ВВЕДЕНИЕ
1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проводимого исследования. Конституционная обязанность - это тип правового обязательства и мера надлежащего поведения, закрепленная в нормах Конституции, общего характера, устанавливаемая и гарантируемая государством в интересах граждан и общества, что является необходимым элементом конституционно-правового обеспечения, статуса, направленная на эффективное функционирование конституционных правоотношений.
Конституция Республики Беларусь прямо закрепляет ряд обязанностей государства и граждан. К ним относятся обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (часть вторая статьи 34 Конституции); обязанность государственных органов, должностных лиц рассматривать обращения граждан и давать ответ по существу в срок, установленный законом (часть вторая статьи 40 Конституции); обязанность родителей или лиц, их заменяющих, воспитывать детей, заботиться о своем здоровье, развитии и образовании, а также обязанность детей заботиться о родителях или лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь (часть третья статьи 32 Конституции); обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции Республики Беларусь (статья 52 Конституции); обязанность уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц (статья 53 Конституции); обязанность сохранять историческое, культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (статья 54 Конституции); обязанность защищать природную среду (статья 55 Конституции); обязанность участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, сборов и других платежей (статья 56 Конституции); долг и священная обязанность защищать Республику Беларусь (статья 57 Конституции) и обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Республики Беларусь, предусмотренной Конституцией (ст. 59 Конституции) [1].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с ролью и местом органов внутренних дел в обеспечении исполнения гражданами Республики Беларусь своих конституционных обязанностей.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с ролью и местом органов внутренних дел в обеспечении исполнения гражданами Республики Беларусь своих конституционных обязанностей.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с ролью и местом органов внутренних дел в обеспечении исполнения гражданами Республики Беларусь своих конституционных обязанностей.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- определить. конституционные обязанности: понятие, содержание, классификация;
- рассмотреть правовое регулирование исполнения гражданами конституционных обязанностей: конституционно-правовая характеристика;
- проанализировать конституционно-правовое обеспечение исполнения гражданами конституционных обязанностей: институциональный аспект;
- рассмотреть роль ОВД в обеспечении исполнения гражданами конституционных обязанностей.
1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ: ПОНЯТИЕ, СО-ДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
Конституционные обязанности по сравнению с другими правовыми обязательствами имеют определенные особенности.
Во-первых, конституционные обязанности являются высшими. Все остальные обязанности, закрепленные в отраслевом национальном законодательстве, должны им соответствовать. В то же время, согласно статье 58 Конституции Республики Беларусь, правовые обязательства могут быть закреплены только в самой Конституции и законах Республики Беларусь. Мы считаем, что мы можем говорить о указах президента, которые имеют тот же объект правового регулирования, что и законы - важнейшие общественные отношения.
Во-вторых, обязанности, прямо закрепленные в нормах Конституции, служат правовой основой для всех других юридических обязанностей. Нормы Конституции становятся основной основой для всех других национальных отраслей права. Аналогичным образом, отраслевые обязанности разрабатываются на основе конституционных обязанностей.
В-третьих, для каждого субъекта правоотношений существует единый круг конституционных обязанностей. Требования норм Конституции, закрепляющие обязанности, распространяются на всех субъектов правоотношений, если иное прямо не предусмотрено законом.
В-четвертых, конституционные обязательства являются постоянными и не имеют пространственных границ. Действие конституционных обязанностей, как правило, не ограничивается каким-либо периодом времени или пребыванием на определенной территории.
В-пятых, конституционные обязательства характеризуются усилением правовой защиты. Все нормы Конституции, исходя из ее принципиального положения в системе нормативных правовых актов, подлежат усилению правовой защиты. Следовательно, конституционные обязанности, которые занимают соответствующую позицию по отношению к отраслевым обязанностям, также имеют это свойство.
Изучение и выполнение конституционных обязанностей связано с рядом проблемных вопросов и трудностей.
Одной из проблем является вопрос о взаимосвязи между конституционными и отраслевыми обязанностями. Как отмечалось выше, конституционные обязательства являются высшими, но это не исключает возможности закрепления в законодательстве других обязанностей, которые не противоречат принципам и сущности Конституции в целом. Все обязанности, закрепленные в отраслевом законодательстве, так или иначе являются выражением или развитием конституционных обязанностей. Но в то же время нельзя допускать чрезмерно свободного подхода к такой деятельности. Для отраслевых обязанностей должны существовать определенные границы.
Для того чтобы их определить, на наш взгляд, следует обратиться к статье 23 Конституции, в силу того, что обязанности по своему содержанию можно рассматривать как ограничения, так как их цель заключается в установлении определенного алгоритма действий, т.е. ограничения действий, ограничение прав и свобод. Исходя из этого, установление обязанностей в отраслевом законодательстве должно быть ограничено интересами национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875-XII (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 года, от 17 ноября 2004 года). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
2. Данилова, Н.Ф. Конституционное право в определениях и схемах: учеб.-метод. практикум для студентов высш. учеб. заведений, слушателей повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере экономики и образования / Н.Ф. Данилова. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 109 [3] с.
3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Книж. Дом; Интерпрессервис, 2003. – 832 с.
4. О воинской обязанности и воинской службе: Закон Респ. Беларусь, 5 нояб. 1992 г., № 1914-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
5. Эбзеев, Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. – М.: Норма, 2011. – 384 с.
6. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России / Л.Д. Воеводин. – М., 1997. – 184 с.