Унификация гражданского и хозяйственного права
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Унификация гражданского и хозяйственного права»
по дисциплине: «Гражданский процесс»
2018
251.00 BYN
Унификация гражданского и хозяйственного права
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Гражданский процесс
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ УНИФИКАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
1.1 Гражданское процессуальное право и хозяйственное процессуальное право как отрасли права
1.2 Опыт некоторых стран участниц Содружества Независимых Государств в контексте унификации цивилистического процесса
ГЛАВА 2 УНИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
2.1 Общие положения об унификации хозяйственного и гражданского процессуального права
2.2 Отдельные вопросы унификации хозяйственного и гражданского процессуального права
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ УНИФИКАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Унификация права представляет собой процесс выработки законодателем однообразных, однородных норм законодательства в различных государствах путем заключения международных договоров. В каждом международном договоре провозглашаются обязанности государств-участников, связанные с приведением своего национального права в соответствие с нормами подписанного договора. Основная отличительная черта унификации права состоит в том, что она совершается одновременно на двух различных уровнях в международном праве (посредством заключения международного договора) и в национальном праве (посредством имплементации норм заключенного договора во внутригосударственную правовую систему). Таким образом, унификацию права можно рассматривать в качестве сотрудничества различных государств, направленного на выработку международного механизма правового регулирования отношений в сфере общих интересов государств.
На данный момент довольно-таки остро стоит вопрос унификации внутреннего законодательства государств. Очевидно, что приведение воедино гражданского процессуального и хозяйственного процессуального кодексов, хотя и является довольно-таки спорным вопросом, тем не менее, как сам законодатель, так и ученые-процессуалисты приходят к данной теме снова и снова.
Вопрос необходимости унификации данных отраслей права, а также законодательства государств, а также приведения их к единому кодексу, как акта, регулирующего гражданский и хозяйственный процесс – тема, наиболее четко определяющая актуальность дипломной работы.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с унификацией гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с унификацией гражданского процессуального и хозяйственного процуессуального законодательства.
Цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, а также внести предложения по совершенствованию законодательства, связанные с унификацией гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства.
Цель определяет задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
определить гражданское процессуальное право и хозяйственное процессуальное право как отрасли права;
рассмотреть опыт некоторых стран участниц Содружества независимых государств в контексте унификации цивилистического процесса;
проанализировать общие положения об унификации хозяйственного и гражданского процессуального права;
рассмотреть отдельные вопросы унификации хозяйственного и гражданского процессуального права;
определить перспективы унификации гражданского и хозяйственного процессуального права .
К методам, используемым в работе, следует отнести:
методы анализа и синтеза;
методы индукции и дедукции;
формально-юридический метод;
сравнительно-правовой метод.
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ УНИФИКАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
1.1 Гражданское процессуальное право и хозяйственное процессуальное право как отрасли права
Изучение системы гражданского процессуального права и основных тенденций его развития является актуальным и значительным, поскольку судебная защита прав и свобод человека и гражданина является важной гарантией, которая обеспечивает основную обязанность государства. Парадигмы гражданского процесса в целом и гражданского процесса, в частности, включают различные аспекты, предопределяющие направление развития и реформирование законодательства. Одна из таких парадигм - ценностная или аксиологическая.
В этой связи следует отметить, что любая наука претерпевает революционные изменения в определенное время, в которых определенные фундаментальные категории играют решающую роль, охватывая не только предмет этой науки, но и мировоззрение ученых и общества как целое. Такие явления получили большое внимание в философии. Здесь можно вспомнить парадигмы Т. Куна и исследовательские программы Лакатоса. Юриспруденция, сформированная как наука в середине XIX века, также не оставалась в стороне от выявления первоначальных принципов, определяющих статику и динамику права. Похоже, что такой основой являются именно правовые ценности - категории, которые выражают социальную значимость и определяют непрерывность, а также тенденции в развитии как всей правовой системы, так и каждой отрасли права [38, c. 76].
Исследуя такие первоначала любой отрасли, как принципы, аксиомы, рассматривая целевые установки, а также задачи, которые призваны решать отдельные области права, нельзя оставлять в стороне и детерминанты этих отраслей, на которых, как на краеугольном камне, зиждутся все остальные правовые конструкции.
Представляется, что само существование права, его значимость определяется тем, что оно вместе с государством призвано выражать и защищать ценности, которые нуждаются в таком закреплении либо защите государственной властью, не является исключением и гражданское процессуальное право. Таким образом, одним из признаков гражданских процессуально-правовых ценностей является их нормативный характер, который предполагает внешнее выражение ценностей в источниках гражданского процессуального права. Нормативное выражение гражданских процессуально-правовых ценностей имеет свои особенности, которые, в частности, проявляются в его способах.
Законодателю необходимо оптимизировать процесс включения правовых ценностей в действующее законодательство, поскольку значимость рассматриваемых аксиологических категорий чрезвычайно велика.
Чтобы применять, исполнять, соблюдать закон, необходимо, чтобы последние соответствовали правовым ценностям, присущим этому обществу. Гражданское процессуальное законодательство не является исключением. Однако в этой сфере мы сталкиваемся с проблемами как на законодательном уровне, так и на доктринальном уровне [40, c. 11].
В структуре любой отрасли права и всей правовой системы существуют определенные явления, которые играют роль фундамента, основы, упорядочения и стабилизации его элементов.
Эти явления являются правовыми. В то же время в отношении отдельных отраслей права существует система правовых ценностей, отдельные элементы которой получают особое понимание в зависимости от специфики субъекта регулируемых отношений. В области гражданского судопроизводства такие ценности называются гражданскими процессуальными правовыми.
Следует отметить, что понятие «правовая ценность» берет свое начало из общей аскиологии, являющейся частью философии. Начиная с античных времен, сложилось множество концепций понимания ценностей, которые можно объединить в четыре направления. Каждая из данных концепций была воспринята правоведами. Принимая во внимание сложившиеся к настоящему моменту концепции понимания ценностей в общей аксиологии, а также концепции в аксиологии права (естественно-правовую, позитивистскую и либертарно-юридическую), оценив положительные и отрицательные моменты каждой из них, можно дать следующее определение понятию гражданских процессуально-правовых ценностей.
ГЛАВА 2 УНИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
2.1 Общие положения об унификации хозяйственного и гражданского процессуального права
Одно из основных направлений развития процессуального законодательства, которое закреплено в подпункте 49.2. Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 года № 205 [1], являются унификацией норм Гражданского процессуального и Хозяйственного процессуального кодексов Республики Беларусь, регулирующих аналогичные процессуальные отношения.
Следует отметить, что вопросы унификации норм процессуальных отраслей права практически не рассматриваются в отечественной правовой литературе и фрагментированы в научных трудах ученых-процессуалистов только в рамках исследований по другим темам. Все вышесказанное определяет актуальность и важность исследования. На наш взгляд, унификация принципов гражданского и хозяйственного процессуального права является приоритетным, поскольку принципы права являются основополагающими.
В этой связи целью научной статьи является изучение вопросов объединения принципов гражданского и хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь.
Принцип равенства перед законом и судом (ст. 12 «равенство граждан перед законом и судом» гражданского процессуального кодекса республики Беларусь (далее – ГПК [2]); ст. 15 «равенство перед законом и судом» хозяйственного процессуального кодекса республики Беларусь (далее – ХПК [3])).
В ст. 12 ГПК подробно перечисляются основания «равенства» граждан Республики Беларусь (а именно: независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка и т. д.). При этом перечень оснований является открытым. В ХПК понятие равенства не раскрывается, что может приводить к смешению терминов «равенство» (ст. 15 ХПК) и «равноправие» (ст. 18 ХПК). В связи с этим формулировка статьи 12 ГПК нам представляется более полной и содержательной.
Вместе с тем в ст. 12 ГПК называются только граждане Республики Беларусь без упоминания иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, данная норма подлежит расширительному толкованию. В то же время в ст. 15 ХПК закреплено равенство всех заинтересованных участников процесса без учета их гражданства. В указанной части редакция ст. 15 ХПК представляется более удачной.
На основании вышеизложенного считаем необходимым изложить:
• статью 15 ХПК в следующем виде: «Лица, участвующие в деле, равны перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств»;
• статью 12 ГПК в следующей редакции [45, c. 6]:
«Юридически заинтересованные в исходе дела лица равны перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств».
Принцип уважения достоинства личности. Принцип добросовестности сторон (ст. 13 «уважение достоинства личности» ГПК; ст. 17 «уважение достоинства личности» ХПК).
Согласно ст. 13 ГПК суд обязан уважать достоинство заинтересованных и незаинтересованных лиц. Таким образом, в данной статье упоминается лишь об отношении суда к участникам судопроизводства. При этом отношение участников процесса друг к другу не оговаривается, что может привести к нарушению порядка в зале судебного заседания, унижению чести и достоинства его участников.
В связи с этим первое предложение ст. 13 ГПКРБ по аналогии со ст. 17 ХПК целесообразно изложить в следующей редакции: «Суд, а также все участники судопроизводства обязаны уважать достоинство друг друга».
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ УНИФИКАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
Белорусское государство унаследовало дуализм судебных систем (общих и экономических) судов и дуализм процессуального законодательства (ГПК 1964 года и ХПК 1991 года) после распада СССР. Традиции консолидации разнородных правил организации судебной системы и правил судопроизводства по гражданским и экономическим делам сохраняются более 20 лет. Принцип единообразия судебного разбирательства в этих случаях был уже отмечен. Это позволило нам сделать теоретический вывод о существовании двух ветвей процессуального законодательства для защиты одного и того же типа прав (в том числе гражданских, административных и других), в которых используются одинаковые принципы и методы регулирования [41, с. 13-14], аналогичная процессуальная форма, средства судебной защиты (иск, жалоба, заявление, заявление о судебном порядке), те же учреждения и производство [31, с. 17-18], что позволяет в будущем создать единый процедурный кодекс [31, с. 13-14].
Так, был поставлен вопрос о необходимости создания Единого ГПК.
Таким образом, концептуально эта постановка вопроса заключается в завершении процесса, посредством которого законодатель обеспечивает соответствие структуры отрасли законодательства пониманию и структуре отрасли гражданского процессуального права.
Этот вывод позволяет предлагать традиционные институты и правила, общие для всех этапов процесса и его субъектов (общая часть), чтобы оправдать структуру единого ГПК и для определенной части отражающие поэтапное развитие процесса, его особенности по видам производства, формы судебного контроля, компетенция суда в исполнительном производстве и правила международного гражданского процесса. В то же время задача кодификации не может быть выполнена только путем пересмотра норм ГПК и ХПК с целью определения наиболее рациональных правил. Для кодификации характерны устранение ошибок или устаревших правовых норм, устранение пробелов и установление новых правильных теоретических правил.
Прежде всего, это касается более полной консолидации условий для реализации традиционных, конституционных и отраслевых принципов гражданского процесса для реализации права на судебную защиту с учетом рекомендаций международных стандартов, закрепленных в решениях Конституционного суда Республики Беларусь. [44] В частности, развитие принципа располагаемости уже проявляется в широком применении процессуальных соглашений сторон по вопросам арбитража, юрисдикции, примирения. Мы считаем, что необходимо расширить дискреционные принципы в рамках административного иска, что позволит, среди прочего, применять согласительные процедуры [45, с. 45-46]. Право на обжалование решений Верховного суда Республики Беларусь должно быть обеспечено для реализации как принципа законности [4], так и порядка и конкурентоспособности.
В то же время важно сохранить деятельность суда как в вопросах публичного права, так и в частном праве. Последнее, по словам проф. Н.Г. Юркевич, важно как для решения общих проблем гражданского процесса, так и для обеспечения судебного контроля за ходом процесса [56, с. 11]. При условии надлежащего судебного контроля можно объединить различные варианты, согласованные сторонами в процедурах примирения, из-за их разнообразия и специфики, альтернативные варианты правовых последствий для движения по делу - приостановление, отложение производства, приостановление производства , или оставление заявления без рассмотрения. Чтобы развивать принцип процессуальной экономии, необходимо укрепить право сторон обращаться к письменной форме по делу или процессуальному вопросу, не обращаясь к сторонам с их взаимного согласия.
Структура специальной части кодекса традиционно определяется современными теоретическими концепциями поэтапного развития процессуальной деятельности, а также существующих видов производства. Мы считаем, что необходимо не только сохранить существующие типы производства в суде первой инстанции, но также и по предложению проф. Н.Г. Юркевич развивать их [46, с. 11]. В то же время необходимо дифференцировать ряд правил судопроизводства на двух уровнях - по видам производства, с учетом правильного определения их юридического характера таких случаев и внутри вида посредством урегулирования особых правил для определенных категорий дел, включая иски. К производству общественных отношений должны относиться дела по заявлениям государственных органов о ликвидации общественных объединений, партий и других некоммерческих организаций и иные подобные дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Унификация законодательства это процесс разработки единых правовых норм для подобных отношений, независимо от правовых форм, в которых этот процесс осуществляется. В настоящее время этот процесс успешно развивается.
Концепцией совершенствования законодательства Республики Беларусь в качестве одной из актуальных государственных задач предусмотрена унификация норм Гражданского и Хозяйственного процессуальных кодексов Республики Беларусь, регулирующих сходные процессуальные отношения. Реализация этой задачи приобрела особую актуальность в связи с созданием в нашей стране с 1 января 2014 года единой системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом.
Несмотря на объединение в одну систему судов, рассматривающих гражданские и экономические дела, судопроизводство продолжает регулироваться хотя и близкими по сути, однако содержащими существенные различия процессуальными регламентами – Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ГПК) и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК).
При этом, как представляется, достаточно большой объем имеющихся различий не является объективно оправданным, поскольку не связан со спецификой процессуальных отношений и предметом судебного разбирательства.
В частности, это касается процессуальной терминологии, определения принципов и целей судопроизводства, функций и задач судов, состава участников процесса и их правового положения, правил доказывания, правил исчисления процессуальных сроков и ведения судебного разбирательства, организации вопросов примирения сторон, систем процессуального контроля законности и обоснованности судебных постановлений и возможности их пересмотра.
Вместе с тем, изначальная общность правовой природы гражданских и экономических дел, как дел цивилистических, урегулированных нормами одних и тех же актов материального права, требует и единства в принципиальных подходах к организации системы процессуальных правил деятельности судов, рассматривающих такие дела.
Стратегически унификация гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства может быть осуществлена двумя путями:
1) путем сохранения двух самостоятельных процессуальных регламентов и синхронного внесения в каждый из них необходимых изменений и дополнений с целью унификации подходов и, как результат, – обеспечения единого правового режима судопроизводства (конечно же, за исключением случаев, требующих специального правового регулирования в связи со спецификой некоторых категорий дел – например, о банкротстве);
2) путем разработки и принятия единого процессуального кодекса, унифицирующего существующие процессуальные регламенты, однако с сохранением особенностей рассмотрения отдельных категорий дел и рассмотрения дел специализированными судами (экономическими, по защите интеллектуальной собственности и др.), в том числе за счет возможного включения в структуру Кодекса самостоятельных о том разделов.
С одной стороны, существует четкий единый подход между гражданским процессуальным и экономическим процессуальным (арбитражным процессуальным) законодательством. Это упрощает задачу законодателя, и в процессе унификации он легко переносит эти нормы в единый код. С другой стороны, насколько это будет соответствовать стандартам справедливого судебного разбирательства, выявленным разработчиками Концепции? По нашему мнению, право иностранного лица на использование услуг переводчика не дает ему возможности непосредственно воспринимать определенную информацию и принимать на своей основе решение о его участии в судебном заседании или в определенных процессуальных действиях , Перевод судебного документа на иностранный язык способствует более быстрому осуществлению иностранцем процессуальных прав или исполнению процессуальных обязанностей, что соответствует его интересам и, в целом, интересам правосудия. Кроме того, процессуальные гарантии для осуществления принципа языка судопроизводства должны устанавливаться одинаково и не должны быть дифференцированы применительно к типу разбирательства.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. О вступлении в силу Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 5 марта 1999 г., № 9 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 нояб. 2006 г., № 18 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 окт. 2011 г., № 454 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О некоторых вопросах нотариальной деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 366 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 530 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О некоторых мерах по совершенствованию судебно-экспертной деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 сент. 2003 г., № 407 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 нояб. 2013 г., № 523 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. Налоговый кодекс Республики Беларусь: 19 дек. 2002 г., № 166-З; 29 дек. 2009 г., № 71-З: принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г., 11 дек. 2009 г.: одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г., 18 дек. 2009 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 20 дек. 2006 г., № 194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2003 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Трудовой кодекс Республики Беларусь: 26 июля 1999 г., № 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Уголовный кодекс Республики Беларусь: 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6 авг. 2004 г. № 314-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. О медиации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 58-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. О международном арбитражном (третейском) суде: Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 279-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. О нотариате и нотариальной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2004 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. О третейских судах: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 301-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов: постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 23 дек. 1999 г., № 14 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
24. О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам: постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 2 июня 2011 г., № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. О практике применения законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, и мерах по повышению ее эффективности в общих судах: постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 21 дек. 2006 г., № 10 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора: постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 26 июня 2003 г., № 7 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
27. О практике рассмотрения судами дел в порядке заочного производства [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 21 дек. 2012 г., № 9 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности: постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 16 дек. 2004 г., № 13 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
29. О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан: постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 30 июня 2005 г., № 7 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
30. Гражданский процесс. Общая часть: учебник / Т. А. Белова [и др.]; под общ. ред. Т. А. Беловой, И. Н. Колядко, Н. Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 576 с.
31. Гражданский процесс. Особенная часть: учебник / Т. А. Белова [и др.]; под общ. ред. Т. А. Беловой, И. Н. Колядко, Н. Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 592 с.
32. Белова, Т. А. Нотариальное право: курс лекций для студентов юрид. фак. спец. 1 24 01 02 «Правоведение» / Т. А. Белова. – Минск: БГУ, 2013. – 66 с.
33. Здрок, О. Н. Гражданский процесс зарубежных стран: учеб. пособие / О. Н. Здрок. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2005. – 176 с.
34. Романова, О. Н. Международный гражданский процесс: пособие для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-24 01 01 «Международное право» / О. Н. Романова. – Минск: БГУ, 2011. – 74 с.
35. Гражданский процесс : учебник / М.А. Викут [и др.] ; под ред. К.С. Юдельсона. – М ., 1972. – С. 312.
36. Советский гражданский процесс : учебник / М. К. Воробьев [и др.] ; под ред. М.А. Гурвича . – М. , 1967. – С. 114.
37. Гурвич, М.А. Рецензия на книгу В.К. Пучинского «Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству» / М.А. Гурвич. – М. , Госюриздат, 1962. – 89 с.
38. Осипов, Ю.К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права // Проблемы применения норм гражданского процессуального права. Вып . 48 / Свердловский юрид. ин-т; отв. ред. К. И. Комиссаров. – Свердловск : Изд-во Свердловского юрид. ин-та, 1976. – С. 15.
39. Советский гражданский процесс : учебник / А.Т. Боннер [и др.] ; отв. ред. М.С. Шакарян. – М. , 1985. – С. 65-66.
40. Гражданское процессуальное право России : учебник для вузов / под ред. С. Ф. Афанасьевой. – М. , 2013 . – С. 46-47.
41. Колядко, И.Н. Гражданский процесс / И.Н. Колядко. – Минск, 2000. – С . 31.
42. Осокина, Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть : учебник / Г.Л. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М. , 2013. – С.516.
43. Жилин, Г. А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции / Г.А. Жилин. – М. , 2000. – С.48.
44. Аргунов, В. Н. Участие прокурора в гражданском процессе / В. Н. Аргунов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 136 с.
45. Белова, Т. А. О понятии правоспособности в гражданском процессуальном праве / Т. А. Белова // Актуальные вопросы развития советского государства и права: тез. докл. науч. конф. проф.-преподават. состава юрид. фак., Минск, 26 дек. 1985 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В. Г. Тихиня [и др.]. – Минск, 1985. – С. 66–68.
46. Зейдер, Н. Б. Судебное решение по гражданскому делу / Н. Б. Зейдер. – М.: Юрид. лит., 1966. – 192 с.
47. Иванов, О. В. Судебные доказательства в гражданском процессе: курс лекций. Вып. 1 / О. В. Иванов. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 1974. – 160 с.
48. Иванова, О. В. Лица, не привлеченные к участию в деле, права которых нарушены решением суда / О. В. Иванова. – М.: Городец, 2010. – 272 с.
49. Коломыцев, В. И. Письменные доказательства по гражданским делам / В. И. Коломыцев. – М.: Юрид. лит., 1978. – 104 с.
50. Орлова, Л. М. Права сторон в гражданском процессе / Л. М. Орлова. – Минск: Изд-во БГУ, 1973. – 192 с.
51. Осипов, Ю. К. Подведомственность и подсудность гражданских дел / Ю. К. Осипов. – М.: Госюриздат, 1962. – 112 с.
52. Рехтина, И. В. Надзорное производство в гражданском процессе: вопросы теории и практики / И. В. Рехтина. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 208 с.
53. Решетникова, И. В. Доказательственное право Англии и США / И. В. Решетникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Городец, 1999. – 284 с.
54. Розенберг, Я. А. Представительство по гражданским делам в суде и арбитраже / Я. А. Розенберг. – Рига: Зинатне, 1981. – 147 с.
55. Романова, О. Н. Защита чести, достоинства и деловой репутации в общих и хозяйственных судах / О. Н. Романова; науч. ред. Т. А. Белова. – Минск: Амалфея, 2007. – 136 с.
56. Рязановский, В. А. Единство процесса: учеб. пособие / В. А. Рязановский. – М.: Городец, 2005. – 80 с.
57. Скобелев, В. К вопросу о тождестве исков / В. Скобелев // Судовы веснік. – 2005. – № 1. – С. 56–58.
58. Скобелев В. П. Досудебный порядок разрешения (урегулирования) гражданских дел и право на судебную защиту // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / редкол.: В. И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2015. Вып. 10. С. 404–415.
59. Скобелев В. П. Основания к отказу в возбуждении гражданского дела: требуются изменения // Журнал Белорусского государственного университета / В.П. Скобелев. Минск, 2017.
60. Смагина, Е. С. Апелляционное производство в гражданском процессе / Е. С. Смагина. – М.: Юрлитинформ, 2007. – 192 с.
61. Старилов, Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы / Ю. Н. Старилов. – М.: Норма: Инфра-М, 2001. – 292 с.
62. Тихиня, В. Г. Правотворчество и правоприменение в современном обществе: избр. науч. тр. по праву: в 3 т. / В. Г. Тихиня; авт. вст. ст. В. С. Каменков. – Минск: Право и экономика, 2015. – Т. 1. – 595 с. – Т. 2. – 572 с. – Т. 3. – 494 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты