Социально-педагогической сопровождение выпускников детских интернатных учреждений
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Социально-педагогической сопровождение выпускников детских интернатных учреждений»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Социально-педагогической сопровождение выпускников детских интернатных учреждений
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа подготовки к самостоятельной жизни выпускников специальной общеобразовательной школы интерната для детей с нарушением зрения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Психологические особенности выпускников детских интернатных учреждений
1.2 Понятие и сущность социально-педагогического сопровождения
1.3 Технологии социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений
1.4 Анализ нормативно-правовой базы по социально-педагогическому сопровождению выпускников детских интернатных учреждений
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Методика проведения исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по совершенствованию социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из тяжелейших проявлений кризиса современного общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причинами социального сиротства могут являться рост случаев лишения родительских прав, отказ родителей от ребенка и передача государству родительских прав, временное помещение детей родителями в детские дома и дома ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи.
Существующая на протяжении многих десятилетий и до настоящего времени система попечения детей-сирот в Белоруссии представляет собой систему государственного содержания сирот. Проведенные психолого-педагогические исследования позволяют говорить, что данная система не приводит к предупреждению и ликвидации сиротства. На сегодняшний день назрела острая необходимость в организации системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений.
Проблемы постинтернатной адаптации выпускников стали активно обсуждаться и разрабатываться в нашей стране лишь начиная с 90-х. гг. ХХ века. Данный процесс был обусловлен необходимостью выработки целого комплекса знаний и умений у детей-сирот, которые будут способствовать их социализации, и смогут помочь им реализоваться в обществе.
Стоит отметить, что ребенок, воспитывающийся в государственном сиротском учреждении, испытывает затруднения в процессе социализации. Сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической и культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически и нравственно. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
Поэтому комплекс существующих сегодня в учреждениях для детей-сирот проблем, способствующих стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости и тревожности, вызывает необходимость коренного изменения и обновления образовательно-воспитательного процесса в целом и обеспечения его оптимального социально-педагогического сопровождения в частности.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время выпускники интернатных учреждений имеют низкий уровень подготовки к самостоятельной жизни. Деятельность по социально-педагогическому сопровождению должна быть направлена на предупреждение социального сиротства по отношению к своим детям, обусловленное отсутствием опыта успешной семейной адаптации, а также на формировании полноценной развитой личности выпускника интернатного учреждения. Возрастает необходимость исследований данной категории детей не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного знания.
Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях М.Р. Битяновой, В.Г. Бочаровой, В.Ф. Вишняковой, В.Н. Гурова, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.K. Сидоровой, Г.С. Тагировой, Т.Т. Щелиной, Л.M. Шипициной. Процессы адаптации личности с различных позиций рассматривали: Б.А. Курган (социально-трудовая), И.А. Горчакова (подготовка к семейной жизни), Л.С. Кочкина, Г.В. Семья (подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению) и др. Вопросы социально-педагогического сопровождения выпускников детских интернатных учреждений рассматривались в работах Е.Н. Алтынцевой, И.В. Дубровиной, Е.П. Казаковой, А.П. Лаврович, С.Г. Муравьева, Л.М. Шипициной, И. Трус и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Психологические особенности выпускников детских интернатных учреждений
Как правило, дети, которые воспитываются в интернатных учреждениях, значительно отстают в развитии от своих ровесников, растущих и развивающихся в условиях семьи. Их отличительной особенностью является значительно замедленный темп развития. Также наблюдаются негативные тенденции в формировании здорового физического и психического состояния.
Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников интернатных учреждений наблюдается запаздывание в развитии психических характеристик относительно возрастной нормы. Это во многом обусловлено тем, что дети имеют ограниченный круг общения, который состоит в основном из сверстников, имеют дефицит общения со взрослыми людьми, а также практически все время находятся в замкнутом пространстве. Отсутствие индивидуального аспекта воспитания в данных учреждениях также накладывает отпечаток на психическое здоровье ребенка.
Детский интернат является «образовательно-воспитательным учреждением, в котором созданы благоприятные условия для проживания, образования и гармоничного развития определенной категории детей» [11, с. 118]. К таким детям относятся дети, которые остались без опеки родителей, а также дети с отклонениями в поведении, дети из неблагополучных семей.
Исследователи отмечают, что, несмотря на все благоприятные условия, создаваемые в детских интернатных учреждениях, этого не достаточно для формирования гармоничной личности. В условиях специализированных учреждений у детей формируется внутреннее обособление и противопоставление себя по отношению к социуму. То есть, несмотря на то, что основная деятельность детей осуществляется в коллективе, у воспитанников все равно вырабатывается устойчивое стремление к избеганию контактов с окружающими, что впоследствии может негативно повлиять на коммуникативные навыки.
В своих работах отечественные исследователи Е.И. Казакова, О.В. Маланин, С.Г. Муравьева говорят о существенных отличиях личностного развития ребенка-сироты от развития ребенка, воспитывающегося в семье. «Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, наследственные и психосоматические заболевания могут проявляться в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемости, сниженной концентрации внимания» [34, с. 96].
Исследованию отличительных черт развития и становления детей, воспитывающихся в детских организациях интернатного типа, посвящены работы психологов и педагогов, таких как И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Н.Н. Денисевич, И.Д. Бех, Е.С. Брускова, Т.А. Гурко, Л.Я. Олиференко, В.Н. Ослон и др. Все ученые придерживаются мнения о том, что отсутствие семейного воспитания обуславливает искажение процесса формирования и развития полноценной личности.
Для исследований в области развития воспитанников интернатных учреждений характерно использование термина «депривация», который пришел из английского языка и на сегодняшний день широко применяется в психологии. «Депривация – это ограничение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности, психофизиологические либо социальные» [56, с. 23].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1 Методика проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности личности выпускников детских интернальных учреждений.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение самооценки, уровня притязаний, сформированности ценностных ориентаций, уровня самооценки и стратегий самоутверждения подростков путем тестирования;
3) анализ и интерпретация полученных результатов.
База исследования: ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения» г.Гродно. В исследовании приняли участие 60 респондентов из них учащиеся 11 классов (15 мальчиков и 15 девочек) в возрасте 16-17 лет, учителя и педагоги школы.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения задач были использованы следующие методики:
1. Шкала Я-концепции Пирса–Харриса.
Назначение: выявление особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Опросник включает 90 утверждений, которые касаются отношения к своему «Я», а также некоторых обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения.
Тестовые показатели самооотношения: 1) тревожность; 2) интеллект; 3) ситуация в школе; 4) внешность; 5) счастье и удовлетворенность; 6) положение в семье; 7) общение; 8) поведение; 9) уверенность в себе.
Подсчитывается суммарный балл, характеризующий общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения. В итоге выделяется пять уровней самоотношения. 1 уровень – очень высокий уровень самоотношения; 2 уровень – высокий уровень, соответствующий социальному нормативу; 3 уровень – средний уровень самоотношения; 4 уровень – низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения; 5 уровень – предельно высокий уровень (может свидетельствовать о защитно-высоком отношении к себе) или предельно низкий уровень самоотношения. Группа риска.
2. Методика «Оценка уровня притязаний» Ф. Хоппе.
Назначение методики: изучение уровня притязаний учащихся. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.
Испытуемым предлагается 12 заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков. Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру после неудачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа психологических особенностей выпускников интернатных заведений, удалось установить следующее:
– Представления о будущей жизни у большинства выпускников расплывчаты, идеалистичны, не соотносятся с реальной социальной и экономической ситуацией, со своими возможностями и ресурсами, обычно ограничены ближайшим будущим. Длительное проживание в детских домах и интернатных учреждениях ограничивает усвоение социального опыта детьми, снижает количество и качество вариантов и типов одобряемого социального поведения, что впоследствии формирует целый комплекс указанных выше социальных проблем выпускников, а также и комплекс социальной неполноценности, что мешает адекватному протеканию процесса социальной адаптации. Также для детей, воспитывающихся в условиях интернатных учреждения характерна депривация, которая проявляется в ограничении либо полном лишении возможности удовлетворять основные психофизиологические либо социальные потребности. Депривация оказывает влияние на всеобщее развитие воспитанников интернатных учреждений, для них характерны сложные показатели в своем анамнезе. Могут наблюдаться существенные отклонения, как физического, так и психического развития: торможение интеллектуального развития, нестабильность эмоциональной сферы, отсутствие ценностных ориентаций, деформация половой идентификации.
– Социальная адаптация – это процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности, освоения социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной. Результатом социальной адаптации является социальная адаптированность, которая достигается через адаптивное поведение, характеризующееся успешным принятием решений, проявлением инициативы, четким определением собственного будущего. Для детей-сирот характерна такая проблема, как идентификация друг с другом. Дети, воспитывающиеся в условиях интернатных учреждений достаточно сложно проходят процесс социальной адаптации, для их поведения характерна конфликтность, протест. На формирование такой позиции оказывает влияние не только депривация общения со взрослыми, но и постоянное нахождение в одном и том же ограниченном коллективе сверстников.
Таким образом, психическое и личностное развитие детей-сирот обладает определенными характерными чертами, такими как: задержка общего развития, нарушение формирования коммуникативных навыков, эмоциональная нестабильность, развитие комплекса личностных проблем и некорректное усвоение социальных установок, жесткое внутреннее обособление и противопоставление себя окружающему социуму, что в дальнейшем не позволяет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми.
В ходе работы было рассмотрено понятие и сущность социально-педагогического сопровождения, которое представляет собой особую технологию, направленную на оказание помощи ребенку на определенном этапе развития, а также предназначенная для предупреждения проблем социальной адаптации. Существует множество моделей концепции социально-педагогического сопровождения. Процесс социально-педагогического сопровождения представляет собой комплекс из трех составляющих: поддержка, посредничество, сопровождение. Поддержка ориентирована на удовлетворение базовых потребностей ребенка в безопасности, принадлежности, самоуважении, любви.
1. Агеев, Е.Д. К вопросу о соотношении индивидуального и коллективного в социальной реабилитации и интеграции инвалидов по зрению / Е.Д. Агеев // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. – СПб. 1999. – 146с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для вузов / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. м 208 c.
3. Алехина, И.В. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе профессионального становления // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.) / И.В. Алехина. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 303-305.
4. Аксенов, A.M. Ступени становления: из опыта работы по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник университета Российской академии образования / А.М. Аксенов. – 2004. – №4. – С.60-69.
5. Атаниязова, Т.В. Педагогические условия профилактики социальной дизадаптации подростков из неблагополучных семей: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.В. Атаниязова . – М., 2001. – 183с.
6. Бабич, Е.О. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся // Профессиональное образование / Е.О. Бабич. – 2010. – №2. – С. 38-39.
7. Беличева, С.А. Социально-педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы / С.А. Беличева. – 1995, – №1. – С. 52-57.
8. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298с.
9. Боровик, В.Г. Пути повышения эффективности в работе по ликвидации социального сиротства // Сборник материалов расширенного заседания координационного совета по федеральной целевой программе «Дети-сироты» / В.Г. Боровик. – Белгород, 2002. – С.228-236.
10. Виленская, A.M. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей / А.М. Виленская // X научная сессия по дефектологии. – М.: НИИ Дефектология, 1990. – С. 12-13.
11. Войтенко, Т.П. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах // Вопросы психологии / Т.П. Войтенко, М.Н. Миронова. – 1999. – №2. – С. 118-120.
12. Волкова, И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения / И.П. Волкова // Дефектология. – 2005. – № 3. – С.39-47
13. Волкова, И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения: монография / И.П. Волкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2009. – 272 с.
14. Втюрина, Л.Л. Основные направления работы отделения реализации программ социальной реабилитации социального приюта для детей и подростков // Работник социальной службы / Л.Л. Втюрина. – 2003. – №4. –С. 26-45.
15. Газман, О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя / О.С. Газман, А.В. Иванов – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 2001. – 260 с.
16. Галигузова, Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – 1990. – № 6. – С. 21-27.
17. Гудонис, В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением: монография / В.П. Гудонис. – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 284 с.
18. Гусев, А. Система принципов воспитания основа организации воспитательного процесса в детском доме // Воспитательная работа в школе / А.А. Гусев. – 2003. – №4. – С.20-24.
19. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2000. – 222с.
20. Денисова, O.A. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: автореф. дис. . доктора пед. наук / О.А. Денисова. – М., 2007. – 46 с.
21. Жихарев, A.M. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей / А.М. Жихарев. – М.: Просвещение, 1984. – 126 с.
22. Желдак, И.М. Искусство жить семьей / И.М. Желдак. – Мн.: Лерокс, 1998. – 160 с.
23. Зенина, О.И. Психологическое сопровождение семьи // Социальная работа / О.И. Зенина. – 2008. – №6. – С. 25-29.
24. Каверина, В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: дис. канд. пед. наук / В.И. Каверина. – М., 1997. – 190с.
25. Казакова, Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е.И. Казакова. – СПб.: Питер, 1995. – 129с.
26. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / Е.И. Казакова. – 1998. – №5. – С. 4-6.
27. Лавренова, Т.И. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации / Т.И. Лавренова, М.А. Лыгина. – 2011. – №3. – С. 55-60.
28. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии / Н.Д. Левитов. – 1967. – № 6. – С. 118-129.
29. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Литвак. – СПб: КАРО, 2006. – 336 с.
30. Лиханов, А.А. Дети без родителей / А.А. Лиханова. – М.: Просвещение, 1987. – 127 с.
31. Лузина, Л.М. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении // Воспитание школьников / Л.М. Лузина. – 2003. – № 10. – С. 24-27.
32. Ляпина, Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / Е.Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 231 с.
33. Маланин, О.В. Социально-психологическая подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и проблемы их постинтернатной адаптации // Вестник университета Российской академии образования / О.В. Маланин. –2004. – №4. – С.95-99.
34. Маланин, О.В. Социально-психологическая подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и проблемы их постинтернатной адаптации //Вестник университета Российской академии образования / О.В Маланин. –2004. – №4. – С.95-99.
35. Мухина, В.С. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
36. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: дис. . доктора пед. наук / Г.В. Никулина. – СПб., 2004. – 499 с.
37. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 256 с.
38. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
39. Плоткин, М.М. Содержание и организация работы воспитателя школы-интерната / М.М. Плоткин, В.Г. Цыпурский. – М.: Просвещение, 1982. – 234с.
40. Прихожан, A.M. Дети «группы риска» / A.M. Прихожан, Н.И. Толстых. – М., 1990. – 213с.
41. Прихожан, A.M. Дети без семьи / А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Педагогика, 1990. – 137с.
42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
43. Расчетина, С.А. Социальная педагогика: учебник и практикум для СПО / С.А. Расчетина, З.И. Лаврентьева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 416 с.
44. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников детских учреждений для детей-сирот: учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 240 с.
45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
46. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие / В.Ф. Сафин. – Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1986. – 142 с.
47. Семаго, М.М. Сопровождение – это… // Школьный психолог / М.М. Семаго. – 2003. – №35. – С. 31-36.
48. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Ю.В. Слюсарев. – Санкт-Петербург, 1992. – 150 с.
49. Солнцева, Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях / Л.И. Солнцева. – М.: Рос. гос. б-ка для слепых, 2005. – 62 с.
50. Толстых, Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Вопросы психологии / Н.Н. Толстых. – 1987. – № 2. – С. 44-57.
51. Трус, И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников / И. Трус. – 2002. – №7. – С.26-30.
52. Тюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 288 с.
53. Уфимцева, Л.П. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушениями интеллекта //Дефектология / Л.П. Уфимцева. – 2002. – №4. – С.57-61.
54. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слепых детей: учеб. пособ. / В.А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
55. Фрухт, Э.Л. Некоторая специфика развития детей в интернатных условиях // Вопросы психологии / Э.Л. Фрухт. –1992. – № 3. – С.54-64.
56. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка / И.А. Фурманов. – Мн.: Владос, 2004. - 319 с.
57. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Мн., 1996. – 192 с.
58. Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Мн.: Тесей, 1999. – 160 с.
59. Шипицина, Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Л.М. Шипицина. – СПб., 1997. – 174с.
60. Шульга, Т.Н. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждении социальной помощи и поддержки / Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М.: Прогресс, 1997. – 250 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа подготовки к самостоятельной жизни выпускников специальной общеобразовательной школы интерната для детей с нарушением зрения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты