Нормы права Республики Беларусь, регламентирующие правотворческую деятельность
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Нормы права Республики Беларусь, регламентирующие правотворческую деятельность»
по дисциплине: «Общая теория права»
2018
251.00 BYN
Нормы права Республики Беларусь, регламентирующие правотворческую деятельность
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
Введение
Глава 1 Общая характеристика правового государства
1.1 Сущность и основные признаки правового государства в истории политико-правовой мысли
1.2 Роль правотворчества в функционировании правового государства
Глава 2 Принципы правотворчества в правовом государстве и основные направления по их реализации
2.1 Общая характеристика принципов правотворчества
2.2 Принципы правотворчества в деятельности правового государства
2.3 Реализация принципов нормотворческой деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Наличие максимально простого, ясного, но в то же время детального и качественного законодательства, регламентирующего различные области общественных отношений, обозначается как неотъемлемый атрибут любого современного государства.
При этом каждое законодательство уникально и в мире нельзя найти две абсолютно идентичные правовые системы, поскольку на формирование права в том или ином государстве оказывали влияние культурные традиции, особенности исторического развития, уровень политического, экономического, социального и духовного развития. Таким образом, законы, которые принимаются в современных развитых демократических государствах народом, являются отражением его духа, такие нормы выступают гарантией суверенитета и независимости государства.
Именно поэтому важность национального законодательства для формирования престижа и значимости государства на мировой арене вряд ли возможно переоценить.
За прошедшее десятилетие со времени провозглашения Республикой Беларусь своего суверенитета качественно изменились характер и объем правотворчества. Для построения собственной системы права пришлось по-новому урегулировать широкий спектр вопросов.
Коренные изменения в политической и экономической сферах жизни общества не могут произойти без надежного правового базиса, сформированной нормативно-правовой базы. Таким образом, для дальнейших преобразований в Республике Беларусь необходимо совершенствовать законотворческую деятельность в нашем государстве.
Итак, в современных условиях для развития законодательства с учетом международных принципов права вопросы, связанные с правотворчеством и формированием права, приобрели особую значимость.
Государство должно уделять особое внимание определению оптимальных моделей нормотворческого механизма, быстрому решению проблем, возникающих при разработке проектов нормативных правовых актов, а также укреплению правил и традиций, которые складываются в законотворческом процессе.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена совокупностью теоретических и практических факторов, определяющих особое место и значение правотворчества в правовой системе общества. Эффективное правовое регулирование общественных отношений не может быть обеспечено в условиях отсутствия стройной, непротиворечивой системы норм, выраженных в официальных источниках, поэтому теоретико-правовые проблемы, связанные с осуществлением правотворческой деятельности, неизменно попадают в поле зрения ученых. Ввиду этого большое внимание должно быть уделено изучению принципов, на которых базируется правотворчество в Республике Беларусь.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правотворческой деятельности правового государства.
Предмет исследования – соответствующие нормы права Республики Беларусь, регламентирующие принципы и порядок осуществления правотворческой деятельности в Республике Беларусь.
Цель исследования – анализ принципов правотворчества в правовом государстве.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и основные признаки правового государства в истории политико-правовой мысли;
- исследовать роль правотворчества в функционировании правового государства;
- охарактеризовать принципы правотворчества;
- рассмотреть принципы правотворчества в деятельности правового государства;
- исследовать реализацию некоторых принципов нормотворческой деятельности в Республике Беларусь.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года, Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», иные нормативные правовые акты.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и российских ученых: С.С. Алексеева, А.П. Мазуренко, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, А.С. Пиголкина, А.Н. Пугачева, А.Г. Тиковенко и др. п
Методологической основой исследования являются как общие, так и частно-научные методы исследования. Общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция. Основными частно-научными методами исследования в дипломной работе являются формально-юридический метод, сравнительно-правовой, статистический и исторический методы.
Степень научной разработанности. В правовой науке вопросы исследования принципов правотворчества в правовом государстве не являются полностью рассмотренными. Проблема реализации таких принципов находится в центре внимания ученых-правоведов, специалистов в сфере права.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и основные признаки правового государства в истории политико-правовой мысли
Представления о государстве как организации, которая функционирует на основе закона, начали вырабатываться уже на ранних стадиях развития человеческой цивилизации.
Уже в те дни люди стремились понять и улучшить формы общения с представителями своего собственного рода, осознать сущность свободы, добра и зла, порядка и хаоса, справедливости и несправедливости. Со временем была признана необходимость ограничить свободу, социальные стереотипы и правила поведения, общие для данного общества (клан, племя) (обычаи, традиции), которые обеспечиваются самим авторитетом и образом жизни [1, с. 90].
В посылах доктрины о верховенстве права есть идеи о неприкосновенности и верховенстве закона, о его священном и праведном содержании, о надобности соблюдения права в соответствии с законом. Первый прототип истинного уважения к закону проявляется в древней истории: премудрый Сократ принял смерть, не желая уходить из карающей стороны суда. О значении юридических законов для стандартного развития государства и локализации произвола царей писал Платон: «Я вижу близкие руины того государства, где закон не имеет власти и находится под чьей-то властью. Там же, где закон является правителем над правителями, и они являются его рабами, я вижу спасение государства и все благословения, которые боги могут наделять государствами. «Аристотель придерживался подобных взглядов, подчеркивая, что «там, где нет верховенства закона, нет места и какой-то формы государственной системы» [1, с. 91].
В развитии идеи правового государства можно назвать четыре этапа: идея правового государства в Древности, в эпоху феодализма в период буржуазных революций и современные идеи правового государства.
В Древних временах с положением правового государства были связаны поиски более эффективных и правосудных форм социальной жизни. Античные философы (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон Полибий,) стремились обнажить такие связи и взаимодействия между законом и властью государства, которые могли бы обеспечить гармоничную деятельность общества рассматриваемой эпохи. В древности ученые полагали, что наиболее разумной и справедливой является лишь та политическая форма жизни людей, которая ставит право в ранг право общеобязательного как для граждан, так и непосредственно для самого государства [2, с. 65].
Государственная власть, которая признает право и, одновременно, ограничена им, на взгляд древних мыслителей, признается справедливой государственностью. Аристотель писал: «Там, где нет верховенства закона, нет места и (любой) формы государственной системы» [3, с. 165]. Цицерон также размышлял о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственные юридические идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и формирование более поздних поступательных учений о верховенстве права [2, с. 65].
Таким образом, общество Древности, в том числе Античное общество, проделало долгий путь для укрепления правовой и гражданской культуры. В целом, до создания в этом обществе правового государства это было очень далеко, потому что чувство справедливости в целом опиралось не столько на концепцию индивидуальной свободы и плюрализм социальных институтов, сколько на процесс, который необходимо было направлять и удерживать в руках, и необходимость в имперском Риме) администрации завоеванных народов. Вот почему расцвет чувства справедливости в древности (римское право) имел место в эпоху, когда демократическая идея уже утонула [4, с. 17].
Возрастание производительных сил, трансформация общественных и политических отношений в общественной сфере в эпоху феодализма породили абсолютно новые подходы к самому государству, а также к пониманию его роли в организации дел общественных. Главное место в них заняли проблемы юридической организации жизни государства, которая исключает развитие монополизации власти у одного человека либо властного органа, которая утверждает равенство каждого перед законом, обеспечивает индивидуальную свободу при помощи права [2, с. 65].
Позицию укрепления роли права в государстве высказывали софисты и риторы, чей род деятельности был направлен на новые социальные институты (суды и народные собрания) [4, с. 16].
Юридическое мировоззрение нового класса стремилось установить новые идеи о свободе человека через режим верховенства права как в частных, так и в общественно-политических отношениях. В эпоху начала распада феодализма идеи правовой государственности с точки зрения историзма были изложены прогрессивными мыслителями рассматриваемого периода времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Общая характеристика принципов правотворчества
Нормативная составляющая правовой системы правового государства должна соответствовать потребностям развития общества, новым целям и задачам, стоящим перед ним. Реформирование различных сфер жизнедеятельности современного общества предопределило потребность в непрерывном обновлении отечественного законодательства. Данное обстоятельство актуализирует задачу повышения качества правотворческого процесса. Важной структурной составляющей методологии правотворческой деятельности являются принципы правотворчества [39, с. 230]. Как верно отмечают Т.Н. Москалькова и В.В. Черников, принципы выступают необходимым условием эффективной нормотворческой деятельности, и только при опоре на них могут быть своевременно созданы необходимые, качественно действующие и стабильно функционирующие нормативные акты и правовые нормы [40, с. 61].
Следует подчеркнуть, что принципы не существуют сами по себе, а находятся в тесном взаимодействии и взаимодополнении. Кроме того, особое звучание принципы правотворческой деятельности обретают в условиях построения в Республике Беларусь правового государства. Именно значение прав человека на современном этапе развития белорусского общества предполагает установление позитивных правовых связей и взаимодействие между индивидами и социальными группами, между личностью и государством.
Слово «принцип» происходит от латинского и означает основу, начало, идею [41, с. 107].
Принцип можно рассматривать в следующих значениях:
- как основное направление деятельности;
- как то, что лежит в основе определенной совокупности фактов;
- как исходное положение какой-либо теории, учения и т.п. [42, с. 409].
С философской точки зрения принцип – это обобщение наиболее типичного, которое формулирует и выражает закономерность, которая является основой знания вообще или основы любой отрасли знания, в частности. В применении к практическим действиям этот принцип означает один из основных общих требований, предъявляемых к этой деятельности.
Из самого смысла понятия «принцип», или «начало», «основа», вытекает, что принципом правотворчества может быть признано не любое положение, в той или иной степени характеризующее правотворчество. Чтобы быть принципом, соответствующее положение должно определять главные, исходные, существенные моменты, из которых, в свою очередь, следуют положения более частного, конкретного характера.
Правотворчество, являясь своего рода юридической деятельностью, осуществляется на основе определенных принципов, в соответствии с которыми создаются нормы права, обеспечивающие качество и эффективность законодательства. «Формирование и установление основных принципов регулирования, правовые принципы создают основные условия и способность дать правильное направление для понимания духа и буквы закона, как в законодательстве, так и в правоприменении» [43, с. 22].
Принципы «пронзают и пропитывают» собой всю правовую жизнь общества, всю юридическую материю. Они выступают в качестве ориентира для всей правотворческой и для правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов.
Н.А. Власенко принцип правотворчества охарактеризовал как руководящее начало, требование к деятельности компетентных органов, которые осуществляют принятие, отмену либо замену нормативных правовых актов [44, с. 162].
При анализе учебной литературы становится ясно, что при анализе принципов обычно имеются в виду как собственно правотворчество, т.е. завершающий этап правообразования, формирования правовых норм (нормативных актов), так и вся процедура их создания, начиная с формирования идеи о необходимости создания новых или изменения существующих правил. Между тем очевидно, что, хотя эти два этапа единого процесса тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга, каждый из них отличается определенной спецификой [45, с. 108].
По мнению М.А. Кузнецовой принципы правотворчества являются основополагающими идеями, руководящими началами, исходными положениями деятельности, связанные с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право [46, с. 278].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью настоящего исследования являлся анализ принципов правотворчества в правовом государстве.
Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующих положениях.
1. Возникновение положения о правовом государстве связано с развитием человеческой цивилизации. В развитии идеи правового государства возможно выделить четыре этапа: идея правового государства в Древности, в эпоху феодализма, в период буржуазных революций и современные идеи правового государства.
В Древности идея правового государства связывала с собой поиски более безупречных и справедливых форм общественной жизни. Происходит оформление политических отношений.
Центральное место в эпоху феодализма занимали проблемы правовой организации государственной жизни, которая исключала бы монополизацию власти в руках одного человека или органа, которая подтверждает равенство всех перед законом, гарантирует свободу личности через право.
Период буржуазных революций характеризуется укреплением государственной власти и разделением ее на законодательную и исполнительную.
Современное правовое государство – это всегда демократическое государство. Республика Беларусь также является демократическим правовым государством.
Все это подтверждает то, что правовое государство зарождается там, где общество наделено стойкими демократическими, правовыми, политическими и культурными традициями.
2. Важнейший аспект функционирования правотворчества состоит в правотворчестве, посредством которого и строится базис самого правового государства.
На основании подходов, предложенных в юридической литературе, предлагаем определить правотворчество в виде деятельности по созданию нормативных правовых актов, т.е. по их разработке, принятию, официальному опубликованию и введению в действие.
Процедура правотворчества в правовом государстве пересматривается вместе с ее субъектами, принципами, стадиями.
3. Правотворчество базируется на комплексе принципов.
В юридической науке высказываются различные подходы к решению вопроса о том, на каких принципах основывается правотворчество. Полагаем, что данный вопрос следует решить следующим образом.
В системе принципов правотворчества выделяется две группы принципов: основные и факультативные. К основным необходимо относить принцип научности, профессионализма, законности, демократизма, гласности, открытости, оперативности. К факультативным – принцип гуманизма, планирования, разумности, непрерывности функционирования субъектов правотворчества, плюрализма в выработке наиболее подходящих проектов и др.
Разнообразие принципов правотворчества можно объяснить его трудоемким многоуровневым характером и в то же время богатством фундаментальных идей, присущих верховенству закона и современному гражданскому обществу, что, безусловно, должно быть реализовано в процесс правотворчества.
4. Принципы правотворчества являются действенным регулятором общественных отношений, возникающих в рамках правотворческого процесса только тогда, когда получают достаточное юридическое закрепление. Поэтому вполне оправданно, что в нормативных правовых актах, регламентирующих правотворческий процесс, есть специальные статьи, закрепляющие принципы организации этого процесса. Для того, чтобы принципы правотворчества стали эффективным фактором обеспечения прав человека, целесообразно их закрепление в законе о нормативных правовых актах.
В правовом государстве закрепляются новые принципы правотворчества, а именно принцип конституционности; принцип соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов; принцип приоритета общепризнанных принципов и норм международного права; принцип защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости; принцип научности; принцип системности и комплексности правового регулирования общественных отношений.
Для того, чтобы правотворчество могло соответствовать реалиям жизни общества и государства, оно должно базироваться на совокупности принципов, при этом реализация таких принципов в нашем государстве не всегда является эффективной. На сегодняшний день можно утверждать, что белорусское законодательство как следствие правотворчества является достаточно массивным, что позволяет говорить о недостаточно эффективной реализации принципов правотворчества в правовом государстве.
1 Теория государства и права / С.С. Алексеев [и др.]; под общ. ред. С.С. Алексеева – М.: Норма, 2005. – 496 с.
2 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Хропанюк. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Интерстиль, 2008. – 384 с.
3 Аристотетель. Политика. Сочинения / Аристотель. – Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – 779 с.
4 Шелистов, Ю.И. Становление правового государства в Российской Федерации / Ю.И. Шелистов. – М.: Изд-во Директмедиа Паблиинг, 2004. – 107 с.
5 Кудрявцев, В.К. Социалистическое правовое государство / В.К. Кудрявцев, Е.А. Лукашева // Коммунист. – 1998. – № 6. – № 11. – С. 15–19.
6 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
7 Четвертинин, В.А. Правовое государство / В.А. Четвертинин // Государство и право. – 1992. – № 5. – С. 7.
8 Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
9 Васильев, А.В. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Васильев. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 434 с.
10 Дробязко, С.Г. Социальное правовое государство и государство вообщ (к вопросу об определении) / С.Г. Дробязко // Вестнiк Беларус. дзярж. Ун-та. – 1996. – Сер. 3. – № 2. – С. 45–48.
11 Яковлев, В.Ф. Правовое государство. Вопросы формирования / В.Ф. Яковлев. – М.: Статут, 2012. – 488 с.
12 Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
13 Комаров, С.А. Общая теория государства и права: учебник / С.А. комаров. – 4-изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2003. – 448 с.
14 Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
15 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
16 Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с
17 Права человека: учебное пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под общ. ред. С.А. Балашенко, Е.А. Дейкало. – Минск: Юнипак, 2015. – 200 с.
18 Корельский, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – 2-е изд. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 616 с.
19 Основы конституционного права ФРГ. Перевод с немецкого / Хессе, К [и др.]; под общ. ред. К. Хоссе. – М.: Юрид. лит., 1981. – 368 с.
20 Протасов, В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы / В.Н. Протасов. – М.: Новый Юрист, 1999. – 240 с.
21 Бодак, А.Н. Правотворческий процесс в Республике Беларусь / А.Н. Бодак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 220 с.
22 Баранов, В.М. Истинность норм советского права. / В.М. Баранов. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. – 400 с.
23 Сырых, В.М. Законотворчество как вид социального проектирования / В.М. Сырых // Журнал российского права. – 1997. – № 3. – С. 61–65.
24 Коробова, А.П. Правовая политики: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.П. Коробова. – Самара, 2000. – 275 с.
25 Савин, В.И. Правотворчество субъектов Российской Федерации в условиях становления системы органов государственной власти и местного самоуправления регионов / В.И. Савин, Р.Х. Макуева. – Орел: Ридео, 1997. – 286 с.
26 Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С.С. Алексеев. – М.: Изд-во «Норма», 2001. – 230 с.
27 Пугачев, А.Н. Правотворческий процесс: учеб.-метод. комплекс для студентов юридических специальностей / А.Н. Пугачев. – Новополоцк: ПГУ, 2010. – 388 с.
28 Халфина, Р.О. Научные основы советского правотворчества / Р.О. Халфина. – М.: Акад. наук СССР, 1981. – 682 с.
29 Кузнеченкова, В.Е. Налоговый правотворческий процесс в системе юридических категорий / В.Е. Кузнеченкова // Журн. рос. права. – 2005. – № 1. – С. 103–109.
30 Бессонов, А.А. Процессуальные нормы российского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / А.А. Бессонов. – Саратов, 2001. – 30 с.
31 Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин [и др.]; под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт, 2005. – 624 с.
32 Попов, О.В. Понятие и виды правотворчества / О.В. Попов // Вестник Волжского ун-та. – 1999. – № 7. – С. 39–44.
33 Мазуренко, А.П. Правотворческая политика: понятие и соотношение со смежными юридическими категориями / А.П. Мазуренко // Государство и право. – 2010. – № 4. – С. 15–21.
34 Черданцев А. Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев. – М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 375 с.
35 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма – Инфра-М, 2012. – 547 с.
36 Иванец, Г.И. Правообразование (понятие, природа объективного и субъективного) / Г.И. Иванец // Право и политика. – 2001. – № 8. – С. 4–7.
37 Кайтаева, Х.И. Правотворчество в правовом государстве: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Х.И. Кайтаева. – М., 2006. – 178 с.
38 Борисов, А.С. К вопросу о понятии правотворчества / А.С. Борисов // Вестник государственного и муниципального управления. – 2014. – № 3. – С.30–35.
39 Магомедова, Е.А. Принципы правотворчества как фактор обеспечения прав человека / Е.А. Магомедова // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: м-лы докладов гуманитарных секций региональной университетской науч.-практ. конференции. – Калуга, 2017. – С. 230–232.
40 Москалькова, Т.Н. Нормотворчество: научно-практическое пособие / Т.Н. Москалькова, В.В. Черников. – М.: Проспект, 2011. – 448 с.
41 Михайлов, В.А. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / В.А. Михайлов // Публичное и частное право. – 2012. – № 2. – С. 107–116.
42 Лехин, И.В. Словарь иностранных языков / И.В Лехин, Ф.И. Петров. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1979. – 608 с.
43 Андриянов, В.Н. О роли и сущности принципов современного административного права / В.Н. Андриянов // Российская юстиция. – 2015. – № 2. – С. 21–24.
44 Власенко, Н. А. Теория государства и права: учебное пособие / Н.А. Власенко. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2011. – 416 с.
45 Сапун, В.А. Правообразование и правотворчество: соотношение и правовые средства оптимизации / В.А. Сапун // Правотворчество в Рос. Федерации: проблемы теории и практики: матер. науч.-практ. конференции (М., 13–16 апр. 2009 г.). – М., 2010. – С. 108.
46 Кузнецова, М.А. Неоднозначность понятия правотворчества и его принципов в российском праве / М.А. Кузнецова // Права человека в изменяющемся мире: м-лы межд. науч.-практ. конференции. – М., 2017. – С. 277–280.
47 Сиотокова, М.В. Основные принципы российского правотворчества / М.В. Сиотокова // Государство и право в XXI веке. – 2014. – № 1. – С.11–14.
48 Дробязко, С.Г. Правообразование, правотворчество, правоустановление, их субъекты и принципы / С.Г. Дробязко // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 14. / Редкол.: В. Н. Бибило (отв. ред.) и др. – Минск: БГУ, 2003. – 329 с.
49 Виноградов, Т.П. Принципы законотворческого процесса в России: понятие, значение и система / Т.П. Виноградов // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 1. – С. 58–61.
50 Спирин, М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / М.Ю. Спирин. – М., 2003. – 98 с.
51 Синюков, С.В. Механизм правотворчества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / С.В. Синюков. – Саратов, 2013. – 32 с.
52 Дербина, А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / А.В. Дербина. – Самара, 2011. – 29 с.
53 Сотникова, И.Е. Политический плюрализм и правотворчество в современном российском государстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / И.Е. Сотникова. – Казань, 2010. – 28 с.
54 Липень, С.В. Идеи правотворчества и правореализации в политико-правовой мысли России XIX - начала XX в.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / С.В. Липень. – М., 2013. – 33 с.
55 Проект закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3941&p0=2016004024/ – Дата доступа:
56 Каминская, Е.А. Муниципальное правотворчество в механизме правообразования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Е.А. Каминская. – Белгород, 2013. – 31 с.
57 Жинкин, С.А. Некоторые проблемы реализации принципов правотворчества в современной России / А.С. Жинкин, Т.М. Чернявская // Общество и право. – 2016. – № 2 (56). – С. 22–24.
58 Васильев, Р.Ф. Законодательный процесс / Р.Ф. Васильев. – М.: Юриспруденция, 2000. – 320 с.
59 Мазуренко, А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность: монография / А.П. Мазуренко. – М.: Юристъ, 2010. – 392 с.
60 Теоретические основы правотворческой деятельности [Электронный ресурс] / Минский инновационный университет. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.miu.by/rus/kaf_ggp/kaf_download/21536_136864175.pdf. – Дата доступа:
61 Короткова, О.А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: монография / О.А. Короткова. – М.: Полиграф Информ, 2010. – 140 с.
62 Жевнерович, С.А. Теоретические основы законотворческого процесса в Республике Беларусь: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / С.А. Жевнерович; Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы. – Гродно, 2001. – 18 с.
63 О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2003 г., № 359 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
64 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
65 Гранкин, И.В. Принципы правотворчества / И.В. Гранкин // Российское государствоведение. – 2017. – № 1. – С. 11–23.
66 Витушко, А.А. Сложно-структурированный монистический подход к пониманию права / А.А. Витушко // V Пермский конгресс ученых-юристов. (г. Пермь, 24-25 октября 2014 г.) / отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. – М.: Статут, 2015. – С.17
67 Карташов, В.Н. Место и роль юридических принципов в технологии правовой кодификации (правосистематизирующего правотворчества) / В.Н. Карташов // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: м-лы Межд. науч.-практ. конференции. – Н. Новгород, 2009. – С. 321–332.
68 Месилов, М.А. Право. Учебно-методический комплекс / М.А. Месилов. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2012. – 64 с.
69 Приказ директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь от 10 августа 2006 г. № 33 «Методические ркомендации по применению «пакетного» принципа подготовки и принятия (издания) проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс] / Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://center.gov.by/normotvorcheskaya-deyatel-nost/podgotovka-proektov-normativny-h-pra/metodicheskoe-rukovodstvo-podgotovko/. – Дата доступа:
70 Стукина, В.А. Правотворческий процесс: учебно-метод. комплекс / В.А. Стукина. – Минск: БГУ, 2012. – 62 с.
71 Шамаров, В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание / В.М. Шамаров // Вестник Екатеринбургского института. – 2009. – № 2. – С. 22–24.
72 Дмитриев, В.В. Понятие и система принципов правотворчества / В.В. Дмитриев // Право и демократия: cб. науч. тр. Вып. 22 / редкол.: В.Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2011. – 311 с.
73 Курис, Э.П. Теоретические проблемы определения основных направлений совершенствования советского правотворческого процесса / Э.П. Курис // Ученые записки ВНИИСЗ. – М., 1968. – Вып. 60. – С. 3–18
74 Жаўняровіч, С.А. Прынцыпы заканадаўчага працэсу / С.А. Жаўняровіч // Веснік ГрДУ. Серыя 1. – 2000. – № 2. – С. 127–136.
75 Дрейшев, Б.В. Правотворческие отношения в советском государственном управлении / Б.В. Дрейшев. – М.: Юридическая литература. – 1977. – 159 с
76 Информация о количестве правовых актов, зарегистрированных в НРПА [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/natsionalnyy-reestr/sistema-ucheta/statistika/. – Дата доступа:
77 Общественное обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» и Кодекс Республики Беларусь об образовании» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravo.by/novosti/obyavleniya/2017/ february/22827/ – Дата доступа:
78 О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты