Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста при использовании устного народного творчества
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста при использовании устного народного творчества»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2018
251.00 BYN
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста при использовании устного народного творчества
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Путешествие по русским народным сказкам».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Сюжетные картинки».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Вклад психологов и педагогов в проблему исследования
1.2 Роль устного народного творчества как фактора воспитания нравственно-волевых качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Работа учреждения образования по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Использование устного народного творчества как фактора формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство характеризуется, как сензитивный период для развития всех психических функций, а также, важный этап формирования личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества: ответственность, милосердие, самостоятельность, умения общаться с разными социальными группами людей.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития у ребенка всех психических свойств. Дошкольники начинают познавать окружающий мир, им становится все интересно, понимают, что есть какие-то определенные правила поведения: что такое хорошо, а что такое плохо.
Дети дошкольного возраста хотят быть взрослыми, они наблюдают за действиями родителей и воспитателей, подражают им. Именно в этот период необходимо помочь ребенку формировать общественно полезные нормы поведения. Педагогический процесс нужно осуществлять таким образом, чтобы ребенок не смог понять, что его обучают, а, наоборот, создать все условия для того, чтобы ребенок в непринужденной обстановке получал представления о морально ценных качествах человечества.
В современном мире вопросы формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста приобретают все большее значение. Перед российским образованием возникает сложная задача: воспитание высоконравственной личности, творческого, компетентного гражданина своей страны, осознающего всю ответственность за ее настоящее и будущее.
Процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с результатом, с желанием получить результат. Ради этого разрабатываются технологии педагогической науки, теории, системы и они проверяются на практике, и подтверждаются ею. Например, философы древности представляли себе такого человека, в котором сосредоточены все добродетели - развитый ум, доброе сердце, восторженная душа, что предполагало личность всесторонне развитую.
Но история показала, что в одном человеке не может быть развиты с должной полнотой все стороны личности, т.е. невозможно воспитать идеального человека. В каждый исторический период наше государство и общество ставили перед педагогической наукой реальные цели – воспитание человека, качества которого удовлетворяли общество на каждом этапе его развития. Даже если нашей стране нужны люди независимые, умные, уверенные в себе, все равно ценятся такие человеческие качества, как доброта, гуманность, бескорыстие. Поэтому нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в педагогике.
Согласно парадигме научно-гуманистической системы образования, которая предполагает ее гуманизацию и гуманитаризацию, она обеспечивает доминирование личности в системе образования, ориентирующуюся на воспитание человека-творца, носителя социальной культуры.
Дети дошкольного возраста, благодаря пластичности нервной системы, легко обучаются и воспринимают действительность, что создает возможность для их успешного нравственного воспитания.
Каждый народ в своем народном творчестве хранит образы своей культуры, уходящие корнями в историю.
Фольклор важен в решении задач воспитания нравственных качеств, т.к. способствует эмоциональной окраске познавательных моральных явлений.
Но при организации воспитания нравственных качеств ребенка посредством устного народного творчества возникают затруднения.
Проблема использования фольклора в процессе воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста в наше время становится актуальной.
Сказка, прибаутки, небылицы, пословицы и поговорки, народные приметы и народные песни используется в педагогическом процессе недостаточно и неэффективно. Возникают серьезные затруднения в организации и отслеживанию результатов воспитания нравственных качеств в связи с ограниченностью научно-экспериментальной, технической базы исследования и отсутствием диагностического материала. Все это объясняет актуальность выбранной темы.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды Л.С. Выготского, С.А. Козловой, Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре, Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова, Т.Х. Ахмадовой и др.
Цель дипломной работы – проанализировать формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста при использовании устного народного творчества.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Вклад психологов и педагогов в проблему исследования
Проблема нравственного воспитания ребенка на сегодняшний день является не только актуальной, но и активно дискутируемой, в связи с чем возникает потребность в первую очередь проанализировать отношение к этому вопросу различных психологов и педагогов, а также осмыслить понятие «нравственное воспитание».
Тема о нравственном развитии и воспитании интересовала людей с давних времен. Являясь многогранной и востребованной сферой научного познания, нравственность изучается этической, психологической и педагогической науками. На уровне этики исследуется «пространство отношений между личностями», которое является пространством морали. На уровне педагогики формируются содержание и принципы воспитания нравственности подрастающего поколения. На уровне психологии анализируются механизмы формирования нравственности: через интериоризацию социокультурных норм и правил, формирование когнитивных структур и совершенствование эмоциональных качеств [38, с. 102].
Развитие и формирование каждой отрасли педагогической науки непосредственно связано с определением сущности присущих ей категорий, которые отражают изучаемые факты и явления. Основополагающей категорией научного осознания специально организованного, целенаправленного процесса формирования нравственной личности выступает определение «нравственное воспитание». Также важными в концепции нравственного воспитания выступают понятия «мораль» и «нравственность». Они определяют весь комплекс социальных и педагогических фактов и явлений, характеризующих сущность процесса нравственного воспитания, обуславливают его структуру и функционирование. От толкования и интерпретации данных понятий зависят анализ сформированной системы нравственного воспитания, понимание его сущности, определение основных направлений развития теории и совершенствования воспитательной практики [51, с. 23].
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [40, с. 207]. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [4, с. 7].
Следует признать, что философская категория нравственности всегда волновала отечественных ученых, писателей, публицистов. Так, в учении Н.А. Бердяева очень ценно понимание духовного как процесса осуществления человеком «духовной жизни через духовный опыт», в связи с чем процесс развития личности человека признается основой его духовности [13, с. 78].
В работах М.М. Бахтина очень близко понимание нравственности как «личностного долженствования», что означает невозможность уклониться от ответственности за свои поступки, которые необходимо соотносить с нравственными нормами (нормами «долженствования») [12, с. 91].
Интересный анализ нравственных основ общества в рамках осмысления социокультурной ситуации, а также направлений духовного оздоровления представлен в работах В.М. Розина. Констатируя сложившуюся ситуацию «снижения культуры, нравственного одичания и агрессии», утверждения «современного эгоизма», ученый считает основной проблемой современности выработку «правильного мышления» как способа ориентации в жизни, понимая под «правильным мышлением» и «правильным направлением» триаду «размышление, видение, знания», которые «должны повлечь за собой и правильные поступки, в конечном счете правильную жизнь», для чего значима «трансляция опыта, корректирующего поступки и жизнь» [44, с. 14]. Под таким опытом понимаются лучшие образцы культуры и технологии социализации молодежи.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Работа учреждения образования по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Из психологии мы знаем, что мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи взрослых и педагогов для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Поэтому роль воспитателя дошкольного учреждения заключается в постоянном сопровождении ребенка, определяя, правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. При этом сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, обладать эстетическим вкусом, отвечать моральным и нравственным критериям, т.е. своим примером и делами показывать правильность действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям. Если дети видят формальное отношение взрослых к своей работе или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Значит нам, воспитателям, необходимо сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений и навыков к познанию самого себя и окружающего мира, к русскому народному творчеству (сказаниям, сказкам, книгам о добре и зле), в основе которых лежит духовность и толерантное отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое «плохо». Вместе с детьми мы учим стихи о Родине, рисуем природу родного края, отражаем внутренний мир семьи. Включаем в образовательную деятельность и родителей (законных представителей) к выполнению совместных творческих работ; привлекаем к участию в проектной деятельности.
Но главное – самостоятельная деятельность ребенка. Он вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. В этом и есть предназначение воспитателя.
Воспитательная работа в «Детский сад № г. Минска» построена на следующих принципах:
1. Принцип поддержки разнообразия детства. Мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от современного человека умений ориентироваться в разнообразии информации и действий, способности сохранять свою личностную идентичность, но в то же время конструктивно и гибко взаимодействовать с окружающими. Требуются способности выбирать и уважать право выбора других мнений, ценностей и убеждений, способов их выражения. Образовательная организация в рамках реализации данного принципа выстраивает свою деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, убеждений и способов их выражения.
2. Принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важнейшего этапа в общем развитии человека. Самоценность детства заключается в понимании данного периода как значимого самого по себе, значимого здесь и сейчас, значимого происходящим в даны период, а не подготовкой к следующему возрастному этапу. Данный принцип предполагает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего возраста, дошкольного) и обогащение детского развития на каждом этапе.
3. Принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия родителей, педагогических работников образовательной организации и детей. Данный тип взаимодействия предполагает ориентацию на уважение и безусловное принятие личности ребенка, сохранение его достоинства, доброжелательность и внимание к настроению, интересам и потребностям каждого конкретного ребенка. Личностно-развивающее взаимодействие является составной частью социальной ситуации развития ребенка в образовательной организации, необходимым условием его полноценного развития и эмоционального благополучия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу по проблеме исследования и осуществив экспериментальную деятельность в рамках нашей темы, мы пришли к выводу о том, что только правильная организация нравственного воспитания детей дошкольного возраста, будет способствовать формированию основ социально-нравственных качеств.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным к нравственному воспитанию. Необходимо подчеркнуть, что особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
В предлагаемой дипломной работе мы проанализировали и описали особенности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в «Детский сад № г. Минска». В исследовании принимали участие 18 детей в возрасте 5-6 лет.
В ходе констатирующего эксперимента была апробирована диагностическая методика на выявление уровня развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам диагностики, направленных на изучение уровня сформированности нравственного сознания и выявление уровня нравственных представлений у детей, можно сделать вывод, что у детей недостаточно развиты представление о нравственных качествах. Начинаются формироваться представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, отрицательные отношения к таким качествам как хитрость, лживость, жестокость, трусость. Дети не дифференцируют эти нравственные проявления в различных социальных ситуациях. Не всегда дают характеристику нравственным проявлениям, нравственным поступкам.
Большой процент детей допускают значительные ошибки при характеристике и осознания нравственных проявлений и поступков, нравственных качеств, это происходит не только потому, что дети незнакомы с данной нравственной нормой или качеством, потому что в их опыте данная характеристика встречалась реже, и на ней не заострялось должного внимания. С помощью взрослого дети продолжают знакомство с нравственными нормами и качествами, учатся дифференцировать их и адекватно оценивать. Дети в основном эмоционально откликаются на различные проявления нравственных качеств, поступков и проявлений, но не всегда высказывают свое отношение. Дети не всегда адекватно оценивают поведение героев в различных социальных ситуациях, но живо и эмоционально откликаются на сюжет произведения и описанные нормы в нем. В связи с полученными результатами, появилась необходимость провести соответствующую работу по формированию и развитию нравственных представлений, обогащением чувств детей.
Эксперимент показал, что развитие нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. В этом возрасте ребенок восприимчив и легко внушаем, он уже хорошо и осмысленно может усвоить смысл таких понятий как «можно и нельзя», «хорошо и плохо». В целом в старшем дошкольном возрасте начинает складываться фундамент или основы нравственных представлений будущего взрослого человека.
Систематическое использование фольклора на занятиях и в процессе проведения с детьми различных видов деятельности, развитие познавательного интереса детей к народному творчеству – все это оказывает глубокое влияние на формирование нравственных качеств ребенка.
Контрольный этап эксперимента подтвердил нашу гипотезу. Уровень сформированности нравственных качеств и умения их выражения и интерпретации значительно вырос, уменьшилось количество детей, показывающий слабые представления о нравственных качествах.
На основании проведенной теоретической и практической работы мы можем предложить следующие рекомендации работникам детских дошкольных учреждений:
- В условиях детских дошкольных учреждений необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по ознакомлению детей с жанрами устного народного творчества, развивать у них познавательный интерес и эмоционально положительное отношение к ним.
- Развивать нравственно-эстетические чувства.
- Развивать у детей обобщенное представление о нравственных качествах людей.
1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. – М.: Высш. шк., 2001. – 726 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Вера и Любовь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookap.info/okolopsy/amonashvili_vera_i_lyubov/. – Дата доступа:
3. Арлова, Г.П. Беларуская народная педагогіка / Г.П. Арлова. – Мінск: Народная асвета, 1993. – 120 с.
4. Архангельский, Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания / Л.М. Архангельский. – М.: Знание, 2008. – 14 с.
5. Ахмадова, Т.Х. Влияние чеченского фольклора на процесс формирования художественной культуры школьников / Т.Х. Ахмадова // Вестник Чеченского государственного университета. – Грозный, 2014. – № 2. – С. 151–154.
6. Ахмадова, Т.Х. Некоторые теоретические аспекты формирования художественной культуры школьников средствами чеченского фольклора / Т.Х. Ахмадова // II Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета. – Грозный: Чеченский государственный университет, 2013. – С. 335–339.
7. Ахмадова, Т.Х. Формирование духовно-нравственных качеств учащихся на материале русских народных сказок / Т.Х. Ахмадова, Э.И. Салажиева / Известия Чеченского государственного университета. – Грозный: Чеченский государственный университет, 2017. – № 2. – С. 79–83.
8. Ахмадова, Т.Х. Чеченский фольклор как эффективное средство формирования художественной культуры школьников / Т.Х. Ахмадова // Lingua-universum. – Назрань, 2016. – № 1. – С. 35–38.
9. Ахмадова, Т.Х. Эстетическое восприятие учащимися произведений чеченского устного народного творчества / Т.Х. Ахмадова // Рефлексия. – № 1. – 2016. – 45–48.
10. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.
11. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. – 2005. – №2. – С. 67–68.
12. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. – 1985. – № 2. – С. 80–96.
13. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993. – 383 с.
14. Бунятова, А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / А.Р. Бунятова // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 6 – С. 85–88.
15. Буре, Р.С. Нравственно–трудовое воспитание детей в детском саду / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1987. – 109 с.
16. Бурляева, Е.Н. Значение народной песни в воспитании дошкольника /Е.Н. Бурляева, Н.В. Толмачева / Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск: Мир науки, 2017. –С. 346–349.
17. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
18. Воспитание нравственных качеств посредством словесных произведений фольклора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----7sbabovtc1dc3m.xn--p1ai/data/documents/30-Konsultaciya-NRAVSTVENNYE-KAChESTVA.pdf. – Дата доступа:
19. Вульфсон, Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2006. – №1. – С. 45–52.
20. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с.
21. Вычикова, О.П. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в учебной деятельности / О.П. Вычикова // Толерант. – Глазов, 2016. – № 1. – С. 40–51.
22. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694.
23. Градусова, Л.В. Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста на материале небылиц / Л.В. Градусова, М.Ю. Ханжина // Мир детства и образование: сборник материалов IХ очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2015. – С. 68–71.
24. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. – 560 с.
25. Жукова, Г.Н. Нравственные беседы с детьми / Г.Н. Жукова. – М.: Гном и Д, 2006. – 205 с.
26. Загадки как средства народной педагогики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chimitaf.ucoz.ru/zagadki.pdf. – Дата доступа:
27. Кадырова, Р.М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р.М. Кадырова // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 762–766.
28. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Издательство Московского Университета, 2006. – 279 с.
29. Киракосян, К.Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей / К.Э. Киракосян, Т.М. Савенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 115–118.
30. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2004. – 231 с.
31. Козлов, В.В. Народные идеалы и действительность в белорусской сказке: учебно-методическое пособие. Ч.2. / В.В. Козлов. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, 1986. – 47 с.
32. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Т.С. Комарова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 208 с.
33. Крайнева, Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности / Л.В. Крайнева. – М: Знание, 2005. – 198 с.
34. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
35. Морозова, Е.П. Потешки как средство развития способности к сочинительству у детей младшего дошкольного возраста / Е.П. Морозова, Н.В. Поляшова // Студенческая наука XXI века. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – С. 46–48.
36. Москаленко, И.В. Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Москаленко. – Кемерово, 2013. – 21 с.
37. Новичихина, Н.В. Методическое пособие по формированию и развитию нравственных качеств личности подростка / Н.В. Новочихова, А.В. Степурко, Е. Тушкова. – Барнаул, 2010. – 136 с.
38. Овчарова, Р.В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина. – Курган: Курганский государственный университет, 2011. – 135 с.
39. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Просвещение, 2005. – 478 с.
40. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527 с.
41. Пропп, В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2005. – 379 с.
42. Пословицы и поговорки как средство нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/38317695-Poslovicy-i-pogovorki-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov.html. – Дата доступа:
43. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
44. Розин, В.М. Проблемы современности и правильное мышление как способ ориентации в ней / В.М Розин // Картина мира и судьба человека: как смена парадигм в науке и культуре влияет на образ жизни: материалы научно-практической конференции. – Курск, 2013. – С. 14–18.
45. Рябкова, Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: дис. … док. пед. наук / Н.Г. Рябкова. – Хабаровск, 1998. – 483 c.
46. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. ищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
47. Слепцова, И.С. Пестушки и потешки / И.С. Слепцова //Духовная культура Северного Белозерья: этнодиалектический словарь. – М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 1997. – C. 258-267.
48. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
49. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rucheek.ord.edu54.ru/DswMedia/unt.pdf. – дата доступа:
50. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
51. Чекина, Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В. Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 119 с.
52. Шибина, М.Ю. Устное народное творчество (фольклор) в развитии речи и воспитании дошкольников / М.Ю. Шибина // Ключевые проблемы и передовые разработки в современной науке: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – Смоленск: НОВАЛЕНСО. – 2017. – С. 66–71.
53. Якушова, Т.В. Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами искусства в детском саду / Т.В. Якушова // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. – С. 15–18.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Путешествие по русским народным сказкам».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Сюжетные картинки».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты