Влияние Реформации на появление идеологии Просвещения
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Влияние Реформации на появление идеологии Просвещения»
по дисциплине: «История»
2018
251.00 BYN
Влияние Реформации на появление идеологии Просвещения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
ГЛАВА 1. ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ
1.1 Деятельность Мартина Лютера
1.2 Деятельность Жана Кальвина
1.3 Значение Контрреформации
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Реформация-общепринятое обозначение социально-религиозного движения начала XVI века, которое охватывало почти всю Европу. Реформация идеологически подготовила первые буржуазные революции, воспитывая особый вид человеческой личности, формулируя основы буржуазной морали, религии, философии, идеологии гражданского общества и устанавливая основные принципы отношений между человеком, группой и обществом. Реформация стала духовным ответом на кризис, брошенный человеческому разуму социально-экономической и культурной ситуацией XVI века.
Несмотря на то, что явление Реформации глубоко укоренилось в мировой истории и носило всеобъемлющий и общеевропейский характер, мало кто сегодня заинтересован в движении Реформации в Европе. Реформация распространилась на всех нас с незапамятных времен. Во многих отношениях она говорила об основах активной личности человека и его деятельности, а также о сегодняшнем отношении к религиозной вере и труду.
В XVII веке идеология Просвещения родилась в Англии, которая затем широко распространялась во Франции, Германии, а чуть позже в Северной Америке, Восточной и Юго-Восточной Европе, а также в России.
Век Просвещения был самым важным поворотным моментом в духовном и эстетическом развитии Европы, который повлиял практически на все сферы социальной, политической и культурной жизни.
Объект работы – Реформация и эпоха Просвещения
Предмет работы – Влияние Реформации на появление идеологии Просвещения
Цель работы –изучить события Реформаци и обозначить роль ее в формировании идеологии Просвещения.
Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
– провести анализ жизни и деятельности Мартина Лютера;
– провести анализ жизни и деятельности Жана Кальвина;
–охарактеризовать возникновение идей просвещения;
Степень изученности. Процесс Реформации довольно хорошо изучен из-за большого количества источников и информации за этот период.
К ним относятся многие документы того времени, такие как указ Нанта 1598 года. или письмо Лютера "христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства "1520," Индекс запрещенных книг", опубликованное Папой Павлом 3.[6]
Кроме того до нас дошли литературные произведения: Эразм Роттердамский «Похвала глупости», «Божественная комедия» великого Данте.[12]
Также в число письменных памятников Реформации входят исторические хроники, в том числе католической церкви.
Конечно, представления о том времени были бы не полными без материальных источников, из которых мы имеем представление о скромности протестантских церквей и богатстве католических.
ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
Крупнейшим произведением архицерковной истории являются «Магдебургские центурии». Это произведение вышло из-под пера лютеранских богословов, организовавших в Магдебурге целое ученое общество, в котором функции были разделены. Некоторым лицам было поручено разыскание источников. Поскольку документы находились преимущественно в католических монастырях, то отыскивать их там приходилось тайно. Другим лицам была поручена обработка этих источников, третьим — редактирование. Каждым отделом этой большой истории заведовал так называемый gubernatores (губернаторес). Во главе всего этого дела стоял некий Матвей Власич — латинизировано Фла-циус {1520—1575), хорват по происхождению, лютеранин по вероисповеданию. Сначала он был профессором в Виттенбергском университете, но потом повздорил с Меланхтоном и переехал в Магдебург. Франк —один из наиболее интересных и мало исследованных мыслителей XVI в. Буржуазные исследователи дали неверное его изображение.
Важнейшие работы Себастиана Франка кроме уже упомянутой «Хроники, летописи и исторической библии» — «Книга о мироздании» (]534), «Двести восемьдесят парадоксов> (1535), «Хроника Германии» (1538), «Пословицы, прекрасные, мудрые красивые поговорки» 10 и много других. Франку принадлежит также ряд переводов, в том числе перевод на немецкий язык «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского.
Наиболее характерные черты идеологии Просвещения вообще и историографии этого направления в частности можно определить следующим образом.
Прежде всего они характеризуются господством рационализма, который своими корнями уходит в XVII и даже XVI вв. Основным моментом идеологии Просвещения является вера в разум, стремление основываться на разуме как последнем и верховном авторитете. С этой точки зрения историография Просвещения подвергает полной переоценке все старые исторические ценности. Бог изгоняется из истории и сводится либо к философскому началу всех вещей, либо" к понятию закономерности,— бога как создателя законов, которым подчиняется всё в природе и обществе. Эти законы, самим богом однажды установленные, даже им нарушены быть не могут. Всемогуществу и величию божества, с точки зрения рационализма, противоречит мысль о том, что бог сам может нарушить установленные им законы.
Таким образом, с точки зрения разума подвергаются критике и исследованию все проблемы истории, которые до того времени считались, скорее, достоянием религии, чем знания. Сам вопрос о происхождении религии становится теперь предметом изучения. Только теперь становится возможным сколько-нибудь научный подход к истории.
Изгнав из истории теологический момент, историки-рационалисты стали на путь правильной не только формальной (как это было у эрудитов), но и более глубокой исторической критики источников, что сообщало их историческим сочинениям гораздо более научный характер. Далее, во всех построениях политических мыслителей и историков Просвещения надо отметить еще одну характерную черту — их всемирно-историческую точку зрения, представление о человечестве как едином целом, веру в человечество в целом. Они всегда говорят не столько о человеке определенного народа, определенной эпохи, сколько о человеке вообще, о человечестве и его задачах в целом. Рационализм XVIII в. носит гораздо более воинствующий характер. Он стремится окончательно изгнать религию из человеческого миросозерцания. Правда, такие последовательные материалисты, как Гольбах, вызывали к себе отрицательное отношение у некоторых из крупнейших представителей идеологии Просвещения, в частности у Вольтера, но все-таки именно их воззрения определяли общий дух этого времени. Все представления о боге, о душе, о свободе воли в теологическом смысле этого слова, о бессмертии изгоняются из нового мировоззрения.
ГЛАВА 1. ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ
1.1 Деятельность Мартина Лютера
Мартин Лютер — именитый христианский богослов, инициатор Реформации, а также ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Личность Лютера является весьма противоречивой: последователи превозносят его как пророка Господнего и избавителя Германии, противники же говорят, что он стал губителем христианства как такового.
Мартин Лютер нанес сокрушительный удар религиозному сообществу, и поспособствовал ускорению процесса распада, который уже набирал обороты. Несмотря на такой удар по религиозному союзу, противоречивая личность Мартина Лютера спровоцировала пробуждение христианского сознания в Европе. Большая часть католических историков на сегодняшний день признают, что папы периода Ренессанса не были достойными людьми: их светскость, ветреность, легкомыслие, чувственность, высокомерие и неразборчивость «уводила» их в сторону от основной деятельности. Перед Ренессансом народ полностью перестал выказывать противостояние церкви, что привело к безнаказанности ее действий, но Лютеру удалось изменить сложившуюся ситуацию. Его активная деятельность привела к тому, что в последующие полтора столетия религия стала определяющим фактором жизни, а вера приобрела такую значимость для людей, что они были готовы за нее умирать и убивать. Если христианская цивилизация и сохранилась на Западе, то немалую роль в этом сыграл именно человек по имени Лютер.
Для многих христиан имя Мартина Лютера является нарицательным. Он был монументальным реформатором — отцом Реформации.
Несмотря на то, что Мартин Лютер был первым лидером, который открыто отошел от Римско-католической церкви, он первоначально не намеревался создать свою собственную церковь. Скорее всего, Лютер был убежденным религиозным человеком, который искал пути обсуждения и изменения в структуре церкви. Как монах Лютер изо всех сил пытался понять свое отношение к Богу, и чувствовал себя недостойным внимания Всевышнего. Его окончательный вывод заключался в том, что он не был достоин приближения к Богу [9]. Таким образом, любое понимание и особенно спасение не могли быть заслужены или заработаны никоим образом, но могли быть чистым даром благодати от Бога.
Это привело к тому, чтобы сделать несколько критических заявлений в адрес Римско-католической церкви, в которые входили:
• Лютер подчеркивает доктрину оправдания по благодати через веру. Этот акцент на «вере в одиночку» был значительным сдвигом в перспективе. В частности, это ослабило продажу «индульгенций», артефактов, продаваемых церковью как символов религиозной преданности. Критикуя эту практику, Лютер бросил вызов тому, что является важным источником дохода для церкви [10, c.421].
• Выдвинутый в церковной иерархии и при поддержке некоторых из немецкого дворянства, Лютер отверг власть Папы. Он предположил, что только Библия должна быть ориентиром для христианской жизни, и что немецкие христиане не должны слушать (или платить налоги) Папе в Италии [9].
• Лютер также не согласился с идеей, что необходимы священники для того, чтобы приблизиться к Богу от имени народа. Скорее, он предложил священство всех верующих, говоря, что люди могли бы общаться с Богом напрямую.
• Лютер настаивал на том, что церковь должна использовать общий язык народа, а не латынь, как это было принято в римско-католической традиции. В результате, Лютер вел мессу на немецком языке, и даже перевел всю Библию на этот европейский язык [3, c.72].
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.
Эти умонастроения сформировались еще в XVII веке, были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, рассвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако есть здесь и новые акцепты. Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII веках на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком – в философии началась резкая критика метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту. [51, c.321]
На знамени просветителей написаны два главных лозунга – наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму – ведь к разуму обращались и метафизики XVII века, - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверх опытных «гипотез».
Представители же метафизического материализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. «Вселенная, - писал Гольбах, - это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам материю и движение… и далее «природа существует сама по себе, действует в силу своей собственной энергии и никогда не может быть уничтожена. Вечное пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом.
Среди представителей просвещения были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (который признавал причину в качестве основы познания), сенсацинализм (который считал ощущения такими) и даже божественное провидение (в надежде на Божью волю). Некоторые из них верили в неизбежный прогресс человечества, другие считали историю социальной регрессией. Тираноборические мотивы разведчиков не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революции.
Просветители вовсе не были мечтателями, поднимаясь в облаках. Их духовные потребности и интересы в основном тесно связаны с актуальными жизненными проблемами. Они не боялись социальной деятельности, видя в ней способ влиять на мнения своих сограждан и политику правительств.
Философы Просвещения приходили из разных классов: аристократия, дворяне, духовенство, чиновники, коммерческие и промышленные круги. Условия, в которых они жили, также варьировались. В XVIII веке. влияние цивилизации на равенство практически не ощущается, и страны сильно отличаются своим уровнем экономического развития, политической организацией и культурными традициями. Все это неизбежно привело к расхождениям во мнениях. В каждой стране образовательное движение носило печать национальной идентичности, и, несмотря на это, как курс социального мышления, огни, несомненно, представляли собой своего рода единство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Границы этой эпохи перехода являются тандем Ренессанс / Реформация (нижний предел) и Просвещение (верхний предел). В этом случае Возрождение и Реформация сначала выступают в качестве культуры «подавления» старой модели «культуры», в то время как новая культурная парадигма будет разработана в рамках "Просвещения".
В контексте глобального кризиса, вызванного переходом западной цивилизации на новый этап развития, общество столкнулось с задачей: не отказываться от основных идей, ликвидировать социокультурную модель, которая не отвечала новым реалиям. Возрождение и Реформация завершили ряд задач общества. Они не только скомпрометировали предыдущую социокультурную модель, но и сохранили латинское понимание культуры и ее основные священные и светские идеи, необходимые для ее дальнейшего развития.
Процесс освобождения духа как следствие Реформации Гегель одновременно соотносит и связывает со становлением философии Нового времени и прежде всего с декартовским рационализмом. Обе тенденции, по Гегелю, формируют и защищают автономию человеческого духа, решительно отвергая какие-либо авторитеты: Декарт — своим cogito, Лютер — оправданием через веру; принцип рационалистической философии, таким образом, сближается с принципом протестантизма, согласно которому каждый человек причастен миру и: каждый лично и ответственно вырабатывает свое отношение к нему.
Разумеется, такое сближение Лютера с Декартом выглядит непривычно, и здесь вновь можно было бы углядеть влияние лютеранства самого Гегеля . На деле основанием такого сопоставления является угаданная Гегелем социально-мировоззренческая конвергенция по-ряду пунктов реформированного христианства и передовой философской мысли. В обоих случаях нашла выражение присущая раннему буржуазному сознанию мысль о гражданско-правовой идентичности всех индивидов: протестантизм придал христианскому положению о равенстве всех перед богом характер требования перед законом, а передовая философия учила об интеллектуальной идентичности людей независимо от сословной принадлежности.
Когда Гегель утверждает, что революция невозможна без Реформации, он имеет в виду, во-первых, что революция есть политическое действие, предваряемое идеей человеческого разума и имеющее целью изменение действительности в соответствии с этой идеей (т. е. революция предполагает какие-то программные требования), а во-вторых, что разумом человек смог пользоваться благодаря Реформации. «Теперь мышление есть ступень, достигнутая духом. Оно содержит в себе примирение в своей совершенно чистой сущности, гак как оно предъявляет к внешнему требование, чтобы в нем оказывался тот же разум, как в субъекте» [63, 407].
Особенно большое, притом практическое, значение имели попытки научного постижения самого человека и общества.
Запад в XVII веке (после Реформации и Ренессанса) шли по пути либерализма: на переднем плане идеи свободы и терпимости, переход от эволюционного пути к новаторскому пути (культура факторов, столь же интенсивных, как наука и техника), формирование гражданского общества, несомненно, преобладает свойство главной ценности, а не просто норма домашнего хозяйства. Наука постепенно пытается возложить функции религии на себя, или, вернее, они передаются ей. На самом деле, уже в Новое время она становится религией настоящего, так как религия была наукой своего времени. Любое знание должно объединить общество.
1. Английская Реформация: Документы и материалы / Под ред. Ю. М. Сапрыкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
2. Бацер М. И. К вопросу о неоконсервативной интерпретации протестантизма в современной американской и английской историографии// Отв. Редакцией Б.Г. Могильницкий– Томск, 1992.
3. Гуситское движение в освещении современников: Источники и материалы / Сост. и пер. Л. П. Лаптев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992
4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. — М.: Мысль, 1989.
5. ЕрохинВ.Н. Духовенство в англиканской церкви в XVI.Сборник научных статей. Нижневартовск, 2004.
6. Источники по истории Реформации. — М., 1906. — Вып. 1-2.
7. Кальвин Ж . О христианской жизни / Пер. с фр. М.: Протестант, 1995.
8. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. — М: Изд-во РГГУ, 1998.
9. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера с комментариями Э. Кейлера / Пер. К. Комарова. Duncanville (ТХ): WorldWidePrinting; Минск: Фонд «Лютеранское наследие», 2000.
10. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIXвв./Под ред. П. Н. Галанзы. М.. 1957.
11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. — Л., 1981.
12. Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526 гг. / Пер. с нем. Харьков: ОКО, 1992.
13. Лютер М. Избранные произведения. — СПб., 1994. 2 изд. — СПб., 1997.
14. Лютер, М. О свободе христианина. [Сборник сочинений М. Лютера; в приложении разл. авторы о Лютере и о Реформации в Европе]. — Уфа: ARC, 2013.
15. Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций. 95 тезисов/ Пер. с лат. А. Рубана; Под ред. Ю. Голубца. СПб.. 2002.
16. Очерки истории западного протестантизма. — М., 1995.
17. Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 1. — М., 1963,
18. Удовенко А. Азбука христианства: Словарь-справочник/ Ред. А. Мартен. М.: МАИК Наука, 1997.
19. Цвингли У. Объяснение христианской веры / Пер. снем. Тбилиси: Б. и., 1997.
20. Ян Гус; Лютер; Кальвин; Цвингли; Патриарх Никон: Биографические повествования. — 2-ое изд. — Челябинск: Урал, 1998. — Т. 12.
21. Абрамов М. А. Шотландская философия века Просвещения. М., 2000.
22. Александри В. Французские просветители и царская цензура. // Антирелигиозник. – 1939. № 6.
23. Беркхов Л. История христианских доктрин / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2000.
24. Бецольд, Ф. фон. История Реформации в Германии. — СПб., 1900.
25. Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список / В 2 т.
26. Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция / Пер. с нем. СПб.: Университет, книга, 2000.
27. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма — М.: Прогресс, 1990.
28. Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. — М.: Печатня С. П. Яковлева, 1894.
29. Гараджа В.И. Реформация // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН;. — М.: Мысль, 2010.
30. Гарадснса В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971.
31. Гобри, И. Лютер, 2000
32. Голубкин Ю. А. Эволюция представлений Мартина Лютера о светской власти и ее роли в Реформации (1517- 1525) / / Ежегодник германской истории. 1978. М.: Наука, 1979. Г
33. Громадка Й. Л. Перелом в протестантской теологии / Пер. с чеш., англ. М.: Издат. группа «Прогресс-Культура», 1993.
34. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1990.
35. Д. Рикуперати. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003
36. Деборин А. Очерки по истории материализма, XVII - XVIII вв. - М.–Л.: ОГИЗ, ГИЗ, 1930.
37. Дейнека П. Протестантские миссии в России / Пер. с англ. / / Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. III / Под общ.ред. С. Б. Филатова. М.: Наука, 1996.
38. Дементьев Г. А. Введение реформации в Дании. — СПб., 1900.
39. Дементьев Г. А. Введение реформации в Швеции. — СПб., 1892.
40. Длугач Т. Б. Дени Дидро. — М.: Мысль, 1975.
41. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). — М.: Изд-во Института философии РАН (ИФРАН), 2006.
42. Дмитриев М. В. Православие и Реформация: реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. М.: Наука, 1990.
43. Духанина М. Королева-девствиница: история иллюзий: Елизавета Тюдор / М. Духанина // Химия и жизнь – XXI век. – 2003. – №3.
44. Ерохин В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI — начале XVII веков Учебное пособие / В. Н. Ерохин. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004.
45. Ерохин В. Н.Становление Англиканской церкви в XVI – первые десятилетия XVII вв. в освещении современной Британской историографии. Монография / В. Н. Ерохин. – Нижневартокс: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009.
46. Жукоцкий В. Д. Реформация как универсалия культуры: перекличка эпох и поколений М.: Новый хронограф, 2008.
47. Занин С. В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. — СПб.: Мiръ, 2007.
48. Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране / Пер. с англ. СПб.: Андреев и согласие, 1994.
49. Зноско-Боровский М. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. — Загорск, 1991.
50. Ивонин Ю. Е. Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547) / Ю. Е. Ивонин // Вопросы истории. – 2008. – №8.
51. Ивонин Ю. Е. Сравнительный анализ ранней Реформации в Англии и Франции // Вопросы истории, 1973. – № 11.
52. Ивонин Ю.Е, Ивонина Л.И. Властители судеб Европы: императоры, короли, министры ХVІ – ХVІІІ вв. – Смоленск: Русич, 2004.
53. Каменецкий Б. А. Социально-экономические основы кальвинизма / / Вопросы истории. М., 1967. №7.
54. Капелюш Ф.Д. Религия раннего капитализма. М.: Издво «Безбожник», 1931.
55. Кареев Н. И. История Западноевропейской Европы и новое время (Развитие культурных и социальных отношений). – Т. 2: реформация и политическая жизнь в XVI и XVII вв. / Н. И. Кареев. – С.-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевич, 1893.
56. Кернс Эрл. Дорогами Христианства. История церкви. — М.: Протестант, 1992.
57. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. — М.: Наука, 1987.
58. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. — М., 1960.
59. Ковальский, Ян Веруш. Папы и папство. — М.: Политиздат, 1991. — 236 с. — 2000
60. Кратохвил М. В. Ян Гус / Пер. с чешек. М.: Молодая гвардия, 1959.
61. Кудрявцев О.Ф. Контрреформация // История Европы. Т. 3. М., 1993.
62. Кудрявцев П. Н. Гуманизм и Реформация в Германии / / Кудрявцев П. Н. Лекции. Сочинения: (Избранное). М.: Наука, 1991
63. Кузнецов В. Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века. — М. :Издательство МГУ, 1965.
64. Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. — М.: Мысль, 1978.
65. Лазарев В. В. Становление философского сознания Нового времени. М.: Наука, 1987.
66. Левин Г. Р. Очерки по истории Англии. Средневековье и новое время / Г. Р. Левин. – М.: Госучпедгиз мин-ва просвещения РСФСР, 1959.
67. Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении. // ВИ. — 1995. — № 10.
68. Ливе Ж . Религиозные войны / Пер. с фр. М.: Астрель; ACT, 2004.
69. Лифшиц Г. М. Реформационное движение в Чехии и Германии. — Мн., 1978.
70. Лозинский С.Г. 'История папства' - Москва: Политиздат, 1986
71. Лотман Ю. М. Руссо и русская литература XVIII в. // Эпоха Просвещения. Из истории международных связей русской литературы / Отв. ред. академик М. П. Алексеев. — Л., 1967.
72. Ляткер Я. А. Декарт. — М.: Мысль, 1975.
73. М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. Понятие просвещения . М., С-Пб., 1997
74. Маграт А. Богословская мысль Реформации / Пер. с англ. Одесса: ОБШ Богомыслие, 1994.
75. Макаров И. В. Очерки истории Реформации в Финляндии. — СПб.: Реноме, 2007.
76. Митер Г. Основные идеи кальвинизма / Пер. с англ. СПб.: Христианский мост, 1995.
77. Немилов А. Н. Немецкие гуманисты XV века. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1979
78. Норт Дж. История Церкви от дня Пятидесятницы до нашего времени. — М.: Протестант, 1993.
79. Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.: Институт философии РАН, 1993.
80. Осиновский И. Н. Мор Томас: утопический коммунизм, гуманизм, реформация / И. Н. Осиновский. – М.: Наука, 1987.
81. Кернс, Э. Дорогами христианства.
82. Прозоровская Б. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. — СПб.
83. Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола 1555-1648 гг. СПб.: Издат. центр «Гуманитарная академия», 2002.
84. Рикуперати Д. Человек Просвещения. Мир Просвещения. Исторический словарь. - М., 2003.
85. Рубцов Б. Т. Ян Гус. М.: Госполитиздат, 1958
86. Руденко O.A. Контрреформация в Англии при Марии Тюдор // Англия в эпоху абсолютизма: Статьи и источники. М., 1984.
87. Сапрыкин Ю. М. Абсолютистские идеи англиканской Реформации в XVI в. / / Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1985. ДО»
88. Серёгина А. Ю. Политическая мысль английских католиков во второй половины XVI – начала XVII вв. / А. Ю. Серёгина. – Спб: Алетейя, 2006.
89. Сленска В. Протестантизм / / Религиоведение: Учебное пособие / Науч. ред. А. В. Солдатов. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2003
90. Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М.: Наука, 1978.
91. Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. — М., 1962.
92. Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм / М. Ю. Смирнов. – Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006
93. Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм : Словарь. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2005
94. Соколов В. Реформация в Англии. — М., 1881.
95. Соколов М. И. Елизавета Тюдо, королева английская / М. И. Соколов. – Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой,1892.
96. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.: Молодая гвардия, 1984.
97. Соловьёв Э. Ю. Мартин Лютер — выдающийся деятель немецкой и европейской истории // Вопросы истории. — 1983.
98. Соловьёв Э. Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. // Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983.
99. Солодовников В. В. Протестантизм: (Теоретический курс авторизов. изложения). М.: Академ, изд-во МЭГУ, 1993.
100. Фёдоров С. Е. Раннестюартовская аристократия / С. Е. Фёдоров. – Спб: 2005.
101. Филимонов Э. Г. Баптизм и гуманизм. М.: Мысль, 1968.
102. Флауэр А. Жизнь и вера М. Лютера. — СПб., 1994.
103. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
104. Фюре Ф. Постижение Французской революции. — СПб., 1998.
105. Хилл К. Английская Библия и революция XVII в. / Пер. с англ. М.: Институт всеобщей истории РАН, 1998.
106. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Понятие просвещения. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. - М., С-Пб., 1997.
107. Хрулева И. Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. М.: Путь, 2002.
108. Цвейг С. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина. — М.: Мысль, 1986.
109. Чернышева О. В. Церковь и демократия: Опыт Швеции. М.: Наука, 1994.
110. Чистозвонов А. Н. Реформация как фактор германской истории XVI в. // Средние века. — М., 1985. — Вып. 48.
111. Штокмар В. В. История Англии в средние века / В. В. Штокмар. – СПб: Алетейя, 2005.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты