Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Диплом
на тему: «Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2018
251.00 BYN
Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Компетенция Президента в области социально-экономической жизни
2.2. Компетенция Президента в решении международных вопросов
2.3. Компетенция Президента в законодательном процессе
3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
Главой государства Республики Беларусь выступает Президент. Его правовой статус закреплен Конституцией Республики Беларусь.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время Президент Республики Беларусь – это не только должностное лицо, возглавляющее наше государство, но и тот субъект, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, он представляет белорусское государство на международной арене, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь. Все это свидетельствует о важности конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь.
Проблемы определения конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь уже достаточно широко разработаны в юридической литературе как отечественными учеными, так и представителями зарубежной науки.
И на современном этапе особенностям правового статуса Главы белорусского государства уделяется довольно пристальное внимание среди многих ученых-правоведов. В их числе М. В. Баглай, Г. А. Василевич, Д. М. Демичев, Б. П. Елисеев, М. А. Козак, А. И. Курак, В. А. Круглов, Н. М. Кондратович, С. Г. Паречина и другие.
Объект исследования дипломной работы – общественные отношения, возникающие при регулировании деятельности Президента Республики Беларусь.
Предмет исследования – нормативные правовые акты Республики Беларусь и других зарубежных стран, регулирующие конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь, учебники, учебные пособия, научные статьи, монографии, научные взгляды, научные гипотезы, в которых исследуются указанные выше общественные отношения.
Целью дипломного исследования является систематизация и углубление теоретических и практических знаний при исследовании вопросов конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить правовые основы института президентства;
- охарактеризовать возникновение и развитие президентства в Республике Беларусь;
- определить место и роль Президента в системе государственных органов;
- дать характеристику порядка избрания Президента в Республике Беларусь;
- охарактеризовать компетенцию Президента Республики Беларусь;
- выявить проблемы совершенствования законодательства, регулирующего порядок функционирования института президентства в Республике Беларусь.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
Республика Беларусь – это молодое суверенное государство, которое движется на пути построения демократического правового государства, которое основано на базе развитого гражданского общества. Это достаточно сложный и длительный по времени процесс, который предусматривает изменение ранее существующей тоталитарной системы, пересмотр действовавшей ранее Конституции и создание новых властных структур.
Именно поэтому вовсе не является случайным то, что после приобретения независимости главной задачей Республики Беларусь являлось принятие Конституции и создание новой структуры власти – института президентства.
Институт президентства также именуется институтом главы государства. Он является неотъемлемой частью механизма государственного управления любого современного государства. Глава государства – это официальное лицо (орган), которое занимает, по общему правилу, высшее место в существующей иерархии государственных институтов. Глава государства осуществляет верховное представительство государства во внутриполитической жизни, а также в отношениях с иными странами [1, с. 210].
В современных государствах, в том числе и в Республике Беларусь, главой государства выступает Президент.
Права, обязанности, ответственность Президента как Главы государства в каждой стране различны. В зависимости от объема полномочий определяется и форма правления (президентская, пар-ламентарная или иная модель республики).
Мировая практика свидетельствует, что концентрация в руках одного человека общегосударственных функций и задач обусловливается рядом факторов, а именно:
- необходимость упрочения государства и всего общества, обеспечение равновесия социальных, национальных, региональных и других интересов, выражаемых отдельными гражданами, их объединениями, трудовыми коллективами, регионами и на этой основе единства государства;
- обеспечение более действенного решения жизненно важных для государства и общества вопросов;
- требование наиболее оптимального и оперативного управления за счет установления персональной ответственности за положение дел в стране, что порой «размывается» при коллективном руководстве [2, с. 94-95].
Так, ст. 79 Конституции Республики Беларусь закреплено, что Глава государства, гарант Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является непосредственно Президент Республики Беларусь [3].
Президент (от лат. Praesidens – «сидящий впереди», то есть председательствующий на собрании). В нынешнем понимании Президент государства – это единоличный глава государства, который получает свои полномочия путем выборов.
Институт президентства впервые был оформлен Конституцией США в 1787 г. В настоящее время данный институт относится к числу одних из наиболее распространенных институтов государственной власти – из 192 государств-членов ООН – свыше 130 имеют в государственном механизме пост президента [4, с. 157].
2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Компетенция Президента в области социально-экономической жизни
Компетенция Президента Республики Беларусь характеризуется широкими полномочиями Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления. Данные полномочия пронизывают абсолютно все сферы трех ветвей власти.
В самом общем виде полномочия Президента Республики Беларусь могут быть разделены на две группы:
- исключительные полномочия, то есть имеющие преобладающий характер;
- совместные полномочия с иными государственными органами [19].
Н. А. Карпович делит полномочия Президента на две группы: системообразующие и специальные. Системообразующие полномочия присущи ему исключительно как Главе государства. Они предусмотрены Основным законом страны. Для реализации экологической функции государства значение имеют такие вытекающие из Конституции полномочия, как назначение республиканских референдумов по важнейшим экологически значимым вопросам общественной жизни, образование, упразднение и реорганизация органов государственного управления, обладающих полномочиями по регулированию экологически значимых отношений, подписание межгосударственных и отдельных межправительственных договоров по вопросам сотрудничества в экологической сфере, введение чрезвычайного положения, подписание законов об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, иных экологически значимых законов, принятых Парламентом, и др. [22, с. 31].
В некоторых изданиях полномочия Президента Республики Беларусь подразделены на три группы:
- организационно полномочия (образование Администрации Президента Республики Беларусь, назначение высших должностных лиц государства, к примеру);
- руководящие полномочия (основная функция Президента Республики Беларусь – осуществление руководства всем государством в целом, и его органами). Президент в первую очередь осуществляет руководство органами исполнительной власти, ему подчинёнными. Руководить деятельностью подчинённых – это право и обязанность Президента. Такое полномочие вытекает из организационного построения управленческой системы и основано на принципах централизации и децентрализации;
- контрольные полномочия (Президент Беларуси наделен рядом полномочий по контролю в сфере государственного управления).
Г. А. Василевич компетенцию Президента Республики Беларусь разделил в зависимости от сферы полномочий Президента:
— полномочия в сфере народовластия, формирования коллегиальных представительных органов:
а) назначение республиканских референдумов [3, п. 1 ст. 84];
б) назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
в) роспуск палат;
г) обращение с посланиями к народу, а также парламенту;
— полномочия в кадровой сфере (выражаются в праве назначать и освобождать от должности соответствующих лиц).
3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На сегодняшний день одним из актуальных остается вопрос о месте Президента Республики Беларусь в системе государственной власти.
Так, государственная власть в Республике Беларусь разделена на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную [3, ст. 6].
Президент не входит ни в одну из классических ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную) и выведен за рамки разделения властей. Невозможно не согласиться с белорусским исследователем С. Г. Паречиной в том, что Президент оказывает существенное воздействие на формирование и деятельность всех государственных органов. Его полномочия чрезвычайно широки и касаются по существу всех направлений организации и осуществления государственной власти. Эти полномочия формируются за счет полномочий других властей, что дает основания утверждать о четком оформлении четвертой ветви власти – президентской [51, с. 16].
Теоретик-конституционалист Б. Констан пересмотрел классическую теорию власти и пришел к выводу, в конституционных монархиях должны существовать не три, а четыре власти. Четвертую власть он считал необходимым предоставить королю для того, чтобы ликвидировать конфликты между тремя другими властями. Поэтому он назвал ее сдерживающей или уравновешивающей властью (le pouvoir moderateur). Нынешнее представление о президентской власти как о новой ветви власти – по сути вариация констановского учения о четырех властях, модифицированная к республиканской форме правления.
Концепция четвертой ветви власти с недавнего времени обсуждается и в белорусской науке конституционного права (Д. М. Демичев, Д. А. Лагун, Т. С. Масловская, Л. Ю. Сергеенко, А. Г. Тиковенко и др.) [52, с. 228].
Для обобщения таких взглядов, думается, необходимо учесть следующее. Во-первых, Президент Республики Беларусь является Главой государства, занимает самостоятельное место в системе высших государственных органов, не входя в традиционную систему разделения властей. Во-вторых, Конституция исходит из ведущей роли Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. Это отразилось и на последовательности разделов Основного Закона. Раздел о Президенте открывает список разделов, посвященных высшим органам государственной власти Республики Беларусь. Это является доказательством того, что Президент занимает основное, главенствующее место в иерархии государственных органов.
Но, по мнению белорусского исследователя Д. А. Лагуна, президентская власть в Республике Беларусь не образует самостоятельной (четвертой или первой) ветви власти, поскольку Конституция Республики Беларусь закрепляет деление власти только на три ветви. Он указывает, что при употреблении термина «президентская власть» имеется в виду обобщающее понятие, при помощи которого описывается объем государственно-властных полномочий высшего должностного лица государства как политического субъекта. Компетенция Президента рассредоточивается, рассеивается в полномочиях различных ветвей власти, по основе своей относится к исполнительной. Д. А. Лагун отмечает, что, исходя из предназначения поста Главы государства, – выступать посредником в конфликтах между ветвями власти – предлагается возглавляемую им власть (ветвь власти) называть арбитражной, а главу государства – арбитром [53, с. 73].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Институт Президентства в Республике Беларусь выделен в самостоятельную ветвь власти и играет наиважнейшую роль в формировании, функционировании и развитии всего конституционного строя.
На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение понятия «Президент»: «Президент – это Глава государства». Он является высшим должностным лицом Республики Беларусь, которое избирается непосредственно народом и олицетворяет его единство, гарантирует реализацию Конституции, в том числе за¬крепленных в ней прав и свобод граждан, основных направлений внутренней и внешней политики, представляет государство, в том числе за его пределами, обеспечивает суверенитет государства, национальную и территориальную целостность, стабильность, взаимодействие между органами государственной власти, а при необходимости – посредничество между ними.
Пост Президента Республики Беларусь впервые был введен вместе с принятием в 1994 г. Конституции Республики Беларусь. Однако несмотря на его введение, структура органов государственной власти оставалась такой же, как и при существовании СССР.
В 1995 г. был принят Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь».
В 1996 г. был проведен референдум, целью которого было изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь. В результате данного референдума правовой статус Президента Республики Беларусь был детально регламентирован. Впоследствии его правомочия дополнялись, изменялись.
В 2004 г. был проведен еще один референдум, результатом которого явилась конституционно закрепленная возможность Президента быть переизбранным неограниченное число раз.
Возникновение института Президентства в Республике Беларусь связано с принятием в 1994 г. Конституции Республики Беларусь.
Компетенция Президента Республики Беларусь достаточно обширна. Он наделен множественными полномочиями в сфере государственного управления. Практически все сфере общественной и государственной жизни пронизаны полномочиями Президента Республики Беларусь. При этом такие полномочия могут осуществляться им как самостоятельно, так и совместно с иными органами государственной власти.
Полномочия Президента можно разделить на следующие группы:
— полномочия в сфере народовластия, формирования коллегиальных представительных органов;
— полномочия в кадровой сфере (выражаются в праве назначать и освобождать от должности соответствующих лиц);
— полномочия в области руководства внутренней политикой и взаимоотношений с другими государственными органами;
— полномочия в области осуществления конституционного статуса личности;
— полномочия в области внешней политики;
— полномочия в области обеспечения безопасности и обороны государства, стабильности общественного порядка;
— полномочия Президента в законодательном процессе.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 мар. 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.
2. Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с
3. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / М.В. Баглай, Ю.И Лейбо. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
4. Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Никулин. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332 с.
5. Катков, Д.Б. Конституционное право России: учебное пособие / Д.Б. Катков, Е.В. Корчиго. – М.: Юриспруденция, 1999. – 288 с.
6. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г. № 3602-XII (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1997. – № 24. – 463; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/1263.
7. Паречина, С.Г. Институт президентства: история и современность / С.Г. Паречина, Е.В. Матусевич. – Минск: ИСПИ, 2003. – 163 с.
8. Хутинаев, И.Д. Институт президентства Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / И. Д. Хутинаев. – М., 1994. – 17 с.
9. Елисеев, Б.П. Институт президентства Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук, 12.00.02 / ИБ.П. Елисеев. – М., 1992. – 18 с.
10. О нормативных правовых актах: Закон Респ. Беларусь, 17 июл. 2018 г. № 130-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2018. – № 130. – 2/2568.
11. Чиркин, В.Е. Сравнительное правоведение / В.Е. Чиркин. – М.: Международные отношения, 2012. – 336 с.
12. Чепурнова, Н.М. Теория государства и права: учебное пособие / Н.М. Чепурнова, А.В. Серегин. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.
13. Ипатов, В. Д. Становление института президентства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Режим доступа: http://center.gov.by/stanovlenie-instituta-prezidentstva/. – Дата доступа:
14. Козак, М.А. Становление института президентства в Беларуси и за рубежом / М.А. Козак // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы. В 2 т. Т. 2. Проблемы унификации законодательства в Содружестве Независимых Государств и Европейском Союзе: сб . науч. тр. – Минск, 2008.
15. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь в таблицах, схемах, определениях: справочное пособие / А.И. Курак. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Белтаможсервис, 2003. – 288 с.
16. О назначении республиканского референдума: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 сент. 2004 г., № 431 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 142. – 1/5825.
17. Круглов, В.А. Основы права Республики Беларусь / В.А. Круглов. – Минск: Изд-во МИУ, 2002. – 203 с.
18. Демичев, Д.М. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2004. – 351 с.
19. Василевич, Г.А. Полномочия Президента Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск: «Право и экономика», 1999. – 832 с.
20. Кондратович, Н.М. Республиканский глава государства в зарубежных странах / Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько. – Минск: Веснiк Канст. Суда Рэспублiкi Беларусь, 2005. – 245 с.
21. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 февр. 2000 г., № 219-З (с изм. и доп. ) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 25. – 2 / 145; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/2266.
22. Карпович, Н.А. Полномочия Президента Республики Беларусь по реализации экологической функции государства / Н.А. Карпович // Право.by. 2011. – № 4. – С. 30–35.
23. О некоторых вопросах Национальной академии наук Беларуси: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 февр. 2003 г., № 56 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 17. – 1 / 4378; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. –1/17427.
24. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 дек. 2016 г., № 466 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – 1 / 16792; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 1/17378.
25. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 нояб. 1994 г., № 209 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1994. – № 11. – 1 / 2073; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 1/291.
26. О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 март. 1998 г., № 157 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1998. – № 9. – 1 / 2333; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 1/17593.
27. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 нояб. 2006 г., № 18 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 198. – 1 / 8110; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – № 2. – 1/13344.
28. О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь, 18 июн. 1993 г., № 2435-XII (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1993. – № 24. – 2 / 399; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. –2/2431.
29. О физической культуре и спорте: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2014 г., № 125-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 16. – 2 / 2123; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/2530.
30. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г. № 1982-XІІ (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – 2 / 360; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. –2/2604.
31. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г. № 425-З (с изм. и доп. ) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 187. – 2 / 1522; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/2401.
32. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Респ. Беларусь, 14 июл. 2008 г. № 406-З (с изм. и доп. ) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2 / 1503; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/2398.
33. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 24 де. 2015 г. № 332-З (с изм. и доп. ) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 184. – 2 / 1530; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/2590.
34. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 30 апр. 2014 г. № 149-З (с изм. и доп. ) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 184. – 2 / 2147; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/2604.
35. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 212. – 1/11914; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 1/16693.
36. О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2008 г., № 563 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 251. – 1 / 10128; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – № 197. – 1/17093.
37. О присоединении Республики Беларусь к Протоколу по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года: Указ Президента Респ. Беларусь, 31 мар. 2009 г., № 159 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 83. – 1 / 10582.
38. Минько, Н. Компетенция Президента Республики Беларусь в области использования природных ресурсов / Н. Минько // Юстыцыя Беларусi. – 2015. – № 1. – С. 1–4.
39. Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г. № 243-З (с изм. и доп. ) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 13. – 2 / 1795; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/2402.
40. Фарафонов, Д.В. Проблемы реализации полномочий Президента Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук : 12.00.02 / Д.В. Фарафонов. – Сургут, 2003. – 127 с.
41. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 421-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2 / 1518; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/2544.
42. 11 июля Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание по приоритетам внешней политики Беларуси на современном этапе [Электронный ресурс] / Навiны. – Режим доступа: http://www.knews.by/?p=38382. – Дата доступа:
43. Курак, А.И. Основы конституционного права: курс лекций: в 2 ч. / А.И. Курак. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 265 с.
44. О Государственной границе Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 июл. 2008 г. № 419-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2 / 1516; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2/2606.
45. Лагун, Д.А. Понятие правового акта главы государства / Д.А. Лагун // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики: сб. науч. тр. / редкол.: С. А. Балашенко. – Минск: БГУ, 2005. – 66–79.
46. Гавриленко, Д.А. Административное право: учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С. А. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2002. 416 с.
47. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г. № 455-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 279. – 2 / 1552; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 11.05.2016. – 2/2360.
48. Петрова, М.С. Нормативные правовые акты президента Республики Беларусь и их место в системе законодательства / М.С. Петрова // Управление в социальных и экономических системах: м-лы ХVII Международной научно-практической конференции (2-6 июня 2008 г., г. Минск) / Минский ин-т управления; редкол.: Н.В. Суша [и др.]. – Минск, 2008. – С. 331–332.
49. Лагун, Д.А. Анализ юридической природы указов президента Республики Беларусь / Д.А. Лагун // Право и демократия: сб. науч. тр. – Минск, 2005. – Вып. 16. – С. 42–55.
50. Иванов, В.С. Основы права Республики Беларусь / В.С. Иванов. – Минск: ВУЗ-ЮНИТИ, 2000. – 134 с.
51. Паречина, С.Г. Президентство в политической системе общества: сравнительный анализ: аврореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.01 / С.Г. Паречина; Бел. гос. ун-т. – Минск, 2001. – 20 с.
52. Полещук, О.О. Президент Республики Беларусь в системе разделения властей / О.О. Полещук // Актуальные вопросы современной правовой науки: м-лы Межд. науч. конф. – Минск, 2011. – С. 227–229.
53. Лагун, Д.А. Президент Республики Беларусь – Глава государства / Д.А. Лагун // Основы конституционного строя Республики Беларусь : проблемы и перспективы: сб. м-лов III республиканской науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, Брест, 30 мая 2002 г. / Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Юридический факультет; под. ред. Б. М. Лепешко. – Брест, 2002. – С. 72–74.
54. Масловская, Т.С. Институт президентства в Республике Беларусь: автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.02 / Т.С. Масловская; Бел. гос. ун-т. – Минск, 2004. – 18 с.
55. Демичев, Д.М. Конституция Республики Беларусь и некоторые проблемы совершенствования конституционного законодательства / Д.М. Демичев // Конституция Республики Беларусь и вопросы правоприменения: м-лы круглого стола, 13 марта 2009 г. – Минск, 2010. – С. 38–43.
56. Тиковенко, А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика / А.Г. Тиковенко // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 1997. – № 1. – С. 33–34.
57. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Конституция. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm. – Дата доступа:
58. Конституция Литовской Республики [Электронный ресурс] / Конституции стран мира на русском языке. – Режим доступа: https://legalns.com. – Дата доступа:
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты