Реорганизация и ликвидация юридических лиц
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Реорганизация и ликвидация юридических лиц»
по дисциплине: «Правоведение»
2018
251.00 BYN
Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А ЗАЯВЛЕНИЕ о ликвидации юридического лица.
Поделиться
Введение
1 Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие реорганизации юридических лиц
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2 Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Порядок ликвидации юридических лиц
3 Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня в научной и учебной литературе проблемы реорганизации и ликвидации юридических лиц затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер.
Реорганизация – это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий, направленных на достижение конкретного результата. Сегодня одной из проблем, с которыми сталкиваются субъекты хозяйствования при необходимости проведения реорганизации, – недостаточность правовой регламентации настоящего процесса.
Данный вопрос весьма серьезен, ведь количество этапов реорганизации может отличаться в зависимости от формы реорганизации и организационно-правовой формы реорганизуемых субъектов.
Несовершенство и противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к возникновению определенных проблем при проведении реорганизации юридических лиц.
Актуальность настоящей дипломной работы связана с тем, что в нынешних условиях нестабильной экономической ситуации в Республике Беларусь, когда под влиянием объективных обстоятельств ежедневно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм, вопрос правильного правового оформления реорганизации и ликвидации (прекращения) юридических лиц приобретает особую значимость.
Регулярно меняющееся законодательство и, как следствие, отсутствие научных трудов, рассматривающих проблему прекращения деятельности юридических лиц в полном объеме, а также наличие некоторых недостатков в правовом регулировании, и, как следствие, проблемы его практического применения, делают изучаемую тематику особенно актуальной. Поэтому исследование, направленное на раскрытие и анализ правовых проблем ликвидации юридических лиц, безусловно, имеет научный и практический интерес.
Целью дипломного исследования является характеристика реорганизации и ликвидации юридических лиц в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие реорганизации юридических лиц;
- рассмотреть формы и порядок реорганизации юридических лиц;
- охарактеризовать понятие и виды ликвидации юридических лиц;
- рассмотреть порядок ликвидации юридических лиц;
- дать характеристику гарантий прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Объект исследования дипломной работы – общественные правоотношения, возникающие в реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Предмет исследования – соответствующие нормы права Республики Беларусь, регламентирующие основы и порядок реорганизации юридических лиц.
Нормативную основу работы составили нормативные правовые акты Республики Беларусь (Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (далее – ГК), Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение № 1) и иные нормативные правовые акты), а также нормативные правовые акты зарубежных стран.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и российских ученых: С. С. Вабищевич, О. Р. Годунина, А. С. Головачева, А. В. Каравай, О. М. Куницкой, В. Ф. Попондуполо, И. Ю. Мухачева, А. Смольского и других. В частности, Д. Северин подробно рассмотрел добровольную ликвидацию, его статья размещена в журнале Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Д. А. Федорцов большое внимание уделил основаниям для ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и примерам из судебной практики на данную тему. Р. И. Филипчик подробно изучил некоторые вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц.
При написании дипломной работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех разделов, заключения и списка использованных в работе источников.
1 Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие реорганизации юридических лиц
Экономика любой страны представляет собой сложную макросистему, в которой экономические системы-предприятия представляют ее элементы. В роли управляющего элемента в макросистеме выступает государство, которое представляет собой властную структуру, устанавливающую «правила игры» на рынке и своими предписаниями воздействующую на условия функционирования предприятий.
Предприятием в процессе функционирования проходятся различные стадии своего существования – создание, реорганизация, реструктуризация, санация, банкротство и ликвидация [1, с. 26].
Создание предприятия (юридического лица) происходит путем регистрации его как субъекта хозяйствования в соответствующих органах исполнительной власти.
Решение о создании предприятия (юридического лица) должно исходить от владельца капитала или других необходимых ресурсов. При этом наличие финансовых ресурсов иногда может и не играть решающей роли – обязательна и наиболее важна полезная, конструктивная, эффективная идея, сплачивающая людей и подвигающая их к тому, чтобы достать деньги для создания предприятия.
В случае, если предприятие как хозяйствующий субъект после своего создания не сможет закрепиться в рыночной структуре, оно будет стараться «остаться на плаву» и вступает в период реорганизации, который связан с созданием или закрытием различных функциональных подразделений, их слиянием их, т.е. с изменением организационной структуры предприятия.
В настоящее время в цивилистической науке различают два вида прекращения деятельности юридического лица: реорганизация (ст. 53 ГК), при которой происходит правопреемство – переход обязанностей реорганизуемого юридического лица к другим лицам (ст. 54 ГК), и ликвидация (ст. 57 ГК) – т.е. прекращение юридического лица без перехода его нрав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Некоторыми авторами (Р. Г. Мешаковым, И. Т. Огаревой и др.) отдельно выделяется порядок, при котором осуществляется прекращение юридического лица при его несостоятельности (банкротстве) [2, с. 49].
В конце XIX и начале XX века прекращением юридического лица рассматривалась только ликвидация (Г. Ф. Шершеневич [3] и др.). Постепенно наряду с ликвидацией законодателем к одному из способов прекращения юридических лиц была отнесена реорганизация. Именно два данных института на настоящее время составляют категорию прекращения юридического лица. При этом большинство ученых-цивилистов не дают определения данного процесса, а лишь указывают, что юридическое лицо прекращается путем реорганизации или ликвидации. Так, Ю. П. Мажугов определяет различие между данными способами прекращения юридических лиц в зависимости от наличия или отсутствия правопреемства [4, с. 23]. Однако, Ю. П. Мажугов отмечает, что реорганизация юридических лиц долгое время не рассматривалась наукой как способ прекращения юридических лиц [4, с. 24].
Термин «прекращение юридического лица» достаточно давно существует в цивилистике.
Под «прекращением» понимается прекращение юридическим лицом осуществления своих прав и обязанностей. Это означает, что после прохождения процедуры ликвидации, юридическое лицо утрачивает весь комплекс своих прав и обязанностей перед кредиторами. Из чего следует и дальнейшая невозможность осуществления юридическим лицом какой-либо самостоятельной деятельности от своего имени [5, с. 116].
В белорусском ГК термин «прекращение юридического лица упоминается в ст. 57 ГК как результат ликвидации. Однако данное понимание прекращения юридического лица является узким, т.к. реорганизация также является одним из способов прекращения деятельности юридического лица, хоть об этом и не указано в ГК. В конце XIX и начале XX века прекращением юридического лица рассматривалась только ликвидация (Г. Ф. Шершеневич [3] и др.).
По нашему мнению, под прекращением юридического лица предлагается понимать правовой процесс (процедуру), в результате применения которого прекращается правосубъектность юридического лица. Вышеуказанная позиция позволяет подчеркнуть общие черты институтов ликвидации, реорганизации (за исключением выделения) и банкротства.
Прекращение юридического лица как процедура приводит к прекращению правосубъектности юридического лица, которая включает в себя правоспособность, то есть способность иметь права и обязанности и дееспособность, способность своими действиями приобретать и осуществлять права, а также создавать и исполнять обязанности.
Прекращение юридического лица предлагается рассматривать как более широкое понятие. Прекращение юридического лица как процесс, приводящий к общему для различных институтов последствию – гибели юридического лица, – может являться следствием применения различных институтов, некоторые из которых имеют общие черты. Различаются эти институты основаниями и порядком применения.
При анализе способов прекращения деятельности юридических лиц в юридической литературе большее внимание традиционно уделяется нормам, посвященным реорганизации. А. С. Сергеев предполагает, что это связано с тем, что, во-первых, имущественная масса остается в обороте и ее судьба нуждается в четком регулировании, во-вторых, при реорганизации затрагиваются интересы более широкого круга лиц (например, при слиянии – интересы организации, которая включает в себя прекращенное юридическое лицо, чего нет при ликвидации) [6, с. 26].
2 Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
Легальное определение ликвидации содержится в ГК [15, п. 1 ст. 57]: «ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами». Анализируя данное определение можно прийти к выводу, что ликвидация и прекращение деятельности – понятия, наделенные причинно-следственной связью, а значит, тождественными быть не могут. Так, под ликвидацией могла бы пониматься процедура, а под прекращением деятельности – фактическое прекращение, неосуществление предпринимательской деятельности. Однако об обратном свидетельствует употребление объединяющего термина «ликвидация (прекращение деятельности)» в Положении №1 [34].
Установившейся практикой является рассмотрение ликвидации в качестве одного из способов прекращения деятельности и определение ликвидации через отграничение от реорганизации, т.е. аналогичным с нормой ГК [15, ст. 57] образом: «в отличие от реорганизации юридического лица его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства» [8, с. 360].
Иначе, однако не без параллели с реорганизацией, сформулировала определение С. С. Вабищевич: «Ликвидация представляет собой прекращение правосубъектности коммерческой организации без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам, если иное не предусмотрено нормами законодательных актов. Ликвидация, так же как и реорганизация, может быть добровольной и принудительной» [35, с. 275]. Д. Северин также определил ликвидацию как «форму прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей» [36, с. 15].
В литературе встречается несколько позиций относительно правовой природы ликвидации юридического лица. Одни авторы полагают, что она представляет собой юридический факт, другие понимают под ней определенный юридический процесс. Несмотря на существование обеих точек зрения, большинство цивилистов все же сходятся в том, что ликвидация – это, прежде всего, процедура, состоящая из определенных стадий и включающая в себя совершение определенных действий, предусмотренных гражданским законодательством. К примеру, А. В. Габов определяет ликвидацию как «процедуру, юридический состав, результатом которого является внесение в ЕГР записи о прекращении юридического лица» [5, с. 160], а А. П. Сергеев рассматривает её как «процедуру, направленную на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам» [36, с. 324]. Следовательно, ликвидация – это процесс, а прекращение представляет собой результат этого процесса – юридический факт.
Стоит отметить, что на сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является проблема соотношения ликвидации и прекращения коммерческой организации.
Термин «ликвидация» происходит от латинского liquidatio – окончание дела, в современное понимание данного термина вкладывается несколько значений [37, с. 69]. Так, под ликвидацией можно понимать прекращение какого-либо субъекта или деятельности: например, ликвидация предприятия. В то же время термин «ликвидация» может быть применен в отношении какого-либо социального явления: например, ликвидация неграмотности, ликвидация буржуазии. Ликвидацией можно назвать также уничтожение какого-либо объекта: например, ликвидация оружия массового поражения. Если же мы рассматриваем ликвидацию хозяйственного общества, которая осуществляется в соответствии с действующими нормами права, то в данный термин вкладывается уже несколько иной смысл, во многом зависящий от воли законодателя.
Ликвидация как юридический факт означает прекращение деятельности юридического лица, т.е. всей совокупности прав и обязанностей, составляющей объем деятельности конкретного юридического лица – его правосубъектности. Это же происходит и с возникшими в результате деятельности юридического лица общественными отношениями – они прекращаются в момент завершения его ликвидации [15, п. 8 ст. 59].
Представляется уместным рассматривать ликвидацию коммерческой организации как явление, противоположное по направленности действий ее созданию, образно говоря, симметричное. Такой подход, по всей видимости, явился системообразующим для утратившего силу Положения о государственной регистрации и ликвидации и для ныне действующего Положения № 1. Такая симметрия обнаруживается практически на каждом этапе соответствующей процедуры и вполне может выступить ключом к пониманию сущности ликвидации.
Таким образом, ликвидация – это процедура, цель которой состоит в прекращении правосубъектности юридического лица, посредством выполнения требований, установленных для исключения лица из Единого государственного регистра юридических лиц.
Главной целью ликвидации является обнаружение, установление и исполнение основных обязанностей юридического лица перед кредиторами и иными лицами. При этом сама процедура ликвидации рассчитана, прежде всего, на защиту прав и интересов кредиторов. Это объясняется тем, что, поскольку остатки имущества ликвидированного юридического лица поступают в собственность его учредителей (участников), они в большей степени заинтересованы в сохранении этого имущества, а, значит, при проведении ликвидации юридического лица возможны злоупотребления с их стороны. Именно поэтому, ликвидация должна проходить и осуществляться под строгим и независимым контролем специализированного органа, осуществляющего государственную регистрацию юридического лица. В этих целях, в ГК предусмотрена отдельная статья 60, посвященная защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.
3 Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц
Для начала рассмотрим гарантии прав кредиторов при реорганизации юридических лиц.
Реорганизация – комплекс действий, направленных на изменение организационной структуры бизнеса. Как правило, реорганизация бизнеса может быть связана с причинами, к которым можно отнести, например, расширение сферы деятельности, когда требуется создание совместного предприятия или вхождение в бизнес инвестора.
Из определения ст. 288 ГК «Понятие обязательства и основания его возникновения» можно вывести определение понятия «кредитор». Кредитор – это сторона обязательства, в чью сторону должно быть совершено определенное действие, как-то: передача имущества, выполнение работы т.п., либо воздержаться от определенного действия. В свою очередь кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Поскольку своего единообразного законодательного закрепления понятие «кредитор» в процессе реорганизации не получило, существуют различные теоретические подходы. Ключевым моментом в этом вопросе является спор о том, необходимо ли причислять к числу кредиторов только контрагентов юридического лица или же к ним относятся и граждане, состоящие в трудовых отношениях, и налоговые органы, и внебюджетные фонды. Исходя из ст. 288 ГК, можно определить, что действующее законодательство в качестве кредиторов признает лишь контрагентов.
Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника. В этих случаях к юридическому лицу – правопреемнику переходят не только новые права, но и новые обязанности, а последние могут оказаться весьма значительными.
Для кредитора наиболее потенциально опасна реорганизация в форме разделения и выделения, поскольку в этих случаях происходит уменьшение имущественной базы юридического лица.
Законодательство прямо не запрещает передачу при реорганизации одному юридическому лицу исключительно обязанностей, а другому – активов реорганизуемого юридического лица. В данном случае кредиторы могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения и выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам.
Изменение организационно-правовой формы тоже влечет ряд последствий, как для участников юридических лиц, так и для третьих лиц, а именно кредиторов. Следствием изменения организационно-правовой формы является изменение объема ответственности юридического лица и его учредителей.
Так, например, при реорганизации полного товарищества в акционерное общество полные товарищи становятся акционерами. Если раньше, будучи полными товарищами, участники отвечали по обязательствам товарищества своим имуществом перед кредиторами, то, став акционерами, они уже не будут нести ответственность, поскольку такая форма коммерческой организации, как акционерное общество, не предусматривает субсидиарную ответственность участников по долгам общества.
Кредиторам реорганизуемого юридического лица предоставляются следующие гарантии:
- право кредиторов на получение информации о предстоящей реорганизации юридического лица;
- право кредиторов реорганизуемого юридического лица требовать досрочного исполнения обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и связанных с этих убытков, если права требования кредитора возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица;
- наличие солидарной ответственности вновь созданных (продолжающих деятельность) юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами, в случае, если требования последних о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков были удовлетворены после завершения реорганизации.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГК собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Законодательство не устанавливает никаких требований к содержанию уведомления, кроме формы – письменной. Я. И. Функ полагает, что такое уведомление должно содержать проект разделительного баланса на дату принятия решения о реорганизации либо проект передаточного акта [25, с. 153-154].
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Реорганизация всегда связана с прекращением реорганизуемого юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения), влечет возникновение правопреемства.
Выделяют два виды реорганизации юридических лиц: добровольную и принудительную.
По нашему мнению, сегодня реорганизация юридических лиц – это уникальный многозадачный правовой механизм, позволяющий найти оптимальное решение таких проблем, как столкновение интересов участников (корпоративные конфликты), желание продать готовый бизнес, необходимость изменения основного профиля деятельности компании, нежелание ликвидировать компанию, имеющий устойчивый характер неплатежеспособности.
2. В законодательстве Республики Беларусь реорганизация юридических лиц осуществляется в 5 формах – слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Каждая из предусмотренных ГК форм реорганизации характеризуется определенными, присущими только ей признаками, которые необходимо учитывать при выборе конкретной формы. Вместе с тем, имеют место и общие признаки, характерные для нескольких форм реорганизации. Также можно утверждать о наличии универсальных признаков, в равной степени относящихся ко всем формам. В качестве такого признака можно выделить, в частности, правопреемство, являющееся основным признаком реорганизации.
3. Ликвидация юридического лица представляет собой довольно сложный и длительный процесс, состоящий из нескольких стадий. Это обусловлено тем, что при осуществлении процедуры ликвидации необходимо удовлетворить интересы всех участвующих в ней лиц: как кредиторов и участников (учредителей), так и третьих лиц (работников предприятия и т.п.). Тем не менее, в связи с тем, что не существует нормативно-правового акта, регулирующего единый порядок ликвидации для всех организационно-правовых форм юридических лиц, на практике встречается довольно много ошибок при осуществлении данной процедуры.
4. Ликвидация организации (предприятия) может быть осуществлена в добровольном порядке, то есть по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной. В таком случае ликвидация осуществляются в общем порядке ликвидации юридических лиц.
5. Установленные гарантии для кредиторов реорганизуемых юридических лиц (право на получение информации о предстоящей реорганизации юридического лица; право требовать досрочного исполнения обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и связанных с этим убытков, если права требования кредитора возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица; наличие солидарной ответственности) являются недостаточными для действенной защиты их интересов. Целесообразно внести изменения в п. 1 ст. 56 ГК, установив четкий срок для уведомления кредиторов, а также установив для реорганизуемых лиц обязанность публичного уведомления о реорганизации, изложив её в следующей редакции: «Реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет с последующим опубликованием в печатных средствах массовой информации».
1. Байнев, В. Ф. Экономика предприятия н организация производства : учеб. пособие / В. Ф. Байнев. – Минск: БГУ, 2003. – 205 с.
2. Мешаков, Р. Г. Гражданское право : учебник / Р. Г. Мешаков. – Полоцк: Типография «Наследие Ф. Скорины», 2015. – 450 с.
3. Шершеневич, Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.) / Г. Ф. Шершеневич. – М.: Спарк, 1994. – 335 с.
4. Мажугов, Ю. П. Прекращение юридического лица по законодательству Республики Беларусь : автореф. дисс……канд. юрид. наук / Ю. П. Мажугов. – Минск: БГУ, 2015. – 155 с.
5. Габов, А. В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57 – 65 Гражданского кодекса Российской Федерации: постат. / А. В. Габов. – М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. – 203 с.
6. Сергеев, А. С. Реорганизация юридических лиц / А. С. Сергеев // Гражданское право. – 2013. – № 2. – С. 25–29.
7. Витушко, В. А. Гражданское право. Общая часть / В. А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2015. – 350 с.
8. Чигир, В. Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный) / В. Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2015. – 1040 с.
9. Долинская, В. В. Корпоративное право: учебник / В. В. Долинская, А. Ю. Кабалкин. – М.: Юрид. лит., 2012. – 200 с.
10. Каменков, В. Актуальные вопросы реорганизации юридических лиц / В. Каменков // Библиотечка журнала «Юрист». – 2005. – № 11. – С. 2–10.
11. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Респ. Беларусь, 12 дек. 2013 г., № 94-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2018. – № 98-З. – 2/2536.
12. Чигир, В. Ф. Гражданское право: учебник / В. Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2014. – 544 с.
13. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 января 2017 г. – Минск: НЦПИ, 2018. – 336 с.
14. Паращенко, В. Н. Хозяйственное право. Общие положения / В. Н. Паращенко. – Минск: Веды, 2012. – 315 с.
15. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 17 июля 2018 г. – Минск: НЦПИ, 2018. – 656 с.
16. Гражданское право: учебник: в 3 т. / А. В. Каравай [и др.]; под общ. ред. В. Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2008. – Т. 1. – 864 с.
17. Зубков, А. П. Предприятие как субъект хозяйствования / А. П. Зубков. – Витебск: ВГУ, 2016. – 156 с.
18. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 13 ноября 2017 г. – Минск: НЦПИ, 2018. – 272 с.
19. Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 18 октября 2016 г. – Минск: Регистр, 2017. – 736 с.
20. Коровайко, А. В. Реорганизация хозяйственных обществ. Теория, законодательство, практика: учеб. пособие / А. В. Коровайко – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 112 с.
21. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: текст Кодекса по состоянию на 17 июля 2018 г. – Минск: Регистр, 2017. – 256 с.
22. Функ, Я. И. Административная ответственность новых лиц при реорганизации (Круглый стол) / Я. И. Функ, М. Денисюк, Е. Малиновский // Юрист. – 2011. – 11. – С. 71–78.
23. Чиканов, А. Р. Правопреемство при реорганизации юридического лица / А. Р. Чиканов // Гражданское право. – 2013. – № 5. – С. 67–69.
24. Суханов, E. A. Гражданское право. В 4 т. Т. I: Общая часть / Е. А. Суханов. – М.: «Волтерс Клувер», 2008. – 720 с.
25. Функ, Я. И. Курс бизнес-права: гражданско-правовое основы организации предпринимательской деятельности: в 3 кн. Кн. 1. Коммерческие организации (корпоративные формы организации предпринимательской деятельности) / Я. И. Функ. – Минск: Амалфея, 2005. – 544 с.
26. Шапкина, Г. С. Арбитражно-судебная практика применения Федерального закона «Об акционерных обществах» / Г. С. Шапкина. – М., 1997. – 86 с.
27. Шелковская, Е. А. Цикл жизни предприятия как хозяйствующего субъекта / Е. А. Шелковская // Проблемы управления. – 2015. – С. 28–32.
28. Шуленкова, З. П. Экономика организации: учебник / З. П. Шуленкова. – Минск: Аверсэс, 2016. – 350 с.
29. Брагинский, М. И. Договорное право: в 2 кн. Кн. 1: Общие положения / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М.: Статут, 2009. – 354 с.
30. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/. – Дата доступа:
31. Гражданский кодекс Украины [Электронный ресурс] / Правовед. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravoved.in.ua/section-kodeks/82-gku.html. – Дата доступа:
32. Гражданский кодекс Казахстана [Электронный ресурс] / Законодательство Казахстана. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1006061#pos=3;-299. – Дата доступа:
33. Гражданский кодекс Узбекистана [Электронный ресурс] / Законодательство Узбекистана. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.lex.uz/acts/111181. – Дата доступа:
34. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
35. Вабищевич, С. С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности: моногр. – в 2 т. / C. С. Вабишевич – Минск: Молодежное, 2008. – Т.1. – 498 с.
36. Сергеев, А.П. Гражданское право: учеб. в 3 т. / А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – Т.1. – 784 с.
37. Саргсян, А. А. К вопросу о ликвидации юридических лиц в принудительном порядке по законодательству Российской Федерации / А. А. Саргсян // Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: оценки, предложения, прогнозы: Муромцевские чтения: материалы XIII Междунар. науч. конф. – М., 2013. – 500 с.
38. Коуз, Р. Г. Фирма, рынок и право / Р. Г. Коуз. – М.: Новое изд-во, 2007. – 224 с.
39. Афанасьева Е. Г. Корпоративное право: учебник / Е. Г. Афанасьева, В. Ю. Бакшинскас, Е. П. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2015. – 648 с.
40. Экономическая несостоятельность (банкротство) [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/zakonodatelstvo/ekonomichesk aya_nesosotoyatelnost. – Дата доступа:
41. В 2015 году количество ликвидированных юридических лиц выросло на 21,2 % [Электронный ресурс] / Бизнес новости. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://doingbusiness.by/likvidaciyaregistraciya. – Дата доступа:
42. Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В. А. Белов. – М.: Высшая школа, 2005. – 349 с.
43. Попондопуло, В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник / В. Ф. Попондуполо. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 800 с.
44. Карева, И. Д. К вопросу о принудительной ликвидации юридических лиц: проблемы теории и практики / И. Д. Карева // МНСК-2017: государство и право: м-лы 55-1 Межд. науч. студ. конф. М., 2017. С. 114.
45. Мельников, А. А. Граждансок-правовое регулирование прекращения деятельности юридических лиц: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. А. Мельников. – М., 1997. 27 с.
46. Закон КНР «О банкротстве предприятий» 2006 года [Электронный ресурс] / Законодательство Китая. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy. – Дата доступа:
47. Гражданский кодекс Германии 1896 года [Электронный ресурс] / Pravo.ua. – Минск, 2018. – Режим доступа: drjv.org. – Дата доступа:
48. О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 22 дек. 2006 г., № 18 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2013. – № 2. – 6/1275.
49. О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 апр. 2009 г., № 469// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 97. – 5/29602.
50. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
51. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 57-З // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 268-З. – 2/2266.
52. Войтович, Г. И. О праве кредитора реорганизуемого лица на информацию / Г. И. Войтович // Материалы Белорусского государственного экономического университета. – 2013. – С. 103–105.
53. Бакулина, Е. В. Совершенствование правового регулирования реорганизации хозяйственных обществ: автореф. дис. ... канд. юрд. наук: 12.00.03 / Е. В. Бакулина; Рос. гос. ин-т интеллект. собственности. – М., 2004. – 26 с.
54. Агапова, О. И. Защита прав кредиторов при реорганизации юридических лиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / О. И. Агапова; Рос акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2007. – 32 с.
55. Об экономической несостоятельности (банкротстве) : Закон Респ. Беларусь, 13 июл. 2012 г., № 415-З // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 104-З. – 2/2102.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А ЗАЯВЛЕНИЕ о ликвидации юридического лица.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты