Введение
Глава 1. Теоретическо-методологические подходы к исследованию влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
1.1 Тревожность как научно-практическая проблема
1.2 Основные стили родительского воспитания их влияние на формирование личности ребенка
1.3 Особенности тревожности у детей дошкольного возраста
1.4 Методы коррекционной работы с тревожными детьми
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Исследование уровня тревожности у детей дошкольного возраста
2.3 Исследование стилей родительского воспитания у родителей детей дошкольного возраста
2.4 Анализ полученных результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Воздействие родителей на развитие ребенка крайне значительно. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, обладают меньшими проблемами со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию разных психологических проблем, в число которых входит тревожность. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, совершает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Как член семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказать положительное и отрицательное влияние на него. В результате этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, коммуникабельным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. В психолого-педагогической литературе существует большое количество работ, изучающих виды отношений родителей к ребенку из-за их влияния на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, Гарбузов, Захаров, Эйнсуорт, и другие). Доказательны и демонстративны наблюдения и исследования, которые посвящены влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, в частности, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, Е. Т. Соколова, Д. Боулби, М. Д. Эйнсуорт)
Проблема тревожности является одной из главной в отечественной и зарубежной психологии. Психологи такие как: 3. Фрейд, К. Хорни, Ч. Спилбергер, В.М. Астапов, А. Прихожан и многие другие, свои работы посвятили изучению тревожности.
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и другие. Выделение роли каждого из них имеет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагностики психического развития ребенка. Роль стиля семейного воспитания на уровень тревожности по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность темы данной работы.
Объект исследования: тревожность
Предмет исследования: влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: установить влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Определить понятие «тревожность», «стили родительского воспитания».
2. Охарактеризовать особенности тревожности у детей дошкольного возраста.
3. Выявить влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
4. Разработать методы, рекомендации в направлении на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста
Методологической основой исследования выступают: культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.С. Выготский), деятельный подход в психологии (А.Н. Леонтьев) и т.п.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа и обобщения, на эмпирическом – анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.
Глава 1. Теоретическо-методологические подходы к исследованию влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
1.1 Тревожность как научно-практическая проблема
Проблемой исследования тревоги и тревожности занимались известные зарубежные (Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни) и отечественные ученые (В.М. Астапов, Е.А. Волгуснова, А.В. Гуров, А.И. Захаров, Э.В. Зиновьева, А.А. Ковалевская, К.В. Коновалова, А.М. Прихожан).
Наиболее важной и актуальной проблемой, возникающей в практической деятельности человека, являются проблемы, связанные с психическими состояниями. Среди всевозможных психических состояний, которые являются предметом научного исследования, специальное внимание обращает состояние называемое «тревога».
Впервые подчеркнул состояние тревоги Зигмунд Фрейд, который характеризовал это состояние как эмоциональное, проявляющееся в переживании ожидания, неопределенности, чувстве беспомощности [32, с. 95]. В качестве источника опасности при тревоге Зигмунд Фрейд называл величину инстинктивного напряжения, слабость Я, а также его зависимость от Оно и Сверх-Я.
По воззрению К. Хорни, тревога не является необходимым элементом в человеческой психике. К. Хорни считала, что тревога заключается в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях. Отсутствие чувства безопасности у ребенка в отношениях с родителями содействует возникновению базальной тревоги. Поэтому причины невротического поведения заложены в нарушенных отношениях между ребенком и родителями [34, с. 154].
Центральным элементом тревоги является чувство угрозы. Состояние тревоги возникает, когда индивидуум воспринимает определенную ситуацию как такую, которая актуально или потенциально опасна [31, с. 88].
На современном этапе особое место занимает проблема изучения состояния тревоги, которому посвящено колоссальное число работ. Анализ существующих исследований предполагает уточнение и концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности [2, с. 10].
Многозначность в понимании тревоги как психического явления исходит из того факта, что термин «тревога» применяют психологи в различных значениях. Под тревогой понимают и временное психическое состояние, которое возникает под влиянием стрессовых факторов, и фрустрацию социальных потребностей, и главный показатель эмоционального неблагополучия, и свойство личности, и реакцию на представленную угрозу. Широко распространен подход, в соответствии с которым тревога определяется как эмоциональное состояние, проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Следует различать такие понятия как «тревога», «немотивированная тревожность», «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность».
Термин «тревога» часто используется при описании отрицательного психического состояния, характеризующегося наличием субъективных чувств напряжения, беспокойства, негативного предчувствия и приближается по своему характеру к чувству страха.
К.В. Коновалова отмечает, что «тревога» как состояние в норме испытывается любым здоровым человеком в ситуациях, связанных с предвосхищением отрицательных результатов. Такое состояние появляется, когда человек воспринимает определенную ситуацию или раздражители как несущие актуально или потенциально в себе аспекты угрозы или опасности. Тревога может играть и положительную роль, действуя не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики» [13, с. 254].
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования – установить влияние стилей родительского воспитания на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
Чтобы получить надежные результаты исследования, в данном эксперименте приняли участие полные семьи с детьми дошкольного возраста. В исследовании изучались такие процессы: стили родительского воспитания, а также уровень тревожности детей.
Исследование проводилось в ГУДО Детский сад №14 г. Барановичи. Выборку составили дети старшей и подготовительной группы и их родители. Учитывая характер исследования и использование качественной обработки данных, объем выборки детей составил 75 человек, объем выборки родителей составил 75 человек.
Сроки проведения экспериментального исследования – май- сентябрь 2018 года.
Этапы проведения экспериментального исследования:
1) анализ и подбор диагностических методик для исследования;
2) проведение диагностического исследования;
3) обработка и анализ полученных данных.
Для достижения поставленных задач в ходе проведения эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.);
2.Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.);
3. Проективный тест «Определение уровня тревожности» (Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена);
4. Анкета по выявлению тревожного ребенка. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Все эти методики отвечают требованиям валидности и надежности, отвечают психодиагностическим требованиям.
1. Для определения стиля родительского воспитания использовался опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным [25]. Приложение А
Это психодиагностический инструмент, предназначенный для выявления родительского отношения.
Опросник состоит из 61 утверждения, каждое из которых испытуемым принимается или отклоняется.
«Ключ» к опроснику
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).
2. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская) [18]. Приложение Б.
Назначение методики: предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей.
Заключение
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на современном этапе проблема тревоги и тревожности рассматривается в различных аспектах: тревога как состояние; тревожность как свойство личности, которое предрасполагает к переживанию тревожного состояния в различных ситуациях; процесс переживания тревоги; тревожность как стабильная личностная особенность. Тревожность бывает ситуативной (эмоциональное переживание) и личностной (черта личности). Тревожность может быть вызвана различными причинами.
Родительские отношения к воспитанию ребенка в каждой психологической школе изображаются разными понятиями и терминами, которые определяются первоначальными теоретическими позициями авторов (К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, Д. Бомринд и так далее).
Проблемой изучения стилей родительского отношения занимались многие классики педагогической, возрастной, клинической психологии. В работах родительское отношение к ребенку анализируется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода, тем не менее, специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
Все факторы возникновения тревожности можно подразделить на три группы: природные, генетически обусловленные (особенности нервной системы); индивидуальные, связанные с какими-либо личными переживаниями (внутриличностный конфликт, негативный эмоциональный опыт); социальные, связанные с межличностными отношениями с окружающим миром и другими людьми. Возникновение тревожности у дошкольников может быть обусловлено различными факторами.
Причины тревожности у детей дошкольного возраста разные, но основной причиной является семья. Тревожностью обладают неуверенные в себе детьми с неустойчивой самооценкой. Тревожность у детей проявляется в поведении, в общении со сверстниками и взрослыми. У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивым свойством характера и при подобающей коррекции ее можно уменьшить. Для этого необходимо: повысить самооценку ребенка; научить его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; обучить родителей тревожного ребенка правилам поведения с ним.
Корреляционный анализ позволил установить статистическую связь на уровне значимости p≤0,01 между уровнем высокой тревожностью у дошкольников и воспитанием по типу «маленький неудачник». Установлено, что высокая тревожность дошкольников связана с высокой эмоциональной дистанцией родителей (r=0,457 при p≤0,05), так же она связана с отсутствием сотрудничества родителей с детьми (r= 0,422 при p≤0,05); высокая тревожность дошкольников связана с непоследовательностью родителей (r= 0,394 при p≤0,05).
1. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой // Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
2. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
3. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. –М.: Изд-во МГУ, 1986. –32с.
4. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32-39.
5. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С.19-28.
6. Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин. - Питер: 2005, -176 с.
7. Захаров, А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей. – Л.: Изд-во ЛПМИ, 1976. – 154с.
8. Земска М. Семья и личность / Пер. с польск. Л.В. Васильева. - М.: Издательство "Прогресс", 2006. - 528 с.
9. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2007. – 783 с.
11. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании: уч. пособие для студ. высш. и средн. пед.уч.завед.//Сост. и авт.коммент. И.Н.Андреева/ П.Ф. Каптерев. - М.: Изд-во «СКТ», 2000. - 168 с.
12. Ковалев, Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. – 1993. – № 3. – С. 13
13. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
14. Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 742с.
15. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1969. – № 1. – С. 131-137.
16. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
17. Мазурова, Н.В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания / Н.В. Мазурова, Ю.А. Трофимова // Вопросы современной педиатрии. – 2013. – № 3, Т. 12. – С. 115-118.
18. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник для вузов Изд.11-е, перераб., доп. Академия, 2007, 640 с.
20. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова и А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
21. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
22. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107-110.
23. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
24. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности// Тревога и тревожность. – СПб., 2001.
25. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 144 - 152.
26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 363с
27. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. – М.: Аспект-Плюс, 1992. – 324с.
28. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
29. Смирнова, Е.О., Радева, Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) //Вопросы психологии. – 1999. – №1. – с.105
30. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. - М.: 1986, - 261 с.
31. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
32. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
33. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 94-106.
34. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 464 с.
35. Шнайдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. - Воронеж: 2003, - 928 с.
36. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2000. – 583с.