Трудовой стаж как институт права социального обеспечения
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Диплом
на тему: «Трудовой стаж как институт права социального обеспечения»
по дисциплине: «Социальное обеспечение»
2018
251.00 BYN
Трудовой стаж как институт права социального обеспечения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальное обеспечение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЯ Сведения о работе.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие трудового стажа, его значение
1.2. Виды трудового стажа в Республике Беларусь
2. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ИСЧИСЛЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА
2.1. Порядок установления трудового стажа
2.2. Порядок исчисления трудового стажа
3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА
3.1. Проблемы исчисления трудового стажа
3.2. Пути совершенствования исчисления трудового стажа в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь – это социальное государство, политика которого направлена, в частности, на создание таких условий, которые будут обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие каждого. Конституция Республики Беларусь в ст. 47 гласит, что «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом» [1].
Одной из причин некоторых видов социального обеспечения является стаж работы определенной продолжительности как юридического факта – основания для возникновения правовых отношений для социального обеспечения. Термин «стаж работы» широко используется в нормах трудового права и законодательства о социальном обеспечении и поэтому носит межсекторальный характер. Поскольку законодательство в области трудового права и социального обеспечения является генетически связанными отраслями белорусского права, а социальные отношения, связанные с трудом, как правило, предшествуют правовым отношениям, связанным с социальным обеспечением, важно объединить опыт учреждения в этой области поперечного сечения.
В юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что институт трудового стажа является самым важным междисциплинарным институтом, нормы которого влияют на получение различных материальных благ, но, прежде всего, на обеспечение пенсий, а также его размер. Одним из наиболее важных юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение большинства правовых отношений в сфере пенсий, является стаж работы.
В настоящее время в связи с проводимой в стране реформой содержание и понятие трудового стажа меняется, основное значение в будущем будет иметь страховой стаж работы. Трудовой стаж применим при преобразовании (конвертации) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
Актуальность темы дипломного исследования состоит в том, что каждый из нас придет к тому, что ему будет назначена пенсия. Трудовой стаж в данном случае влияет на назначение пенсии, а также от его правильного подсчета напрямую зависит размер пенсии. Конституция Республики Беларусь каждому гарантирует социальное обеспечение, которое выражается, в частности, в виде наличия трудового стажа.
Объект исследования дипломной работы – общественные отношения, возникающие в сфере установления и исчисления трудового стажа.
Предмет исследования – нормы права Республики Беларусь, регламентирующие порядок и основы установления и исчисления трудового стажа.
Целью дипломного исследования является систематизация и углубление теоретических и практических знаний при исследовании вопросов установления и исчисления трудового стажа в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и значение трудового стажа;
- рассмотреть виды трудового стажа в Республике Беларусь;
- охарактеризовать порядок установления трудового стажа;
- исследовать порядок исчисления трудового стажа;
- выявить проблемы исчисления трудового стажа;
- предложить пути совершенствования исчисления трудового стажа.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие трудового стажа, его значение
Стаж как важный компонент фактического состава, связанный с появлением правовых отношений в области социального обеспечения, прочно занял свое место в ряде юридически значимых обстоятельств. При наличии определенной продолжительности стажа не только возникает право на различные виды социального обеспечения (деньги и натурой), но и исчисление размера денежных выплат. Тенденции в разработке законодательства о социальном обеспечении показывают, что роль стажа остается значительной и будет продолжать влиять на уровень социальной защиты граждан. За последние десятилетия стаж как юридическая концепция не остается неизменным, но демонстрирует новые грани проявления его сущности [9, с. 101].
Лексически термин «стаж» относится к продолжительности деятельности в любой области. Стаж является юридическим фактом: в трудовом законодательстве необходимо определить право на отпуск, получение гарантий и компенсаций, а в законе социального обеспечения – условие предоставления определенных видов обеспечения и влияет на их размер [12, с. 67].
В праве социального обеспечения трудовой стаж рассматривается как «продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности, а также некоторых периодов времени, с которыми связаны правомочия граждан в области социального обеспечения» [14, с. 2].
С. В. Люминарская указывает, что в последнее время институт стажа рассматривается как две разные категории – трудовой стаж и страховой стаж. Однако трудовой стаж – это родовое понятие по отношению к страховому стажу, а страховой стаж представляет собой разновидность трудового стажа [16, с. 67].
Термин «стаж» широко употребляется в международных правовых актах. В частности, он встречается во многих конвенциях МОТ. Это, в частности, Конвенция МОТ № 25 «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве», Конвенция МОТ № 36 «Об обязательном страховании по старости работников в сельском хозяйстве», Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», Конвенция МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках» и др. Однако во всех таких конвенциях не содержится понятие «стаж».
Интерпретация содержания этой концепции в ее международно-правовой значимости, как правило, не отличается, поскольку указаны основные черты этой концепции. Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных стандартах социального обеспечения» 1952 года термин «стаж работы» означает либо период, в течение которого были выплачены взносы, либо опыт работы, либо продолжительность проживания в данной стране, либо некоторые сочетание этих условий [17].
Приведенное выше положение показывает, что в международно-правовых актах используется довольно длительная интерпретация понятия продолжительности службы. Он включает понимание опыта в его традиционном общем смысле – как продолжительности работы, так и других видов деятельности и в особом смысле, что связано с периодом выплаты взносов и его продолжительностью. В то же время необходимо указать, что выплата взносов распределяется как конкретный критерий, характеризующий концепцию продолжительности службы. Различные типы опыта могут включать этот критерий, или он может отсутствовать. Исходя из этого, конвенции МОТ используют термины «периоды страхования»; «Периоды занятости»; «Периоды профессиональной деятельности»; «Периоды уплаты членских взносов»; «Периоды, в течение которых членские взносы не выплачивались» [18; 19].
2. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ИСЧИСЛЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА
2.1. Порядок установления трудового стажа
Стаж является тем юридическим фактом, который требует специального установления. Установление стажа – это особая процедура, заключающаяся в исчислении его по определенным, предусмотренным в законодательстве правилам. Допустимость доказательств зависит от вида стажа, исчисляемого для назначения пенсии.
Как любой другой юридический факт, трудовой стаж необходимо доказать. Так, в качестве доказательств рассматриваются документы и свидетельские показания [41, с. 413]. Однако, подтверждая продолжительность работы и другие общественно полезные действия, граждане могут столкнуться с рядом актуальных проблем в современный период.
Прежде всего, следует сказать, что подтверждение срока службы документами является основным способом определения продолжительности обслуживания. В этом порядке все виды опыта работы могут быть без исключения подтверждены. Следует отметить, что документальные источники очень ненадежны, и зачастую их потеря или непригодность могут привести к невозможности подтвердить определенный период деятельности гражданина. Основную роль в установлении стажа играет трудовая книжка (Приложение А, Б, В). И поэтому, неофициально, правила подтверждения стажа по времени подразделяются на два периода – до введения трудовых книжек и после их введения [42, с. 325].
До момента введения трудовых книжек, стаж можно было подтвердить с помощью послужных списков, трудовых списков, а также других документов, выдаваемых с места работы. Однако, в современный период, процесс подтверждения стажа с использованием этих документов является проблематичными, потому что со временем большинство документов теряются либо приобретают такой вид, который не может способствовать подтверждению стажа [43, с. 70].
В Положении о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777 (далее – Положения № 777) установлено, что на сегодняшний день в Беларуси основной документ, который подтверждает периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, это трудовая книжка [44, п. 8].
Трудовая книжка – обязательный кадровый документ и является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. История трудовой книжки насчитывает более 80 лет.
Трудовая книжка как основной документ в сфере профессиональной деятельности повышает у ее владельца чувство ответственности за работу, способствует укреплению дисциплины, значительно облегчает задачу правильного подбора кадров, позволяет существенно упорядочить работу органов социального обеспечения по назначению пенсий [45, с. 89].
Итак, трудовой стаж как правовая категория неразрывно связан с таким документом, как трудовая книжка, на основе которой можно подтвердить и квалифицировать (профессию, должность) и опыт работы в определенных областях деятельности и продолжительность службы ( страхование, специальная, общая, гражданская служба, стаж / профессия) и типы стимулов (вознаграждений, сертификатов и т. д.), которые имеют важное значение для определения права на льготы (меры социальной поддержки) в области социального обеспечения [46, с. 6].
3. ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА
3.1. Проблемы исчисления трудового стажа
В сфере исчисления трудового стажа работника имеется немало проблем, связанных, в частности, с ситуацией, когда фактический заработок работника оказался ниже минимальной заработной платы. В таком случае подобный период работы исчисляется с применением поправочного коэффициента, который рассчитывается посредством деления среднемесячного фактического заработка лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов [32, ч. 1 ст. 51].
Приведем пример. Соколова работала на заводе по трудовому договору с 1.07.2015 г. по 31.12.2015 г. За этот период уплачены страховые взносы из заработка 840 000 руб. Минимальная заработная плата в данный период составляла 250 000 руб. Среднемесячный фактический заработок определяем путем деления суммы заработка на количество календарных месяцев, т. е. 840 000 ÷ 6 = 140 000 руб. Поскольку это ниже минимальной заработной платы, то рассчитываем поправочный коэффициент. Для этого 140 000 руб. делим на 250 000 руб. и получаем 0,560. Затем количество месяцев работы умножаем на поправочный коэффициент (6 мес. × 0,560 = 3 мес. 11 дн.), т. е. в стаж работы для назначения пенсии будет зачтено не 6 месяцев, а 3 месяца 11 дней.
Принципиальное значение для правоприменительной практики имеет вопрос об исчислении стажа работы, если совпадает несколько периодов. Например, в период обучения на дневном отделении в высшем учебном заведении студентка работала гардеробщицей в театре. Согласно п. 48 Положения № 777 периоды, указанные в ч. 2 ст. 51 Закона «О пенсионном обеспечении», учитываются при исчислении стажа для назначения пенсии при условии, что они не совпадают с периодом работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда [32]. Следовательно, в нашем примере в стаж работы будет зачтена только работа в качестве гардеробщицы.
Ч. 4 ст. 51 Закона «О пенсионном обеспечении» предусматривает, что работа и иные периоды, указанные в этой статье после достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту либо пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал пенсию за эти периоды. Такое решение нельзя считать юридически безупречным, ибо это противоречит ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, предусматривающего, что в стаж работы засчитывается период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании [32].
На сегодняшний день также остается актуальным вопрос о включении в стаж работы некоторых периодов трудовой деятельности при наличии дополнительных условий. Так, в соответствии со ст. 403 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З время отбывания наказания в виде исправительных работ может быть включено в общий трудовой стаж по ходатайству лица, которое отбывает данный вид наказания, заявленного в районный или (городской) суд по месту жительства этого лица. Причем ходатайство о включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж может быть заявлено только в течение года после их отбытия [53]. Понятие «общий трудовой стаж» в данном случае эквивалентно понятию «стаж работы», применяемого для исчисления стажа для назначения пенсий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Понятие трудового стажа в законодательстве Республики Беларусь четко не закреплено, однако повсеместно используется. Ввиду этого, по нашему мнению, законодателю следует разработать дефиницию данного понятия и включить ее в законодательство, в частности, Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Мы полагаем, что наиболее верным является следующее определение понятия «трудовой стаж»: это исчисленная в установленном порядке продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий.
Белорусское законодательство характеризует трудовой стаж в двух аспектах: в количественном и качественном. Количественный аспект отражает общую продолжительность трудовой деятельности, а качественный – характеризует также характер такой трудовой деятельности.
Значение трудового стажа состоит, главным образом, в том, что посредством него определяется размер пенсионного обеспечения каждого работника. Именно трудовой стаж является главным критерием при начислении пенсии в Республике Беларусь.
2. Трудовой стаж может быть классифицирован на различные виды. Наиболее общим является их деление на общий стаж (полный или неполный), специальный стаж (за выслугу лет), а с 1 сентября 2009 г. именуемый как профессиональный стаж работы, а также страховой стаж (при социальных пенсиях).
3. Трудовой стаж как любой юридический факт должен быть установлен (подтвержден).
Трудовая книжка – это основной документ, который позволяет установить трудовой стаж конкретного работника. В ней указаны все периоды деятельности работника, которые впоследствии имеют важное значение при установлении трудового стажа.
Помимо трудовой книжки, трудовой стаж может быть подтвержден и иными документами (справки, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и др.).
Наряду с документальными свидетельствами о продолжительности службы, это также может быть установлено свидетельскими показаниями. Продолжительность службы может быть подтверждена показаниями двух или более лиц в случае утраты трудовых документов в связи со стихийными бедствиями, если они не могут быть восстановлены.
4. При этом документы по подтверждению трудового стажа имеют юридическую силу, если они выданы той организацией, которая правомочна подтвердить соответствующий период деятельности.
Стаж работы до 1 января 2003 г. подтверждается документами, которые выдаются нанимателем, архивными учреждениями, другими организациями, которые наделены такими сведениями, а после 1 января 2003 г. – данными индивидуального (персонифицированного) учета государственного социального страхования.
5. Исчисление трудового стажа является важнейшим условием для правильного назначения пенсии. При этом белорусское законодательство предусматривает два варианта его исчисления: общий и специальный порядок.
Общий порядок исчисления трудового стажа предусматривает включение в него любой работы по трудовому договору, гражданско-правовому договору, а также любой иной работы, которая предусматривает государственное социальное страхование работника.
Специальный порядок исчисления трудового стажа пред
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2 Бабков, Д. И. Непрерывный трудовой стаж как рудимент трудового законодательства / Д. И. Бабков // Вопросы российского и международного права. – 2017. – № 4а. – С. 216–223.
3 Бенькович, К. С. Юридические факты в механизме правового регулирования / К. С. Бенькович // Новый университет. – 2011. – № 2. – С. 51−54.
4 Бодерскова, Н. Н. Трудовой стаж рабочих и служащих / Н. Н. Бодерскова. – М. : РИОР, 1975. – 113 с.
5 Васильев, А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права / А. М. Васильев. – М., 1976. – 211 с.
6 Гущин, И. В. Право социального обеспечения : учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч. 1: Общая часть / И. В. Гущин. – Гродно : ГрГУ, 2011. – 418 с.
7 Долова, А. З. Юридические факты в трудовом праве : дис. … на соискание ученой степени д-ра юрид. наук : 12.00.05 / А. З. Долова. – М., 2009. – 381 с.
8 Мелешко, Х. Т. Стаж, его виды и значение / Х. Т. Мелешко // София. – 2017. – № 1. – С. 67–71.
9 Миронова, Т. К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательства о социальном обеспечении / Т. К. Миронова // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 7. – С. 101–106.
10 Рамульт, Н. А. Трудовой стаж как юридический факт возникновения пенсионных правоотношений / Н. А. Рамульт / Социально-экономические и финансовые механизмы обеспечения инновационного развития экономики : тез. докл. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, Республика Беларусь, 2-3 окт. 2014 г.). : ред.: М. Л. Зеленкевич [и др.]. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2014. – 192.
11 Савина, И.В. Страховой стаж – на смену трудовому [Электронный ресурс] / Отдел кадров. – Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/30055/sid/1644b6150ef641c781c24c4d6d34f6e7. – Дата доступа:
12 Токарева, Е. А. Вопросы использования термина «стаж» в трудовом праве и праве социального обеспечения / Е. А. Токарева // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2015. – № 4. – С. 67–70.
13 Чупрова, Е. В. Трудовой стаж и его значение в социальном обеспечении граждан : учебное пособие / Е. В. Чупрова. – М. : Академия Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2014. – 96 с.
14 Шайхатдинов, В. Ш. Законодательство о социальном обеспечении : учебное пособие / В. Ш. Шайхатдинов. – Екатеринбург : Уральский государственный юридический университет, 2016. – 402 с.
15 Шишко, Г. Б. Подтверждение трудового стажа, дающего право на пенсию / Г. Б. Шишко // Актуальные проблемы гражданского права. – 2017. – № 2 (10). – С. 258–271.
16 Десятилетие нового Трудового кодекса России : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 17 февраля 2012 г. / Ижевский гос. технич. Университет им. М. Т. Калашникова ; редкол.: Н. А. Боиева (гл. ред.) [и др.]. – Ижевск : ИГТУ, 2012. – 314 с.
17 Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [Электронный ресурс] / Международная организация труда. – Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c102_ru.pdf. – Дата доступа:
18 Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» [Электронный ресурс] / Международная организация труда. – Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c157_ru.htm. – Дата доступа:
19 Конвенция МОТ № 48 «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» [Электронный ресурс] / Международная организация труда. – Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c048_ru.htm. – Дата доступа:
20 Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» [Электронный ресурс] / Международная организация труда. – Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c118_ru.htm. – Дата доступа:
21 Нашиц, А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / А. Нашиц, А. А. Керимов. – М., 1974. – 112 с.
22 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/52c5367ae1f81fcb6bb0f2cc38a584a9d8ac6755/. – Дата доступа:
23 Советское право социального обеспечения / Е. Н. Доброхотова, М. В. Филипова, М. А. Янтураева. – СПб. : Изд-во С-Петербургского университета, 1992. – 144 с.
24 О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении : Закон Респ. Беларусь, 9 нояб. 1999 г., № 320-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – 2/95.
25 Андреев, В. С. Право социального обеспечения в СССР : учебник / В. С. Андреев. – М. : Юрид. лит., 1987. – 352 с.
26 Кикоть, Г. В. Юридичні факти в системі правовідносин : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / Г. В. Кикоть ; Національна академія наук України, Інститут держави і права ім. В. М. Корецького. – К., 2006. – 19 с.
27 Кутюхин, И. В. Юридические факты в механизме уголовно-процессуального регулирования : дис. … на соискание ученой степени канд. юрид. наук : 12.00.09 / И. В. Кутюхин. – Владивосток, 2004. – 183 с.
28 Никиташина, Н. А. Юридические предположения в механизме правового регулирования: правовые презумпции и фикции : дис. … на соискание ученой степени канд. юрид. наук : 12.00.01 / Н. А. Никиташина. – Абакан, 2004. – 185 с.
29 Воронин, А. Е. Юридические факты-события в российском праве: общетеоретический анализ : дис. … на соискание ученой степени канд. юрид. наук : 12.00.01 / А. Е. Воронин. – Владимир, 2008. – 191 с.
30 Ярков, В. В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права : дис. … на соискание ученой степени д-ра юрид. наук : 12.00.15 / В. В. Ярков. – Екатеринбург, 1992. − 523 с.
31 Гревцов, Ю. И. Проблемы теории правового отношения / Ю. И. Гревцов. – Л. : ЛГУ, 1981. – 59 с.
32 О пенсионном обеспечении : Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2018. – № 97-З. – 2/2535.
33 Трудовой кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г. : в Кодекс с 13 ноября 2017 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : НЦПИ РБ, 2017. – 272 с.
34 О профессиональном пенсионном страховании : Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 322-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2017. – № 14-З. – 2/2452.
35 О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 24 июн. 1999 г., № 6 : в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 27.06.2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
36 Об исчислении стажа работы по специальности (в отрасли) преподавательского состава, работающего в вузах, основанных на частной форме собственности [Электронный ресурс] : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 26 марта 2003 г., № П-76/2003 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
37 Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли) : постановление Министерства труда Респ. Беларусь, 12 янв. 2000 г., № 4 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
38 О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000 г. № 4 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 4 окт. 2004 г., № 109 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
39 О Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и плане первоочередных мер по реализации ее основных положений [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 апр. 1997 г., № 349 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
40 Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования : Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г., № 230-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 43-З. – 2/1595.
41 Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России : учебник / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. – 2-е изд., испр. и перераб. – М. : Издательство БЕК, 2002. – 560 с.
42 Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. – М. : Издательство Юрайт, ИД Юрйт, 2013. – 575 с
43 Лайпанова, А. А. О проблемах подтверждения трудового стажа / А. А. Лайпанова // Экономика, социология и право. – 2015. – № 12-2. – С. 69–71.
44 Об утверждении Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 дек. 1992 г., № 777 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
45 Рябчун, А. П. Трудовая книжка – социальная безопасность трудовых отношений / А. П. Рябчун // Чрезвычайные ситуации : промышленная и экологическая безопасность. – 2016. – № 4 (28). – С. 89–93.
46 Фильчакова, С. Ю. В ожидании реформы... что будет с трудовой книжкой и трудовым стажем? / С. Ю. Фильчакова // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. – № 10. – С. 4–10.
47 Гусов, К. Н. Право социального обеспечения : учебник / К. Н. Гусов. – М. : ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001. – 328 с.
48 Ершов, В. А. Право социального обеспечения / В. А. Ершов, И. А. Толмачев. – М. : ГроссМедиа, 2009. – 312 с.
49 О совершенствовании пенсионного обеспечения : Закон Респ. Беларусь, 11 апр. 2016 г., № 137 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2017. – № 233. – 1/17139.
50 Право социального обеспечения : учеб. пособие / Г. А. Василевич [и др.] ; под ред. Х. Т. Мелешко. ‒ Минск : Амалфея, 2013. ‒ 542 с.
51 Гуцко, П. А. Правоотношения по установлению профессионального стажа / П. А. Гуцко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 2 (3). – С. 73–80.
52 Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 окт. 2008 г., № 1488 : в ред. Постановления Совета Министров Рес. Беларусь от 24.09.2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
53 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 18 июля 2017 г. – Минск : Академия МВД, 2017. – 343 с.
54 О порядке исчисления стажа работы отдельной категории работников, занятых на подземных работах [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 окт. 2010 г., № 1568 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЯ Сведения о работе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты