Готовность к инновациям как предиктор успешности профессиональной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Готовность к инновациям как предиктор успешности профессиональной деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2018
251.00 BYN
Готовность к инновациям как предиктор успешности профессиональной деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А УПРАЖНЕНИЯ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты эмпирического исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ПРЕДИКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Содержание понятий «инновация» и «инновационная деятельность»
1.1.1 Основные подходы к пониманию «инновации» и «инновационная деятельность»
1.1.2 Факторы готовности к инновациям
1.2 Понимание успешной профессиональной деятельности в психологии
1.2.2 Факторы успешности профессиональной деятельности
1.2 Готовность к инновациям как предиктор успешной профессиональной деятельности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ПРЕДИКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ
2.1 Организация и процедура исследования
2.2 Результаты исследования содержания и характеристик готовности сотрудников к инновациям в профессиональной деятельности
2.3 Результаты исследования уровня успешности профессиональной деятельности сотрудников
2.4 Особенности готовности к инновациям у сотрудников с различным уровнем профессиональной успешности
2.5 Практические рекомендации по формированию и оптимизации готовности к инновациям в профессиональной деятельности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние научно-технического прогресса, которое признано во всем мире как важнейший фактор экономического развития, непосредственно связано с концепцией инновационного процесса. Целью этого процесса является получение инноваций, следовательно, он развивается с момента создания идеи до ее коммерческой реализации, охватывая при этом широкий комплекс отношений: производство, обмен и потребление.
Успех инноваций в профессиональной деятельности зависит не только от усилий их инициаторов, но и от характеристик восприятия новых установок, уровня инновационной готовности всех участников инновационного процесса. Необходимо развивать инновационную готовность как психическое и психосоциальное структурное образование, которое определяет общее отношение человека к реальности (объективной и социальной), ставит перед собой задачу разработать новые концепции, способы поведения и взаимодействия, психологическую готовность к реализации инновационного поведения.
Новейший психологический словарь так трактует термин «Инновация» (нововведение) – (лат. in – внутри и лат. novatio – обновление, изменение) – в социальнопсихологическом аспекте создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике [23, с. 56].
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают следующие определения: «Инновация педагогическая (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого», «Инновационный процесс в системе образования – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств» [34, с. 72].
Ориентация современного общества на инновации выдвигает особые требования к системе образования. В первую очередь это касается возможностей образования развивать и формировать инновационный потенциал общества. Проблематика изменений в образовании и в частности изменений в педагогической деятельности отражает требования к позиции учителя как реального субъекта, способного влиять на цели и содержание педагогической деятельности, занимать субъектную позицию.
Актуальность данного направления научно-педагогического поиска обусловлена следующими противоречиями:
– между объективно нарастающим объемом нововведений в педагогические системы, образовательные процессы и процессы функционирования и развития образовательных учреждений и недостаточной возможностью их системного усвоения;
– между потребностью педагогов в научно-теоретическом и методическом сопровождении инновационной деятельности и недостаточной готовностью к инновационной деятельности.
Влияние инноваций на содержание и результаты педагогической деятельности изучено в работах многих исследователей. Инновационная проблематика занимает значительное место в современных педагогических исследованиях – данной проблеме посвящены исследования таких авторов, как Роджерс Э., Барер М., Браун В., Пэвитт К., Уолкер У. Теоретико-методологические аспекты подготовки и повышения квалификации педагогов отражены в работах В.Н. Аверкина, С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцова, В.Ю. Кричевского, Ю.Н. Кулюткина, В.И. Подобед, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой, П.И. Третьякова, ТИ. Шамовой, P.M. Шерайзина и других. Теоретические подходы к организации инновационной деятельности отражены в исследованиях таких авторов, как В. И. Загвязинский («Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука»), А.Е. Капто («Организация внутришкольного управления»), О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А.В. Лоренсов («Развитие школы как инновационный процесс»), В.А. Сластенин, Л.С. Подымова («Педагогика: инновационная деятельность») и др.
Можно отметить, что большая часть работ в этой области касается проектирования и проектной деятельности в образовании. Проектирование и исследование рассматривается как одна из наиболее важных и продуктивных задач педагогической деятельности, оказывающая существенное влияние как на результаты образования, так и на профессиональное развитие педагога (А.И. Адамский, А.О. Зоткин, Т.М. Ковалёва, В.С. Лазарев, И.Ю. Малкова, Г.Н. Прозументова, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий, Г.А. Гореликова и др.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ПРЕДИКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Содержание понятий «инновация» и «инновационная деятельность»
1.1.1 Основные подходы к пониманию «инновации» и «инновационная деятельность»
Первоначально термин «инновация» появился в XIII веке, обозначая при этом придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время. В XIX столетии он приходит в сферу научного знания. В начале XX века термин закрепляется в экономической науке, где на основе исследований И. Шумпетера нововведения стали рассматривать как важнейшие средство преодоления циклических кризисов. Основоположник теории инноваций рассматривается И. Шумпетером. В своей работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1912 году, он рассматривал инновации (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор назвал предпринимателей «хозяйствующими субъектами, функция которых является просто внедрением новых комбинаций и которые действуют как ее активный элемент» [2, с. 53].
Позже, в 30-х годах ХХ века, И. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии:
• использование новых технологий, новых технологических процессов или новых рыночных поставок продукции (покупка и продажа);
• внедрение продуктов с новыми свойствами;
• использование нового сырья;
• изменения в организации производства и его логистике;
• появление новых рынков.
Позже эта концепция распространилась на другие сферы человеческой деятельности, включая психологию.
В современном обществе происходит формирование новой научной предметной области - теории инноваций, происхождение которой относится к началу XX века. Необходимыми предпосылками для теории инноваций были необходимость решения все более глобальных проблем циклического развития и, в частности, проблем экономических кризисов, а также научно-технической революции прошлого века. В работе Г. Тарда «Социальная логика», написанной в 1901 году, «изобретения и инновации считались индикатором социального прогресса». Российский ученый, экономист Н. Д. Кондратьев был первым, кто привлек общество к инновационному развитию. Н. Д. Кондратьев, как А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский, М. И. Туган-Барановский, А. А. Богданов, П. Сорокин, был последователем школы российского цикланизма, получившей всемирное признание в теории инновационных разработок. Н. Д. Кондратьев стал основателем теории развития технологических циклов, смысл которой раскрывает основную динамику изменений [2, с. 53].
И. Шумпетер, основываясь на положениях теории Н. Кондратьева, описал колоссальную роль инновации в развитии экономических и научно-технических направлений. Ведущий экономист усмотрел в доминирующих признаках инноваций творческую деятельность человека как фактор конкурентного преимущества, способный превратить новые идеи в прорывные экономические решения [2, с. 53].
Существенный вклад в развитие представлений об инновациях внес П. Друкер, который является одним из основателей теории инновационного прогресса. Под инновацией он понимает особый предпринимательский инструмент, владея которым можно осуществить прорыв в бизнесе и/ или в разработке новой услуги. П. Друкер полагает, что инновация – это инструмент предпринимательской деятельности, средство, благодаря которому можно использовать происходящие изменения как возможность начала нового бизнеса, нового вида услуги. Он относится к инновации как к науке, которую можно освоить [2, с. 53].Р. Фостер выводит прямую зависимость инновации от изменения, при этом функция изменения является главной в инновационной деятельности.
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций. Понятие «инновация» имеет свою трактовку в разных областях научного знания. Так, в культурологии инновации определяются как смешанные культурные феномены технологий, ритуалов, обычаев, языка и речи, возникших в результате межкультурных взаимодействий. В социально-гуманитарных науках под инновацией понимают непременные элементы реализации основных законов развития общества, условие его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития личности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ПРЕДИКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОТРУДНИКОВ
2.1 Организация и процедура исследования
Целью эмпирического исследования выступает изучение готовности к инновациям как предиктора успешности профессиональной деятельности у сотрудников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
a) Определить содержание и характеристики готовности сотрудников к инновациям в профессиональной деятельности;
b) Определить особенности уровня успешности профессиональной деятельности сотрудников;
c) Выявить и описать особенности готовности к инновациям у сотрудников с различным уровнем профессиональной успешности.
Гипотеза исследования. Существуют значимые различия готовности к инновациям у сотрудников с разным уровнем профессиональной успешности
Существует взаимосвязь между успешностью профессиональной деятельности и готовностью к инновационной деятельности.
Для подтверждения данной гипотезы нами было организовано эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 30 педагогов ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа д. Старое Село».
Исследование включало 3 этапа:
первый этап предусматривал организацию выборки;
второй этап включал проведение эмпирического исследования;
третий этап – это анализ,математическая обработка данных и интерпретация полученных результатов.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Методика «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева)(Приложение А).
В теоретическую основу своей методики В.Е. Клочко и О.М. Краснорядцева заложили понимание психологической готовности к инновациям как ресурса, потенциала, преддиспозиции, предпосылки саморазвития личности, которая может изучаться внеситуационно. По мнению автора, психологическая готовность к инновационной деятельности – динамическое качество личности, проявляющееся в общем показателе, а также в трех шкалах – «Инициативность», «Предпочтение деятельности, требующей инновативности», «Готовность к переменам». Опросник состоит из 21 утверждения, для каждого из которых предлагается 3 варианта ответа.
2. Личностный опросник Кеттела. Форма С опросника Кеттелла (Приложение В) состоит из 105 вопросов. В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности.
Теоретической и методологической основой теста Р. Кеттелла служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.
В данной работе мы использовали адаптированный вариант формы С, адаптация этой формы проводилась с 1972 года в исследовательской группе Э.С. Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ под руководством И.М. Палея сотрудниками А. Н. Капустиной, Л.В. Мургулец и Н.Г. Чумаковой.
Данная форма опросника состоит из 105 вопросов на каждый из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа».
Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях [32].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций. Инновация в широком смысле – результат инвестирования в развитие и приобретение новых знаний, ранее неиспользованной идеи обновления сфер жизни людей (технологии, продукты, организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация работы, сервис, наука, компьютеризация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыли, аванса, лидерства, приоритета, фундаментального улучшения, качественного превосходства, творчества, прогресса).
Инновационный процесс в общем виде представлен такими тремя стадиями, как новации, внедрение новации в практическую деятельность, диффузия инноваций.
В качестве психологических факторов готовности к инновационной деятельности выделяют внутренние и внешние. Наиболее значимыми являются внутренние психологические факторы, которым относят активность, направленность, индивидуально-типологические особенности, ценностные ориентации и отношения, способность к творческой деятельности и др.
Успешность, в профессиональной деятельности рассматривается как синоним эффективности, результативности и продуктивности деятельности. В качестве факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности, выделяют внешние и внутренние условия (мотивация к деятельности, когнитивные и моторные свойства, знания, умения, навыки, способности, функциональные состояния, содержание смысложизненных ориентаций, ценностей, высокий творческий потенциал, коммуникативная и социальная компетентность и др.).
Проблема отношения специалиста к инновационным процессам в профессиональной деятельности включает в себя отношение к работе в новых условиях, связанных с содержанием (изменением) самой деятельности, а также восприятие инноваций как необходимых перемен.
В ходе эмпирического исследования по методике «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева) было выявлено, что в готовности к инновационной деятельности преобладают средние значения. Именно для лиц со средними значениями параметров психологической диагностики могут быть успешно созданы и применены программы развития, просвещения, профилактики. Высокие показатели психологической готовности к инновациям представлены единичными измерениями.
В ходе исследования была выявлена статистически значимая взаисмосвязь между готовностью к инновациям и уровнем профессиональной успешности по критерию «уверенность в себе – тревожность». Профессионально успешные специалисты более уверены в себе, и соответственно, готовы к инновационной деятельности. Также существует взаимосвязь между готовностью к инновациям и уровнем профессиональной успешности по критерию «консерватизм – радикализм». Профессионально успешные специалисты менее консервативны, и соответственно, готовы к инновационной деятельности. Гипотеза исследования подтвердилась.
В ходе данного исследования на основе изученных теоретических и практических аспектов был разработан тренинг «Формирование и оптимизация готовности к инновациям», состоящий из 5 занятий («Мотивация на инновации», «Познай успешность», «Установка на организованность», «Эмоциональная готовность к инновациям», «Творчество и креативность»)., каждоܙе затрагивает оܙпределенный компонент готовности к инновациям: мотивационный, познавательный, организационный, эмоциональный, творческий.
Базоܙвые метоܙды, коܙтоܙрые испоܙльзуются в тренинге – группоܙвые дискуссии, игроܙвые метоܙды, моܙделироܙвание ситуаций, техники развития сенсоܙрноܙй чувствительноܙсти и медитативные техники.
1. Авдейчик, О. В. Региональный инновационный кластер: методология формирования и опыт функционирования : монография / О.В.Авдейчик, В.К.Пестис, В.А.Струк. - Гродно, 2009.- 392с.
2. Азгальдов, Г. Инновации: границы применения/Г.Азгальдов // Наука и инновации.- 2009.- № 11.- С. 53-55.
3. Аникевич, И. Инновации - путь развития / И. Аникевич // Гродзенская праўда. - 2017. – 14 студз. – С. 1 - 2.
4. Арендачук, И.В. Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности / И.В. Арендачук // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – № 1. – С. 29-34.
5. Бережная Н.И. Психофизиологические и психологические факторы профессиональной успешности оперативных сотрудников таможенных органов: автореферат дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2005. – 24 с.
6. Битянова, М., Беглова, Т. Я строю свою работу или работа «строит» меня? Проектно-аналитическая игра для педагогического коллектива // Школьный психолог. - 2008 - № 11.
7. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. - М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
8. Гаджиева, Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская, Н.В. Основы Самосовершенствования. Тренинг самосознания. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 144 с.
9. Гамидов, Г.С. Основы инноватики и инновационной деятельности/Г.С. Гамидов.- СПб.: Политехника, 2000. - 323 с.
10. Герасимов, Г.И., Илюхина, Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы, Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. – 136 с.
11. Жалагина, Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис. … д-ра психол. наук. – Тверь, 2004. – 309 с.
12. Зуев, Д. Целеполагание. Работа с целями. Планирование и контроль (Тренинг) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://deniszuev.ru/marketing-articles/104-tselepolaganie-rabota-s-tselyami-planirovanie-ikontrol
13. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. С.Д. Ильенковой – М.: Юнити, 1997.
14. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 400 с.
15. Кашкина, Л. Модель профессиональной компетентности педагога// Школьный психолог. – 2007. - № 12.
16. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009. 240 с.
17. Козулина Ю.Г. Теоретико-методологические подходы к исследованию инновационной готовности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №4. С. 244–249.
18. Козулина Ю.Г., Маланчук И.Г. Инновационная компетентность педагога. Инновационная готовность, профессиональная креативность: Технологии развития: учеб. пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 196 с.
19. Козулина, Ю.Г. Программа тренинга развития творческого мышления для студентов III - V курсов педагогического ВУЗа [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.kspu.ru
20. Котенёва, Е.Б. Психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и её показатели в деятельности социальных работников / Е.Б. Котенева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – Т. 10. № 3. – С. 12-16.
21. Краснорядцева О.М., Баланев Д.Ю., Щеглова Э.А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» // Сибир. психол. журн. 2011. № 40. С.164–175.
22. Кучко, Е. Е. Инновационные игры как элемент управленческой деятельности в современных условиях / Е. Е. Кучко // Управление и власть: сборник статей. – Минск, 2000. – С. 32–39.
23. Линде, Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. – М.: МосГУ, 2004. – 184 с.
24. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социологические исследования. 1996. №5. С. 117–128.
25. Мнеян, М.Г. Инновационный вызов времени/М.Г. Мнеян.- М.: Издательский дом «Сумма технологий», 2002. - 200 с.
26. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/intelekt.
27. Осетрова, Н.В. Тренинг развития управленческих навыков. – М.: Вершина, 2009. – 192 с
28. Процедура «Планирование будущего» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru). – Режим доступа: http://azps.ru/training/95.html.
29. Процедура «Я-реальное и Я-идеальное» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru). – Режим доступа: http://azps.ru/training/37.html.
30. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 3. – С. 60–67.
31. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003. – 175 с.
32. Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 62–65.
33. Салимова, Р.З. Проект методической программы Развитие креативного мышления у подростков [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-346670.html.
34. Сидоренко Е.В. Технология создания тренинга. – СПб.: Издательство «Речь»; OOO «Сидоренко и Ко», 2008. – 336 с.
35. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 704 с.
36. Теплинских М.В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы // Ползуновский вестник. – 2006. – № 3. – С. 252–257.
37. Титаренко, Л.Г. Модернизационный потенциал студенческой молодежи Беларуси: опыт эмпирического исследования / Л.Г. Титаренко // Петербургская социология сегодня. – 2017. – Вып. 8. – С. 7-17.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А УПРАЖНЕНИЯ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты эмпирического исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты