Государственное регулирование развития въездного туризма в Республике Беларусь и направления его совершенствования
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Государственное регулирование развития въездного туризма в Республике Беларусь и направления его совершенствования»
по дисциплине: «Туризм»
2018
251.00 BYN
Государственное регулирование развития въездного туризма в Республике Беларусь и направления его совершенствования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Туризм
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура Государственного учреждения «Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Обзор литературных источников
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к государственному регулированию въездного туризма, как ведущей сфере гостеприимства
1.1 Понятие и сущность международного туризма
1.2 Международный опыт государственного регулирования туристической отрасли
1.3 Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь
Выводы по первой главе
Глава 2. Тенденции развития туризма в Республике Беларусь
2.1 Структурно-функциональная характеристика государственного учреждения «Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома»
2.2 Анализ основных показателей развития туризма в Республике Беларусь
2.3 Причинно-следственные связи динамики въездного туризма в Республике Беларусь
Выводы по второй главе
Глава 3. Пути совершенствования въездного туризма в Республике Беларусь
3.1 Факторы сдерживающие развития въездного туризма
3.2 Перспективы развития въездного туризма Республики Беларусь
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современных туризм является мощным направлением в сфере оказания услуг, демонстрирующим неуклонный рост несмотря на кризисные явления в экономике многих государств.
Всемирная туристическая организация объявила устойчивое развитие основным трендом туристической отрасли на ближайшие годы, прогнозируя ежегодный прирост прибыльности в диапазоне от 6 до 9%.
Туристическая индустрия функционирует не только как отрасль производящая услуги и координирующая работу средств размещения, предприятий питания, досуговых и сервисных предприятий принимающих дестинаций, таких как музеи, выставочные залы, образовательные и развлекательные мероприятия. В туристической индустрии разработана система маркетинга, ориентированная на изучение и наиболее полное удовлетворение потребностей туристов и экскурсантов. Все эти предприятия и организации обеспечивают разработку новых туристических продуктов, которые раскрывают все новые грани туризма, как процесса познания мира и организации содержательного досуга.
Не стоит забывать, что туризму присущи не только экономические, но и социальные функции. Туризм объединяет людей, способствует культурному обмену, взаимному проникновению культур.
С этой точки зрения стоит отметить влияние геополитических процессов на перераспределение туристических потоков. В настоящее время наблюдается довольно шаткое равновесие между процессами интеграции и разобщения, как среди народов Европы в связи с наплывам беженцев, изменением национальной обстановки, повышением актуальности террористической угрозы, так и среди славянских народов Восточной Европы.
Туристические потоки при проведении сравнительного анализа туризма следует рассматривать в совокупности многообразия факторов, которые на них влияют. Только тогда можно ожидать, что прогнозы по их развитию будут актуальными и информативными.
Концепция развития туризма в Республики Беларусь неоднократно ставилась на первое место в приоритетах государственного развития. Поскольку природа нашей страны уникальна и самобытна, сохраняема и поддерживаема, то тот ресурс одним из первых стал интересен жителям соседних государств. Можно привести много факторов, которые привлекают в нашу страну туристов из стран СНГ и Западной Европы, но одно остается неизменным – самый востребованный вид туризма рекреационно-оздоровительный. Направить туристические потоки в нашу страну, сделать более осознанными в понимании проблем природы, построить анимационные программы для туристов и технологии обслуживания на принципах экологического туризма должны туристические предприятия Республики Беларусь, а государство продвигать бренд нашей страны, как страны с высокой экологической культурой, богатыми природными ресурсами, самобытной национальной культурой.
Актуальность темы исследования высока, поскольку Республика Беларусь находится в центре Европы, а благодаря инициативам по интегрированию в международное пространство и нейтралитету среди стран СНГ по отношению к острым современным проблемам, возникшим на территории Европы, может и является связующим звеном в туристических обменах. Это естественным образом принесет существенную прибыль государственному бюджету, поднимет престиж государства на туристическом рынке. В нашей стране делается много для развития туристической индустрии в целом и в частности транзитного туризма, что обусловлено географическим положением государства.
Современные требования развития новых рыночных отношений в Республике Беларусь обусловливают необходимость формирования системы рынков, в наибольшей степени способствующих экономическому росту. Усиление тенденций увеличения услугоёмкости национальной экономики и роста производства туристских услуг указывает на потребность в формировании рынка туристских услуг как приоритетного направления развития рыночных отношений.
Значительный вклад в разработку теоретических и методических основ функционирования рынка туристских услуг внесли работы В. И. Азара, А. Ю. Александровой, Ю. И. Блохина, В. Г. Гуляева, И. В. Зорина, В. А. Квартального, В. М. Козырева, Г. А. Папиряна, Р. Ю. Поповой, В. Б. Сапруновой, В. С. Сенина, А. Д. Чудновского, Н. А. Шенгелия, С. П. Шпилько, Р. Браймера, Д. Джеффриса, Б. Диллера, К. Каспара, В. Фрейера и многих других. В исследования в сфере развития индустрии туризма внесли вклад отечественные и зарубежные авторы Дурович А., Гайдукевич Л., Кабушкин Н., Решетников Д., Тарасенок А., Горбилева З., Карчевская Е., Азар В., Александрова А., Биржаков М., Браймер Р., Вавилова Е., Гаврильчак Н., Долженко Г., Зорин И., Ильина Е., Каверина Т., Квартальнов В., Котлер Ф., Купер К., Кусков А., Папирян Г., Ушаков Д., Холловей Дж.К. Результаты их исследований освещают проблемы организации туристического обслуживания и функционирования национальной туристической инфраструктуры, отраслевого менеджмента и государственного управления в сфере туризма, однако основные направления меняются быстро, в ногу с изменениями тенденций в социуме, поэтому своевременные исследования и разработка прибыльности в основных направлениях развития туризма должны проводится систематически.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к государственному регулированию въездного туризма, как ведущей сфере гостеприимства
1.1 Понятие и сущность международного туризма
В современных условиях международный туризм приобрел значительные масштабы затрагивая интересы все большего числа стран, вовлекая их в активный процесс туристского обмена, и стал стратегически важной отраслью мирового хозяйства.
В научной литературе встречаются различные определения туризма, где в качестве признака выступают: «комплекс», «отрасль», «индустрия», «хозяйство», «сектор». Например, туризм – это:
– «…сложный комплекс организаций общественного и коммерческого секторов, обычно выступающих посредниками между публикой и туристическими продуктами» [10, с.14];
– «…отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов материальными и нематериальными услугами, основная функция которых обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом» [16, с.5];
– «…индустрия, занимающаяся созданием, продвижением, реализацией услуг, направленных на удовлетворение специфических потребностей человека» [2, с.4–6];
– «…хозяйство, как комплекс секторов, создание или развитие которых стимулируется приездом и пребыванием туристов» [10, с.108];
– «…сектор, как совокупность предприятий, прямо или косвенно удовлетворяющих туристические потребности» [12, с.31].
При этом ряд авторов используют одновременно различные понятия, неэквивалентные и даже противоречащие друг другу. Например, В.А. Квартальнов называет туризм «индустрия» и «межотраслевой социально–экономический организм» [39, с.76].
И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов определяют туризм как «…диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально–бытовой инфраструктуры», а туристическую индустрию как «…совокупность гостиниц, средств транспорта и других учреждений» [9, с.20].
Как отмечается в специальной литературе, наиболее распространенным определением «туризма», получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, принятое на Международной конференции туризма и в рамках Организации Объединенных Наций (ООН).
Термин Международной конференции туризма: «турист – человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой деятельностью с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, отдыха, образования, религии, спорта, по семейным и деловым обстоятельствам». ООН определила туризм как миграции, которые не связаны с переменой постоянного места жительства, то есть туризм – это поездки, которые заканчиваются возвращением к месту начала путешествия [3, с.65].
В правовой системе Республики Беларусь легальное понятие «туризм» дано в Законе Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 года № 326–З (далее – Закон о туризме). В соответствии со ст. 1 Закона о туризме туризм – туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации [1].
Отсутствие четкости в определении туризма связано, прежде всего, с различными подходами ученых и практиков в осознании его содержания. Исследование показало, что туризм рассматривается: во-первых, как межотраслевой комплекс; во-вторых, как общественное явление, поведение людей, а не экономическая деятельность; в–третьих, как самостоятельная отрасль экономики.
Представители «первого подхода» рассматривают туризм как некий крупный самостоятельный межотраслевой комплекс национальной экономики по аналогии с агропромышленным, военно-промышленным комплексом, объясняя это тем, что сфера туризма объединяет различные отрасли экономики, включает организации различной отраслевой принадлежности [14]. Туризм есть «...комплекс отраслей, обеспечивающих производство туристических услуг» [18, с.60]. Использование характеристики «межотраслевой комплекс» в отношении туризма свойственно для специалистов и ученых постсоветского пространства. В основе такого определения лежит понятие отрасли в контексте советской системы учета – общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства, которая остается действующей в ряде государств – членов бывшего Советского Союза (в том числе, в Республике Беларусь). Однако данная система, следовательно, и основанный на ней подход, является устаревшей, не соответствующей мировым учетным и статистическим стандартам. Кроме того, в понятии «межотраслевой комплекс» отсутствует четкость установления структуры, связей и взаимозависимостей внутри такого «комплекса».
Глава 2. Тенденции развития туризма в Республике Беларусь
2.1 Структурно-функциональная характеристика государственного учреждения «Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома»
Государственное учреждение «Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома» является организацией созданной Минским городским исполнительным комитетом. Имущество Учреждения находится в коммунальной собственности города Минска. Собственником имущества является Минский городской Совет Депутатов в лице Минского городского исполнительного комитета. В соответствии с Уставом (решение МГИК от 19.05.2011 №1422) учреждение осуществляет управленческие функции в сфере оказания бытовых и гостиничных услуг (производства) и иных функций некоммерческого характера в соответствии с законодательством.
В своей деятельности Учреждение подчиняется Мингорисполкому и Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и своим Уставом.
Учреждение является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, штампы, бланки, расчетный счет и имущество на праве оперативного управления.
Финансирование расходов на содержание Учреждения осуществляется за счет собственных средств.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление управленческих функций в сфере оказания бытовых и гостиничных услуг (производства) и иных функций некоммерческого характера для максимального удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах, услугах гостиниц и аналогичных средств размещения, повышения культуры обслуживания.
Задачами деятельности Учреждения, в части управления в сфере гостиничных услуг, являются:
- участие в разработке планов экономического и социального развития г.Минска, целевых городских программ развития бытового и гостиничного (аналогичных средств размещения) обслуживания, разработке мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния организаций бытового и гостиничного (аналогичных средств размещения) обслуживания, увеличение объемов и улучшение качества оказываемых услуг;
- проведение анализа, с участием заинтересованных структурных подразделений Мингорисполкома, результатов деятельности организаций в сфере бытового и гостиничного (аналогичных средств размещения) обслуживания, участие в разработке и осуществлении мер по созданию инфраструктуры услуг бытового и гостиничного (аналогичных средств размещения) обслуживания и их продвижении на рынке, развитие конкуренции, создание равных условий деятельности для всех субъектов в сфере бытового и гостиничного (аналогичных средств размещения) обслуживания;
- разработка и представление в Мингорисполком проектов решений по вопросам, отнесенным к компетенции Учреждения;
- мониторинг и анализ организации бытового и гостиничного обслуживания, прогнозирование тенденций их развития, участие в разработке программ и концепций развития данных услуг и обеспечение их реализации;
- организация участия заинтересованных организаций бытового и гостиничного обслуживания в проводимых городских и республиканских ярмарках (выставках);
- обеспечение анализа и прогнозирование развития материально-технической базы организаций бытового и гостиничного (аналогичных средств размещения) обслуживания коммунальной собственности г. Минска, участие в разработке концепций инвестиционной политики, научно-технического прогресса и мер по их реализации;
- организация разработки мер по экономии топливо-энергетических ресурсов, подготовка к работе в осенне-зимний период и анализ их выполнения;
- решение в установленном порядке вопросов в области охраны труда;
- оказание методической и консультационной помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по вопросам, относящимся к компетенции Учреждения;
- рассмотрение предложений, заявлений, жалоб граждан по вопросам, относящимся к компетенции Учреждения, осуществление приема граждан;
- подготовка и внесение предложений о приватизации объектов коммунальной собственности г. Минска (в том числе акций (долей) и прямой продажи объектов недвижимости).
Глава 3. Пути совершенствования въездного туризма в Республике Беларусь
3.1 Факторы сдерживающие развития въездного туризма
Несмотря на выгодное географическое положение, наличие природных и историко-культурных ресурсов, в Республике Беларусь до настоящего времени не сформирована конкурентоспособная туристская индустрия, не обеспечена доступность страны для иностранных посетителей в плане либерального визового режима, удобного и недорогого транспорта, наличия необходимых информационных ресурсов и технологий.
Факторы, существенно влияющими в направлении сдерживания въездного туризма в Республике Беларусь следующие:
- экономические:
низкая динамика посещаемости,
изменение географической структуры прибытий в пользу стран-соседей,
учет в структуре индустрии туризма только турорганизаций,
устаревшая методика учета прибытий, низкий уровень инфраструктуры;
- социальные:
ограниченный мониторинг социальных эффектов исключительно в области занятости;
невысокий и скачкообразный характер занятости;
дефицит узкоспециализированных кадров;
необходимость глобальных реставрационных работ туристических объектов культуры, истории, сопроводительной инфраструктуры;
недостаточный учет влияния международного туризма на местное население;
- экологические:
отсутствие экологического мониторинга деятельности туризма,
последствия аварии на Чернобыльской АЭС,
использование устаревшего автотранспорта,
низкое качество поверхостных водных ресурсов,
неразвитость технологий утилизации отходов,
отсутствие экологического менеджмента строительства туристических объектов.
Все это не позволяет привлекать массовые туристские потоки и обеспечивать соответствующие финансовые поступления в бюджет. По основным показателям развития туризма Беларусь существенно уступает большинству стран Европы, включая соседние государства.
По объему доходов от въездного туризма в расчете на одного жителя Беларусь уступает Польше в 3,3 раза, Литве – в 4,9 раза, Латвии, Словакии – 5,5 раз, Венгрии – 6,8 раза [28].
В рейтинге Всемирного Совета по Туризму и Путешествиям (WTCC) по итогам 2016 г. среди 184 стран мира Республика Беларусь занимает:
- 164 место по удельному весу туристской индустрии в ВВП (1,7%),
- 166 место по удельному весу туриндустрии в структуре занятости (1,6 %),
- 174 место по удельному весу туриндустрии в структуре инвестиций в национальную экономику (1,8 %) [24].
Ситуация дополнительно усугубляется неразвитостью существующей системы статистического учета, не позволяющей дать адекватную оценку места индустрии туризма в национальной и региональной экономике.
Вклад туристской индустрии в функционирование национальной экономики и региональное развитие остается недостаточным. Отсутствие на зарубежных рынках имиджа Беларуси как страны, привлекательной для проживания, отдыха, ведения бизнеса и инвестирования, ограничивает как перспективы туризма, так и иных форм международных экономических отношений.
Таким образом, учитывается вклад всех отраслей экономики, прямо или косвенно связанных с туризмом. По информации Департамента по туризму, вклад туризма в ВВП Беларуси оценивают в 0,2%, однако если бы в Беларуси считали не только доходы "чистого" туризма, а применяли бы сателлитные счета, то доля туризма была бы не менее 6,4%, и это ближе к общемировым показателям: в мировом ВВП туризм занимает 9% [28].
Переход на методологию оценки туристической отрасли, которой пользуется ВТО, непростой и недешевый процесс. По словам директора Департамента по туризму, Венгрия осваивала систему четыре года, а Россия пытается внедрить уже восьмой год подряд. Проблема заключается в том, что в первую очередь требуется изменить подход к статистике в целом, провести масштабные исследования, к примеру, выяснить, сколько туристов останавливают в частном секторе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение теоретических основ и практики осуществления въездного туризма в Республике Беларусь позволяет автору сформулировать следующие основные выводы.
1. В научной литературе нет единого мнения по определению понятия «туризм», до сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактовки сущности туризма и его понятийного аппарата. Однако вопрос дефиниций и терминологии туризма является необходимым условием научной рефлексии явлений и процессов, характерных для туризма. По мнению В.Б. Сапруновой, хотя нет единого мнения в подходах к исследованию сути и определения сущности туризма, имеющиеся попытки ученых-исследователей по решению данного вопроса являются закономерными, ибо с изменением сути явлений, происходящих в туризме, должны меняться подходы к его изучению и трактовке. Необходимым представляется применение различных подходов к исследованию туризма как общественно-экономического явления, так как одни определения носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений.
Государственное регулирование туристической деятельности – это деятельность государственных органов, должностных лиц, направленная на урегулирование отношений, возникающих в сфере туризма.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О туризме» субъектами государственного регулирования в сфере туризма являются: Президент Республики Беларусь; Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание); Совет Министров Республики Беларусь; Министерство спорта и туризма Республики Беларусь; местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы; иные государственные органы в пределах их полномочий.
Государственная программа ”Беларусь гостеприимная“
на 2016 – 2020 годы разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, одними из которых являются рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли. Цели государственной программы – формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, внесение вклада туризма в развитие национальной экономики.
Анализируя действующие нормативно-правовые акты в сфере туристического бизнеса можно констатировать, что в последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения туристического бизнеса, направленные на улучшения делового климата, в том числе и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.
Последовательно реализуются меры по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы. Новое значения приобретает диалог власти и бизнеса по выработке решений в сфере развития экономики и стимулирования деловой активности, что позволяет позиционировать Республику Беларусь, как достаточно привлекательную страну как для туристов, так и для инвесторов, в том числе иностранных.
2. Туризм - многофакторная отрасль, требующая регулирования при координации на международном уровне, что является понятным, учитывая количество задействованных организаций и направлений развития. Туризм экономическая отрасль, показывающая неуклонный рост и подверженная изменениям в зависимости от мультипликативного эффекта экономик отдельных государств и регионов. На развитие международного туризма сильно влияют и социальные факторы, которые могут изменяться под воздействием позитивных или негативных факторов государственной политики или мировых тенденций. Задача регулирования в туризме состоит в организации и координации международного обмена, способствованию взаимному проникновению культур.
В 2017 году численность организованных туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам в пределах территории Республики Беларусь, составила 1 001,8 тыс. чел. (увеличилась почти на 20% в сравнении с 2016 годом).
В прошлом году другие показатели внутреннего туризма практически не изменились в сравнении с 2016 годом. Так, стоимость туров, оплаченных:
туристами – 13 420 тыс. руб. (в 2016 году – 13 629 тыс. руб., темп роста 98%);
экскурсантами – 12 319 тыс. руб. (в 2016 году – 11 002 тыс. руб., темп роста 112%).
1. Азар, В.И. Экономика и организация международного туризма / В.И. Азар. – М.: Экономика, 1984.
2. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов / А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2004.
3. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю.Александрова. – М.: Аспект пресс, 2014. – 463 с.
4. Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник / А.Ю. Александрова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2010. – 464 с.
5. Ананьев, М.А. Основы международного туризма / М.А. Ананьев. – М., 1978.
6. Апарина, Е. Бинокль в руке, журавль – в небе/ Е. Апарина // Газета «Туризм и отдых. – 2009.- № 14 (699) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mmgp.ru.poiskturov.by/cgibin/newspaper.cgi?t=text&date=20090416&id=2946&f=a – Дата доступа:
7. Аринович, И.С. Туристско–экскурсионный бизнес / И.С. Аринович. – Мн, БГПУ, 2014. – 346 с.
8. Астапович, О. Сколько может заработать Беларусь на своих птицах? / О. Астапович, В. Протаскин // Завтра твоей страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=12235&sn_cat=25 – Дата доступа:
9. Балабанов, И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма / И.И. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: 2010. –176 с.
10. Бгатов, А.П. Туристские формальности / А. П. Бгатов, Т. В. Бойко, М. В. Зубрева. – М.: Академия, 2007. – 296 с.
11. Беницевич, Н. Какие замки Беларуси получили право на новую жизнь? / Н. Беницевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.tut. by/society/281794.html – Дата доступа:
12. Бирицкая, Н.М., Сергеева, Т.М. Туроперейтинг / Бирицкая Н.М., Сергеева Т.М. – Мн.: БГЭУ, 2010. –655 с.
13. Богданов, Е.И. Планирование на предприятии туризма: учебник / Е.И. Богданов, О.Н. Кострюкова, В.П. Орловская. – СПб: Бизнес–пресса, 2014. – 320 с.
14. Борисов, К.Г. Международный туризм и право / К.Г. Борисов. – М.: Изд–во «НИМП», 2009. – 342 с.
15. Борущак, М. Стратегия развития туристского региона: теория, методология, практика / М.Борущак. – Мн.: БГЭУ, 2012.– 165 с.
16. Брасс, А.А. Основы менеджмента / А.А. Брасс. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2009. – 239с.
17. Бутко, И.И. Туристический бизнес / И.И. Бутко, Е.А. Ситников, Д.С. Ушаков. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 432 с.
18. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма / Е.В.Вавилова. – Москва: Гардарики, 2015. – 157 с.
19. Вахмистров, В.П. Правовое обеспечение туризма / В.П. Вахмистров, С.И. Вахмистрова. – СПб.: Изд–во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
20. Виды туризма // Веб-сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mst.by/ru/vidy_turizma-ru/ – Дата доступа:
21. Воронкова, Л.П. Туризм, гостеприимство, сервис / Л.П. Воронкова. – Москва : Аспект Пресс, 2012. – 367 с.
22. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития: учеб. пособие / В.Ю. Воскресенский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 161 с.
23. Гайдукевич, Л. Туристическая политика Республики Беларусь в условиях рыночных преобразований / Л. Гайдукевич // Журн. междунар. права и междунар. отношений. – 2008. – № 2. – С. 26–29.
24. Голова, О.Б. Менеджмент туризма / О.Б. Голова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 224 с.
25. Горбылева, З.М. Экономика туризма / З.М. Горбылева. – Минск: БГЭУ, 2012. – 354 с.
26. Гостиница «Европа» (Минск) вошла в группу отелей сети Warwick International Hotels. Ежеквартальный специализированный журнал «ProOтель» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prootel.ru/obschaya/gostinitsa-evropa-minsk-voshla-v-gruppu-oteley-seti-warwick-international-h-2/. – Дата доступа:
27. Гостиница «Краун Плаза». Официальный сайт компании «БеларусТурСервис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarushotels.by/ru/hotels/minsk/crowne_plaza. – Дата доступа:
28. Гостиница Европа. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hoteleurope.by/. – Дата доступа:
29. Гостиница Пекин Минск. Портал booking.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booking.com/hotel/by/gostinitsa-quot-piekin-quot.html?aid=357026;sid=c1a1be5b3416014f829e7df26a1a8c34;dcid=4.ru.html?aid=357026;label=gog235jc-city-ru-by-minsk-unspec-by-com-L%3Aru-O%3Aunk-B%3Aunk-N%3AXX-T024-1;sid=c1a1be5b3416014f829e7df26a1a8c34;dcid=4. – Дата доступа:
30. Гостиницы: реконструкция и строительство. Официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mjkx.gov.by/index.php?id=282. – Дата доступа:
31. Государственная программа ”Беларусь гостеприимная“ на 2016 – 2020 годы Министерство спорта и туризма Республики Беларусь http://www.mst.by/ru/programma-razvitiya-turizma-ru/
32. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы. Официальный сайт Министерства спорта и туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mst.by/dfiles/000362_116598_Programma_razv_tur1.doc. – Дата доступа:
33. Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 304 с.
34. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело / Г. П. Долженко. – М.: Аспект пресс, 2014. – 271 с.
35. Донских, С.В. Событийный туризм / С.В. Донских. – Мн. : РИПО, 2014. – 112 с.
36. Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма: международный туризм / Е. Л. Драчева. – М.: Кнорус, 2009. – 565 с.
37. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович. – Мн.: Новое знание, 2012. – 496 с.
38. Дурович, А.П., Бондаренко Г.А., Сергеева Т.М. Организация туризма / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева. – Мн.: Новое знание, 2012. – 640 с.
39. Ефимова, О. П. Экономика гостиниц и ресторанов / О. П. Ефимова. – М.: Новое знание, 2013. – 392с.
40. Закон Республики Беларусь от 25.11.1999 N 326-З «О туризме» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_tur izme.htm – Дата доступа:
41. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 364 с.
42. Игнатьева, И.Ф. Организация туристской деятельности / И.Ф. Игнатьева. – С–Пб.: Питер, 2015. – 544 с.
43. Ильина, Е.Н. «Основы туристской деятельности» / Е.Н. Ильина. – М: Советский спорт, 2012. – 473 с.
44. Кабушкин, Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Н.И. Кабушкин, Г. А. Бондаренко – 3–е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2014. – 386 с.
45. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма / Н.И. Кабушкин. – Мн.: Новое знание, 2015. – 396 с.
46. Каневский, И.В., Чернышев A.B. Об основных направлениях концепции развития BAO "Интурист" на рынке туристских услуг в 1997-1998 гг.
47. Квартальнов, В.А Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 227 с.
48. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма / В.А.Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 670 с.
49. Квартальнов, В.М. Теория и практика туризма / В.М. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 386 с.
50. Клиники Беларуси, предлагающие лечение иностранцам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://clinicsbel.by/kliniki – Дата доступа:
51. Кобяк, М.В. Развитие международного туризма в Западной Европе : Проблемы и перспективы Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-mezhdunarodnogo-turizma-v-zapadnoi-evrope-problemy-i-perspektivy#ixzz4hnC6AVkQ
52. Комплекс мер по развитию и продвижению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarustourism.by/important-documents/Комплекс%20мер.pdf – Дата доступа: 19.04.2017.
53. Кулагина, Е.В. Виды туризма / Е. В. Кулагина. – Омск: ОГИС, 2011. – 60 с.
54. Кулдошина, Н.М., Коваленков Ю.В. Особенности организации ипланирования иностранного туризма в европейских странах. М., 1986
55. Кусков, А.С. Основы туризма: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М. : КНОРУС, 2008. – 400с.
56. Кусков, А.С. Особенности и современная практика замкового туризма в Беларуси / А.С. Кусков // Беларусь в современном мире. – 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/24566/1/ kuskov_BMW_2011.pdf – Дата доступа:
57. Локотко, А.И. Историко–культурные регионы Беларуси / А.И. Локотко. – Мн.: ЕГУ, 2012. – 227 с.
58. Лукичева, Л.И. Менеджмент туризма: Экономика туризма / Л.И. Лукичева. – М: Финансы и статистика, 2004. – 434 с.
59. Манильская декларация /Туризм в Украине: Сборник нормативно-правовых актов в пяти томах. - Т. 3. - Ужгород: 1ВА, 2000.-281с.
60. Мартыненко, И.Э. Правовая защита культурного наследия / И.Э. Мартыненко. – Мн.: ЕГУ, 2013. – 240 с.
61. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://srrb.niks.by/info/program.pdf – Дата доступа:
62. Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.belarustourism.by. – Дата доступа:
63. Немоляева, М.Э., Ходорков Л.Ф. Международный туризм : вчера, сегодня, завтра. М., М. 1985
64. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г., № 372 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=P30600372. – дата доступа:
65. О некоторых мерах государственной поддержки развития ту ризма в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г., № 371 (с изменениями и дополнениями).
66. Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2008–2010 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2007 г., № 1796.
67. Основные показатели работы организаций, осуществлявших туристическую деятельность 2005-2016 гг. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный русурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/turizm/godovye-dannye_6/osnovnye-pokazateli-raboty-organizatsii-osuschestvlyavshih-turisticheskuyu-deyatelnost/. – Дата доступа:
68. Основные показатели работы коллективных средств размещения // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный русурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/turizm/godovye-dannye_6/osnovnye-pokazateli-kollektivnyh- sredstv-razmescheniya/. – Дата доступа:
69. Отель «Европа». Интернет-портал «Отели Беларуси» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.otels.by/minsk/europe.html.– Дата доступа: 02.04.2014
70. Охотничий туризм в Беларуси: развитие, организация и становление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lignum-eco.by/index.php/item/136-ohotniciy-turism Дата доступа:
71. Папирян, Г.А. Маркетинг в туризме / Г.А. Папирян. – М: Финансы и статистика, 2013. – 359 с
72. Послание белорусскому народу и Национальному собранию [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Президента республики Беларусь. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/ezhegodnoe-poslanie-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-16059/. – Дата доступа:
73. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 232 Об утверждении Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016–2020 годы // Веб-сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mst.by/ru/programma-razvitiya-turizma-ru/ – Дата доступа:
74. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 Марта 2016 г. N 180 Об Утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moiro.by/1/2016.05/6/1/ Государственная%20программа%20КУЛЬ ТУРА%20БЕЛАРУСИ%20на%202016-2020%20годы.pdf – Дата доступа:
75. Пузакова, Е.П., Честникова В.А. Международный туристский бизнес. М., 1997
76. Пузакова, Е.П. Международный туристический бизнес / Е.П. Пузакова. – М.: Приор: Приоритет, 2011. – 235 с.
77. Решетников, Д.Г. Факторы формирования конкурентоспособного туристского комплекса Беларуси / Д.Г. Решетников // Белорусск. эконом. журнал. – 2002. – № 2. – С. 41–47.
78. Саак, А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально–культурном сервисе и туризме / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб: «Питер Пресс», 2014. – 359 с.
79. Сапрунова, В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89, 1997.
80. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В. С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 397 с.
81. Тарасенок, А.И. Маркетинг туристических дестинаций / А.И. Тарасенок. – Минск : БГЭУ, 2016. – 199 с.
82. Тарасенок, А.И. Туристический комплекс Беларуси: организа- ция управления, пространственный базис, компетенции // Бело- русск. эконом. журнал. – 2009. – № 2. – С. 92–106.
83. Теплоход, построенный в Пинске, отправится в первый речной круиз в апреле 2017 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://media-polesye.by/news/teplohod-postroennyy-v-pinske-otpravitsya-v-pervyy-rechnoy-kruiz -v-aprele-2017-goda-31524 – Дата доступа:
84. Туризм в Республике Беларусь в 2014 году. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/turizm/operativnye-dannye_16/turizm_v_rb_v_2013/ – Дата доступа:
85. Туризм в Республике Беларусь. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/tourism.php. – Дата доступа:
86. Туризм. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/tourism_ru/. – Дата доступа:
87. Уваров, В.Д. Международные туристские организации / В.Д. Уваров. – М.: междунар. отношения, 1990. – 288 с.
88. Уваров, В.Д., Борисов К.Г. Международные туристские организации / В.Д. Уваров, К.Г. Борисов. – М., 1990
89. Указ Президента Республики Беларусь 9 января 2017 г. №8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/upload/docs/op/P31700008_1484082000.pdf. – дата доступа:
90. Харрис, Г. Стимулирование международного туризма в XXI веке / Г. Харрис, К. М. Кац; [Под ред. В.А. Квартального]; [Пер. с англ. Е.В. Мошняга]. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 237 с.
91. Чеботарь, Ю.М. Туристический бизнес, М., 1997 г.
92. Черненко, В.А. Экономика международного туризма /В.А. Черненко, С.В. Федорова. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 211 с.
93. Что будет с белорусским туризмом в 2017 по мнению министра спорта и туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dt.by/2017/04 /03/chto-budet-s-belorusskim-turizmom-v-2017-godu-po-mneniyu-ministra-sporta-i-turizma/ – Дата доступа:
94. Шимова, О.С. Основы устойчивого туризма / О.С. Шимова. – Минск : БГЭУ, 2011. – 209 с.
95. Шимова, О.С. Устойчивый туризм: учебно–методическое пособие /О.С. Шимова. – Минск : РИПО, 2014. – 158 с.
96. Янкевич, В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. – М.: Юнити, 2012. – 373 с.
97. International tourism, number of arrivals. Официальный сайт The World Bank. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/ST.INT.ARVL – Дата доступа:
98. Leiper N. The Framework of Tourism; Towards a Definition of Tourism, Tourist, and the Tourist Industry // Annals of Tourism Research. Volume 6, № 4, 1979. pp. 392-395.
99. Mancini M. Access: Introduction to Travel and Tourism, NY: Thomson Delmar Learning, 2005. p. 5.
100. Theobald W.F. (Ed.) Global Tourism. Burlington: Elsevier Inc., 2005. p. 8.
101. Travel & Tourism Economic Impact 2014 Belarus. Официальный сайт World Travel&Tourism Council. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic%20impact%20research/country%20reports/belarus2014.pdf – Дата доступа:
102. UNWTO Tourism Highlights 2016 Edition [Electronic resource]. – Access mode: http://www.e-unwto.org/action/show Publications?pubType=journal – Access date:
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура Государственного учреждения «Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты