Правовая охрана водно-болотных угодий Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Правовая охрана водно-болотных угодий Республики Беларусь»
по дисциплине: «Право»
2018
251.00 BYN
Правовая охрана водно-болотных угодий Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Общие положения о водно-болотных угодьях Республики Беларусь
1.1 Правовое понятие водно-болотных угодий
1.2 Порядок организации и функционирования мониторинга водно-болотных угодий
2 Правовое регулирование водно-болотных угодий Республики Беларусь
2.1 Особенности правового положения водно-болотных угодий Республики Беларусь
2.2 Правовой режим водно-болотных угодий
3 Проблемные аспекты и пути совершенствования правового регулирования водно-болотных угодий Республики Беларусь
3.1 Проблемы правового регулирования водно-болотных угодий Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования правового регулирования водно-болотных угодий Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы объясняется тем обстоятельством, что болота и иные водно-болотные угодья составляют 2,5 млн. га, или 14,1 % площади Республики Беларусь. Не случайно за нашей страной закрепился имидж водно-болотного государства. Значение водно-болотных угодий для поддержания благоприятного состояния природной среды и климата в Беларуси, их высокая социально-экономическая ценность, а также имеющиеся пробелы в правовой охране предопределили необходимость проведения дипломного исследования правового регулирования охраны водно-болотных угодий
Общеизвестно, что водно-болотные угодья играют ключевую роль в круговороте воды, во многом определяют климат на планете, препятствуют развитию парникового эффекта. Их, как и леса, называют «легкими планеты». Болота — естественные фильтры воды и санитары агроэкосистем. Одновременно они выступают одними из самых разнообразных и продуктивных экосистем, от состояния которых во многом зависит наше будущее. Болота обеспечивают условия для осуществления энергообеспечения, сельского хозяйства, ведения охотничьего хозяйства, туризма и иных видов природопользования. Кроме того, болота представляют собой научный ресурс и имеют учебно-культурное значение.
Несмотря на то, что в нашей республике до настоящего времени сохранилось в естественном состоянии значительное количество водно-болотных угодий, многие из которых имеют международное значение, следует отметить, что в результате человеческой жизнедеятельности водно-болотные угодья подвергаются негативному воздействию, а это приводит к чрезмерной фрагментации экосистем, нарушению водного режима, утрате и деградации их как источников и хранилищ пресной воды.
Одной из причин ухудшения состояния водных ресурсов является сокращение финансирования и, как следствие, прекращение наблюдения за состоянием соответствующих водных объектов.
В целом, финансирование представляет собой важное условие, от которого зависит судьба и решение наиболее острых экологических проблем, в том числе и в сфере охраны водно-болотных угодий, животного мира и особо охраняемых природных территорий. Следует отметить, что финансирование мероприятий и программ, направленных на охрану водных ресурсов и всей окружающей среды из государственного бюджета, не всегда оправдывает наши надежды, а в большинстве случаев вообще не оправдывает их, поскольку ведется по остаточному признаку: сначала осуществляется финансирование «важных» программ экономической направленности. Таким образом, приходится довольствоваться тем, что остается.
Поэтому, мы считаем, что на данный момент вопрос внебюджетных экологических фондов должен быть первым в списке безотлагательных вопросов, требующих незамедлительного решения или хотя бы детального рассмотрения, в том числе и в правовом аспекте.
К примеру, в целях реализации идеи разумного использования и обеспечения охраны водно-болотных угодий в 1990 году был образован фонд малых грантов охраны водно-болотных угодий – Small Grants Fund for Wetland Conservation and Wise Use или ФМГ, основным назначением которого является оказание финансовой поддержки и помощи в виде предоставления малых грантов для реализации политики разумного использования и охраны водно-болотных угодий в странах с переходной экономикой либо в развивающихся странах.
Финансы фонда образуются за счет добровольных взносов, вносимых государством либо неправительственными организациями, как правило, основная направленность деятельности которых связана с водно-болотными угодьями.
Было бы уместно создание специализированных отделов в банках, равно как и самих банков, ориентирующихся на предоставлении финансовой поддержки частным предпринимателям, внедряющим «экологически чистые» технологии, или уже работающих с ними; предоставление финансирования для различных программ экологической направленности, а именно, направленных на улучшение экологической обстановки, то есть представляющими собой своеобразные экологические отделы при банках либо экологические банки.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в результате правого регулирования и охраны водно-болотных угодий Республики Беларусь.
Предмет работы – совокупность норм права, устанавливающих порядок регулирования и охраны водно-болотных угодий, научные труды, посвященные отдельным вопросам данной темы.
Цель работы – проанализировать действующее законодательство, научную литературу, касающиеся правовой охраны водно-болотных угодий, выработать рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в данной сфере.
1 Общие положения о водно-болотных угодьях Республики Беларусь
1.1 Правовое понятие водно-болотных угодий
Водно-болотные угодья представляют собой многообразные участки земной поверхности, где вода является основным фактором, контролирующим состояние окружающей среды и определяющим условия жизни растений и животных. Водно-болотные угодья встречаются там, где водное зеркало постоянно или относительно продолжительно периодически находится на поверхности или близко к поверхности земли [1; 2, с. 79–81].
Так, следует достигнуть нескольких целей:
Во-первых, получили бы необходимое финансирование;
Во-вторых, добились бы больших результатов при внедрении «экологически чистых» технологий, поскольку для получателя кредита, займов и прочего в его же интересах было бы введение чистой технологии, и не только с целью получения кредита или займа, но и для обеспечения дальнейшего функционирования его предприятия. Более того, можно было бы предусмотреть некоторые льготы, такие, как снижение процентов при взыскании сумм займа или кредита;
В-третьих, мы улучшили бы общую экологическую ситуацию в государстве, при этом, не прибегая к карательным мерам, штрафным санкциям и иным принуждениям.
3. Теоретические аргументированное положение о водно-болотных угодьях как особом виде природных комплексов исвязанное с ним предложение о замене понятия «водно-болотные угодья» понятием «водно-болотные территории» с включением последнего и его определения в Водный кодекс Республики Беларусь (далее – Водный кодекс)[3].
Водно-болотные территории – избыточно увлажненные или обводненные саморегулирующиеся экологические системы естественного либо природно антропогенного происхождения, гидравлически связанные с водными объектами или являющиеся их частью, характеризующиеся наличием специфических видов водных и околоводных диких животных и дикорастущих растений.
Данный вывод, основанный на подходах экологического права к определению объектов отношений в области охраны окружающей среды, позволяет установить особое место водно-болотных территорий в системе таких объектов, рассматривать правовую охрану водно-болотных территорий в рамках правового механизма охраны вод [4].
В результате дефицита бюджетного финансирования надежда возлагается на оказание финансовой помощи различными предприятиями и организациями всех форм собственности. Однако, общее мнение таково, что затраты на охрану природы не окупаются или во всяком случае окупаются не скоро, и потому предприятия в них не заинтересованы. Хотя мировая практика свидетельствует о том, что высокая эффективность вложений в природные проекты дает экономике эффект за предотвращенный ущерб, в 10-15 раз превышающий эти вложения. А переработка отходов, очистка сточных вод, рекультивация земель при благоприятном инвестировании могут быть серьезным источником доходной части бюджета.
Законодатель установил запреты, но помимо запретов не заинтересовал физических и юридических лиц, осуществляющих загрязнение водных ресурсов либо использующих ресурсы водно-болотных угодий в воздержании от совершения неправомерных действий. То есть, сам механизм стимулирования не предусмотрен. А ведь именно стимулы и льготы гораздо быстрее и эффективнее могут привести нас к достижению поставленных целей.
Как отмечала Самакова А., необходимо внедрять экологические положения, функционирующие в европейских государствах, особенность которых заключается в том, что стимулируемые, с одной стороны, «чувствительны-ми» платежами, а с другой возможностью в дополнение к собственным инвестициям получить весомое софинансирование государства, предприятия сами выбирают экономическую и технологическую стратегию достижения соответствия экологическим стандартам и требованиям. В частности, они инвестируют в наилучшие, но экономически доступные технологии производства продукции, очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Только в особых случаях, после исчерпания средств экономического воздействия, в развитых странах к предприятиям применяются штрафные санкции, обычно приводящие к серьезным последствиям, включая банкротство. Мотивацией такого решения служит обоснованное заключение об экологической и меди-ко-социальной опасности продукции, выпускающейся на данном производстве [5].
Такая система отношений основана на здравом эколого-экономическом смысле, а не на абстрактных представлениях об «экологическом рае», которому угрожают «темные силы бизнеса» [3, с.4].
2 Правовое регулирование водно-болотных угодий Республики Беларусь
2.1 Особенности правового положения водно-болотных угодий Республики Беларусь
Водно-болотные угодья представляют собой самостоятельные целостные единицы природной среды – экологические системы, которые находятся в непрерывной взаимосвязи с другими экологическими системами и окружающей средой в целом. Взаимодействие физических, биологических и химических элементов является движущей силой постоянного развития водно-болотных угодий, выражает их сущность как экологических систем и не может возникнуть из простого сложения свойств их компонентов (земля, вода, недра, объекты растительного и животного мира, лес, атмосферный воздух в пределах границ водно-болотного угодья), каждый из которых обладает собственной спецификой процессов саморазвития, саморегуляции и поддержания экологического равновесия.
Водно-болотные угодья – это наиболее продуктивные экологические системы мира [28, с. 9]. Взаимодействие физических, биологических и химических компонентов водно-болотных угодий позволяет им выполнять многие жизненно важные природные функции: поддержание гидрологического режима ландшафтов, регуляцию геохимических процессов в биосфере, сохранение ее биологического и ландшафтного разнообразия. Водно-болотные угодья создают и поддерживают условия для осуществления водоснабжения, рыболовства, сельского хозяйства, заготовки древесины, энергообеспечения, ведения охотничьего хозяйства, туризма и иных видов природопользования. Кроме того, водно-болотные угодья представляют научный интерес и имеют учебно-культурное значение [1, с. 10–12; 2, с. 8; 3].
Республика Беларусь располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Территория страны характеризуется наличием большого количества водно-болотных угодий. Формирование их оптимальной системы является одним из направлений экологической политики Республики Беларусь на период до 2020 г. (п. 4.3.1 Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. [4]). Организация рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты водно-болотных угодий обусловливает необходимость выполнения функции их учета [29, с. 153–164].
Отдельные аспекты правового регулирования учета водно-болотных угодий в той или иной степени рассматривались в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых. Так, работы С. А. Балашенко, В. А. Свитина, О. А. Хотько и И. С. Шахрай [5–8] составляют теоретическую основу правового регулирования учета водно-болотных угодий. Исследователь Г. И. Зайчук особое внимание уделяет вопросам правового регулирования учета заповедных территорий [9]. Важные аспекты правового регулирования учета отдельных природных объектов, входящих в состав водно-болотных угодий, затрагивали в своих работах А. А. Варламов, А. Н. Колобаев, К. Салтыков [10–12] и др. Однако в целом проблемам правового регулирования учета водно-болотных угодий как комплексных, сложно организованных и многофункциональных экологических систем естественного и искусственного происхождения должного внимания в исследованиях отечественных правоведов до сих пор не уделялось [30].
Согласно п. 1 Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве место обитаний водоплавающих птиц, принятой 2 февраля 1971 г. (далее – Рамсарская конвенция), водно-болотными угодьями называются «районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов – естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров» [13]. В состав водно-болотных угодий также могут входить «прибрежные речные и морские зоны, смежные с водно-болотными угодьями, и острова или морские водоемы с глубиной более шести метров во время отлива, расположенные в пределах водно-болотных угодий, особенно там, где они важны в качестве местообитания водоплавающих птиц» [13].
Многообразие водно-болотных угодий объединяет экологические системы естественного и искусственного происхождения и включает в себя 42 типа объектов трех категорий: морские и прибрежные, континентальные и антропогенные водно-болотные угодья [31, с. 79–81].
Для сохранения, восстановления, рационального использования и воспроизводства водно-болотных угодий, предотвращения их загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водно-болотные угодья и ликвидации ее последствий, а также с целью обеспечить соблюдение установленного режима охраны и использования их ресурсов природные территории, в пределах которых расположены водно-болотные угодья, могут объявляться особо охраняемыми (ст. 1, 11, 12 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» [32]).
3 Проблемные аспекты и пути совершенствования правового регулирования водно-болотных угодий Республики Беларусь
3.1 Проблемы правового регулирования водно-болотных угодий Республики Беларусь
В настоящее время на территории имеют место прецеденты осуществления хозяйственной деятельности, в том числе недропользования в пределах водно-болотных угодий, несмотря на то, что нормативно урегулированный режим осуществления данной деятельности отсутствует.
Следует отметить, что Рамсарская конвенция не запрещает осуществление хозяйственной деятельности в пределах водно-болотного угодья между-народного значения, а рекомендует в целях рационального природопользования внедрять соответствующие природоохранные процедуры по снижению негативного воздействия на водно-болотные угодья.
Следовательно, режим хозяйственной деятельности в границах данной территории не запрещает осуществление недропользования, но при этом не вводит необходимые ограничения и рекомендации, а также стандарты по осуществлению подобных работ [11].
Данные прецеденты свидетельствует о том, что несмотря на запрет известны случаи выдачи государством разрешений на пользование недрами в пределах ООПТ. Считаем, что данные примеры будут возникать снова, и в соответствии с этим необходимо установить режим данной деятельности законодательно, который позволит ограничить доступ к подобным территориям, улучшит качество, проводимых работ, минимизируя риски негативного воздействия на ООПТ.
В каждом таком изменении, вносимым в положение, разрешающем хозяйственную деятельность, не устанавливаются требования к недро пользователю, который будет осуществлять природопользование в пределах данного водно-болотного угодья или ООПТ.
В заключении, рассмотрев опыт освоения месторождений в пределах водно-болотных угодий и особо охраняемых природных территорий, можем сделать вывод о том, что современное законодательство нуждается в отдельном нормативно-правовом акте, который урегулирует хозяйственную деятельность в пределах водно-болотного угодья и ООПТ, установив определенные экологические требования и ограничения к недро пользователям и лицам, осуществляющим иную хозяйственную деятельность.
Рассматриваются понятие, основные функции и виды юридических гарантий права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Анализируются конституционные и отраслевые гарантии, а также дополни-тельные (региональные) гарантии обеспечения названного права.
Одной из мер, направленных на планирование рационального использования, восстановления и охраны водных ресурсов является введение государственного учета [20].
Для того чтобы сохранить естественные экологические системы, биологическое и ландшафтное разнообразие в соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экологического развития Республики Беларусь, необходимо найти такое решение, которое будет соответствовать всем нормам и требованиям утвержденным законодательством об охране окружающей среды. Наиболее оптимальный вариант решения данного вопроса будет заключаться в создании экологической сети, которая будет представлять собой систему природно-территориальных комплексов со специальны-ми режимами охраны и использования.
Главную роль в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия принадлежит особо охраняемым природным территориям. Эти территории определены Законом Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» как части территории с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное и (или) эстетическое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.
В Беларуси в начале 1960-х годов прошлого века болота занимали 2939 тыс.га, или 14,2% всей территории страны. В результате крупномасштабных мелиоративных работ в 1950-1990-е годы более 51% площади болот было осушено. Около 65% площади осушенных болот использовалось в сельском хозяйстве, 15,6% в лесном хозяйстве и на 18,4 % велась добыча торфа. До настоящего времени около 1434 тыс.га болот, или 6,4% территории республики (в мире в среднем 3,4%), по-прежнему сохраняются в естественном состоянии, однако на многих из них частично нарушен гидрологический режим, некоторые находятся под угрозой разрушения [32].
Основными направлениями по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию водно-болотных угодий Республики Беларусь могут быть:
1) совершенствование нормативного правового обеспечения охраны и устойчивого использования водно-болотных угодий, оценка поглощения и выделения парниковых газов с болотных экологических систем;
2) проведение инвентаризации, учета и анализа состояния водно-болотных угодий, в том числе ведение водного, земельного и лесного кадастров, реестра особо охраняемых природных территорий;
3) восстановление водно-болотных угодий, в том числе разработка и реализация мероприятий по восстановлению нарушенного гидрологического режима естественных болот, торфяных месторождений, неэффективно осушенных болот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Понимая важность необходимости пересмотра отношений к окружающей нас среде, особенно с учетом реалий действительности, государство в последнее время стало больше уделять внимания развитию «Зеленой экономики», о которой впервые заговорили еще в 1992 году и которая не потеряла своей актуальности по сегодняшний день.
Все вышесказанное еще раз подтверждает зависимость состояния водно-болотных угодий и всей окружающей среды от социально-экономического состояния государства.
2. Как отмечают ученые и практические работники, взаимодействие физических, биологических и химических компонентов водно-болотных угодий позволяет им выполнять многие жизненно важные природные функции, в том числе поддержание гидрологического режима ландшафтов, регуляцию геохимических процессов в биосфере, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия биосферы. Водно-болотные угодья обеспечивают условия для осуществления водоснабжения, рыболовства, сельского хозяйства, заготовки древесины, энергообеспечения, ведения охотничьего хозяйства, туризма и иных видов природопользования. Кроме того, водно-болотные угодья представляют собой научный ресурс и имеют учебно-культурное значение.
С целью совершенствования правового регулирования мониторинга водно-болотных угодий в Республике Беларусь исходя из природных условий страны и значимости водно-болотных угодий представляется целесообразным:
для мониторинга водно-болотных угодий применять данные мониторингов земель, поверхностных вод, подземных вод, животного мира, расти-тельного мира, лесов, комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях;
разработать и утвердить очередную Государственную программу обеспечения функционирования и развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в развитие Государственной программы обеспечения функционирования и развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2011–2015 годы, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 244 (в ред. от 28.07.2014) [26], предусматривающую режимы мониторинга водно-болотных угодий;
разработать и утвердить очередную Государственную программу развития особо охраняемых природных территорий в развитие Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008–2014 годы, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 146 (в ред. от 28.05.2014) [27], включающую систему мониторинга водно-болотных угодий, расположенных на особо охраняемых при-родных территориях;
дополнить Перечень экологической информации систем мониторинга, предоставляемой субъектами информационного обмена, прилагаемый к Инструкции об обмене экологической информацией между Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 сентября 2005 г. № 41/30/45, информацией о состоянии животного мира, о состоянии растительного мира, о состоянии лесов;
комплексная экологическая информация о состоянии водно-болотных угодий на особо охраняемой природной территории должна содержать оценку состояния водно-болотного угодья, в том числе в качестве научного и учебно-культурного ресурса; рекомендации, направленные на совершенствование режимов охраны и использования особо охраняемой природной территории, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, научного и учебно-культурного потенциала;
под мониторингом болот понимать систему регулярных наблюдений за состоянием болот по гидрологическим, гидрохимическим, гидробиологическим и иным показателям, оценки и прогноза его изменения в целях своевременного выявления негативных процессов, предотвращения их вредных последствий и определения эффективности мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану болот и проводить мониторинг болот как вида поверхностных водных объектов.
1. Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях международного значения // Конвенции [Электронный ресурс]. – 2008–2015. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=37. – Дата доступа:
2. Справочник по осуществлению Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсар, Иран, 1971 г.): Руководство по Рамсарской конвенции. – 4-е изд. – Секретариат Рамсарской конвенции, Гланд, Швейцария, 2006. – 150 с.
3. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008. – 365 с.
4. Балашенко, С.А. Государственное управление в области охраны окружающей среды / С.А. Балашенко. – Минск: БГУ, 2000. – 341 с.
5. Экосистемы и благосостояние человека: водно-болотные угодья и водные ресурсы. Синтез: докл. об оценке экосистем на пороге тысячелетия. – Ин-т мировых ресурсов, Вашингтон, США, 2005. – 68 с.
6. Речиц, Е.В. О некоторых аспектах правовой охраны водно-болотных угодий, имеющих важное значение для поддержания качества и количества водных ресурсов / Е.В. Речиц // Фінансово-економічний розвиток України в умовах трансформаційних перетворень : матеріали всеукр. наук.-практ. конф., Львів, 6−7 квітн. 2017 р. / М-во освiти i науки Украïни, Львiв. торгов.-екон. ун-т, Iн-т економiки та фiнансiв, Львiв. навч.-наук. iн-т, ДВНЗ «Унiверситет банкiвськоï справи», Терноп. нац. екон. ун-т, Белорус. торг.-екон. ун-т спожив. кооперацiï, Наук. клуб «Софус» ; редкол : П.О. Ку-цик, М.Ю. Барна [та iнш.]. – Тернопіль, 2017. − С. 118−120.
7. Речиц, Е.В. Правовое регулирование безвозмездного пользования водно-болотными угодьями / Е.В. Речиц // Правовое обеспечение противодействия правонарушениям в гражданском обороте: теоретические и прикладные проблемы : сб. материалов респ. конф. студентов, магистран-тов и аспирантов, Брест, 30 марта 2012 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; редкол. : Т.А. Горупа, Г.И. Зайчук [и др.]. – Брест, 2012. – С. 177–179.
8. Речиц, Е.В. Место водно-болотных угодий в системе объектов правоотношений в области охраны окружающей среды / Е.В. Речиц // XVII республиканская научно-практическая конференция молодых ученых : сб. материалов, Брест, 15 мая 2015 г. : в 2 ч. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; под общ. ред. А.Е. Будько. – Брест, 2015. – Ч. 2. – С. 54–56.
9. Речиц, Е.В. О некоторых аспектах правового регулирования государственного контроля в области охраны водно-болотных угодий / Е.В. Ре-чиц // Правовое обеспечение гражданского оборота в контексте приоритетов социально экономического развития Республики Беларусь : сб. материалов респ. науч.-практ. конф., Брест, 23 апр. 2015 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; редкол. : Г.И. Зайчук, И.М. Барановская. – Брест, 2015. – С. 3–7.
10. Речиц, Е.В. Правовое регулирование учета водно-болотных уго-дий / Е.В. Речиц // Проблемы правового регулирования общественных отношений: теория, законодательство и практика : сб. материалов респ. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов, Брест, 21 нояб. 2014 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; редкол. : Е.А. Коротич, О.В. Чмыга. – Брест, 2015. – С. 145–147.
11. Речиц, Е.В. Водно-болотные угодья как объект уголовно-правовой охраны / Е.В. Речиц // Актуальные проблемы права и экономики : сб. материалов XVI респ. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Брест, 24 апр. 2015 г. : в 2 ч. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушки-на ; редкол. : В.В. Лосев, Т.С. Силюк. – Брест, 2016. – Ч. 1. – С. 85–87.
12. Речиц, Е.В. Оценка воздействия на окружающую среду как мера правовой охраны водно-болотных угодий / Е.В. Речиц // XVIII республиканская научно-практическая конференция молодых ученых, Брест, 13 мая 2016 г. : сб. материалов : в 2 ч. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; под общ. ред. А.Е. Будько. – Брест, 2016. – Ч. 1. – С. 70–72.
13. Речиц, Е.В. Некоторые вопросы правовой охраны болот / Е.В. Речиц // Право.by. – 2015. − № 4. – С. 95–99.
14. Об утверждении положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 апр. 2004 г., № 482 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Об утверждении Положения о порядке проведения мониторинга животного мира и использования его данных: постановление Совета Мини-стров Респ. Беларусь, 25 июля 2013 г., № 653 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Об утверждении положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга растительного мира, геофизического мониторинга и использования их данных: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 апр. 2004 г. № 412 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга лесов и использования его данных: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 авг. 2007 г., № 1036 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Об утверждении Инструкции об обмене экологической информацией в Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь: постановление М-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 28 дек. 2004 г., № 43. – 2005. – № 8. – 8/11942; 2008. – № 136. – 8/18912.
19. Об утверждении Инструкции об обмене экологической информацией между Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление М-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, М-ва здравоохранения Респ. Беларусь и М-ва по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 12 сент. 2005 г., № 41/30/45 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. Об утверждении Инструкции о порядке проведения комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях: постановление М-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 13 окт. 2009 г., № 63 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак. – 200 с.
22. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 июля 1998 г., № 191-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
23. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 30 апр. 2014 г., № 149-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
24. Кодекс о земле:КодексРесп. Беларусь,23июля 2008г., № 425-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
25. Об утверждении Модельного Водного кодекса для государств-участников СНГ: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 16 нояб. 2006 г., № 27-10 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
26. Об утверждении Государственной программы обеспечения функционирования и развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2011–2015 годы: указ Президента Респ. Беларусь, 13 июня 2011 г., № 244 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
27. Об утверждении Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008–2014 годы: Указ Прези-дента Респ. Беларусь, 6 марта 2008 г., № 146 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
28. Руководство по Рамсарской конвенции. Справочник по осуществлению Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсар, Иран, 1971 г.) / Секретариат Рамсарской конвенции. 4-е изд. – Гланд, Швейцария, 2006.
29. Кумари, Э. В. Водно-болотные угодья международного значения и изучения водоплавающих птиц / Э.В. Кумари // Водно-болотные угодья и водоплавающие птицы : тр. VI Дней орнитологов (Пярну, 18–22 мая 1979 г.) / под ред. Э. В. Кумари. – Таллин, 1987. – С. 7–14.
30. Скокова, Н. Н. Охрана местообитаний водно-болотных птиц / под ред. Е. Е. Сыроечковского. – М., 1986.
31. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
32. Балашенко, С. А. Государственное управление в области охраны окружающей среды : монография / С.А. Балашенко. – Минск, 2000.
33. Свитин, В. А. Теоретические основы кадастра / В.А. Свитин. – Минск ; М., 2011.
34. Хотько, О. А. Кадастр / О.А. Хотько. – Новополоцк, 2011.
35. Шахрай, И. С. Учет в области охраны окружающей среды: проблемы правового регулирования / И.С. Шахрай // Право в современном бело-русском обществе : сб. науч. тр. Минск, 2013. – Вып. 8. – С. 488–495.
36. Зайчук, Г. И. Правовое регулирование природного заповедания в Республике Беларусь : монография / Г.И. Зайчук. – Минск, 2007.
37. Варламов, А. А. Земельный кадастр : в 6 т. Т. 1 : Теоретические основы государственного земельного кадастра / А.А. Варламов. – М., 2003.
38. Кадастр использования водных ресурсов (методы и практика ведения) / под общ. ред. А. Н. Колобаева . – Минск, 1997.
39. Салтыков, К. Многоцелевой кадастр в контексте эволюции земельных отношений / К. Салтыков // Земля Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 37–41.
40. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=37. – Дата доступа:
41. Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 20 окт. 1994 г.м № 3335-XII : в ред. от 23 мая 2000 г., № 396-З : с изм. и доп. по сост. на 28.04.2015 // // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Бела-русь. – Минск, 2019.
42. О развитии системы особо охраняемых природных территорий [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 июля 2014 г., № 649 // // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
43. Об утверждении Национальной стратегии развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г. : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 дек. 2007 г., № 1920 // // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
44. Об утверждении Стратегии по реализации Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 февр. 2009 г., № 177 // // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
45. О новых рамсарских территориях [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. – Режим доступа: http://minpriroda.gov.by/ru/news-ru/view/o-novyh-ramsarskih-territorijah-1543. – Дата доступа:
46. Экологическое право: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова (и др.); отв. ред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 656 с.
47. Экологическое право: учеб. для вузов / под ред. докт. юрид. наук, проф. С.А. Боголюбова. – М.: Проспект, 2009. – 400 с.
48. Экологическое право: учеб. пособие / С. А. Балашенко и [др.] ; под ред. Т. И. Макаровой, В. Е. Лизгаро. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 495 с.
49. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск : БГУ, 2008.
50. Экологическое право: учебник для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право» / [С. А. Балашенко и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – 501 с.
51. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. // Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996-1997. – Т. 3. – 1997. – С. 692-700.
52. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
53. Киотский протокол 1997 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
54. Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр». – М., 2019.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты