Социально-психологические факторы эффективной предпринимательской деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Социально-психологические факторы эффективной предпринимательской деятельности»
по дисциплине: «Психология предпринимательской деятельности»
2018
251.00 BYN
Социально-психологические факторы эффективной предпринимательской деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология предпринимательской деятельности
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологические особенности предпринимательской деятельности
1.2 Социально-психологический портрет эффективного предпринимателя
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования карьерных ориентаций у эффективных и неэффективных предпринимателей
2.3 Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у эффективных и неэффективных предпринимателей
2.4 Анализ результатов исследования социально-психологических качеств личности эффективных и неэффективных предпринимателей
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня перед каждым человеком возникает проблема выбора вида профессиональной деятельности, поиска оптимальной позиции в системе экономических отношений с позиций стратегических и тактических целей. Эта проблема особенно остро встает перед предпринимателями, специфика профессионально-экономической деятельности, которых предъявляет особые требования к их личности, поведению и эффективности их деловой активности. Феномен предпринимательства в современных условиях, вызванный к жизни рыночными отношениями, с каждым днем становится неотъемлемым компонентом человеческой жизни, а фигура предпринимателя с различных ее сторон привлекает все большее внимание исследователей.
Предпринимательство представляет собой особый тип профессиональной деятельности, где на первый план выходит личность конкретного человека, от активности которой зависит развитие предпринимательства. Эффективность предпринимательской деятельности обусловлена степенью ее успешности, что предполагает наличие социально-психологических факторов, обуславливающих эту успешность.
Преуспевающий предприниматель – это человек с особым складом ума, действий и личностных устремлений, который постоянно стремиться к самореализации, обладает способностью принимать важные решения, нести ответственность за свои поступки, идти на инновации и рисковать в условиях неопределенной среды. Для предпринимателей важно не только достижение экономических целей, но и реализация в работе своих способностей, знаний, умений и навыков. Эффективность предпринимательской деятельности обусловлена уровнем деловой активности, прогнозом успешности предпринимательской деятельности в будущем, видением благоприятных перспектив.
Психологические особенности предпринимательства изучаются такими авторами как О.В. Герасимович [12], Е.Н. Емельянов [18], Л.Н. Жерелина [19], В.П. Поздняков [34], О.И. Титова [49] и др.
Факторы и критерии эффективности предпринимательской деятельности анализировались такие исследователи как Г.С. Дулина [16], Е.К. Климова [24], Е. В. Самаль [44], А.Н. Семенова [45], М.В. Сидорова [46] и др.
Предпринимательская деятельность, как правило, становится объектом исследования и белорусских ученых. Составляющие социально-экономического ресурса личности современного предпринимателя Беларуси раскрыли О.В. Рыжанкова и М. Ф. Рыжанков [43]; предпринимательский потенциал молодежи г. Минска проанализировали Н.А. Пашук и Д.А. Судас [33]; предпринимательские способности и стиль обучения будущих специалистов экономического профиля рассмотрела М.В. Сидорова [46]; психологические характеристики молодых предпринимателей изучила Г.А. Фофанова [51].
Актуальность исследования заключается в том, что вопрос о социально-психологических особенностях предпринимателей, обусловливающих их эффективную деятельность, остается открытым. В современной литературе недостаточно показано влияние социально-психологических факторов на эффективность предпринимательской деятельности. Эмпирических исследований, посвященных социально-психологическому анализу предпринимательской деятельности, крайне мало. Потому проблема выявления социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности является недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить социально-психологические факторы эффективной предпринимательской деятельности.
Объект исследования: эффективная предпринимательская деятельность.
Предмет исследования: социально-психологические факторы эффективной предпринимательской деятельности.
Для достижения цели бы поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности.
2. Определить карьерные ориентации и мотивы профессиональной деятельности эффективных и неэффективных предпринимателей.
3. Изучить социально-психологические характеристики эффективных и неэффективных предпринимателей.
4. Выявить различия в социально-психологических характеристиках эффективных и неэффективных предпринимателей.
Гипотеза исследования: на эффективность предпринимательской деятельности оказывают влияние такие факторы как: карьерные ориентации, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности, высокие организаторские и коммуникативные склонности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологические особенности предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность лиц и их объединений, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется лицами в условиях риска, связанного вложением в дело собственных средств, и имущественной ответственности [22, с. 520].
Предпринимательская деятельность является одним из видов хозяйственной деятельности, которая отличается следующими признаками:
– самостоятельность, которая предполагает, что действия предприниматель совершает добровольно, самостоятельно принимает решение действовать, а также возлагает на себя риски и ответственность. Главной причиной рисков является отсутствие наиболее полной информации о потенциале и намерениях конкурента, предпочтениях потребителей и партнеров. Осуществляя действия, предприниматель принимает на себя управление собственным делом. Полная самостоятельность предпринимателей является наивысшей степенью экономической свободы лиц в условиях рыночной экономики;
– свобода в предпринимательстве является необходимым аспектом эффективной деятельности. Речь идет о свободе быть владельцем своего собственного дела. Свободное владение бизнесом опирается на свободу рационального выбора лицами предпринимательства как сферы полезной и востребованной рынком деятельности взамен труда по найму. Именно благодаря свободе рационального выбора собственного дела предприниматели выдвигают и отстаивают инициативы в интересах этого дела;
– инициативность означает, что человек предпринимает действия в соответствии с собственной инициативой, а не потому, что так предписано отношениями зависимости. Предприниматели инициативно открывают свое дело, управляют им, выбирают предмет деятельности для того, чтобы предпринятые действия оказались более эффективными, чем действия конкурентов;
– рациональность, которая лежит в основе мотивации предпринимателей. Мотивация предпринимателей заключается в подчинении целей предпринимаемых действий собственным осознанным интересам, в том числе интересам к принесению пользы или к приобретению выгоды. Они склонны отстаивать свои интересы, противопоставляя их интересам оппонентов, и стремиться к выгоде. Рациональность заключается в том, что результаты предпринимаемых действий и ресурсы, которые необходимы для их достижения, определяются исходя из поставленных целей, а также в том, что они обязательно должны положительно оцениваться окружением [22, с. 521].
По мнению О.В. Герасимович, предпринимательская деятельность не только тесно связана с готовностью к риску, но и обуславливает создание материальных благ посредством организации новых предприятий и реорганизацию прежних, расширяя поле возможностей для личностного саморазвития и развития экономики. Автор называет предпринимателей творцами, так как они из имеющихся ресурсов получают новый товар. Как только его признает потребитель, рост выручки вознаграждает их за персональную инициативу [12, с. 17].
Предпринимательская деятельность рассматривается в качестве особого вида профессиональной деятельности, предметом которой выступает реализация личностного потенциала предпринимателя в создании новой прибыльно функционирующей структуры или расширении уже существующей. Согласно Е.К. Климовой, в качестве основных структурообразующих компонентов предпринимательской деятельности выступают:
– предпринимательские мотивы – стремление к самореализации в предпринимательской деятельности;
– предпринимательские цели – расширение предприятия, получение удовлетворения от процесса создания продукта деятельности;
– психологические ресурсы личности – речь идет об инициативности, стратегическом мышлении и работоспособности [24, с. 6].
Предпринимательская деятельность выполняет ряд важнейших функций: инновационную, социальную и организаторскую функции. Так, инновационная (творческо-поисковая) функция связана непосредственно с использованием в процессе предпринимательской деятельности новейших идей, поиском новых способов и инструментов для достижения поставленных целей. Инновационная деятельность является результатом уровня экономической свободы предпринимателе й в условиях принятия решений [22, с. 521].
Другая функция предпринимательской деятельности – социальная – проявляется в способности любого лица быть владельцем-собственником дела, правильно демонстрировать свои возможности и таланты. Эта функция предполагает формирование предприимчивых, склонных к самостоятельной деятельности предпринимателей, способных создать собственное дело, преодолевать препятствия среды и достигать успехов [22, с. 522].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ООО «БизнесСтатус» г. Минска. Всего в исследовании приняли участие 80 мужчин – индивидуальных предпринимателей. Выборку исследования составили 2 группы: в первую группу вошли 40 эффективных индивидуальных предпринимателей, вторую группу составили 40 неэффективных индивидуальных предпринимателей. Критерием разделения групп стали экономические успехи в предпринимательской деятельности за последние 20 лет. Возраст испытуемых – 40-45 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что на эффективность предпринимательской деятельности оказывают влияние такие факторы как: карьерные ориентации, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности, высокие организаторские и коммуникативные склонности.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой [28].
Цель: выявление мотивации профессиональной карьеры.
Методика разработана Э. Шейном в 1970-х гг. с целью выявления преобладающих профессиональных мотивов, изучения системы ценностных ориентаций индивида, его социальных установок по отношению к карьере и работе в целом. С позиций автора методики, карьерные ориентации возникают в ходе социализации, являются устойчивыми и могут оставаться стабильными длительное время.
С помощью методики можно выявить 8 основных карьерных ориентаций или «якорей»:
1) профессиональная компетентность;
2) менеджмент;
3) автономия;
4) стабильность;
5) служение;
6) вызов;
7) интеграция стилей жизни;
8) предпринимательство.
Опросник включает 41 утверждение. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение по степени согласия с каждым из них по 10-балльной шкале. Обработка методики осуществляется по ключу методики.
2. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана [30].
Назначение методики: выявление мотивации профессиональной деятельности. С помощью методики можно выявить внутренние и внешние (положительные и отрицательные) мотивы профессиональной деятельности.
Шкалы методики:
– внутренние мотивы – когда для личности имеет значение деятельность сама по себе;
– внешние мотивы – когда в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.).
Опросник состоит из 7 утверждений, которые необходимо оценить по степени значимости по 5-балльной шкале.
Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
На основании полученных данных определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: внутренней мотивации, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации.
Внутренние мотивы:
– удовлетворение от самого процесса и результата труда;
– возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.
Внешние положительные мотивы:
– денежный заработок;
– стремление к продвижению по работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность – это деятельность, которая характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициативность, свобода, рациональность. Основными видами делового взаимодействия в деятельности предпринимателей являются конкуренция и партнерство. В качестве основных социально-психологических показателей профессиональной деятельности выступают: мотивация выбора предпринимательской деятельности, ценностные ориентации и убеждения в сфере предпринимательской деятельности, оценка своих возможностей в обеспечении успеха своего дела, отношение к риску и конкуренции, характер взаимоотношений с партнерами, оценка успешности своей предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее результатами. Социально-психологический портрет эффективного предпринимателя включает: интеллектуальные, мотивационные, волевые, коммуникативные качества. Для типичного предпринимателя характерны: активная жизненная позиция, адаптивность, организаторские и лидерские способности, коммуникативные навыки, развитые волевые качества, высокая самооценка и уровень притязаний, креативность, рискованность, ответственность, жизнестойкость, потребность в самореализации и общественном признании, мотивация достижения успеха. Предприниматели обладают такими способностями и умениями как: способность организовать собственную деятельность, способность к взвешенному риску, умение устанавливать отношения с другими людьми, умение оказывать влияние на людей. Эффективным является предприниматель, который он обладает высокой продуктивностью труда и получает удовлетворение от процесса творчества в предпринимательской деятельности.
Определены карьерные ориентации и мотивы профессиональной деятельности эффективных и неэффективных предпринимателей. И для эффективных, и для неэффективных предпринимателей общей является ориентация на предпринимательство, отсутствие ориентации на стабильность работы и места жительства Предпринимателям не свойственно стремиться к стабильности и безопасности своего места работы, отказываться от широких возможностей предпринимательской деятельности. Вместе с тем, они имеют различные карьерные ориентации. Преобладающими карьерными ориентациями эффективных предпринимателей являются: предпринимательство, вызов и автономия. Преобладающими карьерными ориентациями неэффективных предпринимателей являются: профессиональная компетентность, интеграция стилей жизни, предпринимательство. У эффективных предпринимателей преобладает внешняя положительная мотивация. В основе мотивации профессиональной деятельности этих предпринимателей лежит стремление к удовлетворению потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности – материальная прибыль, стремление к продвижению в карьере, потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других. У неэффективных предпринимателей преобладает внутренняя мотивация, что свидетельствует о высоком значении профессиональной деятельности самой по себе, ее содержании. В основе мотивации этих предпринимателей лежит возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности и удовлетворение от самого процесса и результата работы.
Изучены социально-психологические характеристики эффективных и неэффективных предпринимателей. Эффективные предприниматели отличаются преимущественно легкой адаптацией к новым условиям, способны быстро вырабатывать стратегию поведения и принимать решения в сложных ситуациях, обладают высокой эмоциональной устойчивостью; неэффективные предприниматели – средней легкостью адаптации к новым условиям, некоторыми трудностями в принятии решений в сложных ситуациях. Эффективные и неэффективные предприниматели отличаются высоким уровнем нервно-психической устойчивости и средним уровнем моральной нормативности. Эффективные предприниматели характеризуются преимущественно высокими коммуникативными способностями, неэффективные предприниматели обладают средними коммуникативными способностями. Эффективные и неэффективные предприниматели обладают разным уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей. Эффективные предприниматели характеризуются преимущественно высокими коммуникативными и организаторскими способностями – они не теряются в новой обстановке и сложных ситуациях, стремятся расширить круг своих контактов, занимаются активной деятельностью. Им свойственно проявлять инициативу в общении, с удовольствием принимать участие в организации разного рода мероприятий, принимать самостоятельные решения в трудной ситуации. Неэффективные предприниматели обладают преимущественно средним уровнем развития коммуникативными и организаторскими способностями – они стремятся к контактам с окружающими, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают собственное мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
1. Акаева, Н. Ш. Психологическая характеристика коммуникативных свойств личности предпринимателя / Н. Ш. Акаева // Российский психологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 71–73.
2. Акимова, О. Е. Вектор мотивации предпринимательской деятельности в современной России / О. Е. Акимова // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 11–20.
3. Антипьев, К. А. Социальный портрет пермского предпринимателя как представителя предпринимательского сообщества / К. А. Антипьева, Е. В. Соколова // Вестник Прикамского социального института. – 2016. – № 2. – С. 73–80.
4. Белова, Е. В. Модель личности успешного предпринимателя среднего бизнеса / Е. В. Белова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 9. – С. 33–37.
5. Белова, Е. В. Психологические особенности личности успешных предпринимателей / Е. В. Белова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – Вып. 2. – С. 200–205.
6. Бильчак, Е. В. Развитие мотивационных принципов предпринимательства / Е. В. Бильчак, Л. В. Пурыжова // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2009. – № 3. – С. 75–83.
7. Борисова, О. Н. Психологическая готовность субъекта к предпринимательской деятельности как одно из условий самоактуализирующейся личности : теоретические аспекты проблемы / О. Н. Борисова, Н. В. Вязовова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 7. – С. 292–295.
8. Вавакина, Т. С. Мотивационно-ценностная сфера личности предпринимателя как фактор эффективности делового партнерства / Т. С. Вавакина, В. П. Поздняков // Ярославский педагогический журнал. – 2019. – № 1. – С. 106–111.
9. Вербина, Г. Г. Эмоции и психическое здоровье предпринимателей (социально-психологические исследования) / Г. Г. Вербина. – Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002. – 362 с.
10. Витковская, О. И. Социально-психологический портрет предпринимателя / О. И. Витковская // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 23–27.
11. Влах, Н. И. Особенности предпринимательской деятельности чрез призму медико-психологического и экономического аспектов / Н. И. Влах // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 10. – С. 133–134.
12. Герасимович, О. В. Теоретические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности / О. В. Герасимович // In Situ. – 2017. – № 4. – С. 16–19.
13. Глушенко, Е. В. Психология предпринимательства // Психология предпринимательства / Е. В. Глушенко, А. И. Капцов, Ю. В. Тихонравова. – Самара : Бахрах-М, 2007. – С. 495–520.
14. Дементий, Л. И. Ценности как детерминанта реализации карьерных ориентаций у предпринимателей / Л. И. Дементий, А. В. Жарикова // Вестник Омского ун-та. – 2008. – № 1. – С. 8–14.
15. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C. 263–265.
16. Дулина, Г. С. Социально-психологические аспекты личностного потенциала предпринимателей : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Г. С. Дулина. – Ярославль, 2004. – 21 с.
17. Дупленко, Н. Г. Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации / Н. Г. Дупленко, Л.В. Пурыжкова // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – С. 2–5.
18. Емельянов, Е. Н. Психология бизнеса / Е. Н. Емельянов, С. Е. Поварницына. – М. : АРМАДА, 1998. – 511 с.
19. Жерелина, Л. Н. Психологические особенности личностной структуры российских предпринимателей / Л. Н. Жерелина // Акмеология. – 2011. – № 2. – С. 121–124.
20. Жидкова, Э. В. К вопросу о компетенциях молодого предпринимателя / Э. В. Жидкова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – № 1. – С. 155–158.
21. Журавлева, Н. А. Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе / Н. А. Журавлева // Вестник РУДН. – 2008. – № 2. – С. 46–49.
22. Кабелькова, А. С. Сущность предпринимательства : теоретический аспект / А. С. Кабельникова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 520– 523.
23. Киреев, Н. Н. Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности / Н. Н. Киреев // Вестник Тамбовского ун-та. – 2011. – № 2. – С. 25–29.
24. Климова, Е. К. Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности : автореф. дис… канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. К. Климова. – Калуга, 2004. – 21 с.
25. Колиниченко, И. А. Психология предпринимательства : учебное пособие / И. А. Колиниченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 425 с.
26. Конина, Г. А. Теоретический анализ социально-психологических характеристик личности социального предпринимателя. Зарубежный опыт / Г. А. Конина // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 2. –С. 14–17.
27. Корнейко, О. В. Ценностные ориентации современного предпринимательства в России / О. В. Корнейко // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 5, Т. 10. – С. 169-183.
28. Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер и В. Э. Винокуровой // Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. – СПб. : Речь, 2006. – С. 55–61.
29. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549–672.
30. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана) // Сборник психологических тестов. Часть III : Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн. : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – С. 15–20.
31. Неганова, В. Ю. Анализ социально-психологического портрета личности молодого предпринимателя / В.Ю. Неганова // Аллея науки. – 2018. – № 1. – С. 119–124.
32. Омаров, Э. З. Особенности личностной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Э. З. Омарова. – Тюмень, 2011. – 20 с.
33. Пашук, Н. Предпринимательский потенциал молодежи г. Минска // Человек. Культура. Общество : материалы VIII науч. конф. (г. Минск, 20 апр. 2011 г.) / редкол. : А. А. Легчилин (отв. ред.), А. С. Солодухо. – Минск, 2012. – С. 39–41.
34. Поздняков, В. П. Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей / В. П. Поздняков // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 4. – С. 36–43.
35. Поздняков, В. П. Отношение предпринимателей к конкуренции : гендерные различия / В. П. Поздняков // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 3. – С. 197–206.
36. Поздняков, В. П. Феноменология предпринимательства // Психология предпринимательства / В. П. Позняков. – Самара : Бахрах-М, 2007. – С. 3–15.
37. Позняков, В. П. Социально-психологические факторы деловой активности российских предпринимателей / В. П. Позняков // Психология в экономике и управлении. – 2010. – № 1. – С. 38–41.
38. Пономарева, М. А. Формирование предпринимательской компетентности у будущих руководителей / М. А. Пономарева // Инновационное развитие экономики : предпринимательство, образование, наука : сб. науч. статей. – Минск, 2013. – С. 300–301.
39. Попова, Н. В. Личностные факторы предпринимательской деятельности с разными организационно-экономическими результатами : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. В. Попова – Краснодар, 2011. – 22 с.
40. Попова, Н. В. Мотивационно-ценностные характеристики личности в малом, среднем и крупном бизнесе / Н. В. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 195–199.
41. Посохова, А. В. Конкурентоспособность как субъектное свойство предпринимателей / А.В. Посохова // Экономика и бизнес : теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 113–115.
42. Посохова, А. В. Психологические особенности неконкурентоспособных предпринимателей / А. В. Посохова // Власть. – 2016. – № 2. – С. 129–135.
43. Рыжанкова, О. В. Составляющие социально-экономического ресурса личности современного предпринимателя / О. В. Рыжанкова, М. Ф. Рыжанков // Беларусь в современном мире : материалы II Респ. науч. конф., (г. Минск 17–18 декабря 2003 г.) / редкол. : А. В. Шарапо [и др.]. – Минск, 2004. – С. 111–112.
44. Самаль, Е. В. Особенности профессиональной самоактуализации и профессиональной деятельности современного предпринимателя / Е. В. Самаль, Н. О. Алмазова // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2014. – № 2. – С. 96–102.
45. Семенова, А. Н. Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / А. Н. Семенова. – Тамбов, 2004. – 24 с.
46. Сидорова, М. В. Предпринимательские способности и стиль обучения будущих специалистов экономического профиля / М. В. Сидорова // Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. статей. – Минск : РИВШ, 2018. – С. 40–46.
47. Слижевский, А. К. Социально-психологический портрет личности предпринимателя / А. К. Слижевский, А. Н. Слижевская // Инновационная экономика и общество. – 2016. – № 3. – С. 102–107.
48. Сметанова, Ю. В. Особенности личностного потенциала предпринимателей с разным уровнем успешности бизнеса // Наука и образование : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. С. В. Галачиева. – Москва, – 2014. – С. 176–179.
49. Титова, О. И. Социально-психологический анализ делового взаимодействия в предпринимательской деятельности / О. И. Титова // Сибирский журнал науки и технологий. – 2006. – № 1. – С. 152–157.
50. Филинкова, Е. Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. Б. Филинкова. – Москва, 2001. – 23 с.
51. Фофанова, Г. А. Психологические характеристики молодых предпринимателей : жизнестойкость / Г. А. Фофанова // София. – 2017. – № 2. – С. 12–18.
52. Фурсова, В. В. Социология предпринимательства : учеб.-метод. пособие / В.В. Фурсова. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 48 с.
53. Ханова, З. Г. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения предпринимателей / З. Г. Ханова // Вестник Университета. – 2014. – № 17. – С. 341–346.
54. Хуснутдинов, Р. Р. Психологические факторы успешности предпринимательской деятельности малого бизнеса : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / Р. Р. Хуснутдинов. – Казань, 2007. – 19 с.
55. Шайхутдинова, Г. Ф. Личностная компонента российского предпринимательства / Г. Ф. Шайхутдинова // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2011. – № 2. – С. 123–126.
56. Шейнин, Э. Я. Предпринимательство и бизнес / Э. Я. Шейнин. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. – 352 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты