Формирование умения наблюдать на уроках Человек и Мир
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Формирование умения наблюдать на уроках Человек и Мир»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2018
251.00 BYN
Формирование умения наблюдать на уроках Человек и Мир
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты контрольного этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты занятий для учащихся 3 класса.
Поделиться
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность и понятие умения наблюдать
1.2 Возрастные особенности умения наблюдать у младших школьников
1.3 Формирование умения наблюдать у младших школьников на уроках «Человек и мир»
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» в 3 классе
2.1 Диагностика уровня сформированности умения наблюдать у учащихся 3 класса
2.2 Организация работы по формированию умения наблюдать у учащихся 3 класса на уроках «Человек и мир»
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Формирование умения наблюдать у младших школьников является одной из важнейших задач начального образования. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что умение наблюдать необходимо младшим школьникам не только для успешного обучения, в том числе и дальнейшего обучения в средних классах, но и в практической деятельности. Несформированное умение наблюдать у учащихся снижает продуктивность и качество учебной деятельности, снижает эффективность труда учителя. Человек, умеющий наблюдать, способен стать успешным и эффективным человеком, устанавливать гармоничное и ответственное взаимодействие с окружающим миром.
Умение наблюдать активно развивается и формируется в младшем школьном возрасте. В связи с тем, что в младшем школьном возрасте происходит уже осознанное восприятие окружающего мира, познание природной и социальной среды, целесообразно осуществлять формирование умения наблюдать. Для этого важно активно вовлекать младших школьников в процессе наблюдения. Именно наблюдение позволяет сформировать у младшего школьника полное и четкое представление об объектах природы, выявлять существующие между ними связи.
Наиболее широкими возможностями использования деятельности наблюдения на уроках в начальной школе обладает интегрированный учебный предмет «Человек и мир», в рамках которого можно создать условия для формирования умения наблюдать.
Проблемой изучения умения наблюдать у учащихся младших классов занимались Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина, В.А. Зебзеева, М.П. Солодовникова, Е.И. Лобчук, О.М. Осипова, А.Р. Бекирова, Н.К. Павловская, Ю.А. Барышева, Л.И. Бурова, Д.О. Подоляк, Н.В. Тимошина, Е.Г. Черткоева, А.Д. Ткаченкова, В.И. Рылушкин, Г.В. Трофимова, С.А. Трофимов и др.
Однако, методическим аспектам проблемы формирования умения наблюдать у младших школьников непосредственно на уроках «Человек и мир» уделено недостаточно внимания. В связи с этим возникает необходимость более полного изучения возможностей предмета «Человек и мир» и методических особенностей формирования умения наблюдать у младших школьников на уроках данного учебного предмета в начальной школе.
Цель исследования: изучить теоретические и методические основы процесса формирования умения наблюдать у младших школьников на уроках курса «Человек и мир».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и понятие умения наблюдать.
2. Охарактеризовать возрастные особенности умения наблюдать младших школьников.
3. Выявить эффективные формы и методы формирования умения наблюдать у младших школьников на уроках «Человек и мир».
4. Разработать и апробировать на практике комплекс дидактических заданий для формирования умения наблюдать у младших школьников на уроках «Человек и мир».
Объект исследования: процесс формирования умения наблюдать у младших школьников.
Предмет исследования: методическое сопровождение процесса формирования умения наблюдать у младших школьников на уроках «Человек и мир» в 3 классе.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, тестирование, педагогическое наблюдение, методика выявления уровня сформированности умения наблюдать Л.И. Буровой, методика «Сравнение объектов окружающего мира» Т.Д. Марцинковской, педагогический эксперимент, методы математической обработки экспериментальных данных.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность и понятие умения наблюдать
«Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию» (Г. И. Щукина).
Обучение – это планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности. Обучение является целенаправленной деятельностью, что предполагает намерение учителя стимулировать учение как субъективную деятельность самих учащихся посредством методов и приемов обучения.
Метод обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.
Наблюдение относится к числу практических методов обучения и сопровождается при этом словом и практическими приемами (Н.М. Верзилин, Л.П. Крившенко, П.И. Пидкасистый). С его помощью учитель вовлекает учащихся в деятельность наблюдения. В связи с этим целесообразно говорить о наблюдении как методе обучения, а также о наблюдении как деятельности ученика, в результате которой у него формируются определенные умения.
Н.В. Тимошина и Е.Г. Черткоева считают, что наблюдение является активной формой чувственного познания. Чаще всего, как метод обучения, наблюдение применяется при изучении естественнонаучных учебных предметов. Использование этого метода способствует развитию умения наблюдать, делать на этой основе выводы, а также выработке навыков у учащихся самостоятельной работы [43, с. 2].
Под наблюдением мы понимаем практический метод обучения, предполагающий преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира, с помощью которого развивается умение наблюдать – познавательная способность, необходимая для успешного обучения в школе.
В работе С.Н. Глазачева и С.С. Кашлева рассматривается следующая классификация видов наблюдений по следующим основаниям:
– в зависимости от места проведения наблюдение бывает в классе или на природе;
– в зависимости от объекта наблюдения – наблюдение за объектами и явлениями неживой природы и за объектами живой природы;
– по форме обучения наблюдение бывает фронтальным, групповым или индивидуальным;
– в зависимости от продолжительности наблюдение бывает кратковременным длительным [11, с. 70].
Наблюдения разного рода проводятся в начальной школе и под руководством учителя, и самостоятельно по заданию учителя. Учитель занимается определением конкретного содержания наблюдений, определением форм проведения наблюдений, их организацией. По мнению С.Н. Николаевой, в процессе наблюдения происходит накопление образных представлений, которые являются достоверным материалом для формирования понятий, обогащения сознания новыми знаниями [30, с. 158].
Ряд ученых отмечают, что познание окружающего мира в процессе обучения является деятельностью учащихся, специфическим видом познания объективного мира, имеющим сходство с деятельностью ученых (И.Ф. Исаев, В.И. Казаренков, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). По мнению Л.И. Буровой, познание окружающего мира в процессе обучения школьников представляет собой процесс искусственно организованной познавательной деятельности для ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира [6, с. 4].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Диагностика уровня сформированности умения наблюдать у учащихся 3 класса
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 8 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса. Возраст испытуемых – 8-9 лет.
Основная цель опытно-педагогической работы состояла в разработке методических аспектов проведения экскурсий, направленных на формирование умения наблюдать у учащихся 3 класса на уроках курса «Человек и мир» и проверки их эффективности.
Опытно-педагогическая работа осуществлялась в три этапа:
1) на подготовительном этапе подбирались методы и проводилась диагностика уровня сформированности умения наблюдать у учащихся 3 класса;
2) на основном этапе был проведен формирующий этап эксперимента по формированию умения наблюдать у учащихся 3 класса;
3) на заключительном этапе была выполнена оценка его эффективности.
Гипотеза исследования: процесс формирования умения наблюдать у учащихся 3 класса будет наиболее эффективным, если на уроках «Человек и мир» в процессе проведения экскурсий использовать задания на умение наблюдать и дидактические игры.
В ходе проведения опытно-педагогической работы были использованы следующие методы: констатирующей, формирующий и контрольный эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень сформированности умения наблюдать у учащихся 3 класса.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались следующие методики: методика выявления уровня сформированности умения наблюдать Л.И. Буровой, методика «Сравнение объектов окружающего мира» Т.Д. Марцинковской.
1. Методика выявления уровня сформированности умения наблюдать Л.И. Буровой [6].
Цель: выявление уровня сформированности умения наблюдать у младших школьников.
Методика включает 3 задания, с помощью которых можно определить:
– особенности наблюдательности младших школьников;
– особенности остроты восприятия и понимания того, что является существенным в изображении, способность дифференцировать существенную отсутствующую деталь от пропущенных, несущественных;
– особенности целостности восприятия – сохранность зрительного образа, наличие фрагментарности восприятия, возможность выделения целостной фигуры.
Уровень сформированности умения наблюдать определяется по следующим показателям:
– умение целенаправленно подчинять собственное восприятие природы согласно задаче;
– умение проявлять полноту наблюдения, то есть разностороннее рассмотрение свойств и состояний объекта или явления;
– умение собирать информацию всеми органами чувств;
– умение последовательно рассматривать объект или явление;
– умение замечать малозаметные компоненты объекта;
– умение осмысленно воспринимать объект или явление с учетом субъектного опыта;
– умение полно и точно описывать объект.
Задание 1. Описание реального объекта
Цель: выявить особенности умения наблюдать и наблюдательности младших школьников.
Процедура исследования: в ходе наблюдения за объектами живой природы в ходе экскурсии на природу младшим школьникам предлагается ответить как можно более подробно на следующие вопросы:
– Что это такое?
– Где ты встретил его в природе?
– Опиши его основные признаки?
– Чем он отличается от других?
– С кем его можно сравнить?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что умение наблюдать – это сложное учебное умение, включающее различные визуальные, сенсомоторные и интеллектуальные действия: визуальное целенаправленное восприятие, оперирование сенсорными эталонами, использование обследовательских и поисковых действий, применение сравнения, обобщения и классификации. Умение наблюдать осуществляется посредством определенных исследовательских и поисковых действий. Умение наблюдать как познавательная способность, необходимая для успешного обучения в школе, развивается посредством наблюдения – преднамеренного и планомерного восприятия предметов и явлений окружающего мира.
На процесс формирования умения наблюдать у младших школьников оказывают влияние следующие возрастные особенности: 1) совершенствование всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; 2) любознательность, эмоциональная отзывчивость, потребность в овладении новыми знаниями, желание экспериментировать делают этот возраст сенситивным для формирования умения наблюдать; 3) в процессе обучения в начальной школе восприятие как компонент умения наблюдать у младшего школьника становится дифференцированным, принимает характер организованного наблюдения, превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.
Учебный предмет «Человек и мир» обладает широкими возможностями с точки зрения формирования умения наблюдать у младших школьников. Формирование умения наблюдать у младших школьников возможно в процессе проведения наблюдений в ходе экскурсий, выполнения практических работ – опытов и экспериментов, использования наглядных методов. Для реализации наблюдения используются приемы сравнения, противопоставления, обобщения и классификации на материале объектов и явлений окружающего мира, приемы фиксирования, имитации движений, звуков предметов и явлений природы, выполнение творческих работ на основе наблюдения. Экскурсии в природу являются эффективной формой изучения окружающей действительности, источником знаний об окружающем мире, который оказывает влияние на развитие умения наблюдать.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию умения наблюдать у младших школьников. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что младшие школьники обладают преимущественно средним уровнем сформированности умения наблюдать. Они характеризуются целенаправленным восприятием, наблюдения ведут многими органами чувств, замечают малозаметные компоненты наблюдаемого объекта, характеристику объекту дают недостаточно полную. Для них трудно осмысление наблюдаемого с учетом субъектного опыта, интерес в процессе наблюдения пропадает. Большинство младших школьников характеризуются частичной сформированностью наблюдательности при описании реального объекта, не сформированностью остроты восприятия и способности дифференцировать существенное от несущественного, частичной сформированностью целостности восприятия. Младшие школьники обладают преимущественно средним уровнем умения сравнивать. Они способны сравнивать понятия, устанавливать их сходства и различия, выделять признаки, по которым сравниваются предметы, отличать главное от второстепенного, но допускают ошибки или нуждаются в помощи педагога.
В рамках формирующего эксперимента нами была проведена опытно-педагогическая работа по формированию умения наблюдать у учеников 3 класса на уроках «Человек и мир». Нами был разработан и апробирован цикл экскурсий, направленный на развитие формирование умения наблюдать у учащихся 3 класса младших школьников на уроках «Человек и мир». Цель цикла экскурсий: формирование умения у детей младшего школьного возраста путем проведения экскурсий в природу и музей на уроках «Человек и мир». Цикл экскурсий был составлен с учетом результатов диагностики сформированности умения наблюдать и психологических особенностей младших школьников. Апробация цикла экскурсий осуществлялась на протяжении 3 месяцев. Проведение экскурсий в природу и музей сочеталось с использованием дидактических игр и творческих домашних заданий.
1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М. : Владос, 2001. – 240 с.
2. Аквилева, Г. Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М. : Просвещение, 2008. – 208 с.
3. Бакулин, В. М. Экскурсии как способ активизации учебно- познавательной деятельности детей / В. М. Бакулин // Начальная школа : плюс-минус. – 2001. – № 5. – С. 12-17.
4. Баранова, Л. И. Методика преподавания предмета «Человек и мир» : пособие / Л. И. Баранова, Т. А. Соколова. – М. : БГПУ, 2016. – 104 с.
5. Барышева, Ю. А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю. А. Барышева // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 36-40.
6. Бурова, Л. И. Теоретико-педагогические основы формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. – Москва, 1998. – 20 с.
7. Бурова, Л. И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе / Л. И. Бурова. – М. : Просвещение, 1996. – 196 с.
8. Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности / М. В. Бывшева // Начальная школа : плюс до и после. – 2014. – № 1. – С. 14-20.
9. Вдовиченко, В. М. «Человек и мир» : учеб. пособие для 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения / В. М. Вдовиченко, Л. И. Дурейко, Т. А. Ковальчук. – Минск : Народная асвета, 2006. – 136 с.
10. Гани, С. В. Динамика учебной мотивации в процессе обучения в начальных классах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-uchebnoy-motivatsii-v-protsesse-obucheniya-v-nachalnyh-klassah. – Дата доступа:
11. Глазачев, С. Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С. Н. Глазачев, С. С. Кашлев. – Минск : Народная асвета, 2005. – 365 с.
12. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
13. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста / О. О. Гонина. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 460 с.
14. Дубровина, И. В. Младший школьник : развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.
15. Занимательные задания и вопросы о животных / авт.-сост. Т. А. Ковальчук, В. М. Вдовиченко. – Мозырь : Содействие, 2009. – 164 с.
16. Зебзеева, В. А. Формирование у детей младшего школьного возраста исследовательских умений в процессе ознакомления с окружающим миром / В. А. Зебзеева, М. П. Солодовникова. – 2015. – № 4. – С. 137-143.
17. Илимдарова, А. Б. Формирование и развитие рефлексии у младших школьников в учебной деятельности / А. Б. Илимдаров // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 2. – С. 157-163.
18. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 783 с.
19. Климович, Е. Н. Наблюдательность, зачем она нужна и как ее развивать / Е. Н. Климович // Народная асвета. – 2009. – № 8. – С. 16-18.
20. Климович, Л. И. Лес – наряд Земли. Урок по предмету «Человек и мир» в 3 классе / Л. И. Климович // Пачатковая школа. – 2017. – № 1. – С. 52-54.
21. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М. : Академия, 2004. – 258 с.
22. Концепция учебного предмета «Человек и мир» (начальная школа) // Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya/kontseptsii-uchebnykh-predmetov.html. – Дата доступа :
23. Лобчук, Е. И. Составление сочинения по наблюдению : совет методиста / Е. И. Лобчук // Воспитание и обучение. – 2013. – № 10. – С. 32-35.
24. Луговая, Е. С. Урок по предмету «Человек и мир» в 3 классе «Растения и животные нашего края» / Е. С. Луговая // Пачатковае навучанне. – 2009. – № 4. – С. 22-25.
25. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 583 с.
26. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей / Т. Д. Марцинковская. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 176 с.
27. Минаева, В. М. Учебный курс «Человек и мир»: цели и задачи в современной школе / В. М. Минаева // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2007. – № 2 (44). – С. 32-36.
28. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
29. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2003. – Кн. 1. – 652 с.
30. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2002. – 336 с.
31. Образовательный стандарт начального образования: Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=W21933745p. – Дата доступа :
32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 452 с.
33. Осипова, О. М. Организация наблюдений с младшими школьниками в курсе окружающий мир / О. М. Осипова, А. Р. Бекирова // Проблемы современного пед. образования. – 2017. – № 2. – С. 250-256.
34. Павловская, Н. К. Развитие наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсий в природу / Н. К. Павловская // Аллея науки. – 2017. – № 13. – С. 899-905.
35. Пастушкова, М. А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М. А. Пастушкова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007. – № 44. – С. 410-413.
36. Подоляк, Д. О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру / Д. О. Подоляк // Начальная школа. – 2014. – № 9. – С. 57-60.
37. Рылушкин, В. И. Познаем мир природы : материал для организации экскурсий с детьми / В.И. Рылушкин. – Мозырь : Содействие, 2006. – 119 с.
38. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
39. Северин, С. Н. Формирование у младших школьников нравственного отношения к природе как самоценности. Пособие для педагогов / С. Н. Северин. – Мн. : Народная асвета, 2006. – 104 с.
40. Сигай, С. Н. Планы-конспекты уроков по предмету «Человек и мир». 3 класс. Практическое пособие для педагогов / С. Н. Сигай. – Мозырь : Белый ветер, 2014. – 110 с.
41. Слободчиков, В. И. Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. – 400 с.
42. Соломина, Н. В. Психолого-педагогические условия развития восприятия в младшем школьном возрасте / Н. В. Соломина // Научный альманах. – 2016. – № 5-3 (19). – С. 550-554.
43. Степанова, О. В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О. В. Степанова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 22. – С. 94-99.
44. Тимошкина, Н. В. Наблюдение как метод изучения окружающего мира в начальной школе / Н. В. Тимошина, Е. Г. Черткоева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. – С. 1-5.
45. Ткаченкова, А. Д. Экологическое образование и воспитание младших школьников. Опыт и методические рекомендации / А. Д. Ткаченкова, В. И. Рылушкин. – Мозырь : Белый ветер, 2008. – 84 с.
46. Трафимова, Г. В. Учебный предмет «Человек и мир». 3 класс : учебное пособие для 3 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – Мн. : Национальный институт образования, 2018. – 144 с.
47. Трофимова, Г. В. Методические рекомендации по предмету «Человек и мир» / Г. В. Трофимова, С. А. Трофимов. – Мн. : Народная асвета, 2009. – 104 с.
48. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина // Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89-94.
49. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для IІI класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2018-2019-uchebnyj-god/201-uchebnye-predmety-i-iv-klassy/1267-3-klass.html. Дата доступа:
50. Учебный предмет «Человек и мир» во 2 классе : учеб.- метод. пособие для учителей / Т. А. Ковальчук, В. М. Вдовиченко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 117 с.
51. Шеститко, И. В. О понятии рефлексии в условиях ее формирования в младшем школьном возрасте / И. В. Шеститко // Адукацыя i выхаванне. – 2003. – № 5. – С. 67-69.
52. Шипунова, Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста : методическое пособие / Т. Я. Шипунова. – Новосибирск, 2013. – 170 с.
53. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1990. – 463 с.
54. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты контрольного этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты занятий для учащихся 3 класса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты