Правовые формы использования природных ресурсов
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовые формы использования природных ресурсов»
по дисциплине: «Правоведение»
2018
251.00 BYN
Правовые формы использования природных ресурсов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и содержание права природопользования
1.2 Основные принципы права природопользования
1.3 Субъекты права природопользования
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
2.1 Понятие и содержание форм собственности на природные ресурсы
2.2 Виды права природопользования
2.3 Классификация права природопользования в зависимости от вида используемых ресурсов
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что институт экологического права является одним из важнейших мест в системе современного экологического права Республики Беларусь. Формы правового регулирования и их совершенствование – необходимость, вызванная в том числе процессами, происходящими в современном мире, современной ситуации в экологии, складывающейся не только в Республике Беларусь, но и во всем мире.
Ценность экологических прав проявляется в том, что они позволяют удовлетворить потребности человека, обеспечивая при этом эффективное и рациональное использование природных ресурсов.
Впервые право природопользования как институт экологического права было закреплено в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды».
Хотелось бы отметить, что раньше, в 80-х годах XX века природно-ресурсные отношения регулировались нормами нескольких кодексов БССР: леса, воды, о недрах, о земле, а также Законом «Об охране и использовании животного мира».
Представляя Закон об охране окружающей среды, который впервые в практике нашего государства определяет правовые рамки охраны окружающей среды, правила использования природных ресурсов, законодатель стремился установить некоторые принципы, общие для всех секторов природных ресурсов, с тем, чтобы обеспечить рациональное природопользование.
Новая редакция Закона «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 года сохранила нормы о праве природопользования, поместив их в отдельную главу.
В то же время многие аспекты природопользования регулируются природно-ресурсным законодательством, а Закон «Об охране окружающей среды» содержит только базовые нормы.
Таким образом, объект данной работы – общественные отношения, связанные с правовыми формами использования природных ресурсов.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовыми формами использования природных ресурсов.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовыми формами использования природных ресурсов.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие и содержание права природопользования;
- определить основные принципы права природопользования;
- проанализировать понятие и содержание форм собственности на природные ресурсы;
- рассмотреть виды права природопользования;
- привести классификацию права природопользования в зависимости от вида используемых ресурсов;
- проанализировать совершенствование форм правового регулирования использования природных ресурсов.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и содержание права природопользования
Использование человеком природных ресурсов для своих нужд: экономических, духовных, рекреационных и других, в значительной степени регулируется законом.
Законодательство Республики Беларусь не содержит юридического определения понятия «право природопользования». Однако в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) есть ст. 16.
В ст. 1 Закона определение понятия «природопользование» закреплено как экономическая и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и осуществляется воздействие на окружающую среду.
Таким образом, необходимо сослаться на доктринальные источники и рассмотреть основные подходы к определению понятия «право природопользования».
Прежде всего, нужно отметить, что ученые-правоведы в 1950-х годах уделяли серьезное внимание проблемам правового регулирования природопользования. Однако исследования того времени охватывали в основном проблемы использования определенных видов природных ресурсов (землепользование, водопользование и т. д.) [11, с. 26].
Например, профессор А.М. Турубинер предложил определить право природопользования как систему норм, регламентирующих порядок непосредственной эксплуатации земель в соответствии с целью, для которой оно было предоставлено [10, с. 210].
Большинство исследований 50-х и 70-х годов, посвященных праву природопользования, схожи в том, что они рассматривают природопользование, прежде всего, как экономическое явление.
Принципиально другим в этом отношении в науке стало определение права природопользования, сформулированное профессором Н.И. Красновым и стало одним из итогов развития в 70-х и 80-х годах XX века.
С точки зрения автора, право природопользования представляет собой совокупность (систему) правовых норм, устанавливающих права и обязанности, которые определяют правила поведения предприятий, организаций, учреждений и граждан, оказывающих непосредственное влияние на окружающую среду, независимо от о том, являются ли они специально разработанными субъектами права окружающей среды по отношению к объекту природы, на который влияет их поведение (деятельность) [8, с. 16].
Михаил Бринчук, известный российский ученый в области права окружающей среды, предлагает разобраться в системе норм, регулирующих использование природных ресурсов при праве природопользования [6, с. 142].
По его словам, природопользование является институтом экологического права, представляющим собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве использовать природные объекты и ресурсы для конкретных целей, что в основном относится к закону природных ресурсов [9, с. 24].
А.К. Голиченков не использует термин «экологическое право», но использует термин «экологический менеджмент», что означает юридически определенную деятельность граждан и юридических лиц по использованию природных объектов, осуществляемую, как правило, на основании соответствующей лицензии [7, с. 302].
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
2.1 Понятие и содержание форм собственности на природные ресурсы
Право собственности на землю в Республике Беларусь находится в государственной и частной формах. Сельскохозяйственная земля принадлежит государству. В Республике Беларусь земельные участки могут быть переданы в собственность иностранных государств в порядке и на условиях, установленных актами земельного законодательства Республики Беларусь.
В соответствии с основным назначением и независимо от формы собственности все земли в Республике Беларусь в соответствии с Земельным кодексом делятся на категории:
1) сельскохозяйственные угодья;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских поселений), садоводческие товарищества и загородное строительство;
3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и других целей;
4) земли экологического, рекреационного, историко-культурного назначения;
5) лесные угодья;
6) земля водного фонда;
7) резервные земли, фонд которых создается за счет нерационально используемых земель, земель, используемых не по назначению или с нарушением установленных требований, а также за счет земель сельскохозяйственного назначения, оставленных вне обращения или переданных менее ценных земель, лесные земли, покрытые лесом и пригодные для почвы и других условий для использования в качестве сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь леса находятся в исключительной собственности государства. Владельцами лесофондов являются: Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство образования, Администрация Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Республики Беларусь, местная исполнительная и административные органы, белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Рассмотрим нормативную базу для оценки лесных ресурсов в Беларуси.
Основными документами, определяющими использование лесных ресурсов в Республике Беларусь, являются: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Концепция устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь, в которой отражены положения законов «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» и др. В то же время в качестве фундаментальных приоритетов (принципов) устойчивого природопользования в лесах выделяются преемственность, неисчерпаемость и относительная однородность лесопользования, а также сохранение и укрепление многоплановых экологических и природоохранных функций: охрана окружающей среды, охрана вод, гигиена, здоровье и др.
Согласно Лесному кодексу Республики Беларусь в стране ведется государственный лесной кадастр, в котором содержится информация об экологических, экономических и других количественных и качественных характеристиках фонда (16 форм).
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Важным для защиты окружающей среды в любой стране мира является национальное государственное регулирование природопользования. Это актуально и для Республики Беларусь.
Основой государственного регулирования природопользования является природоохранное законодательство, обеспечивающее правовую защиту окружающей среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на основании совокупности нормативных правовых актов, в которые входят законы Республики Беларусь, декреты, указы и распоряжения Президента, постановления правительства и приказы, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты, регулирующие внутригосударственные экологические отношения на основе международного права.
Согласно статье 46 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов с целью защиты и улучшения условий жизни, а также защиты и восстановления окружающей среды. Большое значение в реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду имеет постоянное и своевременное совершенствование природоохранного законодательства.
Принятие в 1992 году Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» стало началом формирования в республике самостоятельной отрасли законодательства - законодательства об охране окружающей среды.
Белорусское природоохранное законодательство является одним из старейших в мире. Принятие Устава Великого княжества Литовского в 1588 году следует считать началом государственного регулирования природоохранного права в Беларуси. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы. Статут содержит десятый раздел «Леса, рыболовство, морская древесина, озера и луга», восемнадцать статей которого не только защищают права феодальной собственности, но и направлены на защиту мира животных и растений от хищнического уничтожения. [1]
Формирование современной системы правового регулирования природопользования связано с установлением советской власти. Основными видами природных ресурсов становятся общественная (государственная) собственность. Было принято множество административно-правовых актов, которые впоследствии сыграли значительную роль в природоохранной деятельности. Среди них указы о земле, лесах, минеральных ресурсах, рыбных ресурсах, заповедниках и т. д.
Индустриализация в Беларуси, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства вызвали все большее давление на окружающую среду. Вопросы рационального использования природных ресурсов рассматривались с точки зрения тотального ускорения экономического роста, а усиление их защиты откладывалось до создания необходимого экономического потенциала. [1]
Такие негативные явления, как освоение ряда месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов, захват плодородных земель для несельскохозяйственных нужд, загрязнение воды и воздуха, стали остро проявляться по всей Беларуси на рубеже 1960-х и 1970-х годов. XX век. Возник вопрос о разработке правовой базы охраны окружающей среды. В 1961 году в Беларуси впервые был принят Закон об охране природы. Другие экологические акты также появились.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В юридической науке не выработан единый подход к определению понятия права природопользования.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что закон об управлении окружающей средой рассматривается в объективном и субъективном смысле.
В объективном смысле закон об природопользовании представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области использования и охраны природных ресурсов.
В субъективном смысле право на природу - это совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта права природы при использовании и охране природных ресурсов.
Классификация экологических прав возможна по разным причинам. С точки зрения практики большое значение имеет разделение экологических прав на различные виды на основе природных ресурсов: землепользование, водопользование, недропользование и т. д. Каждый из видов природопользования имеет свои особенности, которые определяются природным законодательством.
Большое практическое значение имеет классификация права на использование общего и специального пользования.
Различие между общим и специальным пользованием возможно на основе разрешительного характера специального использования.
Объем прав и обязанностей природопользователей определяется природным законодательством.
В целом, стоит отметить, что разделение экологических прав на общие и частные необходимо для поддержания баланса интересов общества в экономической и экологической сферах.
Конечно, разновидностей правонарушений в Республике Беларусь, в особенности в сфере природопользования действительно много, однако некоторые из них являются проблематичными как для науки, так и для законодателя, так как некоторые правонарушения являются довольно-таки серьезными и требуют даже криминализации, а некоторые совершаются по неосторожности и вообще не требуют привлечения к административной ответственности за них.
Правонарушения в области природопользования в Республике Беларусь могут принимать самый различный вид и зависеть как от самого вида правонарушения, так и от тяжести совершенного деяния и иных критериев, так, в большинстве случаев, прекращение дел об административных правонарушениях по малозначительности не представляется возможным ввиду тяжести совершенного правонарушения, а также последствий, которые возникли ввиду совершения того или иного правонарушения в рассматриваемой сфере.
Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области природопользования действительно достаточно урегулирован в Республике Беларусь процессуальным законом.
Немаловажным также является и процесс пресечения таких правонарушений, так как считается, что предупредить правонарушение проще, чем после устранять его последствия, особенно это касается правонарушений в области природопользования, так как экологическое состояние нашего государства является особой проблемой как для законодателя, так и для органов власти ввиду как катастрофы на Чернобыльской АЭС, так и иных происшествий, а также большого количества производств, загрязняющих атмосферу.
1. Махрова М.Е. Рациональное природопользование как принцип экологического права: автореф. дисс. канд. юрид. наук. Уфа, 1999. С. 4.
2. Трутнев Ю.П. О природных ресурсах и природопользовании // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 1. С. 12.
3. Бабайцева Е.А., Головченко В.Е. Правовое регулирование природопользования в Республики Беларусь (цивилистический аспект) // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 3. С. 268.
4. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник для высших учебных заведений. М.: Юристъ, 1998. С. 324.
5. Анисимов А.П. К вопросу о предмете экологического права // Закон и право. 2003. № 4. С. 53.
6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учебник. М., 1996. С. 85.
7. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. // Собрание законодательства Республики Беларусь. 2002 г. 14 января № 2. Ст. 133.
8. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 г. // Парламентская газета. 2004. 23 декабря. № 241.
9. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июля 2011 г. № Ф03-3200/11 по делу № А24-5112/2010// СПС «Гарант», 2014.
10. Гражданское право России. Общая часть: учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин; под общ. ред. А.Я. Рыженкова. М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 12.
11. Крассов О.И. Экологическое право: учебник для вузов. 2-е изд., пересм. М.: Норма, 2008. С. 25.
12. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 30 апр. 2014 № 149-З // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Республики Беларусь от 23 июля 2008 № 425-З (в ред. от 18 июля 2016) // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
14. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 нояб.1992 № 1982-XII (в ред. от 24 дек.2015, с изм. от 18 окт.2016) // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 янв.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – ст. 133.
16. Белорусская юридическая энциклопедия. В 4 т. Т. 3 / редкол. : С.А. Балашенко [и др.]. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2013. – 304 с.
17. Голиченков, А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. / А.К. Голиченков. – М.: Городец, 2008. – 448 с.
18. Право природопользования в СССР / [Н.И. Краснов и др.] ; Акад. наук СССР, Ин-т государства и права ; отв. ред. И.А. Иконицкая. – М. : Наука, 1990. – 195 с.
19. Семьянова, А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. / А.Ю. Семьянова. – М.: Юстицинформ, 2005. – 272 с.
20. Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. / А.М. Турубинер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. 330 с.
21. Хасанов, Д.Г. Природопользование и негативное воздействие на окружающую среду: проблема соотношения понятий / Д.Г. Хасанов // Экологическое право. – 2008. – № 3. – С. 25-29.
22. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008. – 379 с.
23. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Учеб. пособие. – Мн.: Амалфея, 1999.-224с.
24. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Мн.: Юнипак, 2004. – 200 с.
25. Балашенко С.А. Государственное управление в области охраны окружающей среды. – Мн.: БГУ, 2000. – 285 с.
26. Лаевская Е. В., Лизгаро В.Е., Макарова Т. И., Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 2010-2013 – URL: http:www.minpriroda.by
27. Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы V мезвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: О.Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2005. – 239 с.
28. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 25 июня 1998 г.: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 14 дек. 1999 г., № 726 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2013.
29. О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической информации и возмещения экологического вреда: Закон Респ. Беларусь, 21 дек. 2007 г., № 298-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2013.
30. Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 19 мая 2010 г. № 755 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2013.
31. Положение о порядке проведения общественной экологической экспертизы: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 29 окт. 2010 г. № 1592 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2013.
32. Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах и разрешений на пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах, утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 25 окт. 2011 г., № 1426 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2013.
33. Лаевская, Е.В. К вопросу о самозащите права на благоприятную окружающую среду: проблемы правового регулирования участия граждан в решении вопросов, касающихся планов и программ, связанных с окружающей средой / Е.В.Лаевская // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / Нац. Центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь; редкол.: В.И.Семенков (гл. ред.) [и др.]. Минск: Бизнесофсет, 2011. Выпуск 6. С.343-351.
34. Макарова, Т.И. Эколого-правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И.Макарова. Минск : БГУ, 2004. 231 с.
35. Лаевская, Е.В. Защита права на благоприятную окружающую среду как элемент субъективного права / Е.В.Лаевская // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики : сб. науч. тр. ; редкол.: С.А.Балашенко (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2005 С. 173-182.
36. Лаевская, Е.В. К вопросу о субъектах защиты права на благоприятную окружающую среду / Е.В.Лаевская // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / Нац. Центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь; редкол.: В.И.Семенков (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Бизнесофсет, 2012. Выпуск 7. С.397-402.
37. Лаевская, Е.В. Судебная защита права на благоприятную окружающую среду / Е.В.Лаевская. Минск : Тонпик, 2003. 64 с.
38. Макарова, Т.И. Законодательство Республики Беларусь в свете Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской) / Т.И.Макарова // Государство и право. – 2007. № 1. С. 83-91.
39. Лаевская, Е.В. Основные направления совершенствования законодательства об экологической информации / Е.В.Лаевская, В.Е.Лизгаро, И.С.Шахрай // Право и демократия : сб. науч. тр. / редкол.: В.Н.Бибило (отв. ред.) [и др.]. Минск : БГУ, 2006. Спец. вып. С. 97-108.
40. Губская, Н.С. Участие общественности в принятии экологически значимых решений (правовой аспект) / Н.С.Губская // Нац. центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь. Минск : Право и экономика, 2009. 206 с.
41. Макарова, Т.И. Теоретические проблемы правового положения физических лиц в экологических отношениях : дис. д-ра юрид. наук : 12.00.06 / Т.И.Макарова ; Белорус. госуд. ун-т. Минск, 2008. 280 с.
42. Губская, Н.С. Правовое обеспечение участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений : дис. канд. юрид. наук : 12.00.06 / Н.С.Губская ; Белорус. госуд. ун-т. Минск, 2009. 138 с.
43. Бринчук, М.М. Теоретические основы экологических прав человека / М.М. Бринчук // Государство и право. 2004. № 5. С. 5-15.
44. Васильева, М.И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве / М.И.Васильева // Государство и право. 1999. № 8. С.49–62.
45. Васильева, М.И. Публичные интересы в экологическом праве / М.И.Васильева. – М. : Изд-во МГУ, 2003. 424 с.
46. Оценка воздействия на окружающую среду и российская общественность: 19792002 годы. Сост. и отв. ред. А.В. Дроздов. М.: КМК, 2006. 427 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты