Как читательский опыт влияет на восприятие и понимание текста
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Как читательский опыт влияет на восприятие и понимание текста»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Как читательский опыт влияет на восприятие и понимание текста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тексты для анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Материал тестирования NES.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА
1.1. Особенности процесса понимания
1.2. Понятие о восприятии текста
1.3. Особенности понимания текста
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА НА ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Изучение влияния читательского опыта на восприятие и понимание текста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Трудно представить жизнь современного общества без словесных текстов или текстов, выраженных через знаки языка (музыкальный, живописный, математический текст и т. д.). Деловые письма, инструкции, реклама, абзацы учебника, статьи в энциклопедии, произведения искусства – это не полный список текстов, которые используются в повседневной жизни. Они создаются с целью сохранения значений, которые «созрели» в уме автора, передавая эти значения конкретному адресату или людям в целом. Создавая текст, автор руководствуется идеей общения со своим адресатом и необходимостью понимания. На сегодняшний день тема взаимодействия «читатель-текст» становится все более важной. Это тесно связано с необходимостью разъяснять противоречивые вопросы о том, какие когнитивные механизмы участвуют в восприятии художественного текста и какие шаблоны могут быть раскрыты в их функционировании.
Понимание играет ведущую роль в развертывании продуктивного мышления, оно заканчивает цикл познавательной деятельности. Например, учебный текст должен быть полностью понятным для учащихся и студентов, в то же время перед ними должны выдвигаться довольно сложные познавательные задачи. Это определяет общие требования к доступности текста, однако критерии доступности текста недостаточно проверены на практике. Производительность процесса понимания текстов в психологии определяется не только овладением набором ментальных правил, но и процедурами выдвижения и разработки гипотез, установлением связей в системе «часть-целое» (Н.В. Якимович), предполагая не только извлечение значений, но и практическое овладение ими (М. М. Бахтин). Одним из факторов профессионального развития личности является готовность к адекватному пониманию различных типов текстов, способность извлекать релевантные значения для его содержания и экстраполировать их при решении профессиональных задач. Поэтому проблема понимания текстов актуальна в современной науке.
При исследовании проблемы были использованы научные представления о системности психических процессов (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, Л.С. Рубинштейн), представления о деятельностной природе психики (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), подходы к рассмотрению человека как субъекта деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.).
Вопросы восприятия и понимания текста разрабатывались такими учеными, как А. А. Брудный, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя и др.
Объект исследования: восприятие и понимание текста.
Предмет исследования: роль читательского опыта в восприятии и понимании текста.
Цель данной работы: определить роль читательского опыта в восприятии и понимании текста.
Задачи:
• рассмотреть особенности восприятия текста;
• исследовать проблему понимания текста;
• провести исследование о влиянии читательского опыта на специфику восприятия и понимания текста.
Методы исследования:
• систематизация;
• обобщение;
• теоретический анализ;
• конкретизация;
• умозаключение;
• опрос;
• наблюдение;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА
1.1. Особенности процесса понимания
Интерес к феномену понимания резко возрос во второй половине девятнадцатого века. Этот интерес не ослабевает и сейчас. Это связано с формированием единого европейского учебного пространства, с распространением идеи открытого общества, терпимостью, обменом культурными ценностями, задачами образования. Понимание – жизненная необходимость каждого человека, проблема любого общества. В своей реальной истории понимание, интерпретация, перевод текстов, понимание другого человека и самого себя в каждом конкретном случае оказывается необходимым условием для решения вопросов повседневной жизни, решения поставленных задач и разрешения ситуаций, достижения близких и отдаленных целей.
Психологический словарь предлагает следующее определение: «Понимание – мысленное восприятие объективного процесса возникновения и формирование предмета целенаправленной деятельности и мышления. Понимание представляет собой необходимое условие и вместе с тем продукт общения и совместной деятельности людей» [35, с. 576].
Словарь-справочник Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. дает следующее определение термину «понимание»: «Понимание – психический процесс включения информации о чем-либо в прежний опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значение события, факта, содержания воздействия» [12, с. 448].
Ряд ученых высказывает свое мнение о процессе понимания. А.А. Брудный считает, что понимание это «…узел, связывающий познание и общение воедино» [5, с. 115].
Г.С. Костюк подчеркивает, что понимание «включает выделение основных элементов материала, «смысловых вех», и объединение их в единое целое… Понимание всегда осуществляется на основе предыдущего опыта человека» [12, с. 127].
Н.И. Жинкин определяет понимание как «перевод с натурального языка на внутренний» [13, с. 60]. М.С. Роговин отмечает, что «человеческое мышление стремится отразить изучаемые объекты или явления прежде всего путем соотнесения их с более широким кругом явлений, включая их в систему уже изученных закономерностей, связей и отношений действительности» [16, с. 127].
Э.В. Ильенков указывает, что «понять явление – значит выяснить его место и роль внутри этой конкретной системы взаимодействующих явлений, внутри которой оно с необходимостью осуществляется, и выяснить как раз те особенности, благодаря которым это явление только и может играть такую роль в составе целого» [16, с. 127].
Т.Я. Квасюк указывает, что понимание представляет собой мыслительный процесс, который направлен на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека [16, с. 127].
Формами проявления понимания может быть присвоение предмета или явления определенной категории; подведение конкретного случая к общей концепции; выяснение причин явления, его происхождение и развитие и т. д.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА НА ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
2.1. Организация и проведение исследования
Одной из специфических особенностей психолингвистики является систематическое использование в ней экспериментальных методов. В большинстве наук о человеке эксперимент – это лишь один из способов получения знания. В лингвистике же эксперименту отводится весьма скромное место, на первое место здесь выходят наблюдение и интроспекция. В психолингвистике, напротив, эксперимент считается доминирующим методом. А.А. Леонтьев считает, что «в сущности, психолингвистика и есть не что иное, как экспериментальная лингвистика» [19, с. 16].
Целью данного исследования было выявление влияния читательского опыта на восприятие и понимание текста. Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №21 г. Минска». В исследовании приняло участие 20 учащихся 10 класса.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем читательского опыта и восприятием художественного текста.
Изучение научной литературы позволило выбрать методики для выявления влияния читательского опыта на восприятие и понимание текста. Так, для изучения читательского опыта была использована методика «Опросник читателя» (методика Н.А. Логиновой и А.И. Коченовой).
В опросник вошли следующие утверждения, на которые испытуемым было предложено ответить «да» или «нет».
1. Я люблю читать летом.
2. Я могу читать в перерывах между уроками.
3. У меня лучше получается думать, когда я читаю.
4. Я люблю читать.
5. Для меня важно, чтобы автор писал интересно.
6. Мне важно ощутить (потрогать) книгу руками.
7. Мне нравится читать в тишине.
8. Мне нравится читать и одной(му).
9. Читая, я всегда сравниваю то, что написано в книге, свои знания и собственный опыт.
10. Мне интересно читать только то, что хочется самому.
За каждый положительный ответ испытуемому начислялся 1 балл.
Для изучения трудности восприятия текста была использована методика дополнения.
Методика дополнения – это заполнение пропусков в тексте, в котором слова через определенный интервал заменены точками. Плюсы данной методики состоят в том, что пропускается всегда только одно слово, и слова пропускаются не по усмотрению исследователя, а по строгому правилу. При использовании данного метода следовало учесть одно обстоятельство: заполнение одного пропуска не должно зависеть от заполнения другого, только в этом случае каждый пропуск будет представлять самостоятельное задание. В предложенном тексте пропускалось каждое седьмое слово.
К каждому отрывку была составлена инструкция следующего вида:
1. Зафиксируйте время начала работы с текстом.
2. В данном отрывке текста пропущено каждое седьмое слово. Запишите на листы ответов слова, которые больше всего подходят в эти пропуски.
3. Зафиксируйте время окончания работы с текстом.
В качестве текста для эксперимента был выбран текст “Многообразие современного мира” из учебника по предмету “Человек. Общество. Государство” за 11 класс (т.е. текст, с которым ранее учащиеся не были знакомы). Текст представлен в приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема восприятия текста – одна из активно разрабатываемых в рамках подхода эмпирического исследования литературы. Исследования основываются с одной стороны на данных психологии и нейронаук, с другой – на результатах, полученных в рамках общего языкознания.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
С понятием текста тесно связаны понятия «восприятие» и «понимание».
Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми и графическими единицами, но и общим фондом знаний, или «коммуникативным фоном», на котором осуществляется текстообразование и его декодирование.
Наряду со знанием языковой системы важную роль в процессе восприятия и понимания текста играет прежний опыт и общие (энциклопедические) знания реципиента.
Понимание художественного текста – это сложный процесс выделения в нём структурных элементов и смысловых вех, сопровождающийся эмоциональным сопереживанием с автором, диалогичный по своей природе.
В ходе исследования было изучено влияние читательского опыта на восприятие и понимание текста. В качестве текста для эксперимента было выбрано небольшое произведение, с которым учащиеся не знакомились в курсе средней школы, а именно рассказ Ф. Кафки «Прометей». В качестве метода оценки восприятия и понимания текста была использована шкала нарративного взаимодействия – Narrative Engagement Scale NES). Для изучения трудности восприятия текста была использована методика дополнения. Для изучения читательского опыта была использована методика «Опросник читателя» (методика Н.А. Логиновой и А.И. Коченовой).
Итоги проведенного исследования показали, что существует взаимосвязь между читательским опытом и восприятием и пониманием текста. Гипотеза исследования подтвердилась.
Данные, представленные в работе, позволяют заявить о перспективности намеченного направления исследования. В дальнейшем исследование может быть связано с расширением круга привлекаемых методов и углублением проблематики.
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход) / И.В. Абакумова. – Ростов-н/Д. : Изд-во Ростовского ун-та, 2003. – 480 с.
2. Асмус, В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В.Ф. Асмус. – М. : Искусство, 1968. – 220 с.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М. : Сов. энциклопедия, 1969. – 607 с.
4. Белянин, В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя / В.П. Белянин. – М. : Генезис, 2006. – 320 с.
5. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М. : Логос, 1998. – 180 с.
6. Бубнова, Г. И. Письменная и устная коммуникация: Синтаксис и просодия / Г.И. Бубнова, Н.К. Гарбовский. – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 272 с.
7. Василик, М.А. Основы теории коммуникации : учебник / М.А. Василик. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с.
8. Гаспаров, М.Л. Избранные труды / М.Л. Гаспаров. – М. : Языки русской культуры, 1997. – 280 с.
9. Глухов, В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. Глухов, В. Ковшиков. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.
10. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики : учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2001. – 304 с.
11. Григоренко, И.Н. Категории восприятия и понимания текста и аспекты их реализации / И.Н. Григоренко, В.А. Рыбникова // Принципы и методы исследования в филологии: конец ХХ века: сб. ст. науч.-метод. семинара «Textus». – СПб.; Ставрополь, 2001. – Вып. 6. – С. 340-344.
12. Дьяченко, М.И. Психологический словарь / М.И. Дьяченок, Л.А. Кандыбович. – М. : Хорват, 2001. – 690 с.
13. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. – 1970. – №6. – С. 60-66.
14. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И.А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). – М. : Высш. школа, 1976. – С. 29-38.
15. Карандышев, Ю. Н. О стадиях процесса понимания / Ю.Н. Карандышев // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С.121–124.
16. Квасюк, Т.Я. Понимание как мыслительный процесс / Т.Я. Квасюк // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – С. 127-132.
17. Кубрякова, Е. С. Текст – проблемы понимания и интерпретации / Е.С. Кубрякова // Семантика целого текста. – М. : Наука, 1987. – С. 93-94.
18. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. – М. – Воронеж : Московский психолого-социальный институт ; МОДЕК, 2001. – 448 с.
19. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с.
20. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лурия. – СПб. : Азбука ; Азбука-Аттикус, 2016. – 704 с.
21. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009. – 256 с.
22. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – М. : Академия, 2002. – 352 с.
23. Любимов, В. В. Из лекций по психологии восприятия / В.В. Любимов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2007. – №1. – С. 29–32.
24. Марьяновская, Е.Л. Использование лингвистического и читательского опыта как стратегии обучения домашнему чтению на младших курсах языкового вуза / Е.Л. Марьяновская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 3 (47). – С. 291-296.
25. Мусхелишвили, Н. Л. Значение текста как внутренний образ / Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер // Вопр. психологии. – 1997. – № 3. – С. 79–91.
26. Мясникова, О. В. Педагогические условия понимания текстов в процессе обучения / О. В. Мясникова, М. Н. Фроловская // Известия Алтай. гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 43–48.
27. Никитина, Е. С. Смысловой анализ текста: психосемиотический подход / Е.С. Никитина. – М. : ЛЕНАНД, 2016. – 200 с.
28. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. – М. : Просвещение, 1972. – 160 с.
29. Новиков, А. И. Текст и его смысловые доминанты / А.И. Новиков ; под ред. Н. В. Васильевой, Н. М. Нестеровой, Н.П. Пешковой. – М. : ИЯ РАН, 2007. – 224 с.
30. Новиков, А. И. Текст как объект исследования лингвопсихологии / А.И. Новиков // Методология современной психолингвистики. М. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. – С. 91-99.
31. Новиков, А.И. Текст и «контртекст»: две стороны процесса понимания / А.И. Новиков // Вопросы психолингвистики. – 2003. – № 1. – С. 64 – 76.
32. Пищальникова, В. А. Концептуальный анализ художественного текста / В.А. Пищальникова. – Барнаул : Изд-во Алтайского государственного университета, 1991. – 87 с.
33. Пищальникова, В. А. Концептуальный анализ художественного текста / В.А. Пищальникова. – Барнаул : Изд-во Алтайского государственного университета, 1991. – 87 с.
34. Постовалова, В. И. Язык как деятельность: опыт интерпретации концепции Вильгельма Фон Гумбольдта / В.И. Постовалова. – М. : URSS, 2014. – 256 с.
35. Психологический словарь // Под. ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М. : Просвещение, 1983. – 760 с.
36. Пушкарева, Н. В. Подтекстовые смыслы в прозаическом тексте: лингвистический аспект / Н.В. Пушкарева. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. – 316 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 720 с.
38. Сахарный, Л.В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения / Л.В. Сахарный //Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. – М. : Наука, 1991. – С. 221 – 237.
39. Смирнов, А.А. Понимание / А.А. Смирнов // Психология: Учебник для педин-тов ; под ред. К.Н. Корнилова, А.А.Смирнова, Б.М.Теплова. – М. : Просвещение, 2000. – С. 38-48.
40. Степанова, С.Н. Психологическая характеристика понимания студентами речевого сообщения в условиях зрительной и слуховой рецепции (на материале иностранного языка) : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.Н. Степанова. – М., 1984. – 283 л.
41. Уфимцева, Н.В. Динамика и вариативность языкового сознания : автореф. дис. … докт. психол. наук / Н.В. Уфимцева. – М., 1994. – 26 с.
42. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: что мы делаем, когда говорим и думаем / Р.М. Фрумкина. Препринт WP6/2004/04. – М. : ГУ ВШЭ, 2004. – 24 с.
43. Фрумкина, P.M. Психолингвистика / Р.М .Фрумкина. – М. : Логос, 2001. – 280 с.
44. Шацкий, Е.О. Отечественные психологи о воздействии художественной литературы / Е.О. Шацкий // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – №3. – С. 24-28.
45. Шхапацева, М.Х. Сложное синтаксическое целое как единица языка и речи / М.Х. Шхапцева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. – 2011. – Вып. 2 (77). – С. 176-183.
46. Шюц, А. Избранное. Мир, светящийся смыслом / А. Шюц. – М. : РОССПЭН, 2004. – 1056 с.
47. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. – М. : Наследие ММК, 2005. – 390 с.
48. Ягунова, Е.В. Эксперимент в психолингвистике: Конспекты лекций и методические рекомендации / Е.В. Ягунова. – СПб. : Питер, 2005. – 51 с.
49. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. – М. : Искусство, 1964. – 180 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тексты для анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Материал тестирования NES.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты