Уголовная ответственность за торговлю людьми: проблемные вопросы квалификации
Академия МВД РБ
Диплом
на тему: «Уголовная ответственность за торговлю людьми: проблемные вопросы квалификации»
по дисциплине: «Уголовное право и криминология»
2018
251.00 BYN
Уголовная ответственность за торговлю людьми: проблемные вопросы квалификации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Уголовное право и криминология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНОГО И КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СОСТАВОВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
2.1 Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст.181 Уголовного кодекса Республики Беларусь
2.2 Анализ квалифицирующих признаков торговли людьми
ГЛАВА 3 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
3.1 Отграничение торговли людьми от смежных составов преступлений
3.2 Анализ правоприменительной практики и проблемные вопросы уголовно-правовой оценки торговли людьми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Торговля людьми является одним из наиболее опасных глобальных вызовов современности и считается грубейшим нарушением основополагающих прав человека. По разным оценкам, ежегодно жертвами этого преступления становятся сотни тысяч людей.
Противодействие торговле людьми, незаконной миграции и другим связанным с ними противоправным деяниям является одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов Республики Беларусь, по защите национальной безопасности, обеспечению прав человека и основных свобод.
За короткое время в Беларуси с учетом передового международного опыта разработано национальное законодательство, направленное на ликвидацию торговли людьми, в рамках государственных программ по противодействию торговле людьми и нелегальной миграции реализован широкомасштабный комплекс мер по повышению эффективности противодействия угрозе трафикинга и обеспечение безопасности населения страны. Национальные меры по пресечению трафикинга способствовали тому, что борьба с торговлей людьми стала одним из приоритетных направлений деятельности Беларуси на международной арене.
Активность Беларуси в данной сфере, подкрепленная рядом действенных мер на национальном уровне, позволила нашей стране завоевать на международной арене репутацию признанного лидера борьбы с трафикингом. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
В настоящее время проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества, и в борьбе с этим явлением в нашей стране уже достигнут существенный прогресс, она имеет достаточно серьезное значение и ей уделяется приоритетное внимание.
Также стоит отметить, что нельзя сказать о том, что белорусский законодатель учел все квалифицирующие признаки торговли людьми и установил ответственность повышенную при их наличии. К примеру, в отличие от российского уголовного законодательства, белорусский УК не предусматривает повышенной уголовной ответственности за торговлю людьми, совершенную в отношении заведомо для лица зависимого лица. Данный пробел, по нашему мнению, должен быть устранен.
Цель работы – изучить проблемные вопросы квалификации уголовной ответственности за торговлю людьми.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе привлечения виновных к уголовной ответственности за торговлю людьми.
Предмет исследования – уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи исследования:
- охарактеризовать историю развития уголовного законодательства Республики Беларусь в области ответственности за торговлю людьми;
- дать уголовно-правовую характеристику состава преступления, предусмотренного ст. 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь;
- проанализировать квалифицирующие признаки торговли людьми;
- отграничить торговлю людьми от смежных составов преступлений;
- проанализировать правоприменительную практику и выявить проблемные вопросы уголовно-правовой оценки торговли людьми.
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ
История развития уголовной ответственности за торговлю людьми в Беларуси базируется на нормах международного права. Правовое оформление как недопустимое антиобщественное явление торговля людьми впервые получила в XIX в. с принятием в 1815 г. Венским конгрессом Генерального акта, к которому было присоединено приложение о запрете торговли африканцами на международном уровне [1, с. 374].
Следующим этапом стал Аахенский конгресс 1818 г., на котором торговля рабами не только запрещалась, но и объявлялась преступной. Далее последовал Лондонский договор 1841 г., заключенный Англией, Францией, Россией, Австрией и Пруссией, приравнявший работорговлю к уже наказуемому в то время пиратству. В 1885 г. был принят Генеральный акт Берлинской конференции, констатировавший запрещение работорговли международным правом и использование территории бассейна реки Конго в качестве рынка чернокожих рабов, а также транзитных путей при их перевозке. В 1890 г. Генеральный акт Брюссельской конференции установил обязательство договаривающихся государств разработать и принять в национальном праве законы, предусматривающие уголовную ответственность за насильственный захват заложников [1, с. 375].
Однако эти действия, хотя и были направлены против работорговли, однако не отменяли ее как таковую. Только договор Сен-Жермена, заключенный в 1919 г. и отменяющий Общий закон Брюсселя, регламентировал для договаривающихся сторон обязанность сотрудничества по полному уничтожению рабства и работорговли [2, с. 153-154].
В тот же период были приняты международные документы в области предотвращения торговли женщинами и детьми для проституции. Например, соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Германией и Нидерландами в 1889 г., между Германией и Австрией в 1890 г. Первым многосторонним правовым актом в этом направлении было Соглашение о конкретных мерах, принятых государствами для борьбы с торговлей женщинами в 1904 г., основой по разработке Международной конвенции о борьбе с торговлей женщинами [3, с. 19].
По нашему мнению, значимость последней Конвенции состоит в том, что она:
- во-первых, закрепила определение преступных деяний, с которыми государства – участники конвенции обязываются вести борьбу (склонение или вовлечение в разврат несовершеннолетних и совершеннолетних женщин и детей, в том числе и в случаях, когда отдельные действия, составляющие эти преступные деяния, совершались в разных странах);
- во-вторых, впервые констатировала, что лица, виновные в указанных преступлениях, должны наказываться по законодательству государств – участников лишением свободы или выдаваться по требованию других заинтересованных государств;
- в-третьих, установила обязанность государствам-участникам сотрудничества друг с другом в борьбе с данными преступлениями.
В развитие положений Конвенции 1910 г. в рамках Лиги Наций была заключена Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г., определившая обязанность государств-участников привлекать к уголовной ответственности лиц, которые вовлекают женщин в занятие проституцией, а также собственно торгуют женщинами и детьми.
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНОГО И КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СОСТАВОВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
2.1 Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь
Торговля людьми – возмутительное для современного мира социальное явление, граничащее с рабством, являющееся криминальным по своей сути. Представляет собой особую, крайнюю форму дискриминации человека. Общественная опасность такого рода поведения выражается в грубом нарушении прав, достоинств и личной свободы человека.
Социальная обусловленность уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за торговлю людьми, прежде всего, предопределено целью повышенной защиты личности от различных негативных явлений современной жизни. Это непреложный постулат любого цивилизованного общества [15, с. 6].
Проанализируем состав преступления, предусмотренного ст. 181 УК «Торговля людьми». Для этого необходимо назвать его объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Объект преступления − это нарушаемое преступлением общественное отношение или нарушаемый порядок поведения в определённой сфере жизнедеятельности общества. Самостоятельно выделяется такой признак объекта, как предмет преступления.
Значение объекта преступления заключается в следующем. Прежде всего, как элемент состава преступления он обязателен абсолютно для любого преступления (нет объекта – нет преступления). Объект преступления является основой для построения системы Особенной части УК, определения места включения в неё вновь принимаемых статей. Исключительно важное значение имеет объект для правильной квалификации преступления, а также для разграничения смежных составов преступлений [16, с. 103].
Преступление, предусмотренное ст. 181 УК, посягает на личную свободу человека, лишает его возможности самостоятельно определять его место жительства, вид деятельности и зачастую собственную судьбу, превращая его в раба, в товар, унижая честь и достоинство личности. Жертвами этого преступления могут быть лица, зависящие от сторон сделки. Как правило, это несовершеннолетние, чаще всего несовершеннолетние. Взрослые также могут быть жертвами в зависимости от различных причин: деменции, наркомании, других психических заболеваний, инвалидности, незнания местного языка, отсутствия средств к существованию и т.п. [17, с. 223].
Непосредственным объектом торговли людьми являются общественные отношения, обеспечивающие личную свободу человека. Впервые концепция признания общественных отношений объектом преступных посягательств в начале 90-х гг. XX в. подверглась критике со стороны ряда ученых-криминалистов, которые считали ее заидеологизированной и не соответствующей реальной действительности [18, с. 32]. Личная свобода – это не только свобода физическая (то есть свобода передвижения, определения места нахождения и т.д.), но и свобода, предполагающая отсутствие какого-либо психического давления, направленного на изменение поведения человека. В цивилизованном обществе личная свобода человека не может быть предметом каких-либо сделок.
ГЛАВА 3 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
3.1 Отграничение торговли людьми от смежных составов преступлений
Сравнительный анализ показывает, что норма, предусматривающая ответственность за торговлю людьми, находится в тесной конкуренции с другими уголовно-правовыми нормами. Проведение отграничения со смежными составами преступлений способствует пониманию сущности и признаков торговли людьми. Определенные варианты торговли людьми, совершенные в целях сексуальной эксплуатации (особенно сутенерство), конкурируют с использованием занятия проституцией или созданием условий для занятия проституцией (ст. 171 УК). Согласно ч. 2 примечаний к ст. 181 УК использование занятия проституцией является разновидностью сексуальной эксплуатации [21]. Широкая трактовка законодательной формулировки «использование занятия проституцией» будет охватывать некоторые варианты торговли людьми. Представляется, что термин «использование занятия проституцией» следует толковать ограничительно.
Возникает вопрос о разграничении вербовки в целях сексуальной эксплуатации (ст. 181 УК) и вовлечения в занятие проституцией (ст. 171.1 УК).
Некоторые исследователи под вовлечением в занятие проституцией понимают шантаж, угрозу уничтожения, повреждения или хищения имущества; необоснованные действия по службе, влекущие неблагоприятные последствия для жертвы, любые ненасильственные действия, побуждающие к занятию проституцией хотя бы одного человека [34, с. 17]. При этом отдельные авторы не усматривают признаки преступления в случае, если вовлекаемое в занятие проституцией лицо сохраняет свободу действий и может отказаться от предоставляемого ему занятия. Если же лицо ставится вовлекателем в ситуацию, когда оно вынуждено вопреки своему изначальному желанию начать заниматься проституцией, то вовлечение в занятие проституцией налицо [35, с. 326]. С такой позицией трудно согласиться, поскольку вынужденность оказания сексуальных услуг при отсутствии свободы выбора в отдельных случаях может рассматриваться как элемент сексуальной эксплуатации в рамках торговли людьми.
Несколько иной смысл вкладывается правоприменителем в понятие «вербовка», которое в русском языке означает набирать, нанимать на работу кого-либо; привлекать, склонять к участию в каком-либо деле [36, с. 64]. Это понятие охватывает как действия, направленные на заключение соглашения с лицом (начало вербовки), так и заключение такого соглашения (завершение вербовки). Применительно к торговле людьми вербовку следует рассматривать как наем, набор для каких-либо работ, привлечение к какой-либо деятельности, в том числе запрещенной законом, лиц с целью дальнейшей их эксплуатации. Вербовка может выступать в качестве самостоятельного деяния, предусмотренного ст. 181 УК, но вместе с тем быть и начальным действием последующего перемещения, укрывательства, продажи.
Как показывает практика, вербовка с целью сексуальной эксплуатации носит добровольный характер и сопряжена, как правило, с обманом, злоупотреблением доверием или использованием зависимого положения, при котором потерпевший соглашается на предложенную работу, заблуждаясь либо относительно рода такой работы, либо условий предлагаемой деятельности, не сознавая того, что в дальнейшем будет подвергнут эксплуатации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История становления законодательства о запрете торговлей людьми имеет длительный период. Развитие отечественного законодательства напрямую сочетается с международным. Вхождение белорусского государства в международное сообщество, гармонизация международного и национального права, а также необходимость обеспечения должного уровня их соответствия явились стимулом к тому, что Республика Беларусь стала достаточно внимательно относиться к своим международно-правовым обязательствам.
Ввиду того, что трафикеры и сутенеры располагают транснациональными криминальными связями, хорошо знают уголовное законодательство и постоянно меняют тактику своих преступных действий, в Беларуси решили противостоять их уловкам и способам ухода от ответственности путем криминализации максимального количества деяний, связанных с торговлей людьми. По инициативе МВД в УК в 2005, 2008 и 2015 гг. внесены изменения и дополнения и сейчас 61 в стране действуют помимо состава преступления «торговля людьми» еще шесть составов преступлений, которые охватывают все виды и формы «современного рабства». Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15 лет со штрафом (в ред. Закона Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 171-З).
На сегодняшний день уголовная ответственность за торговлю людьми установлена УК.
В ст. 181 УК (в прежней редакции) содержалась более узкая трактовка понятия торговли людьми, не охватывавшая ряд действий, подпадающих под понятие этого состава преступления. С учетом предложений автора в новой редакции ст. 181 УК понятие торговли людьми расширено за счет введения дополнительных признаков, вследствие чего уголовно-правовое понятие этого преступления стало в полной мере соответствовать определению торговли людьми в международно-правовом аспекте.
Торговля людьми представляет высокую общественную опасность, относится законодательством к категории тяжких преступлений, имеет формальный состав. Законодательством предусмотрен широкий перечень квалифицирующих признаков.
Объект преступления – жизнь и здоровье человека, его свобода. Объективная сторона выражена в совершении альтернативных действий, которые и представляют собой торговлю людьми (вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека с целью эксплуатации) и соответствующего способа (обман, либо злоупотребление доверием, либо применение насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угроза применения такого насилия).
Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона преступления представлена прямым умыслом и целью эксплуатации.
Ст. 181 УК представлена тремя частями, 2 и 3 из них устанавливают повышенную ответственность за торговлю несовершеннолетними, беременной женщиной, лицом с использованием своего служебного положения, в отношении заведомо малолетнего и т.п.
Предлагаем п. 7 ч. 2 ст. 181 УК изложить в следующей редакции: «в отношении заведомо для виновного беременной женщины либо зависимого лица». Обусловлено это тем, что на сегодняшний день подобного квалифицирующего признака УК не закрепляет.
Полагаем, при разграничении сходных по характеру преступных деяний значение критерия разделения таковых имеет не один признак, а их совокупность. Для этого в уголовном законе должны содержаться четкие правовые дефиниции соответствующих деяний. Это касается и преступлений, связанных с торговлей людьми. Только при таких условиях возможно предупредить ошибки при их квалификации и отграничении от сходных деяний, посягающих на сходные правоотношения.
1. Вышинский, А. Дипломатический словарь: в 2 т. Т. 1 / А. Вышинский. – М. : Гос. изд-во полит. лит., 1948. – 855 с.
2. Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук ; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. –3-е изд., перераб. и доп. – М. : Волтерс Клувер, 2005. – 544 с.
3. Галенская, Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью / Л.Н. Галенская. – Л. : ЛГУ им. А.А. Жданова, 1978. – 44 с.
4. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. – Режим доступа : http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. – Дата доступа :
5. Модельный уголовный кодекс : рекомендательный законодательный акт для Содружества Независимых Государств : принят на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] : постановление № 7-5 от 17 февр. 1996 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901781490. – Дата доступа:
6. О рабстве [Электронный ресурс] : Конвенция Организации Объединенных Наций от 25 сентября 1926 г. // Организация объединенных наций. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ convention_ slavery.shtml. – Дата доступа :
7. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 3 мая 2003 г., № 195-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.06.2008 г. № 349-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. О присоединении Республики Беларусь к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 40-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Коротич, Е.А. Уголовно-правовая охрана личной свободы в Республике Беларусь : монография / Е.А. Коротич ; под науч. ред. В.В. Марчука ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2017. – 200 с.
10. О противодействии торговле людьми [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г., № 350-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2016 г. № 414-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. Актуальные вопросы противодействия торговле людьми и незаконной миграции в Республике Беларусь : сб. ст. студентов, преподавателей, практических работников / Учреждение образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»; редкол.: Т.П. Афонченко, А.Э. Набатова. – Гомель : ГГУ, 2009. – 162 с.
12. Кузнецов, Н.Ф. Уголовный кодекс Испании / Н.Ф. Кузнецов, Ф.М. Решетников. – М. : Зерцало, 1998. – 218 с.
13. Марчук, В. Торговля людьми (уголовно-правовой анализ и квалификация) / В. Марчук // Судовы веснiк. – 2002. – № 4. – С. 41–45.
14. Саркисова, Э.А. Уголовный кодекс Республики Польша / Э.А. Саркисова, А.И. Лукашов ; под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. – Минск, 1998. – 128 с.
15. Волков, К.А. Торговля людьми: вопросы квалификации и правоприменения : учебно-практическое пособие / К.А. Волков, Д.В. Ивашкин. – Хабаровск, 2009. – 120 с.
16. Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть : учеб. пособие для студ. вузов / Н.А. Бабий. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 663 с.
17. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.] ; под ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
18. Ретнева, Н.И. Уголовная ответственность за торговлю людьми : монография / Н.И. Ретнева ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. – 151 с.
19. Попов, А.В. История государства и права зарубежных стран : учебник и практикум для СПО / А.В. Попов. – М. : Юрайт, 2017. – 421 с.
20. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : 16 июл. 1999 г. № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в Кодекс с 17 июля 2018 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : Академия МВД, 2018. – 367 с.
21. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. Буряк, М.Ю. Торговля людьми борьба с ней : монография / М.Ю. Буряк. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – 216 с.
23. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних : Постановление Верховного Суда Респ. Беларусь, 28 июня 2002 г., № 3 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 83. – 6/331.
24. Шмигирилова, Д.Д. К вопросу об объективной стороне ст. 127.1 УК РФ (Торговля людьми) / Д.Д. Шмигирилова // Тенденции развития уголовного законодательства: 20-летие принятия Уголовного кодекса Российской Федерации : м-лы Всерос. науч. конф. – М. : РУДН, 2017. – С. 108–111.
25. Кулакова, Н.Г. Ответственность за торговлю людьми по действующему законодательству Российской Федерации / Н.Г. Кулакова, Е.Л. Харьковский // Российский следователь. – 2005. – № 8. – С. 38–40.
26. Гетман, И.Б. Уголовная ответственность за торговлю людьми : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.08 / И.Б. Гетман. – Тюмень, 2010. – 27 с.
27. Кадников, Ф.Н. К вопросу об объективных признаках состава преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми) / Ф.Н. Кадников // Международное публичное и частное право. – 2006. – № 5. – 386 с.
28. Репецкая, А. Торговля людьми. Социокриминологический анализ / А. Репецкая. – М. : Проспект, 2002. – 361 с.
29. Баркоў, А.У. Крымінальнае права Беларусі : (закон, злачынства, адказнасць) : навуч. дапам. / А.У. Баркоў, І.А. Грунтоў, Т.I. Доўнар [і інш.]. – Мінск : Завігар, 2007. – 288 с.
30. Саркисова, Э.А. Уголовное право. Общая часть : учеб. пособие / Э.А. Саркисова. – Минск : Тесей, 2015. – 592 с.
31. Примаченко, А.Ю. Уголовное право Республики Беларусь / А.Ю. Примаченко. – Минск : Молодежное, 2010. – 104 с.
32. Уголовное право. Общая часть : учебник / Н. А. Бабий и др. ; под ред. В. М. Хомича. – Минск : Тесей, 2002. – 496 с.
33. Ретнева, Н.И. Норма о торговле людьми : новая редакция – новые проблемы / Н.И. Ретнева // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь ; редкол.: В. И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Бизнесофсет, 2015. – Вып. 10. – С. 626-631.
34. Бушмин, С. Преступления против общественной нравственности : новеллы и изменения в уголовно-правовом регулировании / С. Бушмин // Уголовное право. – 2006. – № 5. – С. 17–21.
35. Саркисов, Р.Р. Уголовно-правовая характеристика вовлечения в занятие проституцией / Р.Р. Саркисов // Молодежь и наука : реальность и будущее : [материалы ІІ Междунар. науч.-практ. конф.]. – Невинномысск, 2009. – Т. 5. – С. 325–327.
36. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 16-е изд., испр. – М. : Русский Язык, 1984. – 797 с.
37. Ретнёва, Н.И. Торговля людьми : проблемы квалификации и соотношение со смежными составами преступлений по Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.И. Ретнёва, И.В. Козелецкий // Научный вестник Национальной академии внутренних дел. – 2013. – № 4. – С. 141–151.
38. Актуальные вопросы современной правовой науки : м-лы Междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов и секции «Юрид. науки» Респ. науч. конф. cтудентов и аспирантов вузов Респ. Беларусь «НИРС – 2011», Минск, 4-5 нояб. 2011 г. / редкол.: О.И. Чуприс (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2012. – 247 с.
39. Лаевский, В. Противодействие торговле людьми : некоторые вопросы квалификации преступлений / В. Лаевский // Судовы веснік. – 2006. – № 3. – С. 14–18.
40. Мизулина, Е.Б. Торговля людьми и рабство в России : международно-правовой аспект / Е.Б. Мизулина. – М. : Юристъ, 2006. – 591 с.
41. Емельянович, О.В. Торговля людьми в контексте рабства, проституции и нелегальной миграции / О.В. Емельянович // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития : материалы межвуз. науч.-практ. конф. (Минск, 30 марта 2007 г.) : [в 2-ох т.] / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – С. 29–30.
42. Торговля людьми – современная форма рабства [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mvd.gov.by/main.aspx?guid=273403. – Дата доступа:
43. Обстановка в сфере противодействия торговле людьми и связанным с ней деяниям за 2018 год [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=5421. – Дата доступа:
44. Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=76673. – Дата доступа:
45. Количество несовершеннолетних жертв торговли людьми (205 – 2018 годы) [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=5421. – Дата доступа:
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты