Формирование общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Формирование общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции»
по дисциплине: «Дефектология»
2018
251.00 BYN
Формирование общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Дефектология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты обследования уровня сформированности учебно-организационных умений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока во 2 классе по литературному чтению.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 Понятие образовательной интеграции
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития
1.3 Особенности развития общеучебных умений учащихся в онтогенезе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
3.1 Методические рекомендации по формированию общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование общеучебных умений и навыков является одной из приоритетных задач современного образования, предопределяющих успешность всего школьного обучения. Особое значение разработки и использования эффективных средств по формированию общеучебных умений уделяется в начальных классах, когда закладывается фундамент школьной успеваемости, формируется учебная мотивация.
Важность формирования общеучебных умений заключается в том, что общеучебные умения отражают деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции. Формирование общеучебных умений обеспечивает развитие интеллектуальных способностей учащихся, развитие способности к самообразованию, а также социальную адаптацию личности.
Формирование общеучебных умений у детей может осложняться наличием у детей различного рода нарушений в развитии. В настоящее время в нашей стране наблюдается рост количества детей с особенностями психофизического развития. Успешная жизнедеятельность и развитие детей с особенностями психофизического развития в учреждении образования во многом обусловлено реализацией специальных образовательных условий, необходимость которых возникает по причине наличия индивидуальных особенностей психофизического развития. Дети этой категории могут сталкиваться с трудностями в установлении социальных контактов и поддержанием общения, с ограничениями в ситуации взаимодействия, самостоятельности и инициативности. Именно специальная образовательная среда призвана обеспечить успешное функционирование, учитывая индивидуальные и психолого-педагогические характеристики детей с особенностями психофизического развития. Такие дети нуждаются в специализированной поддержке и помощи со стороны социального окружения и системы, в которую они включены.
В нашей стране в последние годы наблюдается готовность общества и составляющих его социальных групп, отдельных людей к интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с лицами с особенностями психофизического развития. В настоящее время в Республике Беларусь сформировалось новое отношение к детям с особенностями психофизического развития, которое заключается в признании их обучаемости, равноправии при получении образования. Потому сегодня происходит увеличение количества классов интегрированного обучения и воспитания в общеобразовательных школах. Дети с особенностями психофизического развития обучаются по программам специального образования в учреждениях общего среднего образования.
В учреждениях образования создаются условия для обучения всех детей с учетом их особых потребностей и возможностей. Интегрированное обучение сегодня реализуется путем включения всех учащихся класса в социальное взаимодействие, педагогического руководства преодолением адаптивного когнитивного кризиса, обусловленного различной подготовленностью к обучению и различными возможностями и потребностями детей, и адаптивного поведенческого кризиса, вызванного отчужденностью учащихся с психофизическими нарушениями. Научно разработанные модели интегрированного обучения и его психолого-педагогического сопровождения позволяют создать оптимальные условия для всех учащихся, осуществлять необходимую коррекционную помощь и обеспечивать успешную интеграцию в обществе.
В условиях интеграции важно особое внимание уделять коррекционно-педагогической работе по формированию общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития. Уровень сформированности общеучебных умений обеспечивает успешность обучения в школе. Успешность этой работы невозможна без обеспечения необходимого адаптивного образовательного пространства с учетом особенностей детей с особенностями психофизического развития.
Сущность и механизмы социальной и образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития являются предметом специальных педагогических исследований, что является общемировой тенденцией. Необходимость этих исследований обусловлена противоречием между повышением числа детей с особенностями психофизического развития и признанием ценности каждого ребенка независимо от нарушений в развитии, а также противоречием между сложившимися общепедагогическими подходами и необходимостью их включения в общество.
Проблема образовательной интеграции является достаточно разработанной. Белорусскими учеными, методистами и практиками (Т.В. Варенова [7], С.Е. Гайдукевич [9], А.М. Змушко [18], А.Н. Коноплева [24], В.В. Хитрюк [54]) освещены такие вопросы, как средовый, компетентностный подходы в инклюзивном образовании; формирование коммуникативной компетенции учащихся в условиях интегрированного обучения; инклюзивное образование как условием социализации учащихся и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 Понятие образовательной интеграции
Понятие «интеграция» (integratio – соединение, восстановление, восполнение) рассматривается как процесс развития, результатом которого выступает достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных элементов. Этот термин имеет несколько значений: как объединение каких-либо частей в целое и как процесс взаимного приспособления и объединения. Рассматривая понятие «интеграция» в психолого-педагогической литературе, можно выделить два аспекта: социальный и педагогический (образовательный).
Социальная интеграция предполагает «вхождение» детей с особенностями психофизического развития в систему социальных отношений конкретного социума на основе усвоения социального опыта с учетом его индивидуальных особенностей. Проблемы социальной интеграции детей с особенностями психофизического развития вызваны как особенностями, связанными с нарушениями развития, и недостаточным уровнем развития самого общества, по причине традиционных взглядов становится труднодоступным для детей с особенностями психофизического развития [55, с. 40].
В качестве важнейшего условия социальной интеграции выступает подготовка общества к принятию детей с особенностями психофизического развития, которая предполагает формирование необходимой нормативно-правовой и законодательной базы. С помощью нее регламентируются благоприятные условия для интеграции, воспитание положительного отношения людей к детям с особенностями психофизического развития, преобразование среды для комфортного состояния этих детей [46, с. 56].
Образовательная интеграция предполагает разного рода модели совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников, и рассматривается как средство социальной реабилитации. Основой современной теории образовательной интеграции выступает антропологический подход, согласно которому человек является уникальным субъектом во всем многообразии проявления индивидуальных свойств и личностных качеств [55, с. 41].
Таким образом, под интеграцией в широком смысле слова понимается включение ребенка с особенностями психофизического развития в социальную среду, а в узком смысле – включение ребенка с особенностями психофизического развития в массовую школу; процесс совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников.
Образовательная интеграция представляет собой средство, инструмент, возможность создания для детей с особенностями психофизического развития наиболее благоприятных условий развития и обучения, первой ступенью социальной интеграции. В Кодексе Республики Беларусь об образовании интегрированное обучение и воспитание определяется как организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития происходят одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (п. 3 с. 267) [23].
Инклюзивное образование рассматривается как процесс совместного воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития и нормально развивающихся сверстников [33, с. 162]. Психологом Э. Зиглером интегрированное обучение определяется в качестве временной, учебной и социальной интеграции отдельных «особенных» детей с их нормальными сверстниками, которая основана на постоянной оценке индивидуальных образовательных потребностей и требует четкого распределения ответственности за его содержание и планирование, осуществляемое специально подготовленными специалистами [17, с. 21].
По мнению А.Н.Коноплёвой, образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечивается комплекс условий, необходимых для приобретения учащимися опыта положительного социального взаимодействия. Интегрированное обучение предполагает определение для каждого ребенка с особенностями психофизического развития индивидуальной траектории образования при признании его уникальности, прав на личное достоинство и принадлежность к социуму. В организации интегрированного обучения и воспитания первостепенная задача заключается в обеспечении взаимодействия всех учащихся в классе [24, с. 49].
Интегрированное обучение выступает как одно из условий интеграции. Интегрированное обучение является наиболее эффективным для детей с незначительными нарушениями развития при условии четко налаженной деятельности службы сопровождения. В качестве важного условия эффективности интегрированного обучения выступает обеспечение специальных условий жизнедеятельности для детей с особенностями психофизического развития в структуре массового учреждения образования (в частности, адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения, наличие специального оборудования и приспособлений и др.) [25, с. 18].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
Цель исследования: выявить состояние общеучебных умений у детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.
Задачи исследования:
1) подобрать методы и методики обследования, сформировать выборку исследования;
2) провести обследование состояния общеучебных умений у детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития;
3) провести формирующий эксперимент, направленный на формирование общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции и оценить его эффективность.
База и выборка исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 31 г. Гомеля». В школе функционируют классы интегрированного обучения. Всего в исследовании приняли участие 20 учащихся 2-классов. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), контрольную группу составили 10 учащихся без речевых нарушений. Возраст испытуемых – 7-8 лет.
Состояние общеучебных умений у детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития оценивалось по следующим показателям:
1. Учебно-организационные умения. Принимались во внимание две группы: организационные умения внешней деятельности (связанные с гигиеной труда, режимом) и организационные умения внутренней деятельности. К первой группе отнесены умения выполнять советы учителя по подготовке рабочего места, пользованию учебными принадлежностями, соблюдению правильной осанки за рабочим местом, правил гигиены учебного труда. Ко второй группе отнесены умения понимать учебную задачу; соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи и домашней учебной работы; сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации; осуществлять контроль, самоконтроль, взаимоконтроль деятельности.
2. Учебно-информационные умения (работа с книгой и другими источниками информации): правильно, сознательно читать текст в соответствии с требованием программ; найти нужную страницу, текст, читать и понимать задание, отвечать на вопросы, данные в учебной книге; выделить главное в тексте, составлять простой и сложный план, сопоставлять); работать по образцам, данным в учебнике.
3. Учебно-коммуникативные умения (культура устной и письменной речи): уметь отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы; устный пересказ прочитанного по плану; умение вести монологическую и диалогическую речь в соответствии с программными требованиями этапа обучения; овладение различными видами письменных работ; оформление тетради и письменных работ.
4. Учебно-интеллектуальные умения: оперирование признаками предметов; овладение логическими действиями классификации, сопоставления на основании умений анализа, выделение главного, сравнения овладение умением элементарного эмпирического обобщения; определение знакомого понятия через род и видовое отличие; понимание смысла и правильное употребление логических связок «и», «или», «не»; понимание смысла и умение правильного употребления логических слов «все», «некоторые»; умение делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обобщения и систематизации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
Обследование состояния общеучебных умений осуществлялось с использованием методов сбора информации, предложенных Н.И.Буровой [6]:
- наблюдение за деятельностью учащихся;
- беседа с учащимися по прочитанному тексту;
- изучение продуктов деятельности (письменные работы);
- контрольные задания.
Для определения сформированности учебно-организационных умений велось наблюдение за тем, как учащиеся выполняют требования учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий, по пользованию учебными атрибутами, соблюдению требований правильной осанки и правил гигиены учебного труда.
Для определения сформированности учебно-информационных умений велось наблюдение за тем, как учащиеся работают с книгой и другими информационными источниками.
Для выявления сформированности учебно-коммуникативных умений учащимся зачитывался текст, после чего им было предложено отвечать на вопросы по тексту, пересказать текст по плану, составить письменный план.
Для выявления сформированности учебно-интеллектуальных умений использовались контрольные задания: обобщение объектов по признакам с называнием основания классификации, работа по карточкам «убери лишнее», узнавание предмета по описанию, сравнение предметов по размеру.
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
3.1 Методические рекомендации по формированию общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции
На основании результатов экспериментального исследования нами разработаны рекомендации по формированию общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции. В основе рекомендаций также лежат методы и приемы работы Н.Н.Баль [2], Н.Н.Буровой [6], Т.Н.Коренякиной [27].
Формирование общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции должно осуществляться:
- на принципах образовательной интеграции – признании равных прав и возможностей в получении образования всех детей, сопровождения, обязательной коррекционной помощи каждому ребёнку с особенностями психофизического развития, интегрированному в общеобразовательное пространство, коррекционной направленности обучения;
- на педагогических принципах: деятельностного подхода, целенаправленности, поэтапности, комплексности, индивидуального подхода – учащимся необходимо задания различной степени сложности в зависимости от уровня сформированности у них общеучебных умений на предыдущем этапе.
Формирование общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития должно осуществляться в условиях образовательной интеграции, которая предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечивается комплекс условий, необходимых для приобретения учащимися опыта положительного социального взаимодействия. В организации интегрированного обучения необходимо обеспечить взаимодействие всех детей в классе – как с особенностями психофизического развития, так и их нормально развивающихся сверстников.
Основой положительных взаимоотношений в условиях интегрированного обучения должны выступать:
- безусловное позитивное принятие каждого ребёнка;
- обеспечение успеха в совместной деятельности;
- выстраивание гуманистических отношений в классе на основе уважения личности ребёнка и его достоинства;
- позиция педагога на признание, что «все дети разные».
Эффективное осуществление работы по формированию общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции возможно при создании следующих условий:
- определение содержания общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития;
- отбор целесообразных приемов и методов формирования общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития;
- осуществление систематической и целенаправленной педагогической работы с детьми с особенностями психофизического развития с учетом индивидуальных особенностей их развития.
При работе по формированию общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции важно учитывать психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития:
- отставание в формировании психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;
- низкий уровень познавательного развития;
- отклонения в эмоционально-волевой и двигательной сферах;
- особенности игровой деятельности: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера;
- трудности в процессе общения с окружающей действительностью;
- трудности в налаживании совместной деятельности с другими детьми;
- сниженная активность во всех видах деятельности.
Уточнение содержания коррекционно-педагогической работы должно осуществляться с учетом требования к общеучебным умениям у детей с особенностями психофизического развития по каждой из четырех групп (учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные) для 1-4 классов.
Выделение целесообразных приемов формирования общеучебных умений, возможно на основании следующих аспектов:
- специальное моделирование ситуаций, которые вызывают потребность в овладении общеучебными умениями;
- целенаправленное, длительное и поэтапное формирование общеучебных умений;
- использование предметно-практической деятельности и постепенный переход на иные виды деятельности;
- практическое овладение общеучебными умениями;
- межпредметная основа овладения общеучебными умениями;
- перевод специальных умений в общеучебные.
Общеучебные умения формируются поэтапно в процессе деятельности, в условиях реализации коммуникативного принципа, с созданием и использованием речевых ситуаций. Процесс формирования общеучебных умений осуществляется на основе развития речи детей с особенностями психофизического развития. Важно предусмотреть постепенный переход от формирования общеучебных умений в условиях предметно-практической деятельности к другим видам, в том числе и речевой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования выявлено, что образовательная интеграция представляет собой включение детей с особенностями психофизического развития в массовую школу; процесс совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников. Образовательная интеграция призвана создать благоприятные условия для обучения и развития детей с особенностями психофизического развития на основе признания прав равных прав и возможностей в получении образования. У детей с особенностями психофизического развития младшего школьного возраста обнаруживается ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих общее развитие. Они характеризуются сниженным уровнем познавательной активности и отставанием в развитии познавательных процессов, речевыми нарушениями, замедленным формированием понятий и представлений об окружающем мире, нарушениями общей и мелкой моторики, затрудняющими формирование навыков в различных видах деятельности, затруднениями в сфере общения, нарушениями в эмоциональной сфере. Развитие общеучебных умений в онтогенезе происходит постепенно. Целенаправленное развитие общеучебных умений осуществляется в младшем школьном возрасте в учебной деятельности.
В результате экспериментального исследования состояния общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития установлено, что уровень сформированности общеучебных умений (учебно-организаторских, учебно-информационных, учебно-коммуникативных и учебно-интеллектуальных) выше у учащихся без речевых нарушений, чем у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Учебно-организаторские умения сформированы на среднем уровне у учащихся с тяжелыми нарушениями речи и на уровне выше среднего у учащихся без речевых нарушений. Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи выполняют советы учителя по подготовке рабочего места, пользованию учебными атрибутами, соблюдению требований правильной осанки за рабочим местом и правил гигиены учебного труда только по образцу, подражая действиям одноклассников, имеют затруднения в понимании учебной задачи и соблюдении последовательности действий при ее выполнении; частично умеют сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации; затрудняются в осуществлении самоконтроля, взаимоконтроля. Учебно-информационные умения сформированы на уровне ниже среднего у учащихся с тяжелыми нарушениями речи и на уровне выше среднего у учащихся без речевых нарушений. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи слабо развиты умения работы с книгой и другими источниками информации. Они не проявляют неуверенность в работе с компонентами учебника, не умеют найти нужную страницу, текст; затрудняются в понимании задания и ответах на вопросы, данные в учебной книге; проявляют неуверенность в выделении главного в тексте; не умеют самостоятельно составлять простой и сложный план.
Учебно-коммуникативные умения сформированы на начальном уровне у учащихся с тяжелыми нарушениями речи и на среднем уровне у учащихся без речевых нарушений. Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи с помощью учителя отвечают на вопросы, не владеют умением формулирования вопросов, не способны осуществить пересказ текста и вести монологическую и диалогическую речь в соответствии с программными требованиями этапа обучения; не владеют умением оформлять тетради и письменные работы. Учебно-интеллектуальные умения сформированы на начальном уровне у учащихся с тяжелыми нарушениями речи и на среднем уровне у учащихся без речевых нарушений. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи умения оперировать признаками предметов слабо выражены: они выделяют меньшую часть признаков знакомых предметов, явлений, редко находят сходство или отличие, не могут самостоятельно определить понятия. Они не владеют логическими операциями, затрудняются привести пример, почти не выделяют элементы целого.
Нами был разработан формирующий эксперимент, направленный на формирование общеучебных умений у детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции. В процессе коррекционно-педагогической работы использовались различные задания, направленные на развитие общеучебных умений. В результате контрольного эксперимента выявлена положительная динамика в развитии общеученых умений у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, что свидетельствует об эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы.
Нами разработаны рекомендации по формированию общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции. Формирование общеучебных умений у детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции должно осуществляться на принципах образовательной интеграции и педагогических принципах, при создании условий, необходимых для приобретения учащимися опыта положительного социального взаимодействия. Формирование общеучебных умений у детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития должно осуществляться поэтапно и включать диагностический, мотивационный и содержательно-операциональный этапы.
1. Андронникова, О. О. Образовательная интеграция и инклюзия : теоретические основы и перспективы / О. О. Андронникова / Вестник педагогических инноваций. – 2014. – № 1. – С. 58–67.
2. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c.
3. Баль, Н. Н. Ресурсный центр как средство повышения качества коррекционно-развивающей работы в специальной общеобразовательной школе / Н. Н. Баль, М. А. Деруго / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 13–16.
4. Бейзеров, В. А. Интеграция белорусской системы образования в мировое образовательное пространство : учебное пособие / В. А. Бейзеров. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – 71 с.
5. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков / Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
6. Бурова, Н. Н. Технология формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов / Н. Н. Бурова / Специальное образование. – 2008. – № 2. – С. 16-23.
7. Варёнова, Т. В. Инклюзия как новая концепция международной образовательной политики : вариативные формы образования детей с разными стартовыми возможностями / Т. В. Варёнова / Нар. асвета. – 2013. – № 6. – С. 87–91.
8. Воровщиков, С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержание учебно-познавательной компетенции / С. Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 1. – С. 32–35.
9. Гайдукевич, С. Е. Методические основы организации образовательной среды инклюзивной школы / С. Е. Гайдукевич // Ученые записки ф-та спец. образования : сб. науч. статей. – Минск : БГПУ, 2016. – С. 42–56.
10. Гайдукевич, С. Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / С. Е. Гайдукевич / Инклюзивное образование : состояние, проблемы, перспективы. – Минск : Четыре четверти, 2007. – С. 34–46.
11. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
12. Гладкая, В. В. Структура и содержание профессиональных компетенций педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования в условиях интегрированного обучения / В. В. Гладкая / Адукацыя и выхаванне. – 2014. – № 11. – С. 3–9.
13. Дементьева, И. Ф. Инклюзивное образование : проблемы и перспективы / И. Ф. Дементьева, С. А. Сопыряева // Нар. образование. – 2012. – № 4. – С. 182–185.
14. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008. – 286 с.
15. Завалко, Е. А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Завалко. – Самара : СГУ, 2012. – 18 с.
16. Зебзеева, В. А. Формирование у детей младшего школьного возраста исследовательских умений в процессе ознакомления с окружающим миром / В. А. Зебзеева, М. П. Солодовникова. – 2015. – № 4. – С. 137–143.
17. Зиглер, Е. Понимание умственной отсталости / Е. Зиглер, Р. М. Ходапп. – Киев : Сфера, 2001. – 360 с.
18. Змушко, А. М. На пути к инклюзивному образованию / А. М. Змушко // Спец. адукацыя. – 2009. – № 1. – С. 49–54.
19. Змушко, А. М. Социальная адаптация лиц с особенностями психофизического развития в социокультурном контексте / А. М. Змушко // Спец. адукацыя. – 2008. – № 1. – С. 85–88.
20. Иванова, Н. Н. Проблемы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности / Н. Н. Иванова // Гардеамус. – 2006. – № 2. – С. 69–74.
21. Кириленко, В. Формирование и коррекция мотивации учения младших школьников / В. Кириленко // Начальная школа. – 2007. – № 12. – С. 50–53.
22. Ковалев, Е. В. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования / Е. В. Ковалев, М. С. Староверова // Инклюзивное образование. – 2010. – Вып. 1. – С. 2–6.
23. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : РИВШ, 2011. – 352 с.
24. Коноплёва, А. Н. Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития : монография / А. Н. Коноплёва, Т. Л. Лещинская. – Минск : НИО, 2003. – 232 с.
25. Коноплёва, А. Н. Методологические аспекты образовательной интеграции лиц с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплёва // Дэфекталогiя. – 2006. – № 4. – С. 15–19.
26. Коноплёва, А. Н. Проблемы и перспективы образовательной интеграции в Республике Беларусь / А. Н. Коноплёва // Дэфекталогiя. – 2005. – № 1. – С. 63–66.
27. Коренякина, Т. Н. Формирование общеучебных умений у младших школьников «группы риска» : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Коренякина. – Астрахань, 2010. – 19 с.
28. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. – М. : Академия, 2002. – 480 с.
29. Лещинская, Т. Л. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т. Л. Лещинская [и др.] : под ред. Т. Л. Лещинской. – Минск : НИО, 2005. – 260 с.
30. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. : Академия, 2000. – 144 с.
31. Мандель, Б. Р. Педагогическая психология / Б.Р. Мандель. – М. : КУРС : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 368 с.
32. Марьясова, Л. С. Формирование интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста / Л. С. Марьянова // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сборник материалов научно-практической конференции. – М., 2014. – С. 7-10.
33. Маслиева, С. Н. Интеграция и инклюзия :парадигмальная характеристика / С. Н. Маслиева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 2 (24). – С. 159–165.
34. Мелехина, И. В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелехина // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб., 2014. – С. 136–139.
35. Михайленко, О. Б. анализ понятия «интеграция» в современной образовательной системе / О. Б. Михайленко, Н. Н. Ефремова // Научный альманах. – 2016. – № 2. – С. 127–129.
36. Назарова, Н. М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции / Н. М. Назарова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 5–11.
37. Назарова, Н. Н. Интегрированное (инклюзивное) образование : генезис и проблемы внедрения / Н. Н. Назарова // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 77–87.
38. Орлов, И. Н. Знания, умения и навыки учащихся / И. Н. Орлов // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 33–39.
39. Плетнева, А. А. Особенности учебной мотивации младшего школьника / А. А. Плетнева // Новая наука : От идеи к результату. – 2016. – № 3-2. – С. 159–162.
40. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / А. В. Погодаева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 625–627.
41. Поломошнова, С. А. Вектор обучения : от общеучебных умений к универсальным учебным действиям / С. А. Поломошнова // Вестник Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. – 2016. – № 93. – С. 91–94.
42. Прокопович, Ю. А. Педагогическая система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе мотивационного программно-целевого управления : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Ю. А. Прокопович. – Барнаул, 2005. – 20 с.
43. Светлакова, О. Ю. Особенности организации педагогического процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания / О. Ю. Светлакова // Збірник наукових праць Кам’янець-Подільского національного університету імені Івана Огіенка / За ред. О. В. Гаврилова, В. І. Співака. – Кам’янець-Подільский, 2013. – С. 257–262.
44. Слинько, О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О. А. Слинько // Дефектология. – 1992. – № 1. – С. 62–67.
45. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования : учебное пособие / А. С. Сунцова. – Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.
46. Тамразян, Д. А. Формирование понятия «интеграция» и ее основные цели / Д. А. Тамразян // Экономика и управление : проблемы, решения. – 2014. – № 9. – С. 56–58.
47. Тарасова, С. Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста / С. Е. Тарасова // Символ науки. – 2016. – № 2. – С. 191–194.
48. Татьянченко, Д. В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков // Школьные технологии. –2002. – № 5. – С. 42–55.
49. Татьянченко, Д. В. Развитие общеучебных умений школьников / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115–126.
50. Третьяков, П. И. Адаптивная образовательная система школы – требование времени / П. И. Третьяков // Нар. асвета. – 2004. – № 11. – С. 4–7.
51. Улендеева, Н. И. Формирование общеучебных умений младших школьников средствами математики и языка / Н. И. Улендеева // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – № 4. – С. 1162–1164.
52. Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
53. Фридман, Л. М. Формирование у учащихся общеучебных умений / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. – Мн. : ИПК образования, 1995. – 32 с.
54. Хитрюк, В. В. Основы инклюзивного образования : учеб.-метод. комплекс / В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарёва. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – 372 с.
55. Хитрюк, В. В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития : практикум / В. В. Хитрюк. – Барановичи : РИО БарГУ, 2010. – 178 с.
56. Цветкова, И. В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада / И. В. Цветкова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 168–170.
57. Чиркина, Г. В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей / Г. В. Чиркина // Ученые записки. Научный журнал Курского гос. университета. – 2009. – № 2. – С. 36–42.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты обследования уровня сформированности учебно-организационных умений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока во 2 классе по литературному чтению.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты