Формирование речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Формирование речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
по дисциплине: «Педагогика»
2018
251.00 BYN
Формирование речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект урока во 2 классе «Вежливые слова».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование речевого этикета у младших школьников как педагогическая проблема
1.2. Педагогические условия эффективности формирования умений речевого этикета у младших школьников
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Организация и методика исследования сформированности речевого этикета младших школьников
2.2 Эффективные методы и приемы формирования речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию речевого этикета у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет, т.е. словесные формы выражения вежливых отношений, тесно связанные с определёнными моментами ситуации и обусловленные культурным уровнем, полом, возрастом, степенью родства, знакомства участников коммуникации.
Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Существует множество книг, учебников и учебных пособий по этикету, речевому этикету, культуре общения, правильности речи и др. Одни заостряют внимание на поведении, другие – собственно на речевом общении, третьи – на традициях и нормах.
Значение специального обучения детей культуре речевого общения трудно переоценить. Вопросам культуры поведения, речевого этикета посвящены труды многих современных лингвистов, методистов (А.А. Акишиной, Б.В. Бушелевой, В.Г. Костомарова, Л.П. Крысина, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик, Н. И. Формановской и других).
Цель исследования – теоретически обосновать необходимость изучения речевого этикета школьниками и разработать методические рекомендации для его усвоения в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) определить понятие речевого этикета и его сущностные признаки;
2) раскрыть теоретико-методическая основа формирования умений речевого этикета младших школьников;
3) проанализировать педагогические условия эффективности формирования умений речевого этикета у младших школьников;
4) выявить уровень сформированности речевого этикета у младших школьников;
5) определить эффективные методы и приемы формирования речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения;
5) проанализировать результаты проделанной работы.
Объект исследования – методика формирования речевого этикета.
Предмет исследования – формирование речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Актуальность исследования определяется тем, что в нем рассматривается проблема овладения речевым этикетом как составной частью культуры общения. Культура речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием социализации личности школьника. Не только школьники, но и взрослые ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями этикетного общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикета. Очевидно, что уже с младшего школьного возраста следует готовить детей к умелому и осознанному реагированию в типовых ситуациях этикетного общения.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставительный, анкетирование, педагогический эксперимент.
Теоретической базой исследования стали работы таких известных исследователей речевого этикета, как В.Г. Костомарова, Н.И. Формановской, А.А. Акишиной, В.Е. Гольдина, И.А. Стерина и других.
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование речевого этикета у младших школьников как педагогическая проблема
Слово «этикет» заимствовано из французскоܙго языка. Оно имело два значения: ярлык, надпись и церемония. Речевой этикет – это широкая область стереотипов общения.
Термин «речевой этикет» был введен в научное использование В.Г. Костомаровым в 1967 году и поܙлучил широкое распространение благоܙдаря трудам проф. Н.И. Формановской, А.А. Акишиной, В.Е. Голдина, И.А. Стернина и других лингвистов.
На самом деле понятие речевого этикета распространилось на всю область этики речевого поведения – область, коܙтоܙрая еще недостаточно изучена, в том числе не только правила использования национальных языковых признаков, но и сами эти знаки («единицы речевого этикета») и типичные коммуникативные ситуации, в которых обычно используются эти знаки, и функции речевого этикета как социально-лингвистического явления, а также функции отдельных этикетных знаков в дискурсе.
Концепция речевоܙго этикета используется в широком и узком смысле.
Как отмечает А. Г. Балакай, чрезвычайно широкая концепция речевого этикета – «правила и нормы речевого поведения, принятые в конкретном обществе, круг людей»; широкая концепция – это «система стабильных формул коммуникации, предписанная обществом для установления вербального контакта между собеседниками, поддержания коммуникации в выбранном тоܙне в соответствии с их социальными роܙлями и роܙлевыми позициями по отношению друг к другу, взаимоотношениями в официальных и неофициальных условиях». В узком понятии «речевой этикет» представляет соܙбоܙй функционально-семантическое поле единиц доброжелательной, вежливой коммуникации в ситуациях обращения и привлечения внимания, знакомства, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравлений, поܙжеланий, просьб, приглашений, соܙветоܙв, предложений , согласие, отказ, одобрение, комплимент, соܙчувствие, соболезнования и т. д. »[6, с. 15].
В данном исследовании будем придерживаться концепции речевого этикета в узком смысле.
Л. Введенская дает следующее определение речевого этикета: «Речевой этикет означает развитые правила речевого поведения, систему речевых формул коммуникации» [10, с. 25].
Н.И. Формановская считает, что «речевой этикет относится к правилам, регулирующим речевое поведение, систему национально-специфических стереотипных, стабильных формул коммуникации, принятых и предписанных обществом для установления контакта с собеседниками, поддержания и прерывания контакта в выбранном тоне» [40, с. 10].
Исследователи идентифицируют такие элементы речевого общения, как речевое взаимодействие (высказывания, текст), речевая ситуация, речевое событие [10, с. 43].
Речевое взаимодействие – «процесс установления и поддержания прямого или косвенного прямого контакта между людьми через язык» [10, с. 43].
Речевое взаимодействие включает в себя следующие компоненты [10, c. 43]:
– адресат;
– адресант;
– предмет взаимодействия;
– речевой акт;
– средства взаимодействия.
В дополнение к непосредственным участникам необходимы субъекты коммуникации – адресат и получатель, которые в процессе общения обычно меняются местами, а тема речи – то, что сказано и обменивается информацией.
Элементарная форма речевого взаимодействия – это речевой акт. Из этого следует, что речевое взаимодействие включает в себя кодирование и декодирование информации. Механизмы кодирования информации работают в режиме разговора и записи, декодирования – при прослушивании и чтении.
Инструмент речевого взаимодействия является результатом речевого акта. Результат речевого акта адресата, блок коммуникативной речи, который содержит все, что приходит от говорящего, о том, что он говорит своему адресату, используя язык, который они оба знают, является заявлением или текстом устно или письменно [21 c. 24].
Высказывание – это единица речевого общения, обладающая смыслом, целостностью, определяемой фактическим разделением речевого акта. Язык высказывания – это предложение.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Организация и методика исследования сформированности речевого этикета младших школьников
С целью выявления уровня сформированности речевого этикета был проведен педагогический эксперимент.
В эксперименте прияли участие учащиеся 2 «Б» класса ГУО «Урицкая средняя школа» в количестве 26 человек. Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня сформированности речевого этикета младших школьников.
Исследовательская работа осуществлялась с опорой на имеющиеся в науке общенаучные и конкретнонаучные принципы:
1. Принцип целостного изучения педагогического феномена, который включает:
а) использование системного подхода;
б) четкое определение места изучаемого явления в педагогическом процессе;
c) раскрытие движения изучаемого явления.
2. Принцип объективности, который включает:
а) проверку каждого факта несколькими способами;
б) фиксацию всех проявлений изменений в изученном качестве личности;
c) сравнение данных его исследований с данными других исследований.
3. Принцип эффективности. Суть его заключается в том, что полученные результаты должны быть выше результатов, полученных в типичных стандартных условиях за одно и то же время, с теми же материальными и финансовыми ресурсами.
4. Принцип надежности. Надежность полученных результатов во многом зависит от условий, в которых она выполнялась, поскольку они (условия) могут прямо или косвенно влиять на состояние исследуемого процесса и, таким образом, действуют как неконтролируемые контрольные переменные.
Для достижения этой цели были использованы такие методы научно-педагогических исследований, как опросники, беседы, наблюдения, анализ результатов формирования навыков речевого этикета младшего школьника, методы математической и компьютерной обработки результатов и т. д. Такое комплексное использование методов позволило определить уровень формирования навыков этикет молодого учащийся на всех этапах эксперимента.
Для первоначальной диагностики уровня сформированности речевого этикета младших школьников было использовано анкетирование. Анкета заполнялась учащимися в ходе урока самостоятельно. Анкета включала следующие вопросы:
1. Употребляете ли вы вежливые слова при общении со сверстниками?
А. Да. Б. Иногда. В. Нет.
2. В коридоре школы вы видите много учителей, среди которых ваш учитель. Ваши действия:
А. Поздороваюсь со всеми учителями. Б. Поздороваюсь только со своим учителем.
В. Не поздороваюсь.
3. Если на улице вы кого-то случайно толкнули:
А. Извинитесь Б. Укажите на другого человека В. Промолчите.
4. Что нужно говорить перед обедом в школьной столовой?
А. «Приятноܙго аппетита!» Б. «Налетай!» В. Есть молча.
5. Кто должен первым здороваться?
А. Дети Б. Взрослые В. Никто.
6. Что нужно сказать, если товарищ угостил вас конфетой?
А. «Спасибо!» Б. «Дай еще» В. Ничегоܙ
7. Что нужно сказать соседу по парте, который чихнул во время урока?
А. «Будь здоров!» Б. «Тихоܙ!» В. Ничегоܙ
8. Говорите ли вы своим товарищам комплименты?
А. Да Б. Иногда В. Нет.
За каждый правильный ответ начислялся оܙдин балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель сформированности у младших школьников умений речевого этикета. Максимальное количество баллов, которое мог получить учащийся – 8.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Речевой этикет можно охарактеризовать как систему языковых средств, в которых проявляются этические отношения. Элементы этой системы могут быть реализованы на разных уровнях языка. В устном сообщении необходимо соблюдать ряд этических и этических стандартов, которые тесно связаны друг с другом. Вежливость в общении предполагает понимание ситуации с учетом возраста, пола, официального и социального статуса коммуникационного партнера. Эти факторы определяют степень официального общения, выбор формул этикета, круг тем для обсуждения. Необходимо сосредоточиться на партнере по связям, проявить интерес к его личности, мнению, учесть его интерес к определенной теме.
Младший школьный возраст – это особое время вхождения в культурное пространство, приобретение нравственных ценностей, принципов, мировоззрения в целом. С накоплением норм, правил, идей в сознании младшего школьника приобретаются навыки социально значимых действий. Постепенно ребенок учится улучшать свое поведение на основе требований и установленных правил. Одним из культурных норм поведения является развитие норм речевого этикета младшим учеником.
Теоретической и методологической основой для развития речевого этикета является создание образовательной мультикультурной среды, наполняя ее ценностями всеобщей человеческой, национальной и индивидуальной культуры, которая включает в себя учащегося в активном процессе его знаний и творчества посредством диалог, сотрудничество и самореализация основных сил и способностей человека в его культурной идентификации. Педагогическими условиями реализации методики формирования речевого этикета являются: стимулирование интереса младших школьников к культуре речи; получение знаний о духовном богатстве народа; учащиеся в процессе образования являются активными субъектами деятельности по овладению доступными их возрастным возможностям практическими умениями и навыками.
С целью выявления уровня сформированности речевого этикета был проведен педагогический эксперимент. Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что при заполнении анкеты у младших школьников возникали трудности. В частности, большинство учащихся неправильно ответили на вопрос № 7 (что нужно говорить при чихании), а также затруднились в ответе на 8 вопрос. Многие учащиеся не знали, что такое комплименты, и какими они бывают. Проведенное исследование указало на необходимость дальнейшей работы по формированию речевого этикета младших школьников.
Проведенное диагностическое исследование позволило выявить, что у большинства учащихся наблюдается средний и низкий уровень речевого этикета. Учащиеся имеют лишь наиболее общее представление об этикетных формулах. В ходе данного исследования был выявлен круг тем, которые целесообразно включить в систему уроков по изучению речевого этикета. Данные темы включались как в уроки русского языка, так и литературного чтения в виде дидактических игр, ролевых игр, элементов беседы.
Результаты контрольного эксперимента позволили выявить, что уровень сформированности речевого этикета на начало и конец эксперимента изменился в положительную сторону. Математическая обработка полученных результатов позволила выявить статистическую значимость данных исследования. Полученные данные доказывают эффективность проведенной работы. Таким образом, только систематическая работа способна принести положительный результат.
1. Акишина, А.А. Речевой этикет : учебное пособие / А.А. Акишина. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 87 с.
2. Александров, Д.Н. Риторика: Учебное пособие для вузов. / Д.Н. Александров. – М. : ЮНИТИ – Дана, 2009. – 534 с.
3. Армян, М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке / М.А. Армян // Иностранные языки в школе. – 2001. – №2. – C. 9–12.
4. Арова, Э.В. Будьте добры / Э.В. Арова. – М. : Знание, 2008. – 120 с.
5. Архипова, Е.В. Русский язык и развитие речи / Е.В. Архипова. –Санкт-Петербург : Литература, 2005. – 288 с.
6. Балакай, А.Г. Русский речевой этикет и принципы его лексикографического описания : автореферат дис. … д-ра филол. наук. – Новокузнецк, 2002. – 42 с.
7. Балакай, А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета / А.Г.Балакай. – М.: Астрель, 2004. – 681 с.
8. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка : пособие для учителя / М.Т. Баранов – М. : Просвещение, 2008. – 191 с.
9. Баянова Л.Ф., Цивильская Е.А. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников // Научный педагогический и психологический журнал «Образование и саморазвитие». ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». – 2014. – №3 (41). - С. 73–78.
10. Введенская, Г.А. Деловая риторика : учебное пособие для вузов / Г.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов/н Д. : МарТ, 2000. – 512 с.
11. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно- диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. – 2000. – № 1. – С. 81 – 107.
12. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация : учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М. : ИНФРА–М, 2005. – 272 с.
13. Гришаева, Л.И. Объект комплимента в тендерном измерении / Л.И. Гришаева // Доклады Первой Международной конференции «Тендер: Язык, культура, коммуникация», 25–26 ноября 1999 г. – М. : МГЛУ, 2001. – С. 152 – 161.
14. Гурочкина, А.Г. Функционирование формул речевого этикета в акте вербальной коммуникации / А.Г. Гурочкина, Л.З. Давыдова // Коммуникативный и номинативный аспекты единиц. – СПб., 2009. – С. 3 – 13.
15. Зверева, Е.В. Коммуникативно-речевая ситуация «комплимент» (на материале испанского языка) : дис. … канд. филол. наук / Е.В. Зверева. – М., 2005. – 330 с.
16. Земская, Е.А. Активные процессы в языке русского зарубежья / Е.А. Зверева // Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX–XXI веков. – М. : Языки славянских культур, 2008. – С. 615–667.
17. Иссерс, О.С. Речевая тактика комплимента в разговорной речи / О.С. Иссерс // Речь города : тезисы докладов Всероссийск. межвузовск. научной конференции. – Омск, 2005.
18. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2001. – 496 с.
19. Корзинкина Н. А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой. Дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 8. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология, Москва, 2010. – № 3. – С. 81–88.
20. Костомаров, В.Г. Актуальные проблемы культуры речи / В.Г. Костомаров. – М. : Наука, 2000. – 406 с.
21. Ларина, Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации: Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций / Т.В. Ларина.– М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – 516 с.
22. Леонтьев, В.В. «Похвала», «Лесть», «Комплимент» в структуре английской языковой личности : дис. канд. филол. наук / В.В. Леонтьев. – Волгоград, 2009. – 206 с.
23. Лидман-Орлова, Г.К. Содержание и методика развития речи на уроках изучения теории языка / Г.К. Лиман-Орлова // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку : сб. статей / сост. А.Н. Матвеева. – М. : Просвещение, 2002. – С. 93.
24. Мурина, Л.А. Русский язык : учеб. пособие для 5 класса общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. / Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Г.И. Николаенко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 140 с.
25. Мыркин, В.Я. Национально-культурная специфика речевого поведения / В.Я. Мыркин. –М. : Высш. шкла, 2007. – 352 с.
26. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. – Москва: МАНПО, 2006. – 154 с.
27. Пащенко А. К. Развитие нормативного поведения младших школьников: дис. канд. психол. наук. / А.К. Пащенко – М., 2010. – 201 с.
28. Приступа, Г.Н. Современный урок : учебное пособие / Г.Н. Приступа. – Рязань : РГПИ, 1989. – 110 с.
29. Русский язык : учебная программа для учреждений начального среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск : Народная асвета, 2012. – 46 с.
30. Русский язык во 2 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А. Мурина [и др.]. – Минск : НИО, 2011. – 120 с.
31. Русский язык во 2 классе : учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А. Мурина [и др.]. – Минск : НИО, 2010. – 120 с.
32. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / под ред. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2002. – 411 с.
33. Серебрякова, Р.В. Национальная специфика речевых актов комплимента и похвалы в русской и английской коммуникативных культурах : дис. … канд. филолог. наук / Р.В. Серебрякова. – Воронеж, 2002. – 202 с.
34. Стернин, И.А. Общение с мужчинами и женщинами / И.А. Стернин. – Воронеж, 2001. – 36 с.
35. Таранов, П.С. Искусство риторики : учебное пособие / П.С. Таранов. – М. : ЭКСМО, 2002. – 573 с.
36. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Мурина [и др.]. – Минск : Народная асвета, 2011. –120 с.
37. Федосов, В.А. Обучение речевому этикету на уроках литературного чтения / В.А. Федосов // Начальная школа – 2015. – №12. – С. 23-26.
38. Формановская, Н.И. Вы сказали: “Здравствуйте!” (Речевой этикет в нашем общении) / Н.И. Формановская. – М. : Знание, 2002. – 160 с.
39. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет / Н.И. Формановская // Русский язык в школе. – № 5 – 2013. – С. 9–10.
40. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М. : Высшая школа, 2009. – 159 с.
41. Энкельманн, Н. Преуспевать с радостью / Н. Энкельманн. – М. : Знание, 2003. – 168 с.
42. Янышев, В.Е. Речь и этикет / В. Е. Янышев. – М. : Наука и техника, 2003. – 210 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект урока во 2 классе «Вежливые слова».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты