ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ КАК РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ КАК РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
по дисциплине: «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)»
2018
251.00 BYN
ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ КАК РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа (социально-психологическая деятельность)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 85.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Бланк.
Приложение Б Протоколы.
Приложение В Бланк.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения отношений супругов как родителей в семьях, имеющих детей дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика представлений о родительстве
1.2 Взгляды мужчин и женщин на выполнение супругами родительской роли
1.3 Гендерные различия социальных представлений о воспитании
1.4 Основные направления оптимизации выполнения родительских функций супругами, имеющих детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
2 Эмпирическое изучение представлений мужчин и женщин о выполнении супругом родительской роли
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ представлений об идеальной и реальной роли партнера
2.3 Анализ представлений о выполнении воспитательных функций самим родителем и партнером
2.4 Анализ стилей воспитания отцов и матерей
Выводы по главе 2
3 Программа гармонизации отношений супругов в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста
3.1 Характеристика программы
3.2 Ход и результаты частичной апробации программы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Родительство включает в себя материнство и отцовство, но не сводится к их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны, отцовство же практически не изучено.
Современная психология ещё не определилась и в отношении родительства как интегрального психологического образования личности не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства. Если конкретно говорить о том, кто из психологов работал над психологией родительства как отдельной дисциплиной, то можно сказать, что степень её разработанности очень низка. В психологии семья изучается как система, а родительсво в свою очередь является только подсистемой.
Проблемы семьи всегда были в центре внимания социальных психологов. В психологии накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака: социально-психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, В.М. Родионов); эмоциональное отношение в семье (З.И. Файнбург); их влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич). Однако, практически не освещены в литературе вопросы влияния родительской семьи на супругов. А те сведения, которые имеются, ограничиваются в основном обсуждением теоретических проблем, вместе с тем вопросы организации и особенности применения практических методов остаются без внимания.
В последние годы, как отмечают многие социологи и демографы, в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных явлений – растёт число одиноких, увеличивается число разводов и т.д. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Все это, а также ряд разногласий относительно критериев успешности – не успешности брака, позволяет нам сделать вывод о том, что современная картина процессов, происходящих в семье, влияющих на удовлетворенность супругов браком, нуждается в более пристальном рассмотрении. Поэтому любое исследование (в том числе, и наше), касающееся современного института семьи и брака, в том числе и исследование представлений мужчин и женщин о семье и о родительстве является актуальным, т.к полученные знания могут обогащать как фундаментальные теоретические представления ученого, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации межличностных отношений в семье.
Наиболее известны такие отечественные психологи, работавшие в сфере изучения семьи и родительства, среди них: Р.В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, А. Спиваковская, А.А. Бодалёв, В.В. Столин, И.Ю. Хамитова и др.
Цель исследования – теоретически и эмпирически обосновать программу гармонизации отношений супругов как родителей в семьях с детьми дошкольного возраста.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты изучения представлений мужчин и женщин о семье и родительстве;
– выявить особенности представлений мужчин о выполнении супругой родительской роли;
– выявить особенности представлений женщин о выполнении супругом родительской роли;
– сравнить представления мужчин и женщин об идеальном родителе;
- разработать и частично апробировать программу гармонизации отношений родителей;
Объект исследования – взаимодействие родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – организация психологической поддержки супругов, воспитывающих детей дошкольного возраста.
1 Теоретические аспекты изучения отношений супругов как родителей в семьях, имеющих детей дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика представлений о родительстве
В настоящее время исследователи, работая в рамках психологии детства, подчеркивают необходимость детального изучения сущности феномена родительства. Р.В. Овчарова, разделяя взгляды зарубежных и отечественных психологов, разработала теоретические основы формирования родительства, описав систему феномена родительства и факторы, определяющие формирование родительства.
Феномен родительства, по мнению Р.В. Овчаровой, системно детерминирован, то есть представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать на двух уровнях: и как сложную комплексную структуру индивида, и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства. Феномен родительства одновременно предстает в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации. Анализ и описание родительства охватывают все планы презентации феномена. Прежде всего, это план индивидуально-личностных особенностей женщины либо мужчины, влияющих на родительство. Следующий план охватывает обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств и т.д., то есть анализируется родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвертый план раскрывает родительство по отношению к системе общества.
Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень-уровень общества, мезоуровень-уровень родительской семьи, микроуровень-уровень собственной семьи и уровень конкретной личности. Феномен родительства – явление динамическое, включающее процесс становления и развития. Как надындивидуальное целое, родительство включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни и самого ребенка.
Представление о родительстве – это некий образ явления родительства, возникающий в воображении человека на основе имеющегося у него опыта (прежде всего в родительской семье). Это представление, воспроизведение образа является не таким ярким и детализированным, как восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщённое и схематизированное. По своей сути представление о родительстве – это всего лишь образ, так как явления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь его представляемое содержание.
В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства). Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределении ответственности, обязанностей, то есть в целом о родительстве. До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, во время бесед друг с другом, построения будущего, мечтая и планируя. С появлением ребенка согласование представлений получает «второе рождение», когда теория начинает реализовываться на практике.
По определению Р.В. Овчаровой, родительство – это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений, и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплиментарности динамических проявлений родительства. Р.В. Овчарова предполагает, что в развитой форме родительство включает:
– ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
– родительские установки и ожидания;
– родительское отношение;
– родительские чувства;
– родительские позиции;
– родительскую ответственность;
– стиль семейного воспитания.
Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.
2 Эмпирическое изучение представлений мужчин и женщин о выполнении супругом родительской роли
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Ясли сад № 32 г. Пинска». В исследовании приняли участие 20 семейных пар, воспитывающих детей от 4 до 5 лет.
Цель исследования: гармонизация отношений супругов как родителей.
Задачи исследования:
1. Изучить представление об идеальном родителе по методике Р.Г. Овчаровой;
2. Изучить поведение родителей при выполнении воспитательных функций;
3. Определить стили воспитания отцов и матерей.
Для достижения поставленной цели исследования были использованы методики: методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе», методика «Незаконченные предложения» для изучения поведения родителей при воспитании детей, а также методика Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис «Анализ семейных отношений».
Методика «Представление об идеальном родителе» разработана и опубликована Р.Г. Овчаровой [Овчарова Р. Г., 2003] на основе контент-анализа родительских сочинений. Она представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства. Методика состоит из оценивания 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3). Структура методики описана следующим образом: при отборе качеств автор использовала данные контент-анализа родительских сочинений (по методике О.А. Карабановой).
1. Все заложенные в методику качества можно дифференцировать по трем типам: когнитивному, эмоциональному, поведенческому; на каждый тип приходится по 16 пар качеств.
2. При составлении методики все качества внутри типа подбирались по следующим антиномиям:
• положительное – отрицательное (например: робкий – смелый; сильный – слабый);
• должное – необязательное (например: должен быть справедливым – может быть несправедливым; должен все знать – может чего-то не знать);
• теплое – холодное (например: доверяющий детям – не доверяющий детям; сотрудничающий с детьми – соперничающий с детьми);
• предлагаемое – отвергаемое (например: бескорыстный – расчетливый; альтруист – эгоист);
• достижимое – неосуществимое (например: всегда терпелив – не всегда терпелив; всегда понимает – не всегда понимает);
• простое – сложное (например: решающий за детей – не решающий за детей; компетентный – некомпетентный).
3. Методика изложена в логике ее создания; номера вопросов в таблице приведены в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Автор считает, что таблицей вопросов можно пользоваться в таком виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, например, им трудно угадать социально желаемые ответы.
4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются более предпочтительными, чем те, которые расположены слева.
Интерпретация результатов методики
Автор предлагает при обработке данных методики опираться в большей степени на качественный анализ, нежели на количественную обработку.
Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту:
• когнитивный – первые 18 пар;
• эмоциональный – вторые 18 пар (с 19-й по 36-ю);
• поведенческий – последние 18 пар (с 37-й по 54-ю).
В итоге получаем когнитивный, эмоциональный и поведенческий показатели представлений об идеальном родителе.
Методика «Незаконченные предложения» направлена на изучение поведения родителей при воспитании детей, а также изучения представления о взглядах одного из родителей на воспитание другим родителем, она представляет собой незаконченные предложения, которые нужно продолжить.
В самом строгом значении термин «семья» относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т. д., которые все вместе взаимодействуют как отдельная социальная единица.
3 Программа гармонизации отношений супругов в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста «Лучшие родители для своих детей»
Обоснование программы. Если спросить родителей, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях, большинство из них назовут честность, доброту, ум, здоровье, уважение к людям и другие положительные качества. Все родители хотят, чтобы их дети успешно окончили школу, овладели хорошей профессией, создали счастливую семью, не забывали своих родителей, хотят гордиться своими детьми.
Многие родители вообще не придают процессу воспитания детей большого значения и не торопятся этим заниматься. Им кажется, что это не такое уж сложное дело. Поэтому не удивительно, что основная масса родителей просто не осознает того факта, что большинство неприятностей, которые случаются с их детьми, являются следствием неправильного воспитания в семье. В случившемся такие родители склонны винить самих детей. В настоящее время психологи и педагоги сходятся во мнении, что воспитание детей является самой сложной работой на свете. От того, как эта работа исполняется в семье, зависит очень многое в жизни как самих детей, так и их родителей. Отсюда понятно, что справиться с работой по воспитанию детей родители смогут только тогда, когда овладеют научными основами этой деятельности. Вот только нигде и никто их этому по-настоящему не учит.
А ведь влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитание и развитие детей, сколько может сделать семья. Следовательно, от социального климата в семье, детско-родительских отношений в наибольшей степени зависит успешность процессов развития, социализации и психического здоровья ребенка.
Таким образом, семьи, которые не справляются с основными своими функциями по содержанию и воспитанию детей нуждаются в социальной, психологической, педагогической и иной помощи.
Помощь каждой такой семье заключается, прежде всего, в профилактических мерах, направленных на поддержание внутрисемейной стабильности, ее социальное развитие и поддержку как семьи в целом, так и ее отдельных членов. Для полноценного функционирования семьи родителям необходимо помочь овладеть навыками, которые способствуют развитию позитивных детско-родительских отношений, повышению их воспитательно-образовательного потенциала, социальной компетенции. Использование специалистами традиционных и инновационных форм и методов работы с семьей помогут восстановить и укрепить семейные связи, сформировать модель позитивных семейных отношений, разрешить внутрисемейные проблемы.
Целесообразность разработки программы «Лучший родитель» определила концепция исключительной роли семьи в решении задач воспитания и содержания детей дошкольного возраста. В работе с семьей необходимо максимизировать ее положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на воспитание и развитие ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение для конструктивного взаимодействия в системе родитель-ребенок.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития личностной активности каждого члена семьи, для совершенствования культуры родительства, гармонизации внутрисемейных отношений.
Целевая группа: семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые воспитывают детей дошкольного возраста.
Срок реализации программы: 2 месяца.
Задачи программы:
1. Гармонизация отношений супругов, воспитывающих детей дошкольного возраста.
2. Сформировать представления о семье и семейных ценностях.
3. Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Формы и методы работы:
- консультации;
- тематические групповые занятия;
- открытые занятия для родителей;
- совместные занятия по интересам;
- личные беседы;
- игровые методы;
- индивидуальные консультирования родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства, и является основой личности, которую передают родители в будущем в руки учителя. Поэтому, для будущих преподавателей является важным уловить те моменты, те особенности воспитания, которые раскроют современные взгляды родителей на воспитание детей.
Исследование ставило целью выявление современных взглядов родителей на воспитание детей. Нам было интересно узнать, какую роль родители отводят семье в воспитании ребенка, на каких принципах основано их воспитание, каким опытом они могли бы поделиться.
В условиях социально-экономических, политических, социокультурных перемен современная семья претерпевает значительные изменения: усложняются отношения внутри семьи, распространяются различные стили и формы семейного функционирования. В этих условиях решение актуальных проблем современного общества требует исследования не только характера изменений родительско - детских отношений, но и непосредственно специфики современного родительства как уникального механизма воспроизводства будущих поколений.
Вариативность современного родительства ставит нынешнее и будущие поколения родителей перед сложнейшей ситуацией вынужденных интерпретаций новых образцов, стилей, моделей поведения. Ситуация осложняется тем, что в современных условиях социальная политика направлена на коррекцию негативных явлений, а не на устранение причин их возникновения.
Дальнейшая разработка и реализация государственной социальной политики предполагает выявление основных тенденций развития родительства, их перспективности, актуальности, определения системы мер помощи гражданам в реализации таких моделей родительства, которые были бы связаны с эффективной социализацией детей.
Такие феномены, как отцовство и материнство, несмотря на наличие повышенного интереса к данным проблемам, по-прежнему остаются окутанными массой мифов и стереотипов. Ряд серьезных научных исследований по данным проблемам лишь начинают появляться, в тоже время СМИ, педагоги и практические психологи не перестают констатировать наличие недостатка родительской компетентности среди отцов и даже матерей, наличие у молодого поколения неспособности и немотивированности к заботе о своих детях. На формирование у молодых людей, как мужчин, так и женщин, представлений об отцовстве и материнстве, то есть понятий, идей и взглядов относительно своей будущей отцовской или материнской роли, стиля воспитания, выполнения родительских функций, влияет множество факторов: тип семьи, характерный для данного общества, религия, экономические условия (уровень дохода, экономическая стабильность), социальные стереотипы маскулинности и феминности, отцовства и материнства, отношения мужчины или женщины с собственной семьей и т.д.
Согласно ряду проведенных эмпирических исследований, идеалы отца и матери включают в себя положительные черты, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и матери становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. Некоторые исследователи предполагают, что в настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей. При этом большинство исследователей считают, что ребенку для успешной социализации необходимы два родителя при доминирующей роли матери. Важной проблемой эмпирических исследований по данной теме является именно, процесс выявления гендерных особенностей представлений об отцовстве и материнстве у современного молодого поколения.
1 Авдеева, Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве// Дошкольное воспитание. - 2005. - №3.
2 Авдеева, Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5.
3 Алешина, Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.
4 Андреева, Т.В. Социальная психология семейных отношений. СПб., 1998.
5 Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб, 2001.
6 Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства//Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1998.
7 Леви В.Л. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок. М., 2002.
8 Марновская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.
9 Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 2000.
10 Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М., 1996.
11 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002.
12 Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве// Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. - С. 89-100.
13 Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. - СПб.: Лань, 2008. - 392 с.
14 Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2007. - 301 с.
15 Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб: Лань, 2001. - 234 с.
16 Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 164 с.
17 Леви В.Л. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок. М.: Академия, 2002. - 156 с.
18 Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 616 с.
19 Столяренко Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 444 с.
20 Сухов А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 240с.
21 Сущенко С.А. Социальная психология / С.А. Сущенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 345с.
22 Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.: АСТ, 2006. - 209 с.
23 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2004
24 Берн Шон. Гендерная психология. СПб.2002
25 Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на-Дону. 2004
26 Зидер Р. Социальная история семьи // Основы гендерных исследований. Хрестоматия / Ответ.ред. О.А. Воронина. М.2001
27 Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб. 1998
28 Кон И.С. Заметки по этнографии родителей // Семья и школа. 1988. №2.
29 Кон И.С. Меняющиеся мужчины в меняющемся мире // Гендерный калейдоскоп. М.2002
30 Минюрова С.А., Кустова О.А. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах // Журнал практического психолога. 1997.№5
31 М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 199 с. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. стр 124
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 85.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Бланк.
Приложение Б Протоколы.
Приложение В Бланк.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты