Развитие логического мышления младших школьников на уроках курса Человек и мир
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках курса Человек и мир»
по дисциплине: «Начальное и музыкальное образование»
2018
251.00 BYN
Развитие логического мышления младших школьников на уроках курса Человек и мир
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Начальное и музыкальное образование
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты контрольного этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты уроков для учащихся 3 класса.
Поделиться
РЕФЕРАТ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие и сущность логического мышления
1.2 Возрастные особенности логического мышления младших школьников
1.3 Методы и приемы развития логического мышления младших школьников
1.4 Анализ возможностей учебного предмета «Человек и мир» с точки зрения развития логического мышления младших школьников
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления учащихся 3 класса
2.2 Организация работы по развитию логического мышления учащихся 3 класса на уроках «Человек и мир»
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие логического мышления у школьников является одной из важнейших задач начального образования. Современный школьник должен обладать умением критически подходить к изучаемым явлениям, высказывать самостоятельные суждения, логически рассуждать, делать выводы и обобщения. Это все является необходимым условием успешного овладения знаниями на протяжении всего школьного обучения.
Логическое мышление играет важнейшую роль в успешной адаптации к изменяющимся требованиям современного общества. В процессе познания и преобразования мира, учащийся выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями действительности. Закономерные внутренние связи явлений окружающей реальности отражаются в нашем сознании опосредованным образом – во внешних признаках явлений человек может распознавать признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. При помощи установления связей между явлениями реальности, всеобщего характера этих связей, школьник деятельностным образом осваивает реальность, рационально создает свое взаимодействие с ним, осуществляя при этом мыслительные операции – обобщенную ориентацию в мире.
Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. С приходом ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, в том числе и мышления.
Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других психических функций. Мышление младшего школьника имеет высокий темп развития, происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У младшего школьника появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.
Развитое логическое мышление позволяет учащимся применять приобретенные знания в новых условиях, решать нестандартные задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно и с интересом участвовать в учебном процессе.
Целенаправленная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста дает положительный результат, повышая в целом уровень его способностей к обучению в дальнейшем. Работа по развитию логического мышления младших школьников должна быть построена с учетом результатов диагностики исходного уровня развития логического мышления, психологических особенностей детей этого возраста, программных требований учебного предмета.
Развитие логического мышления младших школьников осуществляется в учебной деятельности и возможно на уроке «Человек и мир». В процессе работы по формированию конкретных представлений о растениях и животных решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе. Развитие логического мышления и связной речи осуществляется в ходе уяснения взаимосвязей, существующих между различными объектами и явлениями природы.
Проблемой развития логического мышления занимались многие исследователи и психологи, в том числе Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Н.А. Федосова, Д.Б. Эльконин и другие. В современной литературе предлагается осуществлять работу по развитию логического мышления в младших классах на уроках математики (И.А. Липина, И.Л. Матасова), русского языка (Н.В. Калягина).
Однако, проблема развития логического мышления младших школьников на уроках «Человек и мир» остается недостаточно освещенной. В связи с этим возникает необходимость изучения методических аспектов развития логического мышления младших школьников на уроках «Человек и мир».
Цель исследования: теоретические обосновать и экспериментально проверить возможности развития логического мышления младших школьников на уроках курса «Человек и мир» посредством реализации комплекса заданий.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие и сущность логического мышления
Мышление представляет собой феномен, который относится к психическим познавательным процессам человекам, обеспечивающий познание окружающей действительности.
Согласно Л.С. Выготскому, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [7, с. 117]. По определению С.Л. Рубинштейна, мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, обобщенное познание объективной реальности [40, с. 136].
Деятельная теория мышления рассматривает мышление как особый вид познавательной деятельности (А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев). Мышление рассматривалось как прижизненно формирующаяся способность к решению различных задач и целесообразному преобразованию действительности [30, с. 312].
Процесс мышления имеет следующие особенности:
– имеет опосредствованный характер;
– протекает с опорой на имеющиеся у индивида знания;
– осуществляется словесным путем в процессе оперирования понятиями с использованием логических конструкций;
– неразрывно связано с практической деятельностью [12, c. 102].
Процесс мышления является процессом познавательной деятельности, при котором индивид оперирует разными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления заключается в выполнении когнитивных операций с образами во внутренней картине мира, которые позволяют выстраивать изменяющуюся модель мира. С помощью человек имеет возможность познать всю сущность объективного мира, законы его функционирования, а также оперировать потенциально возможным, планируя будущую практическую деятельность. Так, при помощи мышления человек способен познавать не только существующее, действительное, но и предполагаемое, познает и создает его одновременно [13, с. 155].
В процессе познания и преобразования мира, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями действительности. При помощи установления связей между явлениями реальности, всеобщего характера этих связей, человек деятельностным образом осваивает реальность, рационально создает свое взаимодействие с ним, осуществляя при этом мыслительные операции – обобщенную ориентацию в мире. Мышление создает структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочный эталон индивида, его обобщенные оценки, характерные для него интерпретации явлений [30, с. 314].
Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций. К мыслительным операциям относятся:
– анализ, то есть мысленное разделение целого на составные части. Соединение разных составных частей в одно целое называется синтезом;
– сравнение, то есть определение различия и сходства явлений и предметов. Осуществлению сравнения объектов предшествует выделение одного из нескольких признаков, по которому будет происходить сравнение. Сравнение бывает полное, частичное, многостороннее или более глубокое;
– абстрагирование является процессом отвлечения от конкретного для лучшего анализа и познания. Тщательное и подробное понимание сущности явлений и вещей требует от индивида тщательного изучить некоторых признаков объекта;
– конкретизация является процессом, который неразрывно связан с абстракцией с одним только отличием: конкретизация есть процесс преобразования мысли от абстрактного к конкретному. Любая мыслительная деятельность является ориентированной на достижение определенного результата (анализирование, сравнение, абстрагирование и т.д.);
– обобщение, которое в отличие от абстрагирования и конкретизации выделяет общее в предметах и явлениях, выражая в форме правила, закона, формулы и т.п. Это логический прием, посредством которого отдельные предметы с учетом присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов [1, с. 53].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления учащихся 3 класса
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 21 г. Бобруйска». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 3 «Г» класса. Возраст испытуемых – 9-10 лет.
Основная цель опытно-педагогической работы состояла в разработке комплекса заданий, направленного на развитие логического мышления младших школьников на уроках «Человек и мир» и проверки ее эффективности.
Опытно-педагогическая работа осуществлялась в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика уровня развития логического мышления учащихся 3 класса;
3) на третьем был проведен формирующий эксперимент по развитию логического мышления учащихся 3 класса, а также оценка его эффективности.
Гипотеза исследования: процесс развития логического мышления у учащихся 3 класса будет наиболее эффективным, если на уроках «Человек и мир» будет регулярно проводиться комплекс заданий, направленный на развитие логических операций и установление причинно-следственных связей природных процессов и явлений с использованием моделирования.
В ходе проведения опытно-педагогической работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, методы обобщения и систематизации, констатирующей, формирующий и контрольный эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития логического мышления учащихся 3 класса.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались следующие методики: методика диагностики уровня развития логического мышления младших школьников М.К. Акимовой, методика «Выделение существенных признаков» (вариант для младших школьников).
1. Методика диагностики уровня развития логического мышления младших школьников М.К. Акимовой [2].
Цель: выявление уровня развития логического мышления у младших школьников.
Методика состоит из трех частей, позволяя выявить:
1) умение составлять логическую цепочку;
2) умение находить проблему;
3) умение представлять последствия событий.
Методика включает три задания.
Задание 1. Учащимся предлагается дать как можно оригинальные и полные ответы на следующие вопросы:
Что произойдет, если снег будет падать не переставая?
Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
Что произойдет, если все равнины вдруг превратятся в горы?
Что произойдет, если высохнут все реки и моря на земле?
Задание 2. Учащимся предлагается найти лишнее слово в ряду и подчеркнуть его.
Свеча, Фонарь, Кондитерская, Лампа.
Лось, Корова, Лошадь, Собака.
Горячий, Горький, Сладкий, Кислый.
Пион, Сосна, Береза, Дуб.
Дождь, Снег, Лето, Град.
Задание 3. Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:
Весной тает снег, потому что….
В горах нельзя громко кричать потому, что…
Птицы улетают на юг потому, что…
Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потом, что….
На деревьях пожелтели листья потому, что……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что логическое мышление представляет собой вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении с действиями. Логическое мышление включает в себя умственные логически достоверные операции мышления, которые связаны причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать имеющие знания для описания и преобразования объективной действительности. Способность логически мыслить предполагает: понимание происходящего вокруг, наличие проблемной ситуации, определение существенных сторон связей в предметах и явлениях окружающего мира, решение различных задач. Особое место в логическом мышлении занимает умение устанавливать причинно-следственные связи, суть которого заключается в построении рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций – анализа, синтеза, классификации, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Логическое мышление младших школьников обладает своими возрастными особенностями. На развитие мышление оказывают влияние такие психические новообразования младшего школьного возраста как произвольность и осознанность психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий, рефлексия. В этом возрасте активно развиваются познавательные потребности, активный интерес к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития – подходит к концу переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Постепенно младшие школьники овладевают приемами мыслительной деятельности, логическими операциями, приобретают способность действовать в уме, анализировать процесс собственных рассуждений, выявлять связи между явлениями, оперирования понятиями.
Развитие логического мышления у младших школьников осуществляется с использованием различных методов и приемов. Основными методами развития логического мышления младших школьников являются: исследовательский метод, метод проектов, моделирование, дидактическая игра. К приемам развития логического мышления можно отнести: использование специально подобранных учебных заданий с учетом возрастных особенностей мышления учащихся, а при выполнении логических заданий – наглядности. Для развития логического мышления на всех уроках младшим школьникам предлагаются различные нестандартные задания – логические задачи, загадки, ребусы, игровые приемы.
Учебный предмет «Человек и мир» обладает широкими возможностями с точки зрения развития логического мышления младших школьников. Учебное пособие содержит в себе различные вопросы, направленные на развитие логического мышления, умения сопоставлять факты, а также обеспечивает наглядность, учебный материал в котором систематизирован и структурирован. Развитие логического мышления младших школьников возможно на уроках предмета «Человека и мир» посредством проведения наблюдений и экскурсий, сравнений и сопоставлений объектов и явлений природы, выявления причинно-следственных связей, моделирования, системы упражнений, выполнения практических работ – опытов, экспериментов.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что младшие школьники обладают преимущественно низким уровнем развития логического мышления. У них вызывают значительные трудности оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики. Младшие школьники характеризуются неспособностью видеть проблему, составлять логическую цепочку, неспособностью представления последствий событий. Они обладают преимущественно низким уровнем способности дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных. Они не умеют отличать существенные признаки предметов и явлений от второстепенных признаков, продемонстрировали преобладание конкретного стиля мышления над логическим.
1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания окружающего мира в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М. : Академия, 2012. – 564 с.
2. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / М. К. Акимова. – СПб. : Питер, 2005. – 303 с.
3. Аленьтьева, Е. И. Развитие логического мышления у младших школьников в учебной деятельности / Е. И. Аленьтьева, Ю. Ю. Курбангалиева, О. А. Попова // Гуманитарные исследования. – 2014. – № 4 (52). – С. 109-112.
4. Басова, Л. В. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Л. В. Басова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2014. – № 7. – С. 18-24.
5. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий : монография. / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. – Мурманск: МГПУ, 2009. – 104 с.
6. Вдовиченко, В. М. «Человек и мир» : учеб. пособие для 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения / В. М. Вдовиченко, Л. И. Дурейко, Т. А. Ковальчук. – Минск : Народная асвета, 2006. – 136 с.
7. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
8. Гамезо, М. В. Младший школьник : психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо. – М .: Альфа, 2010. – 137 с.
9. Гладкова, А. П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А. П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4. – С. 91-93.
10. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ПНТОР, 2012. – 544 с.
11. Домрачева, С. А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / С. А. Домрачева, Д. С. Кононова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 86-90.
12. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2008. – 446 с.
13. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. – М. : Инфра-М, 1999. – 624 с.
14. Ефимов, В. Ф. Формирование логического мышления младших школьников во время внеклассных занятий / В. Ф. Ефимов // Студия Гуманитариус. – 2016. – № 1. – С. 1-14.
15. Жуйкова, Т. П. Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка / Т. П. Жуйкова, Д. Олзей // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 952-954.
16. Иванов, Д. В. Формирование логических умений у младших школьников с задержкой психического развития с помощью комплекса логических упражнений : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Д. В. Иванов. – Самара, 2005. – 20 с.
17. Ионова, М. С. Возможности развития логического мышления у младших школьников / М. С. Ионова, О. М. Романова // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. – С. 234-237.
18. Калягина, Н. В. Развитие логического мышления учащихся на уроках русского языка : на материале обучения тексту типа рассуждения : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Калягина. – Йошкар-Ола, 2000. – 20 с.
19. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
20. Коваленко, О. А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О. А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 2. – С. 83-87.
21. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» / Е. Ф. Козина. – М. : Академия, 2007. – 342 с.
22. Концепция учебного предмета «Человек и мир» (начальная школа) // Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya/kontseptsii-uchebnykh-predmetov.html. – Дата доступа :
23. Казак, Т. В. Тематические разработки уроков по предмету «Человек и мир». 3 класс / Т. В. Казак. – Мозырь : Содействие, 2013. – 184 с.
24. Кравцова, С. А. Развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / С. А. Кравцова. – Тамбов, 2010. – 20 с.
25. Кузякина, А. С. Сущность системно-логического мышления личности / А. С. Кузякина // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста : сборник трудов. – Тамбов, 2016. – С. 581-583.
26. Левитес, В. В. О способах и средствах развития логического мышления младшего школьника / В. В. Левитес // Перспективы развития начального образования России : материалы научно-практической конференции. – Мурманск, 2004. – С. 54-58.
27. Липина, И. А. Развитие логического мышления на уроках математики / И. А. Липина // Начальная школа. – 1997. – № 3. – С. 46-47.
28. Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. – М. : Академия, 2013. – 341 с.
29. Макарова, Ю. А. Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Макарова // Концепт. – 2017. – Т. 2. – С. 386-389.
30. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 583 с.
31. Матасова, И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Л. Матасова. – Самара, 2003. – 20 с.
32. Минаева, В. М. Учебный курс «Человек и мир»: цели и задачи в современной школе / В. М. Минаева // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2007. – № 2 (44). – С. 32-36.
33. Минаева, Е. В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. Ф. Минаева. – Нижний Новгород, 2000. – 19 с.
34. Минаева, В. М. Экологическое воспитание в начальных классах / В. М. Минаева, И. А. Шарапова. – Минск : Нар. Асвета, 1998. – 112 с.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
36. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2003. – Кн. 1. – 652 с.
37. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 452 с.
38. Пачина, А. Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А. Г. Пачина// Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 31-37.
39. Ревина, Е. Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Н. Ревина. – Саратов, 2007. – 19 с.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
41. Рюмина, Т. В. Эмоционально-чувственные факторы в формировании мотивации учебной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. В. Рюмина. – Новосибирск, 2002. – 21 с.
42. Практикум по психологии мышления / Сост. А. В. Пилипенко. – Владивосток : МорГУ, 2004. – 196 с.
43. Сабанин, П. В. Особенности познавательного развития младших школьников с разным уровнем словесно-логического мышления / П. В. Сабанин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2015. – № 2. – С. 1-10.
44. Саблина, О. М. О роли нестандартных задач в развитии логического мышления школьников / О. М. Саблина // Молодой ученый. – 2015. – № 10. – С. 1280-1283.
45. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. А. Семенова. – Томск : ТГУ, 2012. – 90 с.
46. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1783-1785.
47. Степанова, О. В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О. В. Степанова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 22. – С. 94-99.
48. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль : «Академия развития». 1997. – 240 с.
49. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2003. – 520 с.
50. Черкасова, Ю. П. Возможности курса «Человек и мир» в развитии логического мышления младших школьников / Ю. П. Черкасова // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2004 г. : 7-8 февраля 2005 г. / Министерство образования Республики Беларусь . – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2005 . – С. 41-43.
51. Шуритенкова, В. А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе / В. А. Шуритенкова // Филологический класс. – 2005. – № 2. – С. 16-23.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты контрольного этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты уроков для учащихся 3 класса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты