Особенности ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций»
по дисциплине: «Психология. Социальная психология»
2018
251.00 BYN
Особенности ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология. Социальная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1 Понятие ценностно-мотивационной сферы в психологии
1.2 Особенности ценностно-мотивационной сферы у студентов
1.3 Карьерные ориентации студентов вузов
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы к личности студента предъявляются высокие требования со стороны современного общества. Молодые люди, успешно функционирующие в социуме, должны обладать такими качествами как жизненная позиция, установка на саморазвитие, стремление к личному росту, умение ставить перед собой адекватные своим возможностям цели и добиваться их. Студенчество как важнейший этап любого человека, когда происходят изменения в системе ценностей и стратегий жизненных целей, рост личностной зрелости, стремиться к успеху, осознанию профессиональных перспектив.
Важнейшим регулятором активности студента как субъекта собственной жизнедеятельности и профессиональной деятельности выступает ценностно-мотивационная сфера, структура, целостность и динамичность, которой во многом определяют его эффективность, продуктивность и самореализацию, характер взаимоотношений с компонентами профессиональной среды. Становление субъектов деятельности, способных осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, брать на себя ответственность за принятие решений, обусловлено ценностными и мотивационными образованиями в структуре личности. Ценности и мотивы, являясь структурными компонентами ценностно-мотивационной сферы личности, выступают в качестве регуляторов ее активности, но их место в иерархии регуляторов активности, функции в ценностно-мотивационной сфере, роль в структуре личности и регуляции отношений с внешним миром различны.
Традиционное понимание карьеры как трудового пути человека сменяется современным пониманием карьеры как жизненного пути, как самореализации субъекта в профессиональной деятельности. Такое расширенное понимание позволяет посмотреть на жизнь и карьеру человека с точки зрения формирования его стиля жизни, жизненной философии, ценностей и смыслов. Успешная карьера в современных социальных условиях предполагает наличие субъектной позиции по отношению к своему развитию и карьере, осознанность и осмысленность её построения, особенно на начальном этапе профессионализации – в вузе. Современному студенту для успешной конкуренции на рынке труда недостаточно только владения профессиональными знаниями и умениями, необходимо также осознанное и осмысленное планирование и построение своего профессионального развития, своей карьеры. Это становится возможным, когда человек обладает сформированным профессиональным самосознанием и ценностно-смысловым отношением к будущей профессиональной деятельности.
Основная предпосылка успешной самореализации студента, его личностного и социального развития, заключается в согласованной, непротиворечивой системе ценностных ориентаций и мотивации, которая лежит в основе формирования содержательно согласованных жизненных целей и планов. Потому, во время обучения в высшем учебном заведении, важно обращать внимание не только на уровень усвоения знаний, а и на степень развития самосознания и ценностно-мотивационной сферы личности.
В отечественной психологии проблема ценностных ориентаций анализировалась многими учеными, среди которых А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский, К.К. Платонов, В.А. Ядов и другие, А.Н. Бражникова, Г.Л. Будинайте, Н.К. Каширский, С.В. Мерзлякова, С.В. Молчанов и другие. Изучение карьерных ориентаций студентов занимались такие авторы как А.В. Халудорова, Е.Н. Полянская, Т.М. Лавринович, И.В. Мешкова и др. Однако, проблема изучения ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций, остается недостаточно освещенной.
Актуальность работы обусловлена тем, что представления о себе представления о своих способностях, ценностных ориентациях, мотивах, смыслах, относящихся к функционированию в профессиональной деятельности, зависят от психологических факторов – личностных ценностей и мотивации личности. Ценностно-мотивационная сфера личности, с одной стороны, определяет стратегию поведения в процессе профессионализации, претерпевает ряд изменений по мере освоения профессии, с другой стороны. Проблема определения карьерных ориентаций актуальная для студента на протяжении всего процесса обучения в вузе, когда происходит формирование профессиональных ценностей. Этот процесс отражается в специфике постановки карьерных целей и разработки планов, которые определяют успешность их профессионального развития личности в целом.
Цель работы – выявить особенности ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций.
Объект исследования – ценностно-мотивационная сфера студентов.
Предмет исследования – особенности ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций.
Гипотеза исследования: студенты с разными типами карьерных ориентаций обладают различными характеристиками ценностно-мотивационной сферы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1 Понятие ценностно-мотивационной сферы в психологии
В настоящее время не существует общепризнанного определения понятия ценностно-мотивационной сферы. В психологии рассматриваются такие сферы как ценностная (ценностно-смысловая) и мотивационная (потребностно-мотивационная).
Ценностная сфера личности – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения [2, с. 152]. Ценностно-смысловая сфера в отечественной психологии исследуется многими авторами и рассматривается как функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.И. Непомнящая).
Структурными компонентами ценностно-смысловой сферы личности являются:
– ценностные ориентации, личностные смыслы и установки (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.А. Березина);
– ценностно-смысловые образования (Ю.М Кузнецова);
– ценностное отношение (Ф.Ф. Василюк, Б.И. Додонов, Д.А. Леонтьев);
– смыслообразование (Б.С. Братусь, А.Г. Асмолов);
– регуляция (А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, М.С. Яницкий).
Ценностные ориентации рассматриваются в психологии как главный фактор, доминирующий в мотивации поведения, регулирующий деятельность и поведение человека через разрешение противоречий между нравственными и утилитарными убеждениями. Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности. Наличие ценностей представляет собой выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов [4, с. 4].
Согласно А. Маслоу, ценность – это избирательная установка, производная от потребностей [21, с. 42]. Он полагал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно. Совокупность ценностей, упорядоченных по степени их доминирования, носит название ценностных ориентаций. Согласно М. Рокичу ценностные ориентации выражают человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Наличие ценностей есть выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов [11, с. 228].
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности. В основе отношения человека к объектам окружающей действительности лежит его оценка, выражающая способность этого объекта удовлетворять потребности, интересы или цели индивида. Отсюда следует, что ценностные ориентации представляют собой компонент более сложной структуры отношений личности к условиям ее существования и деятельности [52, с. 66].
Ценностно-смысловая сфера личности рассматривается как интегральное свойство, включающее ряд следующих взаимосвязанных структурных компонентов:
– ценности-знания, или «знаемые» ценности, отражены в сознании человека в виде представлений, образов, знаний о содержании различных ценностей, однако не определяют характера жизнедеятельности человека, особенностей его личности;
– ценности-мотивы, которые, будучи осознанными, осмысленными, «принятыми» личностью, становятся побудителями ее активности и составляют основу ее ценностных ориентаций, определяют характер ее отношения к миру;
– ценности-цели являются основой реального осуществления деятельности, реальных поступков личности и обеспечивают возможность действовать в направлении достижения результата, преодолевая внутренние препятствия;
– ценности-смыслы отражают личностную значимость мира для индивида, когда знание о существовании его как ценности превращается в «пристрастное» отношение к нему, это – «смысложизненные ориентации» личности в единстве жизненных целей, эмоциональной насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией [2, с. 153].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
2.1 Организация и методы исследования
Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Всего в исследовании приняли участие 60 студентов 2-3 курсов факультета психологии. Возраст испытуемых –19-20 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что студенты с разными типами карьерных ориентаций обладают различными характеристиками ценностно-мотивационной сферы.
С целью выявления особенностей ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций были использованы следующие методики:
1. «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин) [32].
Цель: выявление терминальных ценностей или жизненных целей.
Опросник основана на том, что жизненные сферы в некоторой степени имеют для разных людей различную степень значимости, что в каждой из них реализуются желания и стремления, которые выступают как один из компонент его направленности личности.
С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей:
1) собственный престиж;
2) высокое материальное положение;
3) креативность;
4) активные социальные контакты;
5) развитие себя;
6) достижения;
7) духовное удовлетворение;
8) сохранение собственной индивидуальности.
Терминальные ценности распределяются по четырем жизненным сферам:
1) сфера профессиональной жизни;
2) сфера обучения и образования;
3) сфера семейной жизни;
4) сфера общественной жизни;
5) сфера увлечений.
Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале Ликкерта (1 – не имеет никакого значения, 2 – небольшое значение, 3 – определенное значение, 4 – важно, 5 – очень важно). Полученные оценки в баллах по нормативным таблицам переводятся в стены.
Подсчет сырых баллов производится в соответствии с ключом методики. Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стены. Интерпретация проводится согласно следующим критериям оценки: 1–3 – низкий уровень; 4–6 – средний уровень; 7–10 – высокий уровень.
2. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана [39].
Цель: выявление преобладающего типа мотивации личности: мотивация на достижение успеха или мотивация на избегание неудачи.
С помощью методики можно выявить позитивную мотивацию (мотивацию на успех) и негативную мотивацию (мотивацию на неудачу). Мотивация достижения является актуализированным в конкретный момент времени мотивом достижения, который актуализируется в конкретных условиях, когда имеется побудитель достижения. Мотивация достижения успеха представляет собой стремление к высоким результатам в деятельности. Мотивация избегания неудачи предполагает настрой не на победу, а на то, чтобы не проиграть, желание избегать неудачи.
Опросник включает 20 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет». При обработке данных за каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Необходимо подсчитать общее количество набранных баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников по проблеме ценностно-мотивационной сферы у студентов с разным типом карьерных ориентаций показал, что ценностно-мотивационная сфера личности – это устойчивое многокомпонентное личностное образование, которое выполняет функции отражения личностных смыслов, значимых аспектов внешнего и внутреннего мира, обеспечения устойчивости, специфики и направленности восприятия, отношения и поведения личности в различных сферах жизнедеятельности. Студенческий период является наиболее сенситивным периодом для развития ценностных ориентаций, когда формируются личностная позиция, смысложизненные ориентиры, профессиональная и мотивационная направленность. Преобладающий вид мотивации в этом возрасте – мотивация достижения успеха организует целостное поведение студента, повышает учебную активность, влияет на формирование цели и выбор путей ее. В студенчестве характерна изменчивость ценностно-мотивационной сферы, что заключается в трансформации по мере обучения ценностей, мотивов, целей, ориентаций на карьеру. Под карьерными ориентациями понимается представления о своих способностях, ценностных ориентациях, мотивах, смыслах и потребностях, которые относятся к продвижению в профессиональной деятельности. Карьерные ориентации рассматриваются как смысловая диспозиция в контексте профессионализации, как система поведенческих отношений в ходе самореализации личности и развития ее профессиональной направленности студента. Карьерные ориентации начинают формироваться в процессе вузовской подготовки, а к концу обучения они проявляются в особенностях постановки карьерных целей и дальнейшем планировании карьеры. Карьерные ориентации преимущественно они связаны с направленностью обучения и видом профессиональной деятельности. Выбор приоритетной карьерной ориентации студентами выпускных курсов зависит от макросоциальных и личностных факторов.
Эмпирическим путем изучены терминальные ценности и характеристики ценностно-мотивационной сферы у студентов. Доминирующими терминальными ценностями у студентов являются: духовное удовлетворение, развитие себя, достижения и сохранение собственной индивидуальности. Студенты преимущественно стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах собственной жизни, считая, что главное – это делать то, что кажется им интересным и приносит внутреннее удовлетворение. Они стремятся к самосовершенствованию, полагая, что потенциальные возможности человека не являются ограниченными, и что в жизни нужно добиваться наиболее полной их реализации. Студенты к достижению, к постижению конкретных и ощутимых результатов, планирования и реализации поставленных целей, что выступает в качестве критерия для высокой самооценки. Они стремятся к независимости от других людей, убеждены в необходимости сохранения неповторимости собственной личности.
Определены типы карьерных ориентаций у студентов. Преобладающими карьерными ориентациями у студентов являются: интеграция стилей жизни, профессиональная компетентность, служение, автономия. Студенты ориентированы на интеграцию разных сторон образа жизни – карьеры, семьи и саморазвития, стремятся к сбалансированности и гармоничности. Они больше ценят свою жизнь в целом, которая позволяет им совершенствоваться, иметь определенную работу, карьеру. Студенты обладают профессиональными способностями и талантами, хотят достигать успеха в профессиональной сфере. Они склонны быстро терять интерес к работе, которая не позволяет им развиваться и реализовать свой потенциал. Студенты ищут признания своих достижений, что выражается в статусе, соответствующем их мастерству. Они хотят работать с людьми, служить обществу, помогать людям, сделать мир лучше. Студенты хотят быть свободными от организационных правил, выполнять работу согласно своим установкам на самостоятельность. Они готовы отказаться от профессиональных возможностей в целях сохранения своей независимости. Менее всего у студентов выражены такие карьерные ориентации как стабильность места жительства и стабильность работы.
1. Авраменко, Н. Н. Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов / Н. Н. Авраменко // Прикладная юридическая психология. – 2015. – № 2. – С. 134–139.
2. Близнецова, О. И. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания / О. И. Бизнецова, И. П. Шапенкова // Вестник НГПУ. – 2015. – № 2. – С. 152–156.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
4. Бражникова, А. Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А. Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
5. Буслаева, Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
6. Гапоненко, М. Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М. Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С. 76–80.
7. Горская, Н. Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности/ Н. Е. Горская // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. – 2015. –№ 1. – С. 217–221.
8. Грень, Л. Н. Значение убеждений и усилий студентов в формировании мотивации достижения успеха / Л. Н. Грень // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 1. – С. 62–65.
9. Гуцуляк, Б.В. Особенности ценностно-мотивационной сферы студентов на разных этапах профессионального обучения / Б. В. Гуцуляк // Вестник Харьковского нац. ун-та внутренних дел. – 2015. – № 2. – С. 31–34.
10. Денисова, О. В. Особенности эмоционально-ценностного отношения студентов-медиков к своей будущей профессии / О. В. Денисова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. –Вып. 2. – С. 15–19.
11. Дюкова, С. В. Система жизненный ценностей и их значение в жизни человека / С. В. Дюкова // Вестник Тамбовского ун-а. – 2006. – № 3-1. – С. 227–229.
12. Жданович, А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / А. А. Жданович. – М., 2008. – 20 с.
13. Каширский, Д. В. Психология личностных ценностей : автореф. дис. … докт. психол. наук : 19.00.01 / Д. В. Каширский. – М. : РГМУ, 2014. – 28 с.
14. Клименко, И. В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И. В. Клименко // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 143–151.
15. Кравцова, Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Т. Г. Кравцова. – Хабаровск, 2009. – 19 с.
16. Лавринович, Т.М. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности будущих психологов на разных этапах процесса их профессионализации / Т.М. Лавринович // Вестник Юно-Уральского гос. ун-та. – 2014. – № 4. – С. 27–36.
17. Ларионова, Л. А. Формирование профессиональных ценностей будущих психологов на базе деятельности студенческого центр психологической помощи (профессионального инкубатора) / Л. А. Ларионова // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. – 2015. – № 2. – С. 395–404.
18. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 456 с.
19. Логинова, И. О. Исследование самоактуализационного потенциала личности во взаимосвязи с проявлением мотивации достижения у студентов медицинских и педагогических специальностей / И. О. Логинова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 15-19.
20. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т. В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129–133.
21. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. А. М. Татлыбаевой. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
22. Мерзлякова, С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
23. Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой // Психологическая диагностика организации и персонала / В.А. Чикер. – СПб. : Речь, 2006. –С. 55–61.
24. Мешкова, И. В. Психологические особенности студентов педагогического вуза с различными ценностными карьерными ориентациями / И. В. Мешкова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2014. – № 2. –С. 56–60.
25. Миронова, А. В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378–383.
26. Миронова, Т. Л. Карьерные ориентации и мотивация трудовой деятельности менеджеров / Т. Л. Миронова // Вестник Бурятского гос. – 2008. – № 1. – С. 35–50.
27. Мушкирова, А. Н. О формировании профессиональных ценностей ориентаций как факторы развития субъектности студентов / А. Н. Мушкирова // Современная педагогика. – 2015. – № 2. – С. 26–31.
28. Нагоева, Л. Х. Ценностные ориентации : понятие и феномен /Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
29. Нугаева, А. Н. Мотивационно-ценностная сфера личности специалиста-психолога как основа его профессионального развития / А. Н. Нугаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 2. – С. 203–209.
30. Нурумов, Б. А. Роль ценностных ориентаций в структуре личности / Б. А. Нурумов, Н. Я. Большунова, Г. К. Даржуман // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 51–53.
31. Общая психология / Под ред. Л. А. Ванштейн, В. А. Поликарпова, И. А. Фурманова. – Минск : Современная школа, 2009. – 512 с.
32. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин) // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – С. 41–46.
33. Пеняева, С. А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С. А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 1–4.
34. Перевезенцева, Н. Л. Психологический анализ ценностных ориентаций студентов университета / Н. Л. Перевезенцева // Вестник КГУ. – 2007. – № 1. – С. 174–179.
35. Полянская, Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи / Е. Н. Полянская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 1–15.
36. Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. – 2011. – № 4. – С. 69-75.
37. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. – СПб.: Речь, 2000. – 298 с.
38. Почекаев, А.В. Профессиональная идентичность и виды карьерных ориентаций / А.В. Почекаев, И. В. Крутько, О. С. Чаликова // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 115–119.
39. Реан, А.А. Психология достижения личности / А.А. Реан. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 426 с.
40. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). –С. 126–129.
41. Сивцова, А. В. Ценностные ориентации личности : от внутренних конфликтов к саморазвитию : монография / А. В. Сивцова. – Барнаул, 2010. – 218 с.
42. Сокальский, Э. А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее / Э. А. Сокальский // Педагогика и психология образования. – 2013. – № 2. – С. 97–105.
43. Соловьева, В. А. Мотивационная сфера в исследованиях личности / В. А. Соловьева // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 59–63.
44. Степанова, Ю. А. Мотивация педагогической деятельности / Ю. А. Степанова // Актуальные направления научных исследований : от теории к практике. – 2016. – № 1. – С. 147–148.
45. Строкун, С.А. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов / С. А. Строкун // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2014. – № 1. – С. 156–162.
46. Сутужко, В. В. Ценностные ориентации как основа оценивания / В. В. Сутужко // Вестник ТГУ. – 2009. – № 1. – С. 177–183.
47. Халудорова, А. В. Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций современных студентов / А. В. Халудорова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2010. – № 5. – С. 110–116.
48. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.
49. Хлудеева, И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И. В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178–182.
50. Хохлова, М. А. Определение ценностно-мотивационной сферы студентов / М. А. Хохлова, Н. М. Нечай // Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 2016–2020.
51. Цариценцева, О. П. Карьерные ориентации современной молодежи : теория, эксперимент, тренинг: монография / О. П. Цариценцева. – Оренбург : Изд-во РИО ОУНБ им. Н. К. Крупской, 2009. – 186 с.
52. Шипицина, Н. Е. Ценностные ориентации в личностном развитии студенчества как педагогическая проблема / Н. Е. Шипицина, Г. М. Петренко // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – № 3 (58). – С. 66-67.
53. Щелокова, Е. Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. Г. Щелокова. – Челябинск, 2012. – 22 с.
54. Ясечко, С. В. Проблема формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин / С.В. Ясечко // Материалы научно-практич. конференции (27‒28 ноября 2014 года). В 2 ч. Ч. 1 / ред. колл. : Б. М. Хрусталев [и др.]. – Минск : БНТУ, 2014. – С. 304–312.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты