Художественное наследие З.И. Азгура и его презентация в экспозиции мемориального музея скульптора в городе Минске
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Художественное наследие З.И. Азгура и его презентация в экспозиции мемориального музея скульптора в городе Минске»
по дисциплине: «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия»
2018
251.00 BYN
Художественное наследие З.И. Азгура и его презентация в экспозиции мемориального музея скульптора в городе Минске
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Музейное дело и охрана историко-культурного наследия
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Памятник Я. Коласу в Минске.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б За работой в мастерской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мемориальный зал Музея-мастерской Заира Азгура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Скульптурный зал Музея-мастерской Заира Азгура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форматорская в Музее-мастерской Заира Азгура.
Поделиться
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАСЛЕДИЕ З.АЗГУРА
ГЛАВА 3 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЕ З.АЗГУРА В ЭКСПОЗИЦИИ МЕМОРИЛЬНОГО МУЗЕЯ СКУЛЬПТОРА В МИНСКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования связана с тем, что 2018 год был отмечен юбилеем: 110-летием со дня рождения Заира Исааковича Азгура. В связи с данным обстоятельством следует еще раз обратить пристальное внимание на художественное наследие З.И. Азгура и его вклад в развитие белорусского искусства.
Заир Азгур является одной из ключевых фигур белорусской скульптуры XX века. Фактически его творчество и творчество его сподвижников, позволило сформировать новую белорусскую школу скульптуры.
С примерами творчества скульптора можно познакомиться в собраниях Национального художественного музея Республики Беларусь, Музея истории Великой Отечественной войны, Мемориальном музее-мастерской З. И. Азгура (Минск, Республика Беларусь), Государственной Третьяковской галереи (Москва, Российская Федерация), Астраханской областной картинной галереи (Астрахань, Российская Федерация), Молдавского художественного музея (Кишинев, Молдавия) и др. Портреты, которые вошли в галерею художника, прославленных представителей белорусской культуры прошлого - Франциска Скорины, Франтишка Богушевича, Тетки, выдающихся деятелей литературы и искусства Беларуси: Якуб Колас, Янка Купала, Кондрат Крапива, Павлюк Багрим, Сергей Селиханов, Владимира Дедюшко. Монументальная скульптура в г.Минске и в других городах представлена такими работами как: ансамбль-памятник Якубу Коласу, многочисленные монументы и памятники-бюсты государственным деятелям, героям-патриотам и созидателям, Петру Машерову, Сергею Грицевцу, Янке Купале и другим. Так же работы мастера прославляют наше искусство за пределами Беларуси. Под Москвой в Бородино находится памятник-бюст полководцу Петру Багратиону. В Калькутте установлен величественный памятник Рабиндранату Тагору. Его монументальные скульптуры есть в Рыбинске, Астрахани, Махачкале, Болгарии, Китае, Индии. Созданы им портреты руководителей правительств и руководителей коммунистических партий мира - Мао Цзэдуна, Хо Ши Мина, Мориса Тореза, Ким Ир Сена и других международных деятелей.
Объект исследования: художественное наследие З.И. Азгура.
Предмет исследования: презентация художественного наследия З.И. Азгура в экспозиции Мемориального музея-мастерской З.И. Азгура.
Цель исследования: анализ художественного наследия З.И. Азгура, через призму экспозиции мемориального музея скульптора в городе Минске.
Задачи: подобрать и изучить источники и историографию по развитию белоруской скульптуры в целом и творчеству З.И. Азгура в частности; проследить жизненный путь и эволюцию творчества З.И. Азгура, определить особенности творчества скульптора на различных этапах; определить насколько полно художественное наследие Заира Азгура представлено в экспозиции мемориального музея скульптора в Минске.
Хронологические рамки исследования: 20-е гг. XX века - 2018 гг. Данные хронологические рамки исследования обусловлены тем, что в 20-е гг. XX века З.И. Азгур начинает свою творческую деятельность. Так как в данная работа по мимо исследования художественного наследия З.И. Азгура рассматривает презентацию работ в экспозиции мемориального музея скульптора в городе Минске, конечной датой становится 2018 год.
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Историография
В современной историографии практически отсутствуют исследования посвященные исключительно деятельности З.И. Азгура. Но так как творчество Заира Азгура переставлено большим количеством станковых работ, следует отметить, что существует ряд исследований, посвященный развитию станковой скульптуры в БССР. В подобных исследованиях описаны тенденции развития данного направления в скульптуре и рассматривается влияние этих тенденций на творчество различных скульпторов, в том числе З.И. Азгура.
Станковая скульптура традиционно представляет собой важный элемент в структуре белорусского искусства. Как один из основных видов скульптуры она может рассматриваться в общем проблемном поле системы пространственных искусств. Особенно велико ее значение в контексте развития белорусской скульптуры. В силу своей специфики станковая скульптура отличается большим разнообразием жанров, техники исполнений, направлений, чем другие виды скульптуры. Богатство направлений и тенденций обусловлено тем, что станковая пластика представляет собой плацдарм для апробации новаторских, часто радикальных пластических, композиционных и тематических решений [15, c.12].
Небольшой размер станковых работ дает возможность более активно, нежели в монументальных видах искусства, реагировать на злободневные проблемы современности и свободно экспериментировать в области формального выражения идеи, вдохновившей автора на создание произведения. Новые для скульптуры в целом наработки апробируются именно в станковой ее отрасли. Если многие монументальные объекты зачастую представляют собой репрезентации уже достаточно разработанных, сложившихся приемов пластики и стилистики, то станковая скульптура — это та область, в которой возможно появление чего-то принципиально нового, экспериментального. Станковая скульптура имеет свой спектр задач и свою область применения. Станковые объекты не привязаны к определенным местам в городском или ландшафтном пространстве и носят самостоятельный характер. Диапазон применения станковой скульптуры не ограничен интерьерами частных помещений и выставочных залов. Несмотря на небольшой размер, содержательная и ценностная сторона произведений станковой пластики в системе современного белорусского искусства может быть очень значительной. Воспитательная функция в станковой скульптуре более тонкая, деликатная, чем в зачастую визуально агрессивных и содержательно однозначных произведениях монументального искусства. Станковая пластика ориентирована на непосредственный контакт с отдельным зрителем, поэтому ей свойственны психологизм и более интимная тематика. Из-за этой близости к конкретному человеку она нуждается в очень тщательной проработке: от приемов обработки поверхности и до актуальности предлагаемой концепции в целом [16, c. 17].
Основы исследования белорусской станковой скульптуры были заложены Н. Щекотихиным, автором обобщающих публикаций, посвященных белорусскому искусству 1917—1927 годов [17, c. 166].
В 1940-х годах в качестве теоретика скульптуры, в том числе и станковой, выступил скульптор-практик и педагог М. Керзин, много сделавший для воспитания старшего поколения белорусских скульпторов. В написанном для «Очерков по истории изобразительного искусства Белоруссии» разделе «Скульптура» М. Керзин анализирует проблемы станковой скульптуры в свете становления идеологии советского искусства. Но его профессиональные суждения о тематических и стилистических приоритетах в работах молодых белорусских скульпторов не всегда находятся в русле официального исторического подхода, за что Керзин подвергается критике более ортодоксально настроенных искусствоведов. Работа М. Керзина содержит исторический очерк о дореволюционной белорусской скульптуре, а также сведения о становлении белорусской советской школы скульптуры и ведущих скульпторах того времени — З. Азгуре, А. Бембеле, А. Глебове и др. М. Керзин рассматривает проблемы формирования и исторической укорененности молодой белорусской скульптуры, именно им сделана первая попытка комплексного, на тот момент обобщающего, исследования белорусской скульптуры. В это же время в периодической печати начал публиковаться мастер белорусской портретной скульптуры З. Азгур. Здесь нужно отметить важное для белорусского искусствоведения обращение ведущих скульпторов к теории. В начале 1940-х годов белорусская станковая скульптура, переживающая период становления, обратила на себя внимание советской критики. Военная и послевоенная белорусская станковая скульптура остаются в сфере внимания советского искусствоведения в качестве составной части советского искусства. Существует ряд публикаций российских искусствоведов, затрагивающих проблематику белорусской станковой скульптуры.
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАСЛЕДИЕ З.АЗГУРА
Интересен в своём многообразии период белорусской советской скульптуры. Основополагающим принципом скульптуры данного периода является Ленинский план монументальной пропаганды. Поиски новых форм, осуществление их на высоком уровне – ценное завоевание скульпторов 1920-х – 1930-х годов. Серьёзной пробой сил стала в 1925 году первая Всебелорусская художественная выставка в Минске, где демонстрировались работы 3. Азгура, А. Бембеля, А. Бразера, А. Глебова, А. Грубе, М. Керзина, А. Орлова, по итогам выставки ими оформлен Дом Правительства в Минске, Дом Красной Армии, Оперный театр, Дворец пионеров. Работу по созданию галереи портретов выдающихся революционеров осуществлял М. Керзин в строгой, ясной форме реалистического портрета. В предвоенный период доминировал «героический портрет». З. Азгур – яркий представитель данного направления, создатель цикла портретов на военную тематику.
В годы Великой Отечественной войны на первый план выступила тема Родины, советского патриотизма, что было воплощено в портретах героев, в напряженно драматичных жанровых фигурах и группах – произведения советской портретной классики. В послевоенный период 1940-х – 1950-х гг. просматривается стилевое многообразие, разнообразие тем, богатство внутреннего строя скульптурных произведений – антитеза выставочным однотипным творениям. Это время начала творчества А. Глебова, С. Селиханова. Создавались образы деятелей партий, появились темы, связанные с развитием науки и культуры, что способствовало национальной памяти, идеологическому, патриотическому воспитанию.
В скульптуре 1950-х гг. широко развиваются монументально-декоративные, станковые формы, ставят памятники Дзержинскому, Купале. В 1950-х – 1960-х гг. материнство и забота о детях, дружба, взаимопомощь, тема юности – одни из главенствующих тем в творчестве белорусских скульпторов. Трагические события, героические свершения нашли отражение в мемориальных сооружениях 1960-х – 1970-х гг.: «Прорыв», «Проклятие фашизму» А. Аникейчика, «Хатынь» С. Селиханова, «Брестская крепость-герой» А. Кибальникова. В 1954 г. З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов и С. Селиханов выполнили барельефы к обелиску-памятнику воинам Советской Армии и партизанам, погибшим в годы ВОВ в Минске. В 1960-ых гг. развернулись гигантские стройки, тема труда стала одной из главных. Интересна серия портретов солигорских шахтёров, созданная С. Селихановым. Проблема современника связана с новым для белорусской скульптуры жанром лирического портрета. В 1970-е гг. доминировал суровый стиль, а в 1980-е гг. скульптура поднялась на высокий обобщённо-символический уровень, одновременно наблюдается обращение к белорусским традициям. Начало 1990-х гг. – время распада СССР, характеризуется упадком искусства, а конец 1990-х гг. возрождением искусства с усилением государства. Традиции, сложившиеся за весь советский период, обогатились яркими чертами поиска новых образных средств, пластических приёмов. Широкое применение нашла городская и парковая скульптура, проводятся скульптурные пленэры. В. Жбанов – яркий представитель садово-парковой скульптуры [56].
Далее в данной работе более подробно рассмотрим деятельность З.И. Азгура. Заир Исаакович родился 15 января 1908 г. в д. Молчаны Сенненского р-на Витебской области. В раннем детстве З.И. Азгур начал проявлять интерес к живописи и скульптуре. Первыми его учителями стали резчик по дереву Юган Глек и гончар Пилипп Потапенко. Они научили юного Азгура лепить из глины фигурки людей и зверей и показали красоту традиционной белорусской глиняной игрушки. Переломным моментом в жизни скульптора стала учеба в студии живописца и педагога Юделя Пэна.
З.И. Азгур проходил обучение в Витебском художественном техникуме в период 1922-1925 гг. 1925 г. В жизни будущего скульптора был ознаменован переездом в г. Ленинград, где он успешно закончил Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в 1928 г. Затем З.И. Азгур продолжил свое обучение в Киевском государственном художественном институте в 1928-1929 гг. В 1930 г. Заир Исаакович возвратился в г. Минск.
В целом в творчестве Заира Исааковича Азгура можно выделить следующие периоды:
• Довоенное творчество.
• Творчество 1940-х годов.
• Творчество второй половины XX века.
1920 – 1930 – е гг. – этап ученичества и становления художника. Это наименее изученный период творческой деятельности ваятеля. Скульптура, созданная Заиром Азгуром в довоенные десятилетия, не сохранилась. Сведения, полученные из архивных источников, периодических изданий, каталогов довоенных выставок, эпистолярного наследия художника, мемуаров его современников малочисленны и разрозненны. Судить о характере, стилистике произведений мастера представляется возможным на основании фонда фотографий и репродукций его работ, хранящихся в Мемориальном музее-мастерской З.И. Азгура, Белорусском Государственном архиве-музее литературы и искусства, Национальном архиве Республики Беларусь, архиве Национального художественного музея Республики Беларусь, архиве Музея современной белорусской скульптуры им. А.О. Бембеля и др.
ГЛАВА 3 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ З.АЗГУРА В ЭКСПОЗИЦИИ МЕМОРИЛЬНОГО МУЗЕЯ СКУЛЬПТОРА В МИНСКЕ
Архитектор Вальмен Аладов в 1984 году создал проект творческой мастерской Заира Азгура в Минске специально для скульптора, позже в ее здании был открыт мемориальный музей.
В здании, созданном Аладовым, Азгур работал на протяжении одиннадцати лет, здесь было создано более 50 произведений [Приложение Б]. В этом доме сегодня наиболее полно представлено его творческое наследие. Мастерская была не только местом осуществления творческих проектов скульптора, но и настоящим пристанищем белорусской творческой интеллигенции, о чем свидетельствуют многочисленные архивные материалы, книги с автографами именитых литераторов, картины известных художников.
После смерти скульптора в 1995 году его семья передала дом-мастерскую государству для организации мемориального музея. В 1996 г., по указу Президента Республики Беларусь № 10 от 4 января «Об увековечивании памяти Народного художника СССР, Героя Социалистического труда З.И. Азгура» был создан «Мемориальный музей З.И. Азгура», филиал Национального художественного музея Республики Беларусь. С 18 февраля 2000 г. музей был открыт для посещения. В 1999 году здание музея было включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Так как при строительстве здания не были проведены геологические исследования и здание возвели на опасном участке, дабы не допустить полное уничтожение музей закрыли и признали аварийным. По Распоряжению Президента Республики Беларусь от 28 мая 2004 г. музей стал муниципальным. Управление культуры Мингорисполкома выделило необходимые для реконструкции средства. Были проведены работы по усилению фундамента здания - его укрепили с помощью буронабивных свай. Провели и другие реставрационные работы.
Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура уникальный музей – «Музей эпохи», «музей в эпохе». Единственный монографический музей в Республике Беларусь, основанный на базе Творческой мастерской Академии художеств СССР (отделение скульптуры) и личной мастерской художника.
Концепция музея – мемориальный, монографический художественный была разработана на стадии его становления и обусловлена спецификой собрания, которое было безвозмездно передано государству семьей скульптора после его смерти и включала 4009 музейных предметов: изобразительные коллекции – скульптуру, живопись, графику, и мемориальный фонд – архив, библиотеку, рабочие инструменты и личные вещи скульптора.
Особую значимость собранию музея сообщает подлинность и уникальность его фондовых коллекций, их высокий художественный уровень и историко-документальная ценность.
В настоящее время ГУ «Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура» место памяти – центр актуальных инициатив в музейно-образовательной сфере, и пространство творческой лаборатории, в которой реализуют свои самые смелые замыслы современные художники, архитекторы, перформеры, танцоры, музыканты. Традиционные для академического музея формы взаимодействия с посетителями в ходе создания проекта данного музея были дополнены инновационными, во многом экспериментальными, интерактивными по формату и наполнению событиями: творческими акциями «День скульптора», «Минск скульптурный», «Открытое искусство», «Ночь музеев» – «Искусство вместо сна»; музейно-педагогическими занятиями; мастер-классами; workshops; авторскими проектами в рамках программ «Игра в классики» и «Музейный театр». Постоянная экспозиция – выставочным проектом «Modern+classic. Современное искусство в традиционном музее» [50].
На данный момент директором музея является Оксана Богданова. В ее подчинении находятся 10 сотрудников музея. Главный хранитель музея - Пограновский Николай. Заместитель директора - Сергей Лыскович. Большая часть сотрудников занимается работой в отделе научно-фондовой, исследовательской и проектной деятельности [50].
В июне 2015 года в пространстве «ЦЭХ» состоялась дискуссия «Музей на постсоветском пространстве: время перемен?» по случаю выхода нового номера альманаха «pARTisan», посвященного теме музея на постсоветском пространстве. В дискуссии приняли участие: директор Музея-мастерской З.Азгура Оксана Богданова, художник Руслан Вашкевич, а также специальная гостья из Украины — Юлия Ваганова, заместитель директора по выставочной работе и международной деятельности Национального художественного музея в Киеве. В ходе дискуссии Оксана Богданова высказала свое мнение в отношении того, что представляет собой музей: "Музей — это среда моего собственного обитания. Формулировка, да, соответствует, все функции указаны, но безумно скучный посыл, который я как практик адаптировать к реалиям жизни не всегда могу. Обозначены базовые направления музейной деятельности, но следующий шаг — как на практике ты с этими каноническими положениями работаешь. Можно скучно, буквально, а можно креативно. И мне кажется, что музей все-таки, в первую очередь — это концепция, и без четко обозначенной концепции жизнь музея начинать нельзя. Сначала необходимо сформулировать идею, и это не размытый пафосный или сентиментальный абзац, но формула, которую далее нужно реализовывать."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования был определен и проработан перечень научных исследований, посвященный развитию белоруской скульптуры в целом и творчеству З.И. Азгура в частности. Исходя из анализа историографии и источников следует отметить, что литературу по данной теме следует разделять на следующие группы: литература, посвященная тенденциям развития станковой и монументальной скульптуры в целом; материалы энциклопедий, содержащие общие сведения о биографии и творчестве художника; статьи и материалы конференций, посвященные деятельности скульптора; альбомы работ скульптора; мемуары З.И. Азгура; материалы СМИ.
Так же в ходе работы били рассмотрены этапы творческой деятельности З.И. Азгура.
1920 – 1930 – е гг. – этап ученичества и становления художника. Это наименее изученный период творческой деятельности ваятеля. Скульптура, созданная Заиром Азгуром в довоенные десятилетия, не сохранилась. Сведения, полученные из архивных источников, периодических изданий, каталогов довоенных выставок, эпистолярного наследия художника, мемуаров его современников малочисленны и разрозненны. Судить о характере, стилистике произведений мастера представляется возможным на основании фонда фотографий и репродукций его работ, хранящихся в Мемориальном музее-мастерской З.И. Азгура, Белорусском Государственном архиве-музее литературы и искусства, Национальном архиве Республики Беларусь, архиве Национального художественного музея Республики Беларусь, архиве Музея современной белорусской скульптуры им. А.О. Бембеля и др.
В годы Великой Отечественной войны на передний план выдвигается агитационное искусство – графика: плакат, сатирический рисунок. Скульптура 1941-1942 гг. преимущественно станковая. Реализм искусства военных лет Заир Азгур определяет, как реализм наступательный, диктующий, исключающий всякую возможность работать иначе. Именно в это время скульптор начинает новый цикл произведений. За три года он создаёт около сорока портретов героев войны: Н.Гастелло (1942 г.), В.Талалихина (1942 г.), А.Кривошеина (1942 г.), А.Молодчего (1943 г.), П.Потоцкой (1943 г.), М.Сильницкого (1943 г.), А.Родимцева (1943 г.), Ф.Смолячкова (1943 г.), Л.Доватора (1943 г.) и др. Большинство из них выполнены с натуры, за ограниченное количество сеансов. За серию портретов, созданную в годы Великой Отечественной войны, в 1944 году Заиру Азгуру было присвоено высшее звание страны – народный художник БССР.
На протяжении 1950-1980-х гг. Заир Азгур продолжает оставаться центральной фигурой в белорусской послевоенной портретной пластике. Многообразие интересов художника этих лет проявляется в выборе новых сюжетов, композиционных решений, раздвигающих рамки чисто скульптурного портрета.
Скульптурные портреты во второй половине XX века в творчестве З.И. Азгура занимают ключевое место.
В 70-80-е гг. станковая скульптура вновь, после некоторого перерыва, заняла ведущее место среди остальных видов скульптуры. В это время ведущими в творчестве белорусских художников остаются академические формы социалистического реализма.
З.И. Азгур продолжает пополнять свою, и без того огромную, портретную галерею. В это время им создан ряд лирических, менее академичных портретов (портреты А. Амитова, И. Науменко). Интересны по формально-экспрессивному решению кажущиеся гротескными портреты представителей классической немецкой философии И. Канта, Л. Фейербаха, Г. Гегеля. Так как эти образы являются не натуральными, а как бы представляющими свои философские концепции, то в них мастер предельно заостряет воображаемые черты характера, балансируя на грани следования конструктивным и анатомическим схемам.
Происходят стилистические и тематические изменения в творчестве скульптора в 70-80-е гг. Но рассматривать эти изменения следует с точки зрения всей жизни мастера, т.к. его творчество претерпевало определенные градации в пластической трактовке портретируемых, а также следует учитывать, что приверженность к реализму в своей манере остается главной чертой творчества З.И. Азгура.
Следует отметить, что творческое наследие З.И. Азгура хранится в мемориальном музее-мастерской – это скульптуры художника. Здание музея построено в 1984 г. по проекту архитектора В. Аладова. С 1999 г. оно было включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
После смерти художника, в 1996 г., по указу Президента Республики Беларусь № 10 от 4 января 1996 г. «Об увековечивании памяти Народного художника СССР, Героя Социалистического труда З.И. Азгура» был создан «Мемориальный музей З.И. Азгура», филиал Национального художественного музея Республики Беларусь. С 18 февраля 2000 г. музей открыт для посещения.
По Распоряжению Президента Республики Беларусь от 28 мая 2004 г. музей стал муниципальным.
Концепция музея – мемориальный, монографический художественный
1. Азгур Заир Исаакович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://csl.bas-net.by/anews1.asp?id=67508. – Дата доступа:
2. Азгур разными глазами / Владимир Мехов // Мишпоха : историко-публицистический журнал / Союз белорусских еврейских общественных организаций и общин. — 2011. ― Вып. 28. ― С. 98―102
3. Азгур, З.И. Впечатления о художественной жизни Франции / З.И. Азгур. – Тр. Акад. художеств СССР. — 1985. — Вып. 3. — С. 270—278.
4. Азгур, З.И. Незабыўнае / З.И. Азгур. — Минск: Дзярж. выдва БССР, 1962. — 286 c.
5. Азгур, З.И. То, что помнится / З.И. Азгур. — Минск: Беларусь, 1973. — 416 с.
6. Анисовец, Л. Храм скульптуры / Л. Анисовец // 7 дней. — 2000. — 19 февр.
7. Артимович, И.А. Белорусская школа скульптуры / И.А. Артимович– Минск: Белорусская государственная академия искусств. — 2011. — 240 с.
8. Артхаус, диафильмы и джаз: зачем идти в музей Азгура [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://minsknews.by/arthaus-diafilmyi-i-dzhaz-zachem-idti-v-muzey-azgura/ . – Дата доступа:
9. Баразна, М. Беларускае выяўленчае мастацтва ў ХХ стагоддзі: альманах / М. Баразна. – Белорус. гос. акад. искусств. — 2000. — № 3. — С. 18—26.
10. Бахир, А. Дети Азгура — герои нашей эпохи / А. Бахир // 7 дней. — 1996. — 17 февр. — С. 15
11. Беларускае мастацтва: зб. арт. і матэрыялаў / рэдкал.: П.Ф. Глебка [і інш.]. — Мінск: Выд-ва Акад. навук БССР, 1960. — 219 с.
12. Беларуская савецкая скульптура: альбом / склад.: І. Елатамцава, І. Краўчанка. — Мінск: Беларусь, 1973. — 175 с.
13. Беларусь: Энциклопедический справочник = Беларусь: Энцыклапедычны даведнік / Рэдкал.: Б. І. Сачанка і інш. — Мн.: БелЭн, 1995. — 800 с.
14. Белорусская ССР: Краткая энциклопедия в 5 т. / Ред. колл.: П. У. Бровка и др. — Мн.: Гл. ред. Белорус. Сов. Энциклопедии, 1981. — Т. 5. Биографический справочник. — 740 с.
15. Войницкий, П.В. Станковая скульптура Беларуси последней четверти ХХ века / П.В. Войницкий. – Минск : БНТУ, 2015. — 200 с.
16. Войницкий, П. Развитие белорусской станковой скульптуры 1975—2000 гг. / П. Войницкий // Актуальные проблемы мировой художественной культуры: материалы Междунар. науч. конф.: в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т.; под ред. У.Д. Розенфельда. — Гродно, 2002. — Ч. 2. — С. 17—18
17. Войницкий, П.В. Становление белорусской школы скульптуры (1920—1970 гг.) / П.В. Войницкий // Чалавек. Культура. Адукацыя: матэрыялы Рэсп. навук.-тэарэт. канф. / Беларус. дзярж. ін-т. праблем культуры; навук. рэд. У.П. Скараходаў. — Мінск, 2003. — С. 165—168.
18. Герой Сацыялістычнай Працы, правадзейны член Акадэміі мастацтваў СССР, народны мастак СССР, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі СССР Заір Ісакавіч Азгур: Да 70-годдзя з дня нараджэння: Каталог / М-ва культуры БССР, Саюз мастакоў БССР, Дзярж. маст. музей БССР / Мн. : Беларусь, 1979. – 40 с.
19. Гісторыя беларускага мастацтва: у 6 т. / редкол.: С.В. Марцэлеў [і інш.]. — Мінск: Навука і тэхніка, 1987—1994. — Т. 1—6.
20. Гуринович, И. Время, стой! / И. Гуринович // Советская Белоруссия. — 2000. — 26 февр.
21. Да 105-годдзя народнага мастака Беларусі Заіра Азгура [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://blr.belta.by/printv/dossier/view/da-105-goddzja-narodnaga-mastaka-belarusi-zaira-azgura-39049/ . – Дата доступа:
22. Данейка, Е. Он честно и талантливо «ваял» свое время / Е. Дайнека // Бел. деловая газета. — 2000. — 23 февр.
23. Док.фильм «Заир Азгур. То, что помнится…» (БТ, 1981 год) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ok.ru/video/501080132131 . – Дата доступа:
24. ДОСЬЕ: К 110-летию народного художника Беларуси Заира Азгура [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.belta.by/culture/view/dose-k-110-letiju-narodnogo-hudozhnika-belarusi-zaira-azgura-284374-2018/. – Дата доступа:
25. Дробов, Л.Н. Мастацтва Беларускай ССР / Л.Н. Дробов. — Л., 1983. — 28 c.
26. Елатомцева, И.М. Очерки по истории белорусской советской скульптуры / И.М. Елатомцева. — Минск: Наука и техника, 1974. — 118 с.
27. Елатомцева, И.М. Теоретическое основание изобразительного искусства/ И.М. Елатомцева. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 379 с.
28. Жданович, А. В память о создателе памятников / А. Жданович // Белорусский рынок. — 2000. — 28 февр. — 5 марта (№ 8). — С. 31.
29. З. Азгур. Художник и время / Сб. статей "Искусство принадлежит народу" Изд-во "Советская Россия", М., 1963 г. – С.23-26
30. Заир Азгур и ЮНЕСКО : по архивным материалам / Свилас С. Ф. // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў : матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (г. Мінск, 25—26 красавіка 2013 года) : у 5 ч. / [укладальнік Ю. В. Пацюпа. — Мінск, 2013. — Ч. 2 : Праблемы архітэктуры, выяўленчага і дэкаратыўна-прыкладного мастацтва. — С. 114―118
31. Заир Азгур. Довоенное творчество. 1920-е годы. Из коллекции "Архив З. И. Азгура" [Изоматериал] / Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура/[Б. м. : б. и., 2017?] 23 с.
32. Заир Азгур. Портрет на фоне мастерской: [каталог] / ГУ "Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура" / Минск : Кнігазбор, 2014. – 31 с.
33. Заир Исаакович Азгур / Ф.С.Рогинская / Москва : [Издательство Академии художеств СССР], 1961. – 90 с.
34. Заир Исаакович Азгур [Изоматериал] / [вступительная статья Н. Воркуновой] / Москва : Cоветский художник, 1953. – 68 с.
35. Заир Исаакович Азгур [Изоматериал] : [альбом] / Академия художеств СССР, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР ; [автор-составитель Б. А. Крепак]
36. Заиру Азгуру – 110 лет [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://aviv.by/people/zairu-azguru-110-let/. – Дата доступа:
37. Заір Азгур (да 100-годдзя з дня нараджэння) / Т. В. Лойка // Европа: актуальные проблемы этнокультуры : материалы II Международной научно-теоретической конференции, г. Минск, 25 апреля 2008 г. / [редколлегия: В. В. Тугай (ответственный редактор) и др.]. — Минск, 2008. — С. 357―358
38. Заір Азгур. Тэрыторыя памяці / Лаліта Анісавец // Алеся : Работніца і сялянка : часопіс жанчын Беларусі : штомесячны масава-палітычны і літаратурна-мастацкі часопіс / заснавальнікі: Міністэрства інфармацыі Рэспублікі Беларусь, ГА "Беларускі саюз жанчын". — 2011. ― № 8. ― С. 18―19
39. Заір Ісакавіч Азгур: да 70-годдзя з дня нараджэння: каталог / [складальнікі: П. М. Герасімовіч і інш. / Мінск : Беларусь, 1979. – 40 с.
40. Из бронзы и мрамора: сб. ст. / сост.: В.М. Рогачевский, П.К. Балтун. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 474 с.
41. Искусство Белорусской ССР. Вст. ст. М.А. Орловой. М.; 1964
42. История искусства народов СССР : в 9 т. / редкол.: Б.В. Вейман [и др.]. — М.: Изобраз. искусство, 1982. — Т. 9, Кн. 1: Искусство народов СССР 1960—1977 годов. — 439 с.
43. Кацэр, М.С. Нарысы па гісторыі выяўленчага мастацтва савецкай Беларусі / М.С. Кацэр. — Минск, 1960. — 184 с.
44. Люгниева, Б. Заир Азгур / Б. Люгниева. – Киев: Самиздат, 2013. – 110 с.
45. Малая советская энциклопедия. Т. 1. А — Буковина / Редколл.: Б. А. Введенский (гл. ред.) и др. — 3. — М.: БСЭ. — Т. 1.
46. Марадудина, Н. Эпоха в портретах / Н. Марадудина // Вечерний Минск. — 2000. — 10 марта.
47. Мастацтва савецкай Беларусі: зб. дак. і матэрыялаў: у 2 т. / склад.: А.Я. Атрошчанка [і інш.]. — Мінск, 1976. — Т. 1—2.
48. Мастер в реальном времени. Заир Азгур. Штрихи к портрету [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sb.by/articles/master-v-realnom-vremeni-zair-azgur-shtrikhi-k-portretu.html. – Дата доступа:
49. Маўклівы выклік вечнасці [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nlb.by/by/events/289840/. – Дата доступа:
50. Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://azgur.by/muzej. – Дата доступа:
51. Минский художник Азгур Заир Исаакович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://visart.info/artist/azgur-zi-1908.html. – Дата доступа:
52. Монумент Победы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://archives.gov.by/index.php?id=925458. – Дата доступа:
53. Музей с огоньком [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sb.by/articles/muzey-s-ogonkom.html. – Дата доступа:
54. Нагаевская Е., Ромм А. Скульптура З.И. Азгура// Искусство. 1948. № 1. С. 79—86
55. Немузейные ценности [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sb.by/articles/nemuzeynye-tsennosti.html#. – Дата доступа:
56. Орлова, М.А. Искусство советской Белоруссии. Очерки. / М.А. Орлова. – М.: Совет. искусство. 1960. – 328 с.
57. Паэт у скульптуры [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sb.by/articles/paet-u-skulptury.html. – Дата доступа:
58. Петерсон, Э.А. Портретная скульптура Советской Белорусии / Э.А. Петерсон. – Минск: Выш. школа, 1982. – 111с.
59. Петерсон, Э.А. Портретная скульптура советской Белоруссии: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Э.А. Петерсон; Акад. наук БССР. Отд-ние общ. наук. — Минск, 1974. — 31 с.
60. Прысвячэнне майстру [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.sb.by/articles/prysvyachenne-maystru.html. – Дата доступа:
61. Пугачѐва, Э. Станковая скульптура Белоруссии / Э. Пугачѐва // Творчество. — 1982. — № 10. — С. 22—24.
62. Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 15 / Лакотка А.І. (навук. рэд.) / Навуковае выданне. – Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. Мінск: Права і эканоміка, 2013. – 446 с.
63. Свірко, І. Гасцей чакаюць у музеі З. Азгура / І. Свірко // Рэспубліка. — 2000. — 22 лют.
64. Сёння спаўняецца 110 гадоў са дня нараджэння Заіра Азгура [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.tvr.by/bel/news/kultura/segodnya_ispolnyaetsya_110_let_so_dnya_rozhdeniya_zaira_azgura/. – Дата доступа:
65. Современная белорусская скульптура. XXI век: альбом / ред.-сост. К.С. Аксёнова. – Минск: Беларус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2012. – 360 с.
66. Сталин приказал снять фуражку с его памятника в Минске [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.kp.by/daily/26858.7/3900037/. – Дата доступа:
67. Сцяпура, Н. Скарбніца беларускай скульптуры / Н. Сцяпура // Народная газета. — 2000. — 26 лют.
68. То ли художник, то ли экспонат [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sb.by/articles/to-li-khudozhnik-to-li-eksponat.html. – Дата доступа:
69. Чаупова, Р. Скульптурный портрет / Р. Чаупова // Советская скульптура, 78: сб. ст. / сост. В.А. Тихонова. — М.: Совет. художник, 1980. — С. 184—192.
70. Шаранговіч, Н. Вобраз адыходзячай эпохі / Н. Шаранговіч // ЛіМ. — 2000. — 25 лют.
71. Яхонт, О. Советская скульптура / О. Яхонт. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Памятник Я. Коласу в Минске.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б За работой в мастерской.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мемориальный зал Музея-мастерской Заира Азгура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Скульптурный зал Музея-мастерской Заира Азгура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Форматорская в Музее-мастерской Заира Азгура.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты