Социально-психологические факторы адаптации к новым условиям работы у молодых специалистов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Социально-психологические факторы адаптации к новым условиям работы у молодых специалистов»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Социально-психологические факторы адаптации к новым условиям работы у молодых специалистов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета адаптации молодого специалиста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные эмпирические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание социально-психологического тренинга .
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные эмпирические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Расчет критерия Т-Вилкоксона.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Научные подходы к изучению процесса адаптации молодых специалистов в современной социально-психологической литературе
1.2 Факторы, влияющие на процесс адаптации молодых специалистов к новым условиям работы
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ РАБОТЫ
2.1 Методика организации и проведения исследования влияния социально-психологических факторов на процесс адаптации молодых специалистов
2.2 Анализ влияния социально-психологических факторов на процесс адаптации молодых специалистов к условиям работы на предприятии
2.3 Рекомендации по организации социально-психологического сопровождения адаптации молодых специалистов к новым условиям работы на предприяти
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Адаптации к новым условиям работы у молодых специалистов в современном обществе имеет важнейшее значение. Адаптация дает возможность молодому работнику достичь профессиональной компетенции в течение непродолжительного времени, а также интегрироваться в кадровую и социальную структуру организации, усвоить ценности и нормы поведения с целью наиболее успешной профессиональной деятельности. Успешность прохождения адаптационного периода зависит от целого ряда внешних и внутренних социально-психологических факторов: индивидуальных социально-психологических особенностей личности, отношения социального окружения (подчиненных, коллег, руководства), условий труда, интенсивности умственной, физической нагрузки и т. д.
В целом адаптационный процесс охватывает все виды связей и отношений, возникающих по поводу деятельности молодого специалиста в организации: профессиональные, организационные, материальные, бытовые, социальные, социально-психологические. За время прохождения адаптации вновь принятый в организацию работник формирует собственное отношение к выбранной им профессии и месту применения своих знаний и умений. При этом адаптация к выполнению прямых профессиональных обязанностей к новому месту работы требует наличия и реализации профессиональных и личностных ресурсов, высокого уровня мотивации на саморазвитие и самосовершенствование. Результат адаптации, глубина и прочность налаженных связей и отношений определяет статус работника в коллективе.
Ряд исследователей Л.Г. Халиуллина [44], А.Ж. Юревиц [49], В.М. Петровичев [29], К.С. Вызулина и Б.А. Ясько [7] указывает на необходимость учета личностных особенностей и потребностей молодых специалистов в ходе их адаптации к новым условиям профессиональной деятельности.
От успешной социально-психологической адаптации молодого специалиста в современных условиях зависит не только успешная профессиональная деятельность, но и благоприятный социально-психологический климат в коллективе, и эмоциональный комфорт как отдельного сотрудника, так и конкретного трудового коллектива в целом.
Современное состояние проблемы социально-психологической адаптации молодых специалистов отражает усиливающееся противоречие между возрастающими требованиями социума к адаптивному поведению и недостаточной разработанностью влияния социально-психологических факторов на адаптацию к условиям производства. В связи с этим остро стоит проблема разработки конкретных мер и мероприятий по социально-психологическому сопровождению адаптации молодых специалистов к условиям конкретного производства.
Проблема адаптации находит свое отражение в работах Я.Л. Коломинского [14], Л.А. Пергаменщика [28], А.П. Исаева и А.В. Шевцова [10], С.А. Ларионовой [17], А.А. Налчаджян [22], А.А. Реана [31], Л.Г. Халиуллиной [44] и др.
Изучением проблемы адаптации молодых специалистов к условиям организаций занимались такие ученые как А.А. Алексеевский [2], Л.В. Бершова [4], Е.А. Вертягина [5], Е.Н. Иванова [9], О.В. Камкова [11], А.Ф. Мухаметова [20], Н. Г. Панферова [27], В.М. Петровичев [29], А.Ж. Юревиц [49], и др.
Однако на сегодняшний день проблема влияния социально-психологических факторов на процесс адаптации молодых специалистов к новым условиям работы остается недостаточно освещенной.
Актуальность темы исследования заключается в том, что от результатов социально-психологической адаптации молодых специалистов к новым условиям работы зависит успешность их вхождения в профессиональную среду, эффективность их деятельности, развитие организации в целом. Выявление социально-психологических факторов и анализ их влияния на процесс адаптации молодых специалистов к новым условиям работы позволит разработать рекомендации по организации социально-психологического сопровождения их адаптации.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: социально-психологические факторы, влияющие на процесс адаптации молодых специалистов к новым условиям работы.
Цель исследования: выявить социально-психологические факторы, влияющие на процесс адаптации молодых специалистов к новым условиям работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Научные подходы к изучению процесса адаптации молодых специалистов в современной социально-психологической литературе
Термин «адаптация» (от лат. «приспособление») рассматривается в психологическом, педагогическом, социальном, медицинском аспектах. Адаптация представляет собой совокупность реакций организма человека, которые поддерживают его функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды [10, с. 7].
В зарубежной психологии наиболее известными подходами к изучению процесса адаптации являются интеракционистский, когнитивный, гуманистический подходы.
В рамках интеракционистского подхода, адаптация детерминирована как внутрипсихическими, так и социальными факторами. По мнению Л. Филипса, эффективная адаптация возникает в следующих ситуациях:
– человек эффективно реагирует на те требования и социальные экспектации, которые предъявляет внешняя среда в соответствии с его полом, возрастом другими характеристиками;
– при столкновении с новыми и экстремальными воздействиями человек способен выбрать наиболее подходящие стратегии реагирования для достижения поставленных целей [1, с. 145].
Такое понимание социально-психологической адаптации содержит в себе идею активности человека и его способности осуществлять преобразовательную деятельность.
В контексте когнитивного подхода к проблеме социально-психологической адаптации личности преобладает идея о том, что нелогичные мыслительные процессы и ложные представления об окружающем мире способствуют выбору неэффективных приспособительных стратегий в поведении, что в итоге приводит к дезадаптации личности. В теории когнитивного диссонанса, разработанной американским психологом Л. Фестингером, социально-психологическая адаптация рассматривается как положительный результат разрешения некоторого противоречия в знании об одном и том же объекте или событии. Наличие в психике личности противоречивых, несовместимых друг с другом представлений, потребностей или мотивов деятельности приводит к внутреннему конфликту, что обусловливает смену нормативных стереотипов, принятых в социальной среде, и, в результате, приводит к дезадаптации [33, с. 64].
Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) считают адаптацию механизмом и условием позитивной социализации, реализованную потребность в самореализации. По К. Роджерсу дезадаптация – это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, основной источник которого заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом индивида [25, с. 55].
С позиций К. Роджерса и Р. Даймонда социально-психологическая адаптация – это интегральный конструкт личности, объединяющий такие характеристики индивида, как адаптивность, принятие себя и других, эмоциональный комфорт и внутренний контроль. Этот конструкт отражает то, насколько личность адекватно воспринимает окружающую действительность, выстраивает отношения с окружающими, способна к обучению и труду, а также готова изменять свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями [25, с. 56].
В современной психологической литературе существуют различные взгляды на классификацию адаптации. Принято различать следующие виды адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная [19; 22]. Ряд авторов объединяет перечисленные четыре вида в два, называя биофизиологическую и социально-психологическую адаптацию [31; 36].
Отечественные исследователи адаптацию рассматривают на разных уровнях ее протекания:
– на психофизиологическом – как приспособление (Ф.Б. Березин, В.А. Бодров, А.В. Сиомичев и др.);
– на социально-психологическом – как перестройку взаимодействия индивида с изменяющейся социальной средой (А.А. Реан, А.А. Налчаджан, С.А. Ларионова);
– на профессиональном – как перестройку профессиональной деятельности согласно новым условия (Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, А.А. Алексеевский);
– на системном – как совокупность требований внешней среды, адаптационного потенциала, адаптивности личности (Д.В. Лукашенко, Э.Ф. Николаева, Е.А. Денисова) [36, с. 97].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ РАБОТЫ
2.1 Методика организации и проведения исследования влияния социально-психологических факторов на процесс адаптации молодых специалистов
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе предприятия ОАО «_______», расположенного в г.____.
Всего в исследовании приняли участи 30 молодых специалистов, из них 15 мужчин и 15 женщин. Возраст испытуемых – 21-27 лет.
Цель исследования: выявить влияние социально-психологических факторов на процесс адаптации молодых специалистов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) исследование влияния социально-психологических факторов на процесс адаптации молодых специалистов с помощью тестирования и анкетирования; обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
3) разработка и апробация тренинговой программы, направленной на адаптацию молодых специалистов, формулирование рекомендаций по организации социально-психологического сопровождения адаптации молодых специалистов к новым условиям работы на предприятии.
Гипотеза исследования: на адаптацию к новым условиям работы у молодых специалистов оказывает влияние ряд социально-психологических факторов: уровень притязаний и мотивации, отношения и взаимодействие с коллегами и руководством, уровень адаптивных возможностей.
Эмпирическое исследование влияния социально-психологических факторов на процесс адаптации молодых специалистов осуществлялось с использованием методов тестирования, анкетирования, количественного и качественного анализа, методов математико-статистической обработки данных (критерий r-Спирмена, Т-критерий Вилкоксона).
Методики исследования:
1. Комбинированный личностный опросник КЛО (авторская методика Г.Е. Леевика).
Цель: определение психологического склада личности для прогноза успешности в профессиональной деятельности, системы отношений личности в коллективе, выявления межличностных конфликтов и стабилизации социально-психологического климата.
Теоретической базой Комбинированного личностного опросника выступают концепции структуры личности и деятельности, принятые в Советской психологии. Подразделение структуры личности на следующие блоки: система отношений человека, направленность личности, интеллект, характер, темперамент.
Методика предназначена для лиц от 18 лет и старше, мужчин и женщин, занятых в трудовой деятельности, имеющих образование от 7 классов и выше. С помощью методики можно выявить 24 качества личности первого порядка и такие качества личности второго порядка как тревожность и экстраверсия.
Качества личности первого порядка позволяют получить информацию о следующих сферах личности:
– система отношений в сфере производственных и личностных отношений;
– направленность личности в сфере мотивационной сферы личности;
– интеллект в интеллектуальной сфере личности;
– характер в коммуникативной, эмоциональной и волевой сферах личности;
– темперамент в психодинамической сфере личности.
Опросник содержит 187 вопросов и 18 шкал. Испытуемому предлагается ответить на вопросы. Выбрав один из вариантов ответов.
В анализе факторов, оказывающих влияние на адаптацию молодых специалистов, были использованы данные шкал:
– Уровень притязаний (УП);
– Уровень самооценки (МД);
– Отношение к работе (ОР);
– Отношения с непосредственным руководителем (ОН);
– Отношения в коллективе (ОК).
Обработка данных осуществлялась согласно ключу методики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализированы научные работы зарубежных и отечественных исследователей по проблеме адаптации к новым условиям работы у молодых специалистов. Под социально-психологической адаптацией мы понимаем процесс вхождения молодого специалиста к новому для него социальному окружению и требованиям. Зарубежные авторы под социально-психологической адаптацией понимают интегральный конструкт личности, объединяющий личностные и адаптивные характеристики и отражающий то, насколько личность адекватно выстраивает отношения с новым коллективом, способна к обучению и труду, готова изменять свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями. Отечественными авторами социально-психологическая адаптация рассматривается в качестве приспособления молодого специалиста к новой для него социальной среде путем вхождения в организационную культуру предприятия, под которой понимается совокупность ценностей, традиций и норм, воплощенных в разных сторонах ее деятельности. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов рассматривается нами как процесс активного взаимодействия личности специалиста и социальной среды в ходе профессиональной деятельности, включающий освоение социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождении в систему межличностных отношений. На процесс адаптации к новым условиям работы молодых специалистов оказывают влияние различные факторы: личностные, социально-психологические, материальные и процессные. Личностные (внутренние) факторы социально-психологической адаптации молодых специалистов включают: социально-демографические характеристики, социально-психологические характеристики сотрудника (самоконтроль, чувство ответственности, уровень притязаний, коммуникабельность), социологические характеристики (профессиональный интерес, карьерные ориентации). Внешние факторы включают: организационная культура предприятия, наличие организованного процесса адаптации молодых специалистов на предприятии, реализация адаптационных программ, использование эффективных инструментов адаптации новых сотрудников.
Эмпирическим путем определены социально-психологические качества личности молодых специалистов, способствующие успешной адаптации к новым условиям работы. Такими качествами оказались: уровень образования, уровень адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, моральной нормативности, то есть адаптивных возможностей в целом. Выявлено, что молодые специалисты в зависимости от пола обладают разным уровнем адаптивных способностей. Мужчины имеют преимущественно средний уровень адаптивных способностей, женщины – низкий уровень. Молодые специалисты, и мужчины, и женщины, характеризуются преимущественно средним уровнем развития нервно-психической устойчивости. Мужчины преимущественно обладают средним уровнем коммуникативных способностей, женщины – высоким уровнем. И мужчины, и женщины, обладают преимущественно средним уровнем моральной нормативности. Молодые специалисты с высшим образованием, обладающие высоким уровнем притязаний, имеют высокие адаптивные способности. Молодые специалисты с высшим образованием, обладающие высокой самооценкой, имеют высокий уровень коммуникативных способностей. Молодые специалисты с высшим образованием, обладающие положительным отношением к работе, характеризуются высокой нервно-психической устойчивостью. Молодые специалисты с высшим образованием, обладающие положительными отношениями с непосредственным руководителем, характеризуются высокой моральной нормативностью. Молодые специалисты со средним специальным образованием, обладающие низким уровнем притязаний, имеют низкие адаптивные способности. Молодые специалисты со средним специальным образованием, обладающие низкой самооценкой, характеризуются низкими коммуникативными способностями. Молодые специалисты со средним специальным образованием, имеющие нейтральные отношения в коллективе, характеризуются низкой нервно-психической устойчивостью.
Выявлены социально-психологические факторы, влияющие на процесс адаптации молодых специалистов к новым условиям работы. На успешность адаптации к новым условиям работы у молодых специалистов с разным образованием оказывают влияние такие факторы как: отношения с непосредственным руководителем, отношения с членами коллектива. Внешние факторы, такие как содержание работы, режим работы, наличие перспектив должностного продвижения и возможность повышения квалификации, информированность о делах коллектива и завода, и условия труда, также положительно влияют на процесс адаптации. В результате исследования подтверждена гипотеза исследования о том, что на адаптацию к новым условиям работы у молодых специалистов оказывает влияние ряд социально-психологических факторов: уровень притязаний, отношения и взаимодействие с коллегами и руководством, уровень адаптивных возможностей.
1. Азбергенова, Г. А. Социально-психологическая адаптация : подходы к изучению / Г. А. Азбергенова // Вестник КРСУ. – 2016. – № 12. – С. 144–148.
2. Алексеевский, А. А. Организационная культура и социальная адаптация молодых специалистов-педагогов в образовательном пространстве современного российского общества : к постановке проблемы / А. А. Алексеевский // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 1. – С. 23–28.
3. Алексеевский, А. А. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов : факторы влияния, критерии и показатели / А. А. Алексеевский // Символ науки. – 2015. – № 6. – С. 214–216.
4. Бершова, Л. В. Социальная адаптация молодых специалистов к условиям конкретного производства (на примере предприятий химической промышленности) : автореф. дис. … канд. эконом. наук : 09.00.09 / Л. В. Бершова. – Москва, 1984. – 20 с.
5. Вертягина, Е. А. Факторы профессиональной адаптации молодого специалиста / Е А. Вертягина // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 4 (23). – C. 51–53.
6. Власова, Е. Ф. Корпоративная культура как фактор социальной адаптации новых работников : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.06 / Е. Ф. Власова. – Екатеринбург, 2010. – 20 с.
7. Вызулина, К. С. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности : теоретико-методологические основы исследования / К. С. Вызулина, Б.А. Ясько // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 180–185.
8. Зеленая, Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии / Л. В. Зеленая // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань, 2016. – С. 43–45.
9. Иванова, Е. Н. Социально-психологические факторы адаптации молодых специалистов на предприятии / Е. Н. Иванова // Машиностроение и компьютерные технологии. – 2014. – № 12. – С. 128–139.
10. Исаев, А. П. Теория функциональных систем и состояний. Современные проблемы адаптации и стресса / А. П. Исаев, А. В. Шевцов // Вестник ЮУрГУ. – 2005. – № 4. – С. 6–13.
11. Камкова, О. В. Проблема адаптации молодого специалиста в различных сферах профессиональной деятельности / О. В. Камкова // Universum : Вестник Герценовского университета. – 2011. – № 2. – С. 62–64.
12. Кибанов, А. Я. Организация профориентации и адаптации персонала / А. Я. Кибанов, Е. В. Каштанова. – М. : Проспект, 2015. – 64 с.
13. Когдин, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А. А. Когдин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4. – С. 80-83.
14. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – М. : Изд-во : АСТ, 2010. – 448 с.
15. Кравцова, Ю. А. Организационная культура и социальная адаптация / Ю. А. Кравцова // Вестник Воронежского института МВД России. – 2007. – № 2. – С. 11–12.
16. Куприн, А. А. Эффективность трудовой адаптации как предпосылка успешной профессиональной деятельности / А. А. Куприн // Вестник Санкт-Петербурского ун-та МВД России. – 2009. – № 2. – С. 229–234.
17. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : монография / С. А. Ларионова. – Белгород, 2002. – 200 с.
18. Лукашенко, Д. В. Системный подход к адаптации личности / Д. В. Лукашенко // Человеческий капитал. – 2016. – № 1. – С. 71–72.
19. Мельникова, Н. Н. Процесс социально-психологической адаптации : подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология : сборник научных трудов / Под ред. Н. А. Батурина. – Челябинск, 1998. – Т.1. – С. 31–49.
20. Мухаметова, А. Ф. Проблема адаптации молодых специалистов / А. Ф. Мухаметова, А. А. Суворова // Инновационная наука. – 2015. – № 7. – С. 134-137.
21. Назаревич, О. С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности / О. С. Назаревич // Вестник угроведения. – 2012. – № 4. – С. 66–69.
22. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация : механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. – М.: Эксмо. – 368 с.
23. Николаева, Э. Ф. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности / Э. Ф. Николаева, Е. А. Денисова, С. Ю. Николаева // Концепт. – 2015. – № 4. – С. 126–130.
24. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Киев : Наука, 2006. – 191 с.
25. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – № 1. – С. 43–56.
26. Павлова, А. П. Организационная культура и лидерство / А. П. Павлова // Вестник Астраханского гос. техн. университета. – 2008. – № 2. – С. 14–19.
27. Панферова, Н. Г. Организационная культура как фактор социально-психологической адаптации работников промышленного предприятия : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Н. Г. Панферова. – Москва, 2004. – 21 с.
28. Пергаменщик, Л. А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности / Л. А. Пергаменщик. – Минск : БНИИО 1993. – 63 с.
29. Петровичев, В. М. Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования / В. М. Петровичев // Известия Тульского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 43–52.
30. Рассадин, В. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / В. В. Рассадин // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 3. – С. 53–59.
31. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
32. Рогозян, А. Б. К проблеме взаимосвязи социальной и профессиональной адаптации личности / А.В. Рогозян // Актуальные проблемы психологии личности : сб. статей по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 11–16.
33. Рожков, О. П. Различные подходы к проблеме социальной адаптации личности в отечественной и зарубежной психологии / О. П. Рожков // Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 4 (52). – С. 60–71.
34. Сагайдак, Н. Н. Понятие «адаптация» в современной психологии / Н. Н. Сагайдак, М. Л. Спирина // Студенческая наука 21 века. – 2016. – № 1. – С. 216-218.
35. Симанина, Е. Д. Факторы адаптации персонала / Е. Д. Симанина // Научный журнал. – 2018. – № 2. – С. 67–68.
36. Соколова, Ю. А. Генезис понятия «адаптация» / Ю. А. Соколова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2014. – № 3. – С. 93–99.
37. Солган, М. Особенности адаптации молодых работников в коллективе / М. Солган // Вестник УрФУ. – 2015. – № 1. – С. 147–152.
38. Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании / Т. О. Соломанидина. – М. : Инфра-М, 2007. – 624 с.
39. Суханов, А. А. Анализ понимания адаптации человека в отечественных психологических исследования / А. А. Суханов // Гуманитарный вектор. – 2011. – № 2. – С. 201–204.
40. Сухов, А. Н. Социальная психология / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев. – М. : Академия, 2004. – 600 с.
41. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии / Н. В. Тюрина // Вестник АГТУ. – 2007. – № 2. – С. 164–168.
42. Устратова, А. В. Влияние организационной культуры на адаптацию и мотивацию персонала организации / А. В. Устратова, О. Ю. Чуркина // Новое поколение. – 2016. – № 10. – С. 404–407.
43. Филиппченкова, С. И. Профессиональный стресс и социально-психологическая адаптация специалиста в изменяющихся условиях деятельности : учеб. пособие / С. И. Филиппченкова. – М. : Академия, 2009. 120 с.
44. Халиуллина, Л. Г. Особенности социально-психологической адаптации молодых работников прокуратуры на различных этапах профессионального становления / Л. Г. Халиуллина // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. – 2015. – № 3. – С. 200–207.
45. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2006. – 320 с.
46. Шейн, Э. Г. Организационная культура и лидерство / Э. Г. Шейн. – СПб. : Питер, 2013. – 360 с.
47. Шингаев, С. М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья выпускников вузов при адаптации к профессиональной деятельности / С. М. Шингаев // Вестник Омского университета. – 2018. – № 3. – С. 33–40.
48. Шмаков, А. Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала / А. Г. Шмаков, А. В. Топоркова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 103–106.
49. Юревиц, А. Ж. Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А. Ж. Юревиц, В.С. Аверьянов, О. В. Виноградов. – СПб. : Наука, 2003. – С. 209–277.
50. Bratton, J. Human Resource Management / J. Bratton, J. Gold. – London : Palgrave Macmillan, 2003. – 540 p.
51. Cooper-Thomas, H. Organizational Socialization : A field study into socialization success and rate / H. Cooper-Thomas, N. Anderson // International Journal of Selection and Assessment. – 2005. – Vol. 13. – P. 116–128.
52. Hofstede, G. Cultures and Organizations: Software of the Mind / G. Hofstede, G. J. Hofstede, M. Minkov. – New York : McGraw-Hill, 2010. – 550 p.
53. Jokisaari, M. Change in newcomers' supervisor support and socialization outcomes after organizational entry / M. Jokisaari, J. E. Nurmi // Academy of Management Journal. – 2009. – Vol. 52, N 3. – P. 527–544.
54. Soyfer, V. G. Problems of staff development / V. G. Soyfer // Labor law. 2007. – N 10. – Р. 18–22.
55. Wanous, J. New employee orientation programs / J. Wanous, A. Reichers // Human Resource Management Review. – 2000. – Vol. 10, N 4. – P. 435–451.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета адаптации молодого специалиста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные эмпирические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание социально-психологического тренинга .
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные эмпирические данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Расчет критерия Т-Вилкоксона.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты