Развитие законодательства о правах и свободах женщин в национальном и международном законодательстве
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие законодательства о правах и свободах женщин в национальном и международном законодательстве»
по дисциплине: «Международное право»
2018
251.00 BYN
Развитие законодательства о правах и свободах женщин в национальном и международном законодательстве
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Международное право
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Статистика о лишении родительских прав.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЖЕНЩИН
1.1 Общая характеристика прав и свобод женщин
1.2 Особенности прав и свобод женщин
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЖЕНЩИН
2.1 Национальное законодательство о правах и свободах женщин
2.2 Международные акты о правах и свободах женщин
2.3 Гендерные права женщин в законодательстве Республики Беларусь
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЖЕНЩИН
3.1 Проблемы законодательства о правах и свободах женщин
3.2 Пути совершенствования законодательства о правах и свободах женщин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время исследование гендерно-правовой проблематики является важной составляющей развития и защиты фундаментальных прав человека, которые определяют вектор развития общества и вносят неоценимый вклад в политическое, социальное и экономическое благополучие любого государства. Термин «гендер» в современной науке используется для обозначения социального пола, который не тождественен категории «биологический пол». Понятие «биологический пол» указывает на анатомические, генетические, физиологические различия между мужчиной и женщиной. В свою очередь, «социальный пол» (гендер) – это социальная и культурная конструкция, включающая в себя нормы мужской и женской модели поведения в обществе, которые сформированы самим социумом и определяют роли мужчины и женщины в нем [11, с. 5]. Гендер выступает одним из основных способов социальной стратификации общества, однако гендер является и одним из оснований для дискриминации. Гендерная дискриминация, т.е. дискриминация по половому признаку, – один из наиболее распространенных видов дискриминации во всем мире. Гендерная дискриминация может проявляться как в ущемлении прав женщин (например, путем доступности для них только «женских профессий», которые имеют более низкий уровень оплаты), так и в ущемлении прав мужчин (например, путем устоявшейся практики передачи судом ребенка на воспитание матери при расторжении брака и распаде семьи). Проблема гендерного неравенства характерна для широкого круга сфер общества и особенно явна в общественно-политической, трудовой и брачно-семейной сферах.
Противоположная категория – «гендерное равенство» – это практика придания мужчине и женщине равного статуса, установление равных возможностей для реализации ими своих прав, но с учетом их половых отличий. Стремление современных государств к установлению гендерного равенства обусловлено двумя важными положениями: во-первых, равное положение мужчин и женщин является фундаментальной ценностью современного общества и базовым принципом права человека; во-вторых, гендерное равенство имеет важное значение для человеческого потенциала общества и его экономического развития. В этой связи Пекинская декларация 1995 года резюмирует, что равные права, возможности и доступ к ресурсам, равное распределение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами и гармоничное партнерство между ними имеют ключевое значение для их благосостояния и благосостояния их семей [12], равно как и для благополучия всего государства в целом. Так, например, неравенство женщин в трудовой сфере, неравенство в доходах влечет низкую рождаемость; неравенство в образовании влечет потери в национальном доходе и тормозит развитие технологий; патриархальное распределение гендерных ролей снижает производительность труда.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с развитием законодательства о правах и свободах женщин в национальном и международном законодательстве.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с развитием законодательства о правах и свободах женщин в национальном и международном законодательстве.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с развитием законодательства о правах и свободах женщин в национальном и международном законодательстве.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- провести общую характеристику прав и свобод женщин;
- рассмотреть особенности прав и свобод женщин;
- проанализировать национальное законодательство о правах и свободах женщин;
- рассмотреть международные акты о правах и свободах женщин;
- определить гендерные права женщин в законодательстве Республики Беларусь;
- рассмотреть проблемы законодательства о правах и свободах женщин;
- проанализировать пути совершенствования законодательства о правах и свободах женщин.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЖЕНЩИН
1.1 Общая характеристика прав и свобод женщин
Права женщин по-прежнему остаются одним из самых острых вопросов как международного, так и внутригосударственного права, и за все время, прошедшее после принятия Всеобщей декларации прав человека, этот вопрос заставил нас пересмотреть права людей в целом, а женщин и девочек всех возрастов в частности. И не важно, о какой сфере социальной жизни или отрасли права идет речь, – везде женская тема выступает как определяющий момент в подходе к правам человека.
Правовой статус женщин включает в себя неотъемлемые свободы и права женщин и девочек всех возрастов, которые они имеют в силу того, что женщина или девочка человек. Свободы женщин и девочек всех возрастов отличаются от более широких понятий прав человека, поскольку они отличаются от свобод, изначально предназначенных для мужчин и мальчиков.
На данный момент, в результате активной деятельности на международном уровне многие вопросы прав человека рассматриваются в связи с правами женщин и девочек всех возрастов. Были приняты множество Конвенций, затрагивающих права женщин и девочек всех возрастов начиная с 1951 года и по настоящее время. Наиболее важными в закреплении и проработке прав женщин и девочек всех возрастов являются Конвенция о политических правах женщин (1952 год), Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год) а также Факультативный протокол к Конвенции (1999 год) [17]. Все эти Конвенции содержат главные вопросы, которые уравнивают женщин и девочек с мужчинами и мальчиками.
Но, несмотря на все нормативные документы, в ряде стан в настоящее время права женщин и девочек всех возрастов нарушают не только мужчины и мальчики, но и государство. Положение женщин и девочек всех возрастов в обществе напрямую зависит от той культуры, в которой они живут.
Так, например, египетская семья – это семья, где муж-глава, его власть беспрекословна, а жена обязана во всем слушать мужа и подчиняться ему. Большинство женщин в Египте не работают и материально полностью зависят от мужа. Такое положение женщин и девочек всех возрастов сохраняется на территории практически всего Египта, однако Каир живет иной жизнью. На протяжении уже многих лет женщина борется за свои права и успешно реализует их в Каире молодые женщины занимаются карьерой, своим образованием, увлекаются спортом, интересуются современной жизнью и многим другим.
Главное предназначение в жизни женщин Индии – стать матерью. Но, несмотря на это индийцы считают, что быть женщиной – это расплата за грехи в прошлой жизни, считается, что женщина носит в себе энергию, которая дает силу и приносит удачу мужчине. После смерти мужа, оставшись вдовой, индианка будет похоронена заживо, но чаще всего женщины сжигают себя, несмотря на то, что это правило было официально отменено еще в 1978 году. Вдову обходят стороной и избегают даже соседи и родственники. Поэтому, чтобы не остаться вдовой, все индийские жены берегут своих мужей и заботятся о них с особой тщательностью [28].
Если в Египте и Индии женщины и девочки полностью зависят от мужа, то в Беларуси ситуация совсем другая. Наши женщины более самостоятельны и способны выражать свое мнение, они находят хорошо оплачиваемую работу, что позволяет им уверенно чувствовать себя в качестве равноправного члена общества. Но, несмотря на все это, прослеживаются нарушения законодательства и дискриминация женщин и девочек всех возрастов. В среднем по народному хозяйству зарплата женщин более чем на 1/3 ниже, чем у мужчин. Что же касается политического вопроса, то реализована только пассивная часть политических прав ˗ участие в выборах, а их активная часть участие в принятии решений на всех уровнях законодательной и исполнительной власти не в полном объеме. На руководящей работе в Беларуси преобладают мужчины [31].
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЖЕНЩИН
2.1 Национальное законодательство о правах и свободах женщин
Рассматриваемый вопрос требует учета во всестороннем анализе и характеристике гендерной политики в Республике Беларусь на основе выводов, полученных в ходе исследований. Итак, раскроем суть ведущих закономерностей государственной гендерной политики.
Первое положение. Закономерность интегрального характера гендерной политики состоит во включении гендерной составляющей во все компоненты, уровни полисубъектного политического процесса, в процедуры выработки политических решений. Основным субъектом гендерной политики является государство, его базовые институты. Формируемые политически гендерные отношения не только объемлют и отражают структуру общества, но и задают направления, рамки гендерной трансформации в обеспечении конституционных прав, при этом расширяя возможности в доступе к власти, ресурсам управления.
Второе положение. Закономерность эффективности гендерной политики от уровня функционирования национального механизма обеспечения гендерного равенства, суть которого в интеграции воли, практических действий, решений государства и участия гражданского общества. В такой интеграции особая роль отводится структурно-функциональному принципу распределения и перераспределения ряда функций сбалансированной гендерной политики в Республике Беларусь на 3-х взаимосвязанных уровнях:
- республиканском, на котором функции координации, мониторинга, экспертизы законодательных и управленческих актов осуществляет Национальный совет по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь;
- региональном, функции планирования, организации и контроля над реализацией гендерной политики осуществляют экспертные рабочие группы, в составе которых руководители органов государственной власти, учреждений, организаций, общественные деятели, ученые; деятельность экспертных рабочих групп осуществляется при областных исполнительных комитетах, Минском горисполкоме, совместно с Советами депутатов;
- локально-поселенческом, организационно-распорядительные, нормативно-методические функции этого уровня осуществляют органы местного управления и самоуправления по реализации плана гендерной политики в целях корректно-гендерного развития социально-демографических групп; конструирования гендерных отношений по месту учебы, работы, в общественных организациях, объединениях, движениях, в социуме, в семье, средствами интеграции, социального партнерства [43].
Третье положение. Закономерность возрастания ключевой роли гендерного фактора в изменяющемся мире и белорусском обществе сегодня состоит во всеобъемлющем развитии потенциала женщин как движущей силы устойчивого развития. Основные тенденции в сфере гендерных отношений состоят, с одной стороны, в возрастании социальной энергии женщин, их экономической и политической активности. С другой стороны, усиливается влияние информационных угроз в условиях вызовов глобализации, ультра-гендерных идеологий девальвации института семьи и брака, — предотвращение которых составляет главную задачу деятельности органов государственной власти и гражданского общества на основе активного включения социально-политического, духовно-нравственного и гражданского потенциала женщин в модернизацию страны [11].
Раскроем параметры эффективности гендерной политики. В контексте гендерной парадигмы (Декларация тысячелетия ООН, 2000 г.) и гендерной методологии (Саммит ООН по устойчивому развитию, 2015 г.) параметрами эффективности являются основные показатели:
- представительство женщин в Национальном парламенте и динамика его удельного веса;
- страновой индекс человеческого развития женщин в соотношении с индексом человеческого развития мужчин;
- страновой индекс гендерного развития как обобщенный показатель положения социально-демографических групп;
- страновой индекс гендерного неравенства в рангах индексов стран-участниц ООН;
- страновой индекс гендерного разрыва по социально-экономическим индикаторам [42].
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЖЕНЩИН
3.1 Проблемы законодательства о правах и свободах женщин
Стоит отметить, что проблема «освобождения» женщины, как минимум в США, актуализировалась вместе с активизацией движения против всех форм дискриминации, которое длительно сохранялось благодаря стабильности введенной еще в ХІХ в. американской правовой доктрины. Как известно, ее сердцевиной был принцип равного поведения с лицами, находящимися в одинаковом положении. Иначе говоря, американская правовая система, взяв за основу принцип «раздельное, но равное», закрепила гендерное неравенство, заложив фундамент для всех форм дискриминации. На наш взгляд, именно это обстоятельство обусловило воинственность американских феминисток 60-х гг. Это ярко проявилось в публичных акциях, примером которых может стать конкурс «Мисс Америка», проходивший в Атлантик-Сити. Не меньшей агрессивностью характеризовалась и основанная в 1968 году «Ячейка-16». Представительницы этой радикально настроенной организации поставили в центр своей деятельности борьбу за «освобождение» женщины от всех форм угнетения, в том числе эмансипации, которая, по их мнению, проявляется как принятие господствующей дискриминационной социальной системы путем приобщения к правам и свободам, которые имели мужчины. Иначе говоря, вопреки традиционному для феминистического движения убеждению, представительницы «Ячейки-16» рассматривали эмансипацию как разновидность приспособления, адаптации угнетаемых к условиям угнетения, а потому не считали ее действенным механизмом физического, психологического, эмоционального и духовного освобождения женщины от мужчин. Вследствие этого представительницы «Ячейки-16» выступали против рабочих, личных отношений с мужчинами, которые способствуют сохранению патриархальных отношений [50].
Эволюция общественных норм и представлений, связанных с гендерными отношениями, переосмысление места и роли женщины происходят и в белорусском обществе. В соответствии со ст. 32 Конституции Республики Беларусь осуществление принципа равноправия обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, продвижении по карьерной лестнице, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда, здоровья и социальному обеспечению женщин [1].
Рассмотрим статистические показатели характеризующие данные аспекты. Так, например, в Республике Беларусь на начало 2017/2018 учебного года численность обучающихся женщин в республике составила 879 тысяч (51,1% от общей численности обучающихся), численность обучающихся мужчин 840 тысяч (48,9%). Причем преимущественно «женскими» являются гуманитарно-социальные профили образования (девушки составляют 81,7% всех обучающихся в сфере гуманитарных наук; около 78,9% – педагогики, здравоохранения; 75,2% – экономики, коммуникаций, права и управления). В 2009 году в аспирантуре обучалась 2671 женщина (58,4% от общей численности), в докторантуре – 46 (41,8%). 54,6% работающих женщин имеют высшее и среднее специальное образование.
В общей численности рабочих преобладают мужчины (56,3%), а в общей численности служащих – женщины (68,1%). В основном «женскими» являются коллективы организаций торговли и общественного питания, учреждений культуры, финансов, кредита и страхования, образования и здравоохранения. Удельный вес женщин в этих отраслях составляет от 73,9% до 85,7%.
Среди государственных служащих всех уровней управления 67,4% составляют женщины, как правило, занимающие должности главных, ведущих и других специалистов. Среди руководителей (первых лиц) республиканских органов государственного управления и их заместителей женщин 19,6%.
Поскольку «мужские» профессии пользуются повышенным спросом, женщины испытывают более серьезные проблемы с трудоустройством, чем мужчины. В общей численности безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, женщины составляют 57% [50].
В Республике Беларусь принимаются меры по повышению экономической активности женщин, их участию в общественно-политической жизни страны.
Таким образом, в современном обществе женщина вносит огромный вклад в укрепление благосостояния нашей страны, работая в материальной и интеллектуальной сферах, на производстве, в сфере услуг, занимаясь предпринимательской деятельностью при этом выполняя множество социальных ролей: мать, жена, хозяйка. Но такая многофункциональность приводит к определенным проблемам в ее жизнедеятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Государственная гендерная политика в Республике Беларусь — это целенаправленная деятельность органов власти по обеспечению конституционных прав и свобод женщин и мужчин на основе гендерного равенства, с учетом этнокультуры, традиций, в целях развития человеческого потенциала, расширения возможностей женщин в доступе к власти, ресурсам, социальным благам средствами государственно-правового регулирования.
Для улучшения положения женщин необходимо добиться равного представительства женщин и мужчин в органах власти и на других рабочих структурах, при необходимости путем определения квот. Политическим партиям необходимо включать рассмотрение вопросов равноправия в свои политические программы, и в то же время обеспечивать участие женщин в их руководящих органах на равных с мужчинами основаниях. Нужно принять законы, которые обеспечат баланс в гражданских и политических позициях мужчин и женщин. Эти нормы должны быть закреплены либо в Уставах партии, или в законе о выборах и в Конституции. Женщинам и девочкам всех возрастов нашей страны и мира, необходимо добиваться не только нормативного закрепления прав и свобод, но и реализации принципа равноправия с мужчинами и мальчиками.
2. Учитывая отношение межгосударственных органов, Республике Беларусь рекомендуется взвешенно подходить к введению гарантий или ограничений для женщин, и обосновывать свою позицию не только ее особой социальной ролью. Возможно появление новых разночтений между Конституционным Судом РФ и Европейским судом по правам человека в результате изменений законодательства или же при использовании последним эволютивного подхода к толкованию Конвенции. Не исключается возможность того, что позиция суда изменится в условиях существующей действительности, так как ЕСПЧ уже в деле Маркина указывал на то, что современные европейские общества сделали шаг в сторону более равного распределения между мужчинами и женщинами обязанностей по воспитанию детей.
3. Реализация потенциала экспертных рабочих групп как основных субъектов региональной вертикали гендерной политики требует усиление научно-инновационной роли республиканских и региональных университетов за счет практических эффектов от результатов научно-исследовательской деятельности. На неотложное решение этой задачи указывает Глава государства А. Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию (21.04.2017): «Следует активизировать работу по развитию университетов как центров научно-инновационной деятельности». Примером такого подхода является инновационно-образовательная, научно-внедренческая, консалтинговая деятельность Академии управления при Президенте Республики Беларусь в сфере государственной гендерной политики. В частности, образовательный процесс подготовки специалистов высшей квалификации в области государственного управления; системы переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров — содержит гендерный модуль формирования профессиональной компетентности «Гендерная матрица управленческих решений», разработанный коллективом кафедры управления региональным развитием. Полученные результаты научно-исследовательских работ этой кафедры востребованы региональными органами власти и используются при проектировании региональных планов гендерной политики по реализации Национального механизма на 2017-2020 годы. Например, в ходе социального партнерства и по запросу Минского горисполкома (от 26.04.2017, №10/2-18/791) подготовлены предложения для их включения в региональный план.
В Европе реализация прав человека женщинами пока отстает от желаемых темпов. Повсеместно сохраняется дискриминация по признаку гендера и пола, что усугубляется экономическим кризисом и вытекающими из него мерами жесткой экономии, которые принимаются некоторыми европейскими государствами и несоразмерно затрагивают женщин.
Соблюдению прав женщин также угрожают возродившиеся реакционные тенденции преследовать женщин, отходящих от своей подчиненной роли, в которой их удерживали веками.
Еще одна сфера, вызывающая обеспокоенность, — усиление языка вражды в отношении женщин в Европе, особенно в интернет-пространстве. Дискриминация и язык вражды в отношении женщин создают питательную почву для насилия над женщинами, которое представляет собой одну из самых крайних форм нарушения их прав.
1. Алексеев, Н. А. Палата Лордов Британского Парламента: от Суда Короля Эгберта до революции Премьера Т. Блэра (825–2003 гг.) / Н. А. Алексеев. – М.: БЕК, 2003.– 432с.
2. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: повторительный курс в вопросах и ответах / Г. Н. Андреева. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 403 с.
3. Андреева, Г. Н. Избирательное право в России и в зарубежных странах: учеб. пособие / Г.Н. Андреева, И. А. Старостина. – М.: Новое знание, 2010. – 592 с.
4. Боботов, С. В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ) / С. В. Боботов. – М.: Наука, 1994. – 127 с.
5. Брайсон, В. Политическая теория феминизма / В. Брайсон. – М.: АСТ, 1993. – 237 с.
6. Вашкевич, А. Основы конституционного права Республики Польша: пособие для студентов вузов / А. Вашкевич. – Мн.: Тесей, 2007. – 488с.
7. Гендерная экспертиза российского законодательства / Л.Н. Завадская [и др.] ; под ред. Л.Н. Завадской. – М. : Изд-во БЕК, 2001. – 272 с.
8. Гендерная экспертиза российского законодательства: теория и практика : сб. ст. / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ; редкол.: Г.И. Климантова [и др.]. – М. : Совет Федерации, 2002. – 125 с.
9. Гендерное равенство в сфере высшего образования: пути и средства достижения / И.Н. Кандричина [и др.] ; науч. ред.: В.Г. Шадурский, Л.С. Лукина. – Минск : Юнипак, 2016. – 54 с.
10. Комаров, Е.И. Женщина-руководитель / Е.И.Комаров. – М.: Прогресс, 1977. – 322с.
11. Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс] : [заключена в г. Нью-Йорке 18.12.1979] // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / А.Н. Леонтьев. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2007. – 320с.
14. Международный пакт Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] : [принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966] // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Международный пакт Организации Объединенных Наций об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс] : [принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966] // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Мельник, Т.М. Создание общества гендерного равенства : международный опыт / Т.М. Мельник. – Киев : Стилос, 2010. – 440 с.
17. Методические рекомендации по проведению гендерно-правовой экспертизы действующего законодательства [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Украины. – Режим доступа: https://minjust. gov.ua/m/str_15654. – Дата доступа:
18. Методические рекомендации по проведению гендерно-правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов [Электронный ресурс] // М-во юстиции Украины. – Режим доступа: https://minjust. gov.ua/m/str_15653. – Дата доступа:
19. Могунова, М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика / М.А. Могу-нова. – М.: Юрид. лит., 2001. – 347 с.
20. Некоторые вопросы проведения гендерно-правовой экспертизы [Электронный ресурс] : приказ Министерства юстиции Украины от 12 мая 2006 г. № 42/5 // Верховная Рада Украины. – Режим доступа: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/v42_5323-06. – Дата доступа:
21. Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февр. 2017 г. № 149 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин [Электронный ресурс] : Закон Кыргызской Респ. от 4 авг. 2008 г. № 184 : в ред. от 14 июля 2011 г. № 97 // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=23962. – Дата доступа:
23. О криминологической экспертизе [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 29 мая 2007 г., № 244 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
24. О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы [Электронный ресурс] : указ Президента Респ. Беларусь, 6 июня 2011 г., № 230 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 17.07.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
25. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З : в ред. от 7 июля 2009 г. № 31-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
26. О проведении гендерно-правовой экспертизы [Электронный ресурс] : постановление Кабинета Министров Украины от 12 апр. 2006 г. № 504 // Верховная Рада Украины. – Режим доступа: http://zakon3. rada.gov.ua/laws/show/504-2006-П. – Дата доступа:
27. О развитии цифровой экономики [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь от 21 дек. 2017 г. № 8 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
28. О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров от 23.12.2015 г., №1080 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29. Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин [Электронный ресурс] : Закон Украины от 8 сент. 2005 года № 2866-IV : в ред. от 07 дек. 2017 г. № 2229-VIII // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16965. – Дата доступа: 10.01.2019.
30. Послание белорусскому народу и Национальному собранию (21.04.2017). – Режим доступа: https://www.google.by/search?q=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83+%D0%B8+%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E+(21.04.2017)&oq=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83+%D0%B8+%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E+(21.04.2017)&aqs=chrome..69i57.402j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8. – Дата доступа:
31. Пекинская декларация (принята четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, Пекин, 4–15 сент. 1995 г.) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml. – Дата доступа:
32. Поленина, С.В. Гендерная экспертиза закона и методология ее проведения [Электронный ресурс] / С.В. Поленина // Права женщин в России. – 2005. – № 1–2. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/ archive/polenina_gender. – Дата доступа:
33. Правила подготовки проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : утв. указом Президента Респ. Беларусь от 11 авг. 2003 г., № 359 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
34. Правовые гарантии и реализация принципов гендерного равенства : практ. пособие / Г.А. Василевич [и др.] ; под ред. С.А. Балашенко, В.В. Саскевич. – Минск : Изд. центр БГУ, 2018. – 126 с.
35. Проект закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx? guid=3941&p0=2016004024. – Дата доступа:
36. Реализация гендерной политики в Казахстане : обзор ОЭСР по государственному управлению / Организация экономического сотрудничества и развития. – Казахстан : ОЭСР, 2017. – 122 с.
37. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник / Ф. М. Решетников. – М.: Юрид. лит., 1993. – 256 с.
38. Ржаницына, Л.С. Россия: методология и практика программно-целевого гендерного бюджета / Л.С. Ржаницына. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. – 400 с.
39. Пономарева, Ю.Ю. Особенности женской занятости в России / Ю.Ю. Пономарев, Е.В. Яхварова. – М.: Муравей, 2003. – 328с.
40. Сахаров, Н. А. Институт президентства в современном мире / Н. А. Сахаров. – М.: Юрид. лит., 1994. – 176с.
41. Серебренников, В. П. Конституционное право Франции. Проблемы эволюции государственно-правовых институтов V Республики 1958-1976 г.г. / В. П. Серебренников. – Мн.: БГУ, 1976. – 240с.
42. Слижевский, Л.О. Реализация принципов и норм Конституции в нормотворчестве / Л.О. Слижевский // Юстиция Беларуси. – 2014. – № 9. – С. 6–7.
43. Топорикова, О.О. Предупреждение фоновых криминогенных явлений средствами криминологической экспертизы / О.О. Топорикова // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
44. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.11.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
45. Хазова Е. Н. Конституционное право России: учебник / Е. Н. Хазова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 479 с.
46. Хачим, Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Из-раиль, ОАЭ, Ирак) / Ф. И. Хачим. – М.: РУДН, 2001 .– 138с.
47. Хессе, К. Основы конституционного права ФРГ / К. Хессе. – М.: Юрид. лит., 1981.– 368с.
48. Цунэо, Инако. Современное право Японии / Инако Цунэо; под ред. В. Н. Еремина. – М.: Прогресс, 1981. – 269с.
49. Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств / Л. М. Энтин. – М.: Юрид. лит., 1995. – 176с.
50. Щёткина, М.А. Доклад «Стратегии для увеличения возможностей женщин» / М.А. Щеткина // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/actual?id=595. – Дата доступа:
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Статистика о лишении родительских прав.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты