Правовое закрепление института референдума в Республике Беларусь и в некоторых зарубежных странах
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовое закрепление института референдума в Республике Беларусь и в некоторых зарубежных странах»
по дисциплине: «Правоведение»
2018
251.00 BYN
Правовое закрепление института референдума в Республике Беларусь и в некоторых зарубежных странах
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА
1.1 Понятие референдума
1.2 Юридическая природа референдума
1.3 Историческое развитие института референдума
2 ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Порядок организации, правовое закрепление и порядок проведения республиканского референдума
2.2 Порядок организации, правовое закрепление и порядок проведения местных референдумов
2.3 Практика проведения референдумов в Республике Беларусь
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы заключается в следующем:
Конституция Республики Беларусь провозгласила референдум и выборы высшим выражением народной власти, ее непосредственным проявлением. Для того чтобы референдум более точно выразил волю народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение вопроса, поставленного на голосование. Отечественная юридическая наука считает, что процедура всенародного голосования создает оптимальные условия для навязывания воли реакционных кругов народу. Опыт показывает, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот метод принятия решений имеет много сильных и слабых сторон. В связи с вышесказанным следует учитывать, что проблемы института референдума, его роль в формировании демократических основ государственности чрезвычайно актуальны.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения референдумов в Республики Беларусь и зарубежных странах.
Предмет исследования – система нормативно–правового регулирования механизма организации, проведения референдума, исполнения его решений и установления ответственности за неисполнение названных решений.
Цель дипломной работы – на основе анализа теоретических положений, действующего отечественного и зарубежного законодательства, а также сложившейся практики проведения референдумов, выявить предмет правового регулирования, объект и субъект прав граждан на участие в референдуме, содержание данного института и разработать практические предложения по системе его нормативно–правового регулирования.
Для достижения цели дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие референдума, его юридическую природу.
2. Изучить историческое развитие института референдума.
3. Исследовать порядок организации, правовое закрепление и порядок проведения республиканского и местного референдума в Республике Беларусь.
4. Охарактеризовать практику проведения референдумов в Республике Беларусь.
5. Дать характеристику референдумам в зарубежных странах, с точки зрения демократии, народовластия.
6. Рассмотреть существующие проблемы института референдума в зарубежных странах.
Методы исследования. Общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также следующие специальные методы исследования: комплексный, системный, сравнительно–правовой, формально–логический, исторический.
Характеристика источников. Как показывает анализ юридической литературы, проблема осуществления прямого правления людьми в современных условиях, рассматриваемых как институт референдума, была предметом внимания российских ученых до революции 1917 года. Среди этих ученых необходимо выделить Б.Н. Чичерина [40].
Несмотря на вышеизложенное, изучение этого института приобрело наибольшее развитие в послереволюционный период. Большое значение в теоретическом обосновании этого института сыграли работы В.В. Маклакова [30], а также работы зарубежных учёных: Ж. Дюпра [21], С. Литторин [29] и др. В последнее время исследованию института референдума посвятили свои работы М.Н. Марченко [31], А.А. Мишин [32], В.В. Комарова [24; 25] и др.
1 ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА
1.1 Понятие референдума
Развитие современного конституционного права сегодня невозможно представить без института референдума, который в свою очередь прочно занял свое место среди иных государственно–правовых институтов.
Будучи одной из форм демократии, институт конституционного права отражает общие тенденции к демократизации различных аспектов жизни общества, решения важных вопросов, затрагивающих интересы большинства населения. Как справедливо отмечает М.Н. Марченко, референдум является одновременно формой выражения мнений и способом принятия принципиально важных правовых актов и политических решений [31].
Происхождение термина «референдум» – латинское. Он означает нечто, «что должно быть сообщено».
В науке конституционного права существуют различные определения референдума. Большинство различий в определениях обнаружены у российских ученых. Итак, А.А. Мишин определяет референдум как «обращение в избирательный орган для окончательного решения любого законодательного или конституционного вопроса». Он считает плебисцит своего рода референдумом, понимаемым как опрос населения о политической судьбе его территории [32, с. 456].
В учебниках белорусских ученых – юристов, таких как А.П. Петров, А.Г. Василевич, Т.С. Масловская, Д.М. Демичев и иных авторов дано следующее понятие референдума: «народное голосование, посредством которого принимаются решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни».
Учебник конституционного права зарубежных стран под общей редакцией Б.А. Страшуна содержит следующее определение референдума – «голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение» [37].
М.В. Баглай считает, что референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого–либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства [10, с. 301].
В.Е. Чиркин утверждает, что референдум – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение [40, с. 254].
Рассматривая эти взгляды, можно выделить несколько критериев, которыми руководствовались авторы, разрабатывая концепцию референдума:
1) референдум как действие;
2) референдум как действие народа;
3) референдум как голосование;
4) референдум как действие народа в форме голосования, утверждающее (или не утверждающее) определенное решение;
5) такое решение носит государственное или иное (региональное, местное) значение;
6) референдум имеет дополнительную функцию по отношению к действиям государственных и других органов, так как утверждает (или не утверждает) их действия (документы, проекты документов и пр.);
7) референдум как согласие народа на действия власти (в контексте одобрения, придания дополнительной легитимности);
8) референдум как действие народа, состоящего из избирателей, т.е. специальных субъектов;
9) референдум как обращение власти к народу за поддержкой.
Следует отметить, что ряд перечисленных критериев были использованы иностранными учеными, что типично для западной доктрины.
2 ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Порядок организации, правовое закрепление и порядок проведения республиканского референдума
Право граждан на проведение референдума может быть реализовано путем сбора подписей, которые должна проводить инициативная группа (для общенационального референдума – не менее 100 человек). Регистрация вопроса, предложенного для референдума инициативной группой, осуществляется Центральной комиссией референдума. Наряду с процедурой организации инициативной группы и регистрации вопроса, ИК детализирует дальнейшую процедуру подготовки референдума (порядок сбора и подсчета подписей). Это предотвращает злоупотребления, обеспечивает максимальный демократизм при подготовке и проведении наиболее важных политических акций [13 с. 52].
Формулировка вопроса имеет решающее значение для развития всего подготовительного процесса на референдуме. Его анализ позволяет определить, необходимы ли изменения в законодательстве, принять решение о необходимом количестве голосов, поданных за него, чтобы считать его принятым. Тип референдума часто зависит от формулировки [15 c. 21].
Статья 3 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Референдум обеспечивает практическую реализацию данного положения. О важности этого института говорит и то, что он выделяется в самостоятельную статью Конституции [1].
Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь. Инициатива Палаты представителей и Совета Республики о проведении республиканского референдума выражается в форме предложения, которое принимается на их отдельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой палаты и представляется на рассмотрение Президент Республики Беларусь [13, с. 51].
ИК устанавливается, что использование средств иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных граждан, международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается. Материальная поддержка референдума осуществляется за счет средств республиканского бюджета в пределах средств, выделенных на эти цели. Расходы на эти цели могут также производиться за счет общественных организаций, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь, которые могут вносить свои средства во внебюджетные фонды, созданные Центральной комиссией для дополнительного финансирования расходов на подготовку и проведение республиканского референдума [13, с. 55].
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их отдельных заседаниях большинством голосов от состава каждая палата устанавливается Конституцией или по предложению не менее 450 тысяч граждан с правом голоса, в том числе не менее 30 тысяч граждан из каждого из регионов и города Минска. Президент, представив на рассмотрение в соответствии с законом предложения Палаты представителей и Совета Республики или граждан о проведении референдума, назначает республиканский референдум. Дата референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня опубликования указа президента о назначении референдума. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь. Вопрос о внесении предложений Президенту о назначении республиканского референдума может быть первоначально рассмотрен на заседании любой из палат [15, c. 28].
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Необходимо обратить внимание на роль референдума на примере различных зарубежных государств. В Швейцарии существует частая практика проведения референдума на всех уровнях, несмотря на консервативный характер данного института в Швейцарии. В 1953 году в Дании была упразднена верхняя палата парламента и в то же самое время введен институт референдума. В 1976 году в публикации исследовательским департаментом британской консервативной партии было сказано: «Мы верим, что референдум может быть использован как важный конституционный гарант» [33, с. 115].
Возникает проблема корреляции между юридической силой актов, принятых парламентом и референдумом. Особенно, когда это можно учитывать при изменении Конституции. Казалось бы, логика проста: если конституция принимается референдумом, тогда полномочия на ее изменение также должны принадлежать избирателям, а также в форме референдума, и если конституция принимается представительным органом, то представительский орган может его изменить. Однако не все страны придерживаются такого простого, на первый взгляд, логики, меняя схему, например, в законодательстве стран действуют следующие механизмы:
1. конституция принята на референдуме, а поправки ратифицируются как на референдуме, так и обеими палатами парламента (Франция);
2. основной закон принят учредительным собранием – изменения могут быть внесены парламентом (Португалия);
3. основной закон принят учредительным собранием – изменения могут быть внесены парламентом, а в отдельных случаях на референдуме, если в период трехмесячного срока после опубликования принятых поправок 1/5 любой палаты парламента или 5 областных советов выдвинут требование о его проведении (Италия).
Применение процедуры референдума для отмены каких–либо действий также применяется в зарубежных странах, однако целесообразно исключить некоторые действия из действия этой процедуры. Например, в Италии из всенародного голосования было выведено усыновление, изменение и отмена определенных действий: «Референдум не допускается по законам о налогах и бюджете, по амнистии и помилованию, о полномочиях по ратификации международных договоров. Далее ограничивает применение процедуры референдума. Основной закон Дании 1953 года, согласно которому следующие законопроекты не могут быть предметом референдума: финансовые, дополнительные и временные ассигнования, государственная служба, заработная плата, пенсии и налоги, натурализация и экспроприация, на присоединение к трону, в гражданский список, о содержании королевского суда, а также законопроекты, направленные на отмену существующих международно–правовых обязательств, увеличение и уменьшение территории Дании с изменением силы в отношении иностранного государства и денонсацией международных договоров (но необязательный референдум возможен, если таковой предусмотрен особым законом).
При оценке референдума представляется очевидным, какой акцент делается на демократическом характере референдума, в котором вы можете вовлечь всех, каков эффективный «обходной путь» в отношении представительных органов. Референдум может эффективно дополнять представительную власть, повышая ее ценность (здесь, во всяком случае, системные и бессистемные политические силы, которые защищают свои идеи, включаются в дискуссию) и создают среду эффективного сосуществования. Однако в отличие от правотворческой процедуры в представительных органах, где существует возможность внесения поправок, дополнительные обсуждения и другие способы скорректировать предложенный законопроект, на референдуме главным элементом является непосредственно голосование, где в итоге «winner takes it all», и мнение меньшинства не учитывается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, проведенное в ходе написания дипломной работы, позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в сфере проведения референдумов и практики его применения:
1. В статье 1 Конституции говорится, что Республика Беларусь является унитарным правовым демократическим социально–правовым государством. Самым важным элементом демократии является, конечно, конституционная консолидация института референдума. В свою очередь, право современных государств предусматривает различные формы референдумов и порядок их применения. Что касается Республики Беларусь, то порядок проведения референдумов регулируется разделом VII ИК, принятого Палатой представителей 24 сентября 2000 года.
2. Теоретически референдум делится на общенациональный, местный, конституционный и законодательный, императивный и консультативный. Наше законодательство закрепляет концепции республиканского и местного референдума. Наиважнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь выносятся на республиканский референдум, а непосредственно вопросы, играющие первостепенную роль для населения соответствующих административно–территориальных единиц – на местные референдумы. Само же решение референдума носит нормативный характер и относится к одному из видов нормативных правовых актов.
3. Институт прямой демократии играет важную роль в развитии гражданских инициатив и относится к наиболее эффективным средствам самовыражения народа. Однако они иногда используются для монополизации государственной власти. Есть примеры из истории, когда А. Гитлер пришел к власти путем референдума. И, невзирая на положительные черты данного института, они также отрицательны в том, что общественное мнение неустойчиво, на референдум выносятся лишь общие положения, которое в свою очередь не отражает мнение всего народа. Но даже без этого люди были бы лишены важных средств воздействия на политическую жизнь и государственную власть. Этот институт позволяет быстро решать самые важные вопросы общественной жизни; найти решения проблем, требующих разъяснения взглядов всего общества.
4. Тенденция использовать институт референдума неуклонно растет. Также, несмотря на тенденцию к увеличению использования института, конституции нескольких стран, например, Конституция Бельгии, Конституция Канады, не предусматривают референдум, а референдум Германии и США не распространяется на федеральный уровень.
5. Несмотря на большое количество недостатков и «ошибок» референдума, этот институт высоко ценится выдающимися конституционалистами. Кроме того, референдум должен обеспечить заинтересованность людей в участии в прямом управлении страной, поэтому задача законодателя в каждой стране состоит в том, чтобы одновременно уменьшить чрезмерную апелляцию на референдум и обеспечить механизм, в котором правительство могло бы проигнорировать проведение референдума, а избиратели были бы сознательно заинтересованы в его исходе.
6. Как видно из данной дипломной работы и исходя из практики Республики Беларусь, вопрос о проведении местных референдумов остается проблематичным и не полностью освещенным. В Республике Беларусь не приводится перечень вопросов, представленных в обязательном порядке для всенародного голосования. Таким образом, необходимо расширить ст. 112 ИК и отнести к числу таких вопросов: решение которых не допускается без учета мнения населения соответствующей территории, например, размещение крупных предприятий, сооружений и иных объектов, затрагивающих экологические интересы населения, изменение границ административно–территориальных единиц, отзыв депутата и прочие.
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. в редакции решения республиканского референдума от 17.11.2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. N 2370–З (текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.06.2015 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 17 июля 2018 г. № 131–3 (с изменениями и дополнениями от 30 ноября 2010 г. № 300) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. (текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.08.2017 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
5. О назначении республиканского референдума: Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2004 № 431 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
7. О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1996 № 578–XIII// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
8. О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь: Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 27.08.1996 № 522–XIII// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
9. Амара, М. И. Конституционный референдум в России и Японии: прошлое, настоящее, будущее / Амара Марина Игоревна, Старостина Инга Анатольевна // Конституционное и муниципальное право. – 2014. — № 8. — С. 34—41.
10. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М. В. Баглай. – 5–е изд., изм. и доп.. – М.: Норма, 2005. – XIV, 769 с.
11. Байков, А.С. Проблема соотношения понятий «референдум» и «плебисцит» на примере зарубежных государств / А.С. Байков// 34 Беларусь в современных геополитических условиях: политико–правовые и социально–экономические аспекты устойчивого развития: материалы межвуз. науч.–практ. конф.– Минск, 2008. – Т. 1. – С. 15–16.
12. Берлявский, Л. Г. Избирательное право как институт конституционного права Соединенных Штатов Америки / Л. Г. Берлявский // Российская юстиция. – 2012. — № 4. — С. 23—26.
13. Василевич, Г.А. Конституционное право: Учебное пособие/ Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
14. Василевич, Г.А. Конституционные реформы в Беларуси и развитие специализированного конституционного контроля / Г.А. Василевич // 342.56 Конституционный контроль: состояние, проблемы, перспективы: сб. докл. и тез. выст. на науч.–практ. конф. – Минск, 2009. – С. 24–29.
15. Василевич Г.А. Референдумы в Беларуси и ее путь к независимости в конце XX столетия/ Г.А. Василевич. – Мн.: Молодежное научное общество, 2001. – 156 с.
16. Велибеков, М. С. Референдум и принципы демократии в основном законе ФРГ / Велибеков Мурад Садирадинович // Право и государство: теория и практика. – 2016. — № 5. — С. 67—70.
17. Гречнева, Е. Ф. Референдум как фактор демократизации государственного строительства // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
18. Гуйда, Е. П. Референдум как форма непосредственного участия граждан в процессе создания нормативных правовых актов / Е. П. Гуйда // 34 Традиции и инновации в праве: материалы международной научно–практической конференции, посвященной 20–летию юридического факультета и 50–летию Полоцкого государственного университета, (Новополоцк, 6–7 октября 2017 г.) : в 3 т. / [редколлегия: И. В. Вегера (ответственный редактор) и др.]. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – Т. 1. — С. 196—200.
19. Демичев, Д. М. Конституционно–правовые основы проведения референдумов в Республике Беларусь / Д. М. Демичев // 33 Экономическая наука сегодня : сборник научных статей. – Минск, 2014. – Вып. № 2. — С. 276—292.
20. Демичев, Д. М. Наука конституционного права Республики Беларусь: состояние и проблемы развития / Дмитрий Демичев // Юстиция Беларуси. – 2017. — № 12. — С. 28—32.
21. Дюпра, Ж.–Р. Конституционный референдум во французской системе, функционирующей на логической основе представительства: [реферат статьи] // Государство и право. РЖ. – 2008. – № 1. – С. 34–40
22. Зданевич, О.В. Референдум в Республике Беларусь / О.В. Зданевич // 34 Сборник статей победителей конкурса научных работ, выполненных курсантами, слушателями и студентами Академии МВД Республики Беларусь в 2008 году. – Минск, 2008. – С. 79–82.
23. Ковачев, Д.А. Проблемы конституционного права/Д.А. Ковачев. – М.: Олита, 2003. – 376 с.
24. Комарова, В.В. Проблемы теории и практики системы народовластия современной России / В.В. Комарова// Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы междунар. науч.–теорет. конф.– М., 2009. – Т. 1. – С. 141–150.
25. Комарова, В.В. Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношение и проблемы) // Конст. и муниципальное право (РФ). – 2005. – № 9. – С. 16–18.
26. Кунцевич, К. Н. Конституционное право Республики Беларусь / К. Н. Кунцевич. – Минск: Молодежное научное общество, 2006. – 165 с.
27. Курак, А. И. Конституционное право:практикум: учебное пособие для студентов и курсантов учреждений высшего образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право» / А. И. Курак, А. А. Подупейко; учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Минск: Академия МВД, 2018. – 371 с.
28. Курак, А. И. О понятии и видах методов конституционно–правового регулирования / А. И. Курак // Проблемы управления. – 2017. — № 4. — С. 143—147.
29. Литторин, С. Крушение социалистического мифа: Расцвет и упадок государства благосостояния в Швеции / Свен–Отто Литторин ; [Пер. со швед. И. Каменской; Под ред. Б. Пинскера]. – М.: Референдум, 1991. – 78 с.
30. Маклаков, В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия / составитель, переводчик, автор введения и вступительных статей В. В. Маклаков]. – 5–е изд., переработанное и дополненное. – М. : Волтерс Клувер, 2006. – XXIII, [I], 581 с.
31. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник [Электронный ресурс] / Марченко М.Н. – М. : Проспект, 2016.
32. Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов» (17–е издание, исправленное и дополненное). — М.: Статут, 2013. – 832 с.
33. Петров, А.П. Конституционное право: учебное пособие/ А.П. Петров. –2010. – 576 с.
34. Подутейко А.А. Конституционное право: / А.А. Подутеко; М–вовнутр. дел. Респ. Беларусь. Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008.– 141 с.
35. Ракитская, И. А. Референдум в Швеции: особенности организации и правила проведения / Ракитская И. А. // Московский журнал международного права = Moscow Journal of International Law. – 2015. — № 3. — С. 148—160.
36. Сокол, Л. К. Государство и референдум / Л. К. Сокол, В. Е. Лубовский // Сацыяльна–эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2018. – № 1. – С. 25 –31.
37. Страшун, Б. А. Эволюция института конституционного контроля в России: от надзора к правосудию// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
38. Толстик, В. А. Референдум как инструмент демократизации правотворчества / В. А. Толстик, Н. А. Трусов // 34 Юридическая техника: ежегодник. – Нижний Новгород, 2014. – № 8: Демократизация правотворчества: доктрина, практика, техника. — С. 450 – 457.
39. Шавцова–Варфоломеева, А.В. Теоретические основы государственного суверенитета Республики Беларусь, его правовое обеспечение// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
40. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Е. Чиркин; Ин–т государства и права РАН, Акад. правовой ун–т (ин–т). – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 606 с.
41. Ясинская – Казаченко, А. В. Конституционное право Республики Беларусь / А. В. Ясинская–Казаченко. – Минск : Амалфея, 2008. – 406 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 71.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты