Особенности военно-профессиональной социализации у военнослужащих первого года службы
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности военно-профессиональной социализации у военнослужащих первого года службы»
по дисциплине: «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»
2018
251.00 BYN
Особенности военно-профессиональной социализации у военнослужащих первого года службы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРВОГО ГОДА СЛУЖБЫ
1.1 Понятие социализации в психологии
1.2 Сущность военно-профессиональной социализации у военнослужащих
1.3 Адаптация военнослужащих к условиям службы
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРВОГО ГОДА СЛУЖБЫ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей военно-профессиональной социализации у военнослужащих первого года службы
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших социальных функций института военной службы в современном социуме является функция социализации. В период воинской службы социализация личности измеряется тем, насколько познаны, усвоены и реализованы в деятельности военнослужащего основные социальные ценности воинской службы и соответствующие им нормы поведения. Особенности социализации личности в процессе срочной воинской службы обусловлены, с одной стороны, содержанием и интенсивностью воздействия на нее специфических факторов воинской социальной среды, с другой - уровнем развития личностных качеств военнослужащих.
Социализацию принято рассматривать как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понимание культуры, присущей социальной группе, позволяющих функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенности социализации личности в условиях военной службы связаны со спецификой военизированной организации. В первый год службы особенно актуальной становится проблема адаптации военнослужащего как процесса социализации.
Проблема адаптации военнослужащих к службе в армии представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в военной педагогике и психологии. Это обстоятельство связано с тем, что решение данной проблемы может существенно упростить прохождение военной службы, а так же повлиять на ее качество. Гарантией успешного прохождения воинской службы является устойчивая адаптация личности к ее условиям. Адаптация военнослужащих к воинской деятельности влияет на успешность данной деятельности, психологический комфорт военнослужащих, адекватное и уместное поведение, оптимальное взаимодействие с военным коллективом.
На первом году воинской службы перед личностью военнослужащего стоит необходимость приведения социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями воинской среды как внешнего фактора. К ним предъявляются требования к преодолению трудностей вхождения в новую социальную среду, осознанию необходимости изменить привычный образ жизни и мышления, установления оптимальных внутригрупповых отношений, приспособления к ряду требований и специфики военно-профессиональной деятельности.
Проблеме социализации личности, в том числе военно-профессиональной, посвящено немало исследований в рамках психологии личности (А.С. Некрасов, А.П. Скрипников), педагогической психологии (М.В. Григорьева, Б.И. Хозиев); социальной психологии (В.В. Ермолаев, Т.Д. Марцинковская, Р.М. Шамионов); военной психологии (А.В. Боенко, О.Ю. Ефремов, П.А. Корчемный, А.Г. Маклаков, П.Д. Никитенко, А.В. Созонник, А.М. Столяренко); социологии (А.Ф. Арсланов, Л.П. Марьина, В.А. Шубин).
В отечественной психологии проблеме становления личности в условиях военной службы посвятили свои работы М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Т.С. Сливин, А.Д. Терещенко и др.
В современной психологии обнаруживаются военно-социальные исследования, непосредственно посвященные рассмотрению проблем социализации личности в процессе военной службы. Как правило, это немногочисленные работы последнего десятилетия. В своем большинстве они имеют социологическую, а также политологическую направленность, что с необходимостью определяет их предметную область исследования рассмотрением социализации различных категорий личного состава, отдельных направлений, компонентов этого процесса: социализация курсантов, лиц уволенных в запас, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, политическая социализация и других аспектов. В практической плоскости они представляют лишь первые шаги на пути системного изучения и формирования целостной теории социализации личности военнослужащего. Рассмотрение проблемы социализации личности военнослужащего в этих работах носит опосредованный, фрагментарный характер, в общем контексте развития личности.
Вместе с тем, анализ литературы показал, что проблема изучения особенностей военно-профессиональной социализации у военнослужащих первого года службы является недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить особенности военно-профессиональной социализации у военнослужащих первого года службы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРВОГО ГОДА СЛУЖБЫ
1.1 Понятие социализации в психологии
В современной литературе существует несколько подходов к определению понятия социализации. С позиций субъект-объектного подхода социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В процессе социализации человек занимает пассивную позицию. У истоков этого подхода стояли Э. Дюркгейм Т. Парсонс.
Представители субъект-субъектного подхода указывают на активную позицию человека в процесс социализации, который не только адаптируется к социуму, но и оказывает влияние на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Среди основоположников этого подхода можно назвать Ч. Кули и Дж. Г. Мида. С позиций субъект-субъектного подхода социализация можно определяется как развитие и самоизменение индивида в процессе усвоения и воспроизводства культуры, осуществляемое во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [50, с. 94].
В рамках комплексного подхода (Р.М. Шамионов) социализация личности рассматривается в качестве многофункционального и многоуровнего процесса. В работе Р.М. Шамионова предлагается процессуальная модель социализация личности, которая описывает этот процесса на нескольких уровнях: на уровне взаимообусловленных детерминаций внешних (норм, традиций, условий реальной жизни, ожиданий), на уровне внутренних (свойств, характеристик, моделей поведения личности) инстанций, а также на уровне самоактуализации, личностной зрелости и удовлетворенности [48, с. 82].
Ряд современных исследователей (В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов) сущность социализации раскрывают через ее процессы – адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию. Их единство направлено на обеспечение оптимального развития личности на протяжении жизненного пути во взаимодействии с внешней средой. Сущность социализации заключается в том, что в процессе ее индивид становится членом социума, к которому он принадлежит (Н.И. Макарова) [18, с. 116].
По определению В.И. Стекольникова, социализация личности – это объективный процесс усвоения индивидом социальных норм, преобразования социального опыта в собственные установки, ценности личности, который протекает в результате активного взаимодействия личности с окружающей средой [42, с. 9]. Исследователь О.В. Ежов определяет социализацию личности как процесс и результат ее развития как универсального субъекта на основе формирования ее социально-типических качеств путем многоуровневого взаимодействия с социальной средой и саморегуляции [9, с. 7].
По мнению А.В. Мудрика, социализация представляет собой двусторонний процесс развития индивида в его взаимосвязи и взаимодействии с окружающим миром. Социализация предполагает сочетание и баланс приспособления (согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к индивиду с его установками, ценностями и социальным поведением) и обосабливания (поведенческая, эмоциональная и ценностная автономия) в условиях конкретного общества [24, с. 11].
Под социализацией также понимает процесс становления личности, усвоение человеком ценностей, установок, норм, образцов поведения, принятых в индивидом данном обществе и социальной группе. Человек является активным участников освоения культуры отношений в данном обществе, формирования определенных социальных ролей, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной социализации. Сущность и содержание социализационного процесса объективируется в форме его функций: социально-воспроизводственной, социально-регулятивной, социально-стабилизирующей, социально-интегративной, социально-познавательной, оценочной и коммуникативной [9, с. 11].
Социализация предполагает процесс включения индивида в социальную практику, приобретения социальных свойств и качеств, усвоения общественного опыта и реализации своей сущности путем выполнения конкретной роли в практической деятельности. В процессе социализации личность приобретает социальный опыт, расширяет среду общения и деятельности, развивает процесс саморегуляции, осуществляет становление самосознания и активной жизненной позиции. Как отмечают А.Д. Лопуха и В.А. Чебатарев, доминирующая роль для социализации личности принадлежит общественному воспитанию. В качестве институтов социализации традиционно принято рассматривать семью, образовательные и воспитательные учреждения, коллективы [17, с. 111].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРВОГО ГОДА СЛУЖБЫ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить характеристики социально-психологической адаптации и ценностные ориентации у военнослужащих первого года службы.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить характеристики социально-психологической адаптации у военнослужащих первого года службы;
2) определить уровень адаптивных возможностей у военнослужащих первого года службы;
3) выявить ценностные ориентации у военнослужащих первого года службы;
4) определить преобладающий тип отношения к другим людям у военнослужащих первого года службы;
5) выявить взаимосвязь социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций у военнослужащих первого года службы.
Гипотеза исследования: существует связь между характеристиками социально-психологической адаптации и ценностными ориентациями у военнослужащих первого года службы.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К Роджерса и Р. Даймонда [21].
Назначение: диагностика комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации. Под социально-психологической адаптацией понимается процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среда, результатом которой становится согласованность требований социальной среды и личностных тенденций.
Опросник социально-психологической адаптации был разработан К. Роджерсом и Р. Даймонд в США в 1954 г. Методика адаптирована Т.В. Снегиревой. Опросник включает 101 утверждение, сформулированное в третьем лице с целью избежать влияния «прямого отождествления», потребности давать испытуемыми социально-желательные ответы. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале.
Шкалы методики (характеристики социально-психологической адаптации): 1) адаптивность; 2) дезадаптивность; 3) принятие себя; 4) непринятие себя; 5) принятие других; 6) непринятие других; 7) эмоциональный комфорт; 8) эмоциональный дискомфорт; 9) внутренний контроль; 10) внешний контроль; 11) доминирование; 12) ведомость; 13) эскапизм. Характеристики социально-психологической адаптации выступают в качестве одного из компонентов военно-профессиональной социализации военнослужащих.
2. Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина [22].
Назначение: выявление адаптивных возможностей на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. С помощью методики можно выявить уровень адаптивных способностей, уровень развития нервно-психической устойчивости, коммуникативных особенностей и моральной нормативности.
Опросник содержит 5 шкал и состоит из 165 вопросов. Испытуемому предлагается ответить на предложенные утверждения «да» или «нет». Шкалы методики: 1) адаптивные способности; 2) нервно-психическая устойчивость; 3) коммуникативные способности; 4) моральная нормативность.
3. Методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца [13].
Назначение: исследование ценностных ориентаций. С помощью методики можно выявить значимость мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов (на уровне убеждений) и на уровне индивидуальных приоритетов (на уровне поведения).
Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника «Обзор ценностей» направлена на изучение ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей, включающих 57 ценностей. Испытуемому предлагается оценить каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. Результаты первой части опросника отражают жизненные принципы поведения. Вторая часть опросника «Профиль личности» включает 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Здесь для оценки представлений используется шкала от 4 до -1 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Военно-профессиональная социализация представляет собой процесс усвоения соответствующих данной сфере норм и ценностей в воинской среде посредством включенности в военно-профессиональную деятельность, результатом которой становится формирование значимых для военнослужащих личностных качеств, присвоение ценностей военной службы. Содержание военно-профессиональной социализации военнослужащего включает: познание специфической военно-социальной действительности, освоение социально-статусных и нормативно-ролевых предписаний, усвоение специфических социальных и военно-профессиональных ценностей, идентификацию с ролью военнослужащего, формирование профессиональной направленности и ряда личностных качеств Военно-профессиональная социализация военнослужащих осуществляется поэтапно в условиях социализирующего влияния военной службы посредством различных механизмов.
Адаптация военнослужащих к условиям службы представляет собой процесс установления оптимального соответствия личности и воинской среды через военно-профессиональную деятельность в первый год службы, в ходе которого военнослужащий включается в систему социальных связей и ролей в воинских коллективах, усваивает ценности, приспосабливается к ролевым функциям, воинским нормам, условиям воинского труда. Процесс адаптации к условиям службы включает в себя ориентировочную, критическую и завершающую стадии. Результатом адаптации военнослужащего является обретение военнослужащим системы качеств необходимых для получения статуса военнослужащего и включения в деятельность военной организации, становление устойчивой модели поведения. Эффективность адаптации во многом зависит от субъективных и объективных факторов, степени оценки себя и своих социальных связи, определения потребности с имеющимися возможностями и условиями внешней среды. Трудности адаптации к новым условиям жизнедеятельности, характерным для военной службы, могут привести к появлению нервно-эмоционального напряжения, снижению адаптационных способностей личности.
Военнослужащие первого года службы обладают преимущественно высокой адаптивностью к требованиям социума в соответствии с собственными потребностями и интересами, принятием себя и высокой самооценкой, принятием других людей их поведенческих проявлений, эмоциональным комфортом, внутренним контролем, стремлением быть подчиненным, выполняя поставленные перед ними задачи, стремлением решать возникающие проблемы. Военнослужащие первого года службы отличаются преимущественно легкой адаптацией к новым условиям, способны быстро вырабатывать стратегию поведения и принимать решения в сложных ситуациях, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Они характеризуются высокой нервно-психической устойчивостью, высокими коммуникативными способностями, высоким уровнем моральной нормативности. В процессе военно-профессиональной социализации военнослужащие первого года службы стремятся к реализации в собственном поведении таких ценностей как: универсализм, традиции, безопасность, достижение, доброта, самостоятельность, гедонизм. Менее значимыми для военнослужащих первого года службы являются ценности власти, конформности и стимуляции. Военнослужащие первого года службы в отношениях с другими людьми склонны провлять, прежде всего, подчиняемость и дружелюбие.
Особенностями военно-профессиональной социализации военнослужащих первого года службы являются: высокий уровень приспособления к социуму в соответствии с требованиями военной службы при стремлении к уважению, принятию обычаев, следовании традициям; высокий уровень принятия себя при стремлении к личному успеху через проявление компетентности согласно стандартам военной службы. Для военнослужащих характерен высокий уровень принятия других при стремлении к пониманию, терпимости, защите благополучия всех людей; внутренний контроль при стремлении к безопасности для себя и для других людей, к гармонии и стабильности во взаимоотношениях; желание решать возникающие проблемы при стремлении к самостоятельности выбора способов действий, потребности в самоконтроле. Военнослужащие имеют высокие адаптивные способности при проявлении подчиняемого типа отношения к окружающим; высокую степень нервно-психическая устойчивость при дружелюбном типе отношения к окружающим. Для военнослужащих характерны высокие коммуникативные способности при стремлении к сохранению благополучия людей, с которыми они находятся в личных контактах, обеспечению развитию своей группы, а также оральная нормативность при стремлении к следованию правилам, принятию норм, существующих в культуре.
1. Абдурахманов, Р.А. Военная психология: методология, теория, практика / Р.А. Абдурахманов. – М.: Военный университет, 1996. – 231 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2003. – 230 с.
3. Андруник, А.П. Основные пути формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов МВД России: личностно ориентированный подход / А.П. Андруник, А.В. Петкин // Евразийское научное объединение. – 2015. – № 11. – С. 73-74.
4. Бобков, О.Б. Военно-профессиональное развитие личности в условиях военного вуза / О.Б. Бобков // Вестник Вятского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 116-122.
5. Веремчук, В.И. Социальные характеристики и особенности процесса социализации личности офицера в условиях модернизации вооруженных сил РФ / В.И. Веремчук, М.В. Барановский // Военный академический журнал. – 2015. – № 3. – С. 104-110.
6. Власкин, В.Ю. Ценности воинской службы как ресурс социализации военнослужащих / В.Ю. Власкин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). – Тамбов: Грамота, – 2015. – № 12, Ч. 1. – С. 40-44.
7. Горемыкин, В.П. Военное образование: цель – на развитие / В.П. Горемыкин // Вестник военного образования. – 2017. – № 1. – С. 4-13.
8. Дьяченко, М.И. Военная психология и педагогика / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Издание академии, 1999. – 358 с.
9. Ежов, О.В. Военная служба как фактор социализации личности: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / О.В. Ежов. – Москва, 1999. – 22 с.
10. Ефремов, О.Ю. Военная педагогика: учеб. пособие / О.Ю. Ефремов. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.
11. Завьялова, Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации / Е.К. Завьялова // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2001. –Вып. 40. – С. 55-60.
12. Камышев, A.A. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе: автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.01. – А.А. Камышев. – Москва, 1999. – 23 с.
13. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
14. Квасов, С. Е. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе / С. Е. Квасов, А. А. Кузнецов. – Н.: Новгород: Военно-медицинский институт, 1999. – 120 с.
15. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии: коллективная монография / под. ред. Т.Д. Марцинковской. –Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. – 284 с.
16. Ламырев, В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: автоореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / В.Н. Ламырев. – Челябинск, 2015. – 19 с.
17. Лопуха, А.Д. Социализация курсантов военных вузов / А.Д. Лопуха, В.А. Чебатарев // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2015. – № 2. – С. 111-117.
18. Лопуха, Т.Л. Воинская социализация военнослужащих в системе работы с личным составом / Т.Л. Лопуха, А.А. Манин, В.А. Чебатарев // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2. – С. 113-118.
19. Маклаков, А. Г. Военная психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2005. – 464 с.
20. Методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 125-129.
21. Методика диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C.193-197
22. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549-672.
23. Моисеенко, В.Г. Формирование патриотических ценностей курсантов Института пограничной службы Республики Беларусь в современных условиях / В.Г. Моисеенко, А.В. Войтеховский // Социологически альманах. – 2017. – № 8. – С. 225-235.
24. Мудрик, А.В. Человек в процессе социализации: ти ипостаси / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ. – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 7-16.
25. Мухаметжанов, А.С. Особенности адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы / А.С. Мухаметжанов, Н.К. Смагулов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 1-8.
26. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
27. Неронова, О.Э. Специфика адаптации военнослужащих к службе в армии / О.Э. Неронова // Вестник Воронежского гос. техн. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 10-11.
28. Опошнянский, А.В. Особенности профессиональной социализации курсантов в условиях военного вуза / А.В. Опошнянский // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 1. – С. 98-100.
29. Пальчиков, А.В. Оценка военно-профессиональной адаптации военнослужащих по призыву / А.В. Пальчиков, Е.С. Косырев // Политематический сетевой эл. научный журнал КГАУ. – 2016. – № 8. –
С. 1-10.
30. Пастушков, А.В. Актуальные проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих в вооруженных силах / А.В. Пастушков // Известия РГПУ. – 2007. – № 2. – С. 378-381.
31. Позднякова, Н.А. Профилактика дезадаптивности военнослужащих по контракту / Н.А. Позднякова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 120-124.
32. Поликанов, А.В. Военно-профессиональная деятельность как фактор адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России / А.В. Поликанов // Преподаватель ХХI век. – 2016. – № 4. – С. 229-235.
33. Поликанов, А.В. Осознание ценностей военной службы как педагогическое условие адаптации курсантов военного института войск национальной гвардии РФ / А.В. Поликанов // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 2-2. – С. 184–186.
34. Попков, B.B. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / В.В. Попков. – Новосибирск, 1999. – 20 с.
35. Попова, Н.В. Состояние межличностных отношений в воинских коллективах Вооружённых Сил РФ / Н.В. Попова // Военно-социологические исследования: сборник статей. – М.: ВУ, 2011. – № 1 (33). – С. 44-63.
36. Примаков, В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы (на примере вооруженных Сил Российской Федерации): автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 / В.Л. Примаков. – Москва, 2000. – 21 с.
37. Примаков, В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы: монография / В.Л. Примаков. – М.: ВУ, 2000. – 156 с.
38. Приступа, И.В. Факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву возрастных группу в условиях армии / И.В. Приступа // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 118-127.
39. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
40. Сенокосов, Ж.Г. Социально-психологическая адаптация к воинской службе: автореф. ... дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Ж.Г. Сенокосов. – М., 1989. – 21 с.
41. Сливин, Т.С. Организация и содержание воспитания военнослужащих вооруженных сил Республики Беларусь / Т.С. Сливин, А.Д. Терещенко // Вестник гос. ун-та управления. – 2012. – № 2. – С. 299-303.
42. Стекольников, В.И. Особенности социализации личности в процессе срочной воинской службы в современных условиях: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / В.И. Стекольников. – Москва, 1995. – 20 с.
43. Татьяченко, Н.А. Адаптация военнослужащих по призыву к условиям службы / Н.А. Татьяченко // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 7. – С. 170-171.
44. Терехин, Р.А. Динамика готовности военнослужащих к изменениям служебных ситуаций на этапах военно-профессиональной социализации / Р.А. Терехин // Мир образования – образование в мире. – 2017. – № 2. – С. 269-277.
45. Терехин, Р.А. Сущность и содержание этапов военно-профессиональной социализации / Р.А. Терехин // Научная дискуссия: инновации в современном мире: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. – М., 2017. – С. 76-83.
46. Холина, Л.И. Социализация военнослужащих по призыву в условиях учебного центра военного вуза / Л.И. Холина, А.Ю. Бушуев // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 6. – С. 298-299.
47. Чихачев, М.В. Психологическая адаптация в исследованиях военных психологов / М.В. Чихачев // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 269-272.
48. Шамионов, Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход / Р.М. Шамионов // Психологические исследования. – 2013. – № 27. – С. 8-11.
49. Ясеницкий, И.А. Воинский коллектив и социализация личности курсанта / И.А. Ясеницкий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы научной конференции / под ред. А.Н. Моисеева. – Сызрань. – С. 91-93.
50. Ясеницкий, И.А. Личность как продукт социализации / И.А. Ясеницкий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – № 52. – С. 93-95.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты