Стиль семейного воспитания, как психологический фактор формирования лидерских позиций у мужчин
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Стиль семейного воспитания, как психологический фактор формирования лидерских позиций у мужчин»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Стиль семейного воспитания, как психологический фактор формирования лидерских позиций у мужчин
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ ПОЗИЦИЙ У МУЖЧИН
1.1 Современные представления о лидерстве в психологии
1.2 Характеристика стилей семейного воспитания
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ ПОЗИЦИЙ У МУЖЧИН
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования влияния стиля семейного воспитания на формирование лидерских качеств у мужчин
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Роль семьи в развитии личности человека трудно переоценить. Семья традиционно считается одним из важнейших институтов воспитания, значимость которого определяется, в первую очередь, тем, что ребенок в кругу семьи проводит большое количество времени. По силе и продолжительности своего влияния на личность ни одна система воспитания не может быть сопоставлена с семьей, так как именно в ней формируются процессы, направленные на развитие личности ребенка. Семья как микромодель общества определенным образом воздействует на развитие личностных черт ребенка.
В настоящее время потребность в лидерах и лидерстве как механизме повышения эффективности жизнедеятельности социальных образований существует практически во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, научной, культурной, образовательной. Современное общество испытывает необходимость в авторитетных, харизматичных и волевых людях, будущих руководителях и управленцах, обладающих организаторскими и коммуникативными способностями, способных принимать эффективные решения в сложных условиях и нести за их ответственность.
Сегодня остро стоит проблема развития психологически здоровой, открытой, целеустремленной, настойчивой, уверенной в себе самодостаточной влиятельной личности, которая способна сплотить группу, решать поставленные задачи, вести за собой других людей. В связи с этим, современные родители, осознавая всю важность и необходимость происходящих изменений в обществе, стремятся развить в подрастающем поколении лидерские качества, которые будут способствовать более прочному укреплению будущих позиций на социальном уровне.
Лидерские качества, так необходимые сегодня каждому человеку, закладываются и первоначально воспитываются в семье.
Психологические и социально-психологические аспекты лидерства рассмотрены в работах В.В. Белова [2], В.П. Васильевой [12], Г. В. Вержибок и В.И. Шупляк [14], Л.Г. Дикой [19], С.В. Ермаковой [21], А.Л. Журавлева [23], А.Н. Занковского [26], Л.Б. Зубановой [27] и др.
Семья традиционно рассматривается как фактор развития личностных качеств ребенка. Чаще всего при рассмотрении влияния, оказываемого семьей на ребенка, психологи указывают на такой фактор как стиль семейного воспитания (Л.Н. Лукаш [35], М.В. Назарова [39], Л.А. Николаева [41], Н.И. Олифирович [44], Э.Г. Эйдемиллер [49] и др.).
Изучением проблемы стилей семейного воспитания занимались такие ученые как О.А. Карабанова [29], Е.А. Лапшина [32], И.М. Марковская [36], Р.В. Овчарова [43], С. В. Янгуразова [60] и др.
Актуальность работы обусловлена тем, что проблема влияния стиля семейного воспитания на формирование лидерских качеств у мужчин в современной психологии является недостаточно разработанной. Несмотря на значительное число исследовательских работ, посвященных изучению феномена лидерства, в современной литературе обнаруживаются единичные сведенья о том, каким образом влияет использование родителям тех или иных методов и средств воспитания на формирование качеств личности, в том числе и лидерских. Мы считаем, что именно семья, семейное воспитание обладает широкими возможностями по формированию и развитию у ребенка лидерского потенциала. В связи с этим необходимым представляется изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование лидерских качеств у мужчин.
Цель исследования – выявить влияние стиля семейного воспитания на формирование лидерских качеств у мужчин.
Объект исследования – лидерские качества мужчин.
Предмет исследования – стиль семейного воспитания как психологический фактор формирования лидерского потенциала у мужчин.
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование лидерских качеств у мужчин.
В соответствие с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме стиля семейного воспитания как психологического фактора формирования лидерских позиций у мужчин.
2. Эмпирическим путем изучить стили семейного воспитания в семьях мужчин.
3. Определить наличие лидерских качеств у мужчин.
4. Установить связь между стилем семейного воспитания и наличием лидерских качеств у мужчин.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– психологическое тестирование (тест «Стратегия семейного воспитания» Н.М. Рухленко, методика «Способность к лидерству» Р.С. Немова, методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера, в модификации Т. В. Бендас, Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федоришина, методика «Семь качеств личности» Р. Кеттелла в модификации А.Г. Грецова);
– методы математической статистики: пакет программ SPSS «Statistisc» v. 7.0, критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ ПОЗИЦИЙ У МУЖЧИН
1.1 Современные представления о лидерстве в психологии
Лидерство представляет собой сложное многоплановое явление. В современной психологии лидерство рассматривается и как устойчивое качество личности, и как форма поведения, и как пролонгированный во времени процесс взаимодействия лидера и последователей, и как результат, опосредованный различными ситуационными переменными (А.Н. Кулакович [31]).
В отечественной психологии лидерство традиционно рассматривается как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (Г.М. Андреева). С позиций этого подхода, лидер является членом малой группы, который в результате внутригруппового взаимодействия при решении определенной задачи выдвигается над группой, который берет на себя функции организатора групповой деятельности. Лидер при этом отличается более высоким, по сравнению с другими, уровнем активности, участия и влияния в решении группой задачи. Остальными членами группы лидерство принимается, что указывает на построение с лидером таких отношений, которые основаны на их позиции быть ведомыми и следовать за лидером [31, с. 49].
Лидерство рассматривается как сложное, многоплановое явление, которое определяется как феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение в целом группы или отдельных ее членов. Согласно И.Н. Логвинову, лидером является наиболее авторитетный член социальной группы, личностное влияние которого является определяющим в социальных процессах, неформальный руководитель, авторитет которого формируется стихийно [34, с. 3].
С позиций М.Р. Битяновой, член группы становится лидером, если его личностные качества и поведение соответствует следующим требованиям:
– потенциальный лидер должен быть носителем и активным проводником в жизнь целей и ценностей, которые предпочитаются группой членства;
– ценностные установки и целевые ориентиры потенциального лидера, реализуемые им в поведении должны быть референтными для большинства членов группы;
– поведение потенциального лидера в значимых групповых ситуациях служит основой для влияния на группу членства, а его оценочные суждения являются ориентиром для построения самооценки других членов группы [7, с. 109].
Зарубежные исследователи (Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер), под лидерством понимают один из основных механизмов проявления активности, инициативы в ходе групповой деятельности, когда человек выполняет роль лидера, то есть сплачивает, направляет согласованные действия группы, которая дожидается решения лидера, принимает, поддерживает и одобряет его дальнейшие действия [10, с. 128]. Такое понимание лидерства отражает сущность лидерской позиции, то есть положения, которое занимает лидер по отношению к группе, и выполняемые им функции.
Лидерство представляет собой один из важнейших механизмов реализации власти в малой группе и организации. Лидер выступает представителем неформальной власти, выполняя функции координирования усилий сотрудников и поддержания социально-психологического климата. В общих целях он использует различные источники власти при взаимодействии с другими людьми (С.В. Ермакова [21]).
В рамках этого направления власть лидера понимается как инструмент построения отношений доминирования и подчинения, основанных на доверии, убедительной аргументации, общих мотивах деятельности, целей, согласованных с ценностями и потребностями сотрудников [22, с. 67]. По мнению В.П. Васильевой, власть представляет собой мотивационную тенденцию, возникающую в системе неравноправных отношений как у обладателя наибольших ресурсов (удовольствие от власти или страх ее потерять, возможность реализовать свои потребности), так и человека, не имеющего ресурсы (желание удовлетворить свои потребности, получить удовольствие от обладания властью) [12, с. 115].
При таком рассмотрении лидерство демонстрирует свои черты, четко разграничиваясь с руководством. Согласно Г.М. Андреевой, понятие лидерства употребляется в отношении описания характеристик психологических отношений, которые возникают в группе «по вертикали», т.е. с позиции отношений доминирования и подчинения. Понятие же руководства принято относить к организации всей групповой деятельности, к процессу управления ею. Отсюда, лидерство является психологической характеристикой поведения членов группы, а руководство преимущественной выступает как социальная характеристика отношений в группе в рамках распределения ролей управления и подчинения [4, с. 54].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ ПОЗИЦИЙ У МУЖЧИН
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить влияние стиля семейного воспитания на формирование лидерских качеств у мужчин.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование лидерских качеств у мужчин с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе одной из организаций г. Минска. Всего в исследовании приняли участие 60 мужчин, занимающих руководящие должности. Возраст испытуемых – 20-25 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование лидерских качеств у мужчин.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Тест «Стратегия семейного воспитания» Н.М. Рухленко [54].
Назначение методики: выявление стилей семейного воспитания.
С помощью методики могут быть выявлены следующие стили семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
Опросник включает в себя 10 вопросов с предложенными вариантами ответов (А, Б, В, Г). Родителям предлагается из четырех вариантов выбрать наиболее предпочтительный вариант.
Обработка данных. Подсчитывается количество совпадений по ключу по каждому стилю родительского воспитания. Наиболее высокий балл указывает на преобладание того или итого стиля семейного воспитания.
2. Методика «Способность к лидерству» Р.С. Немова [40].
Назначение методики: оценка способности к лидерству. С помощью методики можно выявить степень выраженности качеств лидера.
Опросник включает 50 вопросов. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответов «а» или «б».
Обработка данных. В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл.
Критерии оценки:
сумма баллов до 25 указывает на то, что качество лидера выражены слабо;
от 26 до 35 указывает – качества лидера выражены средне;
от 36 до 40 говорит – качества лидера выражены сильно;
сумма баллов свыше 40 свидетельствует о склонности человека как лидера к диктату.
При интерпретации результатов делается вывод, обладает ли испытуемый психологическими качествами, необходимыми лидеру.
3. Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера, в модификации Т. В. Бендас [5].
Опросник включает 12 утверждений. Испытуемым предлагается оценить в баллах лидера по 12 формам поведения. 1 балл ставится, если данная особенность поведения проявляется очень редко, 10 баллов – наиболее часто, 0 баллов – если такой особенности нет.
По сочетанию стилей лидеров можно разделить на 3 типа:
– деловой стиль – стиль, ориентированный на задачу;
– социо-эмоциональный стиль – стиль, ориентированный на взаимоотношения;
– стиль, сочетающий оба стиля.
Обработка данных осуществляется с помощью ключа методики.
4. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС). В.В. Синявского и В.А. Федоришина [18].
Назначение методики: изучение особенностей общения и умения быть организатором. В результате проведения методики можно выявить очень низкий, низкий, средний, высокий и высший уровни развития коммуникативных и организаторских способностей.
Опросник включает 40 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа методики.
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей:
1-4 балла – очень низкий,
5-8 баллов – низкий,
9-12 баллов – средний,
13-16 баллов – высокий,
17-20 баллов – высший уровень.
5. Методика «Семь качеств личности» Р. Кеттелла в модификации А.Г. Грецова [37].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме стиля семейного воспитания как психологического фактора формирования лидерских позиций у мужчин. В современной психологии лидерство определяется в качестве формы поведения, процесса взаимодействия лидера и последователей, результата, опосредованного ситуационными переменным, характеристики отношений доминирования и подчинения, устойчивого свойства личности. Лидером в группе становится личность, обладающая лидерской позицией. Индивид, имеющий позицию лидера, организовывает действия группы, разъясняет алгоритм действий, направляет работу в нужное русло. Кроме того, он воспринимается другими людьми как лидер в соответствии со своими характеристиками. Под лидерской позицией понимается наличие совокупности лидерских качеств – характеристик личности, которые позволяют лидеру эффективно выполнять свои функции, – организаторских и коммуникативных способностей, волевых качеств, ответственности, уверенности в себе, самоконтроля, отзывчивости, влиятельности. Формирования лидерской позиции у мужчин имеет свои особенности. Лидерская позиция мужчин проявляется, прежде всего, в поведении, в лидерском стиле и в профессиональной деятельности, и в семье. Формирование личностных качеств в детстве зависит от семейного воспитания. Мы придерживаемся отечественной классификации и выделяем демократический, авторитарный, либеральный и индифферентный стили семейного воспитания.
Эмпирическим путем изучены стили семейного воспитания в семьях мужчин. Большинство мужчин воспитывались в семьях с авторитетным стилем семейного воспитания (40%). Родители этих мужчин осознавали свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признавали право на саморазвитие; ясно понимали, какие требования ребенку необходимо диктовать, какие обсуждать. Эти родители поощряли личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Они признавали право ребенка на автономность, допускали изменение требований в разумных пределах, проявляли умеренную твердость, заботились о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины.
Определено наличие лидерских качеств у мужчин. Мужчины обладают преимущественно высоким уровнем лидерских способностей (48,3%). У них качества лидера выражены сильно. Они характеризуются инициативностью, настойчивостью, критичностью, решительностью, стрессоустойчивостью, гибкостью поведения, что позволяет им взаимодействовать с группой, обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Мужчины, обладающие инициативностью и настойчивостью, ставят перед собой цели и достигают их. Будучи решительными и обладая силой воли, они преодолевают трудности, решат проблемы и задачи, которые важны для группы. Обладая критичностью и стрессоустойчивостью, они сохраняют спокойствие в сложных ситуациях, способны видеть свои ошибки и учитывать их при реализации роли лидера. Мужчины преимущественно придерживаются делового стиля лидерства (55%). Эти мужчины считают, что лидер в процессе выполнения своих функций должен быть ориентирован на задачу. При этом они должны высказывать мнения и свою позицию, анализировать ситуацию, информировать других и отвечать на вопросы, задавать вопросы и спрашивать других их мнения, поддерживать предложения других. Большая часть мужчин имеет высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей – у них ярко выражена потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, они хорошо ориентируются в трудных ситуациях, инициативны, принимают самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений, проявляют настойчивость (53,3%). Мужчины характеризуются общительностью (7,9), эмоциональной устойчивостью (8,2), склонностью к доминированию (8,0), смелостью (7,7), сдержанностью (2,6), уверенностью в себе (2,2), средним уровнем доверчивости (5,3).
Установлена связь между стилем семейного воспитания и наличием лидерских качеств у мужчин. Стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование лидерских качеств у мужчин. Так, мужчины, воспитывающиеся в семьях с авторитетным стилем семейного воспитания, имеют высокий уровень лидерских способностей (r=0,58 при р≤0,05). Мужчины, воспитывающиеся в семьях с авторитетным стилем семейного воспитания, предпочитают деловой стиль лидерства (r=0,56 при р≤0,05). Мужчины, воспитывающиеся в семьях с авторитетным стилем семейного воспитания, обладают высоко развитыми коммуникативными и организаторскими способностями (r=0,52 при р≤0,05).
1. Балунов, М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.06 / М. С. Балунов. – Кострома, 2000. – 22 с.
2. Белов, В. В. Проблема организационного лидерства : акмеологический подход / В. В. Белов // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 40–50.
3. Белоконь, О. В. Ситуативное лидерство : механизмы выдвижения на лидерскую позицию / О. В. Белоконь // Вестник РСГУ. – 2017. – № 1. – С. 152–156.
4. Беляцкий, Н. П. Основы лидерства / Н.П. Беляцкий. – Минск : БГЭУ, 2006. – 268 с.
5. Бендас, Т. В. Психология лидерства / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2009. – 431 с.
6. Беспалов, Д. В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности : автореф. дис. ... психол. наук : 19.00.05 / Д. В. Беспалов. – Курск, 2005. – 18 с.
7. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
8. Бойко, И. Н. Влияние стиля родительского воспитания на формирование личности ребенка / И. Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 2–9. – С. 109–113.
9. Бойко, С. В. Власть и лидерство / С. В. Бойко, А. К. Саакян // Научная мысль. – 2016. – № 3. – С. 15–23.
10. Бэрон, Р. Социальная психология группы / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб. : Питер, 2003. – 272 с.
11. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
12. Васильева, В. П. Анализ психологического понимания власти / В. П. Васильева // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2006. – № 2. – С. 112–116.
13. Венгер, А. Л. Психология развития : Словарь / А. Л. Венгер. – М. : ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
14. Вержибок, Г. В. Лидерство в социальном и образовательном пространстве / Г. В. Вержибок, В. И. Шупляк. – Минск : РИВШ, 2012. – 360 с.
15. Волчок, В. П. Теоретические подходы в изучении взаимодействия родителей с детьми / В. П. Волчок // Вестник ВГУ. – № 2. – С. 60–64.
16. Григорова, В. К. Формирование личности лидера / В. К. Григорова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2015. – № 2 (19). – С. 95–100.
17. Деркач, А. А. Акмеология / А. А. Деркач. – М. : Изд-во РАГС, 2004. – 688 с.
18. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C.263–265.
19. Дикая, Л. Г. Проблемы современной психологии труда / Л. Г. Дикая // Психологический журнал. – 1992. – Том 13, № 3. – С. 24–42.
20. Дрофичева, Е. М. Лидерские качества и их развитие у будущих руководителей государственных и муниципальных структур / Е. М. Дрофичева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 120. – С. 1–12.
21. Ермакова, С. В. Лидерство : понимание и сущность / С. В. Ермакова // Аспирант. – 2013. – № 1. – С. 25–27.
22. Жамкова., Т. Г. Власть и влияние в деятельности современного руководителя / Т. Г. Жамкова // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2017. – № 3. – С. 66–68.
23. Журавлев, А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А. Л. Журавлев. – М. : Изд-во ИП РАН, 2004. – 475 с.
24. Жусупов, А. Р. Лидерство, сущность и функции / А. Р. Жусупов // Аллея науки. – 2018. – № 1 (17). – С. 205–208.
25. Зазыкин, В. Г. Психология и акмеология лидерства / В. Г. Зазыкин, Е. А. Смирнов. – М. : Изд-во «ЭЛИТ», 2010. – 304 с.
26. Занковский, А. Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / А. Н. Занковский. – М., 2012. – 48 с.
27. Зубанова, Л. Б. Лидерство как ценностное преобразование действительности / Л. Б. Зубанова // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – № 2 (5). – С. 74–79.
28. Ильин, В. А. Психология лидерства / В. А. Ильин. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 311
29. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
30. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания : отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16–25.
31. Кулакевич, А. Н. Основы лидерства : учеб. пособие / А. Н. Кулакович. – Минск : ЧИУиП, 2005. – 80 с.
32. Лапшина, Е. А. Характеристика стилей семейного воспитания / Е. А. Лапшина // Universum : психология и образование. – 2017. – № 9. – С. 1–4.
33. Лейченко, О. Ф. Женское лидерство в современно мире / О. Ф. Лейченко // Научные труды Дальрыбвтуза. – 2009. – № 2. – С. 11–19.
34. Логвинов, И. Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии / И. Н. Логвинов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 2. – С. 1– 19.
35. Лукаш, С. Н. Роль семьи в формировании лидерских качеств у подрастающего поколения / Л. Н. Лукаш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 110 (06). – С. 1-10.
36. Марковская, И. М. Психология детско-родительских отношений: монография / И. М. Марковская. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
37. Методика «Семь качеств личности» Р. Кеттелла в модификации А. Г. Грецова // Узнай себя / А. Г. Грецов, Е. Е. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. – С. 16–21.
38. Мингазова, А. И. Гендерные особенности лидерского поведения / А. И. Мингазова // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 65–66.
39. Назарова, М. В. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка / М. В. Назарова // Инновационная наука. – 2015. – № 5-3. – С. 179–181.
40. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р. С. Немов . – М.: Владос, 2003. – 394 с.
41. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л. А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
42. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
43. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
44. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. – 563 с.
45. Орлова, А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста / А. В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – Вып. 8 (62). – С. 111–114.
46. Павлова, А. П. Организационная культура и лидерство / А. П. Павлова // Вестник Астраханского гос. техн. университета. – 2008. – № 2. – С. 14–19.
47. Парыгин, Б. Д. Социальная психология : истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. – СПб. : СПбГУП, 2010. – 532 с.
48. Платунова, Е. Ю. Кто такой лидер : теории лидерских качеств / Е. Ю. Платунова // Методист. – 2011. – № 5. – С. 43–45.
49. Почебут, Л. Г. Социальные представления о неформальном лидерстве в организации / Л. Г. Почебут, Е. Н. Газогареева // Организационная психология. – 2015. – Т. 5, № 2. – С. 46–61.
50. Романова, Н. П. Гендерные особенности исполнения лидерских ролей и функций управления персоналом / Н. П. Романова // Вестник Забайкальскоо гос. университета. – 2012. – № 6. – С. 64–70.
51. Сельченок, К. В. Психология лидерства : хрестоматия / К. В. Сельенок. – Мн. : Народная асвета, 2004. – 364 с.
52. Семенова, С. Д. Лидер и лидерские качества / С. Л. Семенова // Проблемы и перспективы современной науки. – 2016. – № 10. – С. 180–183.
53. Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. – Минск : Народная Асвета, 2010. – 108 с.
54. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 196 с.
55. Тимофеева, Е. Н. Особенности развития лидерских качеств в рамках детско-родительских отношений студенческой молодежи / Е. Н. Тимофеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2. – С. 166–176.
56. Тягунова, Е. А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии / Е. А. Тягунова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2014. – № 10. – С. 122–131.
57. Шабаева, А. В. Возрастные, гендерные и этнические особенности лидерства в супружеских отношениях (на примере городских и сельских семей) / А. В. Шабаева, Т. В. Бендас // Вестник Челябинского гос. университета. – 2010. – № 10. – С. 238–251.
58. Шмаков, Б. В. Лидерство в малых группах / Б. В. Шмаков // Вестник ЮУРалГУ. – 2013. – № 4, Т. 7. – С. 110–117.
59. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.
60. Янгуразова, С. В. Семейное воспитание и его роль в формировании личности / С. В. Янгуразова // Дискуссия : журнал научных публикаций. – 2010. – № 6. – С. 103–107.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты