Оценка эффективности психологической коррекции у пациентов неврологического профиля
ГИУСТ БГУ (Государственный институт управления и социальных технологий)
Диплом
на тему: «Оценка эффективности психологической коррекции у пациентов неврологического профиля»
по дисциплине: «Социальная работа»
2018
251.00 BYN
Оценка эффективности психологической коррекции у пациентов неврологического профиля
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание программы психологической коррекции у пациентов неврологического профиля.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Протокол обследования одного пациента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Таблицы расчета данных исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1.1 Психологические и поведенческие расстройства, характерные для лиц неврологического профиля
1.2 Методы психотерапевтической коррекции, используемые в соматической клинике
1.3 Оценка эффективности психокоррекционного воздействия
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
2.1 Характеристика контингента испытуемых
2.2 Методы исследования психологического статуса пациентов неврологического профиля и статистической обработки данных
2.3 Психологический статус пациентов до психологической коррекции
2.4 Анализ динамики психологического статуса у пациентов неврологического профиля после проведения психологической коррекции
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Организация эффективного психокоррекционного воздействия у лиц неврологического профиля требует тщательного изучения механизмов возникновения заболевания и особенностей психологического статуса. Интерес к данной проблеме связан с недостаточной изученностью психологических и поведенческих расстройств, характерных для пациентов, соматической клиники неврологического профиля. Кроме того, в последние годы наблюдаются негативные тенденции в медицинской практике – с каждым годом все больше людей страдает неврологическими заболеваниями.
Выбор темы исследования обусловлен необходимостью поиска наиболее эффективных путей психологической коррекции психологического статуса у пациентов неврологического профиля. В неврологической практике больные страдают различными психологическими и поведенческими расстройствами, в лечении которых важнейшую роль играют психотерапевтические методики. Основная цель психотерапии лиц неврологического профиля заключается в изменении нарушенной совокупности отношений больного, коррекции неадекватных паттернов поведения и эмоциональных реакций, необходимой предпосылкой которой выступает осознание им причинно-следственных зависимостей между характеристиками его системы отношений и заболеванием. При психологических и поведенческих расстройствах применяется как индивидуальная, так и групповая психотерапия. В последние годы наблюдается смещение акцента с индивидуальной психотерапии различных расстройств к реализации групповой психотерапии, которая позволила бы более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности, лежащие у истоков этих расстройств, и перестраивать их путем воздействия на познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения.
Изучением проблемы психологических и поведенческих расстройств, характерных для пациентов, соматической клиники неврологического профиля, занимались немногие ученые (А.М. Андреев, А.М. Вейн и Г.М. Дюкова, Б.Д. Карвасарский, Л.И. Лыков и др.).
Актуальность темы исследования заключается в том, что до настоящего проблема оценки эффективности психологической коррекции у пациентов неврологического профиля является недостаточно разработанной. Открытым остается вопрос об особенностях психологического статуса пациентов, имеющих неврологические заболевания. Вместе с тем, определение психологического статуса пациентов неврологического профиля является важной предпосылкой для правильного построения программы психологической коррекции и для адекватной организации коррекционного процесса.
Цель исследования: разработать программу психологической коррекции у пациентов неврологического профиля и оценить ее эффективность.
Объект исследования: психологическая коррекция у пациентов неврологического профиля.
Предмет исследования: эффективность психологической коррекции, проведенной на стационарном этапе лечения, у пациентов неврологического профиля.
Гипотеза исследования: модифицированная аутогенная тренировка на стационарном этапе лечения является эффективным средством восстановления психологического статуса у пациентов неврологического профиля.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы оценки эффективности психологической коррекции у пациентов неврологического профиля в современной литературе.
2. Выявить психологический статус пациентов до психологической коррекции.
3. Определить содержание программы психологической коррекции у пациентов неврологического профиля.
4. Выявить динамику психологического статуса у пациентов неврологического профиля после проведения психологической коррекции.
Методы и методики исследования:
1) теоретические: теоретико-методологический анализ литературы;
2) эмпирические: психодиагностическое тестирование (методика «Госпитальная шкала тревоги и депрессии», опросник качества жизни – SF36);
3) математико-статистические: критерий Т-Вилкоксона.
Эмпирическая база исследования и выборка испытуемых: исследование проводилось на ГУ «Государственное учреждение Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии». Всего в исследовании приняли участие 40 пациентов, из них – 20 мужчин и 20 женщин, в возрастном диапазоне – 25-40 лет. Все испытуемые имеют заболевания неврологического профиля.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана программа психологической коррекции и авторская методика проведения аутогенной тренировки в условиях стационарного лечения, показана ее эффективность у пациентов неврологического профиля.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1.1 Психологические и поведенческие расстройства, характерные для лиц неврологического профиля
В современной литературе неврологические заболевания рассматриваются как патологические процессы, которые затрагивают нервную систему человека (центральную и/или периферическую).
Неврологические заболевания могут быть связаны с врожденной патологией, черепно-мозговой и спинной травмами, наследственной предрасположенностью, генетическими заболеваниями, инфекционными заболеваниями, перенесенным стрессом и др. Симптомы неврологических нарушений различны. Неврологические симптомы проявляются в виде головной боли, нарушений сна, разных судорожных состояний, нарушений чувствительности, нервно-мышечной патологии, нарушениях движения и координации, повышенной утомляемости и т.д.[44, с. 29].
Лица неврологического профиля характеризуются рядом психологических и поведенческих расстройств. Психологические и поведенческие расстройства представляют собой психические состояния, отклоняющиеся от психического здоровья [42, с. 33].
После четкого определения органического, в частности, неврологического, диагноза, специалисты сталкиваются с вторичными симптомами, а именно – расстройством психологического здоровья. Оно может проявляться в виде расстройств адаптации на фоне изменения соматического статуса, в виде неврозов с тревогой о будущем и паническими состояниями, тревожным ожиданием, перерастающим в тревогу о тревоге, депрессивными симптомами.
Болезнь индивида может выступить в качестве значимого стрессорного фактора. Последствия тяжелой болезни, возможная нетрудоспособность, снижение физических сил, угроза тяжелой инвалидизации, боль, опасения стать обузой для семьи могут привести к развитию расстройства адаптации [31, с. 7].
Возникновение и развитие расстройств адаптации связано с наличием эмоционально-стрессовых воздействий, где стрессовая ситуация не отличается чрезвычайным для конкретной личности характером, угрожая жизни, а также физическому и психическому благополучию. Исследователями выделяются типовые стрессовые события, способствующие нарушениям процесса психической адаптации. К таким события, как правило, относятся следующие: смена жизненного уклада, повышенные физические и эмоциональные нагрузки, утрата значимых межличностных отношений, разлука с близкими людьми, изменение статуса, а также ряд нозогенных реакций у соматических больных [4, с. 22].
При расстройствах адаптации отмечаются эмоциональные и поведенческие нарушения, а зачастую и тенденция к фиксации на тяжелой, стрессовой ситуации, и ее преувеличение. В качестве важного критерия для диагностики выступает субъективное переживание индивидом неспособности преодолеть возникшую ситуацию, изменить ее, или адаптироваться к ней. Нарушения социального функционирования проявляются в негрубой форме и обычно выражаются в снижении продуктивности в повседневном функционировании.
Степень вероятности неблагоприятного прогноза расстройства адаптации обусловлена многими факторами, влияющими на способность индивида адаптироваться к возникшим изменениям в жизни или психотравмирующему случаю. Особое значение приобретают:
– особенности психотравмирующей ситуации (речь идет о затяжном характере, индивидуальной значимости);
– опыт преодоления похожих ситуаций в прошлом, психологические черты больного (свойства характера, умение преодолевать трудные ситуации, самоконтроль и т.п.);
– характер ближайшего окружения (наличие или отсутствие социальной поддержки);
– наличие астенизирующих влияний (речь идет о дополнительной нагрузке, интоксикации, коморбидном соматическом заболевании и др.).
Кроме того, важная роль принадлежит своевременно адекватной диагностике и грамотно выстроенной стратегии комплексной терапии [4, с. 23].
Пациенты неврологического профиля имеют когнитивные нарушения, что проявляется в неадекватной оценке качества своей жизни. По данным исследования Е.А. Евстигнеевой, высокая личностная тревожность выявлен у немногих пациентов неврологического профиля, что связано преимущественно с такими аспектами как: темперамент и характер больных. Высокая ситуативная тревожность характерна для половины больных, что связано с наличием у них заболевания.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
2.1 Характеристика контингента испытуемых
Исследование проводилось на базе ГУ «Государственное учреждение Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии».
Всего в исследовании приняли участие 40 пациентов, из них 20 мужчин и 20 женщин. Возраст испытуемых – 25-40 лет. Все испытуемые имеют заболевание неврологического профиля:
– пациенты с демиелинизирующими заболеваниями центральной нервной системы, дегенеративными заболеваниями центральной нервной системы, наследственными нейрометаболическими заболеваниями, эпилепсией, заболеваниями периферической нервной системы, заболеваниями мышц и нервно-мышечной передачи.
– пациенты с заболеваниями центральной и периферической нервной системы сосудистого, воспалительного, аутоиммунного, дегенеративного генеза и нервно-мышечной патологией.
2.2 Методы исследования психологического статуса пациентов неврологического профиля и статистической обработки данных
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования психологического статуса пациентов неврологического профиля с помощью тестирования, обработка и анализ полученных результатов;
3) разработка, апробация и оценка эффективности программы психологической коррекции психологического статуса пациентов неврологического профиля.
Цель исследования: выявить особенности психологического статуса пациентов неврологического профиля.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Методика «Госпитальная шкала тревоги и депрессии».
Назначение: выявление и оценка тяжести депрессии и тревоги.
Методика разработана зарубежными авторами (Zigmond A.S. и Snaith R.P.) в 1983 году.
Преимуществами шкалы являются: простота применения и обработки (заполнение шкалы не требует много времени и не вызывает затруднений у пациентов), что позволяет ее эффективно использовать в общесоматической практике для первичного выявления тревоги и депрессии у пациентов. Опросник характеризуется высокой дискриминантной валидностью в отношении двух расстройств: тревоги и депрессии.
При разработке методики ее авторы исключали симптомы тревоги и депрессии, которые могут быть интерпретированы как проявление соматического заболевания (к примеру, головокружения, головные боли и др.). Пункты субшкалы депрессии отбирались из списка наиболее часто встречающихся жалоб и симптомов и отражают в основном ангедонический компонент депрессивного расстройства. Пункты субшкалы тревоги составлялись на основе соответствующей секции стандартизованного клинического интервью Present State Examination и личном клиническом опыте авторов и отражают в основном психологические проявления тревоги.
Опросник содержит 14 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики.
Обработка результатов осуществляется следующим образом. Шкала составлена из 14 утверждений, обслуживающих 2 подшкалы:
– «тревога» (нечетные пункты под номерами 1, 3. 5, 7, 9, 11, 13);
– «депрессия» (четные пункты под номерами 2, 4. 6, 8, 10, 12, 14).
Каждому утверждению соответствуют 4 варианта ответа, которые отражают градации выраженности признака и кодирующиеся по нарастанию тяжести симптома от 0 (отсутствие) до 3 (максимальная выраженность симптома).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ проблемы оценки эффективности психологической коррекции у пациентов неврологического профиля в современной литературе. Больные неврологических стационаров часто страдают сопутствующими психологическими расстройствами, возникающими на фоне неврологического заболевания как вторичный симптом. Основными психологическими и поведенческими расстройствами, характерными для лиц неврологического профиля, являются: когнитивные нарушения, эмоциональные нарушения (эмоциональная напряженность, депрессия, тревога, ощущение безнадежности и чувства вины), личностные нарушения (неуверенность в своих силах, самокритичное отношение, самостигматизация). Среди поведенческих расстройств, характерных для пациентов неврологического профиля, выделяется: нарушение ролевого и социального функционирования, снижение жизненной активности, деструктивные способы совладания со стрессом, дезадаптация, суицидальное поведение. Методы психотерапевтической коррекции используются в соматической клинике с целью уменьшения клинических проявлений заболевания, повышения социальной активности больных, их социально-психологической адаптации, а также повышении эффективности лечебных воздействий биологической направленности. При психокоррекции соматических заболеваний широко используются разные методы психотерапии: гипнотерапия, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение и др.
Выявлен психологический статус пациентов до психологической коррекции. У пациентов неврологического профиля преимущественно отмечается субклинически выраженная тревога, как у мужчин, так и у женщин. У них также преимущественно отмечается субклинически выраженная депрессия, как у мужчин, так и у женщин. Пациенты неврологического профиля находятся в состоянии тревоги и депрессии слабой тяжести, при котором нет значительного нарушения жизнедеятельности и социального функционирования. У мужчин показатели более оптимальны по физическому компоненту здоровья, у женщин – по психическому компоненту здоровья. У мужчин значительно ограничивается состоянием здоровья физическая активность, повседневная деятельность, боль, низкая оценка общего состояния собственного здоровья и перспектив лечения. У женщин более выражено утомление и снижение жизненной активности, ограничение социальных контактов, снижение уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния, а также депрессивные, тревожные переживания и ощущение психического неблагополучие. Они испытывают на себе большее влияние ограничения в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.
Определено содержание программы психологической коррекции у пациентов неврологического профиля. Основные задачи программы: способствовать устранению отрицательных эмоциональных состояний; обучить пациентов способам регулирования своего психического состояния; содействовать формованию позитивных установок в отношении состояния своего здоровья и перспектив лечения. В программу психологической коррекции психологического статуса пациентов неврологического профиля были включены: элементы аутогенной тренировки по Э. Ку, психорегулирующей тренировки, аутогенной тренировки по В. Леви и Н. Донбару.
Выявлена положительная динамика психологического статуса у пациентов неврологического профиля после проведения психологической коррекции. Проведение программы, направленной на восстановление психологического статуса у пациентов неврологического профиля, оказалось эффективным для снижения уровня тревоги и депрессии. После участия в программе психологической коррекции пациенты неврологического профиля, что свидетельствует о снижении напряжения и беспокойства, развитии умения расслабиться, снижении депрессивных тенденций, появлении бодрости, способности получать удовольствие от прежней деятельности. Кроме того, проведение программы, направленной на восстановление психологического статуса у пациентов неврологического профиля, оказалось эффективным для повышения у них качества жизни. После участия в программе психологической коррекции пациенты неврологического профиля стали выше оценивать состояние собственного состояния здоровья и физической активности, степень участия в повседневной деятельности, степень активности в связи с испытываемой болью, общее состояние здоровья и перспективы лечения. У них повысились оценки своей социальной активности и общения в связи с эмоциональным и физическим состоянием, выполнения работы или другой повседневной деятельности в связи с эмоциональным состоянием, настроение.
1. Об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=W21226271. – Дата доступа:
2. Об утверждении примерного перечня методов и методик оказания психологической помощи, рекомендуемых к применению в государственных организациях здравоохранении: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 662 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-spetsialistov/normativno-pravovaya-baza/baza-npa.php?ELEMENT_ID=328669. – Дата доступа:
3. Агамамедова, И.Н. Тофизопам: терапия тревоги у пациентов неврологического профиля / И.Н. Агамамедова, Т.Е. Никитина. – 2016. – № 11. – С. 48–53.
4. Антипова, О.С. Расстройства адаптации: современные походы к диагностике и терапии / О.С. Антипова // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2014. – № 6. – С. 22–27.
5. Баркова, Т.В. Депрессии на фоне болезни Паркинсона: клиническая характеристика и факторы, способствующие их развитию / Т.В. Баркова // Архівпсихіатрії. – 2004. – № 3. – C. 92–97.
6. Батуева, А.Э. Реабилитация неврологических больных: механизмы саногенеза, тактики восстановления: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.13 / А.Э. Батуева. – Иваново, 2005. – 19 с.
7. Бах, Б. Аутогенная тренировка по Владимиру Леви / авт.-сост. Б. Бах. – М.: ACT, 2011. – 60 с.
8. Белова, А.Н. Нейрореабилитация: руководство для врачей / А.Н. Белова. – М.: Антидор, 2003. – 734 с.
9. Боголепова, А.Н. Депрессивные расстройства в неврологической клинике / А.Н. Боголепова // Лечебное дело. – 2007. – № 1. – С. 58–63.
10. Булюбаш, И.Д. Спинальная травма и проблемы адаптации пациента: клинические и психологические аспекты / И.Д. Булюбаш // Паллиативная медицина и реабилитация: научно-практический журнал. – 2011. – № 3. – С. 154–158.
11. Булюбаш, И.Д. Эмоциональное состояние и особенности мотивации в восстановительном лечении пациентов с последствиями спинальной травмы / И.Д. Булюбаш, И.Н. Морозов // Паллиативная медицина и реабилитация: научно-практический журнал. – 2012. – № 4. – С. 51–56.
12. Вассерман, Л.И. Дискуссионные вопросы концептуализации и методологии исследования качества жизни в медицине / Л.И. Вассерман, Л.А. Трифонова // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 26. – С. 112–118.
13. Вейн, A. M. Болевые синдромы в неврологической практике / А.М. Вейн. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 368 с.
14. Вознесенская, Т.Г. Хроническая боль и депрессия / Т.Г. Вознесенская, А.М. Вейн // Психиатрия и психофармакология. – 2000. – № 1. – С. 4–7.
15. Вознесенская, Т.Г. Генерализованное тревожное расстройство: дифференциальный диагноз и лечение / Т.Г. Вознесенская // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2013. – № 4. – С. 18–22.
16. Гладкова, С.А. Аутотренинг. Антистрессовые методики / С.А. Гладкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 315 с.
17. Гордевская, Н.А. Стабилизация когнитивных и психофизических процессов в результате занятий аутогенной тренировкой / Н.А. Гордиевская, А.Ю. Гордиевский // Самарский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 21–23.
18. Давлетова, А.И. Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции / А.И. Давлетова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. – № 1 (3). – С. 86–94.
19. Дороженок, И.Ю. Расстройства тревожного спектра у пациентов общемедицинской сети: клиника и терапия / И.Ю. Дороженок // Доктор.ру. – 2013. – № 5. – С. 38–44.
20. Евстигнеева, Е.А. Психологические предикторы и качество жизни больных неврологического профиля / Е.А. Евстигнеева, С.И. Филиппненкова, Л.А. Мурашова // Архив внутренней медицины. – 2016. – Вып. 1. – С. 94.
21. Злобин Ю.Д. Психологическая коррекция личности: задачи, подходы, приемы / Ю.Д. Злобин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – Ч. II. – 35 с.
22. Кадыков, А.С. Реабилитация неврологических больных / А.C. Кадыков, Л.А. Черникова, Н. В. Шахпаранова. – М.: Медпресс-информ, 2008. – 560 с.
23. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 1998. – 713 с.
24. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.
25. Ковальчук, В.В. Психотерапевтическая реабилитация и нормализация психоэмоционального и функционального состояния пациентов с болевыми синдромами при органических поражениях головного мозга / В.В. Ковальчук // Наука и Здравоохранение. – 2016. – № 5. – С. 64–79.
26. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
27. Корнилова, Л.Е. Изменение психологического статуса пациентов с невралгией тройничного нерва под действием блокады сегментарных остеорецепторов / Л.Е. Корнилова, Е.Л. Соков, О.П. Артюков, М.С. Нурмагомедова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 10–8. – С. 1506–1508.
28. Котова, О.А. Психоэмоциональные особенности пациентов, перенесших спинномозговую травму (обзор литературы) / О.А. Котова, И.Д. Булюбаш, И.А. Байкова // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2013. – № 4 (44). – С. 17–21.
29. Левин, О.С. Тревожные расстройства в общеклинической практике / О.С. Левин // Медицинский совет. – 2017. – № 10. – С. 36–40.
30. Лыков, Л.И. Непсихотические тревожно-депрессивные состояния у больных психиатрического и неврологического профиля: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.18 / Л.И. Лыков. – СПб., 2003. – 20 с.
31. Мельников, В.И. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности: автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.01 / В.И. Мельников. – Новосибирск, 2000. – 19 с.
32. Мирецкая, А.В. Депрессивные расстройства у больных болезнью Паркинсона. Болезнь Паркинсона и расстройства движений. Рук-во для врачей (по материалам I Национального конгресса) / А.В. Мирецкая, Н.В. Федоров, В.В. Макаров. – М., 2008. – С. 97–99.
33. Михайлов, Б.В. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Б.В. Михайлов, А.И. Сердюк, В.А. Федосеев. – Харьков: Прапор, 2002. – 128 с.
34. Михайлов, В. А. Качество жизни, стигматизация и восстановительная терапия больных эпилепсией: автореф. дис. ... докт. мед. наук: 14.00.07 / В. А. Михайлов. – СПб., 2008. – 22 с.
35. Молодцова, Т.Д. Диагностика адаптации студентов первого курса к требованиям вуза / Т.Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 13–17.
36. Молоствова, Г.В. Взаимосвязь качества жизни пациентов неврологического профиля с особенностями их личности / Г.В. Молоствова // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 99–104.
37. Морозов, И.Н. Диагностика психологических расстройств в промежуточном и позднем периодах спинальной травмы / И.Н. Морозов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2008. – № 2. – С. 43–45.
38. Нодель, М.Р. Депрессия при болезни Паркинсона / М.Р. Нодель // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2010. – № 2. – С. 11–16.
39. Орлов, Ю.А. Оценка качества жизни пациентов с поражениями центральной нервной системы / Ю.А. Орлов // Украинский нейрохирургический журнал. – 2001. – № 2. – С. 152–156.
40. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
41. Парфенов, Е.В. Стигматизация пациентов с эпилепсией / Е.В. Парфенова, Ф.К. Ридер, А.Г. Герсамия // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2017. – № 1. – С. 78–83.
42. Пирсон-Марфи, Б.Е. Стресс и тревожно-депрессивные синдромы / Б.Е. Пирсон-Марфи // Медикография. – 1994. – Т. 16, № 1. – С. 33–36.
43. Преображенская И.С. Расстройства сна и их значение в развитии когнитивных нарушений / И.С. Преображенская // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2013. – № 2. – С. 49–53.
44. Рахимджанов, А.Р. Клинические лекции по неврологии / А.Р. Рахимджанов. – М.: Медицина, 1987. – 198 с.
45. Урванцев, Л.П. Психология соматического больного / Л.П. Урванцев. – М.: Институт психологии РАН, 2000. – 89 с.
46. Халезова, Н.Б. Психотерапия в клинической практике / Н.Б. Халезова, Е. Р. Исаева, М. Я. Киссин. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2010. – 265 с.
47. Хворостина, А.В. Лечение тревожно-депрессивных расстройств пограничного уровня у неврологических больных методом адаптивного биоуправления: автореф. дис. … канд. мед.наук: 14.00.03 / А.В. Хворостина. – М., 2005. – 21 с.
48. Хоженко, Е.В. Комплексная диагностика и терапия неврологических нарушений при посттравматических расстройствах: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.01.11 / Е.В. Хоженко. – М., 2011. – 21 с.
49. Шульц, И.Г. Аутогенная тренировка / И.Г. Шульц. – М.: Медицина, 1985. – 31 с.
50. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание программы психологической коррекции у пациентов неврологического профиля.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Протокол обследования одного пациента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Таблицы расчета данных исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты