Взаимосвязь стилей мышления и характеристик межличностных отношений в подростковом возрасте
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь стилей мышления и характеристик межличностных отношений в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Практическая психология»
2018
251.00 BYN
Взаимосвязь стилей мышления и характеристик межличностных отношений в подростковом возрасте
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 93.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Стиль мышления» Р. Харрисона и Р. Брэмсона в адаптации А. Алексеевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по опроснику «Стиль мышления» Р. Харрисона и Р. Брэмсона в адаптации А. Алексеевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты регрессионного анализа (мальчики подросткового возраста).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты регрессионного анализа (девочки подросткового возраста).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие и виды мышления
1.2 Стили мышления: сущностные и классификационные характеристики
1.3 Особенности мышления в подростковом возрасте
1.4 Межличностные отношения как психологический феномен
1.5 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования стилей мышления подростков
2.3 Результаты исследования межличностных отношений подростков
2.4 Результаты исследования взаимосвязи стилей мышления и характеристик межличностных отношений мальчиков подросткового возраста
2.5 Результаты исследования взаимосвязи стилей мышления и характеристик межличностных отношений девочек подросткового возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема межличностных отношений относится к числу первостепенных для подросткового возраста. Подростковый возраст представляет собой период интенсивного личностного развития, в котором ведущая роль принадлежит системе отношений с окружающими людьми, в первую очередь, – со сверстниками и взрослыми, становящимися центром физической и духовной жизни. Своеобразие социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается в том, что в этот период проходит включение в новую систему отношений с окружающими людьми, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
Отсутствие в подростковом возрасте умения выстраивать конструктивные межличностные отношения со сверстниками приводит к неудовлетворению потребности в интимно-личностном общении (А.Ф. Королева [1]), к снижению самооценки (И.В. Арендачук [21]), к повышению конфликтности (С.В. Мирюгина [3]), к нарушениям в процессе обретения собственной идентичности и одиночеству (С.А. Панченко [4]).
Одним из факторов межличностных отношений в подростковом возрасте является мышление. В процессе познания и преобразования мира происходит выявление устойчивых, закономерных связей между явлениями действительности. При помощи установления связей между явлениями реальности, всеобщего характера этих связей, он деятельностным образом осваивает реальность, создает свое взаимодействие с ним, осуществляя при этом мыслительные операции – обобщенную ориентацию в мире. Мышление создает структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочный эталон подростка, что проявляется в его поведении и характере построения отношений с другими людьми.
Процессы социализации и индивидуализации личности достаточно интенсивны в подростковом возрасте и требуют от интеллектуальной деятельности подростка более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. Благодаря развитию мышления в подростковом возрасте происходит расширение сферы сознания ребенка, закладываются предпосылки адекватного понимания других людей, а также основы самопознания и сознательной интеллектуальной саморегуляции.
Проблема особенностей межличностных отношений подростков, механизмов их формирования и развития особенно актуальны на сегодняшний день. Повышенное внимание исследователей к данной проблеме, активный поиск эффективных средств гармонизации группового взаимодействия подростков обусловлено существенными переменами, которые в нашем обществе и повлияли на развитие индивида в сфере межличностных отношений.
Состояние изученности проблемы. В работе И.С. Арона [5] раскрыта специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития. Исследователем О.С. Жажиной [6] рассмотрена проблема дружеских отношений школьников как сферы наиболее близких межличностных отношений со сверстниками. В работе Н.В. Касаткиной [7] показаны особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола. Психологические факторы общения в подростковом возрасте рассмотрены А.Ф. Королевой [1], С.В. Мирюгиной [3].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие и виды мышления
Мышление представляет собой феномен, который относится к психическим познавательным процессам человекам, обеспечивающий познание окружающей действительности. К настоящему времени не сложилось общепринятого определения понятия «мышление».
Автор культурно-исторической теории Л.С. Выготский понимал развитие мышления ребенка как результат социализации. По мнению психолога, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [12, с. 150].
По определению С.Л. Рубинштейна, мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, обобщенное познание объективной реальности. По мнению психолога, мышление сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. При этом, мышление выявляет взаимосвязи и постигая действительности в этих ее взаимосвязях, глубже познает ее сущность. Переходя от случайных к существенным общим связям, оно раскрывает закономерности или законы действительности [13, с. 48].
Деятельная теория мышления рассматривает мышление как особый вид познавательной деятельности (А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев). Мышление рассматривалось как прижизненно формирующаяся способность к решению различных задач и целесообразному преобразованию действительности [14, с. 18].
Представитель этой теории А.Н. Леонтьев подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления. По мнению автора, мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой [15, с. 60].
А.Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней, составляющей поведение, и внутренней, составляющей мышление, деятельности существуют отношения, аналогии. Внутренняя, мыслительная деятельность не только является производной от внешней, практической, но имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия, операции. При этом, внешние и внутренние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия [15, с. 62].
О.К. Тихомиров под мышлением понимает внутренние психические процессы, которые непосредственно влияют на поведение человека таким образом, что оно становится нешаблонным, нестандартным, неповторяющимся. При наблюдении однообразного поведения, действия человека легко предугадать. При этом приспособительная изменчивость поведения животных в некоторых ситуациях также дает основание предполагать наличие в нем определенной разумной основы [42, с. 73].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь характеристик межличностных отношений и стилей мышления в подростковом возрасте.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Лицей № 1 г. Барановичи». В исследовании приняли участие 150 учащихся 8-9-х классов в возрасте 12-13 лет. Выборку исследования составили 2 группы испытуемых. В первую группу вошли 75 мальчиков, вторую группу составили 75 девочек.
Задачи исследования:
1. Выявить стили мышления у подростков.
2. Определить характеристики межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. Установить связь между характеристиками межличностных отношений и стилями мышления у мальчиков подросткового возраста.
4. Выявить взаимосвязь между характеристиками межличностных отношений и стилями мышления у девочек подросткового возраста.
Для выявления взаимосвязи стилей мышления и характеристик межличностных отношений в подростковом возрасте был подобран следующий диагностический инструментарий:
1. Опросник «Стиль мышления» Р. Харрисона и Р. Брэмсона в адаптации А. Алексеевой. Назначение методики: определение предпочитаемого стиля мышления (синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический). Опросник включает 18 утверждений (Приложение А). Испытуемому предлагается оценить пять возможных окончаний и указать ту степень, в которой каждое окончание утверждения от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит), указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо для них.
2. Опросник мышления и креативности Дж. Брунера. Назначение методики: определение базового типа мышления (предметное, образное, знаковое, символическое) и уровня креативности. Под базовым типом мышления понимается индивидуальный способ переработки информации, создания взаимосвязи между понятиями. Опросник содержит 74 утверждения (Приложение А).
3. Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова. Назначение методики: диагностика различных аспектов межличностных отношений (включение, контроль, аффект). Опросник включает 54 утверждения (Приложение А).
4. Методика «Определение стиля межличностного взаимодействия» С.В. Максимова, Ю.А. Лобейко.
Назначение методики: диагностика стиля межличностного взаимодействия (директивный, коллегиальный, деловой, стиль невмешательства в действия других людей), определение уровня активности- пассивности в межличностном взаимодействии. Опросник включает 20 утверждений (Приложение А). Испытуемым предлагается оценить утверждения по 5-балльной шкале частоту проявления действия в их обычном взаимодействии с другими людьми.
С целью установления взаимосвязи между параметрами применялся критерий корреляции r-Пирсона. Для оценки различий между группами испытуемых применялся t-критерий Стьюдента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Раскрыты особенности мышления в подростковом возрасте. Особенности мышления в подростковом возрасте обусловлены возрастной спецификой и новообразованиями подросткового периода. Мышление подростка характеризуется качественными и количественными изменениями. В этом возрасте происходит интенсивное когнитивное развитие – продолжает совершенствоваться логическое и абстрактное мышление, умение пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями. В подростковом возрасте мышление приобретает систематизированный, последовательный, более зрелый характер. В связи с появлением рефлексии у подростка проявляется рефлексивный характер мышления. Мышление подростка приобретает такое качество как критичность, что характеризуется продуктивностью, самостоятельностью, рефлексивностью, оценочностью.
2. Охарактеризованы особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. Подросток удовлетворяет свою потребность в общении во взаимодействии со сверстниками и взрослыми в условиях формирования индивидуальности, становления Я-концепции, чувства взрослости, потребности в самоутверждении и в новых впечатлениях, а также сепарации от родителей. Общение со сверстниками для подростков ставиться основной сферой, где он удовлетворяет свои потребности, усваивает систему ценностей, приобретает навыки совместной деятельности, осваивает социальные нормы поведения. Подростковый возраст как период эмансипации от родителей влечет за собой напряженный и конфликтный характер отношений подростков с родителями.
3. Выявлены стили мышления и характеристики межличностных отношений в подростковом возрасте. У девочек установлены такие характеристики мышления как: высокий уровень развития синтетического и идеалистического типов мышления, средний уровень развития рационалистического типа мышления, низкий уровень развития прагматического и аналитического типов мышления, высокая степень сформированности знакового и образного стилей мышления, низкая степень сформированности предметного и символического стилей мышления. У мальчиков установлены такие характеристики мышления как: высокий уровень развития прагматического и аналитического типов мышления, средний уровень развития рационалистического типа мышления, низкий уровень синтетического и идеалистического типов мышления, высокая степень сформированности предметного и символического стилей мышления, низкая степень сформированности знакового и образного стилей мышления. Половые различия проявляются в том, что у девочек более развиты идеалистический и синтетический стили мышления, более сформировано образное и знаковое мышление, чем мальчиков. У мальчиков более развиты прагматический и аналитический стили мышления, более сформировано предметное и символическое мышление, чем для девочек. Частная гипотеза исследования о том, что имеют место половые различия в стилях и типах мышления, предпочитаемых подростками, подтвердилась.
1. Королева, А. Ф. Актуальные проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте / А. Ф. Королева // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 3. – С. 68-70.
2. Арендачук, И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И. В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
3. Мирюгина, С. В. Психологические особенности общения подростков / С. В. Мирюгиа // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – № 2. – С. 58-62.
4. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
5. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И. С. Арон // Конфликтология. – 2013. – Т. 2. – С. 168-175.
6. Жажина, О. С. Диагностика стадий межличностных отношений подростков учебной группе / О. С. Жажина // Вестник Самарской гум. Академии. – 2012. – № 1. – С. 41-47.
7. Касаткина, Н. В. Особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола / Н. В. Касаткина // Научное мнение. – 2015. –№ 2. –С. 160-162.
8. Финькевич, Л. В. Социализация младших подростков в системе межличностных отношений со сверстниками / Л. В. Финькевич, Н. А. Литвинова, И. А. Свистун // Психология и дети : рефлексия по поводу защиты прав ребёнка / Материалы международной научно-практической конференции (24 – 26 марта 1999 г.). – Минск : БГПУ, 1999. – С. 140-143.
9. Остапенко, Г. С. Структурно-динамическая специфика гетерохронного развития когнитивной сферы подростков / Г. С. Остапенко // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 291-296.
10. Семеняк, О. В. Динамика психомоторных и когнитивных характеристик в подростковом возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / О. В. Семеняк. – Астрахань, 2007. – 21 с.
11. Кузьмина, Н.Е. Креативность личности как фактор межличностного общения в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Н.Е. Кузьмина. – Санкт-Петербург, 2008. – 20 с.
12. Хасанова, Г. Р. Взаимосвязь мышления и речи в работах Л. С. Выготского и Ж. Пиаже / Г. Р. Хасанова // Фундаментальные и прикладные научные исследования : сборник статей научно-практической конференции. – 2016. – С. 149-152.
13. Чуприкова, Н. И. Мышление как высшая расчлененно дифференцированная форма познания в трудах Л. М. Веккера, С. Л. Рубинштейна, И. М. Сеченова, Н. О. Лосского / Н. И. Чуприкова // Мир психологии. – 2014. – № 1. – С. 45-53.
14. Шадриков, В. Д. Мысль, мышление и сознание / В. Д. Шадриков // Мир психологии. – 2014. – № 1. – С. 17-32.
15. Илларионова, Н. А. Проблема мышления в зарубежных и отечественных теориях / Н. А. Илларионова // Наука и современность. – 2016. – № 46. – С. 59-64.
16. Тихомиров, O. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М .: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
17. Корниенко, А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности / А. В. Корниенко // Научный диалог. – 2013. – № 4. – С. 49-62.
18. Мякишева, А. В. Взаимосвязь речи и мышления / А. В. Мякишева, К. В. Гайворонская, А. Т. Садыков // Новая наука : опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 2. – С. 35-37.
19. Степанова, О. В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О. В. Степанова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 22. – С. 94-99.
20. Усова, А. В. Теоретические основы развития мышления в процессе обучения физике / А. В. Усова // Развитие мышления в процессе обучения физике. – 2011. – № 1. – С. 6-14.
21. Петрова, Л. Е. Индивидуальный стиль мышления в структуре процесса формирования профессиональной компетентности специалиста / Л. Е. Петрова // Научное мнение. – 2016. – № 1. – С. 142-151.
22. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2004. – 384 с.
23. Мантрова, М. С. К вопросу детско-родительских отношений в семьях разного типа / М. С. Мантрова // European Conference on Education and Applied Psychology 13th International scientific conference. – 2016. – № 1. – С. 35-37.
24. Реан, А. А. Психология подростка / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2003. – 480 с.
25. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы / В. М. Козубовский. – Мн. : Амалфея, 2008. – 469 с.
26. Макарова, Л. Н. Когнитивные стили и критическое мышление студентов гуманитарных специальностей: вопрос соотношения / Л. Н. Макарова, А.В. Королева // Вестник Тамбовкого университета. – 2016. – № 1 (5). – С. 65-72.
27. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект-Пресс, 2005. – 498 с.
28. Корниенко, А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности / А. В. Корниенко // Научный диалог. – 2013. – № 4. – С. 49-62.
29. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71-79.
30. Павловец, Г. Г. Особенности интеллектуального развития учащихся различных образовательных учреждений / Г. Г. Павловец, В. А. Кузнецова, Я. Э. Курмоярова // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 1491-1495.
31. Остапенко, Г. С. Развитие когнитивной сферы в онтогенезе подростка / Г. С. Остапенко // Перспективы наук и образования. – 2014. – № 2. – С. 168-170.
32. Есенжанова, А. А. Продуктивное мышление подростка как интегративное качество личности : сущность и содержание / А. А. Есенжанова // Экономические и гуманитарные науки. – 2014. – № 4. – С. 3-8.
33. Вишневская, Е. Ю. Развитие критического мышления у подростков в процессе изучения иностранного языка / Е. Ю. Вишневская // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 4. – С. 159-162.
34. Цихончик, Е. А. Особенности и назначение когнитивной сферы личности подростка / Е. А. Цихончик // Вестник Воронежского гос. тех. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 11-13.
35. Симаков, В. А. Формирование мышления у подростков / В. А. Симаков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 2. – С. 254-262.
36. Кузнецова, Д. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д. А. Кузнецова, О. А. Братцева // Молодой ученый. – 2018. – № 22. – С. 285-288.
37. Князева, Т. Н. Взаимосвязь развития рефлексии и когнитивно-личностных свойств в подростковом возрасте / Т. Н. Князева, Е. В. Ершова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 6. – С. 191-200.
38. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буславева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
39. Чаликова, О. С. Возрастная динамика интеллектуального развития учащихся средней общеобразовательной школы / О. С. Чаликова, А. В. Зайцев // Психологический вестник УГУ. – 2000. – № 2. – С. 149-153.
40. Шавалиева, Г. Т. Особенности мышления в подростковом возрасте / Г. Т. Шавалиева, Д. Д. Смирнова // Современная наука : актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник научно-практической конференции. – Пенза, 2018. – С. 142-144.
41. Юшкевич, Е. В. Современный подросток : педагогические возможности его саморазвития / Е. В. Юшкевич // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 4. – С. 290-294.
42. Бурова, Е. В. К вопросу о механизмах межличностного восприятия / Е. В. Бурова // Наук и современность. – 2010. – № 1-2. – С. 1-5.
43. Селезнева, А. В. Межличностные отношения в зарубежной и отечественной психологии / А. В. Селезнева // Казанская наука. – 2011. – № 1. – С. 426-427.
44. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 580 с.
45. Казарян, К. А. Межличностные отношения как предпосылка формирования представлений друг о друге / К. А. Казарян // Российский психологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 107-110.
46. Карпенко, Л. А. Вклад А. В. Петровского и его научной школы в развитие социальной психологии, психологии личности, теории и истории психологии / Л. А. Карпенко // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – № 3. – С. 85-100.
47. Духновский, С. В. Особенности дисгармонии в различных формах межличностных отношений / С. В. Духновский // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 60-68.
48. Карушева, А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах / А. В. Карушева // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 691-693.
49. Клепцова Е. Ю. Виды межличностных отношений / Е. Ю. Клепцова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – № 2. – С. 382-387.
50. Панов, В. И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия / В. И. Панов, А. В. Капцов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 1. – С. 1219-1227.
51. Грива, О. В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы / О. В. Грива // Современная психология : материалы науч. конф. – Пермь, 2014. – С. 23-25.
52. Джамелова, Г. М. Феномен межличностной аттракции / Г. М. Джамелова // Новая наука : теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 2. – С. 69-71.
53. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. –2006. – № 1. – С. 91-95.
54. Кондрашкин, А. В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / А. В. Кондрашкин. – М., 2013. – 24 c.
55. Истратова, О. Н. Общение со сверстниками подростков, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия / О. Н. Истратова, А. И. Кошель // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 633.
56. Касаткина, Н. В. Особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола / Н. В. Касаткина // Научное мнение. – 2015. – № 2. – С. 160-162.
57. Петров, С. И. Конфликты в детско-родительских отношениях / С. И. Петров // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. – М., 2016. – С. 59-60.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 93.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Стиль мышления» Р. Харрисона и Р. Брэмсона в адаптации А. Алексеевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по опроснику «Стиль мышления» Р. Харрисона и Р. Брэмсона в адаптации А. Алексеевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты регрессионного анализа (мальчики подросткового возраста).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты регрессионного анализа (девочки подросткового возраста).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты