Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2018
251.00 BYN
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие творческих способностей
1.2 Художественная деятельность в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Обсуждение результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из самых важных задач современной педагогики. Это является также одним из важнейших жизненных вопросов и система образования на данный момент ставит перед собой масштабную задачу, которая звучит следующим образом: необходимо воспитывать в детях творческий аспект познания и понимания окружающего мира, важно развивать в них самостоятельность и активность познания. Данные способности в будущем могут помочь ребенку в достижении больших успехов, а также могут стать инструментом, как для изменения своей жизни, так и жизни общества в целом.
Знания являются такой вариативной переменной, которая очень быстро становится неактуальной, знания постоянно обновляются, появляется новая информация, увеличивается ее объем. Именно поэтому важно развитие творческого мышления и способностей дошкольников, а также их изобретательности, креативности, инициативности и решительности. Именно данные аспекты и определяют значимость и актуальность нашей работы.
Одной из глобальных задач современной педагогики является развитие творческой личности ребенка, при которой особый упор делается на развитие творческого потенциала, индивидуальный подход. Важно воспитать у ребенка потребность в творчестве, мотивацию успеха и его любознательность, ведь именно тогда он будет более успешности проходить все этапы социализации [15].
Творческие люди были нужны во все времена развития человечества, ведь именно они задавали направление прогресса и развития общества. В настоящее время нам также необходимы творческие люди, которые мыслят неординарно и нестандартно, так как современный мир диктует жизнь в режиме многозадачности и развивается с каждой минутой. Решение проблемы формирования творческого подхода к окружающей действительности начинается с дошкольного возраста, ведь непосредственно в этом возрасте формируются задатки для развития творческих способностей. Так считают Л.С. Выготский, Л.А. Векгер и другие авторы.
Что же касается области дошкольного образования ребенка, то непосредственно вопросами творчества и его развития занимались такие выдающиеся педагоги и психологи как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Г. М. Григорьева, Т.С. Комарова, Т.Г.Казакова и многие другие. Данные авторы указывают в своих работах на несомненную необходимость творческого развития ребенка, изобразительного в том числе.
Таким образом, объект нашего исследования – творческие способности.
Предмет исследования – творческие способности дошкольников.
Целью данного исследования является изучение развития творческих способностей дошкольников в процессе художественной деятельности.
Для достижения поставленной цели, нами предполагается решение следующих задач:
1)Рассмотреть понятие способностей и творческих способностей;
2) Дать характеристику художественной деятельности ребенка;
3) Описать особенности дошкольного возраста;
4) Изучить творческие способности дошкольников;
5) Разработать игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников путем художественной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие творческих способностей
«Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, не сводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности». [30, с.15].
В психологии способности обычно рассматриваются как личностные индивидуальные особенности, такие свойства личности или ее качества, которые отличают одного человека от другого и которые определяют успех от выполнения им какой-либо работы или же деятельности. Также в науке считается, что в основе способностей лежат анатомические и физиологические задатки человека, которые даются ему от рождения. Так, например, В.Д. Шадриков, автор одной из современных концепций способностей, рассматривает их как свойства функциональных систем, которые реализуют отдельно взятые психические функции. Автор считает, что способности имеют индивидуальную меру выраженности, которая может проявляться в успешности выполнения деятельности, а также в ее качественном разнообразии.
Качество выполнения деятельности, ее надежность, а также производительность являются значимыми показателями проявления способностей человека. Такие способности лежат в основе всех видов деятельности, которые выполняет человек, ведь считается, что способностями человек наделен от природы. Как считает В.Д. Шадриков, у каждого человека способности имеют свою меру выраженности, и дана выраженность соответствует тем критериям, по которым можно судить о развитии способностей у того или иного человека. Поэтому если у человека есть определенные способности и они ярко выражены, помогают ему продуктивно осуществлять деятельность, делать это качественно и эффективно, то такого человека можно называть способным [10] .
Существуют различные классификации способностей, однако чаще всего их классифицируют по широте и направленности. Обычно выделяют общие и специальные способности, рассмотрим их более подробно.
Общие способности – это такие благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые играют одинаковую роль для многих видов деятельности. К таким способностям, например, относятся умственные способности, умелость движений рук, их точность и упорядоченность, хорошо развитая память или хорошо поставленная речь.
Специальные же способности в основном определяют успешность человека в более узких и специфических видах различной деятельности. Для таких видов деятельности необходимы специальные, особенные задатки. Среди специальных способностей можно отметить, например, математические, музыкальные, языковые и другие [22].
В способностях также выделяют несколько компонентов, обычно это общий компонент и операционный. Если же общий компонент способностей в основном стабилен и передается по наследству от родителей, то операционный компонент может изменяться, он довольно вариативен. Операционный компонент зависит от других видов деятельности, от характера и способа труда, от его индивидуальных особенностей. Обобщая, можно говорить о том, что специальные способности – это варианты проявления общих способностей, форма общих способностей, которая может образовываться под влиянием условий деятельности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Наше исследование проходило в несколько этапов:
1) На подготовительном этапе мы изучали психологическую литературу, подбирали методы исследования, выбирали группы испытуемых.
2) На основном этапе исследования мы провели констатирующее диагностическое изучение особенностей творческих способностей дошкольников до проведения развивающей программы в экспериментальной группе.
3) На этапе эксперимента в экспериментальной группе детей была
проведена специальная развивающая работа.
4) На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка
эффективности развивающей программы, разработанной для развития творческих способностей дошкольников.
5) На заключительном производилось формулирование выводов.
Для проведения исследования были выбраны 40 дошкольников: 20 мальчиков и 20 девочек. Дети для проведения следования выбирались в случайном порядке.
База исследования: Государственное учреждение образования «Гнезновский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа».
Воображение как часть творческих способностей детей является одним из важных компонентов творческой деятельности дошкольника.
В исследовании использовалась методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова. Данная методика заключается в том, что ребенка дают 1 минуту для того, чтобы он придумал рассказ любого содержания. Далее его просят воспроизвести данный рассказ. История, и, соответственно, воображение ребенка оценивается по следующим параметрам:
1) Скорость придумывания
2) Необычность рассказа, оригинальность сюжета
3) Разнообразие образов и героев в рассказе
4) Проработанность образов, их детализация
5) Эмоциональность, впечатлительность.
«По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, не сводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Во все времена людьми создавались шедевры искусства и литературы, делались открытия в науке, что-то изобреталось, тем самым поощряя развития творчества и удовлетворяя человечество в культуре и разнообразии. Однако в современном мире ситуация глобальным образом претерпела изменения. Считается, дивергентный тип мышления может лежать в основе творческого мышления. Особенно интересным представляется изучение детского творчества, ведь именно в детском возрасте формируется способность к творческому взгляду на решения проблем и взгляду на окружающий мир в целом. Детское творчество – это создание ребенком новых уникальных продуктов деятельности. Творческие способности детей могут проявляться непосредственно в изобразительной, театральной, игровой, музыкальной, художественной, речевой деятельности.
Художественная деятельность ребенка – это типичная деятельность ребенка дошкольного возраста, которая развивается на протяжении всего дошкольного возраста, а максимально активизируется к концу дошкольного периода. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразие художественной деятельности – изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других ее форм. Развитие художественной деятельности ребенка на его начальных этапах нуждается в квалифицированном руководстве со стороны воспитателей. Для того, чтобы грамотно и широко развить у ребенка дошкольника его творческие способности, которые он получил от природы, педагогу следует самому разбираться в художественной деятельности и владеть необходимыми способами и инструментами.
Нами было проведено эмпирическое исследование развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественной деятельности.
По результатам первичной диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод о том, что способности к творчеству, креативности, нестандартности мышления представлены у детей на среднем уровне, что можно связать с недостаточной работой в данной сфере в процессе педагогического взаимодействия. В настоящее время дети привыкли решать задачи, имея под рукой все инструменты, что позволяет им современный мир и не нацелены на изобретение необычных способов решения поставленных перед ними задач.
У 10 детей был (25%) выявлен высокий уровень развития воображения, и у 30 детей (75%) выявлен средний уровень развития воображения. Это может говорить нам о том, что в дошкольном возрасте еще не достаточно хорошо развито творческое воображение, возможно в силу отсутствия развивающих занятий для воображения у дошкольников в ДОУ.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественной деятельности, нами были разработаны игры и упражнения, которые проводились со всеми детьми.
После проведения повторной диагностики творческого воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью методики «Придумай рассказ», мы установили, что такая программа по развитию творческого воображения является довольно эффективной. Это подтверждает теоретические положения о том, что в данный возрастной период воображение формируется достаточно активно и его можно развивать.
1) Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 208 с.
2) Боровик О.В. Дефектология. // Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы//. - М.: Школа-Пресс, 1999.
3) Бородай, Ю.М. Воображение и теория познания [Текст] / Ю.М. Бородай. - М., Просвещение. - 2014. - 187с.
4) Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина [и др.]. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
5) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М. Просвещение.1991. — 93 с.
6) Выготский Л.С.// Л.С. Выготский / Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. // Творчество и воображение. - М.: Просвещение, 1991.
7) Выготский, Л.С. /Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2003. – 512 с.
8) Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Люкс, 2017. - 671с.
9) Дьяченко, О.М., Кириллова, А.И. / О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44-51.
10) Ермолаева, М.В. Психология, развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 176с.
11) История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева [и др.]; под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский Центр «Академия», 2001. - 416с.
12) Коломинский, Я.Л. / Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский [и др.]. – СПб. : Питер, 2004. – 480 c.
13) Комарова Т. С. Изобразительная деятельность / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. — Москва, 1969. − С. 90–124.
14) Комарова Т. С. Развитие изобразительного творчества в дошкольном возрасте / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1983. — С. 34–37.
15) Коршунова, Л. С., Пружинин, Б. И. / Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л.С. Коршунова, Б. И. Пружинин - М., 1989.
16) Ланге, Н.Н. / Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Н. Ланге – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464 с.
17) Лямина, Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 2007. - 306с.
18) Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2017. - 128с
19) Никулина Г.В. // Развитие творческого воображения младших слабовидящих школьников, связанного с их художественно-речевой деятельность. // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими//. - Лен.: 1991.
20) Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры [Текст]: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Издательство ГНОМ и «Д», 2009. - 396с
21) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. / Общая психология. - М.: Просвещение, 1973.
22) Петровский, А.В. Общая психология [Текст] / А.В. Петровский. - М., Просвещение. - 2016. - 322с.
23) Речитская Е.Г., Сошина Е.А. / Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. - М., 1999.
24) Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн - М., 1989.
25) Солодилова О.П. / Возрастная психология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005. -287с.
26) Субботина, Л. Ю. / Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина - Ярославль: «Академия развития», 1997.
27) Теория и методика развития детского изобразительного творчества: для специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»: программы высших педагогических учебных заведений / Е. К. Брыкина, Г. Г. Григорьева, О. О. Дронова, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Р. А. Мирошкина. — Москва: МГОПУ, 1997. — 98 с.
28) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,2015. - 160с.
29) Эйдман Е.В., Иванников В.А. / Воображение как средство волевой регуляции // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь, 1986. - 159 с.
30) Эльконин, Д.Б. / Детская психология : учеб. пособ. / Д.Б. Эльконин. – 4-е изд. – М. : Академия, 2007. – 384 с.
31) Юрченко Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 66-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения:).
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты