух групп: карьерного и альтруистического волонтерства. Первая категория коррелирует с увлечениями, желаниями, предпочтениями волонтеров. Эти цели ориентируют деятельность на разрешение трудностей отдельного человека в психологическом, социальном, финансовом плане. Во второй группе целей преобладает общественная важность деятельности, её нацеленность на круг интересов иных людей, выраженный общественный эффект [1; С. 53].
Таким образом, субъект, объект, деятельность и цель считаются базой, исследования модели волонтерской работы в условиях волонтерского центра. Как неотъемлемый деятельностный фундамент, она обязана строиться в конкретной концепции, критериях и принципах.
Модель добровольчества также базируется на всемирных социальных концептуальных мыслях, подходах, ценностях и философии. По словам Григорьевой Я.В., данная теоретическая база была сформулирована на международном уровне и отразилась во Всеобщей Декларации добровольцев, принятой в 1990 г. в XI Всемирной конференции добровольцев Международной Ассоциации добровольческих усилий в Париже. В своей основе она базируется на тезисах Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.. Непосредственно с этого периода волонтерское движение рассматривается всемирным сообществом, как механизм общественного, финансового, культурного и природоохранного роста сообщества, способом построения демократии и основы с целью поддержания гражданского общества [2; С. 2-6].
Как отмечает Григорьева Я.В., концептуальная база добровольчества основывается на важной идее о том, что в каждом обществе постоянно имеется люди, нуждающиеся в какой-либо помощи, равно как имеется и люди, готовые отозваться, прийти на помощь, делая это по собственной воле, не извлекая той или иной выгоды для себя. Подобная постоянная связь в обществе всегда будет оказывать воздействие на значимость волонтерской идеи, которая, согласно мнению автора, обусловливается следующими основополагающими критериями:
1) не ориентирована на приобретение той или иной выгоды (осуществляется без вознаграждения);
2) считается результатом независимого осмысленного выбора человека (без принуждения);
3) результат дает значительную пользу третьим лицам или обществу в целом, а кроме того лично волонтерам, оказывающим поддержку.
1. Слесарева, Г.Ф. Гражданское общество в истории политической мысли Европы / Г.Ф. Слесарева. – Москва: Феникс, 2000. – 513 с.
2. Харланова, Е. М. Исследование социальной активности студентов / Е.М. Харланова // Адукатар. – 2012.- № 1 (22). - С. 2-6.
3. Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции / Л. А. Кудринская. - М.: РИОР, 2006. 325с.
4. Кордонский, М.Б., Ланцберг, В.И. Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп / М.Б.Кордонский, В. И. Ланцберг – Одесса: Туапсе, 1996. – С. 15-19.
5. Пневная, М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: дис. …д-ра соц. наук: 12.08.01 / М.В. Пневная. – Екатеринбург, 2016.– 370 с.
6. Григорьева, Я.В. Волонтерская и наставническая деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе / Я.В. Григорьева // Социальное обслуживание. – 2012. - № 11. - С. 17-18.
7. Кретова, У.П. Модель волонтерской деятельности / У. П. Кретова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2014. - №2 (24). - С. 38-42.
8. Косова, У.П. Структурно-содержательные характеристики волонтерской деятельности / У. П. Косова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2011. - №2. - С. 46-47.
9. Ковалев, А.О. Процессный подход как инструмент создания эффективной модели управления волонтерским движением в университете / А.О. Ковалев // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтер». – 2013.- № 1-2.- С. 50.
10. Пономарев, В.Д., Васильковская М.И. Институт волонерства в деятельности молодежных объединений / В. Д. Пономарев, М. И. Васильковская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №29-1. - С. 144-145
11. Великанова, Е. В. Иституционализация волонтерского движения в молодежной среде как социально-культурное явление / Е. В. Великанова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - №4. - С. 58-59
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе только первая глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты