Особенности невербальной коммуникации в создании образа телеведущего
МГЭИ (Международный гуманитарно-экономический институт)
Диплом
на тему: «Особенности невербальной коммуникации в создании образа телеведущего»
по дисциплине: «Журналистика и связь с общественностью»
2018
251.00 BYN
Особенности невербальной коммуникации в создании образа телеведущего
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Журналистика и связь с общественностью
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА
1.1. Понятие и сущность невербального компонента коммуникации
1.2. Структура невербального компонента коммуникации и краткая характеристика его основных элементов
1.3. Особенности создания образа телеведущего
1.4. Роль невербальной коммуникации в создании образа телеведущего
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗЕ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
2.1. Динамика использования невербальной коммуникации в программах российского телевидения
2.2. Приемы использования невербальной коммуникации в программе В. Познера «Познер»
2.3. Приемы использования невербальной коммуникации в программе «Наедине со всеми»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Зритель воспринимает политику канала через призму информационно-аналитических, развлекательных программ. Вопрос о том, кто имеет право выступать перед аудиторией от своего имени, возник, когда телевидение только начинало готовить своих профессиональных артистов, потому что зрители сознательно или неосознанно идентифицировали и олицетворяли информацию, воспринимаемую с экрана телевизора, лицом, транслирующим ее. Тележурналист, который говорит с большой аудиторией, получает огромную ответственность: почти вся страна смотрит на него и слушает его, его слова могут оказать сильное влияние на умы людей, на их взгляды, их понимание определенных явлений жизни. Следовательно, особую значимость приобретают человеческие и профессиональные качества телеведущего, его способность вызывать у зрителей полное доверие и уважение, а также привлекать их к конкретной информационно-аналитической программе.
Лицо программы – телеведущий. Именно личный имидж ведущего определяет эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией. Имидж ведущей личности влияет на формирование мнения о программе, ее репутации, популярности.
Популярность телешоу зависит от правильно разработанного имиджа телеведущего. Это определяет актуальность выбранной темы.
Невербальные знаки – выражения лица, жесты, позы и т. д. – играют важную роль не только в непосредственном повседневном домашнем или публичном общении, но и при трансляции сообщения по телевидению, где события, происходящие с документальной точностью, отражаются на экране. Влияние сообщения на массовую аудиторию усиливается привлекательными личными качествами ведущего, репортера и участника программы. Отсюда повышенное внимание к образу журналиста – его внешности (костюм, прическа), поведению, культуре речи, этике общения. Конечно, эффективность информационного воздействия во многом зависит от социального статуса субъекта речи, от авторитета представляемого им института (политического, социального, культурного и т. д.).
В последние годы на государственных телеканалах сформировались новые коммуникативные практики, ориентированные на персонификацию сообщения. Если в советское время журналист строго следовал социальному и ролевому канону проводника официальной политической позиции, если его невербальное поведение символизировало партийно-государственный статус информационных сообщений и идеологических оценок, то с начала 1990-х годов СМИ дискурс был преобразован в соответствии с новыми социальными и политическими реалиями. Более того, в последние годы наметилась четкая тенденция к укреплению личного принципа в словесном и невербальном поведении тележурналиста. Они представляют рассказанные события как свою точку зрения - с личным выражением, используя свободный выбор фактов и аргументов, которые показывают индивидуальную манеру речи.
Цель исследования работы – выявить и проанализировать особенности невербальной коммуникации в создании образа телеведущего.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность невербального компонента коммуникации.
2. Проанализировать структуру невербального компонента коммуникации и краткая характеристика его основных элементов.
3. Определить особенности невербальной коммуникации в создании образа телеведущего
4. Охарактеризовать особенности создания образа телеведущего.
5. Проанализировать роль невербальной коммуникации в создании образа телеведущего.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА
1.1. Понятие и сущность невербального компонента коммуникации
В общении языку отводится очень большое значение. Считается, что все можно выразить и выразить словами. Однако каждый из нас неоднократно оказывался в ситуации, когда у него не хватало слов, чтобы выразить свои мысли и чувства. В таких случаях связь между языком и невербальным общением становится особенно очевидной.
Невербальное общение определяется как все виды общения, осуществляемые без участия слов. Невербальное общение включает в себя всевозможные коммуникативные действия: от поклона головы и воздушного поцелуя до нового костюма собеседника и прибытия на встречу за пять минут до оговоренного времени. Все эти действия и искусственные знаки передают определенные значения и, соответственно, могут рассматриваться как общение.
Т. Г. Грушевицкая под невербальным общением означает «обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация»
Использование невербального общения в обществе очень разнообразно: поддержка и замещение языка, выражение эмоций и межличностных отношений, обряды и ритуалы, реклама, политические события и демонстрации, искусство. В современной науке для изучения невербального общения используются понятия из разных дисциплин. Биологические, педагогические, психологические и этнологические аспекты способствуют пониманию невербального поведения.
Процесс общения осуществляется через различные системы знаков, то есть с использованием разных языков. Каждый язык имеет свою специфику, свой способ эквивалентности реальности, окружающей реальности в знаки различной природы. Характер знака зависит от его близости и точности воспроизведения того факта или явления реальности, которые он определяет. Поскольку явления природы весьма разнообразны, существует огромное количество языков, связывающих факты природы в понятиях. Одним из языков мира культуры может быть язык тела человека, который ближе к объективной среде, точнее, языку движений его тела. Считается, что этот язык не является частью естественной природы. Тем не менее природа дает предпосылки для своего рождения и существования. Во-первых, способность человека к двигательным реакциям на различные виды внешних раздражителей. Во-вторых, способность воспринимать ситуацию другого человека, сопереживать его мыслям, эмоциям и т. д. То есть процессы сопереживания, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни, всегда проявляются внешне. И, в-третьих, только человек имеет возможность фиксировать такие проявления, осуществлять их выбор и использовать их. Основываясь на естественных предпосылках, невербальный язык формируется и существует как элемент культуры, как феномен, способный передавать огромное количество информации, то есть элемент невербального общения. Невербальное общение – это разновидность невербального общения. Известный ученый-исследователь и культуролог В.А. Лабунская определяет невербальное общение как «тип общения, характеризующийся использованием невербального поведения и невербального общения в качестве основных средств передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и концепции партнера и воздействия на другого человека».
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗЕ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
2.1. Динамика использования невербальной коммуникации в программах российского телевидения
Интерес для нашего исследования представляет динамика особенностей невербальной коммуникации в эфире последних лет в сравнении с советским периодом.
По словам О.Л. Михалевой, профессиональная компетентность журналиста определяется умением фиксировать речево-жестовое поведение собеседника одним словом, в журналистском материале. Объем его невербальной компетенции обновляется за счет усвоения знаний по психологии восприятия и интерпретации мимики, жестов, одежды и особенностей речи собеседника, а также приемов словесной фиксации этих характеристик в материале. .
Журналистское отношение к собеседнику демонстрируется различными способами невербального общения и приемов. Например, внимательный взгляд на собеседника может вызвать у получателя нервное возбуждение и интерпретироваться как желание привести к доминированию. С другой стороны, это невозможно игнорировать визуально, потому что избегание зрительного контакта оценивается негативно, вызывая недоверие. Управление зрительным контактом свидетельствует о высоком профессионализме журналиста. Чтобы поддерживать доброжелательную атмосферу, рекомендуется держать глаза полностью, но не широко открытыми, и направить взгляд на собеседника. Чтобы утвердить информацию, нужно исключить все взгляды, которые так или иначе указывают на неискренность и ложь. Журналист может также показать психологическую открытость или близость собеседнику, используя различные выражения лица, жесты, позы и интонации. Например, взгляд через очки помогает сформировать негативное изображение собеседника. Крейдлин Г.Е. интерпретирует этот невербальный компонент как осуждение адресата, критику. Демонстративно застегивая пиджак перед собеседником, человек эмоционально закрывается, выражает недоверие .
Невербальные сигналы также помогают другой стороне подтвердить информацию. К ним относятся неоднократное кивание головы, особенно в манере речи, подача вперед верхней части тела. Эти признаки демонстрируют собеседнику поддержку и понимание, а также передают такое эмоциональное состояние, как сочувствие, сочувствие.
Чтение невербальных сигналов - важнейшее условие эффективного общения презентатора и собеседника. Важно уметь извлекать информацию не только из очевидных вещей. Выяснилось, что через визуальный канал человек воспринимает от 70% до 90% всей информации. Эксперименты доказывают, что слова раскрывают только одну сотую значения, а позы и жесты - более 50% .
Бессознательность и спонтанность невербальных сигналов могут показать истинные чувства собеседника. Невербальным сигналам мы доверяем больше, и это связано с импульсами человеческого подсознания
В ходе данного исследования мы изучили записи выпусков Информационно-аналитической программы «Время» за 1985 год, а также программ «Время» на «Первом канале» и «Новости» на канале «Россия 24» за 2018 год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Невербальное общение определяется как все виды общения, осуществляемые без участия слов. Использование невербального общения в обществе очень разнообразно: поддержка и замещение языка, выражение эмоций и межличностных отношений, обряды и ритуалы, реклама, политические события и демонстрации, искусство. В современной науке для изучения невербального общения используются понятия из разных дисциплин. Биологические, педагогические, психологические и этнологические аспекты способствуют пониманию невербального поведения.
Невербальное общение состоит из множества компонентов. Он содержит не только элементы, понятные каждому: жесты, выражения лица, выражение глаз и некоторые другие, которые можно различить при более тесном общении - территориальные или национальные различия в манере удержания, вокализации, запахов, прикосновений. Наиболее обсуждаемым компонентом невербального общения является жест.
В ходе данного исследования была изучена динамика использования невербальных сигналов в качестве средства общения. Выявлено, что телеведущие советских времен использовали небольшое количество невербальных средств. Позы советских телеведущих статичны: в студии журналисты сидят за столом, рядом с респондентом во время репортажа. Находясь перед камерой, они создают эффект прямой связи с собеседником (зрителем). Руки обычно лежат на столе, иногда журналист слегка опирается на одну руку. Реже спикеры держат информационные листы. В некоторых случаях невыразительные жестовые движения рук выполняются во время интервью: рука вытянута вдоль тела, слегка непроизвольные жестикуляции выполняются рукой. Характерны, кроме того, такие движения головы, как кивок, наклон, покачивание. Они выполняют только риторическую функцию и обычно едва заметны. В настоящее время использование невербальных средств коммуникации значительно расширилось. Риторические жесты отмечены, в частности, широко открытыми глазами с поднятыми бровями (часто сопровождающимися кивком или наклоном головы) в качестве средства идентификации значительного сегмента речи. Выражая позитивное отношение к информации, журналисты улыбаются, негативные поднимают одну бровь (проявляет скептицизм или недоверие), поджимают губы (осуждение, брезгливость), хмуриться (проявляют напряжение, раздражение или концентрацию).
Особенности использования невербальной коммуникации в создании образов ярких телеведущих были рассмотрены на примерах невербального поведения В. Познера и Ю. Меньшовой.
Сравнение невербального поведения Ю. Меньшовой и В. Познера позволяют говорить, во-первых, об использовании жестов и выражений лица в качестве важных компонентов образа телеведущих, а во-вторых, о возможности различного использования одних и тех же жестов, что дает другой эффект для аудитории. Владимир Познер и Юлия Меньшова используют сознательно или неосознанно богатую палитру невербального общения. Они машут руками, используют выражения лица, положение тела и мимику, чтобы достичь своих целей или показать истинное отношение к словам собеседника. Но при всем этом они пользуются одинаковыми по описанию, но разными по сути невербальными движениями. Владимир Познер использует жесты, чтобы расставить акценты в своей речи, как запятые или точки в тексте. Юлия Меньшова использует жесты, чтобы проиллюстрировать свою речь, показать уровень своих эмоций и чувств.
1. Андреева Г. Социальная психология: учебник для студ. высших учебных заведений. 5-е изд. испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.
2. Антонов, К. Телевизионные новости: конструирование политических событий / К. Антонов. – Кемерово, 2006. – 244 с.
3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
4. Багиров, Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э.Г. Багиров. – М.: МГУ, 1987. – 238 с.
5. Балахонов, Л.В. Роль случайности в процессе культурной коммуникации / Л.В. Балахонов // Культура как способ бытия человека в мире: мат-лы III Всерос. конф. – Томск: Изд-во НТЛ, 2002.
6. Белоусова А.К. Смыслопередача и её роль в образовании совмещенной психологической системы // Сибирский психологический журнал. 2004. Вып. 20. С. 22-27.
7. Больц, Н. Азбука медиа / Н.Больц. – М.: Европа, 2011. – 136 с.
8. Брыксина И. Е. Лингвокультурема как единица содержания билингвального/бикультурного обучения иностранным языкам в высшей школе // Вестник Тамбовского государственного университета. 2009. № 1 (69). С. 102-109.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
10. Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имиджелогию. / Вылегжанин Д.А. – М.: Флинта, 2008. – 136 с.
11. Гострова, Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние (на примере программ федеральных каналов «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ): Автореф. дис. … канд. филолог. наук / Е. В. Гострова. Ростов-на-Дону. РГУ. – Ростов-на-Дону, 2006. – 24 с.
12. Гострова, Е.В. Роль ведущего информационно-аналитической программы / Е.В. Гострова // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. – М., 2006. – 245 с.
13. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов по специальности «Межкультурная коммуникация» / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ, 2002. 352 c.
14. Гуревич, П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С.Гуревич. – М.: Искусство, 1991. – 221с.
15. Егоров, В. В. Телевидение между прошлым и будущим / В.В. Егоров. – М.: Воскресенье, 1999. – 416 c.
16. Засурский, Я. Н. Телевидение: структурно-функциональные аспекты // Система средств массовой информации России. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 173–195
17. Зверева, В. В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. – 2004. – № 5. – С. 14–16
18. Зверинцев, А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. – СПб.: Юнити-Дана, 1997. – 256 с.
19. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. 1998. Вып. 8. С. 715.
20. Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. 1996. Вып. 2. С. 10-13.
21. Клочко Е.В., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: ТГУ, 1999.
22. Ковалёв-Случевский, К.П. Тележурналистика ХХI века: Настольная книга для познания современного ТВ / К.П.Ковалёв-Случевский. – М.: Грифон, 2012. – 176 с.
23. Корнилов, Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е.А. Корнилов. – Ростов н/Д., 1999. – С.177
24. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г.Е. Крейдлин. – М.: Новое лит. обозрение, 2002.
25. Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика / Г.В.Кузнецов. – М.: МГУ, 1998. – 207с.
26. Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917–2000) / И.В. Кузнецов. – М.: Флинта, 2008. – 640 с.
27. Кузнецов, И. Н. Корпоративная культура делового общения / И.Н. Кузнецов. – М.: АСТ, 2005. – 608 с.
28. Лабунская, В.А. Проблемы обучения кодированию-интерпретации невербального поведения / В.А. Лабунская // Психол. журн. – 2007. – Т.18. – № 5. – С. 87.
29. Лазутин Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 240 с.
30. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В.Лазутина. – 3-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 224 с.
31. Минкина А. И. Невербальные компоненты речевого этикета как феномен психолого-педагогических исследований // Известия Саратовского университета. 2009. Сер. «Философия, педагогика, психология». Вып. 1. Т. 9. С. 107-110.
32. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. Практические советы. – М.: Экономика, 2010. –230 с.
33. Панферов, В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей / В.Н. Панферов // Вопр. психологии. – 2004. – № 2. – С. 59.
34. Петрова, Е.В. Знаки общения / Е.В. Петрова. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – С. 196.
35. Пиз А. Язык телодвижений. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
36. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. – 447 с.
37. Скаженик Е.Н. Деловое общение. – Таганрог: ТРТУ, 2006. – 136 с.
38. Соболевский И.А. Кинетическая речь на производстве (формы сигнализации) // Семиотика пространства и пространство семиотики. Тарту, 2007. С. 107-133.
39. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е изд. / Редколлегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. – М.: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. – 304 с.
40. Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом / В.Т.Третьяков. – М.: Алгоритм, 2010. – 560 с.
41. Трунова Е. Г. Вербально о невербальном // Коммуникативная методика. 2005. № 2 (20). С. 40-41.
42. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. М.: Юнити-Дана, 2009 / В.Л.Цвик. – 496 с.
43. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравится людям / В.М.Шепель. – М.: Народное образование, 2002. – 387с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты