Влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Диплом
на тему: «Влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).
Приложение Б МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (ОРО).
Приложение В Тест тревожности.
Приложение Г Анкета по выявлению тревожного ребенка.
Приложение Д Сводная таблица результатов исследования по опроснику И.М. Марковской (родители).
Приложение Ж Сводная таблица результатов по итогам проведения опроса «Анкета по выявлению тревожного ребёнка».
Приложение И Сводная таблица результатов исследования по методике диагностики родительского отношения (ОРО).
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретическо-методологические подходы к исследованию влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
1.1 Тревожность как научно-практическая проблема
1.2 Основные стили родительского воспитания их влияние на формирование личности ребенка
1.3 Особенности тревожности у детей дошкольного возраста
1.4 Методы коррекционной работы с тревожными детьми
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Исследование уровня тревожности у детей дошкольного возраста
2.3 Исследование стилей родительского воспитания у родителей детей дошкольного возраста
2.4 Анализ полученных результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Воздействие родителей на развитие ребенка крайне значительно. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, обладают меньшими проблемами со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию разных психологических проблем, в число которых входит тревожность. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, совершает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Как член семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказать положительное и отрицательное влияние на него. В результате этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, коммуникабельным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. В психолого-педагогической литературе существует большое количество работ, изучающих виды отношений родителей к ребенку из-за их влияния на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, Гарбузов, Захаров, Эйнсуорт, и другие). Доказательны и демонстративны наблюдения и исследования, которые посвящены влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, в частности, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, Е. Т. Соколова, Д. Боулби, М. Д. Эйнсуорт)
Проблема тревожности является одной из главной в отечественной и зарубежной психологии. Психологи такие как: 3. Фрейд, К. Хорни, Ч. Спилбергер, В.М. Астапов, А. Прихожан и многие другие, свои работы посвятили изучению тревожности.
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и другие. Выделение роли каждого из них имеет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагностики психического развития ребенка. Роль стиля семейного воспитания на уровень тревожности по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность темы данной работы.
Объект исследования: тревожность
Предмет исследования: влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: установить влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Определить понятие «тревожность», «стили родительского воспитания».
2. Охарактеризовать особенности тревожности у детей дошкольного возраста.
3. Выявить влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
4. Разработать методы, рекомендации в направлении на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста
Методологической основой исследования выступают: культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.С. Выготский), деятельный подход в психологии (А.Н. Леонтьев) и т.п.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа и обобщения, на эмпирическом – анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.
Глава 1. Теоретическо-методологические подходы к исследованию влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
1.1 Тревожность как научно-практическая проблема
Проблемой исследования тревоги и тревожности занимались известные зарубежные (Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни) и отечественные ученые (В.М. Астапов, Е.А. Волгуснова, А.В. Гуров, А.И. Захаров, Э.В. Зиновьева, А.А. Ковалевская, К.В. Коновалова, А.М. Прихожан).
Наиболее важной и актуальной проблемой, возникающей в практической деятельности человека, являются проблемы, связанные с психическими состояниями. Среди всевозможных психических состояний, которые являются предметом научного исследования, специальное внимание обращает состояние называемое «тревога».
Впервые подчеркнул состояние тревоги Зигмунд Фрейд, который характеризовал это состояние как эмоциональное, проявляющееся в переживании ожидания, неопределенности, чувстве беспомощности [32, с. 95]. В качестве источника опасности при тревоге Зигмунд Фрейд называл величину инстинктивного напряжения, слабость Я, а также его зависимость от Оно и Сверх-Я.
По воззрению К. Хорни, тревога не является необходимым элементом в человеческой психике. К. Хорни считала, что тревога заключается в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях. Отсутствие чувства безопасности у ребенка в отношениях с родителями содействует возникновению базальной тревоги. Поэтому причины невротического поведения заложены в нарушенных отношениях между ребенком и родителями [34, с. 154].
Центральным элементом тревоги является чувство угрозы. Состояние тревоги возникает, когда индивидуум воспринимает определенную ситуацию как такую, которая актуально или потенциально опасна [31, с. 88].
На современном этапе особое место занимает проблема изучения состояния тревоги, которому посвящено колоссальное число работ. Анализ существующих исследований предполагает уточнение и концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности [2, с. 10].
Многозначность в понимании тревоги как психического явления исходит из того факта, что термин «тревога» применяют психологи в различных значениях. Под тревогой понимают и временное психическое состояние, которое возникает под влиянием стрессовых факторов, и фрустрацию социальных потребностей, и главный показатель эмоционального неблагополучия, и свойство личности, и реакцию на представленную угрозу. Широко распространен подход, в соответствии с которым тревога определяется как эмоциональное состояние, проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Следует различать такие понятия как «тревога», «немотивированная тревожность», «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность».
Термин «тревога» часто используется при описании отрицательного психического состояния, характеризующегося наличием субъективных чувств напряжения, беспокойства, негативного предчувствия и приближается по своему характеру к чувству страха.
К.В. Коновалова отмечает, что «тревога» как состояние в норме испытывается любым здоровым человеком в ситуациях, связанных с предвосхищением отрицательных результатов. Такое состояние появляется, когда человек воспринимает определенную ситуацию или раздражители как несущие актуально или потенциально в себе аспекты угрозы или опасности. Тревога может играть и положительную роль, действуя не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики» [13, с. 254].
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования – установить влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
Чтобы получить надежные результаты исследования, в данном эксперименте приняли участие полные семьи с детьми дошкольного возраста. В исследовании изучались такие процессы: стили родительского воспитания, а также уровень тревожности детей.
Исследование проводилось в ГУДО Детский сад №14 г. Барановичи. Выборку составили дети старшей и подготовительной группы и их родители. Учитывая характер исследования и использование качественной обработки данных, объем выборки детей составил 75 человек, объем выборки родителей составил 75 человек.
Сроки проведения экспериментального исследования – май- сентябрь 2018 года.
Этапы проведения экспериментального исследования:
1) анализ и подбор диагностических методик для исследования;
2) проведение диагностического исследования;
3) обработка и анализ полученных данных.
Для достижения поставленных задач в ходе проведения эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.);
2.Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.);
3. Проективный тест «Определение уровня тревожности» (Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена);
4. Анкета по выявлению тревожного ребенка. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Все эти методики отвечают требованиям валидности и надежности, отвечают психодиагностическим требованиям.
1. Для определения стиля родительского воспитания использовался опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным [25]. Приложение А
Это психодиагностический инструмент, предназначенный для выявления родительского отношения.
Опросник состоит из 61 утверждения, каждое из которых испытуемым принимается или отклоняется.
«Ключ» к опроснику
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).
2. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская) [18]. Приложение Б.
Назначение методики: предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей.
Заключение
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на современном этапе проблема тревоги и тревожности рассматривается в различных аспектах: тревога как состояние; тревожность как свойство личности, которое предрасполагает к переживанию тревожного состояния в различных ситуациях; процесс переживания тревоги; тревожность как стабильная личностная особенность. Тревожность бывает ситуативной (эмоциональное переживание) и личностной (черта личности). Тревожность может быть вызвана различными причинами.
Родительские отношения к воспитанию ребенка в каждой психологической школе изображаются разными понятиями и терминами, которые определяются первоначальными теоретическими позициями авторов (К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, Д. Бомринд и так далее).
Проблемой изучения стилей родительского отношения занимались многие классики педагогической, возрастной, клинической психологии. В работах родительское отношение к ребенку анализируется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода, тем не менее, специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
Все факторы возникновения тревожности можно подразделить на три группы: природные, генетически обусловленные (особенности нервной системы); индивидуальные, связанные с какими-либо личными переживаниями (внутриличностный конфликт, негативный эмоциональный опыт); социальные, связанные с межличностными отношениями с окружающим миром и другими людьми. Возникновение тревожности у дошкольников может быть обусловлено различными факторами.
Причины тревожности у детей дошкольного возраста разные, но основной причиной является семья. Тревожностью обладают неуверенные в себе детьми с неустойчивой самооценкой. Тревожность у детей проявляется в поведении, в общении со сверстниками и взрослыми. У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивым свойством характера и при подобающей коррекции ее можно уменьшить. Для этого необходимо: повысить самооценку ребенка; научить его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; обучить родителей тревожного ребенка правилам поведения с ним.
Корреляционный анализ позволил установить статистическую связь на уровне значимости p≤0,01 между уровнем высокой тревожностью у дошкольников и воспитанием по типу «маленький неудачник». Установлено, что высокая тревожность дошкольников связана с высокой эмоциональной дистанцией родителей (r=0,457 при p≤0,05), так же она связана с отсутствием сотрудничества родителей с детьми (r= 0,422 при p≤0,05); высокая тревожность дошкольников связана с непоследовательностью родителей (r= 0,394 при p≤0,05).
1. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой // Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
2. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
3. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. –М.: Изд-во МГУ, 1986. –32с.
4. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32-39.
5. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С.19-28.
6. Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин. - Питер: 2005, -176 с.
7. Захаров, А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей. – Л.: Изд-во ЛПМИ, 1976. – 154с.
8. Земска М. Семья и личность / Пер. с польск. Л.В. Васильева. - М.: Издательство "Прогресс", 2006. - 528 с.
9. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2007. – 783 с.
11. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании: уч. пособие для студ. высш. и средн. пед.уч.завед.//Сост. и авт.коммент. И.Н.Андреева/ П.Ф. Каптерев. - М.: Изд-во «СКТ», 2000. - 168 с.
12. Ковалев, Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. – 1993. – № 3. – С. 13
13. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
14. Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 742с.
15. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1969. – № 1. – С. 131-137.
16. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
17. Мазурова, Н.В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания / Н.В. Мазурова, Ю.А. Трофимова // Вопросы современной педиатрии. – 2013. – № 3, Т. 12. – С. 115-118.
18. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник для вузов Изд.11-е, перераб., доп. Академия, 2007, 640 с.
20. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова и А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
21. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
22. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107-110.
23. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
24. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности// Тревога и тревожность. – СПб., 2001.
25. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 144 - 152.
26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 363с
27. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. – М.: Аспект-Плюс, 1992. – 324с.
28. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
29. Смирнова, Е.О., Радева, Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) //Вопросы психологии. – 1999. – №1. – с.105
30. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. - М.: 1986, - 261 с.
31. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
32. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
33. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 94-106.
34. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 464 с.
35. Шнайдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. - Воронеж: 2003, - 928 с.
36. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2000. – 583с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).
Приложение Б МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (ОРО).
Приложение В Тест тревожности.
Приложение Г Анкета по выявлению тревожного ребенка.
Приложение Д Сводная таблица результатов исследования по опроснику И.М. Марковской (родители).
Приложение Ж Сводная таблица результатов по итогам проведения опроса «Анкета по выявлению тревожного ребёнка».
Приложение И Сводная таблица результатов исследования по методике диагностики родительского отношения (ОРО).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты